s Investors Service) и национальными рейтинговыми агентствами (RusRating, Эксперт РА, НРА, AK&M).
Таким образом, Банк России предоставляет кредиты лишь «условно платежеспособным» кредитным организациям. Этому может быть несколько объяснений. Наиболее тривиальное заключается в том, что Банк России не желает обременять свой баланс кредитами проблемным кредитным организациям, которые с большой вероятностью могут обернуться невозвратими и потерями. Хотя история преодоления кризиса 1998 года свидетельствует о том, что Банк России выступал в качестве микрокредитора последней инстанции и выдавал кредиты проблемным кредитным организациям
Другое объяснение сводится к тому, что эффективность кредитования неплатежеспособных кредитных организаций с учетом уже имеющегося после 1998 года опыта была поставлена Банком России под сомнение. Временное предоставление ликвидности в рамках кредитования последней инстанции может поправить положение лишь платежеспособного банка, утратившего ликвидность. В случае же с неплатежеспособным банком нужны полноценные процедуры санации, в рамках которых главенствующую роль играют капитальные инъекции, а кредитованию Банка России как последней инстанции отведена второстепенная роль.
Таким образом, во взаимоотношениях Банка России с коммерческими банками предусмотрен определенный набор средств для снижения кредитного риска. Это, прежде всего, высокий уровень требований к кредитным организациям - контрагентам, включая уровень рейтинга и качество финансового состояния. Кроме этого Банку России предоставлено право на бесспорное списание денежных средств у банка-заемщика с корреспондентского счета и корреспондентских субсчетов, открытых в Банке России в объеме требований Банка России по договорам на предоставление кредита.
.2 Виды межбанковских кредитов предоставляемых Банком России
Итак, основным участником рынка межбанковского кредитования выступает Банк России, кредиты которого являются одной из форм рефинансирования коммерческих банков (под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций).
Формы кредита рефинансирования, используемые Банком России претерпевали значительные изменения по мере развития рыночных методов регулирования экономики и в соотвестви с целями проводимой денежно-кредитной политики. В начале 90-х гг. существовала практика прямого рефинансирования, которая представляла собой выдачу прямых кредитов из централизованных ресурсов по мере поступления заявок от коммерческих банков. Образовавшаяся к 1995 году огромная непогашенная задолженность по централизованным кредитам послужила причиной отказа от системы прямого кредитования коммерческих банков из централизованных источников. Следующим этапом развития системы рефинансирования стало использование при распределении централизованных ресурсов кредитных аукционов. Необходимость формирования системы рефинансирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, вызвала переход с апреля 1996 года к регулированию ликвидности посредством предоставления ломбардных кредитов, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг. В течении 1998 года в качестве кредитов рефинансирования под залог ценных бумаг применялись внутридневные кредиты, однодневные расчетные кредиты («овернайт») и ломбардные кредиты. Но эти кредиты в то время были доступны только банкам узкого круга регионов.
Начиная с 2002 года Банк России вновь возвращается к внутридневным кредитам и кредитам «овернайт». С 2003 года вновь проводятся ломбардные кредитные аукционы.
В таблице 2 представлены данные о динамике за 6 лет разных видов кредитов, выдаваемых ЦБ РФ в порядке рефинансирования кредитных организаций. В структуре кредитов увеличивается доля ломбардных кредитов и кредитов с нерыночным обеспечением. Так, внутридневные кредиты с 2004 г. до 2009 г. выросли в 7,5 раз, кредиты overnight - в 10,3 раза, ломбардные кредиты - в 68 раз, а кредиты с нерыночным обеспечением только с 2007 по 2009 год увеличились в 73,8 раза.
Таблица 2 Масштабы рефинансирования Банком России кредитных организаций в 2004-2009 гг., млрд руб.
Месяц/годВнутридневные кредитыКредиты овернайтЛомбардные кредитыКредиты с нерыночным обеспечением2004 г.3 051, 87130, 2634, 541-2005 г.6 014, 02530, 7921, 359-2006 г.11 270, 96847, 0246, 121-2007 г.13 499, 628133, 27624, 15532, 7652008 г.17 324, 353230, 236212, 678445, 5262009 г.22 832, 688311, 424308, 8492 419, 365
Итак, кредиты различаются в зависимости от:
формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);
сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней);
целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
На сегодняшний день Банк Росси осуществляет межбанковское кредитование в следующих формах:
. Ломбардный кредит (на срок до 30 дней);
. Внутридневный (в течение операционного дня) - вид кредита для завершения расчетов;
. Кредит «овернайт» (на 1 рабочий день);
. Кредиты на поддержание ликвидности (сроком до 6 месяцев или до года).
Предоставление Банком России ломбардных кредитов регулируется Положением ЦБР от 4 августа 2003 г. (с изменениями от 30 августа 2004 года) № 36-П « О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг». Этим же Положением регулируется и выдача Банком России внутридневных кредитов и кредитов «овернайт».
Рассмотрим их подробнее.
Ломбардный кредит - это краткосрочный кредит, предоставляемый под залог легко реализуемого движимого имущества или депонированных в банке ценных бумаг. Ломбардный кредит предоставляется банку от имени Банка РФ главным управлением (национальным банком) ЦБ РФ под залог государственных ценных бумаг на срок от 1 до 30 календарных дней.
Ломбардные кредиты предоставляются уполномоченным учреждением (подразделением) Банка России на основании следующих документов:
заключенного генерального кредитного договора, предусматривающего предоставление банку ломбардных кредитов;
заявления на получение ломбардного кредита по фиксированной процентной ставке.
Ломбардные кредиты Банка России предоставляются следующими способами: по заявлениям банков на получение ломбардного кредита: ломбардный кредит предоставляется в любой рабочий день по фиксированной процентной ставке, установленной Банком России. Второй способ - по результатам проведенного ломбардного кредитного аукциона: ломбардные кредиты предоставляются после проведения Банком России аукциона по процентной ставке, определяемой по итогам аукциона и публикуемой в официальном сообщении об итогах проведения аукциона.
Такие ломбардные аукционы проводятся в Москве. Основанием для проведения аукциона является официальное сообщение Банка России о проведении ломбардного кредитного аукциона, в котором устанавливаются способ проведения аукциона, срок, на который предоставляется кредит, размер максимальной доли неконкурентных заявок на участие в ломбардном кредитном аукционе (в процентах от общего объема заявок, поданных банком) и, при необходимости, другие условия проведения аукциона. Официальное сообщение публикуется в «Вестнике Банка России» и в других средствах массовой информации.
Ломбардные кредитные аукционы проводятся одним из следующих способов:
по «американскому» способу: конкурентные заявки, вошедшие в список удовлетворенных конкурентных заявок, удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в указанных заявках, которые равны или превышают ставку отсечения, установленную Банком России по результатам аукциона;
по «голландскому» способу: конкурентные заявки, вошедшие в список удовлетворенных конкурентных заявок, удовлетворяются по минимальной процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных конкурентных заявок банков (т.е. по ставке отсечения, установленной Банком России по результатам аукциона).
Необходимо отметить, что в настоящее время на основании Информации ЦБР от 9 февраля 2011 года «О приостановлении проведения операций по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, а также ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке» начиная с 10 февраля 2011 г. «Банком России приостанавливается проведение операций по предоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке на срок 30 календарных дней».
Внутридневной кредит - кредит Банка России, предоставляемый при осуществлении платежа с основного счета банка сверх остатка денежных средств на данном основном счете банка.
Внутридневные кредиты предоставляются Банком России банку на основании заключенного генерального кредитного договора. Внутридневные кредиты предоставляются при предъявлении в течение дня работы подразделения расчетной сети Банка России уполномоченной РНКО расчетных документов к основному счету банка в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором в сумме, превышающей остаток денежных средств по этому счету.
Кредит овернайт - кредит Банка России, предоставляемый банку, в конце дня работы подразделения расчетной сети Банка России уполномоченной РНКО (в конце времени приема и обработки расчетных документов, предъявленных к банковским счетам клиентов Банка России уполномоченной РНКО) в сумме непогашенного банком внутридневного кредита.
Предоставление внутридневных кредитов и кредитов овернайт банкам допускается в пределах лимитов внутридневного кредита и кредита овернайт, рассчитываемых и устанавливаемых Банком России ежедневно по каждому банку (по каждому основному счету банка).
За право пользования внутридневными кредитами с банка взимается плата в пользу Банка России в фиксированном размере. Процедура предоставления и погашения внутридневных кредитов, кредитов овернайт определена «Регламентом предоставления Банком России банкам кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг».
3. Кредитная политика Банка России на современном этапе
В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики Банка России. Начавшийся осенью 2008 года мощный отток частного капитала, сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки оказались отрезанными от иностранных источников финансирования.
В условиях мощного оттока вкладов населения, отсутствия возможности у российских банков получить кредиты за рубежом, свертывания рынка межбанковского кредитования ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.
В период 2008 - 2009 гг. банк России являлся практически единственным источником поддержания ликвидности для банков, можно даже утверждать, что он заменил собой этот рынок. В начале 2009 года доля средств Банка России в пассивах коммерческих банков составляла 13%. По мере улучшения ситуации с ликвидностью, доля этих средств снижалась, и в ноябре 2009 она составила 4,3% и достигла 1,2 трил рублей.
Хотя в реализации мер, направленных на сохранение стабильности национальной банковской системы приняли участие многие государственные органы (Правительство Российской Федерации, Внешэкономбанк, Агентство по страхованию вкладов и др.), большая часть этих мер осуществлялась Банком России.
Во второй половине 2008 г. был издан ряд федеральных законов и положений, расширяющих полномочия Центрального банка Российской Федерации в области рефинансирования кредитных организаций. Банк России получил право предоставлять кредиты без обеспечения на срок до 6 месяцев российским кредитным организациям и осуществлять меры по предупреждению банкротства банков.
Среди таких нормативно-правовых актов наибольшее значение имели следующие:
. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (с изменениями от 27 июля 2010 г. № 206-ФЗ). В соотвестви с этим ФЗ Банк России мог заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми он обязуется компенсировать им часть убытков (расходов), возникших у них по совершенным со дня вступления в силу данного ФЗ и до 31 декабря 2009 г. сделкам с другими кредитными организациями, у которых в указанный период была отозвана лицензия. Кроме того, ЦБР предоставил кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не превышающую 500 млрд. рублей, Сберегательному банку РФ на срок до 31 декабря 2019 года включительно по ставке 6,5 процента годовых.
. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» ( с изменениями от 19.07. 2009 № 193 - ФЗ).
Данный Федеральный закон был направлен на поддержание стабильности банковской системы и защиту интересов вкладчиков и кредиторов при наличии признаков неустойчивого положения банков. В соотвестви с ним ЦБР и госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» уполномочены были принимать меры по предупреждению банкротства банков.
. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 14 октября 2008 года «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России(в ред. указания ЦБ РФ от 19.01.2009 № 2170 - У).
. Положение Банка России от 16.10.2008 года № 323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» (с изменениями внесенными Указанием ЦБР от 1 апреля 2011 г. № 2606-У). Именно данным Положением было установлено, что в связи с мировым финансовым кризисом Банку России предоставлено право выдавать российским кредитным организациям кредиты в рублях без обеспечения на срок не более шести месяцев. В Положении были установлены порядок и условия предоставления указанных кредитов.
. Положение Банка России от 28.11.2008 года № 329-П «Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на фондовой бирже» (в ред. Указания Банка России от 08.02. 2011 № 2576- У). В данном Положении были определены условия совершения указанных сделок на Фондовой бирже ММВБ.
. Положение ЦБР от 7 августа 2009 г. № 342-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с изменениями от 25.11. 2009 г.) Данным Положением был установлен новый порядок депонирования кредитными организациями обязательных резервов в Банке России. В частности, изменен состав резервируемых обязательств, скорректированы правила составления расчета размера обязательных резервов, изменены сроки представления расчета, уточнен порядок расчета суммы обязательств кредитной организации по выпущенным долговым ценным бумагам.
Все действия Банка России, направленные на поддержание необходимого уровня ликвидности банковского сектора и оживление межбанковского рынка, можно разбить на три основные группы.
. Меры, нацеленные на облегчение доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования. В 2008 г. Банк России смягчил параметры предоставления кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами, а также стал выдавать отечественным банкам кредиты без обеспечения («беззалоговые кредиты»).
Изменение претерпели также процедуры проведения операций прямого РЕПО с Банком России.
. Вторую группу составили меры по сокращению объемов связывания банковской ликвидности. С этой целью 15 октября 2008 г. нормативы отчислений в Фонд обязательных резервов по всем категориям обязательств были понижены до 0,5% (самый низкий уровень за всю историю российской банковской системы). Такие нормативы действовали до 30 апреля 2009 г. Коэффициент усреднения резервных требований с 1 октября 2008 г. был увеличен до 0,6.
. Наконец, важным направлением антикризисной политики стало снижение напряженности на межбанковском кредитном рынке. Банк России заключил соглашения с крупнейшими участниками рынка о частичной компенсации убытков по межбанковским операциям, возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, у которых впоследствии была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Частью данной меры являлась мера по размещению компенсационных депозитов в кредитных организациях, с которыми заключается соглашение о компенсации убытков.
Необходимо отметить, что большинство банков подписавших в 2008 году соглашение с ЦБ о компенсации убытков по межбанковским соглашениям, так и не начали активно кредитовать на рынке межбанковских кредитов банки других эшелонов. В механизме распределения ликвидности, поступающей от Банка Росси не были предусмотрены какие-либо меры, которые бы стимулировали крупные банки расширять круг заемщиков в том числе за счет мелких и средних банков.
Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.
Банк России предоставлял кредиты на льготных условиях крупным финансово устойчивым банкам в случае их готовности приобрести за символическую сумму контрольный пакет акций проблемного банка и за счет полученных средств осуществить его санацию.
Масштабное предоставление ликвидности банковскому сектору посредством операций рефинансирования банков со стороны Банка России и размещения временно свободных средств федерального бюджета и госкорпораций на депозитах в коммерческих банках способствовали снижению напряженности на межбанковском кредитном рынке и сохранению его жизнеспособности. В результате предпринятых мер кризис ликвидности банковского сектора был погашен, массовое банкротство банков предотвращено. Ситуация относительно стабилизировалась.
В течение 2010 г. по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные антикризисные механизмы. К концу 2010 г. было полностью прекращено предоставление Банком России кредитов без обеспечения.
В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России четыре раза принимал решения о снижении своих процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 г. ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.
С середины 2010 г. макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.
В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.
Необходимо отметить, что резервные требования представляют собой наиболее эффективный инструмент регулирования ликвидности банковского сектора, соответственно, методы и мероприятия, использующие данные инструмент являются наиболее действенной частью инструментария Банка России как кредитора последней инстанции.
Заключение
Таким образом, изучив роль и место банка России на рынке межбанковского кредитования можно сделать следующие выводы:
. Межбанковское кредитование - это привлечение и размещение на договорных началах банками между собой свободных денежных ресурсов в форме вкладов (депозитов) и кредитов. В современных условиях коммерческие банки для оперативного привлечения денежных средств используют возможности межбанковского рынка ресурсов, на котором происходит продажа денежных средств, мобилизованных другими кредитными организациями. Межбанковский механизм является основным источником заёмных кредитных ресурсов коммерческих банков, источником средств для поддержания платежеспособности баланса и обеспечения бесперебойности выполнения обязательств.
. Система межбанковского кредитования имеет два уровня: первый отражает движение средств между Банком России и коммерческими банками, второй - между различными коммерческими банками. Причем неоднородность банковской системы находит отражение во взаимоотношениях коммерческих банков с Банком России, что проявило себя в период финансового кризиса, когда рефинансирование проводилось неравномерно - в виду довольно серьезных требований к заемщикам денежные средства получали в основном государственные и крупнейшие частные банки. Последующего перераспределения средств на рынке межбанковского кредитования не происходило.
. Банк России осуществляет кредитование в следующих формах:
ломбардный кредит;
внутридневной кредит;
кредит «овернайт»;
Кредиты на поддержание ликвидности (сроком до 6 месяцев или до года). При этом, формы кредита рефинансирования, используемые Банком России претерпевали значительные изменения по мере развития рыночных методов регулирования экономики и в соотвестви с целями проводимой денежно-кредитной политики
. В последние три года Банк Росси основные усилия направлял на предотвращение массового банкротства российских банков, выступая основным субъектом предоставления кредитов коммерческим банкам и проводя ряд антикризисных мер по двум основным направлениям: первое направление было связано с предотвращением оттока ликвидных средств из кредитных организаций, второе - с их пополнением.
Для этих целей использовались стандартные, классические механизмы, такие как: снижение нормативов обязательных резервов, удлинение сроков предоставления ликвидности, увеличение лимитов для отдельных заемщиков, расширение списка обеспечения, под которое предоставлялись средства рефинансирования. Были также использованы новые методы - прежде всего это беззалоговые кредиты, которые предоставлялись на основе регулярного проведения аукционов по размещению денежных средств.
1. Федеральный Закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) в ред. от 07.02. 2011 г. // СПС «Консультант плюс»
. Федеральный закон от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» (с изменениями от 27 июля 2010 г. № 206-ФЗ)// Российская газета от 14 октября 2008 г. № 214.
. Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» ( с изменениями от 19.07. 2009 № 193 - ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 ноября 2008 г. № 44 ст. 4981.
. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 14 октября 2008 года «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России(в ред. указания ЦБ РФ от 19.01.2009 № 2170 - У) СПС «Гарант»
. Указание Банка России от 30.04.2008 года № 2005-У «Об оценке экономического положения банков» (с изменениями внесенными Указанием Банка России от 29.04. 2011 г.) Вестник Банка России от 4 июня 2008 г. № 28
. Положение Банка России от 16.10.2008 года № 323-П «О предоставлении Банком России российским кредитным организациям кредитов без обеспечения» (с изменениями внесенными Указанием ЦБР от 1 апреля 2011 г. № 2606-У)// Вестник Банка России от 17 октября 2008 №58.
. Положение Банка России от 28.11.2008 года № 329-П «Об условиях совершения Банком России сделок прямого РЕПО с российскими кредитными организациями на фондовой бирже» ( в ред. Указаний Банка России от 08.02. 2011 № 2576- У)// Вестник Банка России от 31 декабря 2008 г. № 75
. Положение ЦБР от 4 августа 2003 г. (с изменениями от 30 августа 2004 года) № 36-П « О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг»// Вестник Банка России от 19 ноября 2003 г. № 62
. Информационное письмо ЦБР от 9 февраля 2011 года «О приостановлении проведения операций по предоставлению кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами, а также ломбардных кредитов по фиксированной процентной ставке»// Вестник Банка России от 16 февраля 2011 г. № 9
. Банковское дело. Учебник / Под ред. д-ра экон. наук. проф. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономистъ,2009. - 766с.
. Банковское дело. Учебник Под ред. О.И. Лаврушина - М.: Кнорус, 2009. - 768с.
. Коваленко О.В. Моделирование динамики ценовых индикаторов российского рынка межбанковского кредитования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: Изд-во ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова», 2010. - 32с.
. Лаврушин О.И. Афанасьева О.Н. Банковское дело: современная система кредитования. - М.: Кнорус, 2008. - 264с.
. Прончатов Е.А. Банк России как кредитор последней инстанции (аналитический обзор в свете современных научных концепций). Монография. - Нижний Новгород.: Изд-во Нижегородского научного университета, 2009. - 55с.
. Рогинко П.С. Развитие российского межбанковского кредитного рынка. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: Московская финансово- промышленная академия, 2010. - 116с.
. Смольянинова Е.Н. Организация деятельности центрального банка РФ: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. - 96 с.
. Коваленко О.В. Переломный год для российского рынка МБК Банковское дело, 2009. №5.
. Кутуков С.Б. Динамика российского межбанковского рынка Деньги и кредит. 2010. № 4.
. Малкина М.Ю. Институты денежно-кредитного регулирования: противоречия функционирования и развития Финансы и кредит. 2010. № 18.
. Рогинко П.С. Особенности развития российского рынка межбанковского кредитования в условиях макроэкономической нестабильности Электронное научное периодическое издание «Труды МГТА: электронный журнал, 2009. № 11.