Подводная археология. Исследование затонувших кораблей

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Геология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,12 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подводная археология. Исследование затонувших кораблей

Министерство образования и науки Российской Федерации Стерлитамакский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Исторический факультет







Реферат

предмет: История

тема: Подводная археология. исследование затонувших кораблей









Стерлитамак, 2013

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена той значимостью, которую играет подводная археология, а в частности, исследования затонувших кораблей, в современной исторической науке.

С момента своего возникновения более ста лет назад, подводная археология в нашей стране и за рубежом заняла прочное место в современной исторической науке, занимающейся исследованием древних цивилизаций. В отличие от полевой археологии, основным предметом изучения подводной археологии являются памятники истории и материальной культуры находящиеся в гидросфере, в первую очередь затопленные полностью или частично древние города и поселения, затонувшие в силу различных причин морские торговые суда и военные корабли. В водах морей и океанов в различных частях света обнаружены тысячи подводных археологических памятников, возраст которых составляет от 45 тысяч лет до нескольких веков [Таскаев В.Н., 2010].

Большой интерес представляют для ученых затонувшие корабли с их разнообразными партиями товаров, предметами бытового обихода моряков, багажом пассажиров и пр. Проведенные работы в Средиземном и Черном морях дали возможность археологам познакомиться с различным содержанием грузов древних кораблей. Но добытые таким образом сведения носят по большей части отрывочный характер. К тому же найденные на кораблях предметы чаще всего ограничиваются изделиями из керамики, камня и металлов. Между тем, помимо этих изделий, на кораблях, несомненно, перевозились и гибли при кораблекрушениях различные текстильные товары, деревянные изделия, в том числе мебель, предметы обихода и, что особенно важно, книги. Древнегреческие папирусы обычно укладывались в бронзовые цилиндрические коробки - цисты, поэтому они могут довольно хорошо сохраниться в трюмах кораблей, затонувших на большой глубине в Черном море. Поиски таких кораблей, их исследование, извлечение грузов, регенерация (если таковая потребуется) древних рукописей - все это не представляется неодолимым для современной техники. Настоятельная необходимость приложить усилия для осуществления этих работ вряд ли может вызвать какие-либо возражения. Ведь в результатах таких поисков заинтересованы не только археологи, но также ученые, занимающиеся древней и средневековой историей, историей литературы, культуры и искусства. В глубинах Черного моря могут быть обнаружены не только корабли античной эпохи, но также и времен средневековья. Здесь могут быть найдены произведения византийских писателей и (что особенно важно для отечественной истории) не дошедшие в других списках древнерусские рукописи [Блаватский В. Д., 1964].

Краткий обзор развития подводных археологических исследований. Фактическим началом исследования находящихся под водой археологических памятников, послужили работы, предпринятые греческими военными моряками в 1901 году у острова Антикиферы, расположенного к северо-востоку от Крита. Найденное и частично обследованное с их помощью морское торговое судно I века до н.э., имевшее на борту груз из уникальных произведений искусства, явилось, по выражению Ж.И. Кусто, колыбелью подводной археологии в Средиземноморье. Более последовательно были проведены подводные работы по изучению римского морского судна у берегов Туниса, которым предшествовала случайная находка в 1907 году в этом районе на дне моря нескольких мраморных колонн. В ходе подводных исследований с 1908 по 1912 г., были установлены приблизительные размеры судна, общая площадь, занимаемая корабельным грузом, находившемся на борту в момент крушения судна на рубеже II_I вв. до н.э. [Таскаев В.Н., 2010].

Особых успехов добилась подводная археология после того, как французским океанографом Ж.И. Кусто и инженером Эмилем Ганьяном был изобретен автономный аппарат для дыхания человека под водой - акваланг. Используя новое водолазное снаряжение, экспедиция под руководством Ж.И. Кусто смогла уже в 1948 году возобновить подводные исследования возле Махдии, в ходе которых в толще донных отложений были найдены остатки бортовой обшивки, некогда покрытой свинцовыми листами, палубных перекрытий и шпангоутов [Таскаев В.Н., 2010].

Вслед за подводными раскопками, проведенными возле Махдии, последовали работы по изучению затонувших кораблей у берегов Франции, Италии и Крита. В самом начале 1950_х годов раскопки под водой были предприняты в Санарской бухте, недалеко от города Канны, где с помощью эжектора удалось обнаружить остатки античного торгового судна вместе с находившимся на нем грузом греческих амфор. В 1953 году экспедиция под руководством Ж.И. Кусто приступает к проведению повторных, по прошествии 52 лет, исследований кораблекрушения у острова Антикифера. В качестве основного движителя использовалось парусное вооружение. Особое место среди проводившихся в этот период подводных работ, занимают археологические раскопки предпринятые Ж.И. Кусто и Ф. Дюма у острова Гран-Конглуе. Исследования показали, что найденное в этом месте судно явилось одним из самых крупных среди всех ранее найденных в водах Средиземного моря.

Богатый археологический материал, имеющий непосредственное отношение к мореплаванию предоставили в распоряжение ученых исследования у острова Корсика. В трех милях от мыса Корсика в 1967 году нашли на дне моря античный корабль с грузом амфор. В ходе работ, предпринятых французскими археологами на южном побережье острова, обнаружили остатки восьми кораблекрушений II века до н.э. - I века н.э.

Классическими примерами проведения подводных раскопок в настоящее время являются работы у берегов Турции и Кипра. Недалеко от мыса Гелидония у северо-западного побережья Турции было полностью раскопано под водой судно, затонувшее около 1200 г. до н.э. и считавшееся долгое время самым древним судном, изученным подводными археологами, до тех пор, пока в 1982 году вблизи Каса в турецких водах не нашли корабль, построенный в XIV веке до н.э. Обследование этого судна группой специалистов под руководством Дж. Басса позволило расширить границы наших познаний в области техники кораблестроения вплоть до бронзового века [Таскаев В.Н., 2010].

Аналогичные по содержанию подводные исследования проводились в прибрежных водах Югославии и Болгарии. В начале 1960-х годов производились раскопки затопленного морем римского города Эпидавра Иллирийского в заливе Бренно. У мыса Калиакра и в Варненском заливе - остатки кораблей, затонувшие в начале нашей эры. В нашей стране археологические исследования памятников, находящихся в водах морей, рек и озер берут свое начало в середине 1930_х гг., инициатором проведения которых явился профессор Р.А. Орбели. Под его непосредственным руководством были разработаны и нашли практическое применение методы подводной археологической разведки, проведены исследования на Черном море.

В 1950-х годах подводные работы, после длительного перерыва, были возобновлены по инициативе В.Д. Блаватского. Археологическая разведка, проведенная на акватории Таманского залива, позволила определить площадь затопленной части античного города Фанагория. В 1961 году подводными экспедициями института археологии академии наук проведены исследования на Днепро-Бугском лимане, у берегов античного города Ольвии. На основании результатов работы подводных археологов в Херсонесе, установлены места нескольких кораблекрушении в Карантинной бухте, открыты древние стоянки морских судов. Крупным событием в отечественной подводной археологии явилась находка и последующее изучение остатков кораблекрушения морского торгового судна IV_III вв. до н.э. в Северо-Западном Крыму при входе в озеро Донузлав. В результате целого комплекса мер были обнаружены и подняты из воды обломки шпангоутов, свинцовые листы бортовой обшивки и часть корабельного груза - гераклейские амфоры [Таскаев В.Н., 2010].

Цель данной работы состоит в рассмотрении исследования затонувших кораблей. В связи с этим необходимо решить ряд задач:

.        Изучить методику исследования затонувших кораблей.

.        Показать на ряде избранных примеров методы исследования затонувших кораблей.

Глава I. Методика проведения подводно-археологических раскопок

.1      Археологическая разведка

По своему содержанию подводная археологическая разведка представляет собой комплекс поэтапно проводимой исследовательской работы, включающей:

Изучение сведений, содержащихся в письменных источниках о древних портовых городах, корабельных стоянках, основных путях следования торговых судов и военных кораблей, местах, представлявших опасность для мореплавания, районах действий военных флотов.

Изучение и анализ ранее проводившихся подводных археологических исследований отечественными и зарубежными учеными.

Геоморфологические и гидрологические исследования акватории, в пределах которой предполагается проведение подводных работ.

Получение сведений у местного населения, спортсменов-подводников об обнаруженных остатках кораблекрушений, найденных якорях, затопленных участках древних городов и поселений, с последующим составлением гидроархеологической карты.

Проведение подводной археологической разведки на основе использования технических средств [Таскаев В.Н., 2010].

Поскольку подводная разведка с использованием технических средств является наиболее сложной частью исследовательской работы, именно этому направлению в деятельности подводных археологов и будет уделено основное внимание. С учетом опыта, накопленного в странах Западной Европы, в нашей стране, можно выделить три основных направления в подводной разведке, каждое из которых предусматривает применение определенных методов и соответствующих средств с учетом условий водной среды. археология раскопка подводный картографический

Первое направление включает использование методов и технических средств, пригодных для проведения подводной разведки и в условиях плохой видимости в воде. В основе второго направления лежит методика, предназначенная для разведки поверхности дна при хорошей видимости. Третье направление предусматривает методы подводной разведки в донных отложениях исследуемой акватории [Басс Дж., 2003].

На начальной стадии ведения подводной археологической разведки наиболее приемлемым может быть поиск без применения сложных технических приспособлений, основу которого составляют радиусный и полосовой поиск. Радиусный поиск является наиболее апробированным методом исследовательской работы при проведении подводной разведки в условиях плохой видимости под водой. Для обследования поверхности дна при радиусном поиске подводным археологом используется спусковой канат и ходовая оттяжка, размеченная по всей длине на отрезки от 1 до 3 метров. Величина ходовой оттяжки устанавливается с учетом видимости под водой. Спусковой канат с прикрепленным к нему балластом крепится в районе предполагаемого нахождения затонувшего объекта, после чего исследователь в легководолазном снаряжении, спустившись по канату на грунт и удерживая ходовую оттяжку на одном их узлов, ближе всего расположенном к балласту, совершает круговое движение, тщательно осматривая поверхность дна [Таскаев В.Н., 2010].

Обойдя первый круг, аквалангист переходит к следующему узлу на ходовой оттяжке и повторяет аналогичное круговое движение в обратном направлении. Удерживая ходовую оттяжку в натянутом положении и переходя от одного узла к другому, аквалангист последовательными концентрическими кругами проводит обследование всей заданной ему площади, каждый раз меняя направление своего движения под водой, с тем, чтобы избежать запутывания находящейся в его руках ходовой оттяжки. При радиусном поиске, в зависимости от имеющихся технических средств, взамен балласта помещаемого на дне, могут быть использованы шлюпка, которой в надводном положении фиксируется верхний конец ходовой оттяжки, или сигнальный буй. В последнем случае аквалангист может самостоятельно, в зависимости от видимости в воде, регулировать радиус обхода.

Подводный поиск концентрическими кругами может производится как одним, так и несколькими подводными исследователями, для чего изучаемый участок дна делится на несколько секторов, в каждом из которых осуществляется самостоятельное визуальное наблюдение.

Для проведения подводной разведки на сравнительно большой акватории, при относительной видимости под водой, наиболее целесообразен метод полосового поиска. Первоначальный вариант этого метода, разработанный в 1960-х гг., представляя собой следующее: вдоль берега разбивалась 50-ти метровая базовая линия с реперами через каждые 5 метров. Аквалангист, отплывая от берега на расстоянии 50 метров, в створе одного из реперов погружался на дно, после чего его с помощью троса подтягивали к берегу. В дальнейшем этот метод был усовершенствован. В качестве направляющих под водой стали использовать тросы, ориентированные на установленные вдоль берега репера (створные вехи) [Таскаев В.Н., 2010].

Расстояние между тросами не должно превышать полосы, видимой аквалангистом при движении под водой. Спустившись на грунт между первой парой сигнальных буев, которыми отмечены на поверхности воды начальные точки отсчета подводного поиска, аквалангист проводит осмотр дна между двумя направляющими тросами, двигаясь между ними посередине. После осмотра первой полосы, один из направляющих тросов переносится в сторону и укладывается с таким расчетом, чтобы образовать новую полосу обследования для дальнейшего продолжения разведки.

В том случае, когда подводная разведка сопряжена с исследованием значительной по размерам акватории при условии плохой видимости, полосовой поиск можно проводить с помощью направляющих и ходовых тросов, как это показано.

При проведении подводной разведки этим способом, который хорошо зарекомендовал себя в ходе работ по обнаружению затонувших кораблей, с помощью мерного линя определяются границы исследуемого участка, отмечаемые постановкой буев в точках А, Б, В, Г. Затем намеченный к осмотру участок дна разбивается на рабочие полосы I, II, III, ширина которых может колебаться от 150 до 200 метров [Басс Дж., 2003].

Границы рабочих полос отмечаются сигнальными буями, установленными в точках а1, а2, а3, а4. Точно такие же буи выставляются вдоль рабочих полос в точках б1, б2, б3, б4. Участки обследования 1, 2, 3, 4, 5, шириной 50_70 метров располагаются поперек каждой рабочей полосы с учетом перекрытия границ обследуемого участка на 2-3 метра. Исследование поверхности дна начинается с укладки двух направляющих тросов поперек участка обследования 1 с плавсредства, обеспечивающего подводные работы. С ориентацией по створам а1, б2, а4 и А, б1, Г устанавливается первый направляющий трос в точках М и К. Второй направляющий трос, снабженный как и первый, балластом и контрольными буйками, устанавливается в таком же порядке между точками Н и П. Поперек обследуемой полосы между направляющими тросами МК и ПН укладывается ходовой трос длиной 75-80 метров с таким расчетом, чтобы его концы перекрывали саму полосу на 3-5 метров с каждой ее стороны. К ходовому тросу крепятся по концам и в середине балласт и буйки. После завершения всех подготовительных работ с обеспечивающего судна к балласту, расположенному в средней части ходового троса, спускаются два аквалангиста, которые расходятся в разные стороны к границам участка обследования, удерживаясь за ходовой трос.

В этом случае, исследование проводится поперечными ходами аквалангистов, двигающихся от краев полосы обследования к ее середине и обратно. Дойдя до крайних балластов, они перемещают их на 2-5 метров по ходу ведения работ, в зависимости от видимости под водой, и возвращаются к среднему балласту, который тоже перемещается вперед на длину дистанционного конца. Таким образом аквалангисты, совершив один цикл движения по дну, каждый раз перекладывают ходовой трос в новое положение.

Указанным способом можно проводить подводные разведки с помощью одного аквалангиста. Для этого исследуемую акваторию разбивают на более узкие полосы обследования до 30-40 метров шириной. Ходовой трос в этом случае имеет только два балласта, которые переносятся поочередно вдоль границ обследуемой полосы. После тщательного осмотра полосы 1, направляющий трос, находящийся в точках К и М перекладывается на новое место между точками П и Н для обозначения нового места обследования.

Воспроизведенные варианты полосового поиска позволяют одновременно изучать поверхности дна, определять характер грунта и его структуру, с целью определения методов ведения в дальнейшем подводных раскопок [Таскаев В.Н., 2010].

1.2    Картографические работы

Повсеместное развитие подводных исследований памятников истории и материальной культуры предопределило настоятельную необходимость выработки научно обоснованных методов проведения работ под водой. Правильно подобранная методика и техника позволяют не только обеспечить качество поиска затонувших древних кораблей и других представляющих историческую ценность объектов, но и получить полную, а главное достоверную информацию в ходе подводных раскопок. В методическом отношении подводные раскопки представляют собой сложный, долговременный процесс, состоящий из нескольких, последовательно проводимых операций, ставящих своей задачей точную фиксацию всех найденных под водой предметов и поэтапное изучение памятника с учетом геологического строения донных отложений. Многолетняя практика проведения подводных исследований убедительно показала, что началу раскопок под водой обязательно должны предшествовать картографические работы, позволяющие определить точное местонахождении археологических памятников по отношению к долговременным ориентирам, расположенным на берегу [Таскаев В.Н., 2010].

В том случае, когда найденные под водой археологические памятники находятся от берега на расстоянии от нескольких сот метров до 3_5 км, для картографических работ могут быть использованы оптические системы: секстан, теодолит, приборы лазерного и инфракрасного излучения, оптические дальномеры.

Морскими секстанами и теодолитами предварительно измеряют горизонтальные углы между береговыми ориентирами и на основании полученных данных вычисляют координаты места нахождения объекта, который предстоит обследовать.

В отличие от секстанов и теодолитов, более точные измерения при подводных работах можно получить с помощью приборов лазерного и инфракрасного излучения, дающих погрешность при определении расстояния до одного км, равную ± 5 мм. При отсутствии вышеперечисленных средств картографирования, могут быть применены монокулярные и бинокулярные (стереоскопические) дальномеры отечественного производства [Блаватский В.Д., Кошеленко Г.А., 1963].

1.3    Подводные раскопки на основе использования грунторазмывочных средств

После завершения картографических работ, составления общего плана расположения находок на дне, определения состава грунта, приступают к проведению подводных раскопок. Подводные раскопки представляют собой наиболее длительный по времени и сложный в техническом отношении этап в изучении находящихся под водой памятников истории и материальной культуры. Становление методики подводных раскопок осуществлялось по мере выработки научных принципов, ставящих своей задачей наиболее полное изучение всего найденного в водной среде вещественного материала. В период развития подводной археологии зачастую исследовательский процесс сводился к осуществлению бессистемного подъема обнаруженных в воде предметов, что наносило серьезный ущерб не только самому памятник, но и лишало ученых достоверной научной информации. Такое положение существовало, за редким исключением, до конца 1940_х годов. Однако изобретение акваланга, а вслед за этим специальных грунторазмывочных и грунтоотсасывающих средств качественно видоизменили содержание подводных раскопок [Таскаев В.Н., 2010].

Уже в 1948 году Ж.И. Кусто для выявления остатков кораблекрушения у побережья Туниса, применил для размыва донных отложений струю воды подаваемую через шланг под большим давлением. Этот метод хотя и не получил повсеместного распространения в подводных исследованиях, однако продолжает применяться в ряде стран до настоящего времени. Грунторазмывочные гидромониторы использовались при раскопках остатков кораблекрушений в Турции, Болгарии, на Украине при подводных археологических исследованиях у озера Донузлав. Первоначально основным препятствием для широкого применения гидромониторов являлось наличие очень сильной отдачи при выбросе воды из шланга. В целях погашения возникающей во время грунторазмывочных работ реактивной силы, со временем стали применять специальные насадки на шланги в виде металлических наконечников-пипок, снабженных отверстиями для отвода воды в противоположную строну. И хотя при работе с безреактивными насадками увеличивался расход воды, подаваемой в шланг, эти потери компенсировались удобством и высокой производительностью в ходе подводных археологических работ.

При раскопках под водой, исследователям приходится сталкиваться с различной степенью сохранности найденных предметов. Как правило, в результате длительного нахождения в воде, деревянные и металлические части судов, корабельной оснастки, строительных сооружений теряют свою первоначальную форму, приобретают хрупкость. Это предопределило появление наиболее оптимальных технических средств проведения подводных раскопок. Среди всех типов приспособлений, апробированных в ходе археологических раскопок под водой, наибольшее распространение получили груноотсасывающие средства: пневматические эрлифты и водоструйные эжекторы.

1.4    Подводные раскопки на основе использования грунтоотсасывающих средств

Существующие в настоящее время пневматические эрлифты являются эффективным средством для проведения подводных раскопок благодаря небольшим габаритам, малому весу, безотказностью в работе. Монтируют эрлифты, как правило, на малых плавсредства совместно с подъемно-спусковым устройством (краном). Основной рабочей частью эрлифта является труба с укрепленным в ее нижней части коническим воздушным коллектором, через который подается по гибкому шлангу сжатый воздух от компрессора. Через отверстия, имевшиеся в коллекторе, воздух, попадая во всасывающую трубу, образует вместе с водой, песком и илом пульпу, которая за счет своего меньшего удельного веса по сравнению с удельным весом окружающей воды, поднимается вверх по трубе эрлифта и отводится в сторону. Производительность эрлифтов зависит от диаметра всасывающей трубы, от степени сжатия и количества подаваемого воздуха. Наиболее оптимальным является диаметр труб в 100, 150, 200 мм, который позволяет обеспечить пропускную способность эрлифтов в пределах 80-200  пульпы в час.

При всех положительных свойствах, которыми обладают пневматические эрлифты, им присущи недостатки, ограничивающие их применение в ходе подводных раскопок. Основной недостаток эрлифта заключается в том, что он обладает низкой эффективностью

при работе на глубинах менее 10 метров и им практических невозможно пользоваться в тех местах, где глубины не превышают 5 метров. Поэтому при проведении подводных раскопок на небольших глубинах, вместо эрлифта лучше всего использовать водоструйные эжекторы, изготовленные в вертикальном или горизонтальном исполнении. Эжектор состоит из смесительной камеры, к которой с одной стороны подсоединена напорная труба с насадкой, а с другой стороны диффузор с отводящей трубой.

Приемное устройство эжектора - смесительная камера. Она снабжена защитной сеткой, препятствующей попаданию в смесительную камеру крупных камней и обломков керамики. Принцип действия водоструйного эжектора заключается в том, что вода из мотонасоса подается через напорный шланг к диффузору, создавая всасывающее воздействие, в результате которого нагнетаемый вместе с водой песок или ил поступают в смесительную камеру и оттуда транспортируются по пульповоду в сторону от раскопа. Для того, чтобы предотвратить выброс мелких находок вместе с пульпой, в верхней части пульпоотводящей трубы крепиться металлическая мелкоячеистая сетка или виброгрохот, куда поступает весь отсасываемый со дна грунт.

Все вышеперечисленные технические средства для размыва и удаления донных отложений, могут быть использованы только при правильной постановке методики подводных археологических раскопок. Хаотичный отсос ила, песка без предварительно составленного плана подводных работ может полностью запутать археологическую карту и, в конечном счете, погубить исследуемый комплекс. Неправильный отвал грунта затруднит раскопки под водой, приведет к излишним затратам времени и дополнительных средств (ил. 21).

Чтобы избежать этого, перед началом раскопок участок дна, с находящимся на нем археологическим памятником, должен быть опоясан траншеей, глубиной от одного до двух метров, в зависимости от сыпучести донного грунта (ил. 22). Прокладку траншеи можно осуществить с помощью ручной гидромониторной установки, плавучего гидромониторного снаряда или рефелерной баржи. Создание траншей позволит предотвратить обратный отвал песка в раскоп, а в случае необходимости может послужить дополнительным местом для отвала грунта.

Подводные раскопки следует начинать сразу не по всей площади раскапываемого участка, а с одного, точно определенного места, постепенно выявляя найденный предмет. В том случае, когда изучаемый памятник материальной культуры занимает большую площадь, через определенные интервалы в грунте оставляют продольные и поперечные стенки для стратиграфических наблюдений.

Глава II. Исследование античных кораблей

2.1 Донузлав - некрополь погибших кораблей

В историю подводных археологических исследований озеро Донузлав (или, как его иногда принято называть, Донузлавский лиман) вошло как одно из мест на Черном море, где были найдены остатки древнегреческого торгового судна. В историко-географическом плане Донузлав представляет собой самое крупное по размерам озеро среди всех озёр Тарханкутской группы, расположенное на участке побережья между мысом Тарханкут и Каламитским заливом. Озеро вытянулось в глубь материка на 27 км, по форме напоминая извилистую реку.

После того как на северном побережье Каламитского залива в середине VI века до н.э. возникла Керкинитида (на месте современной Евпатории), на Гераклейском полуострове греки основали Херсонес, а на берегу Тарханкутского полуострова - Калос Лимен (Прекрасную Гавань), весь регион превратился в зону активного мореплавания. Вдоль западного побережья Крымского полуострова на кораблях везли товары в сторону Днеро-Бугского лимана в Ольвию и дальше в Тиру, Никоний и Офиуссу.

В середине 1960-х годов в Институт Археологии от одного из работников Евпаторийского морского порта поступило сообщение об обнаружении водолазами при входе в озеро Донузлав античных амфор. В январе 1964 года В.Д. Блаватский подготовил группу подводных археологов для того, чтобы определить характер найденного археологического памятника. Археологи исследовали участок дна на расстоянии до 250 метров от берега и нашли многочисленные обломки амфор, принадлежащих только одному причерноморскому торговому центру - Гераклее Понтийской.

Находки позволили сделать вывод, что в данном районе в IV-III веках до н.э. произошло кораблекрушение. Найденный археологический материал послужил основанием для организации следующей экспедиции, которая состоялась в июле того же года. На дне, на месте предполагаемого нахождения судна, с помощью капроновых тросов было разбито десять квадратов размером 25x25 метров. Внутри квадратов с помощью металлических щупов осуществлялся поиск различных предметов. Кроме того, с помощью установленной на берегу лебёдки по дну протаскивали специально изготовленный зонд с прикрепленным к нему больших размеров ножом.

Предполагалось, что зонд, углубляясь в песчаные отложения, позволит обнаружить интересный археологический материал. Однако из-за конструктивных недоработок зонда работа оказалась нерезультативной. Эффективным оказалось применение пневматического эжектора, устройства для удаления грунта с места работ.

В ходе раскопок были найдены 20 целых гераклейских амфор, многие из которых имели клейма. В том, что найденная в большом количестве керамика являлась корабельным грузом, не было сомнений. Однако долгое время не удавалось обнаружить следов деревянного корпуса судна. Так продолжалось до тех пор, пока с места раскопок не подняли на поверхность куски спрессованного песчаника.

Эти куски скрывали в себе деревянные или металлические части корабельной обшивки и крепёжных приспособлений. Таким образом, был найден топор корабельного плотника, вернее, не сам топор, а только сохранившаяся от него форма. Отлитый гипсовый слепок позволил воссоздать внешний вид этого древнего инструмента.

Большой интерес представляли найденные на дне десять деформированных листов свинцовой обшивки. По письменным источникам было известно, что в эллинистический период строившиеся деревянные корпуса морских судов покрывали свинцовыми пластинами. Это делалось для предотвращения гниения досок бортовой обшивки, находившейся ниже ватерлинии.

Амфоры, обнаруженные в процессе раскопок, судя по клеймам и форме, были изготовлены в 90-е годы IV века до н.э. в керамических мастерских Гераклеи Понтийской.

Груженое амфорами с вином судно следовало курсом по направлению к древнегреческим портовым городам, находившимся в пределах Днепро-Бугского лимана, возможно, в Калос Лимен или Ольвию. Не каждое морское судно в те времена имело свинцовую обшивку. Как правило, свинцом обшивали суда, которые предназначались для длительных переходов в открытом море. Остатки именно такого судна были обнаружены возле озера Донузлав. По мнению Б.Г. Петерса, грузоподъемность судна составляла до 3000 амфор.

После двадцатилетнего перерыва подводные археологические исследования в районе озера Донузлав были возобновлены в 1985 году. Работы начались после поступления сообщения в Институт Археологии от моряков с теплохода «Таврия» о найденном развале античной керамики. Место находки совпадало с местами поисков затонувших судов экспедицией В.Д. Блаватского в 1964-1965 годах.

Практически каждый спуск археологов под воду сопровождался многочисленными находками эллинистической керамики. Место работы на дне было разбито на квадраты. В тех местах, где глубины превышали 5 метров и более, поверхность дна осматривалась методом полосового поиска.

За сравнительно короткий срок в пределах прибрежной зоны археологи зафиксировали три амфорных поля. Керамика одного из этих полей относилась к середине IV-III веков до н.э. Другое амфорное поле имело сложный рельеф и представляло собой нагромождение массивных плит известняка, среди которых встречались обломки амфор эллинистического времени и раннего Средневековья. Фрагменты керамики были изготовлены на Хиосе, Фасосе, Синопе и в Гераклее Понтийской. Под слоем песка обнаружили несколько хорошо сохранившихся листов свинцовой обшивки с многочисленными отверстиями от бронзовых гвоздей. Это подтверждало, что обнаружены остатки судна, потерпевшего крушение на рубеже IV-III веков до н.э.

Еще одной интересной находкой на Донузлаве стал небольшой металлический двурогий якорь с железным штоком. Находки якорей подобных типов чрезвычайно редки.

По форме дуговидных рогов с расплющенными концами, наличию отверстия на пятке для второго рыма, прямоугольному сечению веретена и штока этот якорь был идентичен обнаруженному в Италии на озере Неми и мог датироваться первыми веками нашей эры.

В 250 метрах от берега на глубине около 3 метров в выемке, образовавшейся под воздействием донных течений, были обнаружены выглядывавшие из песка массивные лапы двух якорей.

После того как их раскопали и подняли на поверхность, оказалось, что подводные археологи нашли два совершенно одинаковых галерных якоря, параметры которых полностью совпадали. Длина веретена каждого соответствовала 3,1 метра. В верхней части веретён находились проушины для рымов. Места крепления рогов с веретеном были прикрыты прокованными бугелями, а лапы заостренной формы прикреплены внахлёст к рогам.

Сейчас можно только предполагать, по каким причинам погибали морские суда в прибрежной зоне озера Донузлав. Погодные условия в данном регионе отличались крайней изменчивостью. Не только природно-климатические условия могли оказывать влияние на судоходство. Следует учитывать и изменения палеогеографического характера. Повышение уровня воды в Черном море стало причиной увеличения размеров бухт, образования песчаных кос, отделивших со временем лиманы и устья рек от моря. Проведённая аэрофотосъемка прибрежной акватории на участке от входа в озеро до расположенного в 7 км к северу античного поселения Беляус показала наличие во многих местах подводных скалистых гряд, идущих параллельно берегу. Именно эти препятствия часто становились причиной морских трагедий.

2.2 Исследование «Касского кораблекрушения»

Подводные исследования, проводившиеся в 1982 году в районе Турецкого города Кас на Средиземном море, отличались интересными результатами. Место древнейшего кораблекрушения было обнаружено сотрудниками Бодрумского института подводной археологии. Прибывший на место директор института морских исследований Техасского университета Д. Басс спустился под воду и на глубине 44 м наткнулся па практически неповрежденное судно. Уже первые находки свидетельствовали о сенсации: судно затонуло не менее, чем 3400 лет назад. А значит, это древнейшее из обнаруженных кораблекрушений. С 1983 года работы в районе «касского кораблекрушения» стала проводить экспедиция национального географического общества США (руководитель Д. Басс), к которой в 1984 году присоединились аквалангисты Бодрумского института под руководством опытного специалиста Т. Туранлы. На поверхность извлекли много предметов бронзового века: медные слитки, запас олова, глиняную посуду сирофиникийского круга, золотые украшения, амфоры, наполненные стеклянными бусами, слоновую кость. Самая ошеломляющая находка была сделана в 1985 году: печать легендарной египетской царицы Нефертити. Она была довольно массивной и изготовлена в форме священного в Древнем Египте жука скарабея. Каким образом печать оказалась в трюме затонувшего корабля, остается загадкой. Не поступил ли фараон Эхнатон со своей бывшей супругой так же, как полторы тысячи лет спустя пытался поступить римский император Нерон со своей матерью, приказав подпилить крепежные балки корабля, на котором отправлял ее в морское путешествие? Но самый большой интерес представляла извлеченная со дна моря древнейшая в мире «книга», как се называют археологи. Это были заполненные письменами две деревянные пластины, скрепленные застежками из слоновой кости. Интересно отметить, что о существовании подобных «книг» в эпоху бронзового века писал Гомер. Не подтверждает ли и эта находка реальности еще одной детали гомеровских текстов? Археологам удалось раскрыть тайну гибели корабля: возле берега он напоролся па рифы и затонул. К счастью, судно не раскололось при крушении и таким образом сохранилась большая часть его груза.

Благодаря предметам, найденным в трюме, удалось определить примерный маршрут корабля, дату плавания, время и технологию его постройки. Находки изящной греческой чаши с двумя ручками, расписанной в стиле «камарес», се сходство с теми, которые изготовлялись па Крите и Кипре между 1400-1350 годами до н. э., позволила отнести время плавания ближе к 1350 году до н. э. В пользу этого свидетельствовала также идентификация медных слитков с характерными для них ушками с изображениями аналогичных предметов из египетских гробниц в Фивах.

Содержимое трюма подтверждало тот факт, что судно, по всей вероятности, взяв груз олова в Сирии, направлялось на запад, где запаслось медью на Кипре. Дальше, судя по всему, его путь лежал в города Ионии...

Находка «касского кораблекрушения» раскрыла очень многое из секретов техники судостроения XV-XIV вв. до н. э. Сначала был построен корпус, а потом для прочности наращивались шпангоуты. Отметим, что тысячелетие спустя античные корабли строились по тому же принципу.

Определить этническую принадлежность корабля, возможно, удастся в будущем: раскопки должны закончиться к 1995 году; они ведутся планомерно и последовательно. Во многом благодаря этому своеобразным открытием стали найденные на корабле стеклянные слитки цвета кобальтовой сини. Это доказывает тот факт, что необработанное стекло, которое впоследствии превращалось в ювелирные изделия, научились изготавливать и применять в Восточном Средиземноморье в XV в. до н. э.

Несмотря на находки изделий микенской, кипрской и ханаакской культуры, пуговицы и перстня с микенской идеограммой, Д. Басс высказал предположение о кипро-сирийской прописке затонувшего судна. Рассказывая о значении находки древнейшего корабля, археолог не скрывал, что она стала главной в его жизни.

Заключение

В результате выполнения реферативной работы были сделаны следующие основные выводы.

У подводной археологии огромные возможности. Правда, исследования затопленных древних городов по большей части дают представление только о размерах древних городов и лишь в некоторых случаях предоставляют в распоряжение археологов сохранившиеся деревянные или иные предметы. Эти работы сами по себе очень важны для науки, но далеко не всегда могут дать совершенно новые источники для изучения прошлого. Другое дело исследование затонувших кораблей, особенно когда археологам удастся проникнуть на большие глубины - более 200 м - в недра Черного моря, где обилие сероводорода делает маловероятным активную органическую жизнь и, надо думать, создает благоприятные условия для сохранения дерева и других органических веществ. Можно надеяться, что будут найдены довольно хорошо сохранившиеся корабли древних греков, пускавшихся в малоизведанное Черное море, и струги наших предков русов, ходивших по знаменитому пути «из варяг в греки». Такие находки могут дать то, что почти никогда не удается обнаружить археологу при обычных, полевых раскопках и что до сего времени не посчастливилось еще обнаружить подводным археологам,- хорошо сохранившиеся комплексы предметов домашнего обихода, которые могут быть найдены в кубриках моряков и каютах пассажиров.

На кораблях могут быть обнаружены не только остатки различных товаров, оружия, но также памятники искусства и, что особенно ценно, рукописи и книги древних писателей, не известные нам. Ряд произведений древних писателей, позволяющих судить о далеком прошлом стран Средиземноморья, а также южных окраин нашей великой родины, дошли до нас лишь в небольших отрывках, а некоторые и совсем не сохранились. Утрачены полностью многие произведения величайших древнегреческих поэтов и драматургов. Шансы обнаружить эти произведения на затонувших греческих кораблях вовсе не так малы, как это на первый взгляд может показаться. Греческий историк Ксенофонт, писавший в начале IV в. до н. э., сообщает, что в его время книги были одним из видов товаров, перевозившихся на кораблях по Черному морю.        

Научная мысль в настоящее время работает над созданном проектов таких приспособлений, которые бы позволили исследователям проникать на большие глубины, наблюдать своими глазами, описывать, заносить различные объекты исследований на фото- и кинопленку. Большую помощь в подводных исследованиях могли бы оказать специальные телевизионные установки. Для подводных исследований, в частности раскопок, нужны также особые управляемые механизмы, которые смогут производить измерения, освобождать находки от покрывающего их слоя песка или ила, поднимать на поверхность моря отдельные предметы, а в дальнейшем и целые корабли.

Как видно из сказанного, подводная археология в значительной мере обязана своим возникновением достижениям техники и точных наук. Однако в настоящее время она в свою очередь сама принесла уже некоторую пользу естествознанию.

Обозревая путь, пройденный подводной археологией, можно утверждать с полной уверенностью, что эта наука еще далеко не сказала своего последнего слова и что она в дальнейшем раскроет не одну неведомую доселе яркую страницу прошлого человечества.

Список литературы

1. Авдусин Д. А. Археология СССР. - М.: Высшая школа, 1977 г.

2.      Басс Дж. Подводная археология. Древние народы и страны. - М.: 2003 г.

.        Блаватский В. Д. Подводная археология и ее задачи // Вопросы истории. - 1964. - №12. - С. 54 - 62

.        Блаватский В.Д., Кошеленко Г.А. Открытие затонувшего мира. - М.: 1963

.        Гриневич К.Э. Опыт методологии археологической науки. - Керчь.: 1926 г.

6.      Зеленко С.М. Подводные разведки на юго-восточном побережье Крыма в 1994 г. <http://archaeology.kiev.ua/journal/010101/zelenko.htm> // Восточноевропейский археологический журнал. - №1(8). - 2001.

7. Лазаров М. Потерянная флотилия - 1978 г.

8.      Окороков А.А. Затонувшие корабли. Затопленные города. - М.: 1996 г.

.        Окороков А.А. Сокровища на дне. - М.: 2011 г.

.        Писаревский П.Н. Археология моря. Города- корабли- поиск. - Воронеж: 1995 г.

.        Сорокин П.Е. Изучение памятников морской археологии. - СПб., 2004 г.

12.    Сорокопуд С., Филоненко А. О подводных археологических разведках в акватории Севастополя в 1993-1994 гг. <http://archaeology.kiev.ua/pub/sorokopud_filonenko.htm> // VITA ANTIQUA. - №1. - 1999. - С.71-74.

13. Таскаев В.Н. Античная подводная археология Северного Причерноморья. - М: 2009 г.

14.    Таскаев В.Н. Методика проведения подводно-археологических работ // Вопросы подводной археологии. - 2010 г. - №1. - С. 45 - 95.

Похожие работы на - Подводная археология. Исследование затонувших кораблей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!