Предварительное расследование

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предварительное расследование

Введение

В период с 24.06.2013 года по 14.07.2013 года мною, Бурсиковым К.В. пройдена практика в военно-следственном отделе следственного комитета по Владимирской области г. Коврова. Практика имеет своей целью углубление и укрепление познаний, приобретенных в ходе теоретического изучения. Учащиеся ВУЗов получают требуемые навыки, умения и опыт для работы в правоохранительных органах.

В период прохождения практики я ознакомился со структурой военно-следственного отдела, общей организацией работы отдела, с порядком воплощения приема посетителей, с планированием работы в военно-следственном отделе и формами статистической отчетности, с оформлением процессуальных документов и ведением различных следственных мероприятий, таких как следственный эксперимент, проведение очной ставки, допрос очевидца, подозреваемого, пострадавшего, вызов к следователю, опознание.

Я оформлял постановления о возбуждении уголовного дела, протоколы осмотра места происшествия, постановления о избрании меры пресечения, протоколы допроса подозреваемого, протоколы выемки, также смог непосредственно принять участие в некоторых процедурах следственных действий.

В процессе практики я ознакомился с конкретной работой следственного аппарата, находился при производстве следственных действий. За время прохождения производственной практики ознакомился с нормативными документами следственного подразделения, оказывал практическую помощь следователю, исполняя отдельные поручения. Получил некие практические навыки по расследованию уголовных дел.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь берет на себя без помощи других, кроме случаев, когда законом предвидено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. При всем этом отношение надзирающего прокурора и следователя основываются на принципе самостоятельности последнего. Следователь имеет возможность не выполнять указания прокурора, в отмеченных процессуальным законом случаях, представив свои возражения вышестоящему прокурору, который или соглашается со следователем и отменят полученные им указания, либо не соглашается с ними, хотя тогда уже дело передается другому следователю. Органы предварительного следствия осуществляют предварительное следствие в среднем по 90% правонарушений, по которым производство предварительного следствия обязательно. Следовательно, расследование уголовных дел имеет весомое значение.

1. Органы предварительного следствия

1.1Понятие предварительного расследования

Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ - одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции.

Предварительное следствие - это процессуальная, то есть урегулированная уголовно-процессуальным законом работа следователя, возникающая с этапа возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения либо, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о использовании принудительных мер медицинского характера, или постановления о прекращении уголовного дела. В отличие от предварительного следствия, которое выполняется следователем, в суде проводится судебное следствие, которое считается частью судебного разбирательства и исполняется судом с целью изыскания подтверждений по рассматриваемому им уголовному делу. В Прокуратуре, Правоохранительных структурах (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы следственные аппараты, то есть специальные структурные подразделения, главный функцией которых считается расследование правонарушений. По штатному расписанию в данных подразделениях учтены должности следователей (старших следователей, следователей по наиболее существенным делам, старших следователей по наиболее важным делам), то есть профессионалов, конкретно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия оформляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

Единство данной системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, также единичным прокурорским надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности. Расследование правонарушений для органов предварительного следствия считается основной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном выявлении правонарушений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, раскрытии обстоятельств и критерий, способствующих правонарушениям, и принятии мер к их устранению. С учётом того, собственно исполнение этой функции быть может связано с посягательствами на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для борьбы с преступностью Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и осуществляющих контроль органов» установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества следователей и близких им лиц. Предварительное следствие считается главной формой расследования правонарушений, предусматривающей более полные гарантии соблюдения прав и законных интересов персоны на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей определены более трудоемкие дела и все дела о правонарушениях, безупречных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических либо психических недостатков не имеют возможности сами совершить свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых. По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно может быть произведено лишь тогда, когда это признает необходимым суд или же прокурор. Независимо от ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно - процессуальным законом. Данные правила обязательны также для прокурора, принявшего дело к своему производству, и начальника следственного отдела.

На следователя возложена ответственность многостороннего, полного и беспристрастного исследования событий расследуемого правонарушения. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на многостороннем, полном и беспристрастном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, оперируя законом и правосознанием. Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела. При наличии причин для отвода следователь должен устраниться от участия в деле. По тем же причинам ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а еще потерпевшими его адептом, гражданским истцом, гражданским ответчиком либо их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, кроме случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Предварительное следствие исполняется методом производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно содержит:

создание следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);

применение мер процессуального принуждения;

привлечение лица в качестве обвиняемого;

допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и прочих субъектов уголовного процесса;

ознакомление участников с материалами законченного производства при завершении предварительного следствия и так далее Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации правонарушения и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь имеет право представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением личных возражений, не исполняя данного указания. В такой ситуации прокурор или же отменяет указание нижестоящего прокурора, либо поручает производство следствия по этому делу иному следователю. По делам, по коим предварительное следствие обязательно, следователь имеет право в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь исполнения органами дознания срочных следственных поступков и истечения десятидневного срока, в течение которого закон дал им право вести расследование этих дел. По находящимся в его производстве делам следователь имеет право выдавать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменной форме и обязательны для органов дознания. В случае необходимости производства следственных или же розыскных действий в другом районе следователь имеет право произвести их лично или поручить производство данных действий соответствующему следователю или же органу дознания, который должен выполнить поручение в срок не свыше 10 суток. Данные предварительного следствия имеют все шансы быть преданы гласности только с разрешения следователя либо прокурора и в том объеме, в котором они признают это возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, пострадавшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. В случае, когда подозреваемый скрылся, либо по другим причинам не установлено его местопребывания, также в случае психического или же другого тяжелого заболевания обвиняемого, установленного медицинским работником, работающим в медицинском учреждении, либо не установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие временно останавливается. До приостановления предварительного следствия следователь должен сделать все следственные действия. Предварительное следствие по уголовным делам должно быть окончено не позже чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или же постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или до остановки или приостановления производства по делу. Установленный законом срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненных к ним прокурорами - до 3-х месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, категории войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры либо их заместители имеют все шансыпродлить срок предварительного следствия - до 6 месяцев. Последующее продление может быть сделано лишь в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ либо его заместителем. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, также при возобновлении приостановленного либо прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до 1-го месяца с момента принятия дела к производству. Последующее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следователь должен составить об этом мотивированное постановление и представитьего соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается. Кроме прокурорского надзора за работой следователя осуществляется ведомственный контроль со стороны начальникаследственного отдела, под которым подразумевается начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, филиала, категории органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции. Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по выявлению и предостережению правонарушений, принимает конструктивные меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и размере обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от 1-го следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для выполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения кроме указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или же о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование данных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Весомой гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке либо в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация деяний обвиняемого и другие. нарушения, суд принимает конструктивные меры к устранению допущенных нарушений, при этом он при наличии к тому оснований имеет возможность вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.

1.2 Общая характеристика органов предварительного следствия

предварительный правовой расследование орган

Уголовно-процессуальный кодекс дает следователю необходимые полномочия по производству следственных действий и принятию процессуальных решений, а также по применению мер уголовно-процессуального принуждения. Решения следователя облачаются в форму постановлений, следственные деяния фиксируются в протоколах, и содержание этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает лично, кроме случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Когда в процессе расследования он придет к внутреннему убеждению, что в материалах следствия нет состава преступления, то выносится постановление о прекращении уголовного дела. Собрав достаточные подтверждения, дающие основание для привлечения лица в качестве обвиняемого, следователь лично выносит мотивированное постановление и предъявляет обвинение. Проведя расследование в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд. Ответственность следователя и доверие к нему настоль.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь имеет право в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных деяний. В процессе расследования следователь может давать указания органам дознания о производстве розыскных и следственных действий и требовать от органов дознания помощи в проведении отдельных следственных действий, такие требования предоставленные в письменном виде считаются обязательными для органов дознания. Постановления следователя вынесенные в соответствии с законом являются обязательными для всех пpедпpиятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан. Расследуя дело, следователь правомочен задержать подозреваемого в совершении правонарушения, ну а в случае, в случае если он исчез, либо личико, совершившее правонарушение, не знаменито, поручить органам дознания их розыск. Все поручения органам дознания даются в письменном облике и обязательны для выполнения.

Большое значение в борьбе с преступностью имеют сроки производства расследования. По общему правилу предварительное расследование по уголовному делу должно быть завершено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения дела и до момента направления дела прокурору с обвинительным заключением или же постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о использовании принудительных мер медицинского характера или прекращения или же приостановления производства по делу. Срок предварительного следствия может быть продлен прокурором по постановлению следователя, когда расследуется многоэпизодное дело или же когда к уголовной ответственности привлекаются несколько подозреваемых. Соблюдение установленных сроков необходимо не только для обеспечения полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, но и для обеспечения прав и законных интересов обвиняемого и пострадавшего. Предварительное следствие временно останавливается, если обвиняемый скрылся от следствия и не может быть обнаружен, или же в случае психического либо другого тяжкого заболевания обвиняемого удостоверенного медицинским работником, или в случае не установления лица подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, согласно статьи 195 УПК РСФСР. Предварительное следствие завершается составлением обвинительного заключения, или постановлением о направлении дела в суд, для pассмотpения вопроса о применении принудительных меp медицинского хаpактеpа, или постановлением о прекращении дела, или постановлением о прекращении дела с направлением материалов в суд для применения меp административного взыскания. Кроме того дело может быть пpекpащено, если существуют обстоятельства исключающие производство по делу, согласно статьи 5 УПК России. Или согласно статьи 6 УПК России в следствии изменения обстановки, или же в связи с деятельным раскаянием согласно статьи 7 УПК России, может быть пpекpащено в отношении несовершеннолетнего, с применением меp воспитательного воздействия. Также пpекpащается в связи с пpимеpением с потерпевшим, пpекpащается и в связи с недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления, если исчеpпаны все возможности для собирания принудительных доказательств. После подписания обвинительного заключения следователь незамедлительно направляет дело пpокуpоpу. Действия следователя находятся под надзором прокурора, который выражается в санкционировании производства отдельных следственных действий и даче указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации правонарушения и объеме обвинения, направлении дела для передачи обвиняемого суду либо прекращении дела. Следователь, делая упор на внутреннее убеждение, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам, и тогда закон дает следователю право представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. При похожей ситуации прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора илипоручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Такова общая характеристика полномочий следователя.

1.3Задачи предварительного расследования

учетом сказанного можно сформулировать последующие задачи предварительного расследования: 1. Быстрое и полное раскрытие правонарушения. Под раскрытием правонарушения понимается установление в определенном законом порядка обстоятельств преступления и осуществившего его лица. В практической деятельности органов дознания и предварительного следствия правонарушение признается раскрытым, когда собраны, достаточные доказательства, изобличающие в совершении преступления конкретное лицо, но даже это лицо привлечено в качестве обвиняемого. Закон требует быстрого раскрытия правонарушения. Данное необходимо для того, чтобы обеспечить полное раскрытие правонарушения и неотвратимость наказания за его совершение. Преступление считаетсяраскрытым полно, когда установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу:

событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

виновность обвиняемого в совершении правонарушения и мотивы пре-ступления;

обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также другие обстоятельства, описывающие личность обвиняемого;

характер и размер ущерба, причиненного преступлением. Подлежат выяснению такие причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.

Большая часть правонарушений совершаются в условиях неочевидности, в связи, с чем их раскрытие требует значительных усилий органов дознания и предварительного следствия. В отсутствии целенаправленной деятельности этих органов выявление множества правонарушений практически невозможно. Быстрое и полное раскрытие преступлений органами предварительного расследования обеспечивает необходимые условия для отправления правосудия по уголовным делам. При этом рамки уголовной ответственности лица, совершившего преступление, определяются органами предварительного расследования в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, составляемом по итогам их процессуальной деятельности. 2. Разоблачение виновных как задача предварительного расследования заключается в том, что органы дознания и предварительного следствия должны подобрать достаточно доказательств, на базе которых возможно сделатьоднозначный вывод о наличии события преступления и состава преступления в действии лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Недостаточность или сомнительность доказательств, изобличающих обвиняемого, затрудняет или делает невозможным решение в суде вопроса о признании подсудимого виновным в совершении преступления.

Органы предварительного расследования должны не только изобличить лиц, виновных в совершении преступления, но и обеспечить неуклонение обвиняемого от следствия и суда, его участие в судебном разбирательстве, иначе говоря - дать обвиняемого в распоряжение суда, который будет решать вопрос о его виновности или же невиновности. С данной целью органы предварительного расследования в установленном законом порядке применяют к обвиняемому, а в исключительных случаях и к лицу, подозреваемому в совершении правонарушения, меру пресечения: подписку о невыезде, заключение под стражу и др. 3. Обеспечение правильного применения закона означает точное и неуклонное исполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона и соответствие ему всех действий и принимаемых реше-ний. Правильное применение закона является залогом установления истины по делу и соблюдения прав и законных интересов людей, участвующих в процессе. Оно обеспечивает правильное разрешение дела и назначение справедливого наказания лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. В то же время точное исполнение закона гарантирует от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных. Существенное нарушение уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия является причиной возвращения судом дела для дополнительного расследования. Это может послужить помимо прочего причиной к отмене или изменению приговора при рассмотрении дела вышестоящим судом в кассацио уголовно-правовой механизм обеспечивания законности. Он имеет в своем составе прокурорский надзор, а также ведомственный контроль, в частности, контроль за предварительным расследованием руководителей следственных подразделений, контроль со стороны начальника органа дознания за действиями дознавателя и др. Обеспечить законность на предварительном расследовании должны также следователь и лицо, про-изводящее дознание, по отношению ко всем лицам, вовлеченным в сферу расследования (свидетелям, специалистам, другим лицам, участвующим в следственных действиях).

. Решая возложенные на них задачи, органы дознания и предварительного следствия должны выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры к их устранению. Они вносят в соответствующие государственныеорганы, социальные организации либо должностным лицам представления о принятии мер к устранению данных обстоятельств и критерий. Не позже чем в месячный срок по представлению должны быть приняты меры и о результатах сообщено лицу, направившему представление.

. В случае причинения преступлением материального убытка органы дознания и предварительного следствия должны принять, меры по обеспечению его возмещении. В числе таких мер могут быть:

розыск и изъятие похищенного имущества; - наложение ареста на имущество и вклады;

проведение обыска, в целях обнаружения и изъятия имущества, наличных средств и ценностей, нажитых преступным путем, и так далее6. Всей своей деятельностью органы дознания и предварительного следствия обязаны способствовать укреплению законности и правопорядка. Данная цель решается путем:

строгого соблюденная законов в деятельности самих этих органов;

разъяснения и обеспечения прав всех участвующих в деле лиц; - изобличения виновных и защиты невиновных;

выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, внесения представлений в целях устранения нарушений закона;

предания гласности обстоятельств совершения преступления (если это не противоречит интересам расследования) в воспитательных целях и в целях формирования соответствующего общественного мнения связанным с совершением правонарушения;

Надлежит отметить, что уже само уголовное расследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших правонарушение, проведенные своевременно, на должном уровне и в строгом соответствии с законом, способствуют укреплению законности и правопорядка.

2. Документы первичного учета

  • Правильная организация учёта, обеспечивающая точную и своевременную регистрацию необходимое условие для составления отчётов о деятельности военно-следственного отдела. Изначальный учёт преступлений - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации о преступности и государственных мерах общественного контроля над ней и их движения путём сплошного, непрерывного и документального учёта правонарушений, лиц, их совершивших, и процессуальной работы органов уголовной юстиции на данном направлении.
  • Первичный учёт правонарушений заключается в фиксировании следователем или работником дознания ключевых сведений о правонарушениях, об обвиняемых (подозреваемых) в совершении правонарушений лицах, а также о пострадавших от преступлений лицах, об уголовных делах (материалах) на учётных карточках (документах первичного учёта) по утверждённой форме - единой для органов прокуратуры и внутренних дел и их регистрации в установленном порядке. Сегодня все объекты уголовно-правовой статистики (преступление, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера наказания) учитываются в соответствующих документах первичного учёта по карточной или же списочной форме. Совместным Указанием от 5-6 ноября 1996 г. Прокуратуры РФ и МВД Рф «О введении в действие документов первичного учёта преступлений и лиц, их совершивших» введены в действие следующие документы первичного учёта: на выявленное преступление (форма №1); о результатах расследования преступления (форма №1.1); на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено (форма №1.2); на лицо, совершившее преступление (форма №2); о движении уголовного дела (форма №3); о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма №4); о результатах рассмотрения дела в суде (форма №6).В документах первичного учёта находится обширная информация по разнородным показателям, характеризующая в большей или меньшей мере, с одной стороны, все элементы состава преступления: субъект преступления, объект посягательства, объективную и субъективную стороны правонарушения, с другой - процессуальные, криминалистические аспекты деятельности органов уголовной юстиции по обнаружению, раскрытию и расследованию правонарушений.
  • Учёт правонарушений ведётся путём заполнения следователем или работником органа дознания карточек на выявленные преступления по каждому ставшему им известным правонарушению, вне зависимости от того, как скоро данные правонарушения имели место и установлены или не установлены совершившие их лица. Указанная карточка заполняется безотлагательно в последствии возбуждения уголовного дела, направления в суд материалов с протоколом. Аналогично она заполняется и в тех случаях, когда нужно зарегистрировать правонарушение, ранее не зарегистрированное. Заполненная и подписанная следователем карточка направляется в учётно-регистрационные подразделения органов внутренних дел. Учёт уголовных дел, необходимый для отслеживания их перемещения в процессе расследования, осуществляется на основании карточек на выявленное правонарушение и карточки о движении уголовного дела, заполняемых прокурором, следователем или же органом дознания немедленно после принятия по делу процессуального решения. Сведения для заполнения документов первичного учёта берутся как правило из материалов уголовных и гражданских дел, судебных приговоров и решений. Ведомственными нормативными актами (инструкциями) установлены строгие правила и порядок их заполнения, обязательные для исполнения соответствующими должностными лицами. Их соблюдение довольно существенно, потому что документы первичного учёта являются исходным материалом для составления официальной статистической отчётности как первой и основной формы статистического исследования, широко используемой в науке и практике борьбы с преступностью. Приказом министра внутренних дел РФ «Об утверждении форм статистической отчётности» введены следующие отчёты: - оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений;
  • отчёт о численности осуждённых, содержащихся в местах лишения свободы;
  • отчёт о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы;
  • отчёт о нанесённом материальном ущербе и изъятии материальных ценностей.

Отчёты и главные показатели составляются на основании установленных в органах внутренних дел документов первичного учёта работы следователей.

3. Процессуальные действия и документы

В процессе прохождения практики я присутствовал при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, в том числе: допрос очевидца, допрос пострадавшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого. Показания обвиняемого - это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также о других жизненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и о наличествующих в деле подтверждениях, это при его допросе и отмеченное в установленном законом порядке. Подозреваемый имеет право дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств. Признание обвиняемым своей вины быть может положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу. Также, в ходе прохождения практики, я составлял план расследования уголовного дела, определял методику допросов подозреваемых, потерпевших, свидетелей, определял круг предметов и документов, подлежащих изъятию, обработке и приобщению к уголовному делу. Вносила предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в общем и отдельных следственных действий. Под руководством следователя участвовала в допросах, осмотрах места происшествия, выемках, обысках и других следственных деяниях. От его имени составлял протоколы этих действий, проекты постановлений о привлечении лица в качестве обвиняемого, избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения.

В период прохождения практик я ознакомился с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, пострадавшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и другие. Важно отметить, что эти все документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все нужные реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ. Помимо этого, я ознакомился с несколькими уголовными делами, находившимися на стадии расследования. Я имел возможность лично присутствовать при допросе потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, свидетелей, убедиться в их эффективности и законности, изучить процедуру допроса. Все следственные действия протоколируются. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол - официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание). Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

В протоколе указываются:

место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

Протокол также должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случаях, предусмотренных ст. ст. 177, 178, 181-183, частью пятой ст. 185, частью седьмой ст. 186, ст. ст. 193, 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 170 УПК РФ.

Также, за время прохождения практики, я ознакомилась с порядком составления и структурой заключения судмедэксперта.

Экспертиза является самостоятельной процессуальной формой получения новых и уточнения (проверки) имеющихся вещественных доказательств. Предмет судебной экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые при расследовании или судебном разбирательстве уголовного дела. Для исследования каждого вида объектов в судебной экспертизе разрабатывается методика экспертного исследования, т.е. система научно-обоснованных методов, приемов и технических средств (приспособлений, приборов, аппаратуры).

Назначение экспертизы оформляется постановлением следователя. В постановлении должны быть указаны основания назначения экспертизы, кому она поручается и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. В постановлении должны быть чётко сформулированы вопросы, требующие заключение эксперта.

Заключение эксперта состоит из трёх частей: вводной, исследовательской и выводов. Во вводной части указывается наименование экспертизы, приводятся сведения об эксперте, перечисляются поступившие на экспертизу материалы. В исследовательской части описывается процесс экспертного исследования, а также дается научное толкование установленных фактов. Выводы представляют собой ответы на поставленные перед экспертом вопросы. Эксперт, вправе по собственной инициативе сделать в заключении вывод по вопросам, которые перед ним не ставились, если они имеют, по его мнению, значение для дела.

Заключение эксперта не имеет никаких преимуществ перед другими доказательствами и подлежит обязательной оценке следователем. На каких бы точных научных данных не был основан экспертный вывод, он не может считаться обязательным для следователя (ст. 80 УПК).

Заключение

нормативной базой, на которой основывается его деятельность;

общей организацией работы военно-следственного отдела;

с порядком осуществления приема посетителей;

с планированием работы в военно-следственном отделе и формами статистической отчетности;

с распределением обязанностей между начальником военно-следственного отдела и его заместителями;

с методикой предварительного расследования, а также тактикой и порядком проведения некоторых следственных действий и их процессуальное оформление (составление протоколов, вынесение постановление и т.д.);

с характером и формами взаимодействия военно-следственного отдела с другими органами власти и управления.

В целом практика прошла успешно и продуктивно: я узнал много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы в целом и о деятельности следственных органов в частности, почерпнул знания о применении российского законодательства на практике.

Список использованных источников

1Конституция Российской Федерации. - М., 2002.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изменениями от 27.07.06 №153-ФЗ). - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный) / Л.Н. Башкатов, Б.Т. Безлепкин и др.; отв. ред. И.Л. Петрухин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

4Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко. - М.: Зерцало, 2001.

Черников В.В., Судебная система, правоохранительные органы, специальные службы России. Учебник / В.В. Черников. - М.: Юрист, 2001.

Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел / А.П. Коренев. - М.: Юрист, 2000.

Энциклопедия МВД России /Под ред. В.Ф. Некрасова. - М.: Олма-пресс, 2002.

Комментарий к ГК РФ. Ч. 1 / Под ред. Садикова О.Н.М.: Юристъ, 2002

Новый Гражданский кодекс РФ об акционерных обществах и иных юридических лицах. [Текст] М.: Проспект, 1995

Российская Федерация. Законы. «О прокуратуре Российской Федерации» [Текст]/: федер. закон [от 17 января 1992 г. №2202-I] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., №8, ст. 366

Похожие работы на - Предварительное расследование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!