Социальное страхование: принципы, виды, значение в системе социальной защиты населения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,6 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное страхование: принципы, виды, значение в системе социальной защиты населения

Оглавление

Введение

1. Социальное страхование

1.1 Сущность, социального страхования его принципы

1.2 Виды социального страхования

1.3 Развитие системы социального страхования в России

2. Значение социального страхования в системе социальной защиты населения

2.1 Анализ деятельности ПФ России

2.2 Анализ деятельности ФСС РФ

2.3 Источники формирования и направления использования средств бюджета ФСС РФ

2.4 Анализ деятельности ФОМС

3. Проблемы и перспективы развития социального страхования в России

3.1 Пути совершенствования системы обязательного и добровольного социального страхования

3.2 Не государственное пенсионное обеспечение

3.3 Проблемы и перспективы развития социального страхования

Заключение

Библиографический список

Введение

Социальное страхование - установленная, контролируемая и гарантированная государством <#"justify">социальное страхование защита население

Цель работы: проанализировать направления и принципы социального страхования.

Задачи работы:

)охарактеризовать теоретические основы сущности социального страхования;

2)проанализировать деятельность фондов социального страхования;

)выявить проблемы развития социального страхования.

1. Социальное страхование

1.1 Сущность, социального страхования его принципы

Социальное страхование можно определить как систему отношений по перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании за счет обязательных страховых взносов работников и работодателей специальных страховых фондов и использовании средств этих фондов для компенсации утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных универсальных социальных рисков.

Финансовую основу социального страхования составляют страховые отношения, условия которых являются всеобщими в рамках данного государства и носят строго обязательный характер. В отличие от других типов страхования, социальное страхование является некоммерческим, т.е. не преследует цели получения прибыли. Все доходы, поступающие в фонды социального страхования, в том числе и получаемые от инвестирования временно свободных средств, должны направляться только на социальные цели.

Социальное страхование отличается от добровольного личного страхования прежде всего своим обязательным характером и направленностью на защиту основного контингента населения от универсальных социальных рисков.

Финансовый механизм социального страхования представляет собой порядок и условия формирования и использования средств социального страхования на установленные государством цели социальной защиты населения. Его основным составляющими являются: страховые взносы, фонды социального страхования и социальные выплаты.

Фонды социального страхования - это обособленные фонды денежных средств, образованные из обязательных страховых взносов граждан и хозяйствующих субъектов при финансовом участии государства, предназначенные для целевого использования на оказание материальной помощи застрахованному контингенту населения в соответствии с установленными квалификационными условиями.

Фонды социального страхования формируются за счет:

.страховых взносов и дотаций за счет государства;

2.страховых взносов работников и работодателей.

Фонды социального страхования расходуются на:

.денежные выплаты (пособия, пенсии, компенсации);

2.оплату услуг учреждений социального назначения (медицинских, реабилитационных, переобучения, содержания детей).

Непосредственными получателями (бенефициарами) социальных денежных средств и социальных услуг являются работники, члены семей работников, установленные государством группы населения.

1.2 Виды социального страхования

В настоящее время в России существует 5 видов государственных пенсий

трудовых:

по старости

по инвалидности

по случаю потери кормильца

пенсия за выслугу лет

Социальная пенсия - лицам, не имеющим права на получение трудовой пенсии.

По старости. Лица, достигшие пенсионного возраста (ж-55, м-60 лет) и имеющие трудовой стаж (ж-20, м-25 лет) получают пенсии по старости. В размере 55% от размера заработной платы, принимаемого для исчисления пенсии + 1% за каждый год трудового стажа (превышающего требуемый), но не более 75% заработка.

Для исчисления пенсии на усмотрение работника может быть взят заработок за последние 2 года (с премиальными и доплатами), либо средний за любые 5 лет подряд в течение трудового стажа.

Для большинства пенсионеров пенсия не представляет среднюю за 2 года, так как существует максимальный размер пенсии - 3 минимальных заработных платы. Минимальный размер пенсии - 1 минимальная заработная плата.

Пенсии по инвалидности выплачивается инвалидам I и II группы в размере 75% заработной платы, получаемой до пенсии, III группы - 30%. Существует min и max размеры пенсий. Для I и II min размер равен min размеру пенсии по старости. Мax для I и II группы = max размеру пенсии по старости. Для III группы min = 2/3 min пенсии по старости, max = min пенсии по старости. Инвалиды должны проходить освидетельствование каждые 2 года.

Пенсии по потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на его иждивении (дети, жена, родители). Размер равен 30% заработной платы кормильца на каждого иждивенца (до 18 лет?). Существует max предел пенсии, он равен min пенсии по старости на каждого иждивенца.

Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.

Социальные пенсии получают инвалиды с детства и престарелые граждане, не имеющие право на получение трудовых пенсий. Инвалиды с детства получают пенсию в размере минимальной пенсии по старости. Не работавшие имеют право получать 2/3 минимальной пенсии по старости по достижении ими 60-65 лет.

Для большинства пенсионеров потеряна связь пенсии с трудовым заработком. Пенсионное обеспечение лежит на плечах предприятий, работодателей.

Сейчас планируется переход на новую систему пенсионного обеспечения, включающую три уровня:

. Социальная пенсия (нижний уровень). Должна выплачиваться за счет средств государства, предприятий.

. Трудовые пенсии, которые будут зарабатываться трудящимися в процессе трудовой деятельности и будут формироваться за счет взносов предприятий по данному работнику (заводится лицевой счет на каждого работника на котором содержатся средства, перечисляются как страховые взносы). Это дает возможность контроля застрахованного над страхователем.

. Уровень. Может получить любой гражданин, заключивший договор страхования с негосударственной страховой компанией и уплачивающий взносы за счет своих средств.

Государственные пособия

В настоящее время сложилась определенная система государственных пособий (на федеральном уровне). Эти пособия выплачиваются по линии социального страхования и по линии социального обеспечения за счет средств бюджета.

Пособие по временной нетрудоспособности. Основание для выплаты пособия - больничный лист, который получают больные и родители больных детей. Размер пособия зависят от стажа:

при стаже до 5 лет пособие составляет 60% от заработной платы,

-8 лет - 80%

свыше 8 лет - 100%.

Пособия, связанные с материнством и рождением детей:

пособие по беременности и родам. Выплачивается женщине в полном размере заработка.

пособие беременным при своевременной регистрации (до 12 недель) в размере 100% min заработной платы. Единовременная выплата.

пособие по рождению ребенка равно 15 min заработанным платам.

пособие на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Равно 2 min оклада, выплачивается ежемесячно.

пособие по уходу за ребенком до 3 лет без сохранения оплаты отпуска равно 50% min оклада.

Пособие на погребение.

min заработных плат.

Пособие по безработице выплачивается в течение 12 месяцев:

первые 3 месяца - 75% средней заработной платы на последней работе,

следующие 4 месяца - 60%,

последние 5 месяцев - 45%.

Минимальный размер равен минимальной оплате труда, максимальный равен средней заработной плате в данном регионе. Если в течение года человек не нашел работу, то платится ежемесячно 1 минимальная заработная плата.

Пособие беженцам и вынужденным переселенцам.

На каждого члена семьи беженцам в городе выплачивается 1 min заработная плата, в селе - 2.

Необходимо совершенствовать систему государственных пособий:

Отвязать от минимальной заработной платы.

Надо увязать получение пособий с материальным положением семьи.

1.3 Развитие системы социального страхования в России

июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены "Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие "профилактики заболеваемости". Начато строительство советской санаторно-курортной "фабрики здоровья". С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР" был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (смотри:

Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года 822 "О Фонде социального страхования Российской Федерации"; <#"center">2. Значение социального страхования в системе социальной защиты населения

2.1 Анализ деятельности ПФ России

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет традиционную ежегодную рассылку извещений россиянам, у которых формируется накопительная часть трудовой пенсии. Эти извещения информируют граждан о состоянии их индивидуальных лицевых (пенсионных) счетов в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд России ежедневно формирует, печатает и рассылает извещения гражданам, зарегистрированным в качестве застрахованных лиц. Всего в 2012 году Пенсионный фонд направит извещения о состоянии пенсионных счетов более 85 миллионам россиян. Это самая масштабная в мире рассылка индивидуальных писем такому количеству получателей.

На данном этапе ПФР осуществляет рассылку извещений 72 миллионам граждан, имеющим накопительную часть пенсии*.

Каждое извещение отправляется заказным письмом по адресу, отраженному в индивидуальном лицевом счете гражданина. Как правило, это домашний адрес.

В нынешнем году форма извещения изменена в сторону упрощения, привычная для застрахованных лиц информация изложена в более простом виде. Извещения содержат сведения о страховых взносах работодателей на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за 2011 год и предшествующие годы. В извещении ПФР указывается также, с какой эффективностью выбранная гражданином управляющая компания инвестировала его пенсионные накопления в течение 2011 года**.

Извещения граждан-участников Программы государственного софинансирования пенсии также содержат сведения о сумме дополнительных взносов, которые гражданин перечислил в 2011 году на накопительную часть трудовой пенсии в рамках Программы, сумме софинансирования государства и сумме взноса работодателя, если он выступал третьей стороной в Программе. Владелицы материнского капитала, направившие его на увеличение накопительной части будущей пенсии, также получат информацию, подтверждающую поступление этих средств в фонд их будущей пенсии.

В октябре-ноябре 2012 года Пенсионный фонд России приступит ко второму этапу рассылки извещений. Начнется печать и рассылка извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов граждан, не имеющих накопительной части пенсии - это граждане, у которых в индивидуальном лицевом счете отражены только страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии. На этом этапе ПФР будет напечатано и направлено извещений свыше 13 миллионам граждан, имеющим только страховую часть пенсии.

При этом ПФР стремится развивать более современные и удобные способы информирования граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. В 2011 году более 270 тысяч россиян самостоятельно получили информацию о состоянии своего "пенсионного" счета в электронном виде через Единый портал госуслуг или кредитные организации.

Помимо этого можно получить полную выписку из своего индивидуального лицевого счета в территориальном органе ПФР по месту жительства.

Если Вы не получите письма из Пенсионного фонда России в этом году, то Вам необходимо обратиться в орган ПФР по месту жительства или месту пребывания. Основная причина неполучения писем из ПФР - изменения адреса места жительства или пребывания гражданина, то есть Фондом письма печатаются и рассылаются всем застрахованным лицам по адресам, указанным в базе ПФР. Эти адреса формируются на основании данных, предоставляемых работодателями и, если Вы меняете адрес проживания и не сообщаете об этом работодателю или работодатель забывает об этом сообщать ПФР, то письма отсылаются по старым адресам. Но это легко исправить, сообщив новый адрес непосредственно в ПФР или работодателю. Это можно сделать, в том числе, и через направление обращения в ПФР своего региона проживания через сайт ПФР.

Пенсионный фонд рекомендует внимательно читать и хранить все письма из пенсионного фонда. Главная цель этих писем - предоставление гражданину информации об уплате работодателями страховых взносов, из которых формируется пенсионный капитал будущей пенсии. Если из полученного письма Вы увидите, что в 2011 году ваши работодатели не заплатили или заплатили неполную сумму причитающихся страховых взносов, то для Вас это должно стать серьезным поводом для разговора с работодателем или обращения в трудовую инспекцию или суд, поскольку за год неуплаты за Вас страховых взносов Ваш пенсионный капитал не увеличился и пенсия будет ниже, чем могла бы быть.

Если Ваши пенсионные накопления по Вашему решению переведены в негосударственный пенсионный фонд, Вы также ежегодно должны получать информацию из этого НПФ. [17]

2.2 Анализ деятельности ФСС РФ

ФСС РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные средства ФСС РФ не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС РФ и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда. Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

. региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;

. центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

. филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Основными задачами ФСС РФ являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

разработка совместно с Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Существование государственного социального страхования - это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому в большинстве стран государство создает специальные фонды, посредством которых оно концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны.

Государственное обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной зашиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено прежде всего необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики. К числу основных социальных рисков относятся:

риски утраты трудоспособности с возрастом;

риски утраты трудоспособности по инвалидности;

риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);

риски заболеваний и ухудшения здоровья.

Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая.

Сейчас Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:

установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

установление видов обязательного социального страхования;

установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

установление базы для начисления страховых взносов, в том числе предельной величины этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;

определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;

управление системой обязательного социального страхования.

Управление Фондом социального страхования осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Организационно-правовая форма страховщиков определяется федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательного социального страхования.

В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФСС являются:

) обеспечение гарантированных государством пособий;

) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

) осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;

) разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

) организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

2.3 Источники формирования и направления использования средств бюджета ФСС РФ

Фонд социального страхования, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках.

Средства Фонда образуются за счет:

страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

2.4 Анализ деятельности ФОМС

В Конституции Российской Федерации и в нормах международного права закреплено право каждого человека на жизнь. С этим правом связаны другие права человека и гражданина, включая право на охрану здоровья.

Охрана здоровья граждан представляет собой совокупность различных мер государства, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его активной, долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Поэтому медицинская помощь рассматривается как часть общей государственной системы охраны здоровья населения.

Право граждан на охрану здоровья гарантируется путем оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет средств государственного бюджета, страховых взносов, других поступлений, предусмотренных законодательством. Такую медицинскую помощь называют социальной медицинской помощью, таким образом, отделив ее от платной медицинской помощи.

К медицинской помощи, которая оказывается названными учреждениями здравоохранения бесплатно, относятся следующие ее виды:

первичная медико-санитарная помощь;

скорая медицинская помощь;

специализированная медицинская помощь;

медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;

медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и органами санитарно-эпидемиологической службы. Учреждения здравоохранения независимо от форм собственности могут оказывать такую помощь на основе соответствующих договоров со страховыми медицинскими организациями.

Скорая медицинская помощь оказывается в случаях (при состояниях), требующих срочного медицинского вмешательства. Она необходима при несчастных случаях, отравлениях и других состояниях и заболеваниях. Осуществляется такая помощь безотлагательно создаваемой специально службой скорой помощи, а также всеми лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной принадлежности и формы собственности. [9]

Специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам при тех заболеваниях, которые требуют специальных методов диагностики и использования сложных медицинских технологий для их лечения. Данную помощь оказывают врачи соответствующего профиля в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих соответствующее разрешение (лицензию) на право ведения такой деятельности.

Медико-социальная помощь гражданам с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается также бесплатно и согласно специальному перечню заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Некоторым категориям таких больных предоставляются льготы, например, в виде дополнительной жилой площади.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощью утверждается ежегодно постановлением Правительства РФ. Программа предусматривает предоставление определенных бесплатных видов помощи населению, медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней, а также содержит нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования Программы.

В соответствии с этой Программой и методическими рекомендациями Минздравсоцразвития России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают свои территориальные программы. В них могут быть предусмотрены дополнительные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Причем предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.

Условия и порядок предоставления медицинской помощи населению определяются Минздравсоцразвития России по согласованию с ФФОМС.

Бесплатная медицинская помощь гражданам финансируется, как отмечалось выше, за счет средств бюджетов различных уровней, обязательного медицинского страхования, других источников, не запрещенных законодательством.

За счет федерального бюджета предоставляются все виды медицинской помощи медицинскими учреждениями федерального значения согласно утверждаемому Минздравсоцразвития России перечню медицинской помощи.

За счет бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются: а) скорая медицинская помощь, оказываемая гражданам станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи; б) амбулаторно-поликлиническая; в) стационарная помощь. Последние два вида помощи оказываются в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при определенных заболеваниях, например туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, которые перечислены в Программе. Указанные виды помощи могут предоставляться также за счет бюджетов муниципальных образований.

Итак, система финансирования расходов на оказание медицинской помощи населению многоступенчата и довольно сложна. Объемы помощи, бесплатно предоставляемой гражданам субъекта Российской Федерации (региона), определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1000 человек. Они рассчитываются отдельно по всем видам медицинской помощи.

Финансовых средств из государственного бюджета, направляемых на оказание медицинской помощи населению, в последнее время все чаще оказывается недостаточно. В целях пополнения данных финансовых ресурсов в начале 90-х годов прошлого века в России появился новый вид страхования - обязательное медицинское страхование. С введением обязательного медицинского страхования была предпринята попытка создания дополнительного источника финансирования медицинской помощи гражданам. Фактически доля расходов средств этого вида страхования значительно превышает бюджетное финансирование. Несмотря на эти попытки, в целом общие затраты на охрану здоровья населения в последние годы не увеличились.

С принятием Закона РСФСР от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" в стране впервые было введено медицинское страхование, которое осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью обязательного социального страхования. Оно должно обеспечивать всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.

Обязательное медицинское страхование в стране является всеобщим для населения страны. Оно осуществляется за счет двух основных финансовых источников. Первый источник - это ассигнования из государственного бюджета. Они предназначены главным образом на страхование неработающих и иных категорий граждан, определяемых законом. Вторым наиболее существенным финансовым источником этого вида страхования являются страховые взносы работодателей (всех форм собственности) за своих работников, а также некоторых иных категорий граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

Обязательное медицинское страхование осуществляется на основе договорных отношений между субъектами данного вида страхования. В качестве таких субъектов выступают:

застрахованные граждане - работающие и неработающие;

страхователи - работодатели, индивидуальные предприниматели и иные категории самозанятого населения, исполнительные органы субъектов РФ, местная администрация районов (городов), муниципальные органы;

страховщики - федеральный и территориальные фонды ОМС;

страховые медицинские организации - юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми предусмотренными законодательством формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством (страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения);

медицинские учреждения - лечебно-профилактические учреждения, имеющие лицензию, дающую право на оказание медицинской помощи в системе ОМС.

Цель договора обязательного медицинского страхования заключается в том, чтобы организовывать и финансировать предоставление застрахованным работающим гражданам медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ОМС.

Форма и содержание договора строго регламентированы (формализованы) законом. Стороны не могут ухудшить условия (положения) медицинского обеспечения, предписанные договором. Допускается только улучшение таких условий по отношению к застрахованным гражданам. Каждому российскому гражданину выдается документ - страховой медицинский полис. Его должен иметь каждый гражданин Российской Федерации на всей ее территории.

Таким образом, указанным законом о медицинском страховании определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения страны. Цель ОМС заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования, как отмечалось выше, формируются за счет отчислений страхователей на ОМС.

Страхователями являются:

за работающих граждан - их работодатели, а в некоторых случаях - лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;

за неработающих граждан - исполнительные органы государственной власти (области, края, республики в составе Российской Федерации, района или города). В последние годы ПФР финансирует дополнительные платежи на ОМС неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости. Тем самым частично оплачиваются некоторые расходы, связанные с оказанием медицинской помощи неработающим пенсионерам.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы специальные органы - фонды обязательного медицинского страхования. Финансовые средства таких фондов формируются за счет специальных страховых взносов, которые с 1 января 2001 г. уплачиваются страхователями в составе единого социального налога. Порядок исчисления и уплаты ЕСН установлены главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации. [10]

3. Проблемы и перспективы развития социального страхования в России

3.1 Пути совершенствования системы обязательного и добровольного социального страхования

1. Увеличение финансирования отрасли здравоохранения.

В сценарии инновационного развития в условиях высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение не только государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы - до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз.

. Пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС.

. Формирование новых подходов для планирующегося значительного вброса денег в систему ОМС (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация нацпроектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей - введение накопительных счетов граждан России.

. Принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. При этом, ответственность за финансовое обеспечение финансовых обязательств государства в сфере здравоохранения возлагается на систему ОМС, в которой концентрируется большая часть финансовых ресурсов.

Необходимость принятия нового закона диктуется следующими соображениями:

государственные гарантии оказания гражданам страны бесплатной медицинской помощи должны быть: а) максимально конкретными, б) ясными для населения, в) финансово сбалансированными. Для людей жизненно важно знать, что можно получить на бесплатной основе и за что придется заплатить. Обращаясь в медицинскую организацию, пациент должен иметь ясное представление о мере своих гарантий. И она должна быть единой для всех;

среди возможных вариантов реформирования государственных гарантий в настоящее время четко обозначился один главный - конкретизировать гарантии оказания бесплатной медицинской помощи по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания. По каждому заболеванию устанавливается набор услуг и лекарственных средств, предоставление которых гарантируется государством на бесплатной основе. Этот набор определяется на основе федеральных медицинских стандартов, которые конкретизируются медико-экономическими территориальными стандартами, разрабатываемыми и утверждаемыми субъектами РФ и выполняющими функцию минимальных социальных стандартов;

люди должны быть уверены в том, что эти гарантии будут реально обеспечены. Нужны новые механизмы их реализации, в которых четко определены роли тех, кто обеспечивает соблюдение гарантий (роль врача, администрации медицинской организации, страховщика, органа управления), простые процедуры рассмотрения жалоб, санкции за нарушения и прочее;

ясность государственных гарантий обеспечивается информированием пациента о том, что ему положено. Пусть даже не каждый гражданин поймет содержание стандарта во всех деталях, но наиболее важные для него наборы услуг должны стать абсолютно прозрачными и доступными для пациента. И это вполне реально.

. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи Базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами.

Механизмы осуществления этого важного перспективного направления следующие:

увеличение ставки ЕСН в части, зачисляемой в систему ОМС с учетом стоимости "страхового года" работающих граждан;

отказ от регрессивной шкалы налогообложения фонда оплаты труда (ФОТ) налогоплательщика и переход к плоской шкале налогообложения фонда оплаты труда, независимо от размеров оплаты труда;

установление четких требований к размеру и механизмам уплаты страховых взносов за неработающее население, вносимых из региональных бюджетов;

установление единого порядка определения субсидий и дотаций регионам не только из средств ФОМС, но и федерального бюджета.

увеличение доли государственного финансирования здравоохранения в ближайшие годы не менее чем в 2,5 раза.

. Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи:

отказ от методов сметного финансирования сети медицинских организаций;

переход от метода ретроспективного возмещения расходов на медицинскую помощи (метод "зарабатывания"), не позволяющего достаточно четко контролировать затраты, к методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской помощи, сориентированных на конкретный результат по критериям доступности и качества оказанной МП;

в первичной медико-санитарной помощи - сочетание подушевого метода финансирования прикрепленного населения с ориентацией на заинтересованность медицинских работников в улучшении показателей здоровья населения, доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи.

. Повышение управляемости отрасли через систему ОМС.

В настоящее время обсуждается вопрос о возврате к практике заключения трехсторонних соглашений между Минздравсоцразвитием России, ФОМС и главами администраций субъектов РФ, что позволит оптимизировать направление субвенций территориям и возобновит управляемость отрасли через внебюджетную финансовую систему.

. Осуществление действенного государственного регулирования платных медицинских услуг.

Государственное регулирование платных услуг предполагает осуществление следующих давно назревших действий:

четкое определение перечня медицинских услуг, превосходящие медицинскую помощь в рамках государственных гарантий, могут быть получены гражданами на платной основе. Во всех странах с развитым общественным здравоохранением население оплачивает часть стоимости медицинской помощи. Доля личных расходов в совокупных расходах на здравоохранение варьируется от 10 до 30% при среднем показателе 24%. Напомним, что у нас этот показатель приближается к 50% - и это при значительно более низкой зарплате.

. Развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг.

В рамках нового законодательства по ОМС планируется предложить населению более солидарные формы участия в покрытии расходов на медицинскую помощь. Это прежде всего форма страхового взноса гражданина в страховой фонд по дополнительным программам медицинского страхования. В отличие от традиционного коммерческого ДМС, доступного лишь наиболее обеспеченным категориям населения, дополнительные программы реализуются на тех же условиях, как и базовая программа ОМС (общая для всего населения страны), то есть являются максимально солидарными и регулируемыми. Используемые в системе ОМС финансовые механизмы, прежде всего регулируемые цены на медицинские услуги, распространяются и на дополнительные программы, делая их более доступными для населения.

Привлекательность дополнительной программы для населения зависит, во-первых, от четкости определения пакета дополнительных услуг, во-вторых, от соотношения размера уплачиваемого гражданином страхового взноса по этой программе и тех потенциальных затрат, которые он понесет в случае отсутствия страховки, проще говоря, - тех сумм, которые он потратит на получение платных услуг и приобретение лекарств в аптеке. Большое значение имеет также физическая доступность услуг, на которые имеет право застрахованный.

Дополнительные программы целесообразно формировать прежде всего по наиболее обременительным для семейных бюджетов видам медицинской помощи, например, лекарственной и стоматологической. Не только льготник, но и обычный гражданин может присоединиться к действующей программе льготного лекарственного обеспечения. Если развивать это обеспечение действительно по страховому принципу и с большим кругом участников (например, миллион человек застрахованных), то население получит право на пакет лекарственных средств стоимостью, как минимум, в 3-4 раза выше, чем размер страхового взноса.

. Совершенствование деятельности СМО в системе ОМС.

Для совершенствования деятельности СМО в системе обязательного медицинского страхования предлагается ряд действенных мер следующего порядка:

.1. Нормативно закрепить приоритет права выбора страховщика по ОМС за застрахованным гражданином.

.2. Придать деятельности по ОМС исключительный характер, т.е. запретить ее совмещение с иными видами страхования, сохранив некоммерческий статус. При этом необходимо так же предупредить аффилированность лиц, занимающихся ОМС и ДМС.

.3. Отменить повышенные требования к уставному капиталу, составу и структуре активов СМО, занимающихся исключительно ОМС, облегчив вхождение на рынок ОМС независимым субъектам страховой деятельности и создав условия для разукрупнения СМО, занимающих доминирующее положение на рынке ОМС.

.4. Создать условия для заинтересованного участия СМО в защите прав застрахованных и эффективном использовании ресурсов ЛПУ путем создания конкурентной среды между СМО за застрахованных.

.5. Обеспечить реальное участие СМО в планировании и организации медицинской помощи населению с целью эффективного использования материальных и кадровых ресурсов медицинских организаций, а следовательно - существенного повышения эффективности системы ОМС.

.6. Реализовать систему разделения финансовых рисков между ТФОМС и СМО.

.7. Обеспечить сбалансированность финансовых обязательств СМО в системе ОМС. Без этого система ОМС будет обречена на дальнейшую профанацию страхового принципа. Без такой сбалансированности невозможно сделать СМО реальным носителем финансовых рисков. Он так и останется индифферентным транслятором государственных средств от территориального фонда ОМС в медицинское учреждение.

.8. Правила работы страховщиков и оплаты ими работы медицинских организаций должны стимулировать и тех, и других к более эффективному использованию ресурсов. Лучший способ для этого - развитие конкурентной модели страхования - то есть создать конкуренцию между СМО и между медицинскими организациями везде, где такая конкуренция осмысленна. Но для того, чтобы этого добиться, потребуется много усилий. Прежде всего, от государства. В мировой практике пока доминирует модель "одного покупателя", в роли которого выступает либо государственный, либо частный страховщик. Эта модель проще, но и потенциал роста эффективности в такой модели меньше.

.9. Проблема качества оказания медицинской помощи не должна быть сведена к проверкам СМО и наказаниям ЛПУ - это дорого и непродуктивно. Решающую роль в обеспечении качества должны играть сами врачи - через различные формы самоорганизации и корпоративного контроля. Профессиональные врачебные организации должны взять на себя распространение современных медицинских технологий, создание современных систем обеспечения качества, обеспечение этических норм поведения врачей.

. Совершенствование деятельности медицинских организаций.

.1 В финансировании медицинских организаций из государственных источников планируется реализация принципа "деньги следуют за пациентом". Это означает концентрацию 80-90% государственных средств в системе ОМС и финансирование медицинских учреждений по результатам их работы. Из бюджета целесообразно финансировать лишь наиболее дорогостоящие высокотехнологичные виды помощи, а также часть социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в стационарных условиях).

.2 Для усиления стимулов медицинских учреждений к повышению эффективности их работы, необходимо предоставить им больше хозяйственной самостоятельности. Для этого необходимо законодательно закрепить статус автономного медицинского учреждения.

.3 Изменение системы оплаты труда медицинским работникам - давно назревшая необходимость. На ближайшую перспективу коэффициент увеличения заработной платы медицинским работникам должен составить 2,5-3 по сравнению с существующим на сегодня уровнем. Необходимо реализовать действенное стимулирование эффективной работы медицинского персонала, а значит существенная дифференциация оплаты в зависимости от объема и качества оказанных услуг.

.4 Обеспечение полностью бесплатного лекарственного лечения в условиях стационара. Больные не должны приходить в больницу со своими лекарствами - предоставление всех лекарств, включенных в стандарт лечения, должно стать бесспорной обязанностью больницы. Одновременно планируется существенно расширить число льготников по амбулаторному лечению (по рецептам врачей), охватив соответствующими программами всех детей и пенсионеров.

.5 Чтобы начать серьезные структурные преобразования, нужны крупные стартовые вложения, прежде всего в сектор первичной медицинской помощи. Чрезмерные объемы и недостаточная интенсивность стационарной помощи во многом определяются тем, что первичное звено пока не способно взять на себя основную нагрузку по лечению больных.

Острота структурных диспропорций в сочетании с отсутствием у всех субъектов здравоохранения достаточных стимулов к изменению ситуации может привести к тому, что дополнительные средства будут "проедены" неэффективной системой без видимого улучшения доступности и качества медицинской помощи.

Согласно перспективам, в структуре государственных расходов на медицинскую помощь возрастет доля амбулаторно-поликлинической помощи с 30% в 2005 г. до 50% в 2020 г.; медицинской помощи в дневных стационарах - с 3 до 8%. Доля стационарной помощи снизиться с 61 до 37%. В составе расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь доля услуг участковой службы повысится с 30 до 65-70%.

Без крупных дополнительных вливаний в отрасль практически не удастся обеспечить приемлемый уровень качества гарантируемой государством медицинской помощи. Даже если получится с помощью медико-экономических стандартов внедрить в практику действительно менее затратные и клинически эффективные медицинские технологии, трудно ожидать, что размер экономии превысит 10-20%. Между тем сегодня население, как отмечалось выше, покрывает 40-45% совокупных расходов на медицинскую помощь. А значит, сохранится весьма значительный разрыв между приемлемыми стандартами качества медицинской помощи и реальными возможностями их обеспечить.

. Гражданин, как основное заинтересованное лицо в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи достойного качества.

С точки зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они реально улучшают его положение в системе ОМС: не нужно платить за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит высокое качество медицинской помощи. С точки зрения общества административные затраты на ОМС станут окупаться, если эта система будет вносить существенный вклад в повышение эффективности функционирования здравоохранения.

Особенно важно привлечь население к различным формам общественного контроля за деятельностью медицинских учреждений. С этой целью необходимо начать создание общественных советов в медицинских организациях. Они призваны обеспечить максимальную гласность в отношении показателей деятельности учреждений (в том числе и выбор некоторых показателей), исключить чрезмерную их коммерциализацию, привить прозрачные формы распределения поступлений от платных форм обслуживания.

Столь же важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять различные общества, в том числе, организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом; общества больных, ожидающих плановую операцию). За рубежом такие организации уже давно существуют.

Необходимо также повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе - по результатам своего лечения давать "сигналы" страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные звенья оказания медицинской помощи.

В более отдаленной перспективе в России вероятен переход к медико-социальному страхованию. Необходимо отметить, что в 1994 году ВОЗ и Международное бюро труда опубликовали документ под названием "Социальное страхование здоровья. Руководство по планированию". Руководство предназначено для стран, которые рассматривают возможность введения социального страхования здоровья, вместо существующей системы здравоохранения или в дополнение к ней.

Примером страны, которая на основе обязательного медицинского страхования, последовательно развивая идею социальной рыночной экономики, создала систему социального страхования здоровья, можно считать Германию. В соответствии с Кодексом социального права Германии система социального здоровья этой страны обеспечивает населению все необходимые виды профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, социальные услуги (уход, помощь по хозяйству), выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по случаю смерти.

Право застрахованного на получение названных услуг реализуют больничные кассы. Как показывает опыт Германии, социальное страхование здоровья на основе медико-социального страхования успешно реализуется и решает важнейшие социальные проблемы, связанные со здоровьем населения, в условиях развитой рыночной экономики.

В России, формирование единой системы медико-социального страхования входило в "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 гг.". Шла работа над проектом федерального закона "Об обязательном медико-социальном страховании, с 1 января 2001 года был введен единый социальный налог, консолидировавший страховые взносы по разным отраслям социального страхования, включая медицинское. Однако, окончательная реализация задуманного была практически невозможна из-за больших финансовых и организационных проблем в системе ОМС, о которых было сказано выше. [11]

3.2 Не государственное пенсионное обеспечение

На данный момент в России существует два вида пенсионного обеспечения - обязательное (государственное) и добровольное (инициируется либо работодателем, либо самим гражданином). Отличительной чертой негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) от государственного страхования является тот факт, что для заключения договора НПО человеку необязательно иметь трудовой стаж.

Добровольное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и реализуется путем заключения договора о негосударственном пенсионном обеспечении (далее - пенсионный договор, договор НПО) с негосударственным пенсионным фондом (далее - НПФ).

Добровольное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий выплачиваемых по обязательному пенсионному страхованию и предполагает регулярное перечисление пенсионных взносов в НПФ в течение определенного периода времени и их прирост, за счет инвестиционного дохода.

При этом перечисления пенсионных взносов могут осуществляться как физическими лицами в пользу себя или других физических лиц, так и организациями в пользу своих сотрудников.

Вообще, негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире один из самых важных моментов в компенсационном пакете социального обеспечения сотрудника, наряду с заработной платой, премиями и бонусами за период работы, медицинским страхованием и т.п. В случае реализации на предприятии корпоративной пенсионной программы будущие пенсии в виде пенсионных накоплений фактически являются формой отложенной заработной платы сотрудников. Участие предприятий в пенсионных программах укрепляет доверие сотрудников к работодателю, формирует корпоративный дух, повышает рейтинг предприятия. [17]

3.3 Проблемы и перспективы развития социального страхования

. Проблемы в развитии страхования в РФ

Страхование на современном этапе не дает четкого представления для потребителей страховых услуг о том, в какой форме должно осуществляться данное страхование. Проблемой в страховании является бессистемное принятие нормативных правовых актов, декларирующих обязательность страхования, приведшей к следующим проблемам:

отсутствие общедоступной статистики, не позволяющей точно оценивать средние и максимально возможные убытки, влияющей на развитие экономики, социальную политику, бюджетное планирование;

низкому размеру страховых выплат за причинение вреда жизни и здоровью, что приводит к социальной несправедливости;

отсутствие единых подходов к определению размеров убытков, стоимости восстановления имущества при его повреждении.

Для решения этих проблем необходимы следующие меры:

установление в различных законодательных актах единых подходов к определению размеров страховых сумм и выплат за причинение вреда жизни и здоровью гражданина, в целях обеспечения равноправия граждан России на получение страховых выплат.

Согласно статистическим исследованиям в среднем страховые компании теряют около 20% своих клиентов в автостраховании, а в целом по всем видам страхования потери из-за недовольства результатами урегулировании убытков составляют не менее 4-6% страхователей.

Практически задачи и проблемы, связанные с урегулированием страховых убытков, могут быть решены на основе современных методов построения бизнес-процессов в сочетании с системным анализом и прогнозным моделированием процесса урегулирования убытков. Для этого необходимо определить и проанализировать очевидные на первый взгляд проблемы, которые испытывают сегодня страховщики, причины их возникновения и провести анализ взаимосвязей различных составляющих бизнес-процесса урегулирования убытков и их влияния на результат страховой деятельности.

На сегодняшний день службы урегулирования убытков сталкиваются со следующими проблемами:

недостаточно эффективное распределение выплатных дел между штатными и привлеченными аджастерами, связанное преимущественно с отсутствием или примитивностью процедуры сегментации убытков, основанной в большинстве компаний исключительно на величине заявленного убытка;

большое количество неавтоматизированных процедур, а так же значительные затраты рабочего времени на административные;

рост страхового мошенничества;

противоречивость или недостаточность информации, поступающей в момент нотификации убытка и заносимой в базу данных страховой компании в процессе урегулирования.

Следствием этих проблем являются две основных группы негативных последствий:

) затягивание сроков урегулирования, в том числе по тем видам страхования, где сроки установлены законодательно;

) более высокие темпы роста затрат на урегулирование, чем темпы роста подписанных страховых премий даже в докризисный период.

Все эти проблемы тем или иным образом влияют на конечный результат операционной страховой деятельности компании.

Разработка детального плана мероприятий, направленных на оптимизацию процесса урегулирования убытков, предполагает проведение комплексной диагностики всех составляющих его компонентов. Наиболее распространенным методом оценки текущего состояния процесса урегулирования в страховой компании является использование опыта, т.е. диагностик путем сравнения собственного опыта с лучшим из тех, который используют другие.

В России страхование терпит потери от махинаций. Криминализация сферы страхования растет с высочайшей быстротой. Если в 1993г. правоохранительные органы выявили 163 экономических преступления, совершенных в сфере страхования, то в 2009 году - уже 898. Но это именно выявленные, а не совершенные преступления. Последних, по мнению экспертов, гораздо больше. Средний ежегодный прирост их составляет 147 %. Наибольшее число злоупотреблений страхователей было выявлено в сфере добровольного страхования. В период становления страхового рынка в наибольшей степени было распространено мошенничество при страховании ответственности, риска невозвратности кредита. В последнее время преобладает мошенничество в сфере личного и имущественного страхования.

Привлекательность страховой сферы для российского криминалитета возрастает. Внимание преступников переносится с таких традиционных объектов преступной деятельности как банковская сфера и фондовый рынок в сферу страховых отношений.

В России даже в осторожно работающих страховых компаниях около 70 % всех страховых случаев по транспорту - угоны, причем из них только 30 % случаев приходится на реальные страховые события. Остальные 40 % носят умышленно криминальный характер.

Российские криминалисты выделяют четыре основных вида противоправных действий страхователей:

заявление страховой суммы выше действительной стоимости объекта страхования;

несообщение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для определения страхового риска;

многократное одновременное страхование объекта у разных страховщиков;

инсценировка наступления страхового события в период действия договора страхования - кражи, аварии, угона, поджога и даже смерти.

Проблема предотвращения попыток страхового мошенничества актуальна для всех стран с развитой страховой индустрией, и успешное ее решение возможно лишь при системном подходе, включающем внесение изменений в гражданский, административный и уголовный кодексы и страховое законодательство, организацию сотрудничества страховщиков с органами государственной власти, информационный обмен между страховщиками и правоохранительными органами по случаям мошенничества и внедрения системы контроля за службами продаж и урегулирования убытков. [16]

Для распространения передового опыта урегулирования убытков на российском страховом рынке в целях сохранения клиентов, сокращения административных расходов и борьбы с мошенничеством необходимо учитывать влияние процесса урегулирования на такие важные финансовые показатели деятельности страховщиков, как:

объем начисленной страховой премии за счет полноты возобновления договоров, по которым произошли страховые случаи;

достаточность размера страховых тарифов по результатам сравнения фактической убыточности за рассматриваемый период с прогнозируемой;

андеррайтерский финансовый показатель за счет изменения резервов убытков.

. Перспективы развития страхования в РФ

Для решения проблем, связанных со страхованием, была разработана Стратегия развития страхования на 2012-2013 года.

С учетом повышения уровня доходов населения активнее будет развиваться личное страхование, в первую очередь страхование жизни и пенсий. В связи с ростом требований к осуществлению хозяйственной деятельности, обеспечению ее финансовыми гарантиями и повышением размера ответственности хозяйствующих субъектов за исполнение обязательств возрастут объемы страховых премий по страхованию ответственности перед третьими лицами.

Экономическая стабильность позволит привлечь иностранных инвесторов для участия в капитале российских страховщиков, создаст условия для открытия ими обособленных подразделений в субъектах РФ. Размер участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховых организаций будет постоянно увеличиваться. Сохраниться тенденция направленная на концентрацию капитала, укрупнение субъектов страхового дела, создание финансовых групп с участием страховщиков. совокупный уставный капитал к 2012 году составит - 450-500 млрд. рублей, к 2020 году данный показатель превысит 1000 млрд. рублей. Сумма страховых премий приходящихся на душу населения будет увеличиваться, и в 2012 году затраты населения на страхование составят - 9 000-10 000 рублей, в 2020 году-13 000-15 000 рублей.

В 2012 году объем совокупных страховых премий составит 1 200-1 500 млрд. рублей, выплат - 750 - 800 млрд. рублей, а к 2020 году объем совокупных страховых премий превысит 2 000 млрд. рублей, выплат 1 200 млрд. рублей. Расширится ассортимент страховых услуг, предоставляемых страховыми организациями.

Доля обязательного страхования в общем объеме страховой премии к 2012 году составит 60 - 65%. После 2012 года намечается тенденция увеличения доли добровольного страхования в общем объеме страховых премий и к 2020 году она достигнет 65-70%. Увеличится объем инвестиций в экономику. Будут созданы предпосылки для:

прозрачности отчетности субъектов страхового дела;

формирования конкурентоспособной среды;

повышения уровня информированности общественности о деятельности субъектов страхового дела.

Большая часть задач, определенных Стратегией, должна быть решена посредством совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов. Сформулированные выше цели и задачи позволят страховой отрасли России выйти на новые рубежи, полнее удовлетворять потребности в страховой защите граждан и хозяйствующих субъектов, претерпеть качественные изменения.

Развитие страхового рынка определяется динамикой производства и потребления товаров и услуг. В посткризисное время, в 2009 году, доля страховых премий в ВВП снизилась до 1,3% ВВП.

В целом, прогнозы роста российской экономики, которые делаются различными аналитическими центрами на ближайшие несколько лет, выглядят умеренно оптимистичными. Например, по мнению МВФ, рост ВВП в 2011 году составит в России 4,1%. А согласно прогнозам российского МЭР ВВП в 2011-2013 годах будет увеличиваться на 2,6-4,4%.

Прогнозы, сделанные ЦСИ Росгосстраха, приводят к более низким оценкам потенциального роста российской экономики. Методика, на основании которой делается прогноз, основана на зависимости темпов роста ВВП от удовлетворенности населения своей жизнью - чем больше люди довольны своей жизнью, тем медленнее растет экономика. На сегодняшний день, согласно замерам ЦСИ Росгосстраха, в России полностью или в основном довольны своей жизнью более 75% взрослого населения. Это снижает экономическую активность россиян. Расчеты показывают, что такой уровень удовлетворенности населения своей жизнью соответствует росту ВВП на уровне 2,5% в год. Этот показатель характеризует рост экономики на основании внутреннего спроса - при том условии, что цены на российский экспорт не будут расти быстро, как в докризисные годы.

Особо следует остановиться на численности и доходах российского среднего класса. Дело в том, что эта группа предъявляет основной спрос на новые автомобили и недвижимость. Известно, что 10% наиболее состоятельных российских семей обеспечивают 85% спроса на новые автомобили (в денежном выражении). На эту же группу приходится более 90% платежеспособного спроса на новое городское и загородное жилье. В кризис, несмотря на общий рост реальных доходов населения (в 2009 году они выросли на 2%), доходы наиболее состоятельных 10% россиян упали примерно на 20-25% в реальном исчислении. Именно с этим связано сокращение спроса на новые автомобили и страхование автотранспорта - в 2009 году продажи новых машин упали на 49%, а премии по страхованию каско автотранспорта снизились на 17%. При этом в 2010 году доходы наиболее состоятельных россиян не достигли докризисного уровня. Этого можно ожидать, вероятно, к середине или к концу 2011 года.

На основании этих предпосылок можно попытаться оценить потенциал роста российского страхового рынка на ближайшие годы. (Приложение 6)

Из этого прогноза следует, что в сегменте добровольного страхования и ОСАГО в ближайшие три года можно ожидать росте премий на 11-13% в год. В сегменте страхования за счет средств населения темпы роста премии будут несколько выше - до 15% в год. Представлены номинальные темпы роста страхового рынка без очистки от инфляции. В реальном исчислении темп роста страховой премии, скорее всего, будет нулевым или вовсе отрицательным. Вообще надо сказать, что реальный рост страховой премии в России последний раз был в положительной зоне в 2007 году.

Ожидаемые темпы роста страховой премии в ближайшие годы останутся довольно скромными. Дело в том, что сегодня нельзя ожидать бурного роста российской экономики, вызванного резким всплеском цен на мировом сырьевом рынке, как в как в предкризисные годы. А внутренние основания экономического роста являются весьма слабыми. Для того чтобы обеспечить реальное увеличение страховой премии, требуется быстрый рост производства, денежной массы и доходов, превосходящие потребности предприятий и населения. В этом случае избыточные ресурсы будут направляться, в том числе, и на страхование. Однако в ближайшие несколько лет мировая и российская экономики будут находиться в целом в состоянии медленного, неустойчивого роста. Заметного реального роста страхового рынка в России в ближайшие несколько лет ожидать не приходится.

Новые посткризисные представления о возможностях экономического роста как в России, так и в мировой экономике в целом, заставили пересмотреть в худшую сторону долгосрочный прогноз развития российского страхового рынка до 2050 года. Согласно скорректированному прогнозу, к 2050 году Россия достигнет ВВП на душу населения в размере 30 тыс. долл. в год, что примерно соответствует сегодняшнему среднему значению ВВП на душу населения по странам ЕС. [18]

Заключение

В результате проведенной курсовой работы можно сделать следующие выводы.

В первой главе была рассмотрена сущность социального страхования и его принципы.

Социальное страхование - это инструмент реализации социальной политики государства, который позволяет создавать специальные страховые фонды для выплаты денежных пособий престарелым и нетрудоспособным лицам. В Российской Федерации Фонд Социального Страхования организует исполнение бюджета, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования.

Провели анализ деятельности социальных внебюджетных фондов. В которые входят:

.Пенсионный фонд

2.Фонд Социального Страхования

.Фонд Обязательного Медицинского страхования

Основными источниками дохода данных фондов являются:

. страховых взносов и дотаций за счет государства;

. страховых взносов работников и работодателей.

Средства Фондов Социального Страхования расходуются на:

.денежные выплаты (пособия, пенсии, компенсации);

2.оплату услуг учреждений социального назначения (медицинских, реабилитационных, переобучения, содержания детей).

Немало важным остается вопрос о проблемах развития социального страхования в России. В перспективе развития планируются деятельность по следующим направлениям: увеличение финансирования отрасли социального страхования, совершенствование деятельности медицинских организаций, пенсионных фондов и фондов социального страхования.

Библиографический список

1.О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ: принят Гос. Думой от 17 июля 2009г.: одобр. Советом Федерации от 18 июля 2009 г. (ред. от 29.02.2012) // СПС "Консультант Плюс".

2.Об основах обязательного социального страхования [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от от 16.07.1999 N 165-ФЗ: принят Гос. Думой от 9 июня 1999г.: одобр. Советом Федерации от 2 июля 1999г. (ред. от 11.07.2011) // СПС "Консультант Плюс".

.Алешкевич, И.Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения Экон. и управ. - 2010. - №1. - 66с.

.Алешкевич, И.Н. Государственные целевые социальные фонды: динамика развития / И.Н. Алешкевич // Финансы, учет, аудит. - 2006. - № 8. - 23с.

.Ананич, О. Реформирование пенсионной системы будет осуществляться взвешенно и постепенно / О. Ананич // Финансы, учет, аудит. - 2010. - № 7. - 13с.

.Ананич, О. Проблемы социального страхования в России / О. Ананич // Директор. - 2007. - № 5. - 29с.

.Доходы Фонда в 2011 г [Электронный ресурс] - 2012. - Режим доступа: #"justify">.Концепция реформы системы пенсионного, обеспечения в РФ // НЭГ - 2010. - №20. - 18с.

.Капыльская, Л.И. Выплаты по государственному социальному страхованию / Л.И. Капыльская // Отдел кадров. - 2009. - № 5. - 78с.

.Колпина, Л.Г. Финансы и кредит [Текст]: Учеб. пособие для вузов / Л.Г. Колпина; под ред.Л.Г. Колпина - Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2009. - 336 с.

.Мировые тенденции в социальном страховании [Электронный ресурс] - 2012. - Режим доступа: #"justify">.Николаевский, В.В. Социальная зашита населения: теория и практика / В.В. Николаевский / - 2010. - №3. - 42с.

.Расходы Фонда в 2011г [Электронный ресурс] - 2012. - Режим доступа: #"justify">.Роик, В.Д. Доктрины и концепции социального страхования / В.Д. Роик // Человек и труд. - 2008. - № 6. - 74с.

.Заяц.Е.Н. Теория финансов [Текст]: Учебное пособие/ Н.Е. Заяц; под общ. ред. Н.Е. Заяц. - Мн.: Выш. шк., 2010. - 542с.

.Сабанти. Б.М. Финансы [Текст]: Учебник для ВУЗов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Перспектива, Юрайт, 2009. - 300с.

.Шуляк, П.Н. Финансым [Текст]: Учеб. пособие/ - П.М. Шуляк.: Издат. Дом Дашков И.К., 2009. - 540с.

.Шуст, В. Социально значимые виды страхования: состояние и перспективы развития / В. Шуст // Финансы, учет, аудит. - 2009. - № 4. - 13с.

Похожие работы на - Социальное страхование: принципы, виды, значение в системе социальной защиты населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!