Содержание и методика подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание и методика подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью

ГУО «Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова»










Контрольная работа

по предмету: «Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста»

на тему «Содержание и методика подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью»

Выполнила:

студентка 2 курса ОЗО

факультета ПиПд

группы «А»

Вяль Елена Николаевна


Могилев

Содержание

1.Задачи и значение подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью.

.Содержание и специфика подготовительной работы перед занятиями различных видов изобразительной деятельности.

.Роль воспитателя и детей в подготовке к занятию. Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в разных возрастных группах на занятиях разного вида.

.Дежурства на занятиях по изобразительной деятельности разного вида.

Выводы

Используемая литература

Приложение

.Задачи и значение подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Но есть сензитивные периоды в жизни детей для той или иной деятельности, т. е. наиболее благоприятные. Дошкольный период является сензитивным период для развития изобразительной деятельности. Это следует учесть при организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Педагогу необходимо очень серьезно отнестись к работе по изобразительной деятельности. Прежде всего, он должен знать особенности восприятия изобразительного искусства детьми, а так же этапы работы с детьми дошкольного возраста в данной области. Изобразительная деятельность детей является одним из важных средств эстетического воспитания. Это проявляется в содержании и построении методики работы с детьми: и в развитии умения видеть и понимать прекрасное, и в отборе содержания для изображения, и в развитии эстетических чувств на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, и в отборе материалов для занятий, позволяющих добиться наиболее выразительного изображения.

Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности. Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в передаче окраски предмета, в соблюдении правильных пропорций и пр. Естественно, что обучение должно ограничиваться решением лишь наиболее простых изобразительных задач. Дети растут и развиваются, их способности формируются под воздействием воспитания и обучения, и задача педагога - подвести детей к правдивому отображению действительности. Приступая к составлению плана занятий на определенный период времени, педагог прежде всего уточняет, какая воспитательная работа будет проводиться с детьми в это же время по другим разделам, какие впечатления получат дети и что еще нужно сделать, чтобы подготовить воспитанников к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием. Таким образом, необходимо сказать, что педагог должен тщательным образом подготовиться к занятиям по изобразительной деятельности в детском саду. Значение такой подготовки трудно переоценить. Прежде всего, правильно организованная подготовка педагога позволяет решить следующие задачи:

.Обогатить впечатления детей разнообразными впечатлениями об объекте, который ребята будут изображать на том или ином занятии по изобразительной деятельности.

.Дать знания детям об особенностях предмета или явления, которые необходимо отразить в продуктах изобразительной деятельности.

.Уточнить представления у детей о средствах и способах изображения в различных видах детской изобразительной деятельности.

.Придать ребятам уверенность в своих силах, нацелить их на успех в своих работах.

.Спланировать организацию занятия, грамотно и целесообразно использовать место, материал, средства.

Таким образом, можно сказать, что подготовка к занятию имеет большое значение для развития навыков изобразительной деятельности у дошкольников.

.Содержание и специфика подготовительной работы перед занятиями различных видов изобразительной деятельности

Подготовительная работа к занятиям по изобразительной деятельности складывается из нескольких последовательных этапов, рассмотрим их..Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной подготовки материалов, оборудования - от этого во многом зависит успешное выполнение работы с детьми. Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала.

При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми - наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п..Подготовка педагога. Педагог, готовясь к занятию, обязательно прорисовывает, лепит или вырезает то изображение, которое будут выполнять дети, даже если на занятии не предполагается показ. Выполняя работу, воспитатель уточняет способы ее решения, отмечает, где у него возникли трудности, а в случае, если окажется, что материал подобран не совсем удачно, своевременно заменяет его. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном. Кроме того, воспитатель просматривает методическую литературу по данной теме, выбирает наиболее действенные методы и приемы обучения с учетом особенностей детей своей группы. Воспитатель должен продумать место, где он будет находиться во время объяснения. Не следует стоять на фоне окна или лампы, так как свет, падающий в глаза детям, будет мешать им ясно видеть. Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети не будут быстро утомляться..Предварительная работа с детьми. Воспитатель планирует разнообразные виды деятельности, организует работу в повседневной жизни детей в течение всех режимных моментов для обогащения детских впечатлений об объекте либо явлении, которые ребятам предстоит изображать. Подробнее о данном этапе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности будет говориться в следующей главе..Подготовка материалов. Подбирая материалы и оборудование, следует определить, какие из них более всего способствуют выразительному и полному решению темы, предложенной воспитателем или задуманной детьми. Рассмотрим какой материал необходимо подготовить к тому или иному занятию по изобразительной деятельности.

ØК каждому занятию по рисованию воспитатель продумывает формат и цвет бумаги для рисования или аппликации. Если детям предстоит изобразить предмет, то, обведя его рукой, сопоставив ширину и высоту, воспитатель легко определит, какой формат необходим. Например, для рисования петуха по игрушке больше подходит квадратный лист бумаги, а для изображения лисы - вытянутый прямоугольник и т. д. Если изображается небольшой предмет, то дается лист бумаги меньшего размера. Для рисования карандашами потребуется бумага меньшего размера, когда же рисуют большой толстой кистью (№ 14-15) -больше альбомного листа. Формат листа во многом определяет выразительность композиционного решения. Поэтому воспитатель каждый раз продумывает форму и размер бумаги, чтобы помочь ребенку лучше решить поставленную задачу.

ØБольшую часть рисунков красками и аппликационных работ дети выполняют на цветной бумаге. Белая бумага потребуется на занятиях для рисования карандашами, акварельными красками, иногда для рисования гуашевыми красками и аппликации, когда для изображения необходим белый фон (например, лист - белый снег, а дети рисуют деревья, животных и пр.).

ØРаботы по аппликации, рисунки дошкольники выполняют на плотной, шероховатой бумаге. Следует подготовить запас бумаги, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или дать второй лист тем, кто быстро справился с заданием. Листы воспитатель подписывает предварительно (до занятия) на оборотной стороне, указывая имя ребенка и начальную букву его фамилии, дату занятия.

ØВ зависимости от содержания задания воспитатель дает возможность детям самим выбрать цвет бумаги, постепенно подводя их к сознательному выбору фона, к подбору красок. Так рисунок будет приобретать красочность.

ØЦвет бумаги для занятий декоративной деятельностью зависит от особенностей конкретного вида народного искусства, на основе которого составляются узоры, например черный, красный, желтый цвета потребуются для хохломской росписи, белый - для дымковских узоров.

ØНакануне занятия педагог обязательно проверяет и подтачивает цветные и графитные карандаши (старшие дети могут принять в этом участие). Потребуется 5-6 запасных карандашей наиболее употребимого на данном занятии цвета.

ØВ старшей группе дети рисуют акварельными красками. Педагог показывает, как правильно смачивать краски перед рисованием: каплю воды стряхивают с кисти на каждую краску; к занятию краски немного размокают, следовательно, готовы к употреблению. Во всех группах дети рисуют гуашевыми красками. Краски воспитатель подготавливает накануне, но разливает в небольшие палитры утром, в день занятия. В младших группах потребуется 4-6 цветов, в старших - до 6-8. Старшие дети составляют оттенки сами на палитре (кусочке белого пластика или в дополнительных розетках). Им можно давать весь набор гуашевых красок (коробку). Перед занятием воспитатель открывает крышки баночек, а дежурные размешивают палочкой все краски по очереди сначала одного цвета во всех коробках, затем второго и т. д. Воспитатель проверяет густоту краски, доливает воды при необходимости. Разводят краски до определенной густоты (консистенции жидкой сметаны), подбирают по цвету, оттенкам (для младшей и средней групп) в соответствии с содержанием темы, цвета бумаги. Важно, чтобы цвета красок хорошо сочетались и выделялись на листе бумаги. Особенность гуашевых красок состоит в том, что они светлеют после высыхания. Следовательно, рисунок бледнеет, становится невыразительным. Поэтому, готовясь к занятию, воспитатель пробует краски на том листе, на котором будут рисовать дети, и в случае необходимости делает краски темнее или светлее.

ØДля рисования подготавливают кисти, тряпочки, банки для воды. Воду наливают перед занятием дети. В ходе занятия старших детей приучают менять воду по мере загрязнения.

ØДля работы по аппликации воспитатель заготавливает наборы цветной бумаги разного формата. Для детей группы «Почемучки»(3-4 г.ж.) и в начале года для детей группы «Почемучки» (4-5 г.ж.) - готовые кружки, квадраты, прямоугольники, овалы. Для детей этого возраста к занятиям подбирают бумагу, близкую по форме к тем предметам, которые должны вырезать дети. В конце учебного года, в группе «Фантазеры» потребуются наборы бумаги 10 X 12 см (размер этих листов можно менять в зависимости от содержания работы). Дети вырезают сначала исходные формы (круг, квадрат и др.), а затем получают из них изображение предмета или его частей. В случае необходимости воспитатель подготавливает листы белого цвета для упражнения, например при вырезывании предметов сложного силуэта (вазы, животные, птицы). На занятии, где это возможно, детям младшей группы предлагают выбирать готовые фигуры нужного цвета, а в остальных группах - бумагу. Например, когда дети наклеивают мячи двух цветов на полоске, воспитатель на каждый стол подготавливает разные наборы для выкладывания неваляшки, пирамидки и т. д., предлагает выбрать одинаковые по цвету, но разные по величине кружки. Цветная бумага заготавливается в большем количестве, чтобы детям было из чего выбрать. Оставшиеся листы можно использовать затем, на других занятиях и в самостоятельной художественной деятельности.

ØКрахмальный клей (или из пшеничной муки) варят утром и разливают перед занятием, когда немного остынет.

ØГлину заготавливают, как правило, один раз в году (лучше летом) и хранят в полиэтиленовых баках, ведрах, пленке. Накануне занятия воспитатель подготавливает небольшие куски для каждого ребенка, проверяет количество досок. Небольшой лист бумаги, на котором дети лепят, дает возможность поворачивать работу на доске.

ØВ группе «Фантазеры» на занятиях по лепке необходимы доски или поворотные станки, стеки двух-трех образцов, влажные тряпочки (30 X 30 см). Дети используют тряпочки для сглаживания поверхности изделия, вытирают ими руки, стол, доски; после занятия дежурные прополаскивают их.

ØПластилин подбирают по цвету и дают на тех занятиях, цель которых - подобрать цвет и передать мелкие детали. Как правило, пластилин используют в старших группах. Перед занятием его немного подогревают (в каком-либо теплом месте), чтобы была возможность приступить к работе.

ØВ детском саду создается фонд наглядных материалов, необходимых для занятий с детьми: различные предметы, игрушки, иллюстрации, изделия декоративно-прикладного искусства и т. д. Перед занятием педагог этот материал просматривает и отбирает тот, который позволяет наиболее полно решить намеченную задачу.

ØДля рисования с натуры необходим лист картона, желательно разного цвета с двух сторон (светлого и темного), на фоне которого ставятся изображаемые предметы. Фон выбирается в зависимости от цвета натуры: для светлой натуры - темный и наоборот. Не рекомендуется использовать черный и белый фоны - лучше темно-серый и охристый. Фон должен быть больше предмета, чтобы изображение хорошо разместилось на листе. На занятии используется или одна натура для всех детей, или для каждого ряда, или индивидуальная. Педагог продумывает, как лучше ее расположить: скажем, перед каждым рядом или между двумя рядами на расстоянии 1,5-2 м от первого стола на уровне глаз сидящего ребенка или чуть выше, чтобы всем было хорошо видно. Если дети рисуют цветы, то лучше их поставить в вазу (уточнив, что ее рисовать не нужно). Позднее воспитанники могут рисовать ветки, цветы и в вазе (простой формы). Для рассматривания натуры на занятии по лепке можно использовать поворотный станок, который дает возможность показать предмет со всех сторон.

ØВ каждой группе должен быть стенд для анализа детских работ по рисованию, аппликации и лепке Непосредственно перед занятием воспитатель готовит все, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрации, лист бумаги для показа; определяет место, где будет стоять предмет; прикрепляет фон за натурой и т. д. (2)

После того как все будет готово, педагог еще раз смотрит на наглядный материал с того места, где расположен последний стол, дабы не оказалось, что предмет не выделяется на подобранном фоне или иллюстрация очень мелка.

.Роль воспитателя и детей в подготовке к занятию. Методы и приемы, используемые педагогом в ходе подготовительной работы в разных возрастных группах на занятиях разного вида

В подготовке к занятиям по изобразительной деятельности принимают участие как педагог, так и дети. В зависимости от возраста дети выполняют поручения педагога либо дежурят по занятию для подготовки необходимых материалов.

У педагога более широкая задача: подготовить не только материал для занятий, но и подготовить самих детей к изображению того или иного предмета, явления и т.п. Эта задача решается путем организации предварительной работы к занятиям. Рассмотрим основные методы и приемы, которые может использовать педагог в ходе предварительной работы с детьми разного возраста.

На развитие творческих способностей ребенка большое влияние оказывает художественное слово. Загадки, стихи на различные темы (времена года, животные, растения и пр.) доступны и понятны детям, формируют в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы. Поэтическое слово помогает детям обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов ребенок начинает представлять такие признаки предметов и явлений, которые им ранее не воспринимались; то есть поэтическая речь, которая отражает «понятийную» сущность вещей, помогает детям узнать знакомый образ в новых вариациях. Учитывая сформированные у детей представления, можно заострить их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник иллюстрирует текст, стремится нарисовать то, о чем сказал поэт, используя различные средства выразительности (линии, цвет и т, д.). Стихи должны быть доступными и понятными детям по тематике, содержанию, языку. Кроме того, информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы, то есть неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа. Такое свойство поэзии, как изобразительность, обогащает и разнообразит содержание детских рисунков, способствует внесению в них моментов, которые при обычном наблюдении не всегда замечаются детьми.

Поэтическая характеристика формы предметов, индивидуальных особенностей образов, действий способствует более точным движениям руки под контролем зрения, их плавности и ритмичности. Лирические строки помогают обучать детей плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, как бы подсказывают возможность передачи образа («Как быстро по небу бегут облака...»), отражения связи между предметами с помощью линии («Зашумела, разгулялась в поле непогода...»). Своеобразно можно передавать пространство: в виде фриза (одной линии), широкой полоски земли, двух-трех фризов изображать линию горизонта, рисуя дороги, реки, возвышенные места (пригорки, сугробы), широкое или узкое пространство неба.

Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время систематических наблюдений. Видимые детьми деревья, цветы, птицы, звери наделяются образными характеристиками. Они, как и люди, бывают разными: большими и маленькими, худыми и толстыми, они «печалятся и радуются», разговаривают на своем языке. Ознакомление детей с природой в изобразительной деятельности обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет знания о предметах и явлениях природы, о животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках, различиях. Особой организации требуют наблюдения, цель которых - познакомить детей с окружающей природой. Изменения в природе протекают медленно. Чтобы у ребят сложились отчетливые представления, потребуются длительные систематические наблюдения, "которые проводятся на прогулках и экскурсиях.(2) В течение всего года дети знакомятся с различными явлениями природы, с последовательностью месяцев в году, их названиями и основными признаками, а также разучивают стихотворения о временах года, о месяцах. С детьми организуются наблюдения за изменениями в природе. За несколько дней до занятия рисованием следует провести итоговую беседу, уточняющую характерные признаки каждого месяца и типичного для него сельскохозяйственного труда, вспомнить стихотворения о месяцах. В конце беседы нужно предложить каждому подумать, о каком месяце он будет рисовать и что хочет изобразить.

Важное место в обучении детей старшей группы должны занимать уточнение и усложнение пространственных представлений, с чем связано изображение пропорциональности предметов, их величин и пространственных отношений.(3, стр.6)

Обследование - это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно изобразить его в рисунке, лепке, аппликации. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение и цвет). Педагог учит детей воспринимать. Самостоятельно они не владеют этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предмета, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупывание - осязательнре восприятие.(2)

Воспитатель, начиная обследование, обращает внимание детей на предмет в целом, подчеркивая его эстетические качества. («Посмотрите, какая у нас нарядная, красивая кукла»,- говорит он. Или: «Вот какой серый пушистый зайчик прискакал к нам».) Дав возможность полюбоваться игрушкой (предметом), педагог подводит детей к анализу воспринимаемого предмета, выделению его свойств: форма основной части, ее величина, форма и величина других частей, их расположение по отношению к главной части (строение предмета), цвет. Цвет можно выделять не всегда, а лишь в тех случаях, когда надо познакомить с ним, закрепить знания детей, когда цвет нужно передать точно. Если же цвет хорошо знаком, или передача его не обязательна (например, в лепке), если дети могут выбрать цвет по своему желанию, то называть его при обследовании предмета не следует. В заключение обследования педагог вновь обращает внимание на целостный облик предмета.

Обследование оказывается эффективным только во взаимосвязи со словом, указывающим детям, на что смотреть и что воспринимать. Воспитатель помогает ребятам определить форму предмета, цвет, знакомит с их названиями, направляет на сравнение форм, пропорций, обобщение свойств предметов. При этом он обязательно активизирует внимание детей: спрашивает, предлагает называть, определять, сравнивать. Так же как обследование предмета, игрушки, проводят и обследование картинки, иллюстрации (в том случае, если нельзя рассмотреть,, например, пароход, людей, животных в натуре,, в движении и т. п.), образцов народного декоративно-прикладного искусства. Обследуются элементы, составляющие узор, их расположение на предметной форме, цвет отдельных элементов и цветовые сочетания.

Рассматривание картин и книжных иллюстраций - широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Дети учатся видеть красоту окружающих предметов и явлений, отмечать, как по-разному их изображают в своем творчестве художники. Ведь каждый художник показывает их необычность, привлекает внимание к тому, что он любит, что ему нравится или чем он огорчен, показывает свое отношение к изображаемому.

Рассматривая произведения искусства, дети узнают знакомые образы, называют художников, сравнивают персонажи Е. Чарушина и Е. Рачева, Ю. Васнецова и Е. Рачева, Е. Чарушина и В. Лебедева, учатся определять образы животных - реальные и сказочные, выразительные средства, которые использует художник (линию, цвет, дальний и передний план). (Например, художник Е. И. Чарушин тонкими, порой едва заметными линиями изображает мягкую пушистую фактуру меха у животных, разнообразное по очертанию оперение у птиц.) Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства рекомендуется проводить не менее одного раза в месяц. Они могут быть посвящены виду искусства (живописи, графике), жанру (пейзажу, портрету) или определенной тематике.

Для закрепления, уточнения и систематизации полученных знаний рекомендуется использовать дидактические игры («Какое дерево лист потеряло», «Понаблюдай и нарисуй», «Проведи не отрывая руки», «Времена года», «Части суток», «Пейзаж», а также элементы игры-драматизации (передача образов животных, птиц или сказочных героев), подвижные игры (имитирующие движения персонажей). Благодаря игре и игровым заданиям занятия становятся более интересными, привлекательными для детей, вызывают у них яркий эмоциональный отклик. Результат получается более высоким, так как дети не просто рисуют, а передают в изображениях образы игры.

Творчество детей невозможно без практической работы, поэтому необходимо развивать умения и навыки, тренировать формообразующие движения руки, эмоционально-личностное отношение к искусству, организовывать самостоятельную изобразительную деятельность детей.(4, стр.4)

Для развития формообразующих движений руки нужны ясные, отчетливые представления о предмете. Поэтому необходимо учить детей воспринимать те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения: форму, строение, величину, цвет. Для этого целесообразно использовать различные упражнения такие, как «Рисование сухой кисточкой», «Рисуем в воздухе», «Дорисуй», «Выложи, как я», «Покажи, как слепить» и т.д. Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движения обеих рук по контуру формы предмета и его частей - это способствует образованию двигательного представления, необходимого для формирования исполнительного движения. Рисующая рука лучше «запоминает» нужное движение, закрепляется координация движений рук и глаз, след от проделанного руками движения остается в двигательных центрах коры головного мозга.(4, стр.7)

Используя разнообразные методы педагог подводит детей к правильному пониманию того или иного образа, явления. А приемы могут быть самыми разнообразными: все те, которые педагог использует в повседневном общении с детьми.

.Дежурства на занятиях по изобразительной деятельности разного вида

Начиная со группы «Почемучки» (4-5 г.ж.) детей привлекают к дежурству по занятиям. В обязанности дежурных входит подготовка вместе с воспитателем материалов к занятию на общем столе. Дежурство следует сочетать с самообслуживанием во всех возрастных группах. Воспитатель четко планирует, что в каждой группе сделает ребенок сам, что сделают дежурные. Постепенно обязанности дежурного и каждого ребенка усложняются. Все необходимые материалы и оборудование хранят в определенном месте, четко распределив по видам деятельности, чтобы дежурные легко могли подготовить их к занятию.

«Малыши» Воспитатель приучает детей убирать свое рабочее место после занятия, отдавать ему карандаши, кисти, салфетки, оставшуюся глину и пр.

«Почемучки» (3-4 г.ж.) Воспитатель и его помощник расставляют столы ближе к свету. В начале года педагог сам подготавливает и раздает весь материал. Затем привлекает отдельных детей к подготовке необходимого материала и оборудования для занятия: то, что каждый может взять и положить себе на стол. Это еще не дежурство, а поручения отдельным детям, которые хотят помочь воспитателю (в течение года педагог обязательно привлекает к помощи всех детей).

Детей приучают размещать предметы на столе в строгом порядке. Воду, краски расставляет воспитатель. Сначала краски лучше раздавать только после объяснения, чтобы дети не отвлекались. На первых занятиях, пока ребята пользуются одной краской, воду для промывания кистей дают по окончании рисования.

После занятия малышей приучают относить все, что они брали для работы, на общий стол. Воспитатель вместе с помощниками убирает материал в шкаф, моет кисти, розетки и пр.

«Почемучки» (4-5 г.ж.) В первой половине года подготовка к занятию организуется так же, как в предыдущей группе, но воспитатель чаще дает поручения отдельным детям: помочь переставить столы, если это надо, подготовить на общий стол все необходимое.

В начале года воспитатель объясняет детям правила подготовки к занятию, затем требует их выполнения, напоминая при необходимости. Так как у ребят пока нет опыта организации работы и они не всегда могут сами договориться, взрослый уточняет, кто что делает до и после занятия. Например, тот, кто сидит слева за двухместным столом, относит воду, а тот, кто справа,- краски, на следующем занятии роли меняются. Постепенно педагог приучает детей договариваться самостоятельно.

Со второй половины года детей привлекают к дежурству по подготовке к занятию. Они могут наливать воду в банки, расставлять на столы банки с водой, краски, а в конце занятия выливать воду, относить краски на место.

На столе у дежурных постепенно увеличивается количество материалов, которые дети выбирают сами в зависимости от поставленной задачи. Возможность выбора материалов положительно влияет и на проявление самостоятельности в ходе занятия.

«Фантазеры» В начале года воспитатель объясняет порядок подготовки столов к занятию и требует его соблюдения. Прежде всего, он напоминает последовательность работы дежурных и остальных детей при подготовке своего рабочего места. Затем дежурные проверяют, как подготовлена группа к занятию, а по окончании - состояние столов. На столе для дежурных, кроме необходимых материалов, оборудования, должны быть 2-3 тряпки для вытирания столов. Дежурные разливают краски в палитры, сливают их в банки после занятия, разливают клей, подготавливают глину и т. д.(1)

Обязанности дежурных зависят от условий данной группы. Например, часть оборудования может находиться в ящиках двухместных столов. В этом случае дежурные готовят меньше материалов к занятию. По окончании занятия кисти ополаскивает воспитатель после того, как каждый ребенок вымыл свою кисть и поставил ее на общий стол. Дежурные заливают розетки водой в ведре или тазике, выделенных для этой цели. Вечером они моют, стирают все, что использовалось на занятии. При такой организации дети не задерживаются на прогулку и работают под контролем воспитателя, что особенно важно в начале года. Необходимо научить ребят выполнять все быстро, четко, в определенной последовательности, доводить начатое дело до конца.

Выводы

.Для того, чтобы дети с удовольствием занимались изобразительной деятельностью и добивались положительных результатов в данной деятельности педагогу необходимо тщательно подготавливаться к каждому занятию по изобразительной деятельности.

.Одной из главных задач в обучении детей изобразительной деятельности является организация предварительной работы, которая включает в себя разнообразные методы и приемы работы.

.Педагог играет ведущую роль в подготовке к занятиям изобразительной деятельностью.

.Дети так же должны принимать участие в подготовке к занятиям: через поручения либо дежурства, в зависимости от возраста.

Используемая литература

подготовительный изобразительный воспитатель занятие

1.Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б. Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 1977. - 253с.

.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: / Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова и др.; /Под ред. Т. С. Комаровой.- 3-е изд., до-раб.-М.: Просвещение, 1991.-256 с:

.Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. (Пособие для воспитателей). М.: «Просвещение», 1973. 208 с.

.Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / авт.-сост. М. Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 270 с.

.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1998.

.Работаем по программе «Пралеска»: методические рекомендации/ сост. Е.А. Панько и др.− Минск: НИО; Аверсев, 2007г

Приложение 1

Конспекты занятий

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности

(рисование + аппликация) в группе "Почемучки" (3-4 годы жизни)

ТЕМА: Рыбки в аквариуме.

Программное содержание: упражнять детей в создании композиции "Рыбки в аквариуме", используя рисование и аппликацию; закрепить навыки наклеивания предметных форм, рисования с использованием различных материалов; способствовать использованию в работе различных материалов; развивать познавательные процессы, фантазию; формировать интерес к изобразительной деятельности.

Материал: рыбки, выполненные оригами разных цветов, затонированная в голубой цвет основа(лист бумаги прямоугольной формы) по количеству детей, гуашь, кисточки для рисования и клея, баночки с водой, клейстер, салфетки, подставки для кисточек, клеёнки, дополнительный материал: кусочки цветной бумаги, водоросли, вырезанные из бумаги, биссер, засушенная трава.

Предварительная работа: Наблюдение за рыбками в аквариуме, пальчиковая игра «Рыбки», рассматривание картинок на тему: «Рыбки в аквариуме», рисование рыбок цветными карандашами, складывание рыбок способом «оригами», загадывание и отгадывание загадок по теме занятия, д/и «Дорисуй», «Чего не хватает?»

Организация и методика проведения: Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением рыбок в аквариуме. Показывает заранее сделанные с детьми рыбок и говорит:

Ребята, вот какие красивые рыбки у нас с вами получились: разного цвета, формы, размера(уточняет у детей цвет, форму, размер). Давайте вспомним, как называются наши рыбки.(Ответы детей.) Только вот беда наши рыбки без домиков, им очень грустно, что им негде поплавать, поиграть. Как мы можем помочь нашим рыбкам? (Ответы детей.) Сделаем им домики - аквариумы, чтобы им было весело. Давайте посмотрим, что нам может пригодится для работы.

Подводит детей к столу, уточняет, что необходимо для работы, анализируя иллюстрации с аквариумом. Показывает детям разные варианты выполнения водорослей: нарисовать кисточкой, ниточкой, использовать вырезанные из цветной бумаги, засушенная трава; камешков: нарисованные разных размеров и разных цветов, выполненные из комочков бумаги, наклеенные из цветной бумаги; пузырьков: наклеенные из биссера. нарисованные. Напоминает, что в аквариуме есть песочек. Дети выполняют работу. После того, как ребята выполнят аквариум, воспитатель предлагает поселить в аквариумы своих рыбок. Говорит:

Как обрадовались наши рыбки таким красивым домикам, давайте мы поставим наши аквариумы в наш уголок природы, чтобы рыбки всегда оставались с нами. А мы с вами покажем рыбкам, как умеем играть.

П/и " Рыбки в аквариуме"

Цель: упражнять детей в беге на носочках в разных направлениях, через препятствия: камешки

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) для детей группы "Почемучки" (3-4 года жизни).

Тема: Снеговик

Программное содержание: учить детей рисовать круги разной величины, для передачи образа снеговика;

упражнять в рисовании нетрадиционными техниками(с использованием зубного порошка или пасты) и прорисовке недостающих деталей кистью;

формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творчество, воображение, фантазию;

в дидактической игре упражнять в различении геометрической фигуры круг по размеру, в складывании целого из частей: снеговик.

Материал: игрушка Заяц, комплект игры "Собери снеговика"(3 круга разного размера, нос, глаза, рот, ведро, пуговицы); большой конверт; листы бумаги; затонированные в голубой цвет, кисти, вода, зубная паста или зубной порошок, разведенные в воде; гуашь; розетки с водой; подставки для кисточек; салфетки; для воспитателя лист бумаги А3, затонированный в голубой цвет.

Предварительная работа: наблюдение за играми старших дошкольников, рассматривание книжных иллюстраций, выкладывание на фланелеграфе снеговиков из готовых геометрических форм, обследование круга, чтение художественного слова:

* * *

Веселый снеговик-

Смешливый странник вешний:

Над бородой-метлой

Торчит морковный нос,

Ведро на голове

Венчает облик внешний.

* * *

Среди нашего двора

Снеговик стоял вчера.

Мы его слепили сами.

Был он с пышными усами,

А сегодня за окном

Потекли ручьи кругом.

Ночью снеговик исчез.

Может быть, ушел он в лес?

Очень просим вас, ребята,

Если снеговик усатый

Повстречается в пути,

Помогите нам найти.

** *

Глазки у снеговика -

Два веселых уголька,

Вместо носа ловко

Вставлена морковка.

Методика и организация проведения: в группу прибегает Зайка и плачет, воспитатель спрашивает, что за беда случилась у Зайчонка.

Зайчонок: Здравствуйте, ребята, я даже не поздоровался с вами. Такое горе случилось: снеговик вез подарки Дедушке Морозу, а серый волк отобрал подарки и разбурил снеговика. Теперь Дедушка Мороз остался без помощника. Какая беда. Посмотрите, что стало со снеговиком. (Показывает комплект игры "Собери снеговика).

Воспитатель: Не переживай, Зайка, мы поможем тебе. Правда, ребята? Кто знает, как помочь снеговику? (Ответы детей.) Давайте попробуем собрать снеговика. (Дети собирают снеговика)

Зайка: Ой, как хорошо! Теперь Снеговик цел и невредим! Только как же отобрать у серого волка наши подарки? Один снеговик не справится. (Ответы.)

Воспитатель: Дорогой Зайка и тут мы тебе с радостью поможем. Мы с ребятами очень любим рисовать. Надо нарисовать Снеговику друзей и послать ему письмо. В сказке Снеговики оживут и проучат Серого. Поможем, ребята? (Ответы детей).

Конспект занятия по изобразительной деятельности(лепка) для детей группы "Почемучки" (3-4 года жизни).

Тема: Весна наступила, и Мишка проснулся.

Программное содержание: учить детей лепить медведя, передавая характерные особенности животного; закрепить знания детей о времени года - весна, ее чертах; упражнять в лепке из целого куска, ориентируясь на показ воспитателя; способствовать развитию творчества, фантазии, воображения; развивать речь; формировать устойчивый интерес к результату деятельности.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Материал: пластилин, стеки, досточки для лепки, салфетки, подставка для изделий, элементы украшения: елочки, деревья, цветочки, письмо в конверте, игрушка Медвежонок.

Предварительная работа: рассматривание игрушки Мишка, игры с игрушкой, упражнение в скатывание шара, овала, чтение художественного слова:

МЕДВЕЖАТКИ

Медвежаток я взяла, посадила у стола:

Угощайтесь, медвежатки, ешьте мед, хороший, сладкий!

А они себе сидят и ни капли не едят:

Хоть они и любят мед, но раскрыть не могут рот.

** *

Сидит мишка скучает, гостей поджидает.

У него сегодня праздник, а никто в гости не идет,

Подарков не несет, и так ему грустно.

Организация и методика проведения: Звучит спокойная мелодия. Воспитатель собирает вокруг себя детей и спрашивает:

Ребята, а помните, какая пора года наступила? (Ответы детей.)

Да, наступила весна. Уже почти растаял снег, солнышко светит ярче и греет своими теплыми лучиками землю, появляются почки на деревьях, зеленая травка и первые цветочки - подснежники. Но вот один солнечный лучик греет мишкину берлогу. Медвежонок потянулся и проснулся. Вот он какой медвежонок из весеннего леса. (Показывает игрушку Медвежонка.) Он порадовался солнечному лучику, но вскоре загрустил. А скучно ему стало, потому что нет в лесу больше медвежат, один он. Мама займется снова своими делами, а ему даже не с кем поиграть. А вы знаете, ребята, как я узнала про одинокого медвежонка? Он написал нам с вами письмо. Это письмо из весеннего леса я сегодня нашла у дверей нашей группы. Медвежонку очень скучно и ему обязательно надо помочь. Поможем, нашему другу? (Ответы детей.) Ребята, а как мы сможем помочь нашему мишке? (Ответы детей.) Давайте, слепим маленьких медвежат, которые с радостью подружатся с одиноким медвежонком. Каждый вечер они будут оживать и отправляться в гости к медвежонку в лес.

Воспитатель предлагает детям поближе рассмотреть медвежонка, использует при этом основные правила восприятия. Перед началом лепки детей воспитатель показывает способ лепки медвежонка из целого куска. Дети могут повторять за воспитателем. После того, как ребята слепили медвежат, воспитатель напоминает, что у медвежонка есть носик, глазки, рот; предлагает дополнить этими деталями композицию, используя стеки и конструктивный способ лепки.

Всех медвежат ребята ставят друг возле друга на подставку, дополняют композицию елочками, деревьями, цветами. Воспитатель предлагает детям найти самого веселого медвежонка, самого маленького, самого симпатичного и т.д. Дети совместно с воспитателем придумывают сказку про медвежонка и его друзей.

Конспект занятия по изобразительной деятельности(аппликация) для детей группы "Почемучки" (3-4 года жизни).

Тема: Солнышко

Программное содержание: упражнять детей в наклеивании различных форм, составляя образ; закрепить умение воспринимать художественное произведение и отвечать на вопросы по тексту; развивать воображение, память, наглядно-образное мышление; способствовать формированию интереса к аппликации.

Воспитывать аккуратность в работе.

Материал: рисунки с изображением пасмурной погоды, без солнышка по количеству детей, клейстер, кисти для клея, салфетки, подставки для кисточек, клеенки, заготовки для аппликации (желтый круг и прямоугольные "лучики"), фломастеры.

Предварительная работа: рассматривание книжных иллюстраций, рисование солнышка цветными карандашами, красками, фломастерами, наблюдение за погодой, за солнцем во время прогулки, д/и «Дорисуй», «Нарисуй такой же», чтение художественного слова:

** *

Солнышко, колоколнышко, ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди!

Нам в поле бежать, нам весну встречать!

** *

Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату,

Мы захлопали в ладошки - очень рады солнышку!

** *

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое,

Доброе, лучистое!

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали!

** *

Свети, свети, солнышко!

На зеленое полюшко,

На белую пшеницу, на чистую водицу,

На наш садочек, на аленький цветочек!

Организация и методика проведения: Воспитатель читает ребятам сказку "В гостях у солнышка". Задает по сказке вопросы:

Почему цыплята отправились в гости к солнышку?

Кто еще захотел пойти к солнышку?

Нашли друзья домик солнышка?

Почему солнышко спряталось?

Как помогли друзья выглянуть солнышку7

Воспитатель спрашивает детей, что нарисовано у них на листочках, какая погода, как они узнали. Предлагает ребятам изменить погоду на своих рисунках и сделать ее солнечной, уточняет, как это можно сделать.

Посмотрите, что у нас есть на столах: кружочки и прямоугольники. Какого они цвета? (Ответы детей.) На что похож круг? (Ответы детей.) Что можно из них сделать? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает ребятам вначале выложить солнышко из фигур, а затем наклеить, напоминает правила наклеивания. По желанию детей, можно нарисовать солнышку глазки, рот, носик.

Воспитатель подводит итог:

Вот и стали светлее наши рисунки, погода изменилась, стала солнечной, яркой и дождик не помешает нам пойти на прогулку.

Конспект занятия по изобразительной деятельности(лепка из теста) для детей группы "Почемучки" (3-4 года жизни).

Тема: Прибежал из леса зайка.

Программное содержание: учить детей передавать характерные особенности зайца при лепке: длинные уши, короткий хвост, форма головы, туловища, лапок;

упражнять в конструктивном способе лепки; развивать мелкую моторику рук, познавательные процессы; формировать интерес к различным изобразительным материалам; воспитывать любовь ко всему живому.

Материал: соленое тесто, стеки, досточки для лепки, вода в розетках, салфетки, подставка для работ, игрушка Заяц.

Предварительная работа: Пальчиковая игра «Скачет зайка», п/и «Зайка серенький сидит», рассматривание объемной фигуры зайчика, обследование фигурки, рассматривание книжных иллюстраций, имитация движений зайчика, чтение художественного слова:

** *

Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

Лапкой, лапкой, постучи, постучи, .

Ты на травку упади, упади,

Полежи и отдохни, отдохни.

Отдохнул? Теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

** *

Заскользил по льду косой от лисы и волка.

** *

Зайчишка-трусишка по полю бежал,

В огород забежал, морковку нашел,

Сидит, грызет. Ай, кто идет?

** *

Заяц-дружок прискакал на лужок.

Выпал снежок, засыпал лужок.

Заяц-дружок сделал прыжок ...

И пропал.

** *

В лесу чудес немало, зайцев нам лишь не хватало,

Примостилась на скамейках зайцев дружная семейка!

Организация и методика проведения: Воспитатель разучивает с детьми новую пальчиковую игру "Зайка и ушки". Показывает игрушку зайца и говорит:

Вот ребята, какой Зайка у нас сегодня в гостях. Давайте поближе познакомимся с ним. (Рассматривают зайца, воспитатель уточняет форму головы, туловища, лапок, какие уши, хвост, цвет.) А наш зайка очень любит когда рисуют его портреты, но еще никто и никогда не лепил его. Он очень хочет посмотреть, как он будет выглядеть. Давайте, ребята превратимся с вами в скульпторов и вылепим скульптуру зайца. Только, как же нам быть зайка белый, а белого пластилина у нас нет. Из чего можно слепить зайчонка (Ответы детей.) Да поможет нам наше волшебное тесто.

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на фигуру зайца, выделяет характерные особенности, составные части, показывает способ лепки. В течение работы детей использует напоминания, указания, вопросы, частичный показ для исправления ошибок детей.

В конце занятия все работы помещаются на подставку и Заяц рассматривает детские работы, хвалит ребят. Ребята находят самую веселую фигурку, самую грустную, самую похожую, самую непохожую и т.д.

Зайка прощается с детьми и уходит.

Анализ занятий по изобразительной деятельности, детских работ.

Мною было проанализировано занятие по изобразительной деятельности в группе «Фантазеры» по рисованию(по замыслу) акварельными красками на тему «Зимнее волшебство».

Занятие было организовано в соответствии с требованиями программы «Пралеска». Были созданы необходимые условия для проведения занятия:

ØСанитарно-гигиенические - проветрено помещение, сделана влажная уборка, освещение было достаточным;

ØМатериал и пособия - весь необходимый материал был подготовлен заранее и расставлен на столах, репродукции картин стояли на уровне глаз ребенка в удобном для обозрения месте.

Программное содержание занятия соответствовало возрасту детей и требованиям программы «Пралеска», в программном содержании занятия и на занятии происходила реализация триединой задачи.

Педагог использовала здоровьесберегающий подход на занятии: использовала физкультминутку, старалась создать каждому ребенку эмоционально комфортные условия, происходила реализация индивидуально-дифференцированного подхода В ходе занятия воспитатель использовала следующие методы и приемы: вариативный показ, пояснение, вопросы проблемного характера, создавала каждому ребенку ситуацию успеха.

На занятии дети проявили интерес и внимание, познавательная активность.

В ходе занятия педагог использовала демократический стиль общения с детьми. Программные задачи занятия были реализованы.

Из беседы с педагогом было выяснено, что данному занятию была организована большая предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдения в природе за деревьями, явлениями неживой природы, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин, картинок на тему «Зима», с детьми были организованы предметное и сюжетное рисование на зимние темы, в которых педагог учила детей изображать зимние явления с использованием различных материалов.

Вся работа отражена в плане воспитательно-образовательной работы с детьми данной группы.

Мною были проанализированы детские работы. Рисунки детей были разнообразны, практически не встречалось одинаковых, каждый из детей творчески подошел к изображению зимы: некоторые рисовали детей на улице, некоторые зимний лес, один из ребят нарисовал новогодний рисунок. Это говорит о том, что предварительная работа была организована и оказала положительное влияние на проявление творчества в детских рисунках.

Занятие по лепке на тему «Снеговик» было организовано в средней группе. Занятие было организовано в соотвествии с требованиями программы, были созданы все необходимые условия для организации работы детей. Но в ходе занятия педагог старалась сама помогать детям, а не использовать показ на своем куске пластилина. Но работы детей получились разнообразными, снеговики у детей были по разному украшены, хотя технические навыки детей не на высоком уровне. Из беседы с педагогом я узнала, что предварительная работа сводилась к лепке снеговика на улице и чтению художественных произведений.

Я наблюдала занятие по аппликации в группе «Малыши» на тему «Колобок» - ребята выкладывали изображения на фланелеграфе. Было видно, что ребята хорошо знают, как выкладывать фигуры, они без труда называли цвет и форму колобка, рассказывали сказку, по моему мнению, это результат предварительной работы. Педагог подтвердила, что они с детьми много рассматривают иллюстраций, закрепляют цвета и формы через дидактические игры, она много читает малышам, старается использовать любой момент повседневной жизни для закрепления ЗУН, которые могут пригодиться ребятам на занятиях по изобразительной деятельности.

Таким образом я пришла к выводу о том, что предварительная работа помогает уточнить знания и умения детей, обогатить их представления, помочь в овладении техническими навыками, делает работы детей более содержательными. Существует прямая взаимосвязь между подготовкой к занятию и продуктами изобразительной деятельности детей.

Похожие работы на - Содержание и методика подготовительной работы перед занятиями изобразительной деятельностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!