Управление системой компьютерной информационной образовательной среды (КИОС)

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление системой компьютерной информационной образовательной среды (КИОС)

МОУ Становская СОШ

село Становка Большеуковского района Омской области











Управление системой компьютерной информационной образовательной среды (КИОС)

Автор:

Левендеев Виктор Иванович

Современное постиндустриальное общество базируется на информационных технологиях. Сейчас они - движущая сила человеческого прогресса и степень овладения ими приобретают сейчас ключевое значение для всех и каждого.

Особая и очень острая проблема - соотношение российского образовательного пространства и мировых достижений в области информационных технологий. Ни для кого не секрет, что современная российская школа значительно отстала от стремительно развивающегося постиндустриального общества и его составляющих, а ведь школа и есть одно из этих составляющих и на данный момент она не в состоянии полноценно выполнить социальный заказ общества, не отвечая его потребностям. Как это могло случиться?

Многие ссылаются на низкую техническую оснащённость школ компьютерами и другой нужной аппаратурой, дефицит методической литературы, но так было до недавних пор. Теперь благодаря нацпроектам и президентским программам по компьютеризации сельских школ, проблема решена. Что же мешает нам развиваться в данном направлении?

Возможно, дело в том, что, во-первых большинство педагогов воспринимают компьютер как пусть и необычное, но всё же ТСО, хотя это нечто большее - например, как и учитель, компьютер является носителем информации и субъектом педагогического процесса.

Во-вторых, информационные ресурсы и возможности воспринимаются традиционной школой как явный и, возможно, довольно агрессивный конкурент знаниям и непререкаемому авторитету учителя, лишая его монополии в области знания, зачастую превращая в своего посредника. Возникает страх перед разнообразием содержания, а, следовательно, возможной своей беспомощности, страх перед необозримым пространством многообразных проб, самовыражении учеников в этих пробах.

Другой важнейшей проблемой современной школы на пути создания упорядоченной и логичной системы применения компьютерных технологий - новой информационной среды обучения является поиск оптимальных и эффективных способов овладения компьютерными технологиями и использования их в учебно-воспитательном процессе.

Нашей целью была разработка концепции интеграционного подхода к обучению, характеризующегося эффективным сочетанием педагогических и информационных технологий на базе компьютерной информационно-обучающей среды школы и направленного на формирование основ информационной компетенции школьников, необходимой для использования ИКТ в учебной, а затем в профессиональной деятельности.

Несомненно, внедрение КИОС в процесс преподавания значительно повысит эффективность процесса обучения и обеспечит подготовку школьника на уровне современных требований общества, если:

• информатизация педагогического процесса в школе будет осуществляться с учетом социально-экономических тенденций информатизации общества;

• проектирование дидактической модели будет осуществляться на основе системного подхода, предполагающего сочетание личностно-деятельностного, коммуникативного, социокультурного подходов;

• будет создан ряд условий, способствующих эффективному функционированию компьютерно-информационной модели и предполагающих наличие:

компьютерной информационно-образовательной среды (КИОС), информационной компетенции у учителя и ученика;

устойчивой мотивации обучающегося; психологической грамотности и готовности у педагога и школьника к использованию КИОС; компьютерной безопасности процесса обучения;

• традиционный (без использования КИОС) процесс обучения будет постепенно перестроен (в ходе практической реализации проекта), благодаря внедрению компьютерно-информационных методов

• современные подходы к обучению: личностно ориентированный (Зимняя И.А., Сухобская Г.С), коммуникативный (Китайгородская Г.А., Пассов Е.И.), социокультурный (Тер-Минасова С.Г., Сафонова В.В., Гальскова Н.Д.);

Итак, использование современных информационных технологий предоставляет широкие возможности для повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса:

·        Простота диалогового общения, доступ к гигантским объёмам информации;

·        возможность визуализации;

·        Сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса;

Данные возможности позволяют:

·        Увеличить скорость передачи информации обучаемому, повысить уровень её понимания;

·        Развить интуицию, логическое и образное мышление учащихся.

И как результат:

Существенное расширение возможностей традиционных форм обучения, построение новых, более эффективных форм.

Но это невозможно без построения в учебном учреждении особой системы - компьютерной информационной среды обучения (КИОС) и обеспечения правильного функционирования всех её составляющих:

·        Носителей информации;

·        Потребителей информации;

·        Источников и средств хранения, передачи и обработки информации;

·        Самих информационных процессов и технологий, условий их появления, протекания и применения.

Информационная среда существует в педагогике уже много столетий. Основное её содержание - учебник и активные её составляющие - ученик и учитель. Но сейчас можно говорить о новом информационном поле - компьютерных технологий, существующим не отдельно, а в органическом симбиозе со старым информационным полем. Естественно, в ходе таких изменений поменялись методы взаимодействия компонентов среды, роль ученика и учителя, а также появилась новая особая роль компьютера как субъекта образовательного процесса. А ведь совсем недавно ученик рассматривался как объект педагогического воздействия!

Создание компьютерной информационной образовательной среды - сложный, многогранный, многоуровневый процесс, включающей совместную, творческую, активную деятельность ученика и учителя, несводимый к снабжению школ компьютерами и СD-учебниками. Это переход к другой культурной парадигме, к новому, преобладающему типу коммуникаций.

Основные принципы, на которых строится КИОС:

Многокомпонентность - КИОС представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя:

·        Учебно-методические материалы;

·        Наукоёмкое программное обеспечение;

·        Системы контроля знаний;

·        Технические средства;

·        Базы данных;

·        Информационно-справочные системы;

·        Хранилища информации любого вида.

Интегральность - информационная компонента КИОС должна включать в себя

·        всю необходимую совокупность базовых знаний с выходом на мировые информационные ресурсы;

·        междисциплинарные связи;

·        Информационно-справочную базу дополнительных учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.

Адаптивность - КИОС должна не отторгаться существующей системой образования, адекватно отображать потребности общества.

Помимо традиционных форм учебной деятельности в проекте необходимы следующие формы:

В соответствии с принципами КИОС и формами учебной деятельности нами были определены следующие направления работы, планируемые для внедрения в проект:

педагогический компьютерный информационный обучающий


Цель организации данных направлений - выявить индивидуальные способности и интересы учащихся к тому или иному виду деятельности и всячески способствовать и поощрять увлечение работой в данном направлении.

Особо важным видом деятельности в рамках КИОС является компьютерное проектирование как мощный стимул для развития познавательных и творческих способностей учащихся, приобщение их к богатейшим источникам информации, обучение не только воспринимать эту информацию, но и конструировать свои, интеллектуально значимые и полезные умозаключения и выводы.

Следовательно, проектирование можно рассматривать как особую информационную технологию и использовать её.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что решающим фактором формирования КИОС в школе является потребность учащихся и педагогов:

§  В осуществлении активной информационной деятельности в качестве её субъекта;


Система управления КИОС

И в заключение хочется сказать, что КИОС существенно расширяет практические возможности преподавания предметов в МОУ Становская СОШ, повышает уровень знаний обучающихся, позволяет овладеть основами компьютерной грамотности - подготовить школьников к жизни в информационном обществе развитых технологий.

Теоретической основой исследования послужили:

1. Концепции информатизации общества и образования (Гершунский Б.С, Зайцева Ж.Н., Хуторской А.В., Тихомиров O.K., Апатова Н.В. и др.)

2.      Теории обучения с использованием компьютера, положения о сущности информационных технологий, разработанные в педагогике, психологии, методике обучения (Машбиц Е.И., Лернер А.Я., Ильин Г.Л., Беспалько В.П., Пейпер С, Полат Е.С., Роберт И.В., Селевко Г.А., Войскуновский А.Е., Скибицкий Э.Г., Извозчиков В.А., Кувардина Т.А., Нортон П., Пиаже Ж. и др.);

.        Теории системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических процессов (Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.), теория контекстного обучения (Вербицкий А.А.);

Похожие работы на - Управление системой компьютерной информационной образовательной среды (КИОС)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!