Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольника

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,73 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольника















"Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольника"

сенсорный развитие ребенок дошкольный

Введение

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.М. Горький, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

В советской дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н.К. Крупская, она неоднократно говорила о значении игры как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников: «… игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания». [9, с. 6] Называя народные игры, Н.К.Крупская отмечала их большое значение в воспитании у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувства юмора.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве также трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом.

Актуальность предложенной темы заключается в том, что проблема дидактических игр рассматривалась многим зарубежными и отечественными учеными, педагогами и психологами, но немногие ученые связывали дидактические игры и сенсорное развитие дошкольников.

Предметом исследования выступает дидактическая игра как необходимый фактор эффективного сенсорного развития дошкольников.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста опираться на дидактические игры, то процесс развития сенсорики таких детей будет протекать более успешно.

Цель данной работы: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

. Изучение и анализ источников.

. Изучение особенностей сенсорного развития детей.

. Определение дидактических игр для развития сенсорики.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы;

метод наблюдения;

метод диагностики;

метод эксперимента; метод статистической обработки результатов экспериментального исследования

Апробация материалов исследования была проведена в 2009 г. в детском саду № 169 г. Кургана.

1. Сенсорное развитие дошкольника

.1 Понятие и значение сенсорного развития

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. [26, с. 105]

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В дошкольном детстве ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - зрительное восприятие начертания букв.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 клacce), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.

А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

1.2 Сенсорное воспитание детей

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.

Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов.

Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта.

Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает все это.

Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

1.3 Сенсорные эталоны

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников [7, с.243- 267]. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер.

Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это феномен родного языка, звуковые отношения), свой - во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойств. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

1.4 Сенсорное развитие детей на разных этапах дошкольного возраста

В каждом возрасте перед сенсорным развитием и воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление превращается в овладение пространством.

Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участие мыслительных процессов приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, большое - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

В практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников - достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомлёние с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз.

Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить плотную (например, между объемными предметами). Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, черный.

Вначале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубой цвета и называют голубыми светлые оттенки синего). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло-синий и голубой цвета, установив их различие, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим.

При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно-зеленый, светло-желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков.

Здесь следует иметь в виду, что некоторые световые оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного называния светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в еще большей степени к названиям оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т. п.).

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции.

Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т. п.).

Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т.е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника).

Разновидности геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, - это овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а также прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщаются, а названия разновидностей не даются).

Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара - куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения.

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака - это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой»), «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Специальные исследования показали, что эта задача вполне посильна для дошкольника.

1.5 Основные принципы сенсорного развития детей

Ознакомление детей с системами сенсорных эталонов проходит поэтапно. Сначала дошкольников знакомят с основными образцами, а позднее - с их разновидностями Важно, чтобы воспитатель, показывая и называя их, предлагал детям задания, направленные на сопоставление разных эталонов между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от дошкольников требуется запоминание и использование их названий. Это закрепляет представления о каждом эталоне и дает возможностъ выполнять действия по словесной инструкции.

Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенки, если получали их самостоятельно (например, получали все более бледные оттенки при разведении красок). Знакомя детей с геометрическими формами и их разновидностями педагог обучает их приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставлению фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно. Формированию представлений о величине способствует выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины. При этом сначала ребенок ориентируется на общую форму образца, а потом начинает осознавать отношения между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).

Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее - и об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый и т. п.). Дошкольников учат группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее вырабатывают умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков.

Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Прежде всего, возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный, («овальный») и т. п.). Однако немногие предметы имеют простую форму, приближающуюся к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец, отдельные дополнительные детали.

При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме. Этому порядку должно соответствовать и словесное описание формы. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.

В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Особые трудности для детского восприятия возникают в тех случаях, когда требуется оценить сочетание цветов, форм, величин, составляющее сложную структуру.

Восприятие сочетаний, связанное с выделением элементов, из которых они состоят, и связей между элементами, называется аналитическим. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных.

Глубокое восприятие формы предполагает умение зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой.

Аналитическое восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета - длины, ширины, высоты. Но нельзя длину или ширину отделить от самого предмета. Поэтому правильным путем является сопоставление предметов по данным измерениям. При этом нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер: их определение зависит от его положения в пространстве.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающих между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

2. Дидактические игры для дошкольников

.1 Современные представления об игре

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. [11, с. 125]

В дошкольный период, возникая на границе раннего и дошкольного возраста, сюжетная игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей - философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

По мнению А. Адлера, в игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности. Игру, как иллюзорный мир, оторванный от окружающей действительности, в котором ребенок замыкается в своих переживаниях, рассматривают и некоторые другие психологи (К. Каффка, К.Левин, Ж. Пиаже).

Содержание детских игр связано как с макро-, так и с микросредой, в которой живет ребенок. Игры детей являются доказательством тесной связи их с миром взрослых. В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи. «В реальной жизни, - отмечает Д. Б. Эльконин, - подобные взаимоотношения недоступны детям даже старшего дошкольного возраста. Таким образом, в своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием игр у детей воспитывается нормы поведения, которые затем переносятся детьми за пределы игры, становятся общими нормами их поведения» [26, с. 106].

Игра рассматривается как форма организации детской жизни. Педагог должен быть организатором детской жизни и деятельности; в его функции входит и руководство формированием реальных взаимоотношений в детском обществе.

Руководство игровой деятельностью - тонкий и сложный процесс. «Очень важно, - предупреждала Н.К.Крупская, - не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…» [12, с. 117].

Руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку [12, с. 78].

В игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни.

Таким образом, игра является важным средством воспитательной работы. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.

Любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели. Практические задачи, которые должен решить ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре.

Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.

Таким образом, игра представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.

Важным моментом является установление преемственности содержания вне игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную основу.

Таким образом, игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.М. Горький, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. В игре ребенок раньше и легче выделяет сознательную цель запоминать и припоминать, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка.

Игра создает «зону ближайшего развития ребенка» (Л.С. Выготский). «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». [5, 74]

Таким образом, дошкольник развивается в разных видах деятельности. Особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлению детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В зависимости от сложности содержания и правил, они предназначаются для детей разного возраста.

В свою очередь, обе группы игр имеют свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, игры - драматизации.

Игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых, прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры подвижные, в которых совершенствуются различные движения; игры музыкальные, развивающие музыкальные способности. Различают также игры-развлечения, игры-забавы.

Дидактическая игра - это игра, создаваемая взрослым в дидактических целях, которые решаются на основе взаимодействия игровой и дидактической задач.

Таким образом, игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для психического развития детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него. Детские игры делятся на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.

2.2 Место дидактической игры в развитии дошкольников

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А. Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

Дидактическое направление использования игры получило развитие в XVIII в. у педагогов - филантропистов (И.С. Базедов, Х.Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры.

С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, - утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством». Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру. [14, с. 101]

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.

В трудах К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и других содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка. К.Д. Ушинский утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, которая рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.

Таким образом, игра - необходимая форма деятельности ребенка. Игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

.3 Виды дидактических игр

Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры типа «Лабиринт» для старших дошкольников

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

2.4 Стадии дидактической игры

Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Также выделяют структурные компоненты дидактической игры: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного воспитания является развитие мышления и речи. Эти 2 неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра - вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи педагог может сам варьировать условия игры.

В дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных ранее знание в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.

Игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. В этом возрасте необходимо использовать дидактические игры для развития сенсорного восприятия дошкольников.

Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод сенсорного развития детей. Она зачастую требует специального материала, определенных условий, и обязательно требует знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать сенсорному развитию лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе.

3. Влияние дидактических игр на сенсорное развитие дошкольников

.1 Сенсорное развитие и дидактические игры

На протяжении дошкольного детства происходит значительное сенсорное развитие - двигательных, пространственных, предметных и других видов ощущений. Развиваются и кожные ощущения, возрастает точность восприятия фактуры, формы, размера предметов при осязании.

Дошкольный возрастной период характеризуется переходом от использования предметных образцов к сенсорным эталонам -общепринятым представлениям основных разновидностей каждого свойства. К 6-летнему возрасту у ребёнка формируется сравнительно полный набор таких эталонов: система цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков, фонем языка и т.д. Благоприятные условия для их освоения складываются в различных видах продуктивной деятельности, в процессе которой происходит и усвоение словесных обозначений основных разновидностей свойств.

Таким образом, при организации игровой деятельности необходимо задействовать в процессе решения задач как можно больше сенсомоторной информации, поскольку ещё М. Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребёнок формирует запас понятий, которыми оперирует интеллект.

Процесс развития мыслительных процессов включает в себя развитие памяти, воображения, мышления, совершенствование восприятия.

Процесс развития восприятия является одним из важнейших в познавательной деятельности дошкольника. Также можно подчеркнуть и особенности взаимосвязи зрительного восприятия и ориентировочных действий в процессе становления и взросления ребёнка.

Необходимо отметить и то, что развитие образов восприятия у ребенка происходит в процессе выполнения им все более сложных перцептивных действий. При этом овладение каждым новым их типом проходит ряд этапов. На первом из них выявление ребенком свойств предметов, учет которых необходим для выполнения практического действия, осуществляется в самом процессе такого действия, а результат достигается путем практических проб. Затем начинает складываться ориентировочное действие, предшествующее практическому и позволяющее ребенку обследовать нужные свойства и отношения предметов, используя внешние приемы (ощупывание, наложение, прикладывание друг к другу и т.п.). На втором этапе в ориентировочных действиях место внешних приемов занимают движения воспринимающих органов - осматривающего предметы глаза, ощупывающей их руки, при помощи которых создается образ ситуации, предопределяются направление практических действий. Наконец, на третьем этапе сложившиеся перцептивные действия начинают осуществляться без видимых внешних проявлений: ребенку достаточно бросить взгляд на предметы, чтобы обнаружить их свойства и отношения, важные для решения практической задачи.

В конечном итоге, развитие детского восприятия определяется общим развитием предметно-практической деятельности ребенка. Так, развитие зрительного восприятия происходит на первом году жизни в связи с формированием хватания и удерживания предметов, передвижения ребенка в пространстве; на втором-третьем году жизни - в связи с усвоением способов употребления предметов, применения простейших орудий. В последующие годы дошкольного детства зрительное восприятие развивается главным образом на основе продуктивных видов деятельности, требующих детального анализа формы предметов, их внутреннего строения, отношений по величине и т.п.

По мнению психологов необходимо учитывать следующее: без специального обучения этот процесс в дошкольном возрасте характеризуется слитностью и неточностью; чем младше ребёнок, тем большую роль в развитии восприятия играют его собственные практические действия; для интенсификации этого процесса огромное значение имеет включение игры и речи взрослого в процесс восприятия ребёнком окружающего мира.

Таким образом, специально подобранные дидактические игры на формирование и развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста дают существенный толчок развитию дошкольников

3.2 Система дидактических игр и упражнений для сенсорного развития дошкольников

Гипотезой нашего курсового исследования выступает тезис, что дидактические игры оказывают положительное влияние на сенсорное развитие дошкольников.

В подтверждение выдвинутой гипотезы подобраны дидактические игры и упражнения для сенсорного развития дошкольников (Приложения 1-). В зависимости от конкретных условий (возраста ребенка, уровня его сенсорного развития и т.д.) их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста должны подбираться по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Педагог должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр, связывая их с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб другим.

Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях.

Многие из предлагаемых игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.

Дидактические игры для сенсорного развития детей следует отличать от продуктивных видов деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Начиная с трех лет, обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.

3.3 Проведение экспериментальной работы

Для доказательства выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста в группе детского сада в количестве 8 детей в форме наблюдения за детьми.

На начальном этапе было проведено исследование уровня сенсорного развития дошкольников, были получены следующие результаты:

Таблица

№ п/п

ФИ ребенка

Уровень сенсорного развития

1

Лиза М.

Средний

2

Настя П.

Низкий

3

Петя И.

Низкий

4

Андрей Г.

Средний

5

Артем Р.

Средний

6

Амалия М.

Средний

7

Катя С.

Средний

8

Слава К.

Низкий


Таким образом, мы видим, что на начальном периоде исследования в группе было 63% детей со средним уровнем сенсорного развития, 37% детей - с низким уровнем и ни одного ребенка с высоким уровнем сенсорного развития.

После проведения серии дидактических игр с детьми мы получили следующие результаты:

Таблица

№ п/пФИ ребенкаУровень сенсорного развития



1

Лиза М.

Высокий

2

Настя П.

Средний

3

Петя И.

Средний

4

Андрей Г.

Средний

5

Артем Р.

6

Амалия М.

Высокий

7

Катя С.

Средний

8

Слава К.

Средний


Мы видим, что детей с низким уровнем сенсорного развития в группе не стало, также осталось 63% детей со средним уровнем и 37% детей показали высокий уровень сенсорного развития.

Рис.

Таким образом, мы видим положительную динамику сенсорного развития детей средней дошкольной группы после проведения серии дидактических игр.

Заключение

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как воспитателем.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный сенсорный опыт.

Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в сенсорном развитии определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Ребенок-дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами - примериванием и зрительной ориентировкой.

На основе этих задач подобрана система дидактических игр, способствующая сенсорному развитию дошкольников.

Игры-занятия для детей дошкольного возраста предложены по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада.

Проведенная экспериментальная работа показала, что предлагаемая система игр дает хорошие результаты. В группе из 8 детей среднего дошкольного возраста в результате проведенных мероприятий по сенсорному развитию уровень данного качества детей повысился.

Таким образом, нами доказана гипотеза курсового исследования - постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие.

Список используемой литературы

.Аванесова, В.А. Дидактические игры для дошкольников. - М. Просвещение, 1982.

.Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.: ил.

.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 1978 г.

.Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. -128 с., ил.

.Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада/ Е.В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И.М. Кононова и др.// Под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с., 4 л. ил.

.Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии. - М., 1978.

.Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М., 1980.

.Крупская, Н.К. О дошкольном воспитании. - М., 1973 г.

.Козлов, Н.А. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург, 1998. - 136 с.

.Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1964 - 478 с.

.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.

.Логинова, В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М Просвещение, 1988.

.Люблинская, А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.

.Маркова, Т.А. Творческие игры дошкольников по сюжетам детских книг советских писателей // Творческие игры дошкольников в детском саду / Сост. Д.В. Менджерицкая, К.П. Татищева- 1951.

.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. - Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. - М., 1986 г.

.Никитин, Б.П. Развивающие игры. - М., 1994. - 189 с.

.Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста./ Под ред. Д.П. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 1988. - 189 с.

.Рогов, Н.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999. - Кн. 1, 214 с.

.Руководство практического психолога./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999.

.Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. - 215 с.

.Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982 г.

.Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей. - М., 1996.

.Стребелева, Е.А. Обучение дошкольников. - М.,1993 г.

.Шапарь, В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 808 с.

.Эльконин, Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

.Эльконин, Д.Б. Психологические игры. - М., 1978. - 301 с.

Приложение 1

Дидактические игры для дошкольников

Игра "Собери снеговика"

ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

ХОД. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу - большой, дальше - средний, наверху - самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.

Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.

Приложение 2

«Сделаем книжку»

Цель. Представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм; закреплять навыки наклеивания; приучать к созданию коллективной работы.

Оборудование. Листы белой бумаги по количеству детей, плоскостные изображения предметов, соответствующие содержанию рассказа, подносы, клей, кисточки, тряпочки по количеству детей.

Ход работы. 1-й вариант. Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги (страницы в книжке), элементы изображения на подносиках и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дерева сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого дефектолог спрашивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций. Дефектолог спрашивает: «Что было сначала? - и читает первую фразу: - Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Напоминает, что дерево стоит внизу. Помогает правильно расположить это на листе бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка» . Дети находят птичку и выкладывают ее около дерева и т. д.

-й вариант. Игра проводится наследующий день. Участвуют 6 детей. Педагог напоминает им рассказ и говорит, что для общей книги каждый будет делать свою страницу. Столы устанавливают в один ряд так, чтобы сидящие за ними дети действовали по ходу рассказа слева направо. Ребенку, сидящему первому, дефектолог предлагает делать первую страницу, следующему - вторую и т. д. Дети последовательно выкладывают картинки, иллюстрирующие содержание рассказа: первая страница - «Во дворе росло дерево»; вторая - «Около дерева сидела птичка»; третья - «Птичка полетела и села на дерево, наверху»; четвертая - «Пришла кошка»; пятая - «Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево»; шестая - «Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После того как весь рассказ будет выложен, дефектолог раздает детям клей, кисточки и тряпочки, и дети наклеивают изображения на листы бумаги. Педагог сшивает листы и рассматривает с детьми новую книжку.

По такому же типу проводится моделирование русских народных сказок «Теремок», «Колобок», «Кто сказал «мяу» В. Сутеева и др.

Приложение 3

Игра «Угадай, о чем я рассказала»

(Проводится индивидуально и по подгруппам).

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

Ход игры. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки (например, флажок, мяч, елочку и матрешку) и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов (например: «Круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть»). Если дети не могут отгадать, дефектолог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка будет отгадана, спрашивает у детей, как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на «толе и дает описание другого предмета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет».

Предметы, о которых говорится в загадках, должны меняться, чтобы дети не заучивали отгадку, а слушали и понимали смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.

Приложение 4

Игра «Загадки»

(Проводится индивидуально и по подгруппам).

Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

Оборудование. Игрушки или картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

Ход игры. Дети сидят полукругом. У дефектолога на столе картинки (изображением вниз). Он вызывает ребенка, просил отгадать загадку и найти отгадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную и показывает детям. Другой ребенок отгадывает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но имеющей в конце описания отличительный признан (например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки, Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»).

Позднее можно дать более сложную загадку, такую, как: «Летом серый, зимой белый, длинные ушки, короткий хвост. Никого не обижает, сам всех боится».

Приложение 5

Игра «Рваная аппликация»

Пока малыш слишком мал, чтобы справляться с ножницами, попробуйте вместе с ним создать картинку из рваных кусочков бумаги: пусть рвет руками салфетки или цветную бумагу; ваша задача создать из этих кусочков некую картинку. С 3 лет можно попробовать силы в обрывной аппликации: нарисуйте части картинки на цветной бумаге и предложите малышу оборвать их по контуру. Из «рваных» деталей составьте задуманную композицию.

Приложение 6

Игра «Шнуровки»

Почему-то о шнурках родители вспоминают, когда речь заходит о развитии навыков самостоятельности, однако уже на втором-третьем году жизни малышу можно предложить очень интересные игры - шнуровки.

Игра «Бусы»

Предложите малышу смастерить бусы. Нанизывать можно и пуговицы и бусы, рожки и макароны, сушки и картонные кольца.

Приложение 7

«Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Идея этой игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори (1870 -- 1952). Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей.

Игра "Рамки и вкладыши Монтессори" развивает детей в нескольких направлениях: 1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь); 2) готовит детей к овладению письмом и рисованием - вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает "твердость руки", умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры;

3) знакомит с геометрической терминологией -- названиями фигур.

В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами, если их развитие не слишком задержано недостатком свободы в познании мира. В возрасте 8 -- 9 месяцев до 2 лет нехватка свободы (детям не разрешают ползать по полу) особенно сильно сказывается на развитии.

Игра представляет собою набор квадратных рамок -- пластинок размером 100Х100 мм, толщиною 1,5 -- 2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой -- вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.

Набор состоит из следующих фигур: 1. Круг (диаметр -- 50 мм). 2. Квадрат (сторона -- 40 мм). 3. Треугольник равносторонний (сторона -- 50 мм). 4. Эллипс (диаметры -- 70 и 40 мм). 5. Прямоугольник (стороны -- 60 и 40 мм). 6. Ромб (сторона -- 40 мм и острый угол -- 60 градусов). 7. Трапеция (основания -- 60 и 40 мм, высота -- 40 мм). 8. Четырехугольник неправильный (стороны -- 65 и 35 мм, один прямой угол). 9. Параллелограмм (стороны -- 50 и 42 мм, острый угол -- 75 градусов). 10. Треугольник равнобедренный (стороны -- 65, 40 мм). 11. Шестиугольник правильный (сторона -- 30 мм). 12. Звезда пятиконечная (диаметр описанной окружности -- 65 мм). 13. Треугольник прямоугольный равнобедренный (катеты -- 60 мм). 14. Пятиугольник правильный (диаметр описанной окружности -- 60 мм). 15. Шестиугольник неправильной формы (стороны -- 30 мм, два противоположных угла -- 90 градусов). 16. Треугольник разносторонний (стороны -- 40, 60, 80 мм).

Как изготовить рамки и вкладыши

Листы цветной бумаги разделите на квадраты 100Х100 мм и в центре каждого аккуратно начертите в натуральную величину по одной из 16 геометрических фигур.

Затем тщательно наклейте листы на плотный картон толщиной 1,5 -- 2 мм и высушите под прессом или под доской с грузом 20 -- 30 кг. Когда клей высохнет, разрежьте листы на квадраты и каждый квадрат прорежьте аккуратно по контуру фигуры (вырежьте вкладыши). Делать это удобнее острым перочинным ножом на доске. Чем тоньше лезвие ножа, тем аккуратнее получается фигура. Края отверстия в картонном квадратике и края вырезанной фигуры зачистите так, чтобы фигура легко входила в отверстие рамки и полностью закрывала его.

Чтобы малыш мог вставлять и вынимать фигуры-вкладыши, к ним надо прикрепить маленькие рукоятки-выступы. Рамки и вкладыши из пластмассы были бы несравненно удобнее картонных и дольше бы служили, но, пока их нет, приходится пользоваться материалом, легко обрабатываемым в домашних условиях.

Для рамок и вкладышей нужна коробка с крышкой размером 200Х105 мм, высотой 40 -- 60 мм, в зависимости от толщины картона для рамок. Чтобы края отверстий в рамках были тверже и по ним легче скользил карандаш, рамки можно прокрасить светлой масляной краской или нитрокраской или покрыть бесцветным лаком. При этом можно сделать одинаковыми по цвету лицевую и оборотную стороны рамки. Это имеет особый смысл: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с одной стороны. Малыши бывают очень удивлены, когда и отверстие в рамке и вкладыш как будто одинаковой формы, а отверстие закрыть не удается. Надо всего-навсего перевернуть рамку на другую сторону, но как это трудно сделать малышу.

Проходит не один день, пока ребенок сумеет открыть этот "секрет". Но сколько радости, что непокорные вкладыши вдруг плотно входят в отверстия! Вкладыши надо окрасить в другой цвет. Номера на вкладышах можно не ставить, а на рамках их следует обязательно сохранить. Когда малыш начнет усваивать цифры, эта нумерация рамок позволит ему раскладывать их в определенном порядке.

Задания к игре

Рамку с вкладышами с самого начала называют по форме отверстия в ней (круг, квадрат, треугольник и т. д.). В зависимости от возраста малыша и уровня его развития подбираются задания и количество рамок. Вначале подбирают задания полегче, а потом все труднее и труднее. К сожалению, здесь нет такой постепенной "лесенки" заданий, как в игре "Сложи узор", и задания надо подбирать самому папе или маме, пользуясь умением "чувствовать возможности" малыша. Поэтому сначала лучше всего родителям познакомиться со всеми заданиями, выполнить некоторые из них, а потом уже предложить их малышу. 1. Найди вкладыши к рамкам и вставь их. Это самое любимое задание у детей. Они его повторяют бесчисленное количество раз и когда они совсем еще малы, и когда станут постарше. Видимо, есть в этом процессе отыскивания что-то притягательное. Увлекает, может быть, сам процесс сравнения, поиска, всегда интересный для малыша. Поэтому не запрещайте ребенку выполнять это задание. Ребенку 1,5 -- 2 лет не предлагайте сразу все 16 рамок, ему следует дать только 4 -- 5 рамок и вкладыши к ним. Рамки можно назвать окошками в волшебном доме, где живет добрая фея, а вкладыши -- ставнями, которыми фея и закрывает свои "окошки" на ночь плотно-плотно, чтобы "комар не пролетел через окошки в дом. А когда наступает утро и фея хочет увидеть доброе солнышко, она спешит открыть ставни своих окошек и впустить теплые, светлые лучи". Главное -- с первых встреч с игрой малыш должен понять задачу - плотно закрывать отверстия вкладышами, т. е. находить отверстие точно той же формы, что и вкладыш, и поворачивать его до совпадения, до точного совмещения.

Для детей более старшего возраста это же задание можно дать как задачу: "сложить 4-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже". Если есть несколько комплектов игры и задание уже всем знакомо, можно устроить соревнование -- кто быстрее сумеет вставить все вкладыши в рамки, например: "Гроза приближается -- надо окна закрыть! Кто быстрее?" В этом случае развивается и умение рационально, организовать свою работу. Ведь малыш может достать одну рамку и перебрать все вкладыши, пока найдет тот, что нужен, потом вторую и т. д. Но может сначала разложить на столе рамки, а потом брать вкладыши по одному и отыскивать среди рамок ту, которая необходима. У 3-летнего малыша на закрывание всех 16 отверстий может уходить 5 -- 8 мин, а 6 -- 7-летние дошкольники могут это делать уже за 1,5 - 2 мин. Мы поэтому изредка (раз в полгода, в год) проводим "контрольные проверки" на быстроту выполнения задания N 1 и результаты записываем или в дневник малыша, или в "тетрадь достижений". 2. Обведи контур фигуры. Сначала лучше обводить контур по рамке, это намного легче, чем по вкладышу. А из фигур легче всего обводить круг и эллипс, очень трудно -- звездочку. Пусть малыш на чистый лист бумаги положит рамку "круг" и попробует обвести контур цветным карандашом. Не спешите сказать и показать, что рамку надо плотно прижимать к бумаге. Пусть малыш посмотрит и догадается, почему у других ребят или у взрослых рисунки получаются четкие и правильные, а у него -- нет. -- Тут есть секрет. Если ты его узнаешь, то и у тебя будет хорошо получаться круг. -- Таким замечанием можно настроить малыша на поиск этого секрета. Еще удачнее получается игра, если перед этим малыш рисовал от руки солнышко, а оно не получалось круглое. И теперь по рамке солнышко вдруг так "закруглится", так пригладится, что малыш, конечно, будет доволен. Ребенку сравнительно трудно правильно нарисовать квадрат, треугольник или вообще какую-нибудь фигуру, а с помощью рамок они вдруг станут выходить идеально правильными.

Это задание можно усложнить: "Сделай на одном листе ровно 3 (можно 4, 5, 6 и т. д.) кружка ("печем блины") или ромба ("делаем клумбы")", т. е. дать задание, связанное со счетом нарисованных фигур. "Нарисуй все эллипсы в рядок ("огурцы на полке") или равнобедренные треугольники в колонку ("елочка выросла")", причем можно еще предлагать второе условие: "так, чтобы они не касались друг друга" или, наоборот, "чтобы они зацепились друг за друга" ("цепочка"). Кто нарисует больше фигур на одной страничке, но так, чтобы они касались друг друга. Это "портняжное" задание -- как из одного куска материи выкроить больше заготовок или как сделать, чтобы меньше осталось обрезков?

Тут тоже есть варианты: можно фигуру задать заранее (кто больше нарисует кружков?), а можно предложить выбрать (какую фигуру взять лучше, чтобы на этом листе поместилось как можно больше фигур?). Такое задание пригодится и для дела, если вы готовите украшения для елки из цветной бумаги и, нарисовав на ней кружки, ромбы или звездочки, вырезаете их ножницами. Обведи вкладыш. Обводить вкладыши карандашом намного труднее, чем рамки. Карандаш легко "отъезжает" от вкладыша, а на углах фигуры особенно. Получаются "хвостики", которые портят сразу вид контура. Видимо, из-за этого малыши, уже умеющие делать контуры по вкладышам, обычно предпочитают рамки. Бороться с этим не следует, но, чтобы укрепить руку ребенка и развить его внимательность, надо научить его делать контуры и по вкладышам. Можно и тут применить игровую ситуацию: дозор из 5 человек идет по крепостной стене, стена узкая, легко упасть. Сорвался карандаш -- дозор лишился одного солдата. Сколько солдат доберется до конца?

. Раскрась фигуру цветным карандашом. Чаще всего это задание выполняется одновременно со вторым. После того как малыш нарисует несколько контуров фигур по рамке или вкладышу, ему можно дать задачу закрасить их цветными карандашами. Основная трудность закрашивания в том, что малышам трудно не выходить за контур, водить карандаш от линии до линии. Но здесь есть опять спасительный "секрет", узнав который малыш станет делать контур с четкими границами. Он состоит в том, что поверхность фигуры сначала закрашивают вблизи самого контура штрихами, параллельными линиям контура. Сам контур становится широким, в 3 -- 4 мм, и тогда внутреннюю часть можно закрашивать уже смело. Не спешите "передать секрет". Малыш сначала должен увидеть разницу в окраске, когда она сделана знающим "секрет" и им самим, он должен оценить эту разницу и тогда найти способ делать так же. Если этот "секрет" ребенок откроет сам, тогда он приобретет для него особую ценность и он будет помнить его всю жизнь. Цвет окраски лучше подбирать соответственно тому предмету, который изображает контур. Если это "солнышко", то оно будет желтым, оранжевым или красным, если арбуз, то зеленым или полосатым, а если это воздушный шарик, то любым. Хорошо, когда малыш сам выбирает цвет. У него свои планы, о которых взрослые не всегда могут догадаться, и свои поэтому решения. -- Что это у тебя будет? -- можете спросить у него. -- Как ты хочешь покрасить? Одобряйте и деликатно подавайте новые идеи. Чем больше малыш проявляет в игре собственной инициативы, тем это лучше во всех отношениях: больше возможностей для развития творческих способностей самого малыша и лучше для старших -- им не надо быть постоянными поводырями и двигателями, не надо все время "тянуть", не надо искать, чем занять малыша. Игры как раз и представляют собою средство, с помощью которого можно значительно поднять самостоятельность и инициативу самих малышей. Кроме сплошной штриховки фигур можете пробовать иногда и штриховку в виде сетки параллельных линий различной густоты, идущих в одном случае горизонтально, в другом -- вертикально, в третьем -- наклонно. Можно сделать даже двойную штриховку, так что фигура окажется покрытой квадратиками или ромбиками. Все эти виды штриховки -- великолепная подготовка малыша к овладению письмом, где требуются движения обязательно "от линейки до линейки", определенный наклон линий, точное соблюдение формы букв, т. е. совершенное владение карандашом и ручкой. А здесь малыш занимается интересной игрой, совершенно не подозревая, какие нужные качества он приобретает к школе.

. Сделай фигуру с двойным контуром. Покажите малышу образец фигуры с двойным контуром, например: эллипс -- синий контур, а внутри равномерно отстоящий от него красный контур (просвет -- 2 -- 3 мм). -- Как это делают два эллипса? -- удивитесь вы. -- Снаружи -- синий, а внутри -- красный? Давай попробуем сделать такой же! И начните с малышом совместные пробы. Не спешите знакомить ребенка со способами, какие даны в книге. Еще лучше, если малыш сумеет сам изобрести хотя бы один способ. А способов есть несколько. Наиболее простой -- 1-й контур сделать по рамке, а 2-й от руки, на глаз, не торопясь и выдерживая постоянную величину просвета между контурами. Но по качеству 2-й контур будет уступать 1-му. Если контур состоит из отрезков прямых линий, то можно 2-й контур сделать с помощью линейки. Можно, сделав 1-й контур по рамке и сняв ее, накрыть контур вкладышем и обвести его. Тогда 2-й контур может выйти таким же, как 1-й, но тут трудно добиться точного совмещения, чтобы они не оказались сдвинутыми в одну сторону или повернутыми Друг относительно друга. Старшие дети пробуют, и не без успеха, делать 2-й контур двумя плотно прижатыми или даже связанными ниткой карандашами. Но просвет между контурами здесь получается большой -- в толщину карандаша.

И наконец, изобретательные головы применяют маленькую шайбу диаметром 5-- 6 мм и толщиною 1 -- 2 мм. Тогда оба контура делают по рамке, но 1-й --карандашом, как обычно, а 2-й, вставив острие карандаша в отверстие шайбы. Видимо, возможны и иные способы.

Если на бумаге есть 2 контура, то можно заштриховать просвет между этими контурами, делая фигуру как бы с жирным контуром. Можно делать и больше двух контуров в одной фигуре и карандашами разных цветов, например в последовательности цветов в радуге, и т. п.

. Сделай орнамент из фигур. Орнаменты (украшения обычно из повторяющихся элементов) можно делать как из одинаковых, так и разных фигур, как с одним, так и с двойным контуром, располагая фигуры в линейку, веером, цветком, накладывая их частично друг на друга или располагая отдельно. Здесь широкий простор для фантазии, но, чтобы ребенок понял, что в них ценится, ему надо показать несколько образцов

. Узнай фигуру на ощупь. Малышу завязывают глаза, как при игре в жмурки, и дают стопочкой рамки, названия которых он уже знает. Ребенок на ощупь определяет фигуру и говорит, как она называется. -- Правильно! -- одобрительно встречают "зрячие" узнавание фигуры, и малыш откладывает фигурку вправо. Если он ошибся, то совсем иным, печальным тоном говорят "налево", и малыш кладет ее слева ("направо" и "налево" считать с точки зрения малыша). Если малыш не один, можно играть "кто больше узнает фигур на ощупь", "кто скорее их узнает" (если знают уже названия всех рамок). В этой игре хорошо развивается осязание, необходимое в работе с фотоматериалами при ориентировке в темноте и в некоторых других случаях. Можно узнавать на ощупь и вкладыши.

. Вставь вкладыши в рамки на ощупь. Это вариант 1-го задания, исполнение его вслепую. Задавать его можно после того, как малыши узнают названия фигур и станут легко выполнять все 1-е задание. Но тут надо соблюдать чувство меры и задавать столько фигур, сколько малыш в состоянии сделать с интересом и удовольствием. Здесь может помочь сказка о злом крокодиле, который проглотил солнышко, и на земле от этого стало темно-темно. Что тогда оставалось делать всем животным, птицам, людям? Всем пришлась все делать в темноте, как с завязанными глазами, и даже в свои дома пробираться ощупью. В первый раз можно дать только 1 -- 3 рамки и вкладыши к ним, а затем увеличивать их число, пока дети на ощупь не смогут найти все 16 вкладышей к 16 рамкам.

. Разложи рамки и вкладыши по сортам. Задание это небольшое и несложное, но предлагать его можно детям, которые хорошо считают до 10 и знают, что такое угол и треугольники, шестиугольники. "Сорт" здесь определяется числом углов в фигуре. Например, надо в один ряд отобрать все треугольники, затем в другой ряд -- четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники и т. д. Это задание на классификацию фигур дает малышу представление о возможности такого подхода, о выделении такого признака для классификации, приведения в систему как будто бы разрозненных элементов, очень разных фигур. Задание на классификацию будет встречаться и в других играх и у некоторых малышей создает даже подобие "системного подхода", стремление расположить предметы по какому-то порядку: матрешки -- по росту, части квадратов -- по цвету, карточки -- по числу точек на них, кубики -- по числу красных или синих граней на каждом, пластины металлического "конструктора" -- по числу отверстий в них и т. д.

Похожие работы на - Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольника

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!