Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,26 Мб
  • Опубликовано:
    2013-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические аспекты проблемы музыкального восприятия

.1      Понятие восприятия в современной педагогике и психологии

.2      Характеристика процесса музыкального восприятия

.3      Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста

Глава II. Методологические аспекты развития музыкального восприятия в условиях интеграции искусств

.1 Интеграция как фактор комплексного обучения

.2 Значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла

.3 Роль интеграции искусств в развитии музыкального восприятия

Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

.1 Диагностика музыкального восприятия у младших школьников на констатирующем этапе исследования

.2 Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

.3 Результаты опытно-экспериментальной работы

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной мере затронули систему образования и культуры. На современном этапе развития общества эстетическое воспитание детей стало жизненной необходимостью. В этой связи нельзя поставить под сомнение неоценимую роль искусства, в частности музыки, в воспитании подрастающего поколения. Именно музыка помогает глубже познать окружающую действительность, пробуждает в личности благородные, возвышенные мысли и чувства. В свою очередь взаимодействие музыки с другими видами искусств заключает в себе еще бо́льшие возможности в развитии личности, так как музыка сама по себе никогда не развивалась изолированно от всей художественной культуры.

Доступность музыкальной деятельности, восприятие её уже с первых дней жизни ребёнка, позволяет начать музыкальное воспитание с раннего детства. Отсюда следует, что восприятие предшествует и способствует музыкальному развитию ребенка в целом, являясь первичным ведущим видом музыкальной деятельности.

Актуальность выбранной нами темы обоснована тем, что сегодня, на наш взгляд, стала особенно очевидной недостаточная разработанность методик, приёмов развития музыкального восприятия. Прогрессивные системы музыкального обучения последних десятилетий показывают необходимость поисков новых подходов к музыкальному воспитанию детей.

Анализ музыкально-педагогической литературы показал недостаточную разработанность данной проблемы и ограниченный материал, связанный с методикой развития музыкального восприятия у младших школьников.

Перечисленное выше указывает на актуальность проблемы, состоящую в развитии музыкального восприятия у младших школьников средствами интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла, и обуславливает выбор темы дипломной работы: «Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств».

Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить методику, направленную на развитие музыкального восприятия на основе интеграции искусств.

Объект исследования - процесс музыкального воспитания младших школьников, основанный на интеграции искусств.

Предмет исследования - развитие музыкального восприятия у младших школьников.

Гипотеза исследования - эффективному развитию музыкального восприятия у младших школьников будет способствовать использование в образовательном процессе интеграции искусств.

Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач исследования:

на основе исследования психолого-педагогической литературы дать определение понятию «восприятие»;

дать характеристику процессу музыкального восприятия;

изучить специфику музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста;

дать характеристику интеграция искусств как фактору комплексного обучения;

изучить значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла;

теоретически и практически обосновать влияние интеграции искусств на развитие восприятия у младших школьников.

Для подтверждения нашей гипотезы использовались следующие методы исследования:

.        Анализ психолого-педагогической и методической литературы;

.        Наблюдение;

.        Беседа;

.        Сравнение;

.        Анкетирование;

.        Опрос;

.        Анализ музыкально-творческой деятельности младших школьников;

.        Педагогический эксперимент.

Методологической основой нашего исследования являются концепции Л.Ф. Обуховой о психическом развитии детей младшего школьного возраста; Л.С. Выготского о восприятии и его развитии в детском возрасте; Б.М. Теплова о психологии музыкального восприятия, Г.М. Цыпина о психологии музыкальной деятельности; исследования В.В. Ванслова, С.В. Громаковой, Н.А. Терентьевой, посвящённые комплексному освоению различных видов искусств; Д.Б. Кабалевского о формах и приёмах активизации музыкального восприятия школьников, Б.В. Асафьева о единстве эмоционального и сознательного в восприятии музыки; исследования отечественных педагогов-музыкантов по проблемам музыкального воспитания и образования Ю.Б. Алиева, Н.М. Черноиваненко, Р.С. Ригиной.

Опытно-экспериментальной базой нашего исследования явились два четвёртых класса СОШ № 10 г. Нефтеюганска.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Первая глава - «Теоретические аспекты проблемы музыкального восприятия» посвящена анализу понятия «восприятие» в современной педагогике и психологии, характеристике процесса музыкального восприятия, а также в первой главе рассмотрена специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста.

Во второй главе «Методологические аспекты развития музыкального восприятия в условиях интеграции искусств» интеграция искусств рассматривается как фактор комплексного обучения, раскрывается значение интеграции искусств в образовательном процессе дисциплин художественного цикла, а также анализируется роль интеграции искусств в развитии музыкального восприятия.

Третья глава - практическая. В ней освещаются:

- данные, полученные в результате двух диагностических срезов, проводимых в начале эксперимента и на его завершающем этапе;

методика, основанная на интеграции искусств и направленная на развитие музыкального восприятия у младших школьников.

Глава I. Теоретические аспекты проблемы музыкального восприятия

.1      Понятие восприятия в современной педагогике и психологии

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях <#"648482.files/image001.jpg">

 

Учитель: Какое впечатление у вас сложилось от урока? Что больше всего запомнилось? Какую осень больше всего любите? Вот на этой ноте мы закончим урок и исполним песню «Осень пришла» Всем спасибо за урок! Молодцы! До свидания.

Рисунок 1 Портрет «И.И. Левитан»

Рисунок 2 И.И. Левитан «Золотая осень»

Рисунок 3 И.И. Левитан «Осень в Сокольниках» 1879г.

Рисунок 4 Портрет «К.А. Коровин»

К.А. Коровин «Девушка в саду»

Рисунок 5 Портрет «В.А. Серов»

Приложение 2

Шкала соответствия музыкального образа определенному цвету Л.Н. Мироновой

Цвет

Характер музыки

Красный

возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой

Оранжевый

радостный, бодрый, игривый, бесстрашный

Желтый

яркий, цветущий, солнечный

Зелёный светлый

спокойный, весенний, свежий

Зелёный тёмный

пугающий, грозный, упругий, осторожный

Голубой

прозрачный, небесный, хрустальный

Синий

уверенный, твердый, холодный

Сиреневый

нежный, добрый, таинственный

Фиолетовый

тучный, тревожный, сумрачный, хмурый

Песочный

спокойный, жаркий, легкий

Коричневый

глухой, деревянный, тёплый

Чёрный

злой, коварный, мрачный, строгий

Приложение 3

Перечень произведений, используемых для музыкально-цветового восприятия учащихся

.        Бетховен «Весело. Грустно»

.        Глинка М. «Жаворонок»

.        Григ Э. «Пер Гюнт»

.        Дунаевский И. «Марш» из к/ф «Веселые ребята»

.        Кабалевский Д. «Кавалеристская», «Клоуны», «Карусель», «Монтер», «Три подружки»

.        Книппер Л. «Полюшко»

.        Коваль М. «Волк и семеро козлят»

.        Лядов А. «Кикимора»

.        Лядов А. «Музыкальная табакерка»

.        Мусоргский М. «Картинки с выставки»

.        Прокофьев С. темы из симфонической сюиты «Петя и волк»

.        Русская плясовая «Камаринская»

.        Салманов «Утро в лесу», «Вечер»

.        Свиридов Г. «Тройка»

.        Сен-санс К. «Карнавал животных»

.        Филиппенко А. «Веселый музыкант»

.        Чайковский П. «Детский альбом»

.        Чайковский П. «Лебединое озеро»

.        Чайковский П. фрагменты из балета «Спящая красавица»

.        Чайковский П. фрагменты из балета «Щелкунчик»

.        Шостакович Д. «Вальс-шутка»

Приложение 4

Цели и задачи

Примерный репертуарный список

1. Формирование конкретных музыкальных представлений.

Н. Римский-Корсаков Вступление к опере «Сказка о царе Салтане», «Три чуда».

2. Формирование представлений о темпе.

Э. Григ «В пещере горного короля», П. Чайковский «Камаринская», р. н. п. «Ах, вы сени».

3. Формирование представлений об агогике в музыке и в движениях.

Ф. Шопен «Вальсы», «Мазурки».

4. Музыкальные характеристики образов птиц и животных.

К. Сен-Санс «Карнавал животных».

5. Развитие «чувства ритма»: плавное движение и пунктирный ритм.

П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», р. н. п. «Во поле береза стояла».

6. Остановки и изменения равномерного движения в музыке (паузы, замедления, ускорения).

Ф. Мендельсон «Песни без слов», Э. Григ. «Норвежские танцы», И. Брамс «Венгерские танцы».

7. Формирование представлений о 2-х и 3-х дольном метре.

С. Рахманинов «Итальянская полька», М. Глинка «Полька», С. Майкапар «Вальс», Э. Григ «Вальс».

8. Освоение ритмических формул и музыкальных характеристик простейших танцевальных жанров в движении: марш, полька, вальс.

Д. Шостакович «Марш», М. Глинка «Марш Черномора», М. Глинка «Полька», Е. Дога «Вальс».

Похожие работы на - Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!