Развитие образовательной мотивации школьников

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,69 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие образовательной мотивации школьников

федеральное государственное бюджетное образовательно учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. герцена»

Факультет математики









Реферат

«Развитие образовательной мотивации школьников»


Выполнил:

студент 5 курса 4 группы

факультета математики

Дмитриев Евгений Васильевич





Санкт-Петербург 2013 г.

Содержание

Введение

§1. Образовательная мотивация школьников

§2. Уровень образовательной мотивации учащихся

§3. Условия развития образовательной мотивации

§4. Стратегия педагогической деятельности с целью повышения образовательной мотивации учащихся

§5. Самообразование школьников

Список

Введение

С первых годов жизни ребенок начинает проявлять интерес к окружающему миру. С возрастом этот интерес перерастает в любознательность.

Но всегда ли любознательность ребенка сможет перерасти в познавательную потребность и потребность образования?

образовательный мотивация школьник

§1. Образовательная мотивация школьников

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. [3]

Образовательная мотивация учащегося рассматривается как совокупность мотивов образовательной деятельности, которые подразделяются на следующие группы:

·удовольствие от самого процесса образовательной деятельности - стремление приложить усилия, улучшить показатели собственной образовательной деятельности, испытать интеллектуальное напряжение;

·значимость «положительного» результата - достижение образованности: потребность в глубоких и прочных знаниях, стремление к развитию способности решать проблемы в различных видах деятельности;

·«моральная мотивирующая сила» вознаграждения - положительные оценки, стремление к завоеванию авторитета, одобрения, уважения окружающих;

·значимость «непосредственного» результата - получения документа об образовании;

·«материальная мотивирующая сила» вознаграждения - стремление к получению материальной ценности (того, что имеет денежную цену) как поощрению усилий, прилагаемых учащимися в образовательной деятельности, со стороны окружающих;

·принуждающее давление - стремление к приложению усилий в собственной образовательной деятельности, чтобы избежать наказания. [1]

Понятие «образовательная мотивация» расширяет объём понятий «мотивация учебной деятельности», «познавательный интерес» и одновременно конкретизирует общепсихологический смысл понятия «мотивация» и педагогическое значение понятия «ориентация». [4]

Познавательный интерес является центральным, узловым компонентом понятия «образовательная мотивация». [4]

Согласно теории Г. И. Щукиной, «познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращённая к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». [5]

§2. Уровень образовательной мотивации учащихся

Критериями сформированности образовательной мотивации учащихся выступают:

·доминирующая группа мотивов образовательной деятельности учащегося. Мотивация к определенной деятельности у данного индивида - это совокупность стойких и достаточно сильных мотивов;

·степень активности учащегося в образовательной деятельности. Согласно мнению Г.И. Щукиной «понять, зафиксировать, увидеть проявление того или иного мотива или их совокупности можно через оценку активности, проявляемой человеком в данной деятельности». [1]

Доминирующая группа мотивов изучается с точки зрения их позитивного либо негативного характера.

Доминирующая группа образовательных мотивов является позитивной, если мотивы направлены на деятельность, процесс и результат которой значимы для человека. К таким доминирующим группам относятся: удовольствие от самого процесса образовательной деятельности, значимость для учащегося «положительного» результата деятельности (достижение образованности), «моральная мотивирующая сила» вознаграждения.

Доминирующая группа мотивов рассматривается как негативная, если мотивы проявляются в том, что деятельность, которую осуществляет человек, не представляет для него ценности. Это группы мотивов: значимость для учащегося непосредственного результата деятельности (получение документа об образовании); «материальная мотивирующая сила» вознаграждения; принуждающее давление со стороны окружающих. [2]

Так, высокий уровень образовательной мотивации присущ тем учащимся, у которых выражен позитивный характер доминирующей группы мотивов образовательной деятельности и отсутствуют проблемы в ее осуществлении. Учащиеся, у которых выражены все характеристики образовательной деятельности на позитивном уровне, кроме широты образовательной среды, в которую они включены, имеют уровень выше среднего.

Средний уровень образовательной мотивации - у тех учащихся, у которых доминирует группа мотивов позитивного характера, выражена субъектная позиция при осуществлении образовательной деятельности, но ограниченна образовательная среда и имеются затруднения в понимании логики осуществления собственной образовательной деятельности. У учащихся с негативным характером доминирующей группы мотивов, проявляющих субъектную позицию при осуществлении образовательной деятельности, с ограниченной образовательной средой и испытывающих затруднения в понимании логики осуществления собственной образовательной деятельности уровень ниже среднего.

Низкий уровень образовательной мотивации характерен для учащихся с негативным характером доминирующей группы мотивов образовательной деятельности, испытывающих затруднения в субъектности, понимании логики и широте осуществления собственной образовательной деятельности.[1]

§3. Условия развития образовательной мотивации

На уровне работы педагога по развитию образовательной мотивации учащихся выделяются две группы условий:

)условия деятельности педагога, способствующие повышению активности учащихся - профессиональная компетентность педагога, особенно в плане установления взаимоотношений с учащимися; педагогическая поддержка учащихся; содействие современному оснащению образовательного учреждения;

)условия деятельности учащегося, обеспечивающие повышение его активности в образовательной деятельности - самооценка учащимся активности в собственной образовательной деятельности; определение формы педагогической поддержки совместно с педагогом; включение учащегося в педагогическую поддержку, осуществляемую со стороны педагога; анализ изменения степени активности в собственной образовательной деятельности.

На уровне образовательного учреждения развитие мотивации учащихся рассматривается как: осуществление комплекса условий, создаваемых в ОУ; оценка профессиональной компетентности педагогов; распределение ответственностей между ними за оснащение образовательного учреждения и поддержание его в надлежащем состоянии; мониторинг образовательного процесса, в том числе уровня образовательной мотивации учащихся; реализация психологопедагогического и методического сопровождения педагогической деятельности, направленной на развитие мотивации учащихся к активной учебной деятельности внутри образовательного учреждения. [1]

§4 Стратегия педагогической деятельности с целью повышения образовательной мотивации учащихся

Стратегию педагогической деятельности можно представить следующим образом:

Øизмерение уровня образовательной мотивации учащегося с помощью диагностики, позволяющей выявить характер доминирующих образовательных мотивов и степень активности учащегося в образовательной деятельности;

Øопределение формы педагогической поддержки образовательной деятельности учащегося на основе диагностических данных;

Øвключение учащегося в педагогическую поддержку и ее реализация;

Øанализ изменения уровня образовательной мотивации учащегося.

Педагогическая поддержка заключается в форме педагогического консультирования и в форме педагогической помощи.

Цель педагогического консультирования состоит в том, чтобы облегчать процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности.

Педагогконсультант не решает проблему за ребенка, а лишь помогает ему сделать адекватный выбор из представленных разных вариантов решения проблемы и поддерживает самостоятельные действия ребенка в осуществлении его личностного выбора.

Педагогическая поддержка образовательной деятельности учащегося заключается в предоставлении учебного материала сопутствующего характера и применении информационносодержательных стимулов.

Педагогическая помощь выражается в преодолении препятствий совместно с учащимся с последующим усилением его роли при решении учебных проблем.

Педагогическая помощь в образовательной деятельности учащегося осуществляется посредством учебного материала опорного характера и организационноуправленческих стимулов. [1]


Основными движущимися силами общественного развития являются противоречия, возникающие в процессе деятельности, направленной на удовлетворение человеческих потребностей.

Для превращения возникающих в процессе обучения внутренних противоречий в движущую силу умственного развития школьника необходимо, чтобы они определялись самим ходом учебного процесса, а внешние влияния, организуемые учителем, актуализировали познавательные потребности ребенка. [6]

Основными движущими силами являются следующие внутренние противоречия: [7]

·между возникшей у ученика необходимостью решения той или иной познавательной или практической задачи и имеющимися у него в данный момент знаниями (их недостаточностью);

·между стремлением удовлетворить появившийся познавательный интерес и ограниченными возможностями приобрести эти знания в условиях школьного обучения непосредственно на уроке;

·между достигнутым уровнем знаний и новыми (возникшими на этой основе) потребностями в более совершенных знаниях как предпосылке для более глубокого изучения данной дисциплины;

·между приемами познавательной деятельности, присущими школьному обучению, и средствами удовлетворения других духовных потребностей.

Познавательная потребность, побуждающая самообразование, формируется в активной общественно и личностно значимой самостоятельной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы познавательная деятельность имела подкрепление в форме положительных эмоциональных переживаний, сначала от достигнутых успехов, а в дальнейшем и от самого познавательного процесса. Успешное решение познавательных задач, да еще снискавшее похвалу учителя и одобрение товарищей, вызывает положительные интеллектуальные чувства. Повторяющиеся переживания удовлетворения интеллектуальной деятельностью становится устойчивой потребностью в знании, имеющей внутренней характер самодвижения и саморазвития.

Эта потребность и выступает специфической силой самообразования. [6]

Список используемой литературы

1. Примчук Н.В. Статья «Технология педагогической деятельности по развитию образовательной мотивации учащихся». Журнал: «Человек и образование, №4». Санкт-Петербург: Институт педагогического образования и образования взрослых Российской академии образования. 2008 г.

. Примчук Н.В. Статья «Образовательная мотивация учащихся и критерии ее измерения». Журнал: «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, №32». Санкт-Петербург. 2007 г.

. В.Г. Болотова. Статья «Достижения отечественной дидактики второй половины XX века как ресурс для решения проблемы формирования образовательной мотивации современных школьников». Известия. Уральский государственный университет. № 5(84), 2010

. Щукина Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема: дис. … д-ра пед. наук. Л., 1968 .

. Камалеева А.Р. «Стимулы и мотивы самообразования школьников» http://festival.1september.ru/articles/310061/

. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки, М.: Просвещение,1976

Похожие работы на - Развитие образовательной мотивации школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!