Совершенствование навыков техники чтения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,24 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование навыков техники чтения

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы совершенствования навыков чтения у младших школьников

.1 Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению

.2 Опыт работы отечественных педагогов по совершенствованию навыков чтения младших школьников

Глава 2. Методика совершенствования навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка

.1 Организация опытно-экспериментальной работы

.2 Работа по совершенствованию навыков на уроках родного языка

.3 Динамика совершенствования навыков чтения у младших школьников

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Актуальность проблемы. В жизни общества, какие бы изменения оно не претерпевало, есть непреходящие ценности, забвение или игнорирование которых грозит обществу катастрофой. Главная из таких ценностей - дети. Следовательно, и проблемы чтения детей всегда актуальны.

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно.

Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.

Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей, и суть дела заключается в том, что вы передумаете, читая её. (Н.И. Рубакин.)

Без достаточно высокого уровня сформированности навыка чтения невозможно дальнейшее качественное образование ученика. За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе. Так, при автоматизации читательских умений младших школьников одни авторы на первое место выдвигают необходимость развития оперативной памяти и внимания учащихся (И.Т. Федоренко). Другие - систему особых упражнений и их многократный повтор (В.Н. Зайцев), третьи - информационно-ценностный подход (А.М. Кушнир), четвёртые - учёт особенностей развития разных качеств навыка чтения (М.И. Оморокова) и т.д.

Поэтому так важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребёнка умело пользоваться книгой.

Сложившаяся практика обучения чтению имеет несколько основных направлений. Единообразие программ, учебников и методик ушло в прошлое. Однако общество по-прежнему не удовлетворено состоянием чтения учащихся.

Одной из главных причин такого явления следует признать несовершенство обучения чтению. К тому же за последние годы значительно увеличилось количество детей с отклонениями в развитии. Многие из них не готовы к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом, который положен в основу большинства направлений.

Несмотря на достаточный интерес учёных к проблеме навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка, некоторые аспекты ещё недостаточно изучены.

Так, на наш взгляд, недостаточно разработаны и исследованы приёмы и методы совершенствования навыков чтения у младших школьников.

Этим объясняется выбор темы нашего курсового исследования: «Совершенствование навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка».

Проблема исследования: каковы педагогические условия совершенствования навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования являются уроки родного языка, а его предметом - педагогические условия, способствующие эффективности совершенствования техники чтения.

Гипотеза исследования:

Мы исходили из предположения о том, что совершенствование техники чтения младших школьников может протекать более эффективно, если: учитель владеет умением создания специальных педагогических условий совершенствования техники чтения учащихся:

а) учитель вырабатывает технику чтения на всех уроках.

б) учитель работает с семьёй по единым требованиям.

в) учитель работает в союзе с учителями-предметниками в одном классе.

г) учащиеся являются субъектом обучения чтению.

На основании проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования:

1.На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить условия эффективного совершенствования навыков чтения.

2.Обобщить опыт работы отечественных педагогов по совершенствованию чтения младших школьников.

.Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по совершенствованию навыков чтения младших школьников.

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

анализ и обобщение опыта учителей;

наблюдение;

беседа;

тестирование;

изучение продуктов деятельности детей;

эксперимент.

База исследования: Шараповская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области, 2 класс.

Глава 1. Теоретические основы совершенствования навыков чтения у младших школьников

.1 Психолого-педагогические подходы к обучению детей чтению

Процесс развития человека - это постоянное взаимодействие с окружающей средой. Среда постоянно меняется, и сам человек, прежде всего, воздействует на неё. У него возникают новые потребности. Они побуждают человека к новой деятельности. Опираясь на знание закономерностей развития человека, который будет жить в обществе, учитель может сознательно формировать у учащихся необходимые потребности, интересы, убеждения.

Точно также учитель может и должен формировать у учащихся потребность и постоянное стремление усвоить язык как средство общения, совершенствовать свою речь, сознательно развивать её, обогащать, делать более выразительной. В начальном обучении закладываются основы знаний, умений и навыков; младших школьников с самых первых дней пребывания в школе должны учить понимать образное содержание произведения, приобщать к искусству слова - художественной литературе, формировать потребность в чтении книг, а чтение уже само по себе повышает культуру, обогащает учащихся знаниями, расширяя их кругозор.

Психологи говорят, что особенность развития ребёнка младшего школьного возраста заключается не в том, что он в состоянии выполнить и достичь сегодня, а в потенциальных возможностях, которыми он располагает.

Овладение речью вносит в общее развитие ребёнка качественные изменения благодаря тому, что само слово обобщает, становится сигналом, знаком предмета, действия или признака. Слова, кроме того, обозначают и связи между предметами и явлениями окружающей жизни. С помощью слов устанавливаются временные, причинно-следственные и другие отношения. В словах выражаются требования к поведению, нравственные правила, цели действия, осмысливаются эмоции, закладываются представления об окружающей жизни.

Среди достижений психологической науки следует отметить разработку положения о том, что в коре больших полушарий головного мозга действуют системы нервных связей, они возникают в процессе учебной деятельности, жизненного опыта, обучения. Эти « функциональные системы» формируются сразу же, как целые системы, а не как механическое соединение компонентов.

Современные исследования психологов и работы лингвистов не могли не отразиться на теории и практике обучения детей в школе. Они в корне изменили даже самый подход к процессу обучения, в том числе к обучению языку и развитию мышления и речи.

Психика человека при включении в деятельность орудий и знаков приобретает новое качество, а не только претерпевает количественное изменение. Овладение языком, в сущности, до основания перестраивает психику человека, а не добавляет к ней что-то дополнительное (12. 139-140).

Психологи полагают, что трудности детской самостоятельной речи объясняются как раз неразработанностью оперативной речевой памяти, и формирование этого механизма - одна из главных задач развития речи в школе. Здесь играет большую роль память. Запечатлеть, т. е., первый акт памяти, не совершается как одномоментный «отпечаток» воспринимаемого предмета на какой-то пластической массе. Запоминание есть результат определённой активной деятельности человека с запоминаемым содержанием (14. 201).

Известные психолингвисты А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и психологи А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин рассматривают чтение как один из видов речевой деятельности. А речевая деятельность « представляет собой активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи или приёма сообщения» (Зимняя)

Речевая деятельность, а, следовательно, и чтение, имеет определённую структуру, предметное содержание, речевые механизмы.

Какова структура речевой деятельности?

Первый её уровень - мотивационное звено, наличие мотивов и цели действия. Такими мотивами чтения у младших школьников являются желание научиться читать, что-то конкретно узнать из книг, понять, о чём в ней говорится, получить удовольствие от чтения.

Второй уровень деятельности - ориентированно-исследовательский, уровень планирования, внутренней организации речевой деятельности. В чтении этот уровень реализуется в просмотре текста, его заголовка, определения темы, установления связей, прогнозирование содержания. Ученик рассматривает структуру текста и пытается предугадать события. Эта рабочая часть связана с первичным восприятием текста, моделированием его содержания.

Третий уровень любой деятельности - исполнительский. При чтении ученик производит смысловую обработку текста, использует различные действия: размечает тексты, подчёркивает важные мысли, объединяет их; расставляет эмоциональные акценты, определяет личностное отношение к событиям, героям, осмысливает и решает, в чём же смысл событий и поступков, или выделяет путём анализа главную мысль в научно-популярной статье. Результатом, продуктом действия с текстом становится понимание его смысла.

Для чтения вслух необходимо, чтобы было развито слуховое и зрительное восприятие звуков, слов, сочетаний слов, предложений, небольшого законченного текста. Кроме того, важно, чтобы был чётко поставлен речевой аппарат - произношение, правильное дыхание, голос. Конечно, важна и развитая память и, главное, - мышление, которое необходимо для понимания предметного, фактического содержания текста, его подтекста и смысла, а, следовательно, в художественном тексте - это понимание образного, эмоционального и логического содержания, а при чтении научно-популярных текстов - осмысление логических связей, содержания и основной мысли. И та и другая формы чтения требуют развитого внимания (схема 1).

ВосприятиеЧтение вслухМышление

Зрительное Слуховое Эмоциональное Речь Логическое Образное

ВниманиеВнешняя ВнутренняяПамять

Произвольное НепроизвольноеДолговременная КраткосрочнаяСхема 1

Что же касается механизма чтения, то он имеет два варианта: чтение про себя и чтение вслух.

Модель первого - чтение про себя:

Зрительное восприятиеКодовый переход с графического кода на фонемныйПереход на мысленный код (понимание)

Модель второго - чтение вслух:

Зрительное восприятиеКодовый переход с графического кода на фонемныйПереход на мысленный код (понимание)Переход на акустический кодСхема 2

Сформировать сознательного читателя - ребёнка - совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.

Чтобы научить ребёнка читать необходимо, вооружить его техникой чтения, сформировать правильный механизм восприятия художественного и научно - познавательного текста, детской книги, научить работать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.

Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо учитывать психические процессы , которые включены в чтение , активно влиять на определённые анализаторы, речедвигательный аппарат. Кроме того, ребёнок должен читать и говорить правильно, чётко, внятно, быстро.

Само формирование восприятия читаемого - также сложный процесс: сначала формируется восприятие букв, затем слов, сочетаний слов и целого контекста. Развитие восприятия связано с расширением поля чтения, правильностью чтения. Особой заботы требует совершенствование смыслового восприятия текста - от понимания его предметной стороны до глубокого проникновения в смысл текста. Разные уровни понимания свидетельствует о разной читательской подготовке и ступени обучения чтению.

При чтении ребёнок должен овладеть упреждающим синтезом, или, как говорят психологи, антиципацией, т.е. предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти (Н.И.Жинкин), видеть опорные слова, несущие смысл.

Овладев инструментом чтения - его техникой и пониманием текста, ребёнок должен продвинуться с подготовительной на основную ступень читательской деятельности, овладеть определёнными знаниями, умениями, навыками восприятия произведения разного жанра, при чём восприятия активного, выражающегося в отношении, оценках, эмоциональных впечатлениях, понимании смысла и подтекста. Умение читать - это особое умение.

Следовательно, процесс становления читателя - младшего школьника - сложная задача, осуществляемая поэтапно, в течение нескольких лет; каждый этап обучения, ведущий к достижению данной цели, имеет свои параметры.

Помимо познавательной, умственной деятельности большую роль играет живой социальный опыт читателя, образная и эмоциональная сфера, а от того насколько они развиты, полнота восприятия. Обычно читательская зрелость наступает у взрослого читателя.

Итак, на первоначальных ступенях обучения читательская деятельность ребёнка зависит от того, как он освоил её инструмент - технические навыки, сочетаемые с элементарным пониманием читаемого текста.

Механическое восприятие текста, в котором отсутствует мотивационно - ориентировочное звено, интеллектуальная активность, чётко осознаваемая задача чтения, соответствующие действия и операции смысловой обработки текста, самоконтроль и оценка, не является читательской деятельностью и не может служить целям умственного развития его как читателя.

Анализ существующей практики обучения чтению в начальной школе свидетельствует о том, что формированию действий и операций, с помощью которых осуществляется процесс чтения, учителя уделяют мало внимания. Этот процесс не всегда бывает целенаправленным и доведённым до самостоятельного овладения школьниками тем или иным действием, особенно слабо формируются умения контроля и оценки.

Познавательный интерес является ведущим мотивом - целью учебной и читательской деятельности школьников. Вначале - это просто желание научиться читать, испытываемое всеми детьми. Затем - побольше узнать, найти в книге ответы на интересующие вопросы. И, наконец, удовлетворить хоть в какой-то мере ненасыщаемый познавательный интерес, получить эстетическое удовольствие от общения с книгой как великим чудом, вобравшим в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его эмоциональную сферу, культуру общества.

Следует, однако, заметить, что среди многих учителей, особенно начальной школы, бытует мнение, что формирование познавательных мотивов осуществляется, главным образом, ещё до начала активной учебной деятельности детей в школе. На самом деле, эти мотивы формируются в процессе самой учебной и читательской деятельности и являются продуктом их правильной организации. Такие мотивы Д.Б. Эльконин называл учебно-познавательными и считал их формирование важнейшей задачей уже в начальной школе. В результате исследований психологов установлено, что формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы будет наиболее успешным, если все занятия проводятся на достаточно высоком уровне трудности. При этом используются дифференцированные задания разной степени трудности, стимулируется и поощряется самостоятельное составление учащимися различных учебных задач, перед учащимися ставятся чёткие и ясные цели, ученики усваивают способы получения знаний. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют и читательскую деятельность школьников. Она складывается, если в процессе обучения чтению формируется её основной мотив - потребность читать книги и умение ориентироваться в мире книг. Эта проблема убедительно раскрыта в работах Н.Н. Светловской.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

повышение культуры звучащей речи младших школьников базируется на усвоении ими родного языка: знание фонетики, словаря, законов сочетаемости слов, уместности их употребления в контексте;

при обучении младших школьников выразительности речи и чтения необходимо соблюдать постепенность, последовательность, памятуя о комплексности задачи и сложности её выполнения;

речь усваивается детьми в процессе общения с окружающими взрослыми, и, прежде всего с учителями и товарищами по классу, причём общение должно быть активным, организованным, при полной заинтересованности участников общения;

формирование умения читать расширяет возможности обогащения представлений, пополняет и уточняет словарь детей, совершенствует синтаксис их высказываний; в процессе чтения и анализа образного содержания читаемого текста воспитывается внимание к художественному слову, его семантике, его способности передать чувства и мысли, воздействовать на слушателя.

Очевидно, что пробудить интерес ребёнка к чтению-творчеству способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести с автором диалоги, общаться.

.2 Опыт работы отечественных педагогов по совершенствованию навыков чтения младших школьников

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.

Основы методики чтения заложены в трудах К.Д. Ушинского. Он стремился соединить с чтением сообщение детям разнообразных элементарных знаний и ввёл в свои книги «Родное слово» много статей общеобразовательного содержания.

Методической системе Ушинского был чужд какой-либо шаблон, схематичность. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями.

Многообразные задачи уроков чтения наиболее успешно решались комплексно в системе предмета «Русский язык», который всегда считался главным, центральным предметом в начальной школе. Вопросы образования, воспитания и развития в этом предмете решались на основе взаимосвязи трёх сторон этого учебного предмета: развития речи, усвоения грамматики и правописания, изучения произведений народной словесности и литературы.

Учение детей отечественному языку имеет три цели : во-первых, развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное овладение сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической системе (32.251).

Через слово Ушинский вводил ребёнка в область духовной жизни народа. Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей естественно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той - же среды - отечественного языка (32. 253).

Методическая система Ушинского разрабатывалась и совершенствовалась его последователями: В.И. Водовозовым, В.Я. Стоюниным, Н.Ф. Букановым. В.П. Вахтеровым, Д.И. Тихомировым.

Тихомиров дал конкретные указания к разбору прочитанных статей, изложил методику работы над выработкой навыка сознательного чтения. Придавая большое значение развитию логического мышления, он описал последовательность работы над предложениями, частями произведений и над выяснением его идеи, разработал приёмы составления плана, впервые высказал мысль об обобщающих уроках.

В.Л. Стоюнин считал недопустимым, что ученика беспрестанно останавливают и требуют от него объяснения каждой фразы по известным вопросам. Целью чтения он считал создание «полного образа», что возможно только при целостном восприятии содержания через выразительное чтение.

Обобщение и систематизация методов занятий по чтению даётся в статьях В.Г. Горецкого, который уделяет много внимания вопросам дифференцированного подхода к урокам в зависимости от содержания и жанровых особенностей произведения. М.И. Оморокова в ряде пособий и статей успешно разработала научные основы и конкретные приёмы обогащения словаря и развития навыков связной речи учащихся на уроках чтения, а также принципы организации уроков чтения(16. 88-89).

Процессом чтения все дети овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках грамоте учится читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения, чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя значительно шире: сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» чтение.

В последние годы уроки чтения претерпевают значительные изменения в связи с тем, что появились вариативные программы и учебники. Учителя получили возможность создавать свои варианты программ и учебников с учётом особенностей детей своего класса.

Из опыта работы заслуженного учителя России Е.И. Бесчастной, г. Краснодар.

Как я работаю над техникой чтения?

Во-первых, в тексте тщательно отбираю слова, которые требуют пояснения. Если незнакомых слов много, то обязательно включаю их в беседу, подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значения слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: словарь детей оскудел, так как изменился быт людей. С каким трудом берут на вооружение для нас, кажется, очень простые слова, к примеру, « пахать», «боронить», ведь кроме дороги от дома к школе и обратно, да разных поездок куда-то, многие дети почти ничего не видят. А сколько слов надо усвоить, чтобы потом употреблять их в своей речи! Если чтение заменять другими уроками и задавать на дом читать самостоятельно, то ни техники хорошей при чтении, ни скорректированной устной и письменной речи не будет. Поэтому красной нитью в обучении должна проходить коррекция устной, а потом и письменной речи. И это должно идти с 1 по 11 классы.

Как отрабатывается техника чтения в первом классе?

Мы с учениками читаем всегда хором, как бы пропевая, т. е. сливая слоги. Читаем по нескольку раз страничку букваря. Сначала читаем очень медленно, где-то 3-4 раза. Потом чуть-чуть побыстрее, но всё равно медленно, а после ещё быстрее.

Если каждый день на уроке заниматься по 25 минут только чтением , то задача достижения хорошего уровня чтения успешно решается.

После того как проходит букварный период и начинаются занятия по книгам для чтения, несколько видоизменяется работа над техникой чтения. К столу учителя я детей не вызываю. Когда они читают вслух, я всё время хожу около парт и смотрю, все ли следят пальчиком при чтении, наклоняюсь и прислушиваюсь к чтению нужного мне ученика.

Работаю не только над правильностью и темпом чтения, но и стараюсь отрабатывать эмоциональность чтения, соблюдение паузы при знаках препинания. Чтобы в голосе был слышен вопрос, приказ, испуг, радость. И сижу с детьми над одним предложением порой 1 мин., 3 мин., пока не добьюсь нужной интонации. Никогда ничем не заменяю внеклассное чтение. Много читаю детям сама.

Диктанты я тоже читаю выразительно, эмоционально. Над чем бы ни работали: упражнение, задача, текст учебника по природоведению, - читаем все вместе, и печатный текст, и письменный. Благодаря такому подходу дети почти не делают ошибок и в письменных работах.

Итог о работе над техникой чтения:

) в детях надо пробуждать любовь к чтению;

) следует постоянно расширять их запас слов; когда дети понимают значение слов, им интересно читать;

) первый раз читать тексты должен только учитель: он передаёт текст грамотно, эмоционально;

) на уроке нужно заниматься собственно чтением не менее 25 мин, включая фонетические зарядки в 1 классе;

) не надо торопить детей при чтении, нужно обязательно учитывать возможности каждого ученика;

) в 1 классе не следует опрашивать ученика путём индивидуального чтения перед всем классом;

) домашних заданий в 1 и 2 классах, кроме чтения, не должно быть;

) домашние задания по чтению должны быть с творческим уклоном: нарисовать картинку по пройденному на уроке материалу, сделать аппликацию, выучить загадку, пословицу, поговорку, среди своих книг найти книгу по теме урока;

) важно просить родителей читать детям небольшие рассказы о жизни животных (Скребицкого, Сладкова, Чарушина, Акимушкина), причём предупредить их, чтобы читали по одному рассказу, каким бы маленьким он ни был. Почему нужно читать о животных? Детям будет легче составлять предложения, легче описывать признаки предметов, составлять задачи по математике ит.д.;

) нельзя заменять чтение уроками математики, русского языка, что часто случается перед контрольными работами по этим предметам;

) на уроках развития речи можно обсуждать и корректировать устные ответы;

) начиная со второго полугодия 1 класса, урок я начинаю со свободного чтения, дети берут книги из классной библиотеки и читают;

) каждый месяц я провожу своеобразный предпрактикум с родителями. За парту садятся мама и её ребёнок. Я объясняю, как дети должны читать по букварю;

) во 2 и 3 классах я прошу, чтобы родители читали детям книги или статьи из журналов, газет, энциклопедий где-то по 20-30 мин каждый день;

) нельзя задавать на дом большие тексты, дома надо читать то, что было отработано на уроках; нельзя переутомлять детей чтением целых больших текстов, полная работа над которыми требует больших затрат времени;

) всегда работайте творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами;

) чаще надо проводить выборочное чтение;

) даже в 3 классе не надо порывать с чтением хором; читать надо всем классом, колоннами, рядами, парами, по одному;

) в 3 кл. опрос по чтению лучше проводить после того, как что-то прочитано хором всем классом;

) каждую пятницу я провожу конкурсы чтецов или литературные викторины, что очень любят дети;

) начиная с 1 кл., провожу выставки книг и плакатов разных авторов на общую тему;

) даже в 3 кл. на уроке чтения лежат книги, прочитанные в 1 и 2 кл. Проходим, например, тему «Осень» - читаем произведения по книгам 1 и 2 кл., а потом читаем по учебнику 3 кл.;

) делаем плакаты или альбомы по темам: «Осень», «Зима», « Весна», «Лето», куда помещаем стихи или отрывки стихов и рассказов классиков, их портреты, рисунки, аппликации по произведениям;

) провожу костюмированные музыкальные вечера по темам;

) на родительских собраниях присутствуют и дети, и мы показываем родителям тетради, альбомы, газеты и т.д. (4.76-78).

Делится своими находками, которые помогли ученикам воспроизводить текст раскованно и выразительно, бегло и осознанно, В.В. Положенцева, учитель школы №59 ст. Узловая Московской железной дороги.

Она говорит, что механизм чтения вслух сложный. В этом процессе принимают участие мышление, речь, восприятие фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы :уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова, развитость антиципации. Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению учёных, темп чтения увеличивается на 50-100%. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде всего, развитость рече-двигательного аппарата и его возможности. Поэтому урок чтения начинает с подготовки речевого аппарата ребёнка. Во время разминки включает упражнения на правильное произношение звуков, на отработку дикции, развитие голосового аппарата, темпа речи. При этом уделяется большое внимание работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

. Чтение шёпотом и медленно.

. Чтение тихо и умеренно.

. Чтение громко и уверенно.

Использует игры на звукоподражание, игру «Курочка с цыплятами», игру «Дупло».

Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использует нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения. Динамическое чтение - это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки; это чтение только глазами.

Работая над текстом на уроках чтения, использует следующие упражнения: чтение «эхо», чтение «канон», чтение «спринт», чтение «разведка», чтение со счётом слов.

Наряду с основными упражнениями использует и другие: упражнение «финиш», чтение с речевыми помехами, чтение с простукиванием ритма, чтение со звуковыми помехами.

Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Помогает в этом методика авторов И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использует следующие приёмы: чтение за диктором, чтение в парах, чтение с убыстрением темпа, жужжащее чтение, ежедневные минутки чтения, самозамер скорости чтения.

Все задания многофункциональны. Они не только развивают правильность, осознанность, скорость, выразительность чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребёнка самостоятельно формулировать задания.

Очевидно, что овладение чтением - процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение - навык общеучебный.

Решая проблемы формирования и развития навыка чтения в начальной школе, каждый учитель стремится к тому, чтобы процесс чтения был для учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило бы им искреннюю радость.

Глава 2. Методика совершенствования навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка

.1 Организация опытно-экспериментальной работы

Каждый учитель, приходя в класс, стремится сформировать у младших школьников интерес к чтению книг и умение читать самостоятельно, но не всегда и не всем это удаётся. Основные причины неэффективности обучения чтению состоят в том, что в школе нет детских книг. Да и методика обучения чтению не нацелена на формирование у детей типа правильной деятельности, т. е. умения видеть в книге конкретного собеседника, слышать обращённую к тебе его речь, переживать и осваивать, чего без книги по понятным причинам и сделать нельзя. При соблюдении же минимальных условий современная наука гарантирует учителю формирование у учащихся самостоятельности. Т. е. личностного свойства, характеризующегося наличием у читателя комплекса значимых для него мотивов, побуждающих его обращаться к строго определённым книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения сообразно общественной и личной необходимости (26. 36).

Констатирующий эксперимент был проведён во 2 классе Шараповской средней общеобразовательной школе. Никакой подготовительной работы с учащимися не проводилось.

Цель констатирующего эксперимента:

Определение среднего уровня скорости, качества чтения и читательского кругозора детей.

Для достижения этой цели были проведены следующие работы:

изучение индивидуально-психологических черт личности (методика Айзенна);

самооценка тревожности (Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития.)

определение читательского кругозора - анкета;

Определение скорости и качества чтения - замер.

Психологический портрет класса оказался таким:

В классе преобладают флегматики и меланхолики. Некоторые - учащиеся с высоким уровнем тревожности. Они медлительны, ориентированы на вознаграждение.

Для определения скорости и качества чтения был дан текст:

Л.Н. Толстой. Пришла весна

Пришла весна. По мокрым улицам города журчали торопливые ручьи; цвета одежд и звуки говора движущегося народа были ярки.

В садиках за заборами пухнули почки деревьев, и ветви их чуть слышно покачивались от свежего ветра. Везде лились и капали прозрачные капли… Воробьи нескладно попискивали и подпархивали на своих маленьких крыльях. На солнечной стороне, на заборах, домах и деревьях, всё двигалось и блестело. (61 слово)

Результаты этой работы отражены в таблице 1.

Таблица 1

Ф.И.Кол-во словПониманиеОшибки1. Аносов Иван40+32. Бахтина Анна50+13.Вёрстова Надя70+_4. Зорикова Маша61+15. Кабаев Павел40+26.Курлыкин Виталий53+17. Кренина Маша39_58. Локтев Николай35_69. Ризниченко Сергей44+210. Ямщикова Алина65+_

Анализируя результаты проверки техники чтения, обнаружены следующие недостатки качества чтения:

общее недоразвитие речи, в частности нечёткое произношение звуков;

у большинства детей послоговое чтение;

Прочитывание слов с ошибками (основной тип ошибок - правильное прочитывание начала слова, а конец читается с искажением);

Челночное чтение (чтение с возвратом)

Для определения читательского кругозора была дана анкета.

Анкета

Любишь ли ты читать?

Много ли книг ты прочитал?

Какая твоя самая любимая книга?

Какую книгу ты теперь читаешь?

Кто является главным героем этой книги?

О чём эта книга?

Сколько времени ты уделяешь чтению?

Опрос детей о прочитанных книгах показал узкий читательский кругозор у учащихся. Некоторые дети вообще не читают книг, если кто-то и читает, то запомнил только заглавие одной - двух книг.

Чтобы довести 30% учащихся класса до уровня средних учеников будет проведён формирующий эксперимент.

2.2Работа по совершенствованию навыков чтения у младших школьников на уроках родного языка

Качество всех параметров чтения вслух и молча может быть повышено не столько путём многократного перечитывания, сколько за счёт овладения способами действия, а также мотивации чтения и освоении круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении.

Качество чтения улучшается также за счёт развития чтения как одного из видов речевой деятельности во взаимосвязи с другими его видами. Это положение мы использовали в своей работе.

Формирующий эксперимент

Были поставлены следующие цели:

сформировать умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения;

повышать скорость и одновременно качество чтения;

развивать речь учащихся;

расширять, углублять, упорядочивать читательский кругозор

Для достижения этих целей мы применили ряд приёмов, чтобы обеспечить:

совершенствование процесса смысловой переработки текста;

расширение фиксационного поля чтения;

развитие антипационного восприятия текста и предотвращение регрессий, т.е. возвращение глаз к прочитанным словам;

целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;

развитие контроля и самоконтроля при чтении;

развитие речевого аппарата при чтении вслух;

развитие умения слушать своё и чужое чтение;

формирование умения воспринимать тексты разных видов;

формирование способов действия с текстом.

Работая над совершенствованием навыков чтения, для всех учащихся были применены следующие элементы:

Жужжащее чтение - это когда все учащиеся читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга. И любой урок - будь то чтение, пение, рисование, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают, закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.

Для развития техники чтения на уроках русского языка велась работа над объёмом оперативной памяти учащихся с помощью зрительных диктантов, которые разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов, предложенных профессором, включено по 6 предложений. Особенность этих предложений такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной-две букве, с первого по шестое. психологический педагогический чтение школьник

Работа со зрительными диктантами организовывалась следующим образом: вывешивался плакат с напечатанными крупным шрифтом шестью предложениями одного из наборов, закрытый листом бумаги. Детям предъявлялось одно предложение, они читали его от 4 до 7 с. Предложение вновь закрывалось, а по памяти записывали его в тетрадь. С одним набором затрачивалось время от 6 до 8 мин.

Со второй группой детей проводились отдельные упражнения.

Первое, с чего мы начали, - это заглавие и темы текста. Эти задания способствуют формированию умений ориентировки в теме текста. Были предложены карточки - задания по ориентировке в структуре текста.

Карточка. Прочитай рассказ сам. Выбери заглавие. Соедини его карандашом с рассказом.

Мальчик и стадо. Лгун. Волк

Мальчик стерёг овец и будто увидал волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. Л. Толстой.

Почему мужики не поверили мальчику?

Почему случилась беда?

Что ты думаешь об этом мальчике?

Умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей формировались с помощью следующих упражнений.

Вначале отрабатывалось умение подобрать к каждому заголовку соответствующую часть текста, проводилась работа с деформированным текстом. Была дана карточка:

Карточка. Найди и отметь в рассказе текст:

. «Как белки зимуют».

. «Белки радуются весне».

. «Заботы белок летом».

У старой сосны

…У освещённой солнцем старой сосны резвятся весёлые проказницы - белки. Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты.

Всю зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в тёплых гнёздах, забирались в глубокие дупла деревьев. С ёлки на ёлку, с сосны на сосну носились по лесу, грызли смолистые шишки.

Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. И. Соколов - Микитов.

Подчеркните описание белок.

Как автор называет белок? Почему? Подчеркните эти слова.

О ком (о чём) весь рассказ?

Работая над целостным восприятием текста, мы стремились вначале сформировать умение понимать предметную сторону - факты, события, т. е, как говорят психологи, план значений. Когда видели, что уже все учащиеся справляются с этим этапом работы, включали более сложные задания, связанные с выявлением смысла читаемого.

Задания в виде карточек были направлены непосредственно на понимание связных текстов и предназначены для самостоятельного чтения и формирования умений. А - понимание предметного содержания текста. Б - понимание обобщённого содержания, В - понимание скрытой мысли, вытекающей из содержания, т. е. понимание основной мысли текста.

Вначале предлагались задания серии А.

Карточка. Электрический ток

Висят на столбах рядом два провода. Висят молча, мирно, как верёвки. Но берегись их, не трогай! Огромная невидимая сила заключена в них. Подведи провода к машине - оживёт она, загрохочет. Подключи лампочку - она ярко загорится. Течёт в проводах электрический ток. Этот невидимка всё может: и обогревать, и освещать, и заставлять машины работать.

Выбери правильный ответ:

А. Передаётся ли электрический ток по проводам?

. Да 2. Нет 3. НЕ знаю

По мере овладения уровнем А включались задания предполагающие понимание обобщения (уровень Б).

Карточка. Ёжик и кот

Ёжик куда-то спешил. Он смешно семенил ногами. Вдруг ёжик увидел кота. Ёжик попыхтел и подошёл к нему. Кот захотел понюхать незнакомца. Но он уколол свой нос и отскочил. От страха кот залез на дерево. Ёжик презрительно фыркнул вслед. А через минуту он мирно лакомился хлебом с молоком. Это был кошачий ужин. (По Г. Филлипову)

Выбери правильный ответ:

А. 1. Ёжик торопился.

. Кот испугался.

. Ёжик испугался.

Б. 4. Ёжик и кот подружились.

Карточка. Найди поступок и его причину

Косточка

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему понравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сосчитала сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец говорит:

А что дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

Нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо: но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрёт. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

Нет, я косточку бросил в окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал. (Л. Толстой.)

А. Отметь в тексте галочкой описание поступка.

Б. Подчеркни объяснение причины:

Почему Ваня заплакал?

В. Какие чувства вызвал у тебя Ваня?

Взял - схватил. Какое слово больше подходит? Почему?

Наряду с карточками нами были использованы и другие упражнения, направленные на обучение детей правильному чтению.

. Развитие чёткости произношения.

Эту работу мы начинали с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие чёткого произношения осуществлялось введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца, строфы.

. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения.

С этой целью давались слова и словосочетания для чтения на определённое время. Вода - водный, чистота - частота, дедушка - девушка, сельское хозяйство - хозяйственный, сельскохозяйственный.

. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.

Пришла зима

Вьюга, метель, позёмка, буря

«Пирамидка»

Буря

Ветры

Ураганы

Разыграйся

Заморозить

Выхолаживая

. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

«Угадай»

Бедовая курица.

На дв.р. мать корм.л. кур:

Цып-цып-цыпа-а-а!

Со всех сторон - и с усадьб., и с улиц., и с дв.р. - бежал. и летел. кур. Они хлоп.л. крыль. Ми и кудахт.л..

. Упражнения для развития сознательности чтения.

а). Что общего в словах и чем они различаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.

б) Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.

Шарф, варежки, пальто, кофта.

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.

Картофель, свёкла, лук, капуста.

Лошадь, корова, свинья, овца.

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Липа, берёза, ель, осина.

в). Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, жёлтый.

Дорога, шоссе, тропинка, путь.

Молоко, сметана, простокваша, мясо.

Лук, огурец, морковь, яблоко.

Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

г). Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза.

Кора, лото, боксёр.

Молоко, нерест, тарелка.

д). Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама.

Пуговица, молоток, лава.

Упор, бузина, тина.

Поворот, пороша, канава.

е.) Работа с деформированными текстами, неоконченными рассказами.

. Составь предложение к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.

. Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Дежурные.

Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне.

ё). Упражнения для развития выразительности чтения.

. Чтение слова с разными оттенками интонации.

. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

. Упражнения для дыхания.

. Упражнения для развития голоса.

. Упражнения для дикции.

. Чтение небольших текстов.

. Прочитать, передавая радость, возмущение, печаль, гордость в зависимости от текста.

. Использование «памятки».

а) представь себе то, о чём читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;

б) читай чётко слова и окончания;

в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

.3 Динамика совершенствования навыков чтения у младших школьников

Контрольный эксперимент

Цель этого этапа: востребовать с учащихся достаточность сформированности умения осуществлять элементарные обобщения и самостоятельно строить суждения.

В ходе эксперимента мы хотели выяснить: научились ли 30% учащихся правильно, осознанно читать.

Для этого были проведены следующие работы:

определение скорости и качества чтения - замер;

определение читательского кругозора - анкета.

Для определения скорости чтения и качества был дан текст:

Дождик

Набежала на небо тучка. А в тучке был дождик. Выглянул дождик из тучки и видит зелёный луг. По лугу бегают дети, играют с собакой. Вот в траве спрятался белый котёнок. За лугом колхозный огород. Куры вывели на капустные грядки своих цыплят. Вышел дождик из тучки и полил на землю. Все от дождя стали прятаться. Рассердился дождь, зашумел, застучал по листьям, по крышам. Заплясал на своих длинных ногах по дорожкам. Бабушка открыла окно, подышала свежим воздухом и сказала: « Что за славный дождик!» Услышал эти слова дождик и засмеялся, да так радостно, что брызги полетели в разные стороны. (96 слов) По С. Соколинскому


Таблица 2

Ф. И.Кол - во словОшибкиПонимание1. Аносов Иван561+2. Бахтина Анна82-+3. Вёрстова Надя91-+4. Зорикова Маша79-+5. Кабаев Павел68-+6. Курлыкин Виталий631+7. Кренина Маша512+8. Локтев Коля522+9. Ризниченко Сергей60-+10. Ямщикова Алина70-+

У всех экспериментируемых ребят увеличилась скорость чтения. В основном они читают теперь целыми словами, хотя у некоторых сохраняется рецидив послогового чтения.

Объём оперативной памяти тоже увеличился. Детям во время упражнений требуется всё меньше и меньше времени для запоминания предложений.

Для определения читательского кругозора была дана анкета.

Анкета.

Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

Нравится ли тебе читать книги?

Какие книги ты читаешь с удовольствием?

Нравится ли тебе получать книги в подарок?

Какую книгу ты теперь читаешь?

Тебе её подарили или ты её взял в библиотеке?

У вас дома много книг?

Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?

Читательский кругозор у детей намного расширился. По сравнению с первым опросом при повторном опросе большинство детей смогли указать тему книги, которую они читают (о животных, о приключениях, о подвигах русских богатырей, сказки), назвать заглавие книги, а некоторые даже указали автора книги.

Эксперимент показал, что учащиеся 2 класса способны выполнять требования по навыкам чтения, предъявляемые программой по чтению.

Можно сделать вывод, что при методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.

Итак, самое существенное: прежде чем что-то проверять, надо приложить максимум усилий для того, чтобы это проверяемое оказалось на высоком и по возможности безошибочном уровне. Последнее достигается, если с первых же школьных шагов опереться на устные формы речи, на выработку умений их, условно говоря, произносительного анализа. Если к этому присоединить разные приёмы, накопленные методикой чтения, то высокие результаты будут гарантированно положительными.

При оценке уровня сформированности навыка чтения у младших школьников чрезвычайно важно проследить, создаются ли надлежащие условия для использования этого навыка как общеучебного. Иначе говоря, надо выявить, поручается ли на уроках русского языка, математики, природоведения, т. е. во всех случаях, когда ученику приходится читать любой печатный или рукописный текст, это разным ученикам, особенно тем из них, кто имеет слабую или среднюю подготовку. Если чтение условий и текстов грамматико-орфографических упражнений, математических задач, природоведческих статей не доверяется слабым и средним ученикам, или проводится нерегулярно, от случая к случаю, то ясно, что это отрицательно сказывается на всей работе, связанной с формированием полноценного навыка чтения у младших школьников.

Работа по проведённому исследованию убедила меня в том, что для формирования у детей положительной мотивации обращения к книгам необходимо соблюдать и некоторые общепедагогические условия:

поощрять ребёнка за любой видимый успех;

создавать ситуацию для проявления детьми успехов в читательской деятельности, когда ребёнок прилагает доступные ему усилия;

вести разъяснительную работу с родителями, которым даются рекомендации, как они могут помогать учителю в деле воспитания квалифицированного ребёнка-читателя;

учитывать общие интересы детей, предлагая им книги для чтения-рассматривания.

Заключение

Цель обучения чтению мы формируем таким образом: исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Цель нашей работы - сформировать у младших школьников умение читать в широком смысле этого слова с опорой на конкретные способы действия, умения и навыки.

Дети на втором году обучения ориентируются в фактическом содержании несложного текста, почти не нарушают последовательности событий, понимают простейшие обобщения и умеют обсудить прочитанное, могут из предложенных вариантов ответов к тексту выбрать главное, хотя иногда допускают некоторые неточности при установлении причинных связей.

Сочетание работы с текстом со специальными упражнениями дало возможность управлять процессом обучения чтению. Упражнения включались в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочное чтение и понимание отдельных слов, предложений.

Мы стремились, чтобы целенаправленное обучение помогло учащимся быстрее овладеть всем необходимым кругом умений и навыков, сняло трудности чтения, а значит, повысило у ребёнка интерес к нему. Процесс обучения строится с учётом специфики чтения и возрастных особенностей младшего школьника.

Такая комплексная работа помогла значительно интенсифицировать процесс обучения чтению, что сказалось на конечных результатах.

После проведения эксперимента получены следующие результаты: не нарушают последовательности связей 90%, умеют устанавливать простейшие причины событий 85%, понимают обобщённую мысль и умеют обобщать 90%, определяют правильно основную мысль научно-познавательной статьи 85%, умеют дать герою элементарную оценку 80%.

Литература

1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников. / Под редакцией Васильевой М.С., Омороковой М.И., Светловской Н.Н - М.: Педагогика, 1997

. Айгишева А.В. Банк заданий к урокам чтения // Нач. школа -2004г.- №12 - с. 80-82.

. Артоболевский В.Г. Художественное чтение.- М.: Просвещение,1978

.Бесчастная Е.И. Как я работаю над техникой чтения своих учеников.//Нач. школа - 2000 г. № 9,с:76-80

. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Педагогика,1987

. Горбуша Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. - М.: Просвещение, 1981

. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор.1996

. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: 1991

.Левин В. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.: Лайда, 1994

. Лезер Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. - М.: Педагогика, 1980

. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.- М.: Просвещение, 1969

. Львов М.Р., Рамзаева Т.Т., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.:Просвещение,1987

. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: 1971,с. 201

. Методика обучения динамическому чтению. Сост. Постоловский И.З. и др.- Одесса: изд. ОБЛИУУ,1994

. Начальное образование России. Инновации и практика. - М.: Новая школа, 1994

. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М.: Книга, 1972

. Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста./ Под редакцией Зверева И.Д., Пышкало А.М.- М.: Педагогика, 1986

. Обучаем по системе Л.В. Занкова 3 класс. Авторы: Аргинская И.И. и др. - М.: Просвещение,1994

. Оморокова И.И., Постоловский И.З., Рапопорт И.А. Преодоление трудностей. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990

. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. - М.:1997

. Положенцева В.В. Пути становления механизма чтения в начальной школе// Нач. школа - 1999, №10,с. 55-61

. Речь. Речь. Речь./ Под редакцией Ладыженской Т.А. - М.: Просвещение, 1990

.Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1982

. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./ Под ред. Соловейчик М.С. - М.: Просвещение, 1993

. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 1991

. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. - М.: Педагогика, 1980

. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. - М.: 1993

. Совершенствование обучения младших школьников./ Под ред. Пышкало А.М.-М.: Педагогика,1984

. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Азбука словесного искусства. Ч. 2,2.-М.: Центр гуманитарного образования, 1997

. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976

Приложение 1

Чтение 3 класс

Урок 8

Тема: Как научиться читать стихи. Ф.И. Тютчев. Стихи.

Цели урока:

Познакомить детей со стихотворениями Ф.И. Тютчева.

Развивать навыки чтения, умение анализировать образные средства языка. Учить видеть настроение поэта, лирического героя.

Ход урока

. Организационный момент

. Проверка домашнего задания

. Постановка цели урока. Актуализация знаний

Сегодня мы перевернём ещё одну страницу нашего учебника и окунёмся в мир русской классической поэзии. Для нас с вами авторы подготовили вступительное слово. Это ответ мальчику, который написал письмо, где говорил о том, что не может читать стихи перед зрителями: забывает слова, читает недостаточно громко, сбивается. … Давайте прочитаем, что же посоветовали ему и всем нам авторы учебника?

В зависимости от подготовленности класса, вступительную статью читают дети или учитель.

Беседа по содержанию:

Какие же уроки смогли вы вынести из этой статьи? Как надо читать стихи?

. Изучение нового материала

. Речевая разминка.

Прочитайте на одном выдохе:

А-О-У-Э-Ы

О-У-Ы-А-Э

А-Ы-О-Э-У

Прочитайте слоги на одном выдохе, делая ударение на выделенном:

РА-РО-РУ-РЫ-РЭ

РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ

АРЬ-ОРЬ-УРЬ-ЫРЬ-ЕРЬ

Прочитайте столбики слов, делая логическое ударение на том слове, которое я укажу указкой.

Дети читают слова дважды - первый раз познакомиться, второй - с логическим ударением на нужном учителю слове.

Гром шум

Трон бум

Перл гул

Груз гам

Грусть трам

Хруст БАМ

Прочитайте вместе со мной стихотворение «Весенняя гроза» Ф.И. Тютчева. (Учитель вслух, дети следят по тексту.)

Встретились ли вам непонятные слова?

. Словарно-лексическая работа.

Перлы - жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг;

Проворный - быстрый, торопливый (если о человеке, то расторопный, ловкий);

Гам - нестройный гул голосов;

Ветреная Геба

Геба - богиня вечной юности, дочь Зевса, на пирах подавала вино в кубках;

Ветреная - легкомысленная, непостоянная;

Вторит - повторяет;

Кубок - большой металлический бокал;

Громкокипящий - два слова - громко кипит (поговорить о том, почему такое сравнение с грозой).

. Чтение про себя или в режиме жужжащего чтения.

Помните, что стихотворение надо читать медленно, стараясь представить себе картину, которую рисует поэт.

С чего в природе начинается гроза? (с грома и порыва ветра.)

Представили ли вы себе грозу?

Скажите, а что случилось сначала: вы её увидели или вы её услышали? (Услышали.)

Что вам помогло? ( Повторение звуков грома: «р», «гр».)

Такой приём называется «звукопись». Прочитайте слова, которые помогли вам услышать гром, приближающуюся грозу.

Подготовьтесь к выразительному чтению. Прочитайте так, чтобы мы все услышали грозу.

. Выразительное чтение стихотворения.

. Физкультминутка

Как живешь? Вот так!

(Дети встают, показывают большой палец)

Как идёшь? Вот так!

(Шаги на месте)

Как бежишь? Вот так!

(Бег на месте)

Как летишь? Вот так!

(Махи кистями)

Как плывёшь? Вот так!

(Махи руками)

Как шалишь? Вот так!

(Прыжки с поворотами)

Как сидишь? Вот так!

(Садятся за парты.)

. Продолжение изучения нового материала

Чтение учителем стихотворения «Листья».

Беседа:

От чьего имени написано стихотворение?

Сколько в нём частей?

О чём рассказывают листья в первой строфе стихотворения?

( О соснах, о елях, об их иголках, которые, хоть и всегда зелены, но уже не свежи.)

Как вы считаете, как надо читать эту строфу? (Заносчиво, гордясь собой, даже презрительно…)

Есть ли непонятные слова? (Ввек - никогда.)

Что говорят листья во второй строфе? (Вспоминают о том, что было летом, гордятся, любуются собой.)

Как они вспоминают о лете, с радостью или с сожалением?

Какое настроение у второй строфы? (Лёгкое, весёлое, беспечное)

А какое настроение создаёт третья строфа? (Нетерпеливое, листья не хотят бездействовать)

Попробуйте догадаться, что такое «Зефиры»? За кем или за чем хотят улететь листья? (Зефир - тёплый летний ветер, за ним в тёплые края хотят улететь и листья)

Как бы вы читали четвёртую строфу? Какие предложения здесь преобладают? (Побудительные, содержащие призыв, просьбу)

Какую картину вы представляете себе, читая последнюю строфу? (Порывы ветра, листопад, кружение листьев)

Что помогает вам увидеть эту картину? Какие языковые средства использовал поэт? (Повторы, слова-действия, много глаголов…)

Что означает слово докучные? Мы уже встречались с ним, когда говорили о фольклоре. (Однообразные, надоевшие, наводящие скуку, уныние)

В стихотворении используется приём олицетворения - неживым предметам приписываются свойства живых, они как бы «оживляются». Найдите в тексте слова - олицетворения. (Сосны, ели спят, закутавшись; тощая зелень (словно похудела…); Мы гостим на сучьях; Мы играли, купались; Зефиры ушли; Мы не хотим ждать; И вообще всё стихотворение - это разговор листьев.)

Выразительное чтение стихотворения.

. Итог урока

Какие стихи мы сегодня прочитали?

О каких литературных приёмах говорили?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению Ф.И. Тютчева и сделать подпись словами стихотворения.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Ф.И. Тютчеве. По желанию - написать сочинение от лица дождевых капель.

Приложение 2

класс

Урок истории.

Тема: М.В. Ломоносов. Путь в науку.

Цель: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова

Показать вклад Ломоносова в развитие России.

Задачи: Рассказать о жизни и деятельности Ломоносова.

Перечислить основные открытия, сделанные Ломоносовым.

Уметь составлять план по тексту учебника.

Оборудование: карта « Россия в XVII-XVIII веках», репродукция с мозаики М.В. Ломоносова « Полтавская битва», портрет М.В. Ломоносова.

Ход урока

. Пятиминутка чтения

Чтение из воспоминаний детства М.М. Пришвина «Моя родина» (Чтение за диктором).

. Вступительное слово учителя

Сегодня мы будем работать не так, как всегда. Несколько наших товарищей подготовили инсценированные эпизоды из жизни Михаила Васильевича Ломоносова. Мы будем эти сценки смотреть, затем сравнивать то, что рассказали ребята, с содержанием текста учебника, давать название каждой сценке, записывать в тетрадь. Таким образом, получим план текста параграфа.

Ведущий: Во времена Петра Великого в небольшой деревне в семье Ломоносовых в 1711 году родился сын Михайло. Крепок он был здоровьем. Очень скоро отец Василий Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле «Чайка» по Северной Двине, Белому морю, Ледовитому океану.

М. Ломоносов: Люблю я свой край. Простор кругом, река широкая. Рыбу люблю ловить. Люблю шторм на море, когда, кажется, что корабль разнесёт по щепочкам. А приложим с отцом силу, глядишь, и выбрались из беды. А вчера были мы с отцом в Холмогорах. Рыбы на площади видимо-невидимо! Иностранных купцов видел, говорят они как-то чудно. Торгуют разными товарами. На обратном пути отец поручил мне определить направление ветра, самому вести корабль. Эх, красота!

Учитель: А теперь посмотрите, как об этом сказано в учебнике. Сравните рассказ Миши Ломоносова и текст учебника и озаглавьте этот раздел (1. Детство М.В. Ломоносова.)

Ведущий: Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась.

М. Ломоносов: Вчера исполнилось мне 19 лет. А мечту свою я так и не осуществил. Хочу учиться. И грамматику, и арифметику я всю изучил. И книг много прочитал. Но говорят, в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат. Да и книг там много. Но как это объяснить отцу?

Василий Дорофеевич, отец: Михайло, поди-ка сюда. Вишь ты, какой большой вымахал. И с кораблём ты хорошо управляешься, и рыбак из тебя хороший. Решил я тебя женить. Пора своим хозяйством обзавестись. Невесту я тебе выбрал. Поставим дом, лодку справим. И не качай головой. Мое слово твёрдое. Учён уже и так. Видано ли дело, детина 19-ти лет учиться вместе с малолетками захотел. Не бывать этому.

Учитель: Сравните сценку с текстом. Озаглавьте (2. Юношеская мечта Ломоносова.)

Ведущий: Упрям отец, но не меньше упрям и сын. Быть рыбаком хорошо, но желание учиться всё затмевает. Да и жениться ещё рано. И отправился Михайло к соседу, который и раньше поощрял желание Ломоносова учиться. Когда Фома Иванович бывал в городах, обязательно привозил Михаилу книги, а он за это помогал Фоме Ивановичу по хозяйству.

М. Ломоносов: Здравствуй, Фома Иванович! За советом я к тебе. Падал к отцу в ноги, просил отпустить меня учиться добром. Но не соглашается. Я решил уйти тайком.

Фома Иванович: Как же ты уйдёшь, Михайло, без паспорта, да и без денег? Тебя без паспорта на Москве поймают и будут палками на площади бить, будто беглого. Одумайся, Михайло.

М. Ломоносов: Я на всё согласен и готов всякое мучение принять, такая у меня охота к наукам. Всё равно я из дома уйду.

Фома Иванович: Ладно, будь по-твоему. Вот тебе паспорт, новый полукафтан, чтобы было в чём по Москве ходить. И ещё дам я тебе в долг три рубля. Деньги немалые. Если зря тратить не будешь, на них полгода можно прожить.

М. Ломоносов: Спасибо тебе, Фома Иванович. Век не забуду твою доброту.

Ведущий: Прошло несколько дней. В зимнюю студёную ночь Михайло тайно покинул отчий дом и с рыбным обозом отправился в Москву.

Учитель: Сравните рассказ с текстом и озаглавьте. (3. Уход из дома.)

Ведущий: Долог путь до Москвы. Ушёл Михайло из дома зимой, а пришёл в Москву весной. Прошёл он вместе с обозом по заснеженным полям и лесам, через малые деревни и крупные города. Но вот и златоглавая впереди засверкала. Пришел, наконец, Михайло в Москву, стал искать, куда ему поступить учиться. Все говорили ему, что лучше Славяно-греко-латинской академии нет в Москве учебного заведения. Долго не хотели принимать Ломоносова на учёбу. Уж слишком взрослым он был, а рядом учились дети. Но не зря Ломоносов был помором. Упрям, что задумал, обязательно до конца доведёт.

Пять лет учился Михайло в Славяно-греко-латинской академии. Туго ему приходилось. Но было у него не только желание учиться, но и способности блестящие. Не уставали учителя удивляться его таланту, трудолюбию. Среди лучших учеников Михайло Ломоносов отправился учиться вначале в Петербург, а затем за границу, в Германию.

Учитель: Сравните текст. Дайте заголовок. (4. Учёба в Славяно-греко-латинской академии)

Ведущий: Немецкие профессора были восхищены талантом, знаниями и трудолюбием Ломоносова. Один из них сказал: «Нисколько не сомневаюсь, что если он с таким же прилежанием будет продолжать свои занятия, то со временем сможет принести пользу государству».

Учёный: Такого разностороннего человека, как Ломоносов, я ещё не встречал. Вы только подумайте:

а) любимая наука у него - химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон;

б) и физикой он занимался. И здесь у него есть открытия;

в) телескоп он усовершенствовал, удобнее за звёздами наблюдать стало. И здесь у него открытия есть;

г) он и историей, и географией, металлургией и горным делом занимался;

д) а сколько сделал он для совершенствования русского языка;

е) и стихи он сочинял;

ж) в России в период монголо-татарского ига утратили искусство производить цветное стекло и делать мозаичные картины. Ломоносов заново открыл секрет производства цветного стекла и создал несколько мозаик: «Портрет Петра I», «Полтавская битва»;

з) именно он потратил много сил и энергии, чтобы открыть первый в России университет.

Учитель: Сравните с текстом, озаглавьте. (5. Открытия, которыми занимался Ломоносов)

Итак, какой же план у нас получился?

Таким образом, М.В. Ломоносов был таким великим учёным, так много сделал в разных областях наук, что его даже называли «наш первый университет».

. Итог урока

Похожие работы на - Совершенствование навыков техники чтения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!