Становление и развитие мест лишения свободы в 1917 — 1924 гг.

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,47 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Становление и развитие мест лишения свободы в 1917 — 1924 гг.

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

Юридический факультет









Дисциплина: История возникновения, развития и актуальные проблемы уголовно-исполнительного права

Контрольная работа

Тема: Становление и развитие мест лишения свободы в 1917-1924 гг.

Студентки 5-го курса

заочной формы обучения

по специальности «Юриспруденция»

Проверил преподаватель:

Калинкина А.Б.




Санкт-Петербург, 2012г.

План

Введение

. Карательная политика в первые годы советской власти

. Советское исправительно-трудовое право в 1920 - 1924 годы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

После февральской революции 1917г. Временное правительство осуществило ряд мер по гуманизации отбывания наказания в местах лишения свободы. Части осужденных, принимавшим участие в работах, связанных с военными нуждами и зарекомендовавших себя безукоризненным поведением и усердием в работе, сокращался срок отбывания наказания. Были отменены некоторые жестокие средства воздействия на заключенных. Так, в частности, отменялись наказания розгами, наложения оков и одевание смирительной рубашки. Для каторжных женщин одиночное заключение сокращалось наполовину. Лица, виновные в совершении правонарушения, не могли в дальнейшем переводиться в разряд «исправившихся».

Советский этап в развитии пенитенциарного права начался с попытки реализации передовых идей сформировавшихся в дореволюционный период. Многие известные ученые приняли советскую власть и работали в советских государственных учреждениях, внося в их организацию прогрессивные демократические начала организации исполнения наказания.

1. Карательная политика в первые годы советской власти

Слом старого государственного аппарата происходил через две стадии: 1) овладение старым государственным аппаратом, установление контроля над ним со стороны политических комиссаров и подчинение всех звеньев тюремной системы Советам; 2) ликвидация, а в ряде случаев коренная реорганизация старого и создание нового аппарата.

Решение этих задач Совет народных комиссаров РСФСР поручил губернским (областным) Советам депутатов, возложив на них "заведование тюремной частью". Местные тюремные инспекции поступали в распоряжение Советов в качестве их исполнительного органа. Тюремные комитеты, их отделения, а также попечительства временно сохранялись в соответствии с ранее принятыми положениями. Назначение новых руководителей мест лишения свободы являлось компетенцией Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

декабря 1917г. Совет народных комиссаров возложил на Народный комиссариат юстиции руководство местами заключения. И в его составе была создана Тюремная коллегия (в ряде документов она именуется Главным управлением местами заключения - вплоть до реорганизации в Карательный отдел в мае 1918г.). В феврале 1918г. Народный комиссариат юстиции (НКЮ) РСФСР направляет на места телеграмму с требованием сохранить тюремные инспекции и администрацию мест заключения "для правильной постановки тюремного дела". В мае 1918г. Тюремная коллегия была преобразована в Карательный отдел НКЮ, а тюремные коллегии на местах - в карательные отделы при губернских комиссариатах юстиции. Но тем не менее принципиально важные решения по вопросам исполнения наказаний продолжали приниматься коллегиально, что имело большое практическое значение для деятельности Карательного отдела и его структурных подразделений. Это помогало избегать ошибок и в то же время компенсировало недостаток специальных познаний в области теории и практики работы у многих сотрудников.

С особой остротой ставится вопрос о законности в деятельности мест лишения свободы в циркуляре Карательного отдела НКЮ от 4 февраля 1919г. "О тюремном режиме и о привлечении к ответственности виновных в притеснении заключенных" указывалось, что необходимо бороться с произволом и беззаконием в местах лишения свободы, не допускать никаких послаблений, предавать суду виновных не только в незаконных притеснениях заключенных, но и в попустительстве и недостаточном надзоре за ними.

Циркуляр Карательного отдела, изданный 24 мая 1918г., являлся как бы программным документом деятельности системы мест лишения свободы на ближайшее время. В нем указывалось: "Наша цель - перелом не только во всей системе управления местами заключения, но и всей постановки отбывания наказания". Мысль о необходимости сделать тюрьму местом исправления, а не только наказания проходила во многих докладах и выступлениях на губернских и республиканских съездах работников юстиции и администрации тюрем в апреле-июле 1918г.

Карательный отдел в 1918г. - начале 1919г. занимает позицию невмешательства в детали организации исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы на местах и ограничивается общими указаниями. Аналогичное положение складывалось и в ряде республик при установлении там советской власти.

Новая система мест лишения свободы, призванная заменить царскую тюремную систему, нашла свое закрепление во Временной инструкции о лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (1918г.). Временная инструкция определяла следующие места заключения: общие места заключения (тюрьмы); воспитательно-карательные реформатории и земледельческие колонии (в основном для молодежи); испытательные заведения для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения; карательно-лечебные заведения (для арестантов с заметно выраженными психическими деформациями); тюремные больницы. Из перечисленных видов мест лишения свободы фактически существовали только общие места заключения (тюрьмы и тюремные больницы). При применении мер репрессии Временная инструкция провела четкую классификацию нарушителей: лица, нарушающие порядок и дисциплину, и лица, не желающие работать без основательных причин. В отношении первой категории применялись такие меры наказания, как: более суровый режим (лишение свиданий, переписки); меры изоляции (одиночное заключение, карцер до 14 дней); в исключительных случаях при частых рецидивах недопустимого поведения, перевод в специальные тюрьмы (изоляторы). В отношении заключенных, не желающих трудиться, предусматривались следующие меры: расходы на их содержание в местах лишения свободы заносились на лицевые счета, которые они обязаны были погасить, иначе не могли освободиться; если это не помогало, они переводились на уменьшенный паек; направлялись в изолятор (особую тюрьму) как не исправившиеся.

Временная инструкция предусматривала создание распределительных комиссий. Положение о распределительных комиссиях было принято 16 ноября 1918г, которое определяло виды места лишения свободы.

Одним из первых нормативных актов советской власти, посвященных проблемам преступности несовершеннолетних, был Декрет СНК от 14 января 1918г. «О комиссиях для несовершеннолетних». В нем объявлялись упраздненными суды и тюремное заключение для малолетних несовершеннолетних до 17-летнего возраста.

Особое место среди законодательных актов, регулирующих деятельность мест заключения в период гражданской войны, занимает Устав трудовых земледельческих колоний, утвержденный 12 августа 1919 года заместителем Наркома Юстиции П.И. Стучкой. Будучи итогом длительных поисков и разработок, он впервые в истории ИТУ в концентрированном виде вводил в их деятельность прогрессивную систему отбывания наказания. Все заключенные делились на четыре разряда: испытуемые, исправляющиеся, образцовые и штрафные. Перевод из одного разряда в другой осуществлялся в зависимости от их отношения к труду и успехов в школьном обучении.

Советская власть с целью защиты революции приняла решение проявлять решительные меры в борьбе с контрреволюцией и уголовной преступностью. В связи с этим и с учетом развернувшейся гражданской войны и интервенции Постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918г. «О красном терроре» определялась необходимость защиты республики от классовых врагов путем изолирования их в концентрационные лагеря. Данные лагеря были созданы лишь в 1919г. и их существование было закреплено Декретом ВЦИК от 15 апреля 1919г. и Постановлением ВЦИК от 17 мая 1919г. «О лагерях принудительных работ». В лагеря по постановлению ВЧК направляли на время гражданской войны лица из числа иностранных граждан и представителей ранее господствующих классов.

. Советское исправительно-трудовое право в 1920 - 1924 годы

карательный политика советский пенитенциарный

Следующим этапом в развитии исправительно-трудового законодательства стали Правила внутреннего распорядка в местах заключения, введенные циркуляром НКЮ в июле 1920г. Правила представляли собой сжатое изложение всех трех разделов и статей, которые составляли в последующем «Положение об общих местах заключения РСФСР» 1920г.

Положение об общих местах заключения РСФСР от 15 ноября 1920г. стало важным этапом в развитии исправительно-трудовых учреждений, и было вызвано необходимостью установления определенных правил в порядке содержания заключенных, создании единообразного режима в местах заключения. Установив четкое распределение заключенных на категории и разряды, и определив для них различные условия содержания, которые изменялись в зависимости от степени исправления, Положение закрепило прогрессивную систему отбывания наказания в местах заключения.

В соответствии с Положением все заключенные подразделялись на 3 группы: лица, совершившие преступление не имеющие корыстного характера; лица, совершившие преступления в корыстных целях; рецидивисты первой и второй группы.

Согласно Положению все вновь поступившие в местах лишения свободы помещались в разряд испытуемых. Не поддающиеся исправлению осужденные переводились в штрафной разряд, где устанавливался особо строгий режим содержания. Лица, проявляющие стремление к исправлению, переводились в разряд исправляющихся, а оттуда за отличное поведение - в образцовый. Перевод из одного разряда в другой осуществлялся коллегией места заключения на основании характеристики с учетом поведения, отношения к труду и обучения.

Положение устанавливало 9 видов дисциплинарных наказаний: выговор наедине или в присутствии других осужденных; ограничение или лишение права пользоваться библиотекой; ограничение или лишение права переписки; ограничение или лишение права свиданий; ограничение права выписки или передачи; перевод на уменьшенный продовольственный паек (применялся за отказ от работы); карцер на срок до 14 суток с выдачей горячей пищи и выводом на прогулку через два дня на третий; перевод в низший разряд; продление срока заключения. Кроме того, в случае упорного неповиновения заключенных или особой тяжести нарушения ими установленного режима коллегия мест заключения могла войти в Распределительную комиссию с представлением о переводе заключенного в особую (изоляционную) тюрьму.

В условиях обострения обстановки в 1920 году революционными трибуналами приговорено к смертной казни 6541 человек. Функционировало 15 сельскохозяйственных колоний, находившихся в ведении НКЮ РСФСР, где отбывали наказание лица, лишенные свободы. В специальных детских учреждениях, созданных для борьбы с детской беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних, содержалось 400 тысяч детей.

Коллегия НКЮ РСФСР 5 апреля 1922г. утвердила Положение о переходных исправительных домах, которые утверждались для заключенных, приговоренных на срок свыше 3 лет и переведенных в общих местах заключения в разряд образцовых, а также для тех приговоренных, которые прибыли в разряд и пробыли в нем (в разряде исправляющихся) не менее 1/4 общего срока и отличились безукоризненным поведением, трудолюбием и успехами в школьных занятиях.

В 1922 году был принят Уголовный кодекс РСФСР который предусматривал применение смертной казни в 38 случаях. В частности, расстрел мог быть назначен за контрреволюционные преступления в 13 случаях, за преступление против порядка управления - в 6 случаях, за должностные преступления - в 5 случаях. Смертной казнью могли наказываться такие хозяйственные преступления, как бесхозяйственное использование рабочей силы и бесхозяйственное ведение дел, если они совершены в военное время или связаны с военными действиями, неисполнение обязательства по договору. Это наказание могло быть применено и за разбой. Смертная казнь предусматривалась также за 9 воинских преступлений, в большинстве своем совершенных в военное время или в боевой обстановке.

Образование в декабре 1922г. Союза ССР потребовало определения правильного соотношения между союзным и республиканским законодательствами. До этого в советских республиках, кроме РСФСР, еще не в полной мере была развернута работа по систематизации законодательства, регулирующего порядок исполнения наказаний. С образованием СССР появились возможности координированно решать вопросы уголовной и исправительно-трудовой политики, систематизировать исправительно-трудовое законодательство в республиках, разработать исправительно-трудовой кодекс каждой республики.

Проводимые в РСФСР в 1922-1923гг. преобразования в области исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы и ход разработки Исправительно-трудового кодекса необходимо было коллективно осмыслить и обсудить с практическими и научными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, представителями общественности. Для этого по согласованию с ЦК РКП(б) НКВД РСФСР в конце 1923г. организует Всероссийский съезд пенитенциарных работников, который сыграл важную роль в последующей реализации основополагающих принципов советской исправительно-трудовой политики.

На съезде было указано, что применение мер социальной защиты на всей территории РСФСР должно быть единообразным. Режим в отдельных местах заключения может изменяться исключительно в зависимости от характера исправительно-трудового учреждения и его задач, а не от каких-либо других местных условий.

Вторая сессия ВЦИКа XI созыва 16 октября 1924 года приняла Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, который законодательно закрепил единую систему мест заключения с различными видами режима для содержания осужденных.

В зависимости от особенности личности, социального положения, мотивов преступления, поведения, успехов в работе и обучении, а также в целях исключения вредного влияния отрицательно-настроенной части преступников на других заключенных, осужденные распределялись по разрядам. Это позволяло исправляющихся заключенных переводить из низших в высшие разряды. При переводе из одного разряда в другой различали 3 категории заключенных: 1) подлежащие лишению свободы со строгой изоляцией; 2) профессиональные преступники, а также лица, не принадлежащие к классу трудящихся; 3) все остальные заключенные, не отнесенные к первым двум категориям.

Исправительно-трудовой кодекс 1924г. закрепил следующую систему мест заключения: для применения мер социальной защиты исправительного характера; для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера; для применения мер защиты медицинского характера.

Систему учреждений для применения мер социальной защиты исправительного характера по ИТК РСФСР 1924г. составляли: 1) дома заключения для подследственных, приговоренных к лишению свободы до вступления приговора в законную силу, лишенных свободы на срок до 6 месяцев; 2) исправительно-трудовые дома для лишенных свободы на срок свыше 6 месяцев; 3) трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные) для лишенных свободы без строгой изоляции на срок не свыше 5 лет принадлежавших к классу трудящихся, совершивших преступления по несознательности в первый раз или в силу тяжелых материальных условий, случайно, и не склонны к побегу; 4) изоляторы специального назначения для лишенных свободы со строгой изоляцией, не принадлежащих к классу трудящихся, а равно лиц хотя и принадлежащих к трудящимся, но особо опасных для Республики или переведенных в порядке дисциплинарного взыскания; 5) переходные исправительно-трудовые дома для лиц, обнаруживших способность к трудовой жизни и отбывших часть срока лишения свободы в других местах заключения (полусвободный режим).

В систему учреждений медико-педагогического характера входили: 1) трудовые дома для осужденных к лишению свободы несовершеннолетних правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет; 2) трудовые дома для осужденных к лишению свободы правонарушителей из числа рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет.

Учреждения медицинского характера состояли из: колоний, институтов психиатрической экспертизы, больниц и т.п.

На II Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела (1924 г.) продолжалась дискуссия о соотношении задач исправления и перевоспитания заключенных в зависимости от их социальной принадлежности. По мнению А. А. Сольца, основной целью исполнения наказания является охрана общества от враждебных ему элементов, а не исправление их. Данную точку зрения разделял представитель Верховного Суда РСФСР Галкин, полагая невозможным исправление классовых врагов. В противоположность им председатель Верховного Суда СССР Винокуров, подчеркивая классовую сущность советской исправительно-трудовой политики, считал возможным и необходимым перевоспитание классовых врагов не какими-то особыми методами, а теми же, которые применяются по отношению к другим категориям осужденных.

В 1924 году в СССР функционировало 117 земледельческих колоний, где отбывали наказание заключенные. За контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления в стране осуждено 12.425 человек, в том числе к высшей мере наказания - 2550, к лишению свободы (лагеря, колонии и тюрьмы) - 4151, к ссылке и высылке - 5724 человека.

В конце 20-х годов в исправительно-трудовой политике происходит отход от принципа гуманизма и усиливается карательная функция органов, исполняющих наказания, особенно в отношении осужденных, не принадлежащих к рабочим и крестьянам. Целый ряд мер был направлен на укрепление режима, в частности ограничивались зачеты рабочих дней, предоставление отпусков, досрочные переводы в высшие разряды «классово-чуждых элементов», социально-опасным преступникам, рецидивистам.

Заключение

Прежде всего, необходимо отметить, что развитие системы исправительно-трудовых учреждений происходило в полном соответствии с законами СССР и исходя из требований пенитенциарной политики Советского государства, основная идея которой заключалась в перевоспитании осужденного путем использования общественно-полезного труда как ведущего средства исправления.

Временная инструкция Народного комиссариата юстиции (НКЮ) "О лишении свободы как меры наказания и о порядке отбывания такового" предписывала создание сложной системы мест заключения, в которых преступники должны были отбывать наказание в виде лишения свободы. Провозглашались два основных принципа новой тюремной политики: 1) самоокупаемость; 2) полное перевоспитание заключенных.

В 20-е годы система мест лишения свободы рассматривалась руководством СССР как структура для изоляции профессиональных уголовных преступников, как воспитательное учреждение для остальных нарушителей закона и как подсистема аппарата подавления политических противников. Новой была идеология воспитательного воздействия, основой которого провозглашался труд, а точнее - совмещение трудового обучения и производительного труда. Руководство этим осуществлялось Центральным исправительно-трудовым отделом НКЮ, который совместным постановлением НКЮ и НКВД от 12 октября 1922г. был реорганизован в Главное управление местами заключения (ГУМЗ) НКВД.

В 1924 году был принят первый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, представлявший собой систематизированный законодательный акт, регулирующий порядок исполнения всех наказаний, соединяемых с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.

Список использованной литературы

. Михлин А. Эволюция законодательства о применении смертной казни // Законность. №4. 1997.

. Постановление от 23 июля 1918 года «О лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового (ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ)» // СУ РСФСР. 1918. №53. Ст.598; СПС Консультант.

. Постановление Наркомюста РСФСР от 15.11.1920г. «Положение об общих местах заключения РСФСР» // СУ РСФСР. 1921. №23-24. Ст. 141; СПС Консультант.

. Тимофеев В.Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события. Учебное пособие. - Чебоксары, 2009.

. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Инфра-М, 2006.

. Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов /Отв. Ред. А.С. Михлин. - М.: Высшее образовании, 2006.

Похожие работы на - Становление и развитие мест лишения свободы в 1917 — 1924 гг.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!