Организация банковских депозитных операций с физическими лицами

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,76 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация банковских депозитных операций с физическими лицами















Дипломная работа

Организация банковских депозитных операций с физическими лицами

Введение

Во все периоды деятельности коммерческих банков вклады (депозиты) - были и есть главным видом их пассивных операций, и, следовательно, основным ресурсом для проведения активных кредитных операций, что в свою очередь является одним из главных источников доходов банка, а в дальнейшем и его прибыли.

Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций. Роль привлеченных средств исключительно высока, так как, мобилизуя временно свободные средства физических и юридических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

Благодаря использованию дешевых заемных средств и привлеченных средств, относительно небольшая прибыль от банковских операций, в конечном счете, достигает размеров, обеспечивающих акционерам приемлемый доход. А основной источник привлеченных средств - депозиты, составляющие почти 86% всех пассивов коммерческих банков.

Безусловно, сейчас в банковской системе существует ряд проблем, в результате которых банки теряют одну из главных статей своего дохода - доход от привлечения денежных средств во вклады и депозиты.

Поэтому одной из многочисленных проблем, стоящих перед банками в настоящее время является проблема усовершенствования механизма привлечения денежных средств клиентов. Что возможно повышением привлекательности депозитных вкладов за счет увеличения процентных ставок по ним. Также необходимо завоевывать доверие клиентов путем стабилизации деятельности коммерческих банков, повышением их надежности, ликвидности и платежеспособности.

Целью данной дипломной работы является исследование механизма привлечения банками денежных средств физических лиц во вклады и депозиты. И изучение возможностей решения вышеизложенной проблемы.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть роль привлечения денежных средств в депозиты и вклад в формировании доходов коммерческого банка;
  2. изучение характеристики объекта исследования, его организационно-правовой структуры, виды деятельности, объем проводимых операций, по привлечению средств от физических лиц;
  3. рассмотреть организацию привлечения денежных средств физических лиц во вклады и депозиты;
  4. рассмотреть проведение депозитных операций на примере АКБ «ЧБРР».

Выбранная структура дипломной работы, соответствует решению этих задач. Она включает в себя три раздела. В первой части произведен обзор теории по привлечению средств на вклады, от физических лиц. Во втором разделе произведен анализ нормативной базы по раскрываемой теме, как, в общем, по Украине, так и на примере АКБ «ЧБРР», являющегося объектом исследования. В третьем разделе проанализированы количественные показатели проведения депозитных операций.

В работе использованы законодательно - нормативные документы, банковская статистика, материалы периодических изданий, аналитическая часть работы выполнена на основе статистических данных и финансовой отчетности АКБ ЧБРР.

1. Теоретические основы банковских депозитных операций

1.1 Сущность депозитных операций

депозит вклад физический банк

Депозитные операции составляют основную группу пассивных операций коммерческих банков, и являются преобладающей частью банковских ресурсов.

Привлеченные средства формируются при помощи следующих банковских операций:

·Открытие и ведение счетов юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов;

·Привлечение во вклады денежных средств физических лиц;

·Выпуск банком собственных долговых обязательств. [10, с. 202]

Объектами депозитных операций являются депозиты - суммы средств (включая стоимость ценных бумаг), которые субъекты депозитных операций вносят в банк или которые, вследствие действующего порядка осуществления банковских и финансовых операций, на определенный срок оседают на счетах банка. [11, с. 110]

Привлеченные таким образом ресурсы коммерческих банков называются депозитными ресурсами. Рассмотрим депозитные (они относятся к пассивным операциям банка) операции физических лиц:

·Срочные вклады физических лиц, средства, привлеченные под сберегательные сертификаты;

·Вклады до востребования физических лиц, остатки на счетах для расчетов по пластиковым картам.

По степени ликвидности они расположены в данном перечне в обратной последовательности.

Согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности», вклад (депозит), это:

Средства в наличной или безналичной форме, в валюте Украины или в иностранной валюте, которые размещаются клиентами на их именных счетах в банке на договорных условиях, на определенный срок хранения или без определения такого срока и подлежат выплате вкладчику в соответствии с законодательством Украины и условиям договора. [2]

«Депозит» в переводе с латинского обозначает вещь, отданную на хранение, и, следовательно, депозитом может быть любой открытый клиенту в банке счет, на котором хранятся денежные средства.

Депозиты физических лиц по форме изъятия средств подразделяются на:

·Депозиты до востребования

·Срочные депозиты

·Условные депозиты (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).

Депозиты до востребования предназначены для текущих расчетов. Инициатива открытия такого счета исходит от самих клиентов в связи с потребностями производить расчеты, совершать платежи и получать денежные средства в сое распоряжение. Средства с этих счетов могут быть изъяты, переведены на счет какого-либо другого лица без каких-либо ограничений (полностью или частично) в любое время, по первому требованию их владельцев. При этом банк уплачивает по счетам до востребования самые минимальные ставки.

Однако, невзирая на высокую подвижность средств на счетах до востребования, имеется возможность определить их минимальный, не снижающийся остаток и использовать его в качестве стабильного кредитного ресурса.

Расчет доли средств, хранящихся, на счетах до востребования, которую возможно перевести в разряд срочного депозита (с целью увеличения дохода от размещенных в банке средств и формирования стабильного ресурса кредитования) производится по формуле:

Д=(Оср / Коб)*100% (1.1)

Где, Д - доля средств, хранящихся в течение года на расчетных и текущих счетах, которые могут быть переведены на депозитные счета;

Оср - средний остаток средств на расчетном или текущем счету за год;

Коб - кредитовый оборот по расчетному или текущему счету за год.

Срочные депозиты - это денежные средства, внесенные клиентом в банк на фиксированный срок с целью получения по ним дохода. Таким образом, срочные депозиты не используются для осуществления текущих платежей. Уровень дохода по срочному депозиту определяется процентной ставкой, величина которой варьируется банком в зависимости от срока депозита (чем более долгий срок хранения вклада, тем выше процентная ставка по нему), а также он находится в прямой зависимости от величины самого депозита.

Со срочного депозита клиент банка может получить свои средства только по истечении его срока (вместе с причитающимися процентами). Внесение средств на срочный депозит оформляется специальным договором банковского вклада, который обязательно должен составляться в письменной форме. Банки самостоятельно разрабатывают форму депозитного договора, которая по каждому отдельному виду вклада носит типовой характер.

Группа срочных депозитов обычно классифицируется по срокам:

·До 3 месяцев;

·3-6 мес.;

·6-12 мес.;

·Более 12 мес.;

·Депозитные сертификаты.

Сертификат - это письменное свидетельство кредитной организации про депонирование средств, которое доказывает право вкладчика на получение депозита. На депозитный сертификат устанавливается срок изъятия вклада и размер процентной ставки.

В договоре предусматривается: сумма депозита, срок его действия, проценты, порядок начисления и выплаты процентов, обязанности и права вкладчика, обязанности и права банка, ответственность сторон за соблюдение условий договора, порядок разрешения споров. Многие банки устанавливают минимальный размер срочного депозита, величина которого зависит от ориентации банка на мелкого, среднего или крупного клиента. Со своей стороны банк обязуется своевременно исполнять все условия договора и нести ответственность за их нарушение, что может выражаться в установлении пеней или штрафов за несвоевременную выдачу средств владельцам депозитов ли выплату процентов. Споры, возникающие между банком и вкладчиком, должны решаться в судебном порядке.

Договор вклада (депозита) - реальный договор, т.е. считается заключенным с момента внесения (перечисления) в банк согласованной суммы. Внести сумму можно путем передачи наличных денег в кассу банка либо путем безналичного перечисления денег на обусловленный счет. Всякий вариант внесения суммы - также и договоренности о счете, на которой должна быть зачислена сумма. Договоренность о сумме достигается в большинстве случаев в устной форме, о счете - в письменной (в виде отдельного документа, обычно соединяющего в себе черты предварительного договора о внесении вклада и самого договора вклада).

При досрочном изъятии вкладчиком средств по вкладу он может лишиться предусмотренных договором процентов частично или полностью. Как правило, в этих случаях проценты снижаются до размера процентов, уплачиваемых по депозитам до востребования.

Банки принимают от физических лиц вклады, как в гривне, так и в иностранной валюте. Вклады могут быть именными и на предъявителя. Именной вклад - это вклад на имя одного конкретного физического лица. Вклад может быть внесен как лично самим вкладчиком, так и через его представителя, т.е. доверенным лицом.

Выдача вклада, выплата процентов по нему и исполнение распоряжений вкладчика о перечислении (списании) денежных средств со счета по вкладу осуществляются банком при предъявлении вкладчиком документа, удостоверяющего его личность, сберегательной книжки или договора банковского вклада, который всегда составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в банке, а другой передается вкладчику. Сведения о вкладчиках, вкладах и банковских счетах вкладчиков, а также об операциях по счетам составляют банковскую тайну. [10, с. 202-207]

Отдельной группой выделяют сберегательные вклады населения. Они не имеют фиксированного срока. Наиболее распространенными видами персональных депозитных счетов являются сберегательные вклады с книжкой, для которых:

·Отсутствует фиксированный термин хранения средств;

·Не нужно предупреждение об изъятии средств;

·При взносе и снятии денег со счета подается сберегательная книжка, в которой отображается движение средств.

Сберегательные вклады населения классифицируются по сроку и условиям вложения средств. Они делятся на:

·Срочные

·Срочные с дополнительными взносами

·Выигрышные

·Денежно-вещественные выигрыши

·Молодежно-премиальные

·Условные

·На предъявителя

·На текущие счета

·До востребования

·Депозитные сертификаты.

Основными целями депозитных операций является достижение коммерческих интересов банка и улучшение ликвидности баланса банка. В связи с этим следует придерживаться основных правил, которые лежат в основе депозитных операций.

1.Депозитные операции организовываются, таким образом, чтоб способствовать получению банковской прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем.

.При осуществлении банковских операций следует обеспечивать взаимосвязь между депозитными операциями и операциями по выдаче кредитов, по терминам и суммам депозитов и кредитных вкладов.

.Особенное внимание в процессе организации депозитных операций уделяется срочным депозитам, которые наибольшей степенью обеспечивают поддержку ликвидности баланса банка.

.При организации депозитных операций банк должен стремиться к достижению того, чтоб резервы свободных (не привлеченных в активные операции) средств на депозитных счетах были минимальными.

.Следует проводить мероприятия по развитию банковских услуг и повышению качества и культуры обслуживания клиентов, которые благоприятствуют привлечению депозитов. [11, с. 112-113]

1.2 Политика банков в сфере привлечения вкладов

Каждый банк должен располагать собственной политикой в отношениях с клиентами, в том числе физическими лицами. Коротко о такой политике можно сказать следующее.

Если банк сегодня хочет развиваться, то он должен выходить на рынок розничных услуг: все привлекательные корпоративные клиенты уже поделены, экспортный сектор в избытке обеспечен ресурсами.

Большинство банков прилагает немалые усилия для завоевания доверия клиентов. При этом речь идет не столько о том, чтобы удовлетворить краткосрочные потребности рентабельных клиентов, а о том, чтобы максимально долго продлить отношения с потенциально выгодными клиентами, т.е. установить с ними прочные и долгосрочные связи. Стоящая перед банками цель повышения общей рентабельности заставляет их наряду с политикой снижения издержек разрабатывать проекты развития отношений с клиентами. Привлечение новых клиентов обходится банку дорого, тем более что клиент, даже удовлетворенный предоставленными ему услугами, не всегда остается верным банку. В результате в условиях обостряющейся конкуренции каждый клиент становится для банка уникальным, и потому важно развивать различные сценарии развития отношений с клиентами с учетом не только нынешних, но и будущих отношений.

Сегодня программы привлечения и удержания клиентов рассчитаны главным образом на клиентов - физических лиц в соответствии с концепцией так называемого «управления отношения с клиентами». Однако этот подход мало применим к другим партнерам банков - малым, средним и крупным предприятиям. Интенсификация отношений с этими клиентами является определяющим фактором дифференциации и удержания клиентов. Именно поэтому каждый банк должен особенно внимательно относиться к формированию таких отношений с этими клиентами, которое банки конкуренты не смогут быстро воспроизвести. В этих условиях банки должны демонстрировать обоснованность, высокое качество и непрерывность обслуживания клиентов, способность предвидеть их будущие потребности и предлагать новаторские решения, т.е. позиционироваться как долгосрочный и надежный партнер клиента. Только на этой основе может возникнуть «капитал доверия» к банку.

Идеальный вариант отношений может быть выражен девизом: «Банк и клиент - единая команда». Что требует от банка создания максимально удобных и выгодных для клиента условий его обслуживания. При этом важно помнить, что правильная клиентская политика - это не одна только политика привлечения средств клиента, а и согласованная с нею политика предоставления кредитов и проведения других активных операций в интересах клиента. [13]

Клиентская политика банка в указанном здесь широком понимании должна постоянно совершенствоваться, становиться более гибкой, все взаимовыгодной. Последнее предполагает, в частности, сближение интересов сторон, все лучшее узнавание ими друг друга, совершенствование и обновление самих технологий поддержания и развития отношений, а также технологий поддержания и развития отношений, а также технологий собственного банковского обслуживания клиентов (пересмотр и целенаправленная переработка банками своих стратегий и бизнес - моделей).

Важно также не принимать слепо общеизвестные мнения и избегать шаблонных, стереотипных решений.

Наконец, для укрепления сотрудничества, для более эффективного использования всего комплекса банковских услуг клиентам необходима стабильная информационная и консультационная поддержка со стороны банка. [14]

Банки привлекают значительные объёмы средств, причем на самые разные сроки, и потому даже относительно небольшие потери могут привести их в состояние, когда они окажутся, не способны рассчитаться по долгам в рок. Когда общественность узнает о нарушениях ликвидности банка, то часто ответной реакцией с её стороны бывает наплыв в банк требований о возврате вкладов. Это приводит к истощению банковских ресурсов и заставляет банки резко сокращать объёмы операций, приносящих доходы. То есть банки страдают даже от случайной нестабильности рынка, от панически разрастающегося чрезмерного изъятия вкладов.

Банки привлекают значительные объемы средств, причем на самые разные сроки, и потому даже относительно небольшие потери могут привести их в состояние, когда они окажутся, не способны рассчитаться по долгам в срок. Когда общественность узнает о нарушении ликвидности у банка, то часто ответной реакцией с ее стороны бывает наплыв в банк требований о возврате вкладов. Это приводит к истощению банковских ресурсов и заставляет банки резко сокращать объем операций, приносящих доход. То есть банки страдают даже от случайной нестабильности рынка, от панически разрастающегося чрезмерного изъятия вкладов. Незапланированное увеличение оттока вкладов (депозитов) может привести отдельные банки к банкротству.

Любое значительное банкротство обладает потенциалом, способным вызвать цепную реакцию трудностей у контрагентов банкрота. Банкротство банков не более часты, чем банкротства в других секторах хозяйства, но они могут иметь более опасные последствия для экономики в целом. Когда происходит банкротство крупного банка, то это всегда влечет за собой волну банкротств банков и клиентов, имеющих тесные связи с этим банком. Иногда наплыв требований от кредиторов о досрочном возврате вкладов распространяется не только на банк, оказавшийся в затруднительной ситуации, но и на другие, в том числе и платежеспособные банки. Бывает, что изъятие Владов охватывает большое количество банков, что провоцирует финансовую панику. Последняя, представляющая собой стихийное и досрочное изъятие вкладов (депозитов) из большого количества банков, является своеобразным фактором сугубо банковских кризисов, зарождающихся на самостоятельной основе (хотя чаще волны банковских кризисов являются следствием общего экономического кризиса или спада в экономике).

С другой стороны, можно понять и мотивы вкладчиков, пытающихся срочно и в массовом порядке изъять свои деньги из банков, о которых стала известна тревожная информация, т.е. спасающих свои средства, доверенные банкам.

Восстановление платежеспособности банковского сектора и доверия к банкам после прокатившегося кризиса всегда требует от общества значительных затрат. Для уменьшения таких затрат давно уже изобретен действующий в упреждающем порядке способ борьбы со вспышками массового изъятия вкладов и предотвращения кризисных ситуаций в экономике. Этот механизм называется Фондом гарантирования вкладов физ. лиц. Главной целью такого механизма, финансируемого за счет средств самих же коммерческих банков, является компенсация вкладов населения в случае банкротства конкретного банка (банков). [15, с. 150-165] Механизм действия Фонда, рассмотрен в следующем подразделе.

1.3 Фонд гарантирования вкладов физических лиц

Суть фонда гарантирования вкладов физических лиц, состоит в том, что участие банка в фонде, позволяет минимизировать ему свои риски, предотвращает кризисные ситуации в банке. Способствует привлечению вкладов на депозиты от населения. Гарантируя надежность вложения средств.

История развития системы гарантирования вкладов начиналась с установления в США государственного (в пределах штата) страхования вкладов (в том числе и граждан) в Нью-Йорке в 1829 г., но оно широко распространения в то время не получило, как не дало и ощутимых позитивных результатов. Реально страхование вкладов (депозитов) вошло в банковскую практику США в годы Великой депрессии с принятием в 1933 году соответствующего банковского закона. На его основе была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), что явилось одним из факторов, позволивших остановить паническое массовое изъятие вкладов и массовое разорение американских банков (в 1920-егг. в числе банкротов оказывались до 600 банков в год, а в годы Великой депрессии - свыше 2000 банков ежегодно). В дальнейшем с 1934 по 1981 г. число банкротов составляло в среднем 10 банков ежегодно. В 1980-х гг. количество банковских банкротств в стране опять стало интенсивно нарастать (только в 1986 г. это количество составило 206). Таким образом, даже самая старая в мире система гарантирования вкладов (депозитов) в самой богатой стране не может дать 100 - процентной гарантии всем вкладчикам (тем более что гарантии распространяются не на любые суммы вкладов) и соответственно всем банкам.

Когда в послевоенный период по разным странам прокатились очередные волны кризисов ликвидности у банков, наносившие огромный ущерб экономике, многие правительства вынуждены были обратиться к опыту США в борьбе с банковскими банкротствами при помощи системы страхования вкладов. Первые системы гарантирования вкладов создавались по инициативе государств, при этом банки имели возможность выбора - участвовать или нет в этих системах.

Основными целями, которые государство в лице законодательных органов стремится достичь при создании системы гарантирования вкладов (депозитов), как правило, являются: содействие образованию и мобилизации сбережений; защита банковских систем от финансовых кризисов, обеспечение устойчивости банков и денежного обращения; защита вкладчиков от рисков, которые они не способны учесть в своих экономических решениях.

В Украине такой организацией является Фонд гарантирования вкладов физических лиц. С 14 августа 2007 г. сумма гарантирования повысилась до 50000 грн. Участниками Фонда гарантирования вкладов физических лиц (дальше - Фонд) являются банки - юридические лица, которые зарегистрированы в Государственном реестре банков, который ведется Национальным банком Украины, и имеют банковскую лицензию на право осуществлять банковскую деятельность. Участие в Фонде отмеченных банков является обязательным. [16]

Участники Фонда обязаны оплачивать сборы в Фонд.

Участником Фонда является банк, который выполняет установленные Национальным банком Украины экономические нормативы относительно достаточности капитала и платежеспособности и может выполнять свои обязательства перед вкладчиками, зарегистрированные в Государственном Реестре, и имеют лицензию НБУ на осуществление банковской деятельности. Их участие в Фонде является обязательным.

Банки - участники Фонда, которые не выполняют установленных Национальным банком Украины экономических нормативов относительно достаточности капитала, платежеспособности которым по решению Национального банка Украины остановлено действие банковской лицензии Национального банка Украины на осуществление банковской деятельности, переводятся по решению административного совета Фонда, принятым на основании информации Национального банка Украины, полученной за результатами мониторинга деятельности банков, к категории временных участников Фонда.

После перевода к категории временных участников Фонда банк, вклады физических лиц к которому привлечены к дню его перевода к этой категории, обязанный оплачивать сборы в Фонд к полному выполнению обязательств перед вкладчиками по выплате их вкладов и начисленных процентов.

В случае отозвания банковской лицензии Национального банка Украины на осуществление банковской деятельности административный совет Фонда по предоставлению Национального банка Украины принимает решение об исключении этого банка из числа участников (временных участников) Фонда.

Исключение банка из числа участников (временных участников) Фонда не лишает вкладчиков, вклады которых были привлечены к дню исключения его из числа участников (временных участников) Фонда, права на возмещение таких вкладов в случае наступления их недоступности в соответствии с этим Законом.

В случае размещения вкладчиком в одном банке - участнику (временному участнику) Фонда нескольких вкладов Фонд гарантирует возмещение средств за такими вкладами, включая проценты, в размере общей суммы вкладов по состоянию на день наступления недоступности вкладов, но не больше размера, установленного в соответствии с частью первой этой статьи.

Если вкладчик имеет вклады в нескольких банках - участниках (временных участниках) Фонда, которые в дальнейшем реорганизовались путем их слияния, присоединения или превращения в один банк - юридическое лицо, Фонд гарантирует возмещение средств за этими вкладами к окончанию срока действия договоров за этими вкладами на тех же условиях, что и к реорганизации. Вклады, привлеченные после реорганизации банков - участников (временных участников) Фонда, гарантируются Фондом в общей сумме, но не больше размера, установленного в соответствии с частью первой этой статьи.

Вклады, размер которых составляет меньше 1 гривны, не подлежат возмещению.

Возмещение вкладов в иностранной валюте происходит в национальной валюте Украины после перечисления суммы вклада за официальным (обменным) курсом Национального банка Украины на день наступления недоступности вкладов.

Фонд не возмещает гарантированную сумму за вкладами, размещенными:

) членами наблюдательного совета, совета директоров и ревизионной комиссии банка, вклады в котором являются недоступными;

) работниками независимых аудиторских фирм (аудиторами), которые осуществляли аудиторские проверки банка на протяжении последних трех лет;

) акционерами, частица которых превышает 10 процентов уставного капитала банка;

) вкладчиками, которые на индивидуальной основе получают от банка льготные проценты и имеют финансовые привилегии, что привели к ухудшению финансового состояния банка;

) вкладчиками, которые не идентифицированы ликвидационной комиссией.

Фонд является государственным специализированным учреждением, которое выполняет функции государственного управления в сфере гарантирования вкладов физических лиц.

Фонд является юридическим лицом, имеет отделенное имущество, которое является объектом права государственной собственности и находится в его полном хозяйственном ведении.

Фонд является экономически самостоятельным учреждением, которое не имеет целью получения прибыли, имеет самостоятельный баланс, текущий и другие счета в Национальном банке Украины.

Фонд имеет печать со своим наименованием, ведет учет и отчетность в соответствии с законодательством.

В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Украины, действующим законодательством и действует на основании Положения о Фонде гарантирования вкладов физических лиц, которое утверждается Кабинетом Министров Украины и Национальным банком Украины.

Местонахождение Фонда - город Киев.

Руководящими органами Фонда являются административный совет и исполнительная дирекция.

Источниками формирования средств Фонда являются:

) начальные собрания из банков - участников Фонда;

) регулярные собрания из банков - участников (временных участников) Фонда;

) специальные собрания из банков - участников (временных участников) Фонда;

) средства, внесенные Национальным банком Украины в размере 20 миллионов гривен;

) доходы, полученные от инвестирования средств Фонда в государственные ценные бумаги Украины;

) кредиты, привлеченные от Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины, банков и иностранных кредиторов;

) пеня, которую платят банки - участники (временные участники) Фонда за несвоевременное или неполное перечисление собраний в Фонд;

) доходы от депозитов, размещенных Фондом в Национальном банке Украины.

Фонд является единственным распорядителем средств, аккумулированных в процессе его деятельности.

Фонд имеет право приобретать и арендовать имущество, необходимое для выполнения его функций, в пределах сметы расходов, утвержденного административным советом и согласованного с Министерством финансов Украины и Национальным банком Украины.

Средства Фонда не включаются в Государственный бюджет Украины.

Начисление регулярного сбора в Фонд осуществляется банками - участниками (временными участниками) Фонда дважды на год по 0,25 процента общей суммы вкладов, включая начисленные за вкладами проценты, по состоянию на 31 декабря года, что предшествует текущему, и 30 июня текущего года.

Перечисление начисленного регулярного сбора осуществляется банками - участниками (временными участниками) Фонда ежеквартально ровными частицами к 15 числу месяца, следующего за отчетным периодом.

Для выполнения Фондом положенных на него заданий, при условии, что его финансовые возможности исчерпаны, Кабинет Министров Украины предоставляет Фонду кредит в денежной форме или в виде государственных ценных бумаг.

Лимит кредитования на следующий год определяется ежегодно как десятикратный размер поступлений от банков - участников (временных участников) Фонда за первое полугодие текущего года и предусматривается Министерством финансов Украины в проекте закона о Государственном бюджете Украины в денежной форме или в правах на осуществление целевой эмиссии государственных ценных бумаг.

Фонд подает Министерству финансов Украины заявку о размере лимита кредитования и получает в месячный срок подтверждения о включении к проекту закона о Государственном бюджете Украины соответствующих положений.

При получении Фондом кредита от Кабинета Министров Украины в виде ценных бумаг Фонд имеет право реализовать их на открытом рынке, получить кредит под залог у банков, иностранных кредиторов, Национальному банку Украины.

Национальный банк Украины имеет право предоставлять Фонду кредит под залог ценных бумаг по цене не ниже индекса инфляции сроком на пять лет.

Перевод банков к категории временных участников Фонда осуществляется решением административного совета, по предоставлению исполнительной дирекции Фонда, в случае нарушения банками - участниками Фонда требований этого Закона, правовых нормативно актов и стандартов Фонда. Сообщение о принятии такого решения посылается банку и Национальному банку Украины.

Фонд не возмещает гарантированную сумму за вкладами физических лиц, которые получат банком, переведенным к категории временного участника Фонда, которые привлечены им из даты получения сообщения о переводе его к категории временного участника Фонда.

Банк, переведенный к категории временного участника Фонда, обязан:

а) на второй день по получении от Фонда сообщения о переводе его к категории временного участника Фонда разместить во всех помещениях, к которым имеют доступ вкладчики, информацию о переводе его к категории временного участника Фонда;

Банк, переведенный к категории временного участника Фонда, не платит регулярный сбор в Фонд по вкладам, которые привлечены им из даты получения сообщения о переводе его к категории временного участника Фонда. [3]

Делая выводы, по данному разделу отметим что, основными целями депозитных операций является достижение коммерческих интересов банка и улучшение ликвидности баланса банка. В связи с этим следует придерживаться основных правил, которые лежат в основе депозитных операций.

1.Депозитные операции организовываются, таким образом, чтоб способствовать получению банковской прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем.

2.В процессе организации следует обеспечивать разнообразие субъектов депозитных операций, объединение разных форм депозитов.

.При осуществлении банковских операций следует обеспечивать взаимосвязь между депозитными операциями и операциями по выдаче кредитов, по терминам и суммам депозитов и кредитных вкладов.

.Особенное внимание в процессе организации депозитных операций уделяется срочным депозитам, которые наибольшей степенью обеспечивают поддержку ликвидности баланса банка.

.При организации депозитных операций банк должен стремиться к достижению того, чтоб резервы свободных (не привлеченных в активные операции) средств на депозитных счетах были минимальными.

.Следует проводить мероприятия по развитию банковских услуг и повышению качества и культуры обслуживания клиентов, которые благоприятствуют привлечению депозитов.

Каждый банк должен располагать собственной политикой в отношении привлечения ресурсов и клиентов. Идеальный вариант отношений может быть выражен девизом: «Банк и клиент - единая команда». Что требует от банка создания максимально удобных и выгодных для клиента условий его обслуживания. Банки привлекают значительные объемы средств, причем на самые разные сроки, и потому даже относительно небольшие потери могут привести их в состояние, когда они окажутся, не способны рассчитаться по долгам в срок. Для повышения привлекательности депозитов, можно предложить вести счета сочетающие качества счетов до востребования и срочных депозитов, по которым выплачивается рыночная ставка процента и, в то же время, на них можно выписывать расчетные траты, аналогичные чекам, т.е. использовать эти счета для счета платежей. Также важным является надежность банка, для клиента хорошим показателем этого является участие банка в Фонде гарантирования вкладов физических лиц. Который, содействует образованию и мобилизации сбережений; защищает банковские системы от финансовых кризисов, обеспечивает устойчивость банков и денежного обращения; защищает вкладчиков от рисков, которые они не способны учесть в своих экономических решениях.

Рассмотрев порядок, цели проведения депозитных операций, в следующем отделе рассмотрена законодательно-нормативная база, которая является основой методики проведения депозитных операций, с физическими лицами.

2. Законодательно-правовые основы осуществления депозитных операций с физическими лицами

2.1 Законодательно-нормативное регулирование в Украине

Депозиты являются важным источником ресурсов коммерческих банков. Для их регулирования существует большое количество законодательно - правовых актов. Основные из которых, будут рассмотрены в данном разделе.

Вклад (депозит) - это денежные средства в наличной либо безналичной форме в валюте Украины или в иностранной валюте, либо банковские металлы, которые банк принял от вкладчика или которые поступили для вкладчика на договорных основах на определенный срок хранения или без указания такого срока (под процент или доход в другой форме) и подлежат выплате вкладчику в соответствии с законодательством Украины и условий договора;

Вклады (депозиты) по требованию - это денежные средства или банковские металлы, что размещены вкладчиками в банках на условиях выдачи вклада (депозита) по первому требованию вкладчика или осуществления платежей за распоряжением владельца счета;

Вклады (депозиты) срочные - это денежные средства или банковские металлы, размещенные вкладчиками в банке на определенный договором срок;

Вкладная (депозитная) операция - операция банка из привлечения денежных средств или банковских металлов от вкладчиков на их счета в банке на договорных основах или депонирование денежных средств вкладчиками с оформлением их сберегательными (депозитными) сертификатами. Операции банков с банковскими металлами осуществляются либо с физической поставкой банковских металлов, либо без физической поставки банковских металлов в соответствии с правовыми нормативно актами Национального банка Украины по вопросам осуществления операций с банковскими металлами;

Вкладчик - юридическое или физическое лицо, которое осуществило размещение наличных (безналичных) денежных средств или банковских металлов на счет в банке или приобрело сберегательный (депозитный) сертификат банка на договорных условиях;

Вклады (депозиты) разделяются на:

Вклады (депозиты) по требованию;

Срочные вклады (депозиты).

Договором банковского вклада (депозита) может быть предусмотрен внесение денежных средств или банковских металлов на других условиях их возвращения. Такие вклады (депозиты) являются условными. Условия за вкладом не могут противоречить законодательству Украины. Если сроки хранения условных вкладов (депозитов) определены договором, то такие вклады (депозиты) учитываются как срочные. Если сроки хранения условных вкладов (депозитов) договором не определено, то они учитываются как вклады (депозиты) по требованию.

Привлечение банком вкладов (депозитов) физических лиц подтверждается:

договором банковского счета;

договором банковского вклада (депозита) с выдачей сберегательной книжки;

договором банковского вклада (депозита) с выдачей сберегательного (депозитного) сертификата;

договором банковского вклада (депозита) с выдачей другого документа, что подтверждает внесение денежной суммы или банковских металлов и отвечает требованиям, установленным законом, другими правовыми нормативно актами в сфере банковской деятельности (банковскими правилами) и обычаями делового оборота.

Процентные ставки за вкладными (депозитными) операциями устанавливаются банками самостоятельно. Национальный банк Украины устанавливает индикативные размеры процентных ставок для банков с учетом ситуации на денежно-кредитном рынке.

Банк платит вкладчику сумму вклада (депозита) и начислены за ним проценты:

в национальной валюте, если денежные средства поступили на вкладной (депозитный) счет в национальной валюте;

в валюте вклада (депозита), если денежные средства поступили на вкладной (депозитный) счет в иностранной валюте, или на условиях и в порядке, предусмотренных договором, в соответствии с заявлением вкладчика - в другой иностранной или в национальной валюте;

в банковских металлах, если вкладной (депозитный) счет открыт в банковских металлах, или на условиях и в порядке, предусмотренных договором, в соответствии с заявлением вкладчика - в национальной валюте.

Проценты на вклад (депозит), привлеченный в соответствии с договором банковского вклада (депозита), если другое не предусмотрено договором, насчитываются от дня, следующего за днем поступления к банку денежных средств или банковских металлов, до дня, который предшествует возвращению денежных средств или банковских металлов вкладчику или списанию из вкладного (депозитного) счета вкладчика из других оснований.

Для вкладчиков - физических лиц банк обязан устанавливать одинаковые типичные условия договора банковского вклада (депозита) соответствующего вида, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины.

В случае невозможности получения вклада (депозита) лицом, в интересах которой внесенные денежные средства или банковские металлы, к достижению им совершеннолетнего возраста, при условии возникновения форс-мажорных обстоятельств, за которых денежные средства возмещаются Фондом гарантирования вкладов физических лиц, вклады (депозиты) возвращаются лицу, что осуществило этот взнос.

Одностороннее изменение (либо вкладчиком, либо банком) условий договора банковского счета или договора банковского вклада (депозита) не допускается, если другое не установлено договором или законодательством Украины.

По договору банковского вклада (депозита) независимо от его вида банк обязан выдать вклад или его часть по первому требованию вкладчика, кроме вкладов, размещенных юридическими лицами на других условиях возвращения, которые установлены договором.

Банк выплачивает вкладчику проценты на сумму вклада (депозита) в размере, который устанавливается в договоре банковского вклада (депозита). Если договором не установленный размер процентов, то банк обязан выплатить их в размере учетной ставки Национального банка Украины.

Банк имеет право изменить размер процентов, которые выплачиваются на вклад (депозит) по требованию, если другое не установлено договором. В случае уменьшения банком размера процентов на вклад (депозит) по требованию новый размер процентов применяется к вкладу (депозита), унесенному к сообщению вкладчика об уменьшении процентов, через один месяц со времени послания соответствующего сообщения, если другое не установлено договором.

Установлен банком в соответствии с договором банковского вклада (депозита) размер процентов на вклад (депозит) на срок или на вклад (депозит), унесенный на условиях его возвращения в случае наступления определенных договором обстоятельств, не может быть односторонне уменьшен банком, если другое не установлено законодательством Украины.

Если вкладчик не требует возвращения суммы срочного вклада (депозита) с окончанием срока, установленного договором банковского вклада, или возвращения суммы вклада (депозита), унесенного на других условиях возвращения, то после наступления определенных договором обстоятельств договор считается продолженным на условиях вклада по требованию, если другое не установлено договором.

Сберегательные (депозитные) сертификаты могут выпускаться по инициативе банка:

·одноразово или сериями;

·именными или на предъявителя;

·по требованию или на срок.

Сберегательные (депозитные) сертификаты должны быть эмитированы в бумажной форме.

Сберегательные (депозитные) сертификаты могут выпускаться процентными, купонными или бескупонными.

Сберегательные (депозитные) сертификаты могут быть номинированы как в национальной валюте, так и в иностранной валюте.

Выпуск и размещение банками сберегательных (депозитных) сертификатов, номинированных в банковских металлах, не позволяется.

Эмитентами сберегательных (депозитных) сертификатов могут быть лишь банки - юридические лица.

Сберегательными (депозитными) сертификатами на предъявителя, номинированными как в национальной, так и в иностранной валюте, оформляются лишь вклады (депозиты) на срок больше чем 30 дней.

Бланк сберегательного (депозитного) сертификата заполняется банком с помощью соответствующих технических средств или от руки - чернилами или шариковой ручкой. Никакие исправления во время заполнения сертификата не допускаются. Если во время заполнения бланка сертификата допущены ошибки, то он считается испорченным и подлежит уничтожению.

Именные сберегательные (депозитные) сертификаты могут иметь корешки.

При условии выпуска именного сберегательного (депозитного) сертификата банк заполняет все реквизиты корешка сертификата, который подписывается вкладчиком или уполномоченным им лицом, отрывается от сертификата, учитывается и хранится в банке в отдельной папке. Если к бланку сертификата корешок не предусмотрен, то банк ведет регистрационный журнал выпущенных именных сберегательных (депозитных) сертификатов, в которое включаются реквизиты, которые отвечают тем, которые предусмотрены для корешка. Регистрационный журнал может вмещать и другие нужные банку реквизиты.

Похожие работы на - Организация банковских депозитных операций с физическими лицами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!