Теория идеального государства Платона

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория идеального государства Платона

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

Кафедра философии и истории






Реферат

По дисциплине Философия

на тему «Теория идеального государства Платона»


Выполнила:

студентка 4-ого курса ФЗО

группы ЗП-91

Раздобреева Елена

Студенческий билет №124п-186

Проверил:

Коновалов Александр Владимирович


Новосибирск 2013

Содержание

Введение.2

Идеальное государство Платона.3

Классификация форм государства.7

Комментарии.9

Список использованных источников.13

Введение

Об идеальном устройстве государства спорили с античных времен и спорят до сих пор. Существует множество теорий о наиболее подходящем государственном устройстве, было поставлено множество социальных экспериментов. До сих пор тема остается актуальной, поскольку действующие модели так или иначе со временем оказываются несостоятельными.

В обширном и разностороннем творчестве Платона проблемам государства, права и политики уделено огромное внимание. Совсем не случайно двумя самыми крупными его произведениями являются Государство и Законы. В первом описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство. Во втором государство максимально приближающееся, благодаря правильному законодательству, к идеалу. Политико-правовая тематика исследуется и в других многочисленных платоновских диалогах, таких как Антология Сократа, Политик, Критий, Протагор, Горгий .

С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Им были впервые поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей.

Сам Платон, насколько можно судить по обстоятельствам его жизни и темам его крупнейших, итоговых произведений, одной из главных своих задач считал разработку политической теории. Как писал А. С. Богомолов: «Самое общее определение философии Платона необходимо основывается на том, что афинский мыслитель поставил перед собою задачу защиты и теоретического обоснования общественного устройства, которому грозил кризис, - полисного устройства древнегреческого общества».

Идеальное государство Платона

Платон начинает с рассмотрения действительного общества (государства, по его терминологии), его естественных самоочевидных предпосылок. Главное для него - показать, что совместная жизнь и определенная форма ее организации являются необходимыми, вытекающими из самой природы человека. «Государство, - писал он, - возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается... его создают наши потребности».

Таким образом, Платон акцентирует несамодостаточность индивида, невозможность для него жить вне общества. Полисное, государственное устройство человеческой жизни - не вопрос договора, а естественно-природная необходимость, обусловленная потребностями самого человека. Столь же необходимо и неизбежно распределение функций, разделение труда при любой форме общественной организации. Его главным основанием, помимо «производственной» целесообразности, является объективно существующее, согласно Платону, природное неравенство задатков и способностей людей: «каким образом государство может обеспечить себя всем этим (средствами для удовлетворения потребностей индивида) не так ли, что кто-нибудь будет земледельцем, другой строителем, третий ткачом», а кроме того: «люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна да и способности к тому или иному делу также... Поэтому можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы».

В силу этого Платон убежден, что полисное устройство не может принимать произвольные формы. Обязательность его структурной дифференциации вытекает (принципиально, конечно, а не в деталях) из эффективности и неизбежности известной специализации в исполнении жизненно важных социальных функций, собственно, в процессе удовлетворения потребностей индивида как разумного общественного существа.

В связи с этим перед государством встает важнейшая, уже не столько экономическая, сколько социальная, нравственная задача - произвести разделение труда, распределение обязанностей между своими жителями таким образом, чтобы оно в наибольшей степени соответствовало их природным задаткам и склонностям, чтобы каждый имел возможность заниматься определенным делом, обеспечивая свои реальные потребности посредством взаимообслуживания в рамках государственного целого. Именно такое распределение является для Платона показателем справедливого государственного устройства и необходимым условием справедливой, а значит, и счастливой жизни граждан: «...каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен... заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость». Он понимает, что адекватное разрешение этой задачи невозможно в эмпирически существующем государстве: «у нас человек не может быть ни двойственным, ни множественным, раз каждый делает что-то одно. Поэтому только в нашем государстве (идеально-образцовом) мы обнаружим, что сапожник - это сапожник, земледелец - это земледелец... военный человек - это военный, и так далее».

Платон выдвинул следующее условие для создания здорового города-государства. Властью должны обладать те, кто является компетентным, а не народ или малознающие и недобродетельные единоличные правители. Средством для достижения этой цели является всеобщая система образования, в которой каждый имеет одинаковые возможности и каждый может найти в полисе соответствующее его способностям место.

Большая часть диалога Государство посвящена тому, какой должна быть идеальная система образования. При этом следует подчеркнуть, что Платону важна именно система как целое, а не частные детали, связанные с изучаемыми предметами, возрастом учеников или их экзаменами. Ее основные моменты таковы. Образование находится в руках общества, а не частных лиц. Все дети, независимо от происхождения и пола, имеют одинаковые возможности обучаться. Между десятью и двадцати годами все получают одно и то же образование. Важнейшими предметами являются гимнастика [1], музыка и религия. Молодежь должна обладать крепким и гармонически развитым телом, чувством прекрасного. Она должна быть обучена послушанию, лояльности и готовности к самопожертвованию. В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают обучение, уделяя особое внимание математике. В возрасте 30 лет снова происходит отбор, и прошедшие его изучают еще пять лет философию. После этого они в течение пятнадцати лет участвуют в практической жизни общества, приобретая навыки управления. Когда им исполняется 50 лет и за их плечами 40 лет всестороннего образования, подготовки и опыта, тогда эта тщательно отобранная элита берет в свои руки управление государством. Ее представители уже обладают знанием идеи добра, фактуальным знанием и практическим опытом, причем все это стало их личностным знанием. Теперь, согласно Платону, они являются абсолютно компетентными и добродетельными. Именно эти компетентные лица должны обладать всей властью и управлять остальными членами общества.

Не прошедшие первый отбор становятся ремесленниками, земледельцами и купцами. Отсеянные после второго отбора становятся управляющими и воинами. Таким образом система образования порождает три социальных класса. Первый состоит из правителей, обладающих компетенцией и всей полнотой власти. Второй класс образуют те, кто связан с управлением и военной обороной. К третьему классу принадлежат производители необходимых для общества продуктов.

Так же в государстве Платона сохраняется рабство, хотя не рекомендуется обращать в рабство эллинов. Добывают рабов стражи, второе сословие, в завоевательных войнах.

Стражи и философы, в отличие от производителей, у которых отдельные семьи, имеют общих жен и детей. Ведь если у каждого будет своя семья, то и стараться он будет для нее в ущерб общим целям. Поэтому удел этих двух сословий - общее проживание, совместные трапезы и т. п.

По мнению Платона, правителями "идеального" государства должны быть исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Именно философы обуславливают благосостояние, справедливость государства Платона, ведь им свойственны "...правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине". Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить "идеальное"). Очевидно, что именно философы будут охранять "идеальный" строй, законы от всяческих нововведений, ведь они обладают "...всеми качествами правителей и стражей идеального государства". Именно поэтому деятельность философов обуславливает существование "идеального" государства, его неизменность. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь "идеального" государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам. государство платон сословие полисный

Следует добавить, что это идеальное общество не мыслилось, исходя только из теоретических и моральных требований. Справедливое общество является обществом для взаимного удовлетворения потребностей. Мудрые думают, мужественные защищают и умеренные производят. При условии, что разные люди имеют разные способности (добродетели) и соответственно выполняют различные общественные функции, они дополняют друг друга. Тем самым каждый участвует в удовлетворении естественных потребностей (то есть потребностей, которые Платон считал естественными для города-государства). В этом положении содержатся зерна теории разделения труда и теории классов. Платон не рассматривает разделение труда и классы как присущие обществу по природе или по высшему установлению. Он пытается, исходя из соображений общественной эффективности и различных способностей членов общества, обосновать разделение труда и классовое расслоение. Характерно, что в этом государстве остается возможность перехода из класса в класс, производимого под руководством правителей после длительного обучения и самосовершенствования. Причем если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо "понизить" без сожаления.

Классификация форм государства

Признавая недостижимость идеала государственного устройства в текущих условиях, Платон рассматривает существующие формы государства. Важнейшим критерием для их оценки служит для Платона различие в степени адекватности выполнения государством своей важнейшей функции, то есть организации разделения труда сообразно способностям и предрасположенностям граждан.

Следующая ступень разложения, еще худшая форма государственного устройства - демократия. Здесь принципом государственного строительства оказывается воля большинства и поэтому реально правят те, кто завоевывает «расположение толпы». Здесь господствует оборачивающееся несправедливостью равенство, «уравнивающее равных и неравных». Основной закон демократии является отрицанием основного закона справедливого государства. При ней государство принципиально не отправляет свою основную функцию, здесь каждый может заниматься, чем пожелает, или не заниматься ничем: «Эта снисходительность вовсе не мелкая подробность демократического строя: напротив, в этом сказывается презрение ко всему тому, что мы считали важным, когда основывали наше государство».

Разрушение сословий, прогрессирующее всесмешение и разложение общественных связей и установлений порождают главный порок демократии, который подтачивает и порабощает ее, приводя государство к тирании. Тирания - это власть одного над всеми, ничем не ограниченный произвол отдельного лица. Принцип тиранического правления прямо противоположен принципу совершенного государства. При тирании лучшие, достойнейшие, наиболее способные люди уничтожаются и изгоняются, так как именно в них тиран видит угрозу собственному правлению, а благополучие государства его совершенно не интересует. Здесь отбор людей и распределение обязанностей производится по принципу «чем хуже - тем лучше», и тирана всегда окружает «толпа негодяев»: «тирану надо зорко следить за тем, кто мужествен, кто великодушен, кто разумен, кто богат. Благополучие тирана основано на том, что он поневоле враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство». Это очищение, отмечает Платон, «противоположно тому, что применяют врачи: те удаляют из тела все наихудшее, оставляя самое лучшее, здесь же дело обстоит наоборот».

Так как тиран заботится только о собственных вожделениях, он не останавливается перед их удовлетворением за счет государства, растрачивая государственные средства и непомерно повышая налоги. Для того, чтобы оправдывать необходимость своей власти, тиран постоянно затевает войны, держит общество в напряжении. Заканчивается тираническое правление тем, что народ попадает в рабство к тирану.

Таким образом, мы видим, что важнейшим основанием для платоновской классификации существующих государственных устройств, в полном соответствии с его пониманием справедливости, является способность государства осуществлять разделение и соподчинение сословий, то есть иерархию в обществе. По Платону, чем более последовательно, конкретно и четко проведено деление на сословия, чем строже и неукоснительнее соблюдается иерархия сословий, тем ближе государство к совершенному типу.

Комментарии

В идее государственного устройства Платона существуют спорные моменты.

По теории Платона государство образуется для удовлетворения потребностей, которые люди неспособны удовлетворить самостоятельно. При этом основой идеального государства считается некая идея высшего, нематериального блага. Потребности физические играют второстепенную роль. Государство в первую очередь обеспечивает существование самого себя, отводя производству материальных благ незначительное место не слишком уважаемой необходимости, то есть своей основной роли, по сути, не выполняет.

Так же спорной представляется идея о работе на общее благо без материальных стимулов. В идеальном государстве Платона стражи не имеют ничего своего, что исключает конкуренцию между отдельными членами общества. Учитывая, что именно конкуренция является стимулом к развитию, встает вопрос о мотивации. Опять же, поскольку государство идеально, то в нем ничего не должно меняться. При стремлении философов-правителей сохранить имеющийся порядок, непонятным остается вопрос о техническом и научном прогрессе в областях производства. Можно заявить, что мотивацией для стражей и правителей является забота о государстве, а при заявленной умеренности низшего сословия необходимость в совершенствовании областей производства отсутствует, но подобный подход представляется нелогичным, поскольку неразвивающееся общество, перманентно находящееся в состоянии застоя, очень мало похоже на идеальное.

Рассматривая вопрос семьи в среде стражей, можно отметить, по сути, упразднение этого социального института. При общности всех женщин и детей семья как структурная единица общества отсутствует, заменяясь крупным формированием, контролируемым извне. Система, неспособная к саморегуляции, не может быть устойчивой. Этическую сторону вопроса можно не рассматривать (принципы государства в принципе довольно жесткие), но контроль над подобной системой представляется занятием очень трудоемким.

Вообще, единообразие рассматриваемой модели государства можно поставить под сомнение - даже в диалогах Платона низшему классу производителей отводится незначительная, подчиненная роль, при этом данный класс представляется самым многочисленным. С учетом допущения о воспитании всего общества на идее общего блага можно предположить отсутствие социальных трений, но расслоение и противопоставление стражей и правителей ремесленникам очевидно. Подобное же расслоение, только на основе имущественного фактора, Платон рассматривает в рамках олигархии, которую он считает ущербным государственным устройством.

Вывод

Модель идеального государства Платона представляет собой хорошо продуманную и подробно разработанную систему. Но для реализации подобной модели требуется слишком много допущений (например, превосходство общего интереса над частным). Несмотря на продуманность, данная модель представляется мне утопической. Не только потому, что она невозможно для реализации (о чем упоминает и сам философ в диалоге «Государство»), но и потому, что теория представляется слишком идеализированной.

Список использованных источников

1.«Государство», Платон.

2.«Законы», Платон.

.«Критий», Платон.

.«Античная философия», В. Ф. Асмус (http://centant.spbu.ru/sno/lib/asmus/4-7.htm)

.«Философия Платона и проблема идеального», С. Мареев, Е. Мареева. (http://omiliya.org/article/filosofiya-platona-i-problema-idealnogo-s-mareev-e-mareeva.html)

.«История философии», Скирбекк Г., Гилье Н. (http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/skirbek_istorija/02.aspx)

.Философия и общество. Выпуск №1(38)/2005, «Учение Платона об идеальном государстве», Голубев С. В. (http://www.socionauki.ru/journal/articles/126736/)

Похожие работы на - Теория идеального государства Платона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!