Основные этапы развития страхового дела в России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные этапы развития страхового дела в России

1. Основные этапы развития страхового дела в России

.1 Страхование в дореволюционный период

До конца XVIII в. в России не существовало отечественной страховой организации, использовались услуги иностранных страховых обществ. Страховщиком выступали государство, союзы частных предпринимателей и органы местного самоуправления. Страховые платежи уплачивались золотом за границу, что отрицательно сказывалось на финансах страны. В связи с этим в 1786 в России была установлена государственная страховая монополия, которая имела выраженный фискальный характер. Функции государственного страховщика, обладавшего монопольным правом, стала осуществлять страховая экспедиция при Государственном заемном банке (1786-1822). Экспедиция проводила страхование строений от огня в пределах 75% их оценки. Платежи составляли 1,5% страховой суммы в год.

В 1827 система государственного имущественного страхования уступила место частным страховым предприятиям. Создано «Первое российское от огня страховое общество» (1827-1918), которое получило исключительное право на страхование строений от огня в Москве, Петербурге, Одессе и Прибалтийских губерниях. Операции этого общества приносили устойчивый доход акционерам. В 1835 организовано «Второе российское от огня страховое общество», в 1846 - акционерное страховое общество «Саламандра», также получившее исключительное право на страхование строений в отд. крупных регионах страны.

В 1835 в России организовано личное страхование и создано частное акционерное страховое общество «Жизнь». Несмотря на предоставленную частную монополию в области личного страхования (до 1847) и отсутствие к.-л. конкуренции, в 1838 было заключено лишь 105 договоров. В 1847 общество «Жизнь» имело в страховом портфеле 235 договоров. В 1844 учреждено «Российское общество мор., речного и сухопутного страхования», в 1848 - акционерное товарищество «Надежда», проводившее аналогичные операции.

Во 2-й половине XIX в. период свободной конкуренции в страховом деле сменился организацией монополистических союзов частных страховщиков. В 1875 был организован страховой синдикат - первое монополистическое объединение в России. Деятельность синдиката продолжалась до 1918, когда частное акционерное страхование было ликвидировано. Наряду с акционерной формой страхования во 2-й половине XIX в. в России стало проводиться страхование строений от огня в крупных городах на взаимной основе. В 1864 появились первые взаимные страховые общества в Туле и Полтаве. Как правило, члены этих обществ были одновременно и страхователями. В 1890 создан Союз обществ взаимного страхования, куда к началу 1918 выходило 178 обществ. Взаимные страховые общества находились в ведении городских, дум.

Проведение земских реформ во 2-й половине XIX в. сопровождалось организацией земского страхования строений в обязательной и добровольной формах (впервые начато в 1856 Новгородским и Ярославским земствами), которое осуществлялось в пределах особых норм, но не свыше 75.% стоимости строения. В 1867 страхованием занимались земства 19 губерний, в 1876 - 34 губерния. Непосредственное руководство страхованием осуществляли губернские земские управы. В 1867 практика земского страхования распространилась на те губернии Российской империи, где земства не были созданы. Здесь функции страховщиков получили губернские по крестьянским делам присутствия, а также губернские и областные правления.

В фискальных целях для пополнения доходов казны от налогообложения в 1894 над финансовой стороной деятельности страховых обществ установлен государственный надзор, который осуществляло Министерство внутренних дел. Вводилась обязательная публичная отчетность страховых обществ.

В 1885 снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ (8 Петербурге открылось центр, агентство страхового общества «Нью-Йорк», США). В 1889 разрешена деятельность страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США). Эти общества заключали договоры личного страхования. Доля иностранного капитала в страховом деле в 1890 составила 24,4%. Иностранные страховые общества подчинялись общей системе государственного надзора со стороны МВД (действовали до 1917). Для открытия операций в России они были обязаны предварительно внести в государственное казначейство денежный залог в 500 тыс. руб. и резервировать на счетах Государственного банка 30% поступлений страховых платежей.

К концу XIX в. сложилась система страхования в русских и иностранных акционерных страховых обществах, городских взаимных и земских страховых обществах. Помимо этого существовало государственное страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих (с 1861), железнодорожников (с 1888); с 1905 г. договоры страхования жизни с вкладчиками стали заключать государственные сберегательные кассы.

В 1913 во всех страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд. руб., в т. ч. на долю акционерных страховых обществ приходилось 65% этой суммы, земств - 15 %, взаимных городских обществ - 8%. Русские акционерные страховые общества в 1913 собрали 129 млн. руб. страховых платежей, иностранные - 12 млн. руб.; городские взаимные - около 14 млн. руб. Доля операций губернского страхования и государственных сберегательных касс составляла около 15,5 млн. руб., Всего в 1913 было собрано по всем видам страхования 204,9 млн. руб. страховых платежей. Финанс. ресурсы страховых обществ стали важным источником крупных инвестиций, преимущественно в государственные займы и акции торгово-промышленных предприятий и коммерческих банков.

1.2 Создание и развитие государственного страхования в 1920-49-0е годы. Кооперативное страхование

После Октябрьской революции начинает формироваться государственная монополия в страховой сфере на основе национализации страхового дела в соответствии с декретом Совнаркома РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике». Однако в условиях хозяйственной разрухи, расстройства денежного обращения проведение страхования оказалось невозможным. Практическое осуществление государственного страхования началось с переходом к нэпу, принятием декрета от 6 октября 1921 г. «О государственном имущественном страховании». Декретом закладывались организационные основы страхового дела: в составе наркомата финансов было организовано главное управление государственного страхования, на местах постепенно создавались соотв. страховые органы. Постановлением от 6 толя 1922 г. Госстраху предоставлялось право проведения добровольного страхования жизни и страхования от несчастных случаев. Предусматривалось, что государственное страхование осуществляется на принципах хозрасчета. Государство, становясь собственником страхового фонда, использует его для решения задач экономического и социального развития, организует и направляет деятельность страховых органов. Монополия Советского государства в проведении страхования была закреплена положением о государственном страховании СССР, утвержденным ЦИК к СНК СССР 18 сент. 1925 г. Исключение из государственной монополии было сделано для кооперативных предприятий (они страховали свое имущество в порядке взаимного кооперативного страхования), наркомата путей сообщения (осуществление страхования багажа пассажиров со взиманием спец. сборов) и для наркомата почт и телеграфов (страхование почтовых отправлений). С 1930 г. государственное страхование распространяется на сельскохозяйственные и другие производственные кооперативы, а с 1938 г. - на потребительскую коопераций». В 1930 г. система органов государственного страхования была ликвидирована: все операции по внутреннему имущественному страхованию переданы финансовым органам, а по личному страхованию - сберегательным кассам. Эта реорганизация нанесло вред страховому делу, и в 1933 г. органы государственного страхования были восстановлены.

Кооперативное страхование - негосударственная организационная форма. Заключается в проведении страховых операций кооперативами.

В России кооперативное страхование начало функционировать в 1918г., когда был организован Всероссийский кооперативный страховой союз.

С 1921г. кооперативным организациям было разрешено проводить страхование собственного имущества от стихийных бедствий с правом самостоятельно устанавливать формы, виды страхования и размеры тарифных ставок.

Всероссийский кооперативный страховой союз координировал работу в части страхования объектов сельскохозяйственной, промысловой, жилищно-строительной и других видов кооперативной деятельности.

Страховая секция Центросоюза осуществляла кооперативное страхование для системы потребительской кооперации.

В 1931г. кооперативное страхование как организационная форма была ликвидирована а все операции данного направления сосредоточены в Госстрахе СССР. Возрождение кооперативного страхования связано с принятием в 1988г. Закона СССР о кооперации, в соответствии с которым кооперативам и их союзам было разрешено создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия порядок и виды страхования.

.3 Страховое дело в послевоенный период

В 1948 г. было утверждено новое Положение о главном управлении государственного страхования СССР. В 1948 из состава Госстраха СССР выделено в качестве самостоятельного звена управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах СССР). В 1958 страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик, главное управление государственного страхования СССР упразднено. Для осуществления методологического руководства был образован отдел государственного страхования в составе Министерства финансов СССР. В 1967 г. было восстановлено централизованное руководство страховым делом в лице главного управления государственного страхования СССР, которое в 1987 преобразовано в Правление государственного страхования СССР. С переходом в ряде республик на акционерную форму организации страхового дела Госстрах СССР перестал быть единой системой.

В послевоенный период пересматриваются правила проведения практически всех видов личного и имущественного страхования в целях улучшения организации страхового дела.

Произведены изменения и в организационных структурах Госстраха. С 1947 года из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах СССР), как самостоятельная хозрасчетная организация. До 1958 года система Госстраха была жестко централизованной, а с 1958 года страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик.

В 1956 году введены новые Правила смешанного страхования жизни.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 года "О государственном обязательном страховании имущества колхозов, введены новые условия обязательного страхования.

В страховании населения все более возрастала роль добровольного страхования. С 1968 года введена безналичная форма уплаты страховых взносов через бухгалтерии предприятий и организаций, что содействовало бурному развитию операций по личному страхованию граждан.

В 60-70-е годы были введены: страхование детей, страхование к бракосочетанию, новые правила страхования домашнего имущества и транспортных средств.

В 1973 году повышено страховое обеспечение по страхованию строений.

В 1986-87 годах появились новые виды страхования для населения и предприятий: комбинированное страхование автотранспорта, багажа и пассажиров (автокомби), страхование школьников и детей от несчастных случаев, страхование по одному договору строений и домашнего имущества, страхование изделий из драгоценных металлов и камней, коллекций, уникальных и антикварных изделий, страхование имущества арендных и фермерских хозяйств, страхование имущества лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

В 1989 году введено добровольное страхование имущества государственных предприятий и организаций, работающих в условиях хозрасчета.

Государственное страхование проводилось на основе законодательства Союза ССР, правил и инструкций, издаваемых Минфином СССР.

Для внешнего рынка функционировал Ингосстрах СССР - как самостоятельная организация создана в 1947 г. До этого времени операции по иностранному страхованию проводило Управление иностранных операций в составе Госстраха СССР. В 1973 г. Ингосстрах преобразован в Страховое акционерное общество СССР (Ингосстрах)

К 1990 г. за рубежом действовало 12 учреждений Ингосстраха. Старейшее и наиболее крупное из них - Черноморско-Балтийское генеральное страховое общество «Блекоалси», учрежденное в лондонском Сити в 1925. В 1927 в Гамбурге было создано общество «Софаг», капитал которого в 13 млн. марок также принадлежал советской стороне. С 1958 в Австрии в Вене начало проводить страховые операции общество «Гарант» (капитал 90 млн. австр. шиллингов). В 1966 г. было создано смешанное советско-индийское страховое Бюро в Бомбее.

.4 Демонополизация страхования

Начиная с 1990 г. в России произошли радикальные изменения в подходах государства к регулированию страхования, созданы новые условия функционирования страховых организаций и компаний, в том числе и негосударственных. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты самостоятельно отвечают за результаты своей деятельности, действуют на свой риск. Расширяется круг страховых случаев, обусловливающих получение страхового возмещения. Становится более разнообразным круг страховых отношений с физическими лицами, стремящимися застраховать себя от непредвиденных неблагоприятных событий.

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России первоначально был Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании», действующий с изменениями и дополнениями. В настоящее время данный закон называется «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В Законе (ст. 2) впервые закреплено правовое понятие страхования - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Характерными чертами страхования являются:

.Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени. Неслучайно такие договоры цивилисты относят к аматорным (рисковым), т.е. таким, в которых возникновение или прекращение правомочий сторон зависят от наличия (наступления) либо отсутствия объективно независимых от воли сторон случайных обстоятельств.

.Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например, от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти - десяти лет после их внесения. Поэтому невыплата средств какому-либо конкретному страхователю из-за краткосрочности договора лишь подтверждает вероятностный характер отношений при страховании, не свидетельствует об отсутствии этой характерной черты страхования. Ведь при страховании выплата средств предназначается не какому-либо конкретному страхователю, а как бы всем им в совокупности.

.Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования - юридические и физические лица - аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования. Таким образом, перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исключительно для возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда количество страхователей будет максимальным. В этом одно из преимуществ государственного обязательного страхования.

Это преимущество отмечалось еще представителями российской дореволюционной науки финансового права. «Сосредоточение в руках государства страхового дела, - считал, в частности, Л.В. Ходский, - особенно так называемого страхования жизни или личного страхования, составляет чрезвычайно благодарное поле для государственного хозяйства... представляет больше выгод для страхующихся, чем частное страхование... т. к. казенное страхование сосредоточило бы в руках государства огромные страховые капиталы». При этом он отмечал: «Нельзя не пожелать, чтобы у нас дело страхования жизни государство не упускало из своих рук»1. Последнее предложение основывается на том, что характерной чертой перераспределительных отношений при страховании является их замкнутый характер.

.Целевое использование создаваемого фонда. Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определенных случаях, обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условия договора страхования регулируются нормами гражданского права.

Страхованию как одному из самостоятельных звеньев финансовой системы присущи все основные функции категории финансов, но в определенных специфических проявлениях.

Так, распределительная функция финансов проявляется в страховании через такие специфические черты, как предупреждение, восстановление и сбережение.

Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей. Страховые резервы, образуемые за счет страховых взносов, инвестируются в промышленность, строительство, социально-экономические, экологические и иные программы, в государственные ценные бумаги и т.д. За счет этих средств, в частности, могут производиться строительство, переоснащение пожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и т.п. служб.

Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами.

Страхование может выполнять и сберегательную функцию. Это происходит, когда оно используется, как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. Сберегательная функция наиболее характерна для страхования на дожитие, когда категории «страхование» в наибольшей степени присуща функция накопления обусловленных договором страховых сумм в их денежном выражении.

Контрольная функция, как основная функция финансов, присуща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов. Данная функция проявляется одновременно с распределительной и является одним из оснований осуществления финансового страхового контроля (надзора) в сфере страхования.

Наличие специфических черт и функций, присущих страхованию, свидетельствуют о том, что страхование является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финансовых отношений.

.5 Современное состояние страхования в России

Как самостоятельное звено финансовой системы России, страхование представляет собой совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды денежных средств.

Роль и значение страхования многогранны. Страхование играет важную роль в обеспечении постоянного функционирования хозяйствующих субъектов и нормальной работы граждан-предпринимателей. Оно способствует также выравниванию потерь в личных доходах граждан и семейном бюджете, связанных с наступлением чрезвычайных событий и иных страховых случаев.

Учитывая и то, что при страховании часть временно свободных денежных средств юридических лиц и граждан изымается из наличного денежного обращения, страхование имеет определенное значение и для регулирования денежного оборота и укрепления валюты России. Однако основная роль страхования заключается в формировании страхового фонда для покрытия непредвиденных расходов.

Страховой деятельностью в РФ могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.

Содержание взаимоотношений государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.

Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее его Департамент страхового надзора. Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор - Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 г. по ноябрь 1996 г. На Департамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин России для получения лицензий и дачи по ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законодательства РФ Департамент вправе предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации организаций страховщиков.

Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от участвующих в них субъектов можно классифицировать на следующие виды:

) отношения между государством в лице Правительства РФ с Департаментом Минфина России по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в РФ (п. 2 ст. 30 Закона об организации страхового дела);

) отношения между федеральными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов, форм отчетности страховых организаций, а также по поводу выполнения предписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона об организации страхового дела, в связи с приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона об организации страхового дела, пп. 31 п. 6 Положения о Министерстве финансов РФ от 6 марта 1998 г. в ред. от 18 июня 1999 г.);

) отношения между государством в лице федерального антимонопольного органа (Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) и организациями-страховщиками по поводу предупреждения и ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке (ст. 31 Закона об организации страхового дела;

) отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых .правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей. Так, Минфином России 22 февраля 1999 г. были утверждены Правила размещения страховых резервов (действуют в ред. от 16 марта 2000 г.). Указанные резервы инвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

В целях обеспечения финансовой устойчивости всех страховщиков принято решение о повышении с 1 января 2000 г. минимального размера оплаченного уставного капитала до 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тысяч МРОТ - при проведении страхования жизни и иных видов страхования и не менее 50 тыс. МРОТ - при проведении исключительно перестрахования (ч. 2 ст. 25 Закона об организации страхового дела);

) отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством РФ по налогам и сборам со страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятельностью (пп. «к» п. 4 Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утв. Указом Президента РФ 3 апреля 2000 г.).

Поскольку в условиях рыночных отношений государство и предприятия становятся равноправными хозяйствующими субъектами, каждый из которых отвечает только по своим долгам, особенно остро возникает необходимость использования страхования.

Однако страхование является лишь одним из методов формирования объективно необходимых страховых фондов.

В России страховые фонды создаются также и другими методами: централизованным и децентрализованным.

Посредством централизованного метода создания страховых фондов осуществляется прямое выделение средств на эти цели из централизованных бюджетных средств или средств внебюджетных фондов. Так, в федеральном бюджете РФ ежегодно предусматриваются расходы на создание страховых фондов по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. За счет указанных средств, а также привлеченных внебюджетных средств формируется целевой финансовый резерв для финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на промышленных предприятиях, в строительстве и на транспорте.

В децентрализованном порядке образуются страховые фонды самими хозяйствующими субъектами. Фонды самострахования образуются для возмещения локального ущерба и ликвидации непредусмотренных убытков. Создание таких фондов осуществляется предприятиями в добровольном порядке, иногда - в обязательном. Так, в соответствии с законодательством обязательные резервные (страховые) фонды должны образовывать все кредитные и страховые организации.

Развитие страхового дела немыслимо без сочетания различных систем страхования - смешенного, акционерного, кооперативного, взаимного и других при четком определении сфер каждой из этих систем, а также порядка их взаимодействия. Главным критерием здесь должны быть интересы страхователей.

Согласно полученным данным, уже сейчас в деятельности страховых организаций достаточно отчетливо проявляется ориентация на различные сегменты рынка потребителей страховых услуг. Большинство страховых компаний нацелено на обслуживание как организаций, так и отдельных граждан, а некоторые из них обслуживают целевые группы клиентов. Так, на страхование только первой категории клиентов ориентировано около 30%, а второй - 12% всех обследованных страховых компаний. Среди юридических лиц основными потребителями страховых услуг являются промышленные предприятия. Большая доля этих услуг приходится на торговые фирмы - 48% и коммерческие банки - 34%. Далее следуют сельскохозяйственные предприятия - 27% и сфера услуг - 25%. Реже встречаются промышленно-финансовые компании - 17%. Наибольшая часть (47%) страховых компаний, работающих с населением, в равной мере ориентирована на все группы граждан. Вместе с тем 14% этих компаний оказывают услуги в основном высокодоходным группам населения. 30% - обслуживают граждан со средним доходом. При этом каждая десятая организация работает с низкодоходными группами населения. По-видимому, их привлекает большой объем соответствующего сегмента рынка и, прежде всего такая группа, как пенсионеры.

Государственные компании (три четверти) больше других ориентированы на выполнение услуг для всех категорий клиентов. Подавляющее большинство обследованных государственных компаний (88%) заключило договора и обслуживает клиентов из числа физических лиц. ОАО имеет клиентов как среди госпредприятий, так и среди коммерческих структур. Большая часть ЗАО имеет возможность работать только с ограниченным числом клиентов (до 100 юридических и физических лиц): госпредприятий (57%) и коммерческих структур (60%). Это относится и к значительной части товариществ с ограниченной ответственностью - ТОО (42% и 47% соответственно). Практически ни одна из страховых фирм ТОО не заключила договора с более чем 500 госпредприятиями и коммерческими структурами; в то же время ни одна государственная компания не работает с менее, чем 100 государственными предприятиями.

Популярность имущественного страхования начала возрастать в конце 2003 - начале 2004 гг.

Страховые компании предлагают на сегодняшний день для физических лиц самые различные виды добровольного страхования имущества, среди которых страхование квартир, дач, загородных домов и домашнего имущества. К объектам страхования относятся несущие конструкции (стены, потолки, фундаменты), внутренняя отделка помещений, инженерные конструкции, домашнее имущество (мебель, предметы интерьера, аудио-, видео-, бытовая и оргтехника) и многое другое.

Полный пакет рисков при страховании имущества включает в себя: возгорание в независимости от причины возникновения, аварии канализационных, отопительных систем и систем пожаротушения, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, ливни и др.) и противоправные действия третьих лиц (кража с незаконным проникновением и грабеж), удар молнии, взрыв газа и др. Единичные риски, по оценке экспертов компании «Ренессанс Страхование», составляют не более 10% в общем объеме всех договоров в данном виде страхования.

По словам вице-президента страховой компании «Росгосстрах» Игоря Игнатьева, пока граждане, как свидетельствует практика, все еще достаточно беспечно относятся к собственному имуществу: из существующих в России частных домов застрахована только одна треть, а две трети домов из застрахованных застрахованы на заниженную страховую сумму.

Обязательное наличие государственной регистрации является существенным ограничением роста рынка. Страховые компании работают, как правило, только с зарегистрированными по всем правилам объектам недвижимости. В России же очень много загородных домов и квартир, не прошедших госрегистрацию. Жизнь показывает, подчеркивает Игорь Игнатьев, что беспечное отношение к собственному имуществу оборачивается серьезными убытками. По статистике, в 2004 году прямой материальный ущерб имуществу россиян от стихийных бедствий составил более 42 млрд. рублей, от пожаров - более 4 млрд. рублей (на 22% больше, чем в 2005 г.). Причем наибольшее число пожаров в 2004 году было зарегистрировано в жилом секторе - 72,5%. А прямой материальный ущерб имуществу россиян от действий преступников составил в прошлом году более 37 млрд. рублей.

В региональном разрезе ситуация на страховом рынке выглядит следующим образом. Как по численности зарегистрированных в регионах страховых организаций, так и по объему собираемой страховой премии с большим отрывом лидирует Москва. Здесь зарегистрировано 462 страховых организации (27,5% от общей численности зарегистрированных в России компаний), из которых отчитались в своей деятельности 344 компании. Суммарный сбор страховой премии московскими страховщиками (включая премию, собираемую их региональными представительствами и филиалами) в 2006 году составил 61581 млн. рублей или 63,7% от аналогичного показателя в целом по России. Сумма страховых выплат составила 39629 млн. рублей (63,6%). Помимо Москвы заметную долю в общероссийской страховой премии имеют Тюменская область (6,4%), С-Петербург (3,3%), Самарская область (2,4%), Московская область (2,1%), Кемеровская область (1,7%), Иркутская область (1,5%), Челябинская область (1,2%), Красноярский край (1,2%).

Задача 2

Тарифная ставка 3.5 %

Страховые платежи с учётом предела ответственности страховщика 90 % составляют:

С 1 февраля по 1 июня (5 месяцев)

млн.руб. х 0.9 х 0.035 х (5/12)= 525 тыс. руб.

С 1 июня по 1 сентября (3 месяца)

(40 млн. руб.- 20 млн. руб.) х 0.9 х 0.035 х (3/12)= 157,5 тыс. руб.

С 1 сентября до конца срока (4 месяца)

(40 млн. руб.- 20 млн. руб.- 5 млн. руб.) х 0.9 х 0.035 х (4/12)= 157,5 тыс. руб.

Задача 3

страхование россия государственный ответственность

Воспользуемся первой методикой определения ставки.

Основная часть нетто-ставки

.01х (80 тыс. руб. х 100 %)/200 тыс. руб. = 0,4 %

Рисковая надбавка

.4 х 1.645 х ((1-0.01+(80/200)2 )/ (0.01х20000))0.5 = 0.05 %

Итого нетто-ставка

.4+0.05 = 0.45 %

Брутто-ставка:

.45 х 100 /(100- 24) = 0.6 %

Список использованной литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) М.: Инфра-М, 2007 - 512 с.

.Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года N 4015-1 (в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 N 157-ФЗ, от 20.11.1999 N 204-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 10.12.2003 N 172-ФЗ)

3.Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 41-ФЗ Собрание законодательства РФ 2002 № 18

.Концепция развития страхования в Российской Федерации одобрена Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2002 №1361-р

.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 07.05.2003 № 263 Российская газета от 13.05.2003

.Постановление Правительства РФ «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» от 07.05.2003 № 264 Российская газета от 13.05.2003

.Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 789 «О фондах пожарной безопасности и противопожарном страховании» (с изм. и доп. от 19 июня 1998 г., 20 февраля, 28 августа 2002 г., 8 августа 2003 г.)

8.Бельский К.С. Финансовое право. - М.: Юрист, 2004 - 400 с.

.Витрянский В. В. Договорное право М.: ИНФРА-М, 2003 - 640 с.

10.Гражданское право /под ред. А.П. Сергеева и Ю.К.Толстого. М.: Проспект, 2004 - 784 с.

.Гражданское право /под ред. Е.А.Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2004 - 734 с.

12.Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. М.: ИНФРА-М, 2003 - 432 с.

.Ермасова Н. Б. Развитие региональных рынков страхования //Финансы, 2004, № 1, С.43 - 47

14.Мамедов А. А. Адекватность публично-правовых принципов регулирования страхования в России историческому типу государства //Правоведение, 2003, № 5, с.57-62

15.Финансовое право /отв. ред. Н.И. Химичева М.: Юристъ, 2004 - 616 с.

16.Финансовое право /под ред. О.Н. Горбуновой М.: Юристъ, 2005 - 356 с.

.Финансы, денежное обращение и кредит /под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова М.: Проспект, 2003 - 496 с.

Похожие работы на - Основные этапы развития страхового дела в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!