Корпоративная автономия
Корпоративная автономия - разновидность территориальной (культурно-национальной) автономии, главной задачей которой является решение национального вопроса и защита интересов коренных малочисленных этносов, в том числе и этнических меньшинств. Национальные меньшинства могут создавать свои органы, которые представляют их интересы как на региональном, так и на общегосударственном уровне. Мировая практика знает немало примеров рационального решения этой проблемы. В первую очередь следует назвать все Скандинавские страны, на территории которых проживает немало малочисленных коренных народов. Так, в Финляндии уже длительное время существует Шведская народная ассамблея в составе 75 членов, Саамский парламент. Подобные парламенты работают в Швеции и Норвегии. При правительстве Австрии функционируют Советы различных национальных меньшинств, которые формируются из кандидатов, выдвигаемых общественными организациями этих меньшинств.
От корпоративной автономии следует отличать корпоративную федерацию, или экстерриториальную форму федеративного устройства, в соответствии с которой первоначальное разделение власти осуществляется не по географическому, а преимущественно по культурному принципу, базирующемуся на принадлежность граждан к тому или иному специально определенному культурному сообществу. На практике корпоративный федерализм в большинстве стран оказался недолговечным и деформированным. В то же время положительный пример этого вида федеративного устройства, основанного на экстерриториальности, представляет Бельгия, соединившая в себе черты федерации с системой культурных сообществ.
Корпоративная автономия обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Кроме того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.
.3 Территориальная и национально-территориальная автономия
Территориальная автономия - это предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму в Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами, в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами, в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов.
В зависимости от объёма полномочий существуют две формы территориальной автономии: политическая (законодательная) и административная (местная), однако есть и некоторые переходные, промежуточные состояния, соединяющие отдельные черты той и другой (Шри-Ланка).
Политическая автономия имеет внешние признаки государственности. Она обладает законодательным правом по местным вопросам, перечень которых указан в Конституции или в специальном законе об автономии, как это было с иранским Курдистаном в 1947 г., а иногда также и правом участия в решении некоторых общегосударственных вопросов (Азорские острова и некоторые другие автономные образования Португалии). В автономии создаётся парламент, иногда двухпалатный, который принимает законы.
Политическая автономия образует свой исполнительный орган. Это может быть коллегия, избранная законодательным советом автономии, а может быть и его председатель, который создаёт различные службы. Иногда политическая автономия имеет своё гражданство, принимает конституцию, имеет государственно-правовую символику. В Италии конституционные законы о пяти крупнейших автономиях принимает парламент, иногда принимается положение об автономии её органами, но утверждается парламентом.
Различные формы политической автономии существуют во многих странах: Северная Ирландия Великобритании, Аландские острова в Финляндии, населённые преимущественно шведами; Гренландия в Дании и др. Политической автономией, хотя это мало кому известно, обладают ещё две единицы, не входящие в Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии, - Нормандские острова (Гернси и Джерси) и остров Мэн. Эти островные территории имеют свои небольшие парламенты, местные правительства. Что касается Шотландии, о которой часто пишут, что она также обладает политической автономией, то её автономия настолько ограничена, что говорить о ней можно разве что в культурно-историческом плане. Шотландские пэры по традиции, по закону присутствуют в Палате лордов Великобритании, в Шотландии имеется своя церковь, есть определённые особенности в правовой и судебной системах. Но этих признаков явно недостаточно, чтобы говорить о реальной автономии. Это лишь внешние её атрибуты. Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия более всего автономии имеют в спорте. Но в 1997 г. был проведён референдум о восстановлении шотландского парламента. В 2000 г. в Шотландии был избран парламент, и, следовательно, она получила реальную автономию.
К формам политической автономии в странах СНГ можно отнести: Нахичеванская Автономная Республика в Азербайджане; Абхазская и Аджарская Автономные Республики в Грузии; Гагаузская Автономная Республика в Молдове, Республика Каракалпакстан в Узбекистане.
Административная автономия не обладает правом создавать собственные местные законы, однако наделены некоторыми дополнительными правами по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. В Китае, например, она может участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами.
Административная автономия существует в Молдове (в 1994 г. там созданы два округа, где проживают гагаузы), в Никарагуа (два округа на Атлантическом побережье, населённые индейскими племенами), но больше всего автономных образований в Китае. Формой административной автономии является Автономная Республика Крым в составе Украины и Горно-Бадахшанская автономная область в Таджикистане. (Прил. А)
Глава 3. Автономии в зарубежных государствах
.1 Автономия Испании
политический территориальный национальный автономия
Региональная автономия Испании.
Территориальная организация Испании состоит из муниципалитетов, провинций и региональных автономных объединений.
Несколько муниципалитетов объединяются в провинции, создаваемые по территориальному принципу. Провинции также пользуются правами юридического лица, и их границы могут изменяться только решением Генеральных кортесов. Представительный орган в каждой провинции - избираемое путем всеобщего голосования собрание представителей.
Конституция Испании предусматривает осуществление широкого права автономии специальными региональными автономными объединениями. Такие объединения могут быть образованы граничащими друг с другом провинциями, имеющими общие черты исторического, культурного и экономического развития, а также островными территориями и провинциями, представляющими единую историческую область.
В Испании существует 2 вида автономии:
административная;
национально-территориальная.
Области с административной автономией образуются по инициативе провинциальных советов объединяющихся провинций и 2/3 советов муниципалитетов. Затем учредительная ассамблея, состоящая из депутатов провинциальных советов, депутатов и сенаторов, избранных в Кортесы, разрабатывает проект статута автономной области и вносит его в качестве законодательной инициативы в Кортесы. Проект статута одобряется обеими палатами парламента в виде органического закона об автономии. Одобренный таким образом статут является составной частью общеиспанского законодательства и основным правовым актом автономной области.
Основные функции парламента: обсуждение законопроектов, принятие автономных законов по основным направлениям социальной, экономической и культурной жизни автономии. Конституция Испании закрепляет право парламента автономии передать в Конгресс депутатов законопроект, направляя своих представителей для его защиты, обратиться в Конституционный суд Испании с иском о неконституционности какого-либо общенационального закона.
Полномочия парламента в финансовой области: обсуждение и принятие бюджета области, вносимого на обсуждение парламента правительством области, контроль за ходом реализации бюджета области, право устанавливать областные налоги, сборы, тарифы и другие виды платежей, осуществлять эмиссию ценных бумаг. Парламент автономной области с учетом пропорционального представительства парламентских фракций назначает сенаторов, которые представляют область в Сенате генеральных кортесов. В функции парламента входит и назначение или избрание главы правительства автономной области.
.2 Автономия КНР
Национально-территориальная автономия в КНР.
Основное население страны составляет нация хань (собственно китайцы), это почти 93% населения. Национальные меньшинства составляют немногим более 7%, но это свыше 100 млн. человек, а районы, где проживают национальные меньшинства, охватывают около половины территории страны. Во многих районах национальные меньшинства живут вперемежку с ханьцами, другими национальными меньшинствами. В период проведения экономической реформы миграция населения усилилась, во многих национальных районах число ханьцев превышает численность национальных меньшинств. Тем не менее, особенности состава и размещения населения вызвали к жизни определенные организационные и иные формы разрешения национального вопроса.
В Китае применяется, прежде всего, административная форма национально-территориальной автономии в условиях унитарного государства. Компактно проживающие национальные меньшинства (тибетцы, уйгуры, чжуаны, маньчжуры и др.) могут создавать три вида автономных образований: автономные районы - наиболее крупная единица, автономные округа - среднее звено, автономные уезды (таков традиционный перевод на русский язык китайских названий). В Китае существуют 5 автономных районов: Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район и др., 30 автономных округов и более 120 автономных уездов.
В соответствии с законодательством Китая национальная автономия рассматривается как политическая форма марксистско-ленинского решения национального вопроса, важный институт политической системы общества. Она характеризуется как неотъемлемая часть унитарного государства, органы автономных образований выполняют обычные функции органов государственной власти и управления, но вместе с тем являются органами самоуправления населения данной территории. Они обязаны, в частности, сохранять единство страны.
Решения о создании автономных образований, об их границах, названиях принимаются после «всесторонних консультаций» вышестоящими органами государственной власти (для автономных районов это ВСНП и Постоянный комитет ВСНП, для автономных округов - провинциальные собрания народных представителей и их постоянные комитеты и т.д.). Такие решения, хотя они и принимаются для высшей ступени автономии органами государственной власти, подтверждаются Государственным советом, после чего автономия считается созданной. Названия автономных образований зависят от местности (например, Внутренняя Монголия), от названия национальностей (Гуанси-Чжуанский автономный район) и других обстоятельств.
Основы правового статуса автономных образований регулируются особым разделом конституции КНР, а более детально - специальным законом об автономных национальных образованиях. Кроме того, автономные образования принимают свои Положения об автономии, которые подлежат утверждению вышестоящими органами (Положение об автономном районе утверждается Постоянным комитетом ВСНП, остальные Положения - соответствующими постоянными комитетами местных представительств тех административно-территориальных единиц, в состав которых входит данная автономия). Все Положения об автономии после их утверждения должны быть представлены для контроля Постоянному комитету ВСНП.
Органы самоуправления в автономных образованиях строятся так же, как органы государственной власти и управления в китайских (хань-ских) районах (собрания народных представителей, их постоянные комитеты и местные народные правительства). Помимо общих функций местных органов государственной власти и управления конституция наделяет органы автономных образований еще и дополнительными полномочиями. Она устанавливает, что органы автономных образований на основе государственных планов самостоятельно, с учетом местных условий ведут экономическое строительство, упорядочивают систему общественных отношений, обеспечивают рациональное использование природных богатств и охрану природы, пользуются преимуществами при разработке местных природных ресурсов. Органы самоуправления самостоятельно распоряжаются местными финансовыми средствами, причем 1 государственный совет устанавливает для них преимущества при финансировании поступлений и расходов.
Если акты вышестоящих государственных органов не соответствуют местным условиям, органы самоуправления автономий могут изменять или отменять их, но с разрешения вышестоящих государственных органов. Органы самоуправления автономий ведают делами образования, науки, культуры, имеют право внешнеэкономической деятельности. В судопроизводстве используется местный язык, он употребляется в школах, издаются газеты на местных языках.
В связи с принципом преимущественного развития национальных меньшинств в Китае проводится так называемая коренизация кадров в автономиях: законодательство предоставляет определенные преимущества для занятия государственных должностей лицам местных национальностей, а также лицам, проживающим в автономных районах, хорошо знающим язык и быт местного населения. Выше говорилось также о преимуществах для национальных меньшинств при формировании представительных органов.
Наряду с автономными образованиями в Китае существуют также так называемые национальные волости, не являющиеся формой автономии. Они не пользуются дополнительными полномочиями автономных образований. Это районы расселения сравнительно мелких народностей, но в управлении ими учитываются обычаи и традиции местного населения.
.3 Автономия Великобритании
Политико-территориальное устройство Великобритании.
Великобритания - сложное унитарное государство с политической (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономией. Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Великобритания имеет также колониальные владения: остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар.
Северная Ирландия с 1920 г. обладает политической (законодательной) автономией. Шотландия и Уэльс получают с 2000 г. автономию, разную по своим полномочиям (Уэльс - довольно узкую).
Прибрежные острова рассматриваются как коронные владения, имеют местные законодательные органы, но их решения вступают в силу после королевской санкции. Монарх представлен здесь лейтенант-губернатором. Некоторые из островов (например, о. Сарк) до сих пор считаются состоящими в вассальной зависимости от Короны и управляются местным владельцем.
Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 - в Англии, 22 - в Уэльсе), а графства - на округа (их всего 339). Шотландия разделена с 1994 г. на 32 единицы местного самоуправления. Северная Ирландия делится на графства (26). После реорганизации управления Большим Лондоном в его округах есть советы и мэры, но в Большом Лондоне нет ни мэра, ни совета.
Округа в графствах (в каждом округе должно быть не более 10 тыс. человек населения) делятся на приходы или общины - низовое звено административно-территориального деления.
Во всех административно-территориальных единицах избираются советы сроком на 4 года (в Шотландии - 3 года). Лишь в малых приходах (с населением менее 150 человек) решения принимаются на общих собраниях (сходах) жителей - лиц, обладающих избирательным правом.
Назначенных на места чиновников для контроля за местными органами самоуправления в Великобритании нет, но контроль центра существует:
наряду с законами министры издают обязательные инструкции для подконтрольных местных служб;
существует институт адаптивных законов: типовые инструкции министерств, которые могут быть приняты местными советами в качестве образцов для собственных регламентов;
контроль осуществляется в форме министерского инспектирования (проверки работы), правом на которое наделены некоторые министерства, соприкасающиеся с местным самоуправлением (образование, дороги, полиция и т. д.);
министры могут организовывать специальные расследования, если в подконтрольных им службах местных советов обнаружатся «нечестные действия»;
контроль обеспечивается тем, что многие чиновники муниципального управления должны утверждаться не только местными советами, но и департаментами соответствующих министерств.
Существует финансовый контроль: проверяется правильное использование дотаций, выделяемых центром. В каждом графстве, округе действует аудитор. Его кандидатура выдвигается советом и утверждается министром по охране окружающей среды. Аудиторы могут вести проверку использования средств, выделяемых на общественные нужды, делают свои сообщения министру, а при обнаружении злоупотреблений обращаются в суд.
Заключение
В завершении работы следует сделать следующие выводы.
В целом возрастает богатство разных форм автономии, ее разнообразие, увеличивается численность автономных образований в мире. Вместе с тем есть и конституционные запреты создавать автономные образования, например, в некоторых странах запрещено создавать территориальную автономию в стране, исходя из того, что ей достаточно местного самоуправления.
Любая форма территориальной автономии допускает государственное вмешательство в собственные дела автономии, если ее органы не выполняют конституцию государства.
Автономные образования иногда создаются законом сверху а, иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон. Нередко бывает, что создание автономии это результат длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если ее население характеризуется этническими особенностями. Компетенция автономных образований определяется конституцией или специальными законами о конкретной автономии.
Глоссарий
№ п/пПонятиеОпределение1АвтономияИндивидуальная свобода действий, самостоятельность.2Автономный округАвтономный округ - национально-территориальное образование; один из шести видов субъектов РФ. Автономный округ входят в состав других субъектов РФ: краев или областей. Автономный округ РФ является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, а также республиками, автономными областями и округами в составе РФ.3КонституцияЗакон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.4Корпоративная автономияРазновидность территориальной (культурно - территориальной) автономии, главной задачей которой является решение национального вопроса и защита интересов коренных малочисленных этносов, в том числе и этнических меньшинств.5Персональная автономияОдин из двух экстерриториальных (культурно - национальных) автономий, способ решения национального вопроса. Представляет законодательно закрепленную возможность национальных меньшинств.6Политическая автономияПраво самостоятельного осуществления некоторых функций государственной власти, которое конституция государства представляет какой либо его части.7Социальная автономияВозможность самостоятельного выбора и осуществления экономической, политической и культурной деятельности инвалидом, группой или организацией.8СуверенитетСвободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти9Территориальная автономияЭто самостоятельность самоуправляющих территориальных единиц в рамках Конституции или закона. Создание территориальных автономий характерно для многонациональных государств.10Территориальная организация государстваФорма территориальной организации власти, и система взаимоотношений государства как целого с его составными частями (государствами)
Список использованных источников
1. Евдокимов В. Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран. Правовые аспекты. М., 2011.
. Зарубежное избирательное право / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2013.
. Институты конституционного права зарубежных государств. М.. 2012.
. Как управляется Китай. Эволюция властных структур в 80-90-х годах XX века. М., 2011.
. Коврякова Е.В. Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. М., 2008.
. Конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2007.
. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах Т.3: Отв. ред. Б.А. Страшун. М., Издательство БЭК, 2009. г.
. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общей редакцией члена .- корр. РАН, проф. М. В. Баглая, докт. юр. наук., проф., Л. М. Энтина: - М.: Из-во НОРМА (Издательская группа «НОРМА» ИНФРА. М.) , 2010.
. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М„ 2009.
. Конституции зарубежных стран Европы. Т. 1. М., 2011.
. Конституции зарубежных государств. М., 2009.
. Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты / Под ред. Л.М. Гудошникова. М., 2008.
. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.. 2012.
. Сравнительное конституционное право. М., 2008.
. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2011.
. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: М., 2006. Учебник для вузов. М.: «ЮРИСТЪ» 2006г.
Приложение А
Виды автономий