Система социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации и Санкт-Петербурга

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации и Санкт-Петербурга

Содержание

Введение

1.Государственная служба, ее виды и принципы

1.1 Определение государственной службы. Виды государственной службы

.2 Принципы государственной службы

.3 Исторический опыт государственной службы и проблемы адаптации в современных условиях

. Особенности социальной защиты государственных служащих (на примере Санкт- Петербурга)

.1 Определение социальной защиты и исторический опыт развития ее системы

.2 Особенности региональной политики в области социальной защиты государственных служащих

.3 Гарантии для государственных служащих на примере Санкт- Петербурга

.4 Права государственных служащих

.5 Ограничения, связанные с государственной службой

.6 Денежное содержание и пенсионное обеспечение государственных служащих

Заключение

Список источников и литературы

Введение

Практика государственного управления свидетельствует, что государственная служба-это не только аппарат государственных органов, это и правовой, и социальный институт, и профессиональная служебная деятельность. Вполне обоснованным мы считаем объединение институционального подхода в понимании сущности государственной службы с деятельностным подходом.

В ходе становления и развития современной государственной службы первостепенное значение приобретает ее формирование как социального и правового института. Это было самым слабым звеном советской административной службы, что наряду с другими объективными и субъективными факторами ускорило крах советской системы. В настоящее время возросло понимание первостепенной важности развития государственной службы как социального и правового института. В системе российской государственности законодательно и социально отрегулированная государственная служба считается важным стабилизирующим фактором развития государства и общества.

Для регулирования отношений, связанных с организацией государственной службы, должна быть создана система современных юридических и социальных норм, эффективно влияющих на повышение профессионализации управленческого труда.

Данные обстоятельства говорят об актуальности темы как с теоретической, так и с практической точки зрения.

С развитием демократического государства значение государственной службы постоянно возрастает, поскольку государственная служба- часть механизма государственного управления, осуществляемого государственными служащими.

Главные задачи региональной политики в области социальной защиты государственных служащих состоят в выработке путей создания социально-гарантированных условий для государственных служащих, стабильности, целостности и динамизма при наличии материальных ресурсов.

Актуальность темы дипломного исследования связана с тем, что оптимальное решение государством экономических, социальных и политических задач во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов, с помощью которых и осуществляются функции государства. Эффективность деятельности государственного органа напрямую зависит от системы социальной защиты, призванной организовать труд государственных служащих на основании законодательных норм и обеспечить эффективное исполнение своих трудовых функций.

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты населения и государственных служащих, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации в рамках политики Северо-западного региона.

Задачи дипломного исследования состоят в изучении следующих вопросов:

§ознакомится с основными положениями о государственной службе;

§проанализировать способы правового регулирования государственной службы;

рассмотреть систему социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации и Санкт-Петербурга.

Объектом исследования являются государственные служащие, лица, на профессиональной основе осуществляющие должностные обязанности. Предметом - социальная защита государственных служащих Российской Федерации и социальная защита государственных служащих Санкт-Петербурга.

Методологическая база дипломного исследования основана на нормативно-законодательных актах Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также на трудах таких авторов, как Бахрах Д.Н., Романова В.Л., Атаманчук Г.В., Винокурова В.А. и др.

1.Государственная служба, ее виды и принципы

.1 Определение государственной службы. Виды государственной службы

Центральной фигурой в деятельности государственных органов является человек- государственный служащий, занимающий конкретное место, положение в структуре государственной службы и государственного управления. Впервые понятие государственного служащего у нас было определено Положением о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ в 1993 году. До этого легальных понятий государственной службы и государственного служащего не существовало.

Прежде чем приступить к более широкому рассмотрению понятия государственной службы, дадим ему определение.

Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность определенных граждан, служащих своему народу. Она осуществляется людьми, призванными обществом для выполнения его полномочий по реализации интересов всех граждан страны и работающими в органах государственной власти.

В статье 2 Федерального закона дано следующее определение государственной службы:

Государственная служба- профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В».

Таким образом, можно выделить следующие признаки, определяющие государственного служащего:

а) гражданин Российской Федерации;

б) исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы;

в) получающий денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета субъекта Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге к государственной службе относится также исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности государственной службы Санкт-Петербурга категорий «Б» и «В».

Под видами государственной службы понимается ее специализация, которая, в свою очередь, обуславливается уровнем, целями и функциями соответствующих государственных органов и производна от них.

Проведем сравнение видов государственной службы федерального законодательства и законодательства Санкт- Петербурга.

Федеральный закон делит всю государственную службу на два основных вида:

федеральную государственную службу;

государственную службу субъекта Российской Федерации.

Возможны различные варианты деления на виды государственной службы. Всю государственную службу можно разделить, например, на военную и гражданскую государственную службу. При этом следует иметь в виду, что военная служба является особым видом федеральной государственной службы.

В федеральной государственной службе существуют такие ее конституционные виды, как службы по обеспечению деятельности:

главы государства- Президента Российской Федерации;

законодательного органа Российской Федерации- Федерального Собрания Российской Федерации;

исполнительных органов Российской Федерации- Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

судебных органов Российской Федерации- федеральных судов;

надзорного органа Российской Федерации- Прокуратуры Российской Федерации;

иных федеральных государственных органов- Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и других.

Федеральная государственная служба может быть разделена также по видам чинов (воинские звания, специальные звания, дипломатические ранги, классные чины и квалификационные разряды), присваиваемых государственным служащим.

Государственную службу Санкт-Петербурга можно подразделить на следующие виды:

а) служба по обеспечению деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации- Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (в Аппарате Законодательного Собрания Санкт-Петербурга);

б) служба по обеспечению деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга- Администрации Санкт-Петербурга (высшего исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга), отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (в Канцелярии Администрации Санкт- Петербурга, в отраслевых и территориальных исполнительных органах государственной власти Санкт- Петербурга);

в) служба по обеспечению деятельности судебных органов субъекта Российской Федерации- Уставного суда Санкт- Петербурга и мировых судей (в аппарате Уставного суда Санкт- Петербурга и аппарате мировых судей);

г) служба по обеспечению деятельности иных государственных органов субъекта Российской Федерации- Санкт- Петербургской избирательной комиссии, Уполномоченного по правам человека в Санкт- Петербурге, Государственного секретаря Санкт- Петербурга (в аппаратах этих органов).

1.2 Принципы государственной службы

Формирование социального института государственной службы в России положило начало становлению законодательства о службе с установлением принципов государственной службы, статуса государственного служащего и пр.

Принципы государственной службы изложены в статье 5 Федерального закона.

Одним из важных принципов государственной службы в специальной литературе называется принцип социально-правовой защищённости служащих, либо принцип социальной защищённости. К сожалению, данный принцип не нашёл своего прямого отражения в ст. 5 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы РФ», поэтому некоторые исследователи относят меры социальной защиты к реализации принципа стабильности кадров государственных служащих. Необходимо отметить, что принцип социальной защищённости был сформулирован в п. 2 Положения о федеральной государственной службе, утв. указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года. Меры социальной защиты, содержащиеся в нем, нашли отражение и в Федеральном законе «Об основах государственной службы РФ».

В законе Санкт- Петербурга принципы государственной службы не дублируются. Это означает, что государственная служба Санкт- Петербурга основывается на тех же принципах, что и вся государственная служба Российской Федерации.

Государственная служба основана на следующих принципах:

) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

) профессионализм и компетентность государственных служащих;

) гласность в осуществлении государственной службы;

) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

) внепартийность государственной службы, отделение религиозных объединений от государства;

) стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

1.3 Исторический опыт государственной службы и проблемы адаптации в современных условиях

История российской государственности и государственной службы- это непрерывный процесс совершенствования и реформирования аппарата власти в целях более эффективного управления государством и обществом. Познать этот процесс- задача не только теоретического, познавательного, но и политического, практического характера.

Вопрос укрепления российского государства, повышения эффективности государственной службы является важнейшим на современном этапе государственного строительства. Задача создания эффективного государства может быть решена только при условии построения у нас современной системы государственной службы.

Из сказанного вытекает актуальность рассматриваемой темы и важность ее изучения для сегодняшнего этапа развития и совершенствования государственной службы Российской Федерации.

Рождение Российского централизованного государства и обеспечение его деятельности обусловило необходимость создания государственной службы. Формирование государственной службы России охватывает ряд различных по своему социальному характеру периодов и является результатом длительного исторического процесса. Этот отечественный опыт развития государственной службы, начиная с XVI в., имеет большое значение.

Истории государства и государственной службы в России были посвящены труды дореволюционных историков: В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Б.Н. Чичерина, В.О. Ключевского. Изучение вопроса истории государственной службы особенно интенсивно велось в конце XIX- начале XX в. усилиями таких государствоведов, как В.М. Гессен, Н. Нелидов, В.Н. Строев, Н.М. Коркунов, А. Яновский.

Под государственной службой понимались подчиненные интересам государства действия, осуществлявшиеся работниками государственных органов распоряжению субъекта высшей власти или представляющих его должностных лиц.

Государственная служба представлялась как отношение к государству лиц, которым поручалось исполнение обязанности постоянной деятельности по достижению определенных целей государства, для чего служащие наделялись необходимыми полномочиями и правами.

Цели и задачи государственной службы царской России содержали такие ориентации как: обеспечение практической реализации функции и политики государства; установление прочной связи между государством и обществом; разработка условий и порядка приема кадров в административные органы и их продвижение по службе; нормативное регулирование прав, обязанностей и функций должностных лиц; определение политической, деловых и нравственных требований к служащим; поиск эффективных мер по стимулированию персонала и повышению его ответственности; формирование системы подготовки государственных служащих и т.д.

Становление государственной статской (гражданской) службы потребовало разработки и утверждения основных принципов ее организации. В нормативно- правовых актах XVIII- XIX вв., посвященных формированию и функционированию государственной службы, были определены важнейшие принципы ее организации. К ним относились полное соответствие действий чиновников законам Российского государства; централизм в управлении основными сферами государственной жизни; обязательность решений вышестоящих учреждений и должностей; подконтрольность государственных органов и государственных служащих руководящим властным институтам; ответственность персонала государственных структур за порученный участок управления; иерархичность системы государственной службы.

Входившие в Государев двор «служилые люди» делились на чины. В первую их группу входили думные чины Боярской думы, в том числе думные бояре, окольничие, думные дворяне. Вторая группа состояла из придворных чинов- дворецких, казначеев, кравчих, постельничьих и прочих. В третью группу входили московские чины, в частности стольники, стряпчие, «большие» дворяне, дьяки и другие.

На руководящие должности выдвигались люди преимущественно из высших слоев общества. Для боярских родов служебные чины определялись в зависимости от таких признаков, как древность или знатность рода. Попытка в 1682 г. отменить прием на службу по «знатности» и замещать вакантные должности на основе деловых качеств встретила яростное сопротивление титулованного боярства и успеха не имела.

Особенностью государственной службы в России являлось то, что завершение ее становления, окончательное оформление этого государственно-правового института приходилось на время перерастания сословно- монархического строя в абсолютную монархию. Окончательно абсолютная, то есть неограниченная монархия утвердилась при Петре I.

С образованием единого русского государства с сильной монархической властью государственная служба в России рассматривалась не иначе как «государева служба». Статус «государевых слуг» характеризовался следующими отличительными признаками:

) полная личная зависимость от государя, передача собственной карьеры и личной жизни на волю и милость государя;

) служба по «приказу», по распоряжению свыше; беспрекословное принятие поручения, готовность взять на себя обязанности той или иной должности в указанной сфере государственного управления и на указанной территории государства;

) отсутствие строго определенной управленческой специализации, ввиду вхождения гражданской, военной и других видов службы в единую «государеву службу», что порождало нестабильность служебного положения, приводило к резкой смене профиля должностей, увеличивало возможность оказаться в «немилости» у государя или непосредственного начальника и потерять должность.

Поскольку государственная служба была повинностью, то уход со службы без согласия государя квалифицировался как преступление и преследовался законом. Так, известное Соборное уложение 1649 г. содержало специальную главу «О службе всяких ратных людей Московского государства». Бояре и воеводы не имели права отпускать служилых людей с «государевой службы». Поскольку в то время гражданская служба еще не была отделена от военной, то наказания подобного рода распространялись на уход с любого вида государственной службы.

В условиях петровской абсолютной монархии характер государственной службы как повинности достиг максимума. Всему периоду царствования Петра I свойственны строгие меры, понуждавшие дворян нести государственную службу в качестве пожизненной повинности.

Обязательная государственная служба с сохранением определенных ограничений была отменена лишь манифестом Петра III от 1762 г. и «Грамотой на право вольности и преимущества благородного российского дворянства» Екатерины II от 1785 г. С вошествием на престол Александра I государственная служба окончательно превратилась из повинности в правовое отношение служащего с государственной властью, при этом деятельность государственных служащих регулировалась такими нормами, как обязанность, долг, необходимость, ответственность.

Таким образом, отличительными чертами государственной службы монархической России были: служба государю и Отечеству, сословно- дворянский характер, обязательность службы, стабильность службы, достаточно высокий уровень нормативно- правовой регламентации службы, патронатная система прохождения службы, закрытость, неподконтрольность обществу и другие.

Вышедший 24 января 1722 г. закон под названием «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных…» устанавливал три вида государственной службы- военную, гражданскую и придворную.

Государственные служащие подразделялись на две основные группы. Первую группу составляли табельные чиновники четырнадцати классов. Вторая группа объединяла государственных служащих, не включенных в список должностей Табели. Эта группа состояла из низших служащих, не вошедших в сетку 14 классов.

Немаловажно и то, что сама государственная служба была поставлена на прочный юридический фундамент, регулировалась государственным законодательством, и в меньшей степени зависела от текущих установлений субъекта верховной власти.

Прохождение государственной службы в то время (как и сейчас) включало в себя три составляющие этапы: прием на службу, нахождение на службе (служебная карьера), уход со службы (прекращение).

В советском опыте организации государственной службы, наряду с очевидными недостатками и слабостями, содержится и немало рациональных элементов, к которым следует присмотреться. Это целенаправленность, организованность, централизм, первоначальный демократизм. Отрицательные черты советского опыта- отрицание государственной службы как правового института, слабость и неразработанность нормативно- правовой базы деятельности госаппарата, госаппарата, гипертрофия классового подхода и государственной идеологии, полная закрытость государственной службы. Принцип равного доступа к государственной службы был изъят из практики.

Таким образом, в ходе реформ государственного управления у нас сложилась определенная система организации государственной службы и ее прохождения. Советский период отечественной государственности в этом плане отличался своими особенностями - как положительными, так и отрицательными.

2. Особенности социальной защиты государственных служащих (на примере Санкт- Петербурга)

Одной из важных проблем на сегодняшний день является проблема защиты социального статуса государственных служащих. Наиболее слабым звеном его реализации является правовая составляющая его защиты. По данным социологов, чаще нарушаются права, призванные содействовать усилению должностной активности (выполнению обязанностей) государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечению социальных гарантий.

Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

Важнейшим направлением реализации социальной защиты государственных служащих является законодательное закрепление защитных мер как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.

2.1 Определение социальной защиты и исторический опыт развития ее системы

Прежде чем перейти к вопросу о социальной защите государственных служащих, необходимо понять, что есть социальная защищенность населения вообще.

Понятие «социальная защищенность человека» отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход появился не сразу.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: «на научном - как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном - как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом - как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп».

Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан, его практическое формирование - отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах. «Промышленная революция и индустриализация стран Западной Европы вызвали новое резкое классовое расслоение общества, породили острый социальный антагонизм между рабочим классом и буржуазией. Леворадикальный путь разрешения этого основного противоречия капиталистического общества нашел свое воплощение в теории марксизма, в социалистической революции и практике социалистического строительства. Социал-реформистский путь - в различных концепциях постепенного совершенствования, эволюции буржуазного общественного строя, в том числе посредством создания социального государства, в практике социально-экономических и политических реформ, проводимых буржуазным государством».

Понятие «социальное государство» впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 - 1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве». Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа.

Наиболее радикальную теоретическую основу интервенционистского социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник государственного и христианского социализма, определявший свои воззрения как социально-правовые. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в «государство культуры и всеобщего благоденствия, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций».

Идеи социальных реформ через превращение буржуазного государства в народное, рассматривающее благосостояние всех граждан как свою главную задачу, традиционно пользовались широкой поддержкой в немецком рабочем движении, его различных обществах, союзах, политических и профсоюзных организациях. Социал-реформистского направления в вопросах государственного строительства придерживалось также и большинство вождей немецкого рабочего класса.

«Сильное давление снизу в пользу улучшения социально-экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. В результате во второй половине ХIХ - начале ХХ века в стране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственного и общественного характера по защите социальных интересов низших классов. Так, например, в 1910 г. в Германии было введено обязательное пенсионное страхование. Борьба трудящихся за свои права, идеологические и научные дискуссии о путях социализации деятельности государства, постепенное введение мер государственного регулирования социальных отношений в этот период имели место и в других индустриальных странах и прежде всего в Англии и Франции».

Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. и Вторая мировая война. «Новый курс» президента Ф.Рузвельта в США включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Он представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства, предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства».

Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл так называемый «План Бевериджа», представленный в конце 1942 г. британскому парламенту председателем одного из его комитетов Уильямом Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945 г. «План рассматривался его автором как часть «всеохватывающей политики социального прогресса» и предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен, постепенное устранение частной собственности на средства производства и другие меры. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии».

После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством». Согласно ст.1 Конституции Пятой республики 1958 года, «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой».

В несколько иных терминах положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 года. В соответствии со ст.2, «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как частного лица, так и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности».

В последующие годы практика конституционного закрепления статуса социального государства получила дальнейшее распространение. После свержения диктаторских режимов и установления демократии Испания провозгласила себя в 1978 г. правовым демократическим социальным государством, а Португалия в 1975 году - суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества

Обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан установлены Конституцией Швеции 1974 года. Эту тенденцию поддержал и ряд бывших социалистических стран Восточной Европы. Так, например, согласно своим конституциям, «Румыния является правовым, демократическим и социальным государством», а «Республика Польша - демократическое, правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости».

Что представляет собой социальное государство как научная категория, какова его сущность как общественного явления? Большинство российских ученых рассматривают эти вопросы через призму специфической деятельности государства в социальной сфере. Так, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, один из инициаторов внесения положения о социальном государстве в текст Конституции России М.В. Баглай, считал, что социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности».

Доктор политических наук Э.Я. Баталов отмечал, что становление индустриального, а потом и постиндустриального общества вызывает потребность в социальном государстве как «государстве, принимающем на себя ответственность за положение дел в социальной сфере, а стало быть, рассматривающем политику социального регулирования в качестве одной из важнейших своих функций».

При подготовке российской Конституции 1993 года перед ее разработчиками стояла сложная проблема определения общественного строя новой России. Конституция провозгласила страну демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В ст.7 говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

«Последние годы в России ведется интенсивный поиск объединяющей идеи, оптимальной модели будущего, приемлемой для большинства общества. При этом даже активные вчерашние сторонники и проводники либеральных реформ все более охотно говорят о «левом центре» и даже «новом социализме». В свою очередь основная часть левой оппозиции практически отказалась от ортодоксальных вариантов «реального» социализма. Тем не менее, и те, и другие явно недооценивают огромный созидательный, политический и пропагандистский, мобилизующий потенциал идеи социального государства».

Одной из основных причин этого является отождествление социального государства с чрезвычайно высоким уровнем жизни в развитых странах. Однако в данном случае в значительной степени имеет место нарушение последовательности событий и неверная трактовка их причинно-следственной связи.

Резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, можно констатировать, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества».

Социальная защита представляет собой организационно-правовой метод соблюдения социальных прав человека и достижения целей социального государства в Российской Федерации, опирается на нормативные источники, регулирующие правоотношения социальной защиты в таких важнейших сферах общественной жизни, как образование, здравоохранение, труд и занятость, социальное обеспечение.

2.2 Особенности региональной политики в области социальной защиты государственных служащих Санкт- Петербурга

государственный служащий социальный защита

Социальная защита является одним из основных элементов социальной политики.

При разработке концепций и программ формирования систем социальной защиты в каждом отдельно взятом городе необходимо учитывать трехуровневое строение социальной политики, предусматривающее наличие трех типов субъектов управления: федерального, регионального и муниципального.

Сложившаяся в каждом отдельном городе экономическая и социально-демографическая ситуация обязательно имеет ряд специфических черт. Именно из этого следует целесообразность разработки региональных и муниципальных версий системы социальной помощи, исходящих, с одной стороны, из единой общенациональной социальной стратегии и, с другой стороны, учитывающих местные особенности. При этом основные отличия будут находиться не в сфере стратегических целей и задач, а в перечнях и приоритетах проводимых в рамках социальных программ мероприятий и определения финансовых источников их реализации. Решающее влияние на базовые характеристики территориальных социальных программ будут оказывать социально-демографические показатели.

Региональная политика в области социальной защиты государственных служащих должна быть направлена на выполнение ряда задач:

создание нормативно-правовой основы регулирования государственной службы Санкт-Петербурга;

определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих Санкт-Петербурга;

обеспечение условий работы по исполнению должностных обязанностей;

медицинское обслуживание вместе с членами семей, в том числе после выхода на пенсию;

пенсионное обеспечение;

обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей;

обязательное государственное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения государственной службы.

2.3 Гарантии государственных служащих (на примере Санкт- Петербурга)

Одно из ведущих мест в создании эффективно действующей системы государственной службы Российской Федерации занимают вопросы социальной защиты государственных служащих. Государственные социальные гарантии играют большую стимулирующую роль. С этими вопросами государственный служащий встречается как при поступлении на службу (уровень денежного содержания, социальные гарантии), так и в процессе ее прохождения (льготы государственного служащего) и прекращения (государственная пенсия).

Законодательно закрепленные государственные гарантии имеют своей целью обеспечение социальной защищенности работников государственного аппарата.

Под гарантиями на государственной службе понимаются различного рода денежные возмещения дополнительных затрат и более высокой стоимости жизни, возникающих в связи с выполнением служащими служебных заданий.

Статья 15 Федерального закона «Об основах государственной службы» гарантирует государственному служащему: условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию; переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения; обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы; защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом. Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов. Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья. Федеральными законами и законами субъектов федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.

Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 №2267, прямо устанавливает принцип социальной защищенности государственных служащих, согласно которому им создаются необходимые условия для эффективной деятельности и обеспечиваются следующие гарантии: ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно; медицинское обслуживание их и членов семей, в том числе после выхода его на пенсию, за счет средств республиканского бюджета; переобучение (переквалификация) при увольнении в связи с сокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией федерального государственного органа или другими, не зависящими от государственных служащих причинами; защита их и членов семей от насилия, угроз, оскорблений и других неправомерных действий в связи с исполнением должностных полномочий; повышение престижа управленческого труда, высокая заработная плата, обеспечение транспортом, средствами связи, перспектива повышения по службе.

Кроме того, проблемы социальной защищенности федеральных государственных служащих нашли свое отражение в указах Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» от 09.03.1996 №353, «Об утверждении Положения о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы» от 29.04.1996 №604, «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» от 16.08.1995 №854, «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих» от 07.02.1995 №103, «Об утверждении Положения о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппарата органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата» от 23.08.1994 №1722, в Гарантиях правовой и социальной защиты работников государственной налоговой службы Российской Федерации и Положении о классных чинах работников государственной налоговой службы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 №340. В целях реализации указов был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации, содержащий правовое закрепление мер социальной защиты федеральных государственных служащих, а также ряд совместных постановлений Министерства труда и Министерства юстиции Российской Федерации.

Проанализировав вышеупомянутые законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует относительно полная правовая регламентация мер социальной защиты государственных служащих. «И если реальное состояние дел, как утверждают материалы исследования, проведенного коллективом Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, далеко не благополучно, то это связано с несовершенством механизма реализации законодательно закрепленных положений».

В социальной политике Санкт- Петербурга заложены задачи по совершенствованию законодательной базы, которая закрепит социальные гарантии населения, в том числе и государственных служащих Санкт-Петербурга.

В соответствии со статьей 18 Закона Санкт-Петербурга государственному служащему предусмотрены следующие гарантии:

) условия работы, обеспечивающие выполнение им должностных обязанностей;

) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга, иными законами и нормативными актами Санкт-Петербурга;

) ежегодный оплачиваемый отпуск;

) при направлении в служебную командировку возмещение расходов, связанных с командировкой, обеспечением места в гостинице, приобретением билетов для проезда к месту назначения и обратного проезда;

Отсутствие в Законе Санкт-Петербурга государственному служащему гарантий, установленных Федеральным законом, не означает, что данные гарантии не распространяются на государственных служащих Санкт-Петербурга.

Иные (дополнительные) гарантии для государственного служащего Санкт-Петербурга, установленные Законом Санкт-Петербурга:

Статья 18:

) доплата в установленных Законом Санкт-Петербурга случаях к пенсии, получаемой в соответствии с федеральными законами;

) обеспечение членов семьи государственного служащего Санкт-Петербурга в случае его смерти, наступившей в связи с выполнением им должностных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами Санкт-Петербурга.

Статья 31:

) в случае гибели (смерти) лица, замещавшего должность государственной службы Санкт-Петербурга, в период работы или увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением им должностных обязанностей, его наследникам выплачивается единовременная компенсация в размере 300 должностных окладов данного лица, установленных на момент его гибели (смерти0;

) в случае причинения лицу, замещающему должность государственной службы Санкт-Петербурга, в связи с исполнением им должностных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, повлекшего за собой установление инвалидности, данному лицу выплачивается единовременная компенсация в следующих размерах (в должностных окладах данного лица, установленных на момент причинения увечья или иного повреждения здоровья):

инвалиду I группы-180;

инвалиду II группы-120;

инвалиду III группы-60;

) в случае причинения лицу, замещающему должность государственной службы Санкт-Петербурга, в связи с исполнением им должностных обязанностей телесных повреждений или иного повреждения здоровья, без установления инвалидности, данному лицу выплачивается единовременная компенсация в размере 12 должностных окладов данного лица, установленных на момент причинения телесных повреждений или иного повреждения здоровья.

Постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 30 июля 2001 года №12 утверждено Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета ежемесячных доплат к пенсии неработающим лицам, замещавшим государственные должности Санкт-Петербурга и должности государственной службы Санкт-Петербурга.

Ненормированный рабочий день. Трудовым кодексом определено понятие ненормированного рабочего дня. В соответствии со статьей 101 Трудового кодекса ненормированный рабочий день-это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Законодательство о государственной службе не предусматривает такого особого условия государственной службы как ненормированный рабочий день.

Федеральным законом предусмотрено, что дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется государственному служащему за выслугу лет, а не за ненормированный рабочий день.

В то же время Законом Санкт-Петербурга (статья 29) для государственных служащих Санкт-Петербурга категории «Б» и «В» установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день:

календарных дней- лицам, замещающим высшие, главные, ведущие и старшие должности государственной службы Санкт-Петебурга;

календарных дней- лицам, замещающим младшие должности государственной службы Санкт-Петербурга.

Положением о порядке предоставления отпусков государственным служащим Санкт-Петебурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 17 марта 2003 года №443-ра, также предусмотрено право государственных служащих Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга на указанный выше ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, который суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

В типовых формах трудовых договоров с государственными служащими Санкт-Петербурга, утвержденные приказом губернатора Санкт-Петербурга от 15 марта 2001 года №18-п, распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 26 декабря 2002 года №2711-ра в соответствующие пункты включены нормы об установлении ненормированного или нормированного рабочего дня.

Стаж государственной службы. Статья 20 Федерального закона дает общее определение стажа государственной службы государственного служащего:

Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право: на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления.

Стаж государственной службы, как ясно из приведенного выше определения, необходим:

для получения надбавки за выслугу лет;

дополнительного оплачиваемого отпуска;

назначения пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию.

Статья 24 Закона Санкт-Петербурга определяет периоды, которые включают в стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет государственным служащим Санкт-Петербурга.

К таким периодам относится время службы (работы), в том числе на выборных должностях:

) в федеральных органах государственной власти в порядке и на условиях, предусмотренных для федеральных государственных служащих;

) в органах государственной власти Санкт-Петербурга;

к службе (работе) в органах государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1993 года №2252 «О реформе органов государственной власти г. Санкт-Петербурга» должна относится служба (работа) в Санкт-Петербургском Городском Собрании и в органах исполнительной власти Санкт-Петербурга (правительстве Санкт-Петербурга, отраслевых и территориальных органах управления городом и иных органах, создаваемых мэром Санкт-Петербурга). К иным органам исполнительной власти, созданным мэром Санкт-Петербурга, относится, в частности, мэрия Санкт-Петербурга;

) в органах государственной власти других субъектов Российской Федерации;

Данная норма появилась в Законе Санкт-Петербурга сначала в виде отдельной (последней) части статьи 24, а затем в виде подпункта 3 новой редакции статьи 24.

Указанные изменения в статью 24 Закона Санкт-Петербурга были внесены на основании протеста Прокуратуры Санкт-Петербурга от 30 марта 2001 года №7-47/01;

) до вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 года №91-9 «Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга»:

в Ленинградском (Санкт-Петербургском) городском Совете народных депутатов, его президиуме, Малом совете Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов, комиссиях и комитетах, аппарате Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совете народных депутатов, аппарате Санкт-Петербургского Городского Собрания, Законодательном Собрании Санкт-Петербурга;

в районных (городских) и поселковых Советах народных депутатов Ленинграда (Санкт-Петербурга), их президиумах;

в Исполнительном комитете Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов (депутатов трудящихся), мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга);

в исполнительных комитетах районных (городских) и поселковых Советов народных депутатов (депутатов трудящихся) Ленинграда (Санкт-Петербурга);

в комитетах, плановых комиссиях, главных управлениях, управлениях и отделах Исполнительного комитета Ленинградского (Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов, мэрии Ленинграда (Санкт-Петербурга) и исполнительных комитетов районных (городских) и поселковых Советов народных депутатов (депутатов трудящихся);

) на должностях в органах местного самоуправления.

В Законе Санкт-Петербурга не предусмотрена возможность предоставления государственному служащему дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет. Вместо этого установлено, что государственным служащим Санкт-Петербурга с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 и 5 календарных дней в зависимости от группы занимаемой должности.

Данная норма Закона Санкт-Петербурга не соответствует нормам Федерального закона.

Отпуск государственного служащего. Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, устанавливаемая государственному служащему, составляет 30 календарных дней (статья 18 Федерального закона)

Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему должен предоставляться дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет.

Допускается деление ежегодного оплачиваемого отпуска на части. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.

Государственным служащим Санкт-Петербурга установлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней (статья 29 Закона Санкт-Петербурга). При этом государственным служащим Санкт-Петербурга с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности:

Лицам, замещающим высшие, главные, ведущие, старшие должности государственной службы Санкт-Петербурга категории «Б» и «В»,- 5 календарных дней.

Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде (с особенностями, предусмотренными Федеральным законом), то следует привести некоторые нормы Трудового кодекса, касающиеся отпусков, которые распространяются и на государственных служащих:

при исчислении продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются (статья 120);

оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев (статья 122);

очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года (статья 123);

график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее чем за две недели до его начала (статья 123);

ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случае временной нетрудоспособности работника (статья 124);

в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразится на нормальном ходе работы организации, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется (статья 124);

отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год (статья 125);

часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией (статья 126).

Государственному служащему может быть также предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года (статья 18 Федерального закона).

В соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года № 5487-I)

Распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 17 марта 2003 года №443-ра утверждено Положение о порядке предоставления отпусков государственным служащим Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга.

2.4 Права государственных служащих Санкт-Петербурга

Права государственного служащего изложены в статье 9 Федерального закона. Государственный служащий Санкт-Петербурга имеет право:

) на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты свих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Государственный служащий также вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам: проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.

В статье 6 Закона Санкт-Петербурга определено, что права, обязанности, ответственность государственных служащих Санкт-Петербурга устанавливаются федеральными законами, законами Санкт-Петербурга, правовыми актами органов государственной власти Санкт-Петербурга. Это означает, что права государственного служащего, установленные в Федеральном законе, в полной мере являются правами государственного служащего Санкт-Петербурга.

2.5 Ограничения, связанные с государственной службой

В соответствии со статьей 11 Федерального закона государственный служащий и в соответствии со статьей 9 Закона Санкт-Петербурга государственный служащий Санкт-Петербурга не вправе:

. Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

При этом в соответствии с пунктом 9 статьи 21 Федерального закона на государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим. Это возможно лишь на условиях совмещения должностей или совместительства, но только по должностям государственной службы (как федеральной, так и субъекта Российской Федерации).

. Быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Российской Федерации, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

. Состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законом Санкт-Петербурга, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе Санкт-Петербурга, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

. Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.

. Получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего.

. Получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

. Выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Санкт-Петербурга с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

. Принимать участие в забастовках.

. Использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.

Следует отметить, что из норм Федерального закона в Закон Санкт-Петербурга не вошли нормы о том, что:

государственный служащий не вправе принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

в государственных органах не могут образовывать структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Отсутствие вышеуказанных норм в Законе Санкт-Петербурга не означает, что они не распространяются на государственных служащих Санкт-Петербурга и государственные органы Санкт-Петербурга.

Кроме того, государственный служащий Санкт-Петербурга в соответствии с нормами Федерального закона обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы Санкт-Петербурга находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в ставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Если в первоначальном приказе губернатора Санкт-Петербурга не решались вопросы собственно передачи долей и пакетов акций (кому и на каких условиях), то прямо указывается, что передача в доверительное управление долей (пакетов акций) осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правда, при этом вопрос о том, каким образом и что именно государство (в данном случае - Санкт-Петербург) будет гарантировать государственному служащему, остался без ответа.

2.6 Денежное содержание и пенсионное обеспечение государственных служащих Санкт-Петербурга

Денежное довольствие федерального государственного служащего определено в статье 17 Федерального закона, а денежное содержание государственного служащего Санкт-Петербурга - в статье20 Закона Санкт-Петербурга.

Должностной оклад федерального государственного служащего установлен в рублях, а государственного служащего Санкт-Петербурга - в расчетных единицах.

Установлено, что за базовую ставку для исчисления должностного оклада государственного служащего принимается расчетная единица, равная 0,15 величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Санкт-Петербурге за второй квартал, которая изменяется один раз в год на начало финансового года и принимается равной 0,15 величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Санкт-Петербурге за второй квартал предшествующего года.

Размеры должностных окладов по отдельным должностям государственной службы Санкт-Петербурга и государственным должностям Санкт-Петербурга (для сравнения) приведены в Приложении II.

Надбавки к должностному окладу государственного служащего, предусмотренные Законом Санкт-Петербурга предоставляются:

. За квалифицированный разряд

. За особые условия работы, которая включает в себя:

надбавку за сложность и напряженность;

надбавку за гражданское звание;

надбавку за специальный режим работы

. За выслугу лет

. За работу со сведениями, имеющими степень секретности.

В настоящее время в соответствии со статьей 3 Закона Санкт-Петербурга «Об утверждении Реестра государственных должностей органов государственной власти Санкт-Петербурга» фактически вместо двух указанных надбавок выплачивается одна надбавка к должностному окладу государственного служащего Санкт-Петербурга за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, которая в статье 3 этого же Закона Санкт-Петербурга именуется надбавкой к должностному окладу за особые условия службы.

Надбавка к должностному окладу за гражданское звание- изобретение санкт-петербургское.

Следует отметить, что статус гражданских званий Санкт-Петербурга отличается от статуса квалифицированных разрядов федеральных государственных служащих и классных чинов и квалификационных служащих других субъектов Российской Федерации и никак не соотносится с ними.

Надбавка за выслугу лет государственному служащему Санкт-Петербурга выплачивается в соответствии с Законом Санкт-Петербурга.

Таблица 1

Стаж работы федерального государственного служащегоСтаж работы государственного служащего Санкт-ПетербургаРазмер надбавки к месячному должностному окладу (в процентах к должностному окладу)_____от 1 года до 3 лет5От 1 года до 5 летот 3 до 10 лет10Свыше 5 лет до 10 летот 5 до 10 лет15Свыше 10 лет до 15 летот 10 до 15 лет20Свыше 15 летот 15 до 20 лет30______от 20 лет и свыше40

Надбавка к должностному окладу за выслугу лет выплачивается ежемесячно за фактически отработанное время. При этом надбавка к должностному окладу государственного служащего Санкт-Петербурга за выслугу лет выплачивается с месяца, в котором у работника возникло право на надбавку, что, не совсем верно. Надбавка за выслугу лет должна выплачиваться со дня, когда у государственного служащего возникло право на эту надбавку.

Премия по результатам труда. Государственным служащим Санкт-Петербурга премии по результатам труда выплачиваются в соответствии с положением о премировании, утверждаемым руководителем государственного органа Санкт-Петербурга. Размер премии определяется руководителем государственного органа Санкт-Петербурга самостоятельно, исходя из результатов деятельности государственного служащего, и максимальными размерами также не ограничивается.

Материальная помощь. Руководители государственных органов Санкт-Петербурга в установленном ими порядке оказывают государственным служащим Санкт-Петербурга материальную помощь.

Фонд заработной платы. При формировании заработной платы государственных органов Санкт-Петербурга сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов государственным служащим, предусматриваются средства на выплату надбавок, премий и материальной помощи (см. таблицу).

Таблица 2

Пенсионное обеспечение государственного служащего. Статья 19 Федерального закона предусматривает право государственного служащего на получение пенсии за выслугу лет и пенсионное обеспечение его семьи.

Предусмотрено также , что в случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

К сожалению, условия предоставления права государственных служащих Санкт-Петербурга на пенсию за выслугу лет пока не определены.

В настоящее время до законодательного оформления пенсии за выслугу лет государственному служащему Санкт-Петербурга действует система доплат к уже назначенной государственной пенсии (трудовой пенсии), то есть только для тех, кто достиг пенсионного возраста (55 лет- женщины или 60 лет- мужчины).

Статья 30 Закона Санкт-Петербурга предусматривает для лиц, замещавших должности государственной службы Санкт-Петербурга, доплаты к государственной пенсии по старости ( по возрасту), по инвалидности, а также к государственной пенсии за выслугу лет.

Ежемесячная доплата к государственной пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии, ежемесячной доплаты за гражданское звание (при наличии ежемесячной доплаты за гражданское звание) и ежемесячной доплаты к пенсии составляла не менее 55 процентов, но не более 80 процентов среднего месячного денежного содержания лица, замещавшего должность государственной службы Санкт-Петербурга. При этом для государственных служащих необходимо иметь не менее 10 лет стажа на должностях, дающих право на указанную доплату к пенсии.

Указанная статья предусматривает также иной расчет ежемесячной доплаты к государственной пенсии. Лицо, замещавшее должность государственной службы Санкт-Петербурга не менее 10 лет и имеющее гражданское звание, вправе обратиться за получением ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости (по возрасту), по инвалидности или за выслугу лет в твердой сумме- в расчетных единицах в зависимости от имеющегося у него гражданского звания.

Заключение

Изучение вопросов, связанных с государственной службой Санкт-Петербурга в частности, позволяет сформировать юридически грамотную, выверенную, с точки зрения российского и санкт-петербургского права, позицию будущих профессиональных государственных служащих Санкт-Петербурга в отношении порядка прохождения государственной службы, иных вопросов деятельности государственного служащего. Это, в свою очередь, позволит на практике соблюдать установленные Федеральным законом и Законом Санкт-Петербурга принципы государственной службы.

Итак, из изученного в данной дипломной работе материала следует, что система социального обеспечения в России находится в стадии формирования. Этот процесс достаточно длительный и болезненный, ибо осуществляется в условиях радикальных экономических преобразований, и пока далек от завершения.

Целью настоящей работы было исследование системы социальной защиты государственных служащих, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации в рамках политики Северо-западного региона.

Для этого мы:

уточнили определение понятия «социальное обеспечение»;

- исследовали особенности правового регулирования вопросов социального обеспечения государственных гражданских служащих за рубежом, международные подходы и историческую практику;

проанализировать законодательное регулирование вопросов пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и других видов социального обеспечения государственных служащих;

рассмотрели проблемы и специфику социальной защиты госслужащих;

изучили особенности социальной защиты государственных служащих на примере Санкт-Петербурга.

Во второй главе мы рассмотрели суть социального обеспечения государственных служащих посредством исследования его принципов и видов в Санкт-Петербурге. Мы увидели, что основная часть городского бюджета расходуется на социальные городские программы. С ними можно подробно ознакомиться на Официальном сайте Администрации СПб.

Как видим из всего вышеизложенного, тема, изученная в данной дипломной работе актуальна. И, как я думаю, останется таковой и в последующие годы.

Список источников и литературы:

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями на 25 марта 2004 года) // Правовая система ГАРАНТ.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации №197-ФЗ от 30 декабря 2001 г.

.Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон №119-ФЗ от 31 июля 2005 г.

4.О системе государственной службы Российской Федерации :Федеральный закон №58-ФЗ от 27 мая 2003 г.

5.О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон №79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

6.О гарантиях деятельности лиц, замещающих (замещавших) государственные должности Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга №6 от 26 февраля 2007 г.

7.О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 г.

.О мерах по социальной защите работников органов государственной власти Санкт-Петербурга: Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 20 апреля 2000 года №424-р.

.О мерах по совершенствованию государственного управления: Указ Президента РФ №910 от 16 июля 2004 г.

.О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ №1574 от 31 декабря 2005 г.

.О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим: Указ Президента РФ №113 от 1 февраля 2005 г.

.Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации от 15 августа 2001 г.

13.Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ.1993.№52.Ст.5073 (с изменениями и дополнениями). Утратил силу в соответствии с указом Президента РФ от 19 января 2000 г.Собрание законодательства РФ.2000.№4.Ст.369.

14.Собрание законодательства РФ.1998.№13.Ст.1474 (с изменениями и дополнениями).

.Собрание законодательства РФ. 1995.№17.Ст.1455

.Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.1997.№6.

.Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика / Г.В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2003. - 272 с.

.Бахрах, Д.Н., Хазанов, С.Д.Государственная администрация, ее органы и служащие/Д.Н. Ноздрев, С.Д. Хазанов.-Екатеринбург1998.-185 с.

.Винокуров, В.А. Государственная служба: сравнительно-правовой анализ законодательства о федеральной государственной службе и государственной службе Санкт-Петербурга / В.А. Винокуров. - СПб.2003. - 257 с.

.Киселев, С.Г. Государственная гражданская служба: учеб. пособие / С.Г. Киселев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 192 с.

.Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих / А.Ф. Ноздрачев. - М.:Статус, 1999. - 246 с.

.Полетаев, Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда / Ю.Н. Полетаев. - М.: ОАО Издательский Дом Городец, 2005. - 192 с.

.Романов, В.Л. Социальная защита государственных служащих: проблемы и возможные решения//Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации / В.Л. Романов. - М.: РАГС, 1996. - 234 с.

.Черепанов, В.В. Основы государственной службы и кадровой политики / В.В. Черепанов; В.П. Иванов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 575 с.

.Баталов, Э.Я. Доживет ли Россия до социального государства. / Э.Я. Баталов. М.:,1997. - №8.

.Гонтмахер, Е. Анализ законодательной базы в области социальной защиты на региональном уровне/ Е. Гонтмахер // Социальная политика. - 2005. - №5, осень.

.Гончаров, П. Социальное государство: сущность и принципы. Вестник Российского университета дружбы народов / П. Гончаров // Политология. - 2000. - №2.

.Россия в цифрах/ Росстат. М., 2006 г.

29.http://www.rg.ru - Российская газета

30.http://www.gov.spb.ru- Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга

.http://www.cir.ru - Бюджетная система РФ

Похожие работы на - Система социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации и Санкт-Петербурга

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!