Этнопедагогические аспекты воспитательной работы
Контрольная работа №1
Вариант №9
Этнопедагогические аспекты воспитательной
работы
2006
Содержание
Введение. 2
1. Понятие этнопедагогики
и ее функции. 4
2. Духовные истоки
народной педагогики. 7
3. Природа и духовное
начало народных воспитательных традиций, преемственность поколений. 13
Заключение. 20
Список
литературы.. 22
Современные
задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его
социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства
формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в
воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества
- одно из решающих условий преодоления негативных явлений.[1]
Этическая
культура является органической частью культурно-ценностного наследия общества.
Вопрос о культуре человека берет начало в моральной проблематике, поскольку
умение человека жить в обществе по законам добра и справедливости составляет
личную и общественную культуру людей. Существуют простые законы нравственности,
которые нужно постичь. В этом помогают уроки этической культуры. Их назначение
- воспитание и формирование нравственности.
На сегодняшний
день составной частью среднего образования должно стать этическое образование
детей. Это образование влияет на динамику индивидуального самосознания,
выработку нравственной позиции в принятии и исполнении решений, помогает
определить моральные критерии поведения, сделать правильный выбор в конкретной
жизненной ситуации
Уходящий XX век
удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству
невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие
причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную
окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на
которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг
друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.
И все же большая,
здоровая часть человеческого сообщества жаждет мира и взаимопонимания. Люди
хотят видеть красоту, любить и быть любимыми, реализовы-вать свои творческие
возможности, познавать мир и совершенствовать его. Для этого нужны мир и
содружество всех землян. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено
ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия.
Для обеспечения
мира необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной
и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех
народов Земли. Существенную помощь в этом может оказать довольно молодая
наука - этнопедагогика, объединяющая эмпирические сведения о воспитании
подрастающего поколения.[2]
Этнопедагогика
представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует
социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния
педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть
педагогической науки исследует закономерности и особенности народного воспитания.
По определению Г. Н. Волкова, предметом этнопедагогики является педагогическая
культура рода, этносоциума, нации или народности.
В наши дни в
педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина:
«этнопедагогика» и «народная педагогика». Условимся использовать их со
следующей смысловой нагрузкой:[3]
a. народная педагогика - это
воспитательные традиции конкретной этнической группы;
b. этнопедагогика - обобщенное
понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных
народов.
В народной
педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и
глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых.
Г. Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: «Не говори о
любви к детям, если не почитаешь старых».[4]
Наиболее значимая
и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это
индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости.
Социализация в
самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием
окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким
образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков,
умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.
Аккумулируя такие
нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость,
любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной
деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и
самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую
среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.
В воспитании
человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и
социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура,
народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.
В педагогической
мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:[5]
a. пословицы - для
социально-этического;
b. загадки - для умственного;
c. песни - для эстетического,
патриотического;
d. сказки - для того и другого.
Оставаясь
постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает
педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства
различных этапов развития общества.
В средствах
народной педагогики можно выделить два аспекта: содержательный и прикладной,
т. е. воспитательную идею и воспитательное значение.
Наиболее важным в
наши дни представляется рассмотрение средств народной педагогики, несущих идею
самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к
самостоятельной творческой деятельности.
Этнопедагогику
можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного
воспитания.[6]
Этнопедагогика
- наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании
детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности
семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную
педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает
и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно
развивающемся соединении народных традиций.
Этнопедагогика
изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе
которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы,
ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и
обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках,
сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх,
игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также
философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь
педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного
формирования личности.
Выдающиеся
педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений
народа и его педагогического опыта.
Педагоги-классики
полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее
опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания
в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой
- все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено
воспитание.
При
обосновании принципа природосообразности великий педагог также учитывал
народный опыт. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных
афоризмов, а в ряде случаев народные афоризмы составляют какой-то элемент
дидактических положений.
Этнопедагогика -
сравнительно «молодая» ветвь педагогической науки. Системные исследования в
этой области начались во второй половине XX в., хотя в той или иной степени
проблема народного воспитания нашла отражение и в педагогических работах К. Д.
Ушинского, и в философских трудах П. А. Кропоткина, и в педагогических
раздумьях П. И. Ковалевского.[7]
Проанализировав
педагогическое наследие различных народов, К. Д. Ушинский пришел к выводу, что
общей системы воспитания для всех этносов не существует: «У каждого народа -
своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть
драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной
истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа,
как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой
педагогической системе, как бы ни была она стройная хорошо обдумана. Каждый
народ в этом отношении должен питать собственные силы».
Народная
педагогика - это духовный феномен, присущий сознанию народных масс,
эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки
воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости
и педагогической деятельности народа.[8]
Между народной
педагогикой и научной педагогикой существует диалектическая взаимосвязь. С
одной стороны, классическая научная педагогика вбирает в себя все лучшее из
народных воспитательных традиций. С другой стороны, народная педагогика
использует методический инструментарий научной педагогики.
Впервые термин
«этнопедагогика» был использован в нашей стране в 1972 году академиком Г. Н.
Волковым. Программы по этнопедагогике в советское время разрабатывались в
Чебоксарах, Москве, в педагогических вузах Северного Кавказа. [9]
К сожалению, в
советское время парадигма этнопедагогики базировалась на идеологическом
подходе, и ее определяющим фактором был язык. При изучении этнопедагогики за
основу принимался только национальный исторический опыт.
В редких случаях
интегрировался опыт народного вос-нитания, накопленный этносами одной языковой
группы, например, адыго-черкесской.
Такой сугубо
национальный подход нельзя признать объективным. П. А. Кропоткин, как и
другие философы и историки, убедительно доказал, что природа и религия -
главные истоки нравственности.
Поэтому вполне
естественно, что у ногайцев и ингушей, относящихся к разным языковым группам, вследствие
близкого хозяйственного уклада сложились однотипные нормы неписаного права регулирования
семейных отношений - адаты, а нартский эпос - это творение и достояние и
адыгских народов, и осетин, и балкарцев, и карачаевцев, и народов нахской
группы.
Рядом живущие
ногайцы.и калмыки, исповедующие соответственно ислам и ламаизм, имеют
специфические черты народной этики. Таким образом, при изучении этнопеда-гогики
истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и
не в расе, а в религии и природе. Поэтому в наши дни, когда педагогическая наука
освободилась от. идеологических императивов, необходима объективная
интерпретация народных воспитательных традиций.
Интерес к
народной педагогике не является случайным, ибо она - часть духовной культуры
народа, формирующей основы этики и морали. Как это ни удивительно, но
принципы народной педагогики на всех материках и у всех рас и народов имеют
немало общего, ибо они исходят из общечеловеческих ценностных ориентиров. Это
так важно знать каждому из нас в век межнациональных конфликтов, нравственного
обнищания и пересмотра духовных ценностей.
История знает
немало случаев, когда в силу ряда причин небольшая этническая группа попадала
в инонациональное и иноконфессиональное окружение, и именно религия помогала
ей сохранить родной язык, этническое самосознание, чувство этнической общности
и народные традиции. Один из примеров - история казаков-некрасовцев.
По мнению К. Д.
Ушинского, для достижения успехов в педагогике необходимо опираться на
систему, созданную самим народом, в которой учитываются природные наклонности
человека, своеобразие национального характера, сложившегося под влиянием среды
и обстоятельств. Знание устного народного творчества, т. е. отраженного в нем
народного опыта воспитания, помогает глубже понять специфику исторического
развития народа, его обычаи и традиции, семейные устои, в условиях которых
происходило воспитание и развитие личности каждого ребенка.[10]
В свое время
выдающийся итальянский философ Джоберти справедливо заметил, что во все
времена и повсюду гражданские порядки рождались из жреческих, города возникали
из храмов, а воспитание и культура народа - из религии.
Именно такой
концептуальный подход был взят нами за основу при разработке программы курса
«Этнрпедагогика» для Ростовского педагогического университета - головного
педагогического вуза Северного Кавказа, одного из самых пестрых в этническом и
конфессиональном отношениях регионов нашей планеты.
Северный Кавказ -
это мировой коридор культур и цивилизаций, где издревле решались судьбы многих
народов, языков, религий и перекрещивались их дороги. Массовое заселение этого
региона русскими началось во второй половине ХУШ века, но восточно-славянское
население появилось здесь Намного раньше, во времена Древней Руси. На
Таманском полуострове еще в X в. возникло древнерусское княжество Тьмутаракань.
Русичи проникли до нынешнего с. Преградное Ставропольского края. Естественным
образом здесь, в плотном социальном пространстве, сформировался тугой узел межличностного
общения и межэтнического сосуществования народов.
В обострившихся в
последние годы многочисленных социально-политических конфликтах лидеры
противоборствующих сторон разыгрывают национальные и религиозные карты.
Такая пестрая
палитра национального состава населения Северного Кавказа обязывает нас
пристально изучать традиции и обычаи каждого народа, ибо мир в этом регионе
может утверждаться только через языки, образование и культуру. По этой причине
воспитательным традициям народов Северного Кавказа мы уделяем подчеркнутое
внимание. К тому же этнопедагогика северокавказских народов, как и
этнопсихология, до последнего времени оставалась как-то в тени, хотя система
их семейного воспитания, ставившая целью вырастить здорового, стойкого и
смелого человека, безусловно, представляет большой интерес.
Л. Н. Толстой
утверждал: «Мы гораздо ближе к Востоку, и скорее следовало бы Изучать языки
индусский, китайский, даже персидский и их удивительную фило-еофскую
литературу».[11]
География Северного Кавказа такова, что нам ближе культура и традиции
тюркоязыч-ных народов, чем, скажем, народная педагогика славян-еких стран
Центральной Европы. Этим-то и объясняется значительный удельный вес той части
учебника, которая отведена этнопедагогике народов, исповедующих ислам и
буддизм.
Курс
«Этнопедагогика» должен стать логическим продолжением процесса формирования у
студентов творческого отношения к педагогической деятельности, начатого при
изучении курсов общей педагогики и психологии.
К тому же
изложение этнопедагогики как философии воспитания, источником которой являются
природа и религия, в значительной мере будет способствовать формированию
планетарного мышления учителя, характерного для современной педагогики всех цивилизованных
стран.
Народный идеал
совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое
представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является
концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал -
универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего
процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания
и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен
стремиться.
Нравственный
идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую,
мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на
четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал. Очень высоко
ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности
Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он
полагал, формирует «тоску по идеалу».
Среди
многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест
занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося
образцом для подражания. Эта идея первоначально - в самом примитивном виде -
возникла в глубокой древности, хотя, конечно, «человек совершенный» в идеале и
действительности гораздо младше «человека разумного».[12]
Воспитание в
подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением
самовоспитания. От простейших, обособленных, случайных «педагогических»
действий человек шел к усложняющейся педагогической деятельности. По мнению
Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность
выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и
достигать их. Самый труд становился от поколения к поколению более
разнообразным, более совершенным, более многосторонним».
Прогресс в труде
влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания:
постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же
касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи
совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания.
Разнообразие, совершенство
и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной
стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому
совершенству.
Духовность нации
- сложное понятие. В русской религиозной философии оно использовалось прежде
всего для объяснения самостоятельности культурной субстанции народа и
определяющей роли исторических судеб наций. В советской теории оно не было
столь употребимо и не нашло своего места как в системе понятий, характеризующих
уровни сознания, самопознания нации, так и в сфере ее этнопсихологического
бытия.
Судьба нации
зависит от ценностных свойств и качеств ее ментальной структуры. Как писал
русский философ П. И. Новгородцев, «не политические партии спасут Россию» ее
воскресит воспрянувший к свету вечных, истин святой народный дух».[13]
В работе «Этика»
П. А. Кропоткин доказывал, что этические нормы предшествовали религии. Он
выводил нравственность непосредственно из опыта природы.
Справедливость
этой точки зрения не требует особых доказательств: даже самая обычная кошка
может убедительно продемонстрировать, как мы, люди, несовершенны. Этика
животных и растений может быть образцом подражания для человека.
Так, в
перенаселенных центральных районах России крестьянская семья могла
существовать только при условии строгого соблюдения принципов рационального
природопользования и охраны окружающей среды. И, как ни странно, эти принципы
реализовывались неграмотными русскими крестьянами, которые при этом умудрялись
максимально эксплуатировать природную среду.
Естественные
природные ресурсы использовались в высшей степени рационально и вместе с тем
очень интенсивно.
Интересен опыт
крестьян по использованию растений-феноиндикаторов при проведении
сельскохозяйственных работ: «Береза распустила листья - пора сажать картофель»;
«Зацвела черемуха - быть похолоданию»; «Отцвела черемуха, зацвела рожь - пора
сеять гречиху». Часто календарь полевых работ облекался в форму поговорок и
присказок: «Сей овес в грязь - будешь князь»; «3 июня - льносейка»; «13 июня -
раепрягальник, севу край - коня распрягай» и др. Из поколения в поколение передавались
народные приметы, предсказывающие погоду: «Туман сядет на землю - к ведру,
поднимается вверх - к дождю», «Солнце садится в тучу - завтра дождь».[14]
Такая система не
опиралась на научные звания, была рассчитана на социальное устройство и
экономические возможности русской общины и поддерживалась практически единственным,
но мощным стимулом - физическим выживанием семьи и продолжением рода.
Бережное отношение
к природе проявлялось и в традициях донского казачества. Весной, когда рыба
шла на нерест в донские займища и вверх по реке, запрещался не только лов рыбы,
но даже звон церковных колоколов, дабы не беспокоить рыбные стан.
Ведущая роль
этнопедагогики - достижение гармонии природно-биологического, социального и
духовного в развитии человека.
Достижение
гармонии - многоступенчатый и многогранный процесс, происходящий в условиях
измеряемых и неизмеряемых явлений. Смысл воспитания - укрепление преемственности
поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге -
осознание принадлежности к своим корням.
Народ хотел
видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной
педагогики лежит триада «ум - доброта -трудолюбие».
В советское время
по ряду экономических и социальных причин зависимость сельских жителей от
природы снизилась, а соблюдение экологических принципов природопользования
стадо на определенном этапе даже экономически невыгодным. При этом преемственность
традиций прервалась, и к настоящему моменту носителей их почти не осталось.
Все это указывает на хрупкость народных традиций и необходимость бережного к
ним отношения.
Преемственность -
условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть
конкретное проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее.
Определенный порядок, определенная последовательность перехода от одного к
другому, от предшественника к преемнику, разумеется, не предполагает
примитивную прямолинейность. Преемственность в развитии не исключает ни
равномерного поступательного движения от низших форм к высшим, ни скачков, ни
цикличности и повторяемости.
Преемственность
поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального
развития личности и духовного прогресса народа.[15]
Преемственность в
воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений,
предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей,
согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический
оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления
отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного
соотношения между целями воспитания и т.п.
Преемственность
реализуется во времени и пространстве. Физическая преемственность
обеспечивается природой - наследственностью, генотипом,
материально-экономическая - наследованием, духовная - воспитанием. Природа,
социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом,
препятствуя или содействуя преемственности.
Воспитание
усиливает преемственность там, где она может существовать и без него. Порою
даже стихийный воспитательный процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий
лишь в сфере подражания, обеспечивает преемственность.
Жест, мимика,
манеры родителей воспроизводятся детьми, неосознано и подспудно влияют на
формирование характера, стиль поведения и т.п. Преемственность и в области
трудовых интересов иногда может вырасти из простого любопытства и порождаемого
им подражания. То же самое возможно в сфере народного искусства.
В народных
культурах нет материала для межнациональной розни. Войны - это сфера политики.
Традиционная культура народов враждебна этой политике. Этнопедагогический
диалог, диалог культур подчеркивает межнациональное, общечеловеческое в
духовно-нравственных ценностях народов. Народы говорят на разных языках, но
духовно они очень близки к друг другу.
В истории
воспитания не просто много, а невероятно много белых страниц, нераскрытых тайн.
Представим себе всемирную общечеловеческую историю воспитания в виде одного
тома из тысячи страниц - каждому тысячелетию отдадим одну страницу этой единой,
общей «Книги судьбы» племен, народов и человечества.
Никакая
созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые
традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека.
В то же время
всемирное значение педагогического творчества Я.А.Коменского доказывает, что
любой продуктивный педагогический опыт, опирающийся на народные традиции,
всегда выходит далеко за рамки того исторического и культурного контекста, в
котором он возник и развивался. Возьмем, например, педагогическую культуру
японцев, собственные тысячелетние традиции которых не мешают внедрению
педагогических достижений других народов. Игнорирование этих традиций исключает
демократичность системы образования и воспитания.
Светило русской
духовности и культуры, в том числе и педагогической - М.В.Ломоносов. Он, как и
Коменский - личность-символ, он создатель русской грамматики, первого
российского университета, блестящий ученый, совершивший открытия во многих
науках, в частности в науке о воспитании. Его заповедь: история дает молодым
разум старых. Ломоносов - истинно народный педагог, показавший великую миссию
родного русского языка в духовной жизни народа.
Сказанное о
русском Ломоносов легко переносил на любой другой язык. Нет на свете языка
богаче, красивее, милее, чем свой родной, - эта мысль Ломоносова сегодня, когда
целые народы забывают свои родные языки, как нельзя более актуальна.
Воспитание и
образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не
могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики.
Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения,
одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность
патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого
достоинства.
Этнопедагогика,
изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания,
является педагогикой национального спасения.[16]
Незабываема трагедия депортированных народов, сопровождавшаяся дискриминацией,
преследованиями и даже категорическим запретом употребления родного языка в
местах высылки. Народная педагогика в таких невыносимо тяжелых условиях почти
нелегально действовала в семьях, связанных родственными узами. И в настоящее
время народная педагогика продолжает оставаться самой главной, конструктивной,
самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике
сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое
надежное знакомство с любым из народов - осведомленность в системе воспитания
этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения,
всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого.
Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение,
самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для
изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания
имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений
литературы, живописи, киноискусства, музыки и др.
Сердцевиной
этнопедагогики, ее душой является любовь. Любовь к детям, труду, культуре,
народу, Родине. Обогащаясь знаниями по народной педагогике, учитель сможет
лучше понять своих учеников и их семьи, стать подлинным воспитателем юных.[17]
1.
Антология
педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII в.в. - М.,
1985.
2.
Волков
Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
3.
Волков
Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
4.
Васильцова
З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
5.
Педагогика
/ Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.
[1] Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
[2] Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
[3] Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
[5] Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства
XIV-XVII в.в. - М., 1985.
[6] Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
[7] Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства
XIV-XVII в.в. - М., 1985.
[8] Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
[9] Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
[10] Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства
XIV-XVII в.в. - М., 1985.
[11] Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства
XIV-XVII в.в. - М., 1985.
[12] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.
[13] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.
[14] Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства
XIV-XVII в.в. - М., 1985.
[15] Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
[16] Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.
[17] Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1978.