Кредитная политика банка и методы управления кредитными рисками

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    572,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кредитная политика банка и методы управления кредитными рисками












КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: МДК ОКР 02,01. Организация кредитной работы.

На тему: "Кредитная политика банка и методы управления кредитными рисками".

Оглавление

Введение

Глава 1. Порядок формирования кредитной политики банка

1.1 Сущность кредитной политики, характеристика её основных элементов, порядок разработки и утверждения

1.2 Механизмы реализации кредитной политики и их подготовка

Глава 2. Способы управления кредитным риском

2.1 Система управления банковскими рисками как одно из условий эффективного функционирования банковской системы

2.2 Понятие кредитного риска и факторы, влияющие на кредитный риск

2.3 Виды кредитного риска и специфика управления ими

Глава 3. Порядок формирования, использования и учета резерва на возможные потери по ссудам

3.1 Определение размера расчетного резерва

3.2 Порядок определения категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

3.3 порядок формирования, использования и учета резерва на возможные потери по ссудам

Заключение

Библиографический список

Введение


В настоящее время слово "кредит" стало очень популярно и актуально в нашей стране. Западная Европа уже давно живет "в кредит", видимо и у нас наступают такие времена. Банки ведут борьбу за клиентов в условиях жёсткой конкуренции. Поэтому условия кредитования всё более упрощаются, предлагается широкий выбор разнообразного кредитования. Эта ситуация на денежно-кредитном рынке указывает на значительный прогресс в развитии рыночной экономики страны, скорость денежного обращения увеличивается, а кредитование малого бизнеса уже начинает давать свои плодотворные результаты - с каждым днём открываются новые производства и расширяются уже существующие.

Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестна. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент.

Кредит представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Кредитная система регулирует денежное обращение в стране. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам, при этом возникают кредитные экономические отношения.

Целью данной работы является характеристика проводимой в коммерческих банках кредитной политики, определение возможных направлений ее совершенствования, а также основные этапы кредитования юридических лиц и анализ их кредитоспособности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть сущность кредитной политики банка

Изучить порядок разработки и утверждения кредитной политики

Определить необходимость кредитной политики в деятельности банка

Изучить порядок выдачи кредита юридическим лицам

Рассмотреть порядок анализа кредитоспособности юридического лица

В первом разделе рассмотрен теоретический аспект формирования кредитной политики, характеристика, факторы, влияющие на формирование кредитной политики банка. Во втором разделе проанализировано значение кредитных рисков и значение управления банковскими рисками.

В третьем разделе предложены рекомендации по формированию, использования и учета резерва на возможные потери по ссудам, бухгалтерский учет, анализ показателей кредитного риска по банковской системе в России.

кредитный риск банк ссуда

Глава 1. Порядок формирования кредитной политики банка

 

.1 Сущность кредитной политики, характеристика её основных элементов, порядок разработки и утверждения


Прежде чем начать выдавать кредиты, банк должен сформулировать свою кредитную политику (наряду и в согласии с его политиками применительно ко всем другим направлениям деятельности - депозитной, процентной, тарифной, технической, кадровой, по отношению к клиентуре, к конкурентам и т.д.), а также предусмотреть способы и средства ее воплощения в реальную практику.

Формулирование политики (политик) банка составляет один из этапов планирования его деятельности. Имеется в виду тот этап, на котором ранее определенные укрупненные качественные (в основном) целевые ориентиры деятельности банка применительно к разным объектам банковского управления должны получить уточненное качественное и количественное выражение на конкретный плановый период и стать конкретными планами (программами) деятельности банка в целом и/или отдельных его подразделений.

Кредитная политика - это стратегия и тактика банка при осуществлении кредитных операций. Сущность кредитной политики проявляется в ее функциях. К общим функциям относятся:

. Коммерческая функция заключается в получении банком прибыли от проведения различных операций, в частности, кредитных.

. Стимулирующая функция заключается в стимулировании аккумуляции временно свободных денежных средств в банки и их рациональное использование. Стимулом для клиента банка воздержаться на определенный срок от текущего потребления является возможность получить дополнительный доход на средства, помещенные в банк на депозит, а возможность получить в банке ссуду имеет важное значение для покрытия временной потребности в дополнительных средствах, при этом стимулом для погашения задолженности в максимально короткие сроки является необходимость уплаты процентов банку за пользование ссудой. Для банка стимулирующая функция кредитной политики проявляется в том, что банки стремятся привлечь наиболее дешевые ресурсы на рынке на относительно длительный срок и разместить их с максимальной выгодой.

. Контрольная функция проявляется в том, что кредитная политика позволяет контролировать процесс привлечения и использования кредитных ресурсов банками и их клиентами с учетом приоритетов, определенных в кредитной политике конкретного банка.

. Специфическая функция кредитной политики всего одна, но очень важная. Это функция оптимизации кредитного процесса. Действие данной функции направлено на достижение цели банковской политики.

Роль кредитной политики банка может быть выражена в следующих тезисах:

) отсутствие у банка собственной кредитной политики, или наличие слабой (плохо продуманной, необоснованной) политики, или ее формальное наличие означают отсутствие в нем планирования кредитного процесса и, следовательно, полноценного управления этим важнейшим направлением деятельности, что обрекает банк на безусловный неуспех, особенно в средне - и долгосрочной перспективе;

) качественная кредитная политика банка, если ее положения реально используются, хотя и не гарантирует безусловного успеха, однако:

способствует осмысленной координации его усилий на кредитном рынке;

обеспечивает деятельность подразделений, участвующих в кредитном процессе, необходимым "стержнем" и продуманными технологиями;

значительно уменьшает риск принятия неверных управленческих решений;

дает руководству банка важный критерий оценки качества управления кредитным подразделением и постановки кредитного процесса в банке в целом.

Роль кредитной политики следует понимать как совокупность ее функций, т.е. ожиданий, обоснованно связываемых с ее разработкой и применением. Поэтому можно считать, что функция кредитной политики банка в общем плане - оптимизация кредитного процесса, имея в виду, что цели и приоритеты развития (совершенствования) кредитования, определенные банком, и составляют его кредитную политику.

Цели кредитной политики. Банковская политика и кредитная политика коммерческого банка, как ее элемент, имеют общей целью получение прибыли от размещения денежных средств вкладчиков, а также динамичное развитие банка в направлении увеличения объемов и спектра услуг, что гарантирует стабильность и рост прибыли банка. Исходя из этого, стратегической целью кредитной политики является создание условий эффективного размещения привлеченных средств для обеспечения стабильного роста прибыли банка с соблюдением границ ликвидности и допустимого совокупного риска банковской деятельности. Тактические цели кредитной политики могут включать, например, расширение спектра услуг, предоставляемых частным клиентам; улучшение работы с клиентами с высокими доходами; очистку картотеки; снижение доли проблемных ссуд и т.д.

Кредитная политика утверждается руководством банка (советом директоров или правлением банка), через этот документ делегируются полномочия исполнителям - сотрудникам кредитных подразделений. Соответственно, в кредитной политике банка разграничен уровень принятия решений, уровень полномочий на проведение определенных действий, операций.

Разработка кредитной политики должна учитывать цель банка, ресурсы и прогнозы поведения на рынке. Когда цель определена, следует приступить к выработке стратегии и тактики поведения на кредитном рынке.

Элементами кредитной политики являются:

. Район деятельности. Формируя портфель, банк должен учесть свою нишу на рынке, которая зависит от ресурсной базы, от способности контролировать или поддерживать тесный контакт с заемщиками, конкуренции, спроса и предложения на кредит. По некоторым видам ссуд банки могут не ограничивать свою деятельность определенным районом. Например, очень крупные банки могут предоставлять ссуды заемщикам независимо от места нахождения их головной конторы.

. Виды предоставляемых кредитных услуг. Руководство банка должно определить рациональную структуру кредитных вложений. Для этого следует определить долю вложений по отраслям хозяйства, а затем внутри каждой отрасли сгруппировать кредиты по целевому использованию. При этом следует учесть такие моменты как:

Рискованность отдельных видов ссуд;

Диверсификация кредитного портфеля;

Потребность банка в ликвидности;

Заявки клиентов на кредит;

доходность отдельных кредитов;

квалификация кредитных работников.

. Приемлемое обеспечение и кредитоспособность. Получив кредитные заявки клиентов банк должен предварительно изучить их кредитоспособность. Затем, определив классность заемщика установить приемлемую форму обеспечения. Одним заемщикам банки могут выдавать бланковые кредиты, другим ограничивать размер кредитов обеспечением, третьим предоставлять кредиты на более жестких условиях.

. Срок погашения. Ссудная политика должна учитывать сроки возврата кредитов, так как от этого зависит ликвидность банка и риски, обусловленные периодом пользования ссудой. По мере удлинения срока ликвидность банка падает и растет кредитный риск. Кроме того, следует учитывать продолжительность воспроизводственного процесса заемщика. С учетом конкретной ситуации на рынке банки могут отдавать предпочтение краткосрочным ссудам и ограничивать долгосрочные или на оборот.

. Превышение максимального предела кредитования. Одна из проблем с которой сталкиваются банки, это то, что заявки на кредит превышают установленные нормативы ЦБ. При этом заявка может поступить от клиента, который вправе рассчитывать на кредит и условия ссуды благоприятные для кредитора и заемщика с точки зрения сроков и обеспечения. В этой ситуации банк находится перед выбором: либо отклонить заявку клиента, либо заключить соглашение с другим банком о консорциальном кредите.

. Погашение ссуд Качество кредитной политики банка зависит от соблюдения принципов возвратности кредита. Пролонгация кредитов неблагоприятно сказывается на ликвидности ссудного портфеля и увеличивает кредитный риск. Замедляется оборачиваемость кредитов, что снижает доходность портфеля. Поэтому на просрочку платежей по ссудам банк должен смотреть неодобрительно, и принимать меры экономического воздействия в отношении недисциплинированных заемщиков.

. Компенсационный остаток на счете. Используется как защитная мера при не возврате долга. Требования различных банков в отношении компенсационного остатка неодинаковы и зависят от состояния рынка. Обычно используется правило "десять + десять", которое гласит, что на депозитном счете заемщик должен забронировать 10% от размера кредитной линии и еще 10% от фактически полученной ссуды.

. Обязательства предоставить ссуду. Выражается в форме лимитов кредитования, которые могут быть нескольких видов:

Лимит остатка ссудной задолженности;

Лимит выдач

Кредитная линия

Возобновляемый лимит

Контрольная цифра кредитования.

. Величина кредитного портфеля банка. Определяется с учетом таких факторов как:

Спрос на кредит;

Активность вкладчиков;

Размер банковского капитала;

Требования ликвидности;

Состояние экономической конъюнктуры.

В процессе разработки кредитной политики банки определяют приоритеты при формировании кредитного портфеля, рассматривая его диверсификацию с позиций определения оптимальной кредитной политики, что позволяет вести речь о таких ее видах как кредитная политика по предоставлению потребительских ссуд, кредитная политика по ипотечному кредитованию, кредитная политика по кредитованию малого и среднего бизнеса и т.д. После того как банк разработал кредитную политику, он должен предусмотреть порядок ее реализации. Для этого необходимо:

Возложить ответственность на определенных исполнителей за ее реализацию;

Периодически анализировать и оценивать ход ее исполнения;

Вносить необходимые коррективы, с учетом меняющихся условий на кредитном рынке.

1.2 Механизмы реализации кредитной политики и их подготовка


Все положения кредитной политики должны быть подкреплены практическими мерами, которые в совокупности представляют собой механизмы реализации кредитной политики. Все меры, призванные реализовать намеченную кредитную политику в предполагаемых обстоятельствах (необходимые и/или возможные действия, которые предстоит совершать), также должны быть рассмотрены и одобрены руководством банка, а соответствующие решения оформлены в виде внутренних документов.

В принципиальном плане среди таких мер должны или могут присутствовать такие, которые дадут возможность:

определить необходимые объемы и доступные (в том числе по фактору цены) источники пополнения кредитных ресурсов, расширять ресурсную базу;

установить и при необходимости пересматривать значения приемлемых рисков и лимиты кредитования (по отраслям, видам производств, категориям заемщиков, на одного заемщика и т.д.), необходимого уровня ликвидности;

разнообразить свои кредитные услуги и повышать их качество, расширять клиентуру заемщиков (если кредитная политика включает такие цели);

лучше проверять кредитоспособность заемщиков, добиваться повышения уровня возвратности выданных кредитов;

своевременно и в необходимом объеме формировать резервы на покрытие возможных убытков от кредитной деятельности;

совершенствовать организационное, информационно-аналитическое и методическое обеспечение кредитного процесса и т.д.

Особый блок механизмов реализации кредитной политики составляет обязательный для каждого банка комплект инструктивных и методических материалов, регламентирующих все аспекты организации его работы на кредитном рынке. Помимо норм законодательства и официальных документов Банка России в этот комплект необходимо включать:

решения руководящих органов банка, относящиеся к деятельности кредитного подразделения (утвержденная кредитная политика банка на текущий период; положения о порядке разработки и утверждения кредитной политики банка и руководства по проведению кредитных операций; другие документы);

Положение о кредитном подразделении;

должностные инструкции сотрудников подразделения;

руководство по проведению кредитных операций.

Такое руководство - документ достаточно сложный, комплексный (в разных банках он может быть известен под разными названиями, часто его именуют кредитным меморандумом). В наиболее желаемом варианте он включает следующие элементы (их можно понимать или как части единого документа, или как самостоятельные документы):

описание полномочий кредитных работников банка;

порядок рассмотрения кредитных заявок потенциальных заемщиков и разрешения кредита;

инструкцию по организации кредитования;

порядок взаимодействия подразделений, участвующих в кредитном процессе;

методические указания по анализу:

кредитоспособности клиентов;

кредитного портфеля;

выполнения кредитных договоров. Указания могут сопровождаться рекомендациями, если та или иная кредитная задача допускает разные варианты решения, и пояснениями, если есть опасность того, что какие-то пункты указаний могут быть истолкованы неоднозначно;

методики:

расчета цены кредитов;

определения цен предметов залога;

расчета (начисления) процентов;

расчета лимитов кредитования и проверки их соблюдения;

проведения встреч-интервью с заемщиками;

проверки предприятия (организации) заемщика с выездом на место;

проверки кредитной истории заемщика, получения о нем дополнительной информации у третьих лиц;

по другим вопросам;

инструкцию по ведению кредитной документации.

 

.3 Формирование кредитной политики и факторы, влияющие на формирование кредитной политики банка


Формирование кредитной политики банка является одним из основных направлений управления банковской деятельностью. Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику с учетом политических, экономических, организационных и прочих факторов. При формировании ссудного портфеля банк должен придерживаться общего для всех инвесторов принципа - сочетать высокодоходные и достаточно рискованные вложения с менее доходными, но менее рискованными направлениями кредитования. Исходя из отечественного и мирового опыта, требований оптимизации кредитной политики порядок ее формирования можно представить в виде следующих этапов

I этап. Общие положения и цели кредитной политики, которые должны определять стратегию коммерческого банка в сфере кредитования. II этап. Аппарат управления кредитными операциями и полномочия сотрудников банка. Определяют тактику банка в части управления кредитными операциями со стороны персонала банка. III этап. Организация кредитного процесса на различных этапах реализации кредитного договора. Детализация конкретных операций и подходов к организации кредитного процесса на различных этапах выполнения кредитного договора банка с клиентами. IV этап. Банковский контроль и управление кредитным процессом, определение системы мер по контролю и управлению кредитным процессом.

 Каждое направление процесса формирования кредитной политики тесно связано с остальными и является обязательным для формирования кредитной политики и организации кредитного процесса.

При разработке кредитной политики банки анализируют факторы, имеющие непосредственное влияние на их деятельность.

.        Макроэкономические факторы. (внешние)

уровень развития банковского законодательства

степень развития банковской инфраструктуры

политическая ситуация

общее состояние экономики страны, регионов и отраслей, обслуживаемых банком

темп роста ВВП

обеспеченность предприятий, организаций собственными финансовыми ресурсами

дефицит бюджета

налоги

региональная специфика

. Микроэкономические факторы. (внутренние)

размер и структура ресурсной базы

ликвидность банка

характер специализации

уровень риска по кредитным операциям

уровень профессионализма работников

кредитный потенциал банка

клиентская база

специализация банка

Внешние (макроэкономические) факторы носят объективный характер. Коммерческий банк должен максимально их учитывать, приспосабливая к ним свою кредитную политику.

Рассмотрим влияние общего состояния экономики страны, а также регионов и отраслей, обслуживаемых банком. Так, например, рост инфляции приводит к сокращению вложений, к переливу капитала из производственной сферы в сферу торговли и посреднических операций. Существенное значение имеют географические факторы.

В целом можно выделить следующие региональные и отраслевые факторы, влияющие на кредитную политику коммерческого банка:

·        сложившаяся хозяйственная ситуация в регионе и отрасли;

·        состав клиентов банка и их потребности в кредите;

·        межбанковская конкуренция.

Экономические условия в стране складываются и под влиянием деловой среды в целом, включая обычаи, национальные традиции, преставления о правилах бизнеса и прочие.

Политическая ситуация влияет на рост кредитных вложений, её нестабильность способствует сдерживанию кредитных вложений, оттоку капитала за границу.

Банковское законодательство в целом определяет правила банковской деятельности, от степени его совершенства зависит защита интересов, как банка-кредитора, так и заемщика. Без прочной базы не могут развиваться ни кредитные, ни другие виды банковских операций. К примеру, отсутствие закона о консорциальных кредитах сдерживает развитие этой перспективной формы банковского кредитования. Отрицательное воздействие могут оказывать различные подзаконные акты, различные инструкции, положения, утверждаемые ведомствами, прежде всего в собственных интересах и зачастую ущемляющие участников экономических отношений.

Степень развития банковской инфраструктуры отражает развитие системы, обеспечивающую жизнедеятельность банков и включающую информационное, методическое, научное и учебное обеспечение, а также современные средства связи и коммуникаций.

Внутренние факторы, влияющие на формирование кредитной политики банка, во многом определяются качеством управления банком, уровнем финансового менеджмента, эффективностью внутреннего контроля, подготовленностью персонала банка.

К внутренним факторам можно отнести:

Размер и структура ресурсной базы. Наличие ресурсов у банка является исходным для проведения кредитной политики. Большое влияние на кредитную политику оказывает структура имеющихся в распоряжении банков денежных средств. Если в их составе преобладают долгосрочные ресурсы, то банк располагает большими возможностями для долгосрочного кредитования. Преобладание "короткой" ресурсной базы предопределяет ситуацию, когда кредитные организации не имеют возможности размещать их на длительный срок.

Кредитная политика во многом зависит от возможности выполнения банком обязательств перед кредиторами - юридическими и физическими лицами. ЦБРФ устанавливает экономические нормативы, которые коммерческие банки должны соблюдать.

Характер специализации. Банк может специализироваться не на кредитных, а на иных операциях, следовательно, кредитная политика такого банка будет менее масштабной, сдержанной. Если банк специализируется на обслуживании потребностей определенной отрасли, то его кредиты в большой степени будут связанными с этой отраслью.

Наличие квалифицированного, специально обученного персонала. Кредитный работник должен обладать знаниями не только техники оформления кредитных операций, но и владеть метолами экономического анализа кредитоспособности заемщика, эффективности кредитуемого мероприятия, оценка залога, других форм обеспечения возвратности кредита. Кредитный работник - ключевая фигура кредитного процесса. Он ведет переговоры, анализирует и отбирает заявки, на основе его рекомендаций принимается решение о целесообразности предоставления кредита.

Кредитная политика должна охватывать вопросы порядка выдачи ссуд директорам банка и подконтрольным им фирмам, их менеджерам и служащим. Для таких сотрудников устанавливаются требования о раскрытии информации по деловым связям с другими экономическими структурами, периодичности представления подобной информации.

В кредитной политике должно быть представлено:

. Общие положения

. Привлечение и использование ресурсов

. Кредитный портфель. Лимиты.

. Кредитный риск

Идентификация кредитного риска

Риски, связанные с заемщиками

Оценка уровня кредитного риска

планирование кредитного риска

. Предоставление кредита

анализ кредитной заявки

порядок принятия решения о предоставлении кредита

оформление договора о предоставлении кредита

обеспечение кредита и порядок его оформления

. Процентные ставки по кредитам

Начисление и уплата процентов за пользование кредитом

. Кредитное дела

. Контроль за исполнением обязательств по договорам

Контроль над исполнением обязательств по договорам о предоставлении кредита

Контроль над исполнением обязательств по обеспечению кредита

. Порядок погашения кредита

. Прекращение действия договоров о предоставлении кредита и обеспечения кредита

. Претензионная работа

. Хранение документов

. Архив кредитных дел

оформление кредитных дел

передача кредитных дел в архив

. Кредитные истории.

При формировании кредитной политики главное внимание должно быть обращено на ее обоснование, толкование и реализацию. Назначается должностное лицо, ответственное за выполнение этой работы. В большинстве случаев эта функция ложится на директора кредитного департамента банка, его первого заместителя. В этом разделе рассматриваются процедуры уточнения (пересмотра) политики. Уточнение должно осуществляться ежегодно, а при необходимости - чаще. Директор кредитного департамента представляет предложения по ее уточнению (пересмотру) совету директоров. Одобрение изменений кредитной политики фиксируются в протоколе заседания совета директоров. Одна из задач уточнений - обеспечить соответствие политики банка его программным целям, долгосрочным и ежегодным планам деятельности, изменяющимся ресурсам и ситуации на кредитном рынке должна быть в соответствии с нормативными документами Центрального Банка РФ.

Глава 2. Способы управления кредитным риском


2.1 Система управления банковскими рисками как одно из условий эффективного функционирования банковской системы

 

Система управления банковскими рисками - это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.

Эта система управления может быть описана на основе разных критериев. Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму - управление рисками различных портфелей банка - кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д.

Имеются особенности управления рисками на разных уровнях. В соответствии с этим различаются подсистемы управления рисками на уровне банка в целом, уровне центров финансовой ответственности (ЦФО), групп клиентов и банковских продуктов.

На базе такого критерия, как технология управления рисками система управления банковскими рисками может быть описана как совокупность следующих элементов: выбор стратегии деятельности банка, способствующей минимизации рисков; система отслеживания рисков; механизм защиты банка от рисков.

Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.

Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.

Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.

Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления:

·              субъекты управления;

·              идентификация риска;

·              оценка степени риска;

·              мониторинг риска.

Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, как и предыдущего, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы.

Субъекты управления банковскими рисками зависят от размеров и структуры банка. Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести:

·              руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков;

·              комитеты, принимающие решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк;

·              подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности;

·              функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски\ связанные с направлениями деятельности этих подразделений;

·              аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;

·              службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей, сигнализирующих о возможности возникновения рисковой ситуации;

·              юридический отдел, контролирующий правовые риски.

Идентификация риска заключается в выявлении областей (зон) риска. Последние специфичны для различных видов риска. Характеристика зон банковского риска представлена в табл.1

Таблица 1. Характеристика зон банковского риска

Вид риска

Зона риска

Кредитный риск

Снижение кредитоспособности заемщика Ухудшение качества кредитного портфеля Возникновение просроченного основного долга и процентных платежей Появление проблемных ссуд Возникновение факторов делового риска Ненадежность источников погашения долга

Риск несбалансированной ликвидности

Использование краткосрочных ресурсов для покрытия более долгосрочных активов Покрытие летучими (высоковостребованными) ресурсами низколиквидных активов

Процентный риск

Несоответствие размера и срока активов и пассивов банка, чувствительных к изменению процентных ставок в данном периоде Прогнозируемое несоответствие в изменении процентных ставок по активным и пассивным операциям банка, приводящее к падению процентной маржи Падение процентной маржи по отдельным видам активных операций банка Превышение процентных ставок по привлеченным ресурсам над ставками, связанными с размещением этих ресурсов

Риск потери доходности

Рост реальной стоимости ресурсов Использование стабильной или относительно долгосрочной части ресурсов для покрытия высоколиквидных активов, приводящее к сокращению или появлению отрицательной процентной маржи Доля неработающих активов Нерентабельные продукты Нерентабельные ЦФО Нестабильные источники формирования прибыли

Операционный риск

Новые операции банка, выполняемые персоналом, имеющим недостаточную квалификацию в этой области Недостаточная отработанность программного обеспечения отдельных направлений деятельности банка Направления деятельности банка, имеющие недостаточное законодательное обеспечение или не полностью соответствующие требованиям Банка России Сфера деятельности банка, устойчиво не обеспеченная квалифицированными кадрами или не имеющая внутренних регламентов Ограниченность или низкое качество внутреннего контроля на отдельных сегментах деятельности банка Операции с неквалифицированными контрагентами


Идентификация риска предполагает не только выявление зон риска, но также практических выгод и возможных негативных последствий для банка, связанных с этими зонами.

Для идентификации риска, как и других элементов системы управления им, большое значение имеет хорошая информационная база, складывающаяся из сбора и обработки соответствующей информации. Дело в том, что отсутствие соответствующей информации - важный фактор любого риска.

Для оценки степени риска используется качественный и количественный анализ.

Качественный анализ - это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска. В последующих разделах этим факторам уделяется большое внимание. Модель качественного анализа показывается на примере анализа кредитного портфеля банка.

Количественный анализ риска преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска. В количественном анализе можно выделить условно несколько блоков:

·              выбор критериев оценки степени риска;

·              определение допустимого для банка уровня отдельных видов риска;

·              определение фактической степени риска на основе отдельных методов;

·              оценка возможности увеличения или снижения риска в дальнейшем.

Критерии оценки степени риска могут быть как общими, так и специфичными для отдельных видов риска.

Наиболее разработаны в экономической литературе критерии оценки кредитного риска, которые известны, как правила "си": репутация заемщика, способность заимствовать средства, способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности, капитал заемщика, обеспечение кредита, условия кредитной операции, контроль (соответствие операции законодательной базе и стандартам).

Можно выделить критерии оценки и других видов риска:

·              процентный риск: влияние движения процента по активным и пассивным операциям на финансовый результат деятельности банка, длительность окупаемости операции за счет процентного дохода, степень чувствительности активов и пассивов к изменению процентных ставок в данном периоде;

·              операционный риск: влияние качества персонала на результаты работы банка; степень ошибаемости при совершении операций, связанная с организацией и технологией производственного процесса в банке; влияние внешних факторов на ошибочность принимаемых решений;

·              риск несбалансированной ликвидности: качество активов и пассивов, соответствие структуры активов и пассивов по суммам, срокам, степени ликвидности и востребованности.

Допустимый размер рисков различного вида должен фиксироваться через стандарты (лимиты и нормативные показатели), отражаемые в документе о политике банка на предстоящий период. Эти стандарты определяются на основе бизнес-плана. К их числу можно отнести:

·              долю отдельных сегментов в портфеле активов банка, кредитном портфеле, торговом и инвестиционных портфелях;

·              соотношение кредитов и депозитов;

·              уровень показателей качества кредитного портфеля;

·              долю просроченных и пролонгированных ссуд;

·              долю МБК в ресурсах банка;

·              уровень показателей ликвидности баланса и достаточности капитальной базы;

·              стандартные требования к заемщикам банка (по длительности участия в данной сфере бизнеса, соответствию среднеотраслевым экономическим показателям, ликвидности баланса и т.д.).

Оценка фактической степени риска банка может основываться на двух приемах - оценка уровня показателей риска и классификации активов по группам риска.

В основе классификации показателей риска могут лежать сфера риска и вид показателя.

В зависимости от сферы риска, которая связана с объектом его оценки, выделяются методы оценки совокупного (портфельного) риска банка, индивидуального риска (связанного с конкретным продуктом, услугой, операцией, контрагентом), комплексного риска (связанного с определенным направлением деятельности банка).

В качестве показателей оценки степени риска могут использоваться:

·              коэффициенты;

·              прогнозируемый размер потерь;

·              показатели сегментации портфелей банка (портфель активов, кредитный, депозитных ресурсов, инвестиционный, торговый портфели и т.д.).

Наиболее распространен коэффициентный способ оценки степени риска. Он подробно рассматривается в последующих разделах книги.

Прогнозирование размера потерь может основываться на имитационном моделировании, методе дюрации и т.д.; рассматривается в разделе, посвященном процентному риску. Показатели сегментации свойственны анализу качества портфелей банка.

Банковская практика знает несколько форм классификации активов по группам риска:

·              номерная система;

·              балльная система - с использованием метода взвешивания (группа риска х значимость показателя);

·              система скорринга;

·              смешанные формы.

Мониторинг риска - это процесс регулярного анализа показателей риска применительно к его видам и принятия решений, направленных на минимизацию риска при сохранении необходимого уровня прибыльности.

Процесс мониторинга риска включает в себя: распределение обязанностей по мониторингу риска, определение системы контрольных показателей (основных и дополнительных), методы регулирования риска.

Обязанности по мониторингу рисков распределяются между функциональными подразделениями банка, его специализированными комитетами, подразделениями внутреннего контроля, аудита и анализа, казначейством или другим сводным управлением банка, его менеджерами. При этом функциональные подразделения банка отвечают за управление коммерческими рисками, а комитеты и сводные подразделения - фундаментальными рисками.

Круг контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка (например, для заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).

Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы:

.        методы предотвращения рисков;

2.      методы перевода рисков;

.        методы распределения рисков;

.        методы поглощения рисков.

К методам регулирования риска можно отнести:

·              создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов;

·              порядок покрытия потерь собственным капиталом банка;

·              определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой и т.д.), основанной на степени риска;

·              контроль за качеством кредитного портфеля;

·              отслеживание критических показателей в разрезе видов риска;

·              диверсификация операций с учетом факторов риска;

·              операции с производными финансовыми инструментами;

·              мотивацию бизнес-подразделений и персонала, связанного с рисковыми операциями банка;

·              ценообразование (процентные ставки, комиссии) с учетом риска;

·              установление лимитов на рисковые операции;

·              продажа активов;

·              хеджирование индивидуальных рисков.

Мировой и отечественный опыт коммерческих кредитных организаций позволяет сформулировать принципы построения внутрибанковской системы управления рисками:

·              комплексность, т.е. единая структура системы управления для всех видов риска;

·              дифференцированность, т.е. специфика содержания отдельных элементов системы применительно к типам банковских рисков;

·              единство информационной базы;

·              координация управления различными видами рисков.

Для построения эффективной системы управления банковскими рисками необходимо:

.        с учетом вышеуказанных принципов построения системы управления сформулировать во внутрибанковских документах стратегию и задачи управления;

2.      установить принципы определения, оценки и диагностики риска в качестве основы при постановке приоритетных стратегий и задач и обеспечить сбалансированную защиту интересов всех лиц, имеющих отношение к банку;

.        использовать данные принципы в качестве базы для создания важнейших процедур управленческого контроля, в том числе при создании схемы организационной структуры, подготовке документов о делегировании полномочий, а также технических заданий;

.        определить процедуры обеспечения ответственности, самооценки и оценки результатов деятельности в соответствии с принципами управления риском и системы контроля, использовать данные процедуры в качестве факторов совершенствования процесса управления;

.        ориентируясь на вышеупомянутые принципы и процедуры, следует разработать механизм мониторинга и обратной связи в целях обеспечения высокого качества процедур, оценки и проверки их соблюдения.

2.2 Понятие кредитного риска и факторы, влияющие на кредитный риск


Кредитные операции коммерческих банков являются одним из важнейших видов банковской деятельности. На финансовом рынке кредитование сохраняет позицию наиболее доходной статьи активов кредитных организаций, хотя и наиболее рискованной. Кредитный риск, таким образом, был и останется основным видом банковского риска.

Кредитный риск - это риск невозврата (неплатежа) или просрочки платежа по банковской ссуде. Опасность возникновения этого вида риска существует при проведении ссудных и других приравненных к ним операций, которые отражаются на балансе, а также могут носить забалансовый характер.

У числу таких операций относятся:

Предоставленные и полученные кредиты (займы);

размещенные и привлеченные депозиты;

учтенные векселя;

уплата кредитной организацией бенефициару по банковским гарантиям, не взысканная с принципала;

требования к кредитной организации по приобретенным на вторичном рынке закладных;

требования к контрагенту по возврату денежных средств по второй части сделки по приобретению ценных бумаг или иных финансовых активов с обязательством их обратного отчуждения в случае, если ценные бумаги являются некотируемыми;

и т.д.

Степень кредитного риска зависит от следующих факторов:

банкротства заемщика;

экономической и политической ситуации в стране и регионе;

Злоупотреблений со стороны заемщика, мошенничества;

большого удельного веса кредитов и других банковских продуктов, приходящихся на клиентов, испытывающих финансовые трудности;

кредитоспособности, репутации и типов заемщиков по формам собственности, принадлежности и их взаимоотношений с поставщиками и другими кредиторами;

диверсификация кредитного портфеля;

вида, формы и размера предоставленного кредита и его обеспечения;

и т.д.

Поскольку на практике эти факторы могут действовать в противоположных направлениях, то влияние положительных факторов нивелирует действие отрицательных й, а если они действуют в одном направлении, то возможно и другое - отрицательное влияние одного фактора будет увеличиваться действием другого.

Перечисленные факторы кредитного риска (таблица 2) можно сгруппировать как внешние и внутренние.

К группе внешних факторов относятся: состояние и перспективы развития экономики страны в целом, денежно-кредитная, внешняя и внутренняя политика государства и возможные ее изменения в результате государственного регулирования. К внешним кредитным рискам относятся: политический, макроэкономический, социальный, инфляционный, отраслевой, региональный, риск законодательных изменений (например, создание регулятивных благоприятных условий для предоставления одних видов кредитов и ограничений по другим), риск изменения процентной ставки. Кредитная организация не может точно прогнозировать уровень процента, а только учесть при управлении кредитными рисками дополнительные резервы на покрытие возможных убытков как прямого, так и скрытого характера.

Внутренние факторы могут быть связаны как с деятельностью банка-кредитора, так и с деятельностью заемщика.

К первой группе факторов относятся: уровень менеджмента на всех уровнях кредитной организации, тип рыночной стратегии, способность разрабатывать, предлагать и продвигать новые кредитные продукты, адекватность выбора кредитной политики, структура кредитного портфеля, факторы временного риска (при длительном сроке кредитной сделки повышается вероятность изменения процента, валютных курсов, доходов по ценным бумагам, процентной маржи и т.д.), досрочный отзыв кредита в связи с невыполнением условий кредитного договора, квалификация персонала, качество технологий и т.д.

Следует отметить, что указанные выше внешние факторы кредитного риска также связаны с деятельностью банка - они определяют условия его функционирования. Однако эти связи различны по своему характеру: внешние факторы не зависят от деятельности банка, а внутренние - зависят.

Как уже говорилось, выделяется группа факторов, связанных с деятельностью заемщика или другого контрагента операции кредитного характера. Сюда относятся:

содержание и условия коммерческой деятельности заемщика, его кредитоспособность, уровень менеджмента, репутация, факторы риска, связанные с объектом кредитования.

Таблица 2.

2.3 Виды кредитного риска и специфика управления ими


Факторы кредитного риска являются основными критериями его классификации. В зависимости от сферы действия факторов выделяются внутренние и внешние кредитные риски; от степени связи факторов с деятельностью банка - кредитный риск, зависимый или не зависимый от деятельности банка. Кредитные риски, зависимые от деятельности банка, с учетом ее масштабов делятся на фундаментальные (связанные с принятием решений менеджерами, занимающимися управлением активными и пассивными операциями); коммерческие (связанные с направлением деятельности ЦФО); индивидуальные и совокупные (риск кредитного портфеля, риск совокупности операций кредитного характера).

К фундаментальным кредитным рискам относятся риски, связанные со стандартами маржи залога, принятием решений о выдаче ссуд заемщикам, не отвечающим стандартам банка, а также являющиеся следствием процентного и валютного риска банка и т.д.

Коммерческие риски связаны с кредитной политикой в отношении малого бизнеса, крупных и средних клиентов - юридических и физических лиц, с отдельными направлениями кредитной деятельности банка.

Индивидуальные кредитные риски включают риск кредитного продукта, услуги, операции (сделки), а также риск заемщика или другого контрагента.

Факторами риска кредитного продукта (услуги) являются, во-первых, его соответствие потребностям заемщика (особенно по сроку и сумме); во-вторых, факторы делового риска, вытекающие из содержания кредитуемого мероприятия; в-третьих, надежность источников погашения; в-четвертых, достаточность и качество обеспечения. Кроме того, факторы кредитного риска могут вытекать из операционного риска, так как в процессе создания продукта и его разновидности - услуги - могут быть допущены технологические и бухгалтерские ошибки в документах, а также злоупотребления.

Факторами кредитного риска заемщика является его репутация, включая уровень менеджмента, эффективность деятельности, отраслевая принадлежность, профессионализм банковских работников в оценке кредитоспособности заемщика, достаточность капитала, степень ликвидности баланса и т.д. Риски заемщика могут быть спровоцированы самой кредитной организацией из-за неправильного выбора вида ссуды и условий кредитования.

Таблица 2. Система управления индивидуальным кредитным иском

Элемент системы управления

Содержание элемента


риск продукта

риск заемщика

Идентификации риска

Выявление факторов делового риска Возникновение просроченных платежей Изменения в состоянии обеспечения Потребность в дополнительном кредите для завершения кредитуемого мероприятия Неполное освоение лимита или кредитной линии Падение процентной маржи по продукту Неблагоприятное изменение курса валют и т.д.

Отрицательная информация о заемщике и его деятельности Принципиальные замечания о ходе текущей деятельности заемщика при его посещении Смена менеджера Банкротство дочерних фирм заемщика Изменение престижности профессии заемщика - физического лица Ухудшение финансового положения работодателя Изменение надежности банка-заемщика Отказ в предоставлении кредита другими кредиторами и т.д.

Оценка степени риска

Оценка делового риска Оценка источника погашения долга Оценка порядка погашения основного долга и процентов Оценка открытой валютной позиции Оценка соответствия прогнозируемой и достаточной процентной маржи и т.д.

Оценка кредитоспособности заемщика юридического лица: на основе системы финансовых коэффициентов путем анализа денежного потока па основе менеджмента на основе сбора информации из внешних источников, в том числе путем посещения клиента Оценка кредитоспособности физического лица: на основе анкетирования на основе системы скорринга путем изучения кредитной истории на основе показателей платежеспособности и т.д.

Мониторинг риска

Распределение обязанностей по мониторингу отдельных продуктов банка (между кредитным комитетом, кредитными подразделениями, внутренним контролем, рабочим местом) Определение и отслеживание динамики контрольных показателей риска продукта: процентной маржи по группам продуктов и услуг экономических нормативов кредитного риска соотношения кредитов и депозитов степени диверсификации кредитных продуктов по видам ссуд и кредитным инструментам соблюдение лимитов кредитования и лимитов на однородные кредитные операции; работа с проблемными ссудами Создание достаточных резервов на покрытие убытков по ссудам Разработка внутренних положений о кредитной процедуре, индивидуальном праве на выдачу ссуд, формировании процента

Распределение обязанностей по мониторингу риска отдельных групп заемщиков Определение и отслеживание динамики контрольных показателей риска заемщика: показателей кредитоспособности заемщика лимитов на кредиты, предоставляемые одной группе заемщиков степени диверсификации заемщиков по характеру деятельности, форме собственности, отраслевой и региональной принадлежности Разработка стандартных требований банка к заемщикам Разработка требований к обеспечению, дифференциации маржи обеспечения и контроль за его качеством


Кредитный риск может быть классифицирован по ряду признаков (таблица 3)


Совокупный кредитный риск, или риск кредитного портфеля банка, имеет свои особенности в системе управления им. Особенности определяются, прежде всего, сущностью таких понятий, как "кредитный портфель" и "качество кредитного портфеля".

Совокупный кредитный риск - это риск кредитного портфеля коммерческого банка.

К числу дискуссионных проблем, связанных с этим видом кредитного риска, относятся:

·        понятие кредитного портфеля;

·        его структура;

·        понятие качества кредитного портфеля;

·        методы оценки его качества, включая степень совокупного кредитного риска. Существуют элементы системы управления кредитным риском (таблица 4)


Глава 3. Порядок формирования, использования и учета резерва на возможные потери по ссудам

 

.1 Определение размера расчетного резерва


В целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества:(высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов);категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов);категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов);(низшая) категория качества (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды.

Размер расчетного резерва определяется исходя из результатов классификации ссуды. Размеры расчетного резерва в зависимости от качества ссуды приведены в табл.2

Таблица 2 Величина расчетного резерва по классификационным ссудам

Категория качества

Размер расчетного резерва в процентах от суммы основного долга по ссуде, %

1 категория качества (высшая)

Стандартные

0

II категория качества

Нестандартные

от 1 до 20

III категория качества

Сомнительные

от 21 до 50

IV категория качества

Проблемные

от 51 до 100

V категория качества (низшая)

Безнадежные

100


По ссудам, отнесенным ко II-V категориям качества, резерв формируется с учетом обеспечения I и II категории качества.

Под обеспечением по ссуде понимается обеспечение в виде залога, банковской гарантии, поручительства, гарантийного депозита (вклада), отнесенное к одной из двух категорий качества обеспечения.

К обеспечению I категории качества могут быть отнесены:

залог, если в качестве предмета залога выступают: котируемые ценные бумаги государств, если указанные государства имеют инвестиционный рейтинг не ниже "ВВВ" по классификации S&P (Standard & Poor's) и не ниже аналогичного по классификациям "Fitch IВСА", "Moody's", а также ценные бумаги центральных банков этих государств;

облигации Банка России;

ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов Российской Федерации;

векселя Министерства финансов Российской Федерации;

гарантийный депозит (вклад);

гарантия Российской Федерации, банковская гарантия Банка России;

поручительства юридических лиц с высоким инвестиционным рейтингом.

К обеспечению II категории качества могут быть отнесены:

залог ценных бумаг, векселей, если они не могут быть отнесены к I категории качества;

залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества и оборудования, залог сырья, материалов, готовой продукции, товаров и т.д. при наличии устойчивого рынка указанных предметов залога.

При наличии обеспечения I и II категории качества минимальный размер резерва определяется по следующей формуле:

минимальный размер резерва. Резерв, формируемый кредитной организацией, не может быть меньше минимального размера резерва;

размер расчетного резерва;

коэффициент (индекс) категории качества обеспечения. Для обеспечения I категории качества () принимается равным единице (1.0). Дня обеспечения II категории качества () принимается равным 0,5;

Обi; - стоимость обеспечения соответствующей категории качества (за вычетом дополнительных расходов кредитной организации, связанных с реализацией обеспечения);

Ср - величина основного долга по ссуде.

Если ki * Обi > Сp, то принимается равным нулю (0).

С учетом оценки состояния перспектив реализации предметов залога (обращения взыскания на гаранта (поручителя, авалиста (акцептанта) формируемый кредитной организацией резерв может быть больше, чем определенный в соответствии с настоящим пунктом минимальный размер резерва.

Списание кредитной организацией нереальных для взыскания ссуд, в том числе объединенных в портфель однородных ссуд, осуществляется за счет сформированного резерва по соответствующей ссуде.

Одновременно кредитной организацией списываются относящиеся к нереальным для взыскания ссудам начисленные проценты.

3.2 Порядок определения категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга


Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка, на котором работает заемщик.

Источниками получения информации о рисках заемщика являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, дополнительно предоставляемые заемщиком сведения, средства массовой информации и другие источники, определяемые кредитной организацией самостоятельно. Кредитная организация должна обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва.

Вся информация о заемщике, включая информацию о рисках заемщика, фиксируется в досье заемщика. Информация, использованная кредитной организацией для оценки качества ссуды, включая оценку финансового положения заемщика, должна быть доступна органам управления, подразделениям внутреннего контроля кредитной организации, аудиторам и органам банковского надзора.

Формирование резерва осуществляется кредитной организацией на момент получения информации о появлении кредитного риска и качества. При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика кредитная организация обязана осуществить реклассификацию ссуды и при наличии оснований уточнить размер резерва.

Финансовое положение заемщика оценивается в соответствии с методикой, утвержденной внутренними документами кредитной организации, соответствующими требованиям Положения № 254-П.

Перечень показателей, используемых для анализа финансового положения заемщика, и порядок их расчета определяются кредитной организацией самостоятельно в зависимости от отрасли и сферы деятельности заемщика, задач анализа, с учетом всей имеющейся информации, как на отчетные, так и на внутримесячные даты.

Финансовое положение заемщика может быть оценено как:

"хорошее", если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и иные сведения о нем, включая информацию о внешних условиях, свидетельствуют о стабильности производства, положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо негативные явления, способные повлиять на финансовую устойчивость заемщика в перспективе. К негативным явлениям могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение темпов роста объемов производства, показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и дебиторской задолженности, другие явления;

"не лучше, чем среднее", если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению при наличии в деятельности заемщика негативных явлений, которые в обозримой перспективе могут привести к появлению финансовых трудностей;

"плохое", если заемщик признан несостоятельным (банкротом).

В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся к одной из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.

Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:

платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме;

имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и процентам в течение последних 180 календарных дней.

Обслуживание долга по ссуде не может быть признано хорошим, если:

платежи по основному долгу и по процентам осуществляются за счет денежных средств и иного имущества, предоставленных заемщику кредитной организацией - ссудодателем прямо либо косвенно, либо кредитная организация - ссудодатель прямо или косвенно приняла на себя риски понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств и иного имущества.

Обслуживание долга признается неудовлетворительным, если:

имеются просроченные платежи по основному долгу и по процентам в течение последних 180 календарных дней.

Определение категории качества ссуды осуществляется на основании профессионального суждения банка с учетом двух классификационных критериев: финансового положения заемщика и качества обслуживания долга (табл.3).

Таблица 3 Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

Обслуживание долга Финансовое положение

Хорошее

Среднее

Неудовлетворительное

Хорошее

Стандартные (I категория качества)

Нестандартные (II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Среднее

Нестандартные (II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Проблемные (IV категория качества)

Плохое

Сомнительные (III категория качества)

Проблемные (IV категория качества)

Безнадежные (V категория качества)

3.3 порядок формирования, использования и учета резерва на возможные потери по ссудам


Задача.

Физическое лицо получило ипотечное кредитование.

Кредитный срок составляет 20 лет.

Стоимость квартиры 4500000 рублей.

Собственные средства оплачивают 20% от стоимости квартиры.

Чистый доход 50000 рублей

Коэффициент равен 0,7

Процентная ставка составляет 13%

Резерв на возможные потери по ссудам равен 10%.

Клиент просрочил кредит на 30 дней.

Процент по просроченной задолженности равен 20%

Определить платежеспособность клиента; максимальную сумму кредита: составить бухгалтерские проводки.

Решение.

Платежеспособность клиента (Р) = 50000*240*0,7

Р = 8400000

Максимальная сумма кредита (Sp) = 8400000/ ( (240+1) *13/2*12*100) +1 = 6434728.099 рублей

Стоимость кредита с учетом оплаты 20% от ст. квартиры = 4500000- (4500000*0,2) = 3600000 рублей.

Вывод: Банк может выдать клиенту кредит.

Проводки:

1.     выдача кредита

Д 45507                               3600000

К 40817

2.     начисление %

Д 47427  307725.03 (3а 20 лет)                    Д 47427    39747.95 (за 31 день)

К 70601                                                                 К 70601

3.     предоставление документов

Д 91202    усл. оценка

К 99999

4.     получение обеспечения

Д 99998  4500000

К 91312

5.     формирования РВПС

Д 70606  236712.33

К 45515

6.     перенос РВПС на счет просроченных ссуд

Д 45515   236712.33

К 45818

7.     Доначисление просроченного РВПС

Д 70606   29589.04

К 45818

8.     Перенос процентов на счет просроченных

Д45915  307725.03

К47427

9.     Доначисление процентов

Д 47427   59178.08

К70601

или начисление процентов по ссудам, получение доходов по которым признается банком неопределенным, сомнительным, проблемным, безнадежным.)

Д91604

К99998

10.       Д 40817   3600000                                                        Погашение кредита включая просрочку

К 45507

К 45815

11.  Получение процентов, включая просроченные

Д 40817

К47427      366903.11

К45915

12.  Восстановление РВПС (+ просрочка)

Д45515

Д45818   266301.37

К70601

13.  Снятие с учета обеспечения

Д 91312  4500000

К 99998

14.  Снятие документов

Д 99999  усл. оценка

К 91202

Записи по учету резервов, созданных на возможные потери по ссудам.

.        Учет создания (доначисление) резерва по кредитам, предоставленным юридическим лицам.

Д 70606

К 42515, 45615

16.    Учет резерва по кредитам, предоставленным физическим лицам:

17.   

Д 70606

К 45415, 45515,45715

18.    Списан (уменьшен) ранее созданный резерв при возврате кредита юридическим лицом:

Д 45215, 45615

К 70601

19.    Списан (уменьшен) ранее созданный резерв при возврате кредита физическим лицом:

Д 45415, 45515

К 70601

20.    Списание с баланса банка признанной безнадежной или нереальной для взыскания просроченной задолженности по основному долгу при величине ранее созданного резерва, достаточного для погашения ссуды:

Д 45215, 45415,45515,45615,45715

К 45815, 45814-17

21.    Списание с баланса банка признанной безнадежной или нереальной для взыскания текущей (непросроченной) задолженности по основному долгу при величине ранее созданного резерва, достаточного для погашения ссуды:

Д 45215, 45415, 45515, 45615,45715

К 32002-10, 32102-10, 45203-08

22.    Отражение в учете списания с баланса банка признанной безнадежной или нереальной для взыскания просроченной задолженности по основному долгу при величине ранее созданного резерва, недостаточного для погашения ссуды и одновременно отражения за балансом в течение последующих 5 лет после истечения данного срока:

Д 91703,04, 91802,03

К 99999

Заключение


Положение в банковской сфере может быть нормализовано только путем осуществления комплекса мер. К ним относятся, прежде всего, решительная правовая защита банков и банковской деятельности; резкое ограничение наживы банковского бизнеса за счет крупномасштабных спекуляций и инфляционного удорожания кредита; нормализация соотношений норм предпринимательской и банковской прибыли. Важную роль в улучшении национальной экономики призвана сыграть организация прочных экономических связей между банками и производственными предприятиями.

Общий вывод по теме однозначен - роль и значение кредита очень велики, так как с его помощью решаются проблемы, стоящие перед всей экономической системой.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что сформулированные в начале работы задачи выполнены, а поставленная цель достигнута

Библиографический список


1.      <http://www.cbr.ru/>

.        <http://www.kuap.ru/>

.        <http://deloman.msk.ru>

.        <http://www.grandars.ru/student/bankovskoe-delo/rezerv-na-poteri.html>

5.       Банковское дело: учебник / под ред.Г. Белоглазовой, Л. Кроливецкой. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

.         Лаврушин, О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное

пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко. - М.: Кнорус, 2010. - 256 с.

.         Банковские риски: учебное пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф.О.И. Лавру-

шина, д-ра экон. наук, проф.Н.И. Валенцевой. - М.: Кнорус, 2008. - 232 с.

.         Грюнинг, Х. Анализ банковских рисков. Система корпоративного управления финансовым риском / Х. Грюнинг, С.Б. Братанович; пер. с англ.; вступ. сл. д-ра экон. наук К.Р. Тагирбекова - М.: Изд-во "Весь Мир", 2007. - 304 с.

.         Герасимова Е.Б., тишина Л.С., Унанян И.Р., Г37 учет в банках: Учебное пособие. ФОРУМ, 2009. - 336с. - (профессиональное образование). С123.

10.    Банковскик риски: Учебное пособие. Кол. Авторов; под ред. Д-ра. Б 23. Эко. наук, проф, О.И. Лаврушина и д-ра экон наук, проф. Н.И. Валенцевои. - М.: КНОРУС, 2009. - 232с. с 30 - 75с.

.        Смирнова Л.Р. С50 бухгалтерский учет в коммерческих банках: учеб. Пособие. под. Ред. М.И. Баканова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 640 с. с. 177-200с.

Похожие работы на - Кредитная политика банка и методы управления кредитными рисками

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!