составляет 36 машинописных листов, в том числе 6 приложений.
государственный банк война
Раздел 1 Государственный банк СССР накануне Великой Отечественной Войны
.1 Экономическое положение страны
Советское правительство использовало Госбанк как важный экономический институт на всех этапах развития Советского государства: в целях ликвидации капиталистических элементов и укрепления социалистического строя, в индустриализации и коллективизации страны, в выполнении первых пятилеток и обеспечении победы социализма.
Госбанк осуществляет эмиссию наличных денег и организует денежное обращение в стране; проводит краткосрочное кредитование народного хозяйства; финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложении в сельское хозяйство, заготовительных и некоторых других предприятий и организаций, потребительской кооперации, лесного и водного хозяйства, а также населения в сельской местности; организует сберегательное дело, осуществляет расчёты в народном хозяйстве, кассовое исполнение государственного бюджета, международные кредитные и расчётные операции и операции с драгоценными металлами и иностранной валютой.
Вопрос об основной экономической задаче был поставлен на 18 съезде партии (март 1939 года), утвердившем третий пятилетний план (1938-1942 гг.). Для её успешного решения требовался, прежде всего, дальнейший могучий подъём промышленности.
Важнейшая задача третьей пятилетки - дальнейший рост производительности труда.
В сентябре 1939 г. началась вторая мировая война. Миролюбивая внешняя политика СССР, заключение с Германией в августе 1939 г. пакта о ненападении (пакт Молотова - Риббентропа), обеспечили нашей стране некоторое время для укрепления своей обороноспособности.
В 1939 - 1940 гг. границы СССР продвинулись на Запад. В состав Советского Союза добровольно вошли Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия, Северная Буковина, Литва, Латвия и Эстония.
На присоединившихся территориях и в республиках началось проведение социалистических преобразований. Были начаты преобразования, которые уже были проведены в СССР в 1920-1930 годы: национализация крупных промышленных предприятий, раскулачивание, коллективизация.
За первые три года пятилетки в промышленность и транспорт вложено свыше 75 млрд. руб. Основная масса средств направлена в тяжёлую промышленность.
В стране создавались сотни новых фабрик, заводов, шахт, электростанций и других промышленных объектов. Всего с 1938 г. до середины 1941 г. построено около 2900 промышленных предприятий.
При строительстве новых промышленных предприятий уделялось большое внимание их правильному размещению на территории Советского Союза. Основная масса предприятий создавалась на Востоке страны. Накануне Отечественной войны доля восточных районов в угледобыче страны достигла 36%.
К 1941 г. международная обстановка ещё более осложнилась. Война приближалась к границам СССР. В этих условиях в феврале 1941 года собралась 18 партийная конференция, которая наметила важные мероприятия, рассчитанные на ликвидацию недостатков в организации промышленности. Она обратила внимание на дальнейшее укрепление обороноспособности страны.
1.2 Структура, функции и операции Государственного банка СССР
Государственный банк СССР выполнял важную роль в развитие и поддержание экономического положения страны.
организует и регулирует денежное обращение в стране;
осуществляет кассовое обслуживание народного хозяйства;
аккумулирует временно свободные средства и денежные накопления предприятий;
хозяйственных, бюджетных и общественных организаций и населения;
осуществляет краткосрочное кредитование отраслей народного хозяйства;
производит долгосрочное кредитование совхозов, колхозов, межхозяйственных предприятий, организаций торговли и индивидуальных заемщиков, финансирует совхозы;
организует и совершает расчеты в народном хозяйстве;
обеспечивает кассовое исполнение государственного бюджета;
осуществляет валютную монополию государства, производит международные расчеты и операции с иностранной валютой, устанавливает курсы иностранных валют в рублях.
Эмиссионные функции Государственного банка СССР обусловлены монопольным правом государства на выпуск денег в обращение в виде банковских и казначейских билетов и металлической монеты в соответствии с определяемыми в плановом порядке объективно необходимыми потребностями хозяйственного оборота. В процессе планирования и регулирования денежного обращения Государственный банк СССР руководствуется требованиями основного экономического закона, закона планомерного пропорционального развития народного хозяйства, законов денежного обращения. При разработке планов по денежному обращению и в ходе их исполнения Государственный банк СССР добивается соблюдения основных экономических пропорций в народнохозяйственном плане, обеспечивающих дальнейший подъем материального и культурного уровня жизни народа.
Важнейшая задача учреждений Государственного банка СССР - всемерное содействие развитию производства товаров народного потребления и услуг, оказываемых населению, вскрытие резервов увеличения объема товарооборота. Государственный банк СССР должен шире предоставлять кредиты на мероприятия, связанные с производством товаров народного потребления и развитием культурно-бытовых, коммунальных, транспортных услуг, на затраты по развитию туризма и зон отдыха.
Рост денежных доходов населения, товарооборота и бытовых услуг обусловливает увеличение налично-денежного оборота, что служит основой дальнейшего развития функций Государственного банка СССР как единого кассового центра страны. Учреждения банка совершенствуют и улучшают кассовое обслуживание клиентов путем расширения сети касс Госбанка при торговых, транспортных, зрелищных, бытовых предприятиях и организациях, лучшей организации доставки денег предприятиям и сбора денежной выручки от предприятий, организаций и учреждений. Все это направлено на ускорение оборачиваемости наличных денег.
Краткосрочное кредитование народного хозяйства - важнейшая функция Государственного банка СССР. С помощью кредита удовлетворяется больше половины всей потребности в оборотных средствах народного хозяйства. С участием кредита совершаются многочисленные хозяйственные операции по производству и реализации продукции, аккумуляции бюджетных ресурсов, перераспределению собственных оборотных средств и накоплений. Краткосрочное кредитование создает необходимые предпосылки для завершения всего кругооборота средств, начинающегося с приобретения сырья, материалов, топлива, энергии, оплаты труда и завершающегося поступлением денег на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, произведенные услуги.
Государственный банк СССР выступает расчетным центром страны. Он ведает организацией расчетов, определяет их принципы, контролирует соблюдение договорной, расчетной и платежной дисциплины, правильное и своевременное проведение расчетов. Расчеты совершаются с помощью наличных денег, а также путем безналичных платежей, которые в основном и формируют платежный оборот в стране. Наличные деньги применяются, главным образом, в расчетах с населением, безналичные расчеты преобладают в отношениях между государственными, кооперативными, общественными предприятиями, организациями и учреждениями.
В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.
В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.
В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.).
В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка. В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.
1.3 Создание Орловской областной конторы Государственного банка
Орловское отделение Госбанка открыло свои действия с 6 марта 1922 года по постановлению Правления Госбанка от 17 января 1922 года. Отделение получило капитал в сумме 15 миллиардов рублей и приступило к операциям. Тогда же в марте из Центра для Орловского отделения выделено было еще 24 и 20 миллиардов рублей для переводной операции и для сельскохозяйственного кредита, всего 59 миллиардов рублей.
В Орловском отделении Госбанка была утверждена следующая структура:
) Управляющий;
) бухгалтерия;
) контроль;
) касса;
) учетно-ссудный, комиссионный и товарный отдел;
) отдел вкладов, текущих счетов и переводов;
) отдел взаимных расчетов;
) секретариат.
Штат отделения 45 человек. «Весь штат был заполнен бывшими сотрудниками частных банков и бывшего Госбанка», как сообщалось в отчете за первые месяцы работы отделения.
После образования в начале 1940 года отделений в Выгоничах, Хотынце и Жирятино Орловская контора Госбанка насчитывала 65 филиалов (без горуправления).
На 1 января 1946 года в ведении Конторы находилось 37 действовавших отделений. В августе 1946 года были образованы 2 новых отделения - Чернавское и Судбищенское, но госштатная комиссия не утвердила штаты для этих филиалов и в ноябре того же года они были закрыты. Баланс Чернавского филиала был передан Измалковскому отделению, Судбищенского - Новодеревеньковскому.
В августе следующего. 1947 года, приказом по Госбанку СССР эти филиалы вновь были открыты и сеть областной конторы стала насчитывать 39 отделений.
В связи с проводившейся в стране в 1947 году денежной реформой управляющим областной конторой Госбанка В. Комиссаровым было издано распоряжение от 25.12.47, обязывавшее управляющих филиалами не позднее 27 декабря закончить пересчет, зачислить в фонды через оборотную кассу все старые деньги, поступившие с выплатных пунктов Госбанка, включая пункты при сберкассах. Предприятий связи, комбанках и других организациях, а также все прочие поступления старых денег и предоставить облконторе телеграфный отчет не позднее 22 часов 27 декабря 1947 года.
С 1949 года при отделениях облконторы Госбанка были организованы пункты уполномоченных спецбанков (или банков долгосрочных вложений), Сельхозбанк - в 32 филиалах (из 39), Комбанка - в 30-ти. Операции по поручениям Промбанка выполнялись в 34 отделениях.
Таким образом, можно сформулировать следующий вывод о том, что Государственный банк СССР был важным экономическим институтом на всех этапах развития Советского государства, и он выполнял важную роль в развитие и поддержание экономического положения страны. Также Госбанк осуществлял валютную монополию государства, производил международные расчеты и операции с иностранной валютой, устанавливал курсы иностранных валют в рублях.
Раздел 2. Государственный банк СССР в годы Великой Отечественной Войны
.1 Организация работы учреждений Государственного банка в оккупационных районах страны
Во время войны были оккупированы многие районы страны такие как Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская, Московская, Орловская и многие другие. Отделения Государственного банка СССР, находящиеся там, закрывались или эвакуировались в другие города.
В октябре 1941 года Брянская область была оккупирована немецко-фашистскими войсками. С первых дней оккупации борьба против захватчиков приняла массовый характер. В тылу немецких войск развернулась сеть партийно-комсомольского подполья, начали действовать партизанские отряды.
Во время Великой Отечественной войны в помещении Брянского отделения Госбанка размещалась немецкая комендатура. При отступлении фашисты взорвали здание отделения, и оно было практически полностью разрушено - остался только фундамент.
Брянск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 17 сентября 1943 года, а уже 23 сентября во временном помещении возобновило свою работу Брянское отделение Госбанка. Помимо основной деятельности работники отделения после работы и выходные дни своими руками восстанавливали разрушенное здание.
В октябре 1941 года в связи с приближением фронта к Курску областная контора была эвакуирована сначала в Старый Оскол, затем в Балашов Саратовской области, а летом 1942 года - а город Белебей в Башкирии.
Многие сотрудники Курской областной конторы Госбанка СССР, героически сражающиеся с врагом в годы Великой Отечественной войны, имеют боевые награды.
Через четыре дня после освобождения Курска - 12 февраля 1943 года - Курская областная контора Госбанка СССР первой из организаций и учреждений Курской области возобновила свою работу.
После окончания Великой Отечественной войны Курская областная контора Госбанка СССР участвовала в финансировании, кредитовании восстанавливающихся и вновь строящихся предприятий. колхозов, совхозов, учреждений Курской области.
Великая Отечественная война 1941 - 1954 гг. внесла коррективы в структуру и работу Госбанка СССР и в целом и Орловской конторы в частности. С началом оккупации области в 1941 году правление Орловской конторы Госбанка было перенесено в г. Елец, а с июля 1942 года - в с. Красное Елецкого района. Ценности эвакуировались частично в г. Уфу, частично - в г. Бирск Башкирской АСССР. Это был очень тяжелый период, поскольку большая часть работников ушла на фронт. Основная нагрузка легла на плечи женщин. Зачастую рабочий день заканчивался далеко за полночь, порой работали целые сутки.
С первых дней войны перед Орловской конторой Госбанка СССР были поставлены задачи: оказывать финансовую помощь военным организациям и предприятиям, привлекать дополнительные ресурсы для нужд обороны.
С 1943 г. по 1951 г. Орловской областной конторой руководил В. В. Комиссаров. В этот период работникам областной конторы приходилось выполнять не только свои непосредственные обязанности по финансированию народного хозяйства, но и в свободное от работы время восстанавливать частично поврежденное во время боев за город Орел здание банка.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сотрудники Московской городской конторы Госбанка, проявляя мужество и героизм, не прекращали работу ни на один день. За годы войны в столице ни разу не отмечалось случаев задержки или невыплаты заработной платы и денежного довольствия военнослужащим.
Значительна роль работников Московской городской конторы Госбанка в перестройке народного хозяйства на военный лад, перебазировании столичных заводов и фабрик в восточные районы, удовлетворении потребностей фронта и тыла в денежной наличности.
2.2 Создание полевых учреждений
В предвоенные годы важнейшим направлением совершенствования финансово-кредитного обеспечения войск стало переподчинение полевых касс от Наркомата финансов Государственному банку СССР. Госбанк СССР стал отвечать за формирование новых учреждений, которые получили название полевые учреждения Госбанка СССР и впервые были развернуты в 1939 году.
Опыт работы полевых учреждений в 1939-1940 гг. был использован в годы Великой Отечественной войны. С первых дней Великой Отечественной войны началось массовое формирование полевых учреждений Госбанка СССР. В период с 23 июня по декабрь 1941 г. были открыты 598 полевых учреждений Госбанка, в том числе 14 полевых контор, а также 12 полевых отделений. За годы войны была сформирована широкая сеть этих учреждений.
Уже с первых дней Великой Отечественной войны проявилась острая необходимость в координации и регулировании деятельности полевых учреждений из единого центра. Первым начальником Управления полевых учреждений Госбанка СССР был назначен бывший заместитель председателя Правления Госбанка СССР Перов Георгий Васильевич.
На Управление возлагалось руководство кассовым и расчетным обслуживанием соединений, воинских частей и учреждений Красной Армии. Управление занималось формированием полевых учреждений Госбанка СССР, подбором по согласованию с военным командованием их начальствующего состава, разработкой сводных месячных и квартальных кассовых планов, руководством кассовыми операциями и осуществлением контроля за ними.
Кроме того, Управление занималось: организацией кассового хозяйства полевых учреждений Госбанка СССР, образованием денежных фондов при них и контролем за их сохранностью; своевременным обеспечением полевых банков денежной наличностью; кассовым исполнением государственного бюджета по смете НКО. В число важнейших функций УПУ Госбанка СССР входили: организация учетно-операционной работы в полевых банках, взаимных расчетов между полевыми и стационарными учреждениями банка; организация кредитно-расчетного обслуживания военторгов в действующей армии; организация перевозки денег и других ценностей; инспектирование и ревизия полевых банков; решение вопросов по перемещению и ликвидации полевых банков.
Организационная система полевых учреждений Госбанка строилась применительно к структуре войск действующей армии. При фронтах создавались полевые конторы Госбанка, при армиях - полевые отделения Госбанка, при дивизиях - полевые кассы Госбанка. В военно-административном отношении они подчинялись командующим (командирам) формирований, при которых создавались, а по вопросам банковской деятельности - начальникам вышестоящих полевых учреждений Госбанка.
Таким образом, в начале войны была создана новая система управления банковским обслуживанием войск. На начальном этапе войны порядок банковского обслуживания войск регулировался Инструкцией по операциям, счетоводству и отчетности ПУГ СССР, утвержденной в 1940 году. С началом войны Правлением Госбанка СССР были изданы отдельные циркуляры и директивные письма, которые регламентировали различные стороны деятельности полевых банков.
Одними из главных направлений сокращения потерь денежных средств, правильной организации денежного обращения в прифронтовой зоне являлись всемерное развитие безналичных расчетов и широкое привлечение средств военнослужащих во вклады. Создавать на фронтах громоздкую систему сберегательных касс было нецелесообразно.
Существенные изменения в работе полевых учреждений произошли в связи с выходом наших войск на территорию других государств. Обеспечение войск денежной наличностью приобрело более важное значение, чем раньше. С переходом на финансирование армии в иностранной валюте усложнились операции в полевых учреждениях. Передвижение войсковых соединений с территории одного государства на территорию другого и переход отдельных соединений и частей из одного подчинения в другое требовали от полевых учреждений постоянного ведения операций по обмену остатков ранее выплаченной валюты на новую.
На иностранной территории значительное распространение получили операции полевых банков с трофейными ценностями. На полевые банки возлагались прием, хранение и отправка сдаваемой воинскими частями иностранной валюты, советских денег и драгоценных металлов, изъятых из организованных оккупантами кредитных учреждений на территории, временно занятой врагом.
Организационные и технические навыки, приобретенные личным составом в начальный период войны, нашли свое применение и в новых условиях. Именно благодаря этим навыкам полевые учреждения успешно справились со своими задачами на заключительном этапе войны.
Деятельность полевых учреждений Госбанка СССР в годы Великой Отечественной войны показала, что они стали наиболее эффективной формой своевременного и полного обеспечения войск всем комплексом банковских операций. Наличие в составе тыловых органов мобильных полевых банков существенно ускоряло процесс расчетов, поскольку отпадала необходимость доставки расчетных документов в стационарные банки, находящиеся в глубоком тылу.
Полевые учреждения, максимально развивая безналичные расчеты и проводя большую работу по зачислению денежных средств военнослужащих во вклады, значительно способствовали экономии наличных денег, а также относительной устойчивости денежного обращения. Благодаря ведению и развитию вкладных операций через полевые учреждения не только сдерживался выпуск денег в обращение, обеспечивалась их сохранность, но появилась возможность временно свободные сбережения направить на финансирование фронта.
2.3 Операции Государственного банка, соответствующие военному времени
В период войны Государственный банк СССР был вынужден перестраивать свою деятельность с учетом требований состояния экономики, работы эвакуированных предприятий и отделений банка.
Кредитный и кассовый планы Госбанка в этот период составлялись на основе народнохозяйственных планов военного времени и были подчинены главной задаче - победе над врагом. Кредитные и кассовые планы в первый период войны утверждались ежемесячно.
В связи с перестройкой экономики, ускорением оборачиваемости материальных ценностей и использованием их на нужды обороны размер кредитных вложений в 1941-1943 гг. сократился с 5,5 млрд. руб. до 4,8 млрд. руб.
Кредитные ресурсы Госбанка в начальный период войны в значительных размерах направлялись в военную промышленность, на создание нормальных финансовых условий предприятиям, эвакуированным на восток и осваивающим новые виды продукции.
С начала войны Госбанк, при сохранении основных принципов банковского кредитования, выдавал средства на затраты, связанные с эвакуацией. Как свидетельствуют документы, широко предоставлялись кредиты на удовлетворение кратковременных потребностей предприятий (ссуды на временные нужды); их доля в общих кредитных вложениях в первый период войны возросла более чем в десять раз. Оказание кредитной поддержки эвакуированным предприятиям имело огромное значение для быстрого развертывания их деятельности на новом месте.
Госбанк в процессе кредитования и расчетов содействовал укреплению хозрасчета в условиях военного времени, осуществлял активный контроль за выполнением планов предприятиями государственной, кооперативной и местной промышленности, а также торговыми организациями за ускорением продвижения товаров с оптовых баз торговли в розницу.
К 1 января 1945 г. сеть учреждений Госбанка даже превысила довоенный уровень. (См. Приложение №)
Значительная финансовая поддержка оказывалась совхозам и колхозам, возобновившим свою деятельность в освобожденных и прифронтовых районах. По распоряжению правительства Госбанк отсрочил взыскание задолженности отдельных совхозов и кредитовал их исходя из фактического наличия собственных оборотных средств. На льготных условиях предоставлялись кредиты и колхозам, пострадавшим от немецко-фашистской оккупации.
Трудности военного времени, особенно первых трех лет войны, отрицательно сказались на состоянии денежного обращения. Материальный ущерб, нанесенный Советскому Союзу в виде прямых военных расходов, дополнительные расходы, вызванные войной, а также потери за период войны достигли 256,9 млрд. руб.
Ввиду огромных военных расходов и неотложных затрат для перестройки мирной экономики на военный лад, эвакуации промышленности и населения в годы войны потребовалась дополнительная эмиссия денег, которая в 1941-1943 гг. покрывала дефицит государственного бюджета. За время войны денежная масса в обращении возросла в 4 раза. Однако, несмотря на это, важнейшей особенностью военной экономики СССР было сохранение относительно устойчивого денежного обращения.
Наряду с осуществлением принудительных антиинфляционных мероприятий проводилась широкая пропаганда добровольного сбора денежных средств сначала в Фонд обороны страны, а затем - на постройку самолетов и танков. Следует отметить одну особенность антиинфляционной политики. Она заключалась в использовании механизма регулирования цен на товары, реализуемые в государственной и кооперативной торговле, для замедления роста цен на колхозном и частном рынках. По предложению Госбанка СССР были повышены цены на водку, вино, пиво, изделия из драгоценных металлов и непроизводственные товары. Такое частичное повышение цен увеличивало поступление денег в кассы государственных и кооперативных организаций и соответственно уменьшало размеры денежного потока на рынок.
В период Великой Отечественной войны Госбанк бесперебойно осуществлял кредитование и расчеты по внешнеторговым операциям.
Задолженность внешнеторговых объединений по ссудам Госбанка на конец 1945 г. составляла 1,3 млрд. руб. против 910 Млн. руб. в начале 1941 г. Это было связано отчасти с замедлением оборачиваемости средств и удлинением сроков ссуд ввиду - трудностей продвижения экспортных и импортных товаров, а также с ростом накладных расходов в результате повышения транспортных тарифов и стоимости страхования товаров за рубежом.
Наибольшая часть товаров, необходимых для снабжения фронта и гражданского населения, импортировалась за счет средств, полученных Советским Союзом по соглашениям о кредите с Англией и об оказании взаимной помощи в порядке ленд-лиза - с США. Расчеты по этим соглашениям осуществлялись Госбанком. Правительство сохранило довоенный курс рубля в иностранной валюте на базе 5 р. 30 к. за 1 долл. на весь период войны.
2.4 Организация работы Орловской областной конторы Государственного банка СССР
Накануне Великой Отечественной Войны учреждения Орловской областной конторы Государственного банка СССР осуществляли следующие операции:
Øпо активным операциям:
) выдача производственных целевых кредитов;
) ссуды с/хозяйству;
) учет векселей;
) специальный счет под векселя;
) спец.счет под залог товаров;
) срочные ссуды под товары и товарные документы;
) аккредитивы товарные;
) дебиторы по товарным операциям;
Øпо пассивным операциям:
) текущие счета (процентные);
) бессрочные вклады;
) переводы.
Банковские операции Орловской областной конторой Госбанка проводились по двум категориям: балансовым счетам и внебалансовым. (См. Приложение №)
В отчетной форме за 1941 год в «Балансовых счетах» указаны следующие новые разделы:
просроченная задолженность банку (просроченная задолженность по краткосрочным кредитам, проценты, причитающиеся банку);
аккредитивы и другие расчетные операции (выданные аккредитивы, особые счета по грузообороту, невыплаченные переводы и др.);
финансирование по капитальному ремонту (особые счета по капремонту);
расчеты по операциям в учреждениях Госбанка, не сохранивших учета в связи с войной (ссудные расчетные счета предприятий Наркоматов, ведомств и организаций, расчеты с бюджетом и т.д.).
В разделе «Расчеты с госбюджетом и бюджетными учреждениями» значится новый счет - фонд обороны Союза ССР.
Отсутствуют разделы «Средства и имущество по ФУБРу» и «Спецрасчеты общесоюзного бюджета по переоценкам».
В категории «Внебалансовые счета» имеется новый раздел «Документы, принятые на инкассо от ликвидированных национальных банков».
В свободной отчетной ведомости за 1942 года в той же категории указан раздел «Стандартные справки, продовольственные, промтоварные и приравненные к ним карточки».
В «Балансовых счетах» и разделе «Взаимные расчеты» значится новый счет - «выплаты по вкладам военнослужащих», в разделе «Дебиторы и кредиторы» - счет «восстановление активов и пассивов эвакуационных учреждений Госбанка».
В годовых отчетах за 1943 - 1944 гг. в разделе «Краткосрочные кредитные и расчетные операции» указан новый счет «Вклады частных лиц», в разделе «Расчеты с госбюджетом и бюджетными учреждениями» - счет «Фонд Красной Армии на строительство танковых колонн и эскадрилий самолетов».
В той же категории имеется новый раздел «Ценности и документы, оставшиеся неэвакуированными из зоны военных действий или уничтоженные при эвакуации» (фонды учреждений Госбанка, уничтоженные при эвакуации, разные ценности, оставшиеся неэвакуированными из зоны военных действий, долги, списанные в убыток, по которым должники не выявлены).
В категории «Внебалансовые счета» значится раздел «Потери банка, вызванные войной».
В отчетах за 1947 - 1949 гг. в «Балансовых счетах» указана новая банковская операция: «Расчеты с министерством финансов СССР, возникшие в связи с проведением денежной реформы» (разница от уценки денежных билетов старых образцов, разница от переоценки счетов предприятий, организаций, колхозов, вкладов частных лиц в Госбанке и др.).
Таким образом, можно сформулировать следующий вывод о том, что Государственный банк СССР в годы Великой Отечественной Войны выполнял важную роль в сокращения потерь денежных средств, правильной организации денежного обращения в прифронтовой зоне являлись всемерное развитие безналичных расчетов и широкое привлечение средств военнослужащих во вклады. Можно сказать, что в начале войны была создана новая система управления банковским обслуживанием войск. Также наряду с осуществлением принудительных антиинфляционных мероприятий проводилась широкая пропаганда добровольного сбора денежных средств сначала в Фонд обороны страны, а затем - на постройку самолетов и танков. Следует отметить одну особенность антиинфляционной политики. Она заключалась в использовании механизма регулирования цен на товары, реализуемые в государственной и кооперативной торговле, для замедления роста цен на колхозном и частном рынках.
Раздел 3. Деятельность Государственного банка СССР в период восстановления народного хозяйства
.1 Состояние народного хозяйства страны в послевоенный период
К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.
Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны. По плану четвертой пятилетки 40% капитальных вложений (115 млрд. руб.) было выделено для восстановления разрушенного или пострадавшего от войны хозяйства. Восстановление нормальной жизни в стране происходило в сложных условиях обнищания населения, голода на юге страны и повстанческого движения на присоединенных к СССР землях.
Восстановление народного хозяйства начали с тяжелой промышленности. Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. В 1948 г. объем промышленного производства достиг довоенного уровня, и в целом восстановление промышленности было закончено в конце 1950 года. Этому способствовали самоотверженный труд людей, а также максимальная концентрация ресурсов, достигнутая за счет экономии на сельском хозяйстве, легкой промышленности и социальной сфере. Немалую роль сыграли и репарации с Германии (4,3 млрд. долларов).
Успехи в промышленности и в военном деле базировались на жестком нажиме на деревню, на выкачивании из нее средств. Доходы от колхоза составляли в среднем лишь 20,3 % денежных доходов семьи крестьянина, 22,4 % колхозов в 1950 г. вообще не выдавали денег на трудодни. Жили крестьяне главным образом за счет своего приусадебного участка. Они не имели паспортов, поэтому не могли покинуть деревню. За невыполнение нормы трудодней им грозила судебная ответственность. Поэтому не случайно к 1950 г. деревня только приблизилась к довоенному уровню. Избранный в СССР вариант форсированного восстановления с опорой на внутренние ресурсы (а Западная Европа получила по плану Маршалла от США 13 млрд. долларов) и сверхконцентрация средств в тяжелой промышленности замедлили повышение жизненного уровня. К тому же в 1946 г. в результате сильной засухи страну постиг голод. Отмена карточной системы в 1947 г. и денежная реформа серьезно ударили по широким массам. Многие товары продавались по коммерческим ценам и были для них недоступны.
Впервые за долгие годы после войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве, однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), где в условиях начавшейся "холодной войны" шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники. Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88% капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленности, как и прежде, финансировались по остаточному принципу (12%) и, естественно, не удовлетворяли даже минимальных потребностей населения.
Всего за годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (а в новых союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2-3 раза). Значительно возросло, по сравнению с довоенным, производство стали, проката стали и нефти. Были построены новые металлургические предприятия в Прибалтике, в Закавказье, в Средней Азии и в Казахстане.
Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советских заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление.
Еще более ослабленным из войны вышло сельское хозяйство страны, валовая продукция которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня.
Тем не менее, неэквивалентный товарообмен между городом и деревней продолжался и после этого. Через госзакупки колхозы компенсировали лишь пятую часть расходов на производстве молока, десятую часть - зерна, двадцатую - мяса. Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали. Спасало лишь подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен значительный удар. За период с 1946-1949 гг. в пользу колхозов были прирезаны 10,6 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было "рекомендовано" продать государству мелкий скот (держать который было разрешено колхозным уставом), что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2-х млн. голов).
Сохранялись нормы довоенного времени, ограничивавшие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пенсионного обеспечения. Денежная реформа 1947 г. также больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома.
Таким образом, возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в послевоенный период, что явилось закономерным итогом реализации взятого в конце 20-х гг. курса.
3.2 Задачи, решаемые Государственным банком СССР по восстановлению денежно-кредитных отношений
Война явилась серьезным испытанием для экономики страны и вызвала огромные потери. Весь материальный ущерб, причиненный войной, составил огромную сумму -- 1890 млрд. руб. Только из бюджета по смете Вооруженных сил было ассигновано 551 млрд. руб., т.е. свыше половины всех ресурсов бюджета.
Для покрытия разрыва между доходами и расходами государство использовало материальные и денежные резервы, созданные в прошлые годы, а также прибегло к выпуску в обращение дополнительного количества денег. Неизбежным следствием этого явилось образование крупного излишка денег, создававшего угрозу для денежного обращения. На товары производственного потребления и военного снаряжения цены были не только сохранены, но и в ряде случаев даже понижены по сравнению с довоенным уровнем. Введение военного налога, налога на холостяков и малосемейных граждан, перестройка и повышение ставок сельскохозяйственного налога и другие меры налогового порядка не только увеличили доходы бюджета, но и содействовали укреплению денежного обращения.
Основное увеличение денежной эмиссии пришлось на 1942 г.: денежная масса в обращении увеличилась за год в 2,4 раза. Однако уже с 1943 г. эмиссия денег сокращается. К концу войны денежная масса в обращении увеличилась в четыре раза по сравнению с ее массой накануне войны. При этом размер эмиссии в 1943-- 45 гг. был почти в 3 раза меньше, чем в первый год войны.
Для ликвидации последствий войны, ликвидации карточной системы в области денежного обращения 14 декабря 1947 г. вышло постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». Денежная реформа 1947 г. не затрагивала основ денежной системы, а лишь предусматривала выпуск в обращение новых денег и изъятие старых денег, переоценку вкладов населения в сберегательных кассах и в Госбанке, переоценку остатков средств кооперативных организаций и колхозов на счетах в кредитных учреждениях и конверсию государственных займов. Обмен старых денег на новые производился по соотношению 10 руб. старого образца на 1 руб. денег образца 1947 г.
Одновременно с обменом наличных денег производилась и переоценка вкладов населения в сберегательных кассах и в Госбанке. Вклады переоценивались на льготных условиях. Вклады размером до 3 тыс. руб. включительно (а таких вкладов было 80%) оставались без изменения. По вкладам до 10 тыс. руб. включительно первые 3 тыс. руб. зачислялись в новый вклад без переоценки, а остальная часть переоценивалась по соотношению 3 руб. старых денег на 2 руб. новых.
В декабре 1947 г. было издано постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольствие и промышленные товары». Денежная реформа заключалась в обмене находившихся в обращении денежных знаков на новые в соотношении 10:1 и дифференцированной переоценке денежных накоплений: мелкие вклады в сберегательных кассах до 3000 руб., составляющие 80% всех вкладов, не подлежали переоценке, вклады, превышающие 3000 руб., переоценивались сверх этой суммы в соотношении 3:2 (до 10 000 руб.), а вклады сверх 10 тыс. руб. - в соотношении 2:1. Льготные условия переоценки накоплений были установлены и для держателей облигаций государственных займов: облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 года - в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 года переоценке не подлежали.
До 1 марта 1950 г. золотое содержание советского рубля, служившее основанием для определения его внешнего курса, устанавливалось путем приравнивания рубля к той или иной иностранной валюте. Было принято решение повысить с 1 марта 1950 г. официальный курс рубля и в дальнейшем исчисление его вести не на базе доллара, а на более устойчивой золотой основе в соответствии с золотым содержанием рубля. Золотое содержание рубля было установлено в 0,222168 г чистого золота, а курс рубля с 1 марта 1950 г. был определен в 4 руб. за $1 и 11 руб. 20 коп. за 1 фунт стерлингов вместо прежнего соотношения 5 руб. 30 коп. за $1 и 14 руб. 84 коп. за 1 фунт стерлингов.
В первые годы пятой пятилетки (1951-1955 гг.) соотношение темпов роста розничного товарооборота и темпов роста заработной платы складывалось неблагоприятно для выполнения кассовых планов в результате крупного снижения розничных цен.
Лишь с 1954 г. в результате значительного роста физического объема розничного товарооборота и относительно небольшого снижения цен темпы объема товарооборота стали опережать темпы роста выплат заработной платы. В 1956-1960 гг. денежное обращение развивалось в более благоприятных условиях, чем в предшествующем пятилетии. Относительное сокращение денежной массы в обращении по сравнению с ростом наличного оборота привело к заметному ускорению оборота наличных денег в народном хозяйстве. С 1956 г. возврат денег в кассы Госбанка ускорился по сравнению с довоенным периодом. В 1958 г. скорость оборота наличных денег возросла на '1,3 дня по сравнению с 1957 г., а в 1960 г. скорость оборота денег снова увеличилась по сравнению с предыдущим годом.
В 1948-1960 гг. рост безналичного оборота опережал увеличение наличного в среднем на 17%. В 1950 г. доля безналичного оборота в денежном обороте составляла 90% против 80% в 1940 г., а в 1960 г. она повысилась до 92%. Укрепление денежного обращения 1951-1960 гг. приводит к росту покупательной способности рубля на основе снижения государственных розничных цен. Тем не менее в 1960 г. покупательная сила рубля составляла примерно 72% его покупательной силы в 1940 г.
Таким образом, можно сформулировать вывод о том, война явилась серьезным испытанием для экономики страны и вызвала огромные потери и что возврат СССР к довоенной модели экономического развития вызвал значительное ухудшение хозяйственных показателей в послевоенный период.
Заключение
Таким образом, в ходе написания курсовой работы были реализованы сформулированные задачи и сделаны соответствующие выводы.
Советское правительство использовало Государственный банк СССР как важный экономический институт на всех этапах развития Советского государства: в целях ликвидации капиталистических элементов и укрепления социалистического строя, в индустриализации и коллективизации страны. Госбанк осуществляет эмиссию наличных денег и организует денежное обращение в стране; проводит краткосрочное кредитование народного хозяйства; финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложении в сельское хозяйство, заготовительных и некоторых других предприятий и организаций, потребительской кооперации, лесного и водного хозяйства, а также населения в сельской местности; организует сберегательное дело, осуществляет расчёты в народном хозяйстве, кассовое исполнение государственного бюджета, международные кредитные и расчётные операции и операции с драгоценными металлами и иностранной валютой.
Орловское отделение Госбанка открыло свои действия с 6 марта 1922 года по постановлению Правления Госбанка от 17 января 1922 года. Отделение получило капитал в сумме 15 миллиардов рублей и приступило к операциям.
С первых дней войны перед Орловской конторой Госбанка СССР были поставлены задачи: оказывать финансовую помощь военным организациям и предприятиям, привлекать дополнительные ресурсы для нужд обороны.
С 1943 г. по 1951 г. работникам областной конторы приходилось выполнять не только свои непосредственные обязанности по финансированию народного хозяйства, но и в свободное от работы время восстанавливать частично поврежденное во время боев за город Орел здание банка.
Восстановление народного хозяйства начали с тяжелой промышленности. Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов, тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится.
Успехи в промышленности и в военном деле базировались на жестком нажиме на деревню, на выкачивании из нее средств.
Впервые за долгие годы после войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве, однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса, где в условиях начавшейся "холодной войны" шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.
Главным творцом этих несомненных успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации (4,3 млрд. долларов), обеспечившие до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советских заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление.
Для покрытия разрыва между доходами и расходами государство использовало материальные и денежные резервы, созданные в прошлые годы, а также прибегло к выпуску в обращение дополнительного количества денег. Неизбежным следствием этого явилось образование крупного излишка денег, создававшего угрозу для денежного обращения. На товары производственного потребления и военного снаряжения цены были не только сохранены, но и в ряде случаев даже понижены по сравнению с довоенным уровнем. Введение военного налога, налога на холостяков и малосемейных граждан, перестройка и повышение ставок сельскохозяйственного налога и другие меры налогового порядка не только увеличили доходы бюджета, но и содействовали укреплению денежного обращения.
Библиографический список
1.Атлас А.М. «История Государственного Банка СССР в документах» - М. : Финансы 1971 г.
2.Брокгауз Ф.А., И.А. Ефрон. «Энциклопедический словарь» том 4, 1891 г., стр. 922 - 924
.Б.В. Ананыч «Главный банк России» - Москва 2000 г.
.Буцов А.В. «Очерки по истории Государственного банка Российской империи» - Москва 2001 г.
.Левачева И.Н. «История создания Государственного Банка» - Москва 1995 г.
.Фетисов Г.Г. «Организация деятельности ЦБ» - Москва 2007 г.
.«Банк России: Организация деятельности» I и II том - «Дека» 2000 г.
.«Вестник Банка России» № 7 (1176) 17 февраля 2010 г.
.«Орловский вестник» № 301 от 8 ноября 1899 г.
.«Орловский вестник» № 29 от 29 января 1899 г.
.#"center">Приложения
Приложение А
ГОСБАНК СССР ПРАВЛЕНИЕ ГОСБАНКА СССР
Орловская областная контора
Центральному Планово-экономическому
Управлению
Отд: …№ 30…
«31 декабря 1942 г.»
№ 20033 Москва, Неглинная, 12.
При сем посылаем план по ссудам под расчетные документы в пути и ресурсам на 1-й квартал 1943 г. по 17 действующим филиалам.
При составлении плана исходили из следующих данных:
Ссуды под расчетные документы в пути:
Контрольные цифры по ссудам под расчетные документы в пути на 19 кв. 1942 г. были установлены в сумме 5000 т.р.
Фактически использовано на 1/ X1 - 42 г. 4 300 т.р., на 1/XГ - 42 г. 3 600 т.р., ожидаемая задолженность на 1/1 - 43 г. составит 4 260 т.р.
На 1-ый квартал 1943 г. нами планируется задолженность в сумме 4 500 т.р., а план составлен на основании представленных сведений организаций о предполагаемой сумме реализации продукции в 1-ом квартале 43 г. и ожидаемой сумме реализации в декабре 1943 г.
Задолженность по организациям не возобновившим своей деятельности в действующих районах, включена в план без изменения в сумме имеющейся задолженности на 1/XГ - 42 г.
Рост задолженности по ссудам на 1/1У - 43 г. против 1/1 - 43 г. планируется исходя из следующих данных:
Наркомторг- план реализации по плану за декабрь месяц, ожидаемое выполнение составит 630 т.р. План реализации на март месяц запланирован в сумме 700 т.р., что составляет 110% к реализации за декабрь.
Исходя из предполагаемой задолженности на 1/1У - 43 г. в сумме 800 т.р. задолженность на 1/1У - 43 г. планируется в сумме 900 т.р., т.е. пропорционально росту плана товарооборота.
Аналогичный рост задолженности планируется также по системе потребкооперации и промкооперации.
Остальные Норкоматы: Наркоммясомолпром, Наркомзаг и Нарком пищепром, увеличение реализации в 1-ом квартале не планирует, а наоборот по - Наркомату Наркоммясомолпром имеется снижение на 50 т.р., которое предусматривается за счет уменьшения реализации продукции по системе заготскот.
Ресурсы
Фактические остатки по счетам Наркоматов составляют на 1/Х1-42 года 40 570 т.р. На 1/1-43 года 33 405 т.р. Остаток на 1/1У-43 г. планируется в сумме 28 175 т.р. Снижение остатков средств против 1/ХП-42 г. и 1/1-43 г. планируется исходя из следующих данных:
Наркомсвязи. По счету расчетов и переводным операциям на 1/ХГ-42 г. имелось дебетовое сальдо в сумме 1900 т.р. на 1/1-43 г. ожидаемы остаток составит 3 900 т.р. Согласно кассовой заяки представленной Бюро контроля денежных переводов на 1-й квартал 43 г. планируется дополнительны рост дебетового сальдо на сумму 6 000 т.р., что на 1/1У-43 г. составит 9 300 т.р.
Основные счета Наркомсвязи планируются на основании предоставления сведений Областного Управления Связи.
По Наркомзаг. Планируется снижение против 1/ХП-42 г. на счет распределение средств для районных Контор, для погашения просроченной задолженности Госбанку.
Главнефтесбыт против 1/ХП-42 г. также имеет снижение на 1 100 т.р., который произошел вследствие перечисления средств Наркомфину в уплату задолженности по налогу с оборота.
Остатки средств по недействующим предприятиям нашей области планируется по сумме имеющихся остатков на 1/ХП-42 г.
К таким Наркоматам относятся Норкомчермет, Наркоматцветмет, Оборонная промышленность, Норкамлегпром, Предприятия НКНС и др.
Комбанк и Местный бюджет. План составлен на основании представленных проектировок ОблФО и коммунальным банком.
Управляющий Орловской Областной Конторы Госбанка:
/Ковтун/
Источник: Материалы Орловского областного архива
Приложение Б
/V-43 ПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРНСТВЕННОГО БАНКА СССР
№ 20013 Центральному планово-экономическому управлению
Москва, Неглинная, 12.
При сим посылаем план по ссудам под расчетные документы в пути на II- й квартал 1943 г. по 22 действующим филиалам.
Контрольные цифры по ссудам под расчетные документы в пути на I- й квартал 1943 г. были установлены в сумме 5 000 т.р. Ожидаемая задолженность на I/IУ-43 г. составит 4 800 т.р.
На II-й квартал 1943 г. нами планируется задолженность в сумме 5 000 т.р.
Увеличение задолженности против 1-го квартала 1943 г. и оплачиваемой нами объясняется увеличением числа действующих филиалов освобожденных от немецких оккупантов.
План по ресурсам на II-й квартал просим составить без изменений в сумме посланного Вам расчета на I-й квартал 1943 г.
Управляющий Орловской Областной
Конторы Госбанка:
/Ковтун/
Источник: Материалы Орловского областного архива
Приложение В
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
КОНТОРА ГОСБАНКА
ПЛАН НА II- Й КВАРТАЛ 1943 ГОДА
по ссудам под расчетные документы в пути
НаименованиеОжидаемые остатки на начало планируемого кварталаПланируемые остатки на конец кварталаСсуды под расчетные документы в пути….4 8005 000
Управляющий Орловской областной Конторы Госбанка:
/Ковтун/
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК СССР
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОНТОРА
Индекс № 44 и 46
Срок хранения постоянно
Дело № 20013
Свободные кредитные планы и отчеты об их исполнении
за 1943 год
отдел сектор Планово-экономический
Начато 21 дек. 1942 г.
Окончено 31 дек. 1943 г.
арх. № 1 на 69 местах
Государственный архив
Орловской области
Фонд 3580 оп. 3у. уд. Хр. 1
Источник: Материалы Орловского областного архива
Приложение Г
Балансовые счетаВнебалансовые счета1. Капиталы и фонды банка (фонд погашения имущества - амортизация; фонд основных средств - капиталовложения банка; фонд вложений в хозрасчетные предприятия).1. Обеспечения (обязательства по краткосрочным ссудам, обеспечение по балансовым и специальным счетам, реестры - обязательства по внутригородским расчетам).2. Спецрасчеты общесоюзного бюджета по переоценкам (счета специальных переоценок, спецсчет общесоюзного бюджета по переоценкам).2. Запасные и разменные фонды (банковские билеты, казначейская валюта др.).3. Пасчеты по исполеннию бюджетов госрасходы по бюджету СССР, по бюджету союзных республик (СР), средства местных бюджетов, госдоходы по бюджету СССР и по бюджету СР.3. Комиссионные документы и ценности.4. Расчеты с Наркоматом финансов СССР по покупке драгметаллов.4. Ценности и товары на хранение.5. Денежные средства (касса, подкрепления и излишки касс в пути, приписные кассы).5. Депо разных учреждений (депо распорядительных управлений, знаки оплаты госпошлины и других сборов, депо кредитных учреждений).6. Инвалюта и расчеты в инвалюте (иностранная валюта, девизы и тратты, расчеты с клиентами в инвалюте).6. Документы и ценности, подлежащие хранению в кладовой и не учитываемые на других счетах.7. Сторонние средства и фонды спецназначения (разные средства и фонды спецназначения, фонд регулирования оборотных средств потребкооперации).7. Ценности находящиеся у своих учреждений и корреспондентов (комиссионные документы и ценности, ценности и документы по прочим балансовым и внебалансовым счетам, отосланные на инкассо платежные требования).8. Краткосрочные кредиты и расчетные операции (расчетные счеты и ссуды наркоматов: топливной промышленности, пищепрома, внуторга, легкой промышленности и др.; ссуды и расчетные счета потребкооперации колхозов, гос- и соцстраха, профорганизаций и т.д.).8. Долги, списанные в убыток, и обеспечения по долгам, подлежащим списанию в убыток.9. Расчеты с кредитными учреждениями СССР (гострудсберкассы, Сельхозбанк, Промбанк, Торгбанк, Цекомбанк, Комбанки и прочие кредитные учреждения).9. Ценности по операциям за счет Сельхозбанка (обеспечительные обязательства на суммы открытых кредитов, срочные обязательства по долгосрочным ссудам и др.). 10. Кредитные операции за счет сторонних средств (ссуды на разные цели и др.).10. Аккредитивы к оплате.11. Разные дебиторы и кредиторы (лица и учреждения, депозиты, чеки из лимитированных книжек и акцептованные, просроченные задолженности по краткосрочным кредитам, расчеты по заграничным переводам с разрешения Правления, выплаты колхозам по платежным поручениям в пути и др.).11. Кредиты по госбюджету (СССР и СР).12. Основные средства (капиталовложения банка): здания, хозинвентарь, капзатраты по имуществу, не принадлежащему Банку.12. Бланки строгой отчетности (чековые книжки).13. Средства и имущество по ФУБРу (ФУБР, имущество и ссуды за счет ФУБРа).14. Доходы и расходы банка (суммы, подлежащие списанию в убыток, операционные доходы и расходы, административно-управленческие расходы и т.д.).15. Взаимные расчеты (расчеты по выпуску дензнаков и изъятию их из обращения, счета ответных и начальных МФО за прошлый год и пр.).16. Долгосрочные операции за счет Сельхозбанка (расчеты с Сельхозбанком по перечислению средств, по неделимым фондам колхозов, по ссудам колхозам, колхозникам, госпредприятиям и прочим сельскохозяйственным организациям и т.п.).17. Расчеты по капиталовложениям банка (финансирование капвложений, затраты по законченным капитальным вложениям).18. Расчеты по вложениям с хозрасчетными предприятиями.
Источник: Второй отчет Орловского губэкосо. Орел, 1922, стр. 164 - 168
Приложение Д
Отраслевая структура кредитных вложений за 1941-1943 гг.
% к итогу1941 г.1942 г.1943 г.Промышленность,64,469,572,0в том числе:тяжелая26,030,232,7легкая16,519,922,0пищевая19,416,114,8транспорт2,72,63,8сельское хозяйство3,93,42,8заготовки5,95,94,5торговля20,115,615,0
Источник: Материалы Орловского областного архива
Приложение Е
Сеть учреждений Государственного банка СССР по состоянию на 1 января 1941 года и на 1 января 1945 года
1941 г.1945 г.Конторы Госбанка16319,9Отделения Госбанка37853867Расчетные кассы6276Итого40104119
Источник: Материалы Орловского областного архива