Страховой рынок в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Страховой рынок в России

1. Сущность рынка страхования в России

1.1 Общая характеристика страхового рынка

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Страхование представляет собой экономические отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Говоря о страховом рынке, следует дать интерпретацию основных экономических институтов применительно к страхованию (следует отметить, что при рассмотрении экономики в целом страхование представляет собой инфраструктурный институт, направленный на защиту прав собственности - базового экономического института). Так, система контрактов применительно к страхованию породила специфическую форму контракта - договор страхования, который имеет ряд существенных свойств, отличающих его от иных типов контрактов. Правила и нормы представлены в отношении страхования страховым законодательством, традициями делового оборота в страховании и перестраховании, а также, еще раз подчеркнем, специфическим институтом - «страховой культурой». Следует также отметить ряд институтов, существование которых направлено на снижение трансакционных издержек: обеспечение прав страхователей и иных лиц, страховой надзор, государственное регулирование и саморегулирование, институт страхового посредничества (брокеры, агенты и неспециализированные посредники). Снижение трансакционных издержек, связанных с получением информации о страховых услугах, должно обеспечиваться в рамках информационно-аналитического обеспечения (рейтинговые агентства, независимые актуарные центры и т.п.). Необходимость снижения издержек, связанных с заключением договора страхования и его последующим исполнением, породила специфику в организациях, занимающихся оценочной деятельностью по заказу страховых компаний и страхователей (сюрвейеры, аварийные комиссары и т.д.).

Трансакционные издержки - затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.

Следует отметить, что все эти трансакционные издержки можно интерпретировать как издержки, связанные с дефицитом информации. При детальном рассмотрении под трансакционными издержками понимаются:

расходы на сбор информации,

издержки по доведению информации до потребителей (потенциальных страхователей и за интересованных лиц - выгодоприобретателей и застрахованных лиц),

издержки по убеждению в полезности страховых услуг;

издержки по заключению и исполнению договоров страхования (оценка имущества и рисков, превенция и т.п.);

издержки контроля и защиты выполнения условий договоров страхования и т.п.

Данные обстоятельства показывают, что рассмотрение страхового рынка в отрыве от социально-экономических, политических и правовых структур, играющих значительную роль в функционировании рынка страховых услуг, не будет иметь перспектив.

Например, институты страхового рынка, формирующие порядок упорядочивания цен и установления консенсуса по поводу цен, будут испытывать существенное влияние присущих именно страхованию системы государственного регулирования - страхового надзора, а также механизмов соцстрахования и перестрахования и др.

В итоге можно утверждать, что целесообразно уточнить определение экономической категории «страховой рынок» с учетом специфики, присущей страхованию, с позиций институциональной теории. Страховой рынок представляет собой совокупность различных институтов и соответствующих им механизмов, в целях снижения трансакционных издержек ограничивающих и структурирующих поведение экономических агентов по поводу создания, купли-продажи и потребления страховых услуг. При этом под экономическими агентами понимаются страхователи, страховщики и представители инфраструктуры страхового рынка.

Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страховых соглашений и достижении результативности страховых операций, происходит на страховом рынке. Страховой рынок - это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи является специфический товар - страховая услуга, формируются предложение и спрос на него.

Основными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости, закон спроса и предложения. Экономическая сущность страхования состоит в формировании страховщиком страхового фонда за счет страховых взносов страхователей, предназначенного для страховых выплат страхователям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре [11, с. 14].

Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, - страховая услуга. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Страховой полис - самый важный документ договора о страховании жизни, поскольку является доказательством его существования и раскрывает содержание, а также регулирует отношения между сторонами контракта, содержит права и обязанности обеих сторон. Посредством этого документа закрепляются условия договора страхования. Полис должен быть подписан страхователем или застрахованным или страховщиком.

Получив необходимые документы по факту страхового случая, страховая компания в минимальный срок должна выплатить страховую сумму, исходя из условий договора страхования.

Способы образования и формы организации страхового фонда могут быть различными, но в целом их можно свести к трем основным.

При самостраховании отдельное предприятие, организация, учреждение или индивидуальный предприниматель из своих собственных средств создает индивидуальный страховой фонд - для себя самого. Но данный способ мало продуктивен, а для некоторых предприятий и вовсе непосилен.

Централизованные резервные или страховые фонды образуются за счет общегосударственных средств в виде бюджетных резервов - Правительства, Президента и т.д.

И, наконец, собственно страхование предполагает образование страхового фонда за счет взносов, производимых отдельными предприятиями и иными физическими и юридическими лицами, и нахождение этого фонда в управлении и распоряжении специальной страховой организации, которая и выдает потерпевшим лицам в соответствующих случаях соответствующие суммы. Именно этот способ формирования и использования страхового фонда и предполагают в большинстве случаев, когда произносят «страхование» - специфический метод компенсации убытков в неблагоприятных случаях.

В отличие от самострахования при страховании в собственном смысле страховой фонд обслуживает не одно, а целую группу лиц и организаций. В отличие же от централизованных бюджетных страховых фондов, здесь страховой фонд образуется за счет взносов обслуживаемых им физических и юридических лиц. При страховании в собственном смысле страховой фонд представляет собой, как правило, денежную сумму (хотя страховой фонд может быть образован и в натуральной форме), а отношения по его образованию и последующему распределению принимают обычно форму гражданского правоотношения. Участниками страховых отношений являются [4, с. 42]:

Страхователи - это юридические и физические лица, имеющие страховые интересы и вступающие в отношения со страховщиком либо на основании законодательства, либо договора;

Страховщик - юридическое лицо, определенной законодательством организационно-правовой формы, имеющее лицензию на ведение операций в области страхования и имеющее возможность создавать и использовать средства страховых фондов;

Страховой агент - физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными ему полномочиями;

Страховой брокер - физическое или юридическое лицо, которое работает от своего имени, но представляет интересы страховой кампании.

Страхование может быть обязательным и добровольным.

1.2 Основные этапы развития страхования в России

Страхование в России имеет давнюю и богатую историю, уходящую своими корнями в далекое прошлое. В Москве насчитывалось немало страховых компаний, зона интересов которых была довольно велика и выходила далеко за границы Московской губернии. Подразделения и представительства их успешно работали не только в центральной части России, но и в отдаленных окраинах: Закавказье, Прибалтике, Средней Азии, Сибири.

Страхование в России было насущной потребностью столичных промышленных королей, обладающих финансовыми связями с отдаленными регионами, где для них велась добыча сырья или сбыт готовой продукции. Основные этапы развития страхового дела в России:

А) страхование в царской России 1786-1917 гг. [5, с. 51];

-й этап: крушение принципа государственной страховой монополии и идей государственного страхования.

-й этап: становление страхования в России, связанное с началом формирования национального страхового рынка, появлением частных акционерных компаний.

-й этап: зарождение национального страхового рынка.

-й этап: возникновение новых видов взаимного страхования - в среде землевладельцев и фабрикантов.

Б) страхование в Советской России 1917-1991 гг. (имеется в виду территория бывшего СССР);

В) национализация страхового дела:

-й этап: установление государственного контроля над всеми видами страхования

-й этап: объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.

Г) страхование в Российской Федерации после 1991 г. (имеются в виду крупные геополитические изменения новейшего времени).

Во времена Советского Союза накопительное страхование, которым занимался Госстрах, стало довольно популярным среди граждан. Полисы накопительного страхования были у 70% работающего населения. Особым спросом пользовалось накопительное страхование детей к совершеннолетию, которое появилось в 1968 году. Застраховать можно было ребенка не старше 15 лет. Получить страховую сумму можно было с момента окончания договора страхования в течение трех лет. Если же страхователь умирал раньше достижения ребенком совершеннолетия, то ребенок мог получить выплату в размере 90% от всех уплаченных взносов. Также было популярно страхование детей к бракосочетанию. Но все полисы Госстраха обесценились с переходом на рыночную экономическую систему. В начале 90-х в России, и в частности, на Урале, стихийно стали появляться первые частные страховые компании, которые предлагали застраховать свою жизнь по накопительным программам. Впрочем, предложение ажиотажа не вызвало.

Классификация объектов страхования по отраслевому признаку выделяют личное, имущественное и страхование ответственности, а также перестрахование.

В Федеральном законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 7 марта 2005 г. №12 - ФЗ выделены 23 лицензируемых вида страхования:

) Страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

) Пенсионное страхование;

) Страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) или с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

) Страхование от несчастных случаев и болезней;

) Медицинское страхование;

) Страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

) Страхование средств железнодорожного транспорта;

) Страхование средств водного транспорта;

) Страхование средств воздушного транспорта;

) Страхование грузов;

) Сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

) Страхование имущества юридических лиц, (за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования):

) Страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

) Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

) Страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

) Страхование гражданской ответственности владельцев водного транспорта;

) Страхование гражданской ответственности владельцев железнодорожного транспорта;

) Страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

) Страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

) Страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

) Страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

) Страхование предпринимательских рисков;

) Страхование финансовых рисков;

В Гражданском кодексе РФ предусматривается возможность обязательного государственного страхования здоровья, жизни, имущества государственных служащих определенных категорий (ст. 969 ГК РФ). Обязательное государственное страхование осуществляется за счет бюджетных средств. В остальных случаях обязательное страхование производится за счет тех лиц, на которых по закону обязанность страхования. Виды обязательного государственного страхования представлены в таблице 1.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья граждан в РФ.

Таблица 1

Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор - Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

В 1996 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации», которым предусмотрен ряд мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России. В 1997 г. была разработана специальная целевая программа развития страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Совершенствование страхового рынка продолжается и по сей день [2, с. 215].

В целом развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка в России.

Страхование в России развивается поступательными темпами, - страховой рынок демонстрирует прирост в объеме 20-25% в год. По итогам 2011 года эксперты в качестве объема страхового рынка называли сумму в 20 млрд. долларов. При этом они отмечали невысокий уровень проникновения страховых услуг в жизнь среднестатистического россиянина и, как следствие, существенный потенциал для дальнейшего развития страхования в России.

Исследования российского страхового рынка показали, что наибольшее число клиентов страховых компаний являются жителями либо экономическими агентами наиболее развитых регионов страны, таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская и Челябинская области, республики Башкорстан и Татарстан, Нижегородская и Ростовская области. Пока что интерес к страхованию в России проявляют, в основном, люди обеспеченные и наиболее прогрессивные руководители предприятий.

Интерес населения к страхованию в России в разрезе страховых продуктов также является поводом для размышлений. Некоторые из услуг страховщиков пользуются довольно высоким спросом: это, в первую очередь, ОСАГО и добровольное медицинское страхование.

ОСАГО в силу закона является обязательным видом страхования в России, а добровольное медицинское страхование довольно часто уже входит в гарантированный работодателем соцпакет, а не представляет собой прямой выбор гражданина. Корпоративное страхование имущества и полисы КАСКО не столь востребованы, - у этих направлений существуют резервы для дальнейшего роста. Острая конкуренция, имеющая место на рынке страхования в России, изменила критерии в отношении выбора страховой компании. На первый план вышли качество обслуживания и репутация страховщика. Цена полиса перестала играть решающую роль в выборе. Страхователи стали более требовательными к качеству обслуживания и процессам урегулирования выплат по страховым случаям. Однако стандарты качества рынка страхования в России находятся пока в стадии формирования.

Таблица 1 - Пятерка лидеров страховщиков ОСАГО по итогам I полугодия 2012 г.

КомпанияМесто на рынкеПремии, р.Выплаты, р.Уровень выплат, %Росгосстрах (ООО+ОАО)1 (1)18 783 498 1757 886 584 93242,0Ингосстрах2 (4)5 738 106 4652 211 035 19738,5РЕСО-Гарантия3 (2)5 076 628 9692 570 405 81850,6СГ МСК4 (3)3 683 714 0452 556 249 81569,4ВСК5 (5)2 971 199 7751 619 137 49154,5

По итогам первого полугодия 2012 г. в топ-5 страховщиков по сборам в ОСАГО произошли перестановки. «Ингосстрах» поднялся с 4-го на 2-е место, а «РЕСО-Гарантия», уступив ему, опустилась на 3-ю позицию. МСК, ранее замыкавшая тройку лидеров, стала 4-й.

Первое место в по сборам по-прежнему занимает «Росгосстрах». ВСК сохранила 5-е место на рынке обязательной «автогражданки».

Пятерка лидеров по сборам ОСАГО собрала в первом полугодии этого года 64% премий. Об этом свидетельствуют предварительные данные Российского союза автостраховщиков (РСА) за 6 месяцев 2012 г.

С 17 января 2004 года на российский рынок были допущены европейские страховщики. Им было разрешено заниматься всеми ведущими видами страхового бизнеса - страхованием жизни, обязательным страхованием. Страхование жизни, популярное за рубежом, в России приживается с трудом. Сами страховщики причиной этого считают невысокие доходы населения и «низкий уровень страховой культуры». Впрочем, участники рынка признают, что у страхования жизни как финансового инструмента - небольшая доходность.

В Европе, США или Японии каждый уважающий себя представитель среднего класса имеет полис накопительного страхования жизни. И это вполне объяснимо. Накопительное страхование жизни в Европе известно с XVII века.

С относительным успехом этот вид страхования развивался и в дореволюционной России. Сегодня накопительное страхование жизни предполагает, что человек в течение заранее определенного срока (от 1 до 20 лет) ежемесячно, ежегодно или ежеквартально вносит в кассу страховой компании определенную сумму средств, а по истечении срока договора получает страховую сумму вместе с накопленными процентами. Размер взносов рассчитывается в зависимости от страховой суммы, которая определяется самим страхователем. При этом тариф рассчитывается индивидуально в каждом конкретном случае, так как учитывается возраст застрахованного, пол, состояние здоровья, срок действия соглашения и порядок уплаты взносов, а в некоторых компаниях даже рост и вес.

В системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тыс. человек.

К основным нормам административного права, регулирующего отношения между государством и участниками страхового рынка и являющегося базой для осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков, относятся:

а) Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (часть третья), где установлены основные положения, регламентирующие порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью, и, в частности, сформулированы цели осуществления такого надзора, функции и права государственного органа страхового надзора;

б) «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации», утвержденные Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г., в которых определен общий порядок получения юридическими лицами лицензий для проведения страховых операций;

в) «Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации», утвержденное Приказом министра финансов РФ от 17 июля 2001 г., являющееся основным документом, регламентирующим порядок наложения санкций на страховые организации;

г) «Правила размещения страховщиками страховых резервов», утвержденные Приказом министра финансов РФ от 22 февраля 1999 г., в которых регламентируется порядок инвестирования страховщиками средств страховых резервов;

д) «Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств», утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 ноября 2001 г., в котором установлен порядок расчета соотношения активов и обязательств страховщиков - основного нормативного показателя оценки финансового состояния страховых организаций.

К основным нормам финансового права, регламентирующего отношения по поводу уплаты налогов участниками страхового рынка, образования и использования страховых резервов и других финансовых фондов страховыми организациями, относятся следующие:

Налоговый кодекс РФ;

Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (часть вторая), где дается характеристика страховых резервов, создаваемых страховыми организациями, регламентируется порядок ведения ими учета и составления отчетности;

«Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни», утвержденные Приказом Росстрахнадзора от 18 марта 1994 г., в которых дан перечень создаваемых страховыми организациями страховых резервов и определен порядок их образования и использования.

Вместе с тем за годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг [9, с. 125]. Дальнейшее развитие страхования в России требует уточнения его роли в решении социально-экономических задач государства.

За последние годы страховой рынок в России прошел путь от «серой» и непрозрачной сферы деятельности до важнейшего сегмента экономики, о необходимости развития которого заговорили на самом высоком уровне, так как посредством страхования человек реализует одну из важнейших своих потребностей - потребность в безопасности.

Благодаря страхованию мы снижаем степень зависимости, когда человеческие ошибки или злой умысел, стихийные бедствия могут поставить отдельную жизнь, семью, бизнес на грань катастрофы.

Несмотря на то, что по основным макроэкономическим показателям Российский страховой рынок значительно уступает развитым странам он вышел на новый этап своего развития, поскольку поменялись идеология страховых компаний и их целевые ориентиры.

2. Анализ структуры и динамики развития рынка страхования в России

.1 Динамика развития рынка страхования в России за 2008-2011 гг.

Как показывает опыт, динамика российского страхового рынка тесно связана с развитием экономики. Можно констатировать, что страхование колеблется вместе со всей остальной российской экономикой. В этой связи показательна динамика страхового рынка в кризис [10, с. 54].

Таблица 2 - Основные изменения, произошедшие на российском страховом рынке

Направления измененийДо кризиса 2008-2009 гг.После кризисаПерспективные сегментыРозница и банкострахование - локомотивы роста страхового рынкаЛидеры падения и наиболее проблемные сегменты рынка - страховая розница и банкострахование. Усредненный комбинированный коэффициент убыточности-нетто розничных компаний в 2011 году составил 106,9%, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 6,5 п. п. Усредненные темпы падения взносов розничных страховщиков в 2011 году составили - 12%, одновременно темпы прироста взносов корпоративных страховщиков были равны +7%Ориентированность бизнеса страховщиковОриентация на посредников (банки, автосалоны, брокеров, агентов), так как они обеспечивают быстрый прирост бизнесаПосредники дискредитированы (их бизнес резко сократился в результате падения кредитования, сокращения продаж новых автомобилей, увеличилось число случаев мошенничества среди брокеров и страховых агентов) и уже не могут диктовать свои условия страховым компаниям. Ориентация на страхователя - обновление и расширение страховых продуктов, более активное использование франшизы, введение бюджетных страховых продуктов, развитие прямого страхования.Стратегия страховых компанийЗахват рыночной доли. Основные целевые показатели - объем полученных взносов, доля рынка, темпы роста взносов. В результате продажа с максимальным мультипликаторомВыживание. Основные целевые показатели - ликвидность, убыточность, рентабельность. В результате оптимизация бизнес - процессов, реструктуризация

Начало нового этапа развития страхового рынка связано с постепенным выходом сектора из кризиса и изменением отношения государства к страховой отрасли. В 2012 году были приняты или активно обсуждались законопроекты, которые будут определять ускоренное развитие страхового рынка на ближайшие 3-5 лет.

Для оценки уровня развития страхового рынка Российской Федерации, необходимо сравнить значения основных макроэкономических индикаторов проникновения страхования в экономику страны.

Таблица 3 - Сопоставление российских и мировых показателей уровня проникновения страхования в экономику в 2011 году

ПоказательРоссийский страховой рынокМировой страховой рынокВзносы всего по отношению к ВВП, %2,57,0Взносы по видам иным, чем страхование жизни, по отношению к ВВП, %2,53,0Взносы по страхованию жизни по отношению к ВВП, %0,04,0Взносы всего на душу населения, долл.280,9595.1Взносы по видам иным, чем страхование жизни, на душу населения, долл.276,4253,9Взносы по страхованию жизни на душу населения, долл.4,5341,2

В целом уровень проникновения страхования в мире составляет от 6 до 16%. В Российской Федерации данный показатель значительно ниже в 2010 г. он составил 2,29%, в 2011 г. - 2,56%. Этому способствует, прежде всего, низкий уровень проникновения страховых услуг в сфере добровольного страхования на российский страховой рынок. Кроме этого причины слабости рынка страхования в России кроются в низком уровне сбережения российского населения.

Помимо выше перечисленных причин, существует множество факторов оказавшие влияние на динамику взносов в различных видах страхования в России - падение производства и снижение объемов кредитования, сокращение доходов населения, ослабление курса рубля и инфляция, изменения в законодательстве, касающиеся обязательных и вмененных видов страхования, а так же недоверие населения к страховым компаниям.

Так за последние два года (2010 и 2011 г.) только 72% от общего числа клиентов, получивших выплату в страховой компании, полностью или в основном удовлетворены размером выплаты и качеством обслуживания.

Полностью удовлетворены выплатой и сервисом всего лишь 51% от числа тех, кто получал выплату и определился с оценкой обслуживания.

Поэтому для обеспечения как экономической, так и психологической защиты хозяйствующих субъектов необходимо обеспечить повышение роли страхования в системе социально-экономических и финансовых отношений.

По мнению специалистов в 2013 году со вступлением в силу новых законов и реализации прочих мер по стимулированию спроса на страхование начнется новый этап бурного роста российского страхового рынка.

По оценкам «Эксперта РА», если будут реализованы все обсуждаемые в настоящий момент меры и законопроекты по введению новых обязательных видов страхования и стимулированию добровольного спроса на страхование, объем страхового рынка в 2013 году может достигнуть 1 230 млрд. рублей [6, с. 185], увеличившись по сравнению с 2011 годом в 2,2 раза. В результате объем взносов, собираемых в рамках обязательных видов страхования (без учета ОМС), составит порядка 500 млрд. рублей (100 млрд. рублей в 2011 году) [2].

Реальные темпы роста страхового рынка в России будут находиться между оптимистичным и пессимистичным прогнозами в зависимости от принятия законов о введении новых обязательных видов страхования и реализации мер по стимулированию добровольного спроса на страхование. К примеру, при пессимистичном прогнозе - если страховые законопроекты приниматься не будут - предполагается рост взносов к 2013 году до 840 млрд. рублей, или в 1,5 раза.

Таблица 4 - Прогноз темпов прироста страховых взносов в 2013 году по отношению к 2010 году, %

Оптимистичный прогнозПессимистичный прогнозДобровольные виды страхования6041Обязательные виды страхования411107Всего12453

Тенденции формирования страхового рынка показывают, что отечественный страховой рынок имеет мощный потенциал. Особым условием его развития является понимание и стимулирование страхования как специализированной отрасли по стабилизации экономики [3].

Ведь именно с помощью создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц происходит формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды. Однако принуждение потребителей к приобретению страховых услуг не всегда является действенным методом для их продвижения. Чаще намерение потенциальных страхователей пользоваться услугами страховщиков продиктовано собственной оценкой степени угрозы каждого отдельного риска, а также потенциального ущерба, связанного с ним.

2.2 Проблемы и перспективы развития страхового рынка в России

На сегодняшний день развитие страхового рынка в России отмечено положительной динамикой и растущими показателями. Это обусловлено, в первую очередь, законодательными новшествами, регламентирующими работу данного сегмента.

Необходимые нужды рынка находятся в постоянном развитии, что заставляет издавна сформированную регуляторную систему корректироваться и видоизменяться. По мнению экспертов приоритетными в этом направлении является принятие соответствующих законопроектов и ведение активной борьбы за каждого клиента.

Начиная с 01.01.2011 года начал свое поэтапное внедрение до 2015 года Закон РФ «Об обязательном медицинском страховании». Финишная точка этого процесса - введение единой электронной карты, которая позволяет ее владельцу получить качественную медицинскую помощь, находясь в любой точке России.

К концу 2011 года на всех российских страховщиков распространилось действие закона, увеличивающего минимальный размер уставного капитала СК. Этот показатель равняется не менее 120 миллионам рублей.

Некоторое из них, мелкие и средние, или же вообще выйдут из игры или же сольются с более крупными компаниями. Остальные будут пытаться соответствовать законодательным нормам.

При «выходе из игры» мелкие страховщики сталкиваются с множеством проблем при поиске покупателей или же инвесторов, так как для крупной страховой компании не составляет труда создать на основе бывшей СК новый филиал. Этот процесс мене трудоемок и требует меньших затрат.

Внедряя новые законодательные акты, чиновники делают ссылки на зарубежный опыт. При этом они не выходят за рамки своего видения регулирования отношений - не собираются наделять руководителей филиалов абсолютными полномочиями, достаточными для подписания договоров и выплат компенсаций.

На сегодняшний день в России трудно встретить хоть один филиал страховой компании, отвечающий данному требованию. И это понятно. Для страховщиков не является сегодня приоритетным вкладывание ресурсов в развитие профуровня сотрудников филиалов, в имидж организации, инфраструктуру и сервис на региональном рынке.

Все это объясняется тем, что продвигать нужный закон и заставить всех «плясать под свою дудку» сегодня куда проще.

Создание стабильной национальной системы страхования поможет создать эффективный механизм по предупреждению и противодействию, существующим и внезапно возникшим опасностям и угрозам. Для этого необходимо решение следующих задач:

укрепление стабильности и надежности страховщиков;

государственное регулирование и надзор за тарифной политикой страховщиков;

совершенствование правовых основ деятельности участников страхового рынка;

формирование направлений и подходов к осуществлению как добровольных и обязательных, так и вмененных видов страхования с учетом региональных потребностей;

создание благоприятного налогового режима в целях стимулирования развития страховой отрасли;

совершенствование качества отраслевого образования с учетом перехода на двухуровневую систему вузовского образования.

3. Практическая часть по исследованию страхового рынка в России

Данная практическая часть сделана и анализированная на основе представленных результатов исследования рынка страхования в России в 2012 году от 27 июня 2012 г. международной сетью фирм КПМГ - международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги.

Тенденции рынка и перспективы развития

Исторический среднегодовой рост страхового рынка в 2010-2011 годах составлял более 10%, что придало оптимизм участникам рынка и в 2012 году. Большинство из них планирует продолжить концентрироваться на росте объема премий и повышении рентабельности вслед за ростом рынка.

Ожидается, что общерыночные тенденции в сторону роста концентрации и увеличения доли рынка Топ-10 компаний продолжатся, что соответствует существовавшему ранее тренду. Однако текущий оптимизм по росту основан на ожидании общеэкономического роста в РФ, которое может не оправдаться (текущий прогноз роста ВВП составляет менее 4%).

Как исторически, так и по результатам исследования существенным фактором роста является государственная поддержка отрасли в виде введения обязательных видов страхования, таких как страхование ОПО.

Моторные виды страхования продолжают быть приоритетными для всех участников рынка, и этот настрой поддерживается прогнозируемым ростом кредитования на уровне 20-25% и значительным ростом автопарка.

Кроме того, большие надежды подает рынок страхования жизни, однако его конкурентоспособность и дальнейший рост тесно связаны с изменениями налогового законодательства.

Несмотря на высокие комиссии банкам и дилерам, страховые компании намерены увеличить продажи по этим каналам, уделяя умеренное внимание развитию прямых продаж.

Повышение эффективности страховых компаний, роль ИТ

Несмотря на важность развития автоматизации, большинство компаний не планируют увеличивать расходы на ИТ-системы, намереваясь оставить их на уровне предыдущего года. Однако акцент в 2012 году смещается на систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).

Расходы на ведение дела и аквизиционные расходы (расходы на оплату труда аквизиторов - агентов и инспекторов по заключению новых договоров страхования) остаются приоритетными с точки зрения управления затратами со стороны страховых компаний как основные меры повышения рентабельности. При этом оценка страхового риска (которую отметили как приоритетную 50% респондентов в 2011 году) ушла на второй план.

В части сокращения расходов на ведение дела основными мерами, которыми будут пользоваться компании в 2012 году, называются централизация функций и оптимизация расходов на персонал.

Рост аквизиционных расходов связан с обострением конкурентной борьбы на рынке, повышением агентских вознаграждений и ростом доли банковского канала продаж. Однако предполагаемые меры, такие как оптимизация взаимоотношений с партнерами и развитие прямых продаж, могут либо не принести ожидаемых результатов в силу наличия достаточно сильной позиции у партнеров, либо потребовать дополнительных инвестиций в инфраструктуру, что также создаст дополнительное давление на рентабельность бизнеса.

В целом, выстраивание отношений с партнерами и снижение уровня мошенничества называются как наиболее приоритетные меры по снижению убыточности страхового бизнеса. Однако если первая мера может быть неэффективна из-за сильной рыночной позиции посредников, то вторая - выглядит противоречивой в силу того, что оценке страхового риска в 2012 году уделяется не так много внимания, как ожидалось.

Руководители не прогнозируют существенного снижения убыточности по основным видам страхования за исключением ОСАГО, по которому ожидается улучшение рентабельности в связи с корректировкой тарифов.

Обзор законодательства и МСФО

Исследование КПМГ показывает, что страховой рынок в наибольшей степени нуждается в преобразовании законодательства и надзорных функций в сферах достаточности капитала, борьбы с мошенничеством и выстраивания равноправных взаимоотношений с посредниками.

Обязательный переход на МСФО, в рамках которого все страховые компании обязаны предоставлять отчетность согласно Международным стандартам финансовой отчетности начиная с 2012 года, видится страховщиками как прогрессивное изменение на рынке, которое пойдет на пользу всем заинтересованным сторонам.

Динамика рынка и сделок по слияниям и поглощениям

Как отмечалось ранее, большинство участников опроса ожидают в 2012 году увеличения доли рынка компаний, входящих в Топ-10, более чем на 2% относительно предыдущего года. Данный рост будет происходить как органически, за счет созданных этими компаниями конкурентных преимуществ (таких как бренд или развитая филиальная сеть), так и за счет слияний и поглощений.

Кроме того, очень многие игроки ожидают более одной сделки на уровне крупных страховых компаний. Данные сделки могут носить как внутрироссийский, так и международный характер. В дополнение, более трети участников ожидают появления новых иностранных игроков на рынке в силу привлекательности российского рынка и ожидаемого увеличения квоты на иностранный капитал. В то же время отзыв лицензий у кого-либо из крупных участников рынка в этом году кажется маловероятным большинству опрошенных.

Ожидания руководителей относительно стоимости Топ-10 страховых компаний выросли больше, чем в отношении остальных игроков, что объясняется относительным ослаблением рыночных позиций компаний, не входящих в Топ-10.

Все вышеперечисленные события могут привести к усилению конкуренции, что создаст дополнительное давление на доходность бизнеса.

Россия - один из самых быстрорастущих рынков страхования в мире

В 2011 году страховой рынок в России значительно вырос, что сделало его одним из самых быстрорастущих рынков страхования в мире. Восстановление российской экономики положительным образом отразилось на росте спроса на продукты страхования «нежизни», а увеличение объемов кредитования способствовало росту рынка страхования жизни.

Заключение

Таким образом, страхование это особый механизм рыночной экономики, который способствует «сглаживанию» негативных экономических положений, восстанавливает полноценное функционирование юридических лиц, потерпевших неудачу из-за тех или иных причин, а также является огромным потенциальным инвестором, способным вкладывать реальный капитал в развитие отечественной индустрии.

Характерными чертами страхования являются:

возникновение денежных перераспределительных отношений;

наличие замкнутых перераспределительных отношений между его участниками;

создание денежного страхового фонда целевого назначения;

перераспределение ущерба как между разными территориальными единицами, так и во времени;

возвратность мобилизованных в страховой фонд платежей.

Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страховых соглашений и достижений результативности страховых операций, происходит на страховом рынке.

Страховой рынок - это особая система организации страховых отношений, при которой происходит купля-продажа страховых услуг как товара, формируются предложение и спрос на них.

Участниками отношений на страховом рынке являются: страхователи, страховщики, страховые агенты, страховые брокеры. В качестве страховщика выступает государственная, акционерная или другая страховая организация, ведающая созданием и использованием фонда страхования. В качестве страхователей выступают юридические лица любой формы собственности и физические лица. Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через посредников - страховых агентов и страховых брокеров. Страховые отношения между участниками страховых организаций оформляется договором страхования. Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом случае произвести страховую выплату страхователю или другому лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.

За последние годы страховой рынок в России прошел путь от «серой» и непрозрачной сферы деятельности до важнейшего сегмента экономики, о необходимости развития которого заговорили на самом высоком уровне, так как посредством страхования человек реализует одну из важнейших своих потребностей - потребность в безопасности.

Благодаря страхованию снижается степень такой зависимости, когда человеческие ошибки или злой умысел, просто стихийные бедствия могут поставить отдельную жизнь, семью, бизнес на грань катастрофы.

Несмотря на то, что по основным макроэкономическим показателям Российский страховой рынок значительно уступает развитым странам он вышел на новый этап своего развития, поскольку поменялись идеология страховых компаний и их целевые ориентиры.

Как показывает опыт, динамика российского страхового рынка тесно связана с развитием экономики. Можно констатировать, что страхование колеблется вместе со всей остальной российской экономикой. В этой связи была показательна динамика страхового рынка в кризис.

страхование проникновение взнос рынок

Список литературы

1. Басаков М.И. Страховое дело в вопросах и ответах. - М.: Эксмо, 2010.

. Балабанов, Белоглазова, Беляева. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов/ Под ред. Романовского. - М.: Приор, 2011.

. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Информационно технический центр «Маркетинг», 2009.

. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы.-М.: Информационно технический центр «Маркетинг», 2012.

. Лайков А.Ю. Учитывать интересы российских страхователей // Финанс, 2012. - №6.

. Основы страховой деятельности: Учебник/ отв. ред. проф. Т.А. Федорова. - М.: Издательство БЕК, 2009.

. Плотников Г.Д., Филипова М.И. Концепция развития страхования на 2011-2012 годы в интерьере современных проблем российского страхового рынка // АВАЛЬ, 2011. - №3.

. Сербиновский, Гарькуша. Страховое дело: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2010.

. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Рублевской, проф. Б.М. Сабанти.-М.: Юрайт-М, 2011.

. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.

. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.

. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Под ред. Поляка Г.Б.-М.: ЮНИТИ-ДАЛА, 2-е изд. 2011.

Похожие работы на - Страховой рынок в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!