Расследование преступлений в сфере экономики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,15 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расследование преступлений в сфере экономики












Контрольная работа

«Расследование преступлений в сфере экономики»

Содержание

1. Незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг (уголовно-правовая характеристика, криминалистическое обеспечение расследования)

. Незаконная предпринимательская деятельность (уголовно-правовая характеристика, криминалистическое обеспечение расследования)

Задача 1

Задача 2

Список использованных источников

1. Незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг (уголовно-правовая характеристика, криминалистическое обеспечение расследования)

Незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг (ст. 226 Уголовного кодекса Республики Беларусь) предусматривает уголовную ответственность за выпуск (эмиссию) ценных бумаг без регистрации в установленном порядке, либо публичное размещение ценных бумаг с нарушением установленного порядка, либо использование заведомо подложных документов для регистрации ценных бумаг.

Отношения, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг, профессиональной деятельностью участников рынка ценных бумаг, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом «О ценных бумагах и фондовых биржах», Законом «О хозяйственных обществах», Постановлением Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь от 11.04.2006г. N 09/П ""Об утверждении Инструкции о порядке выпуска и государственной регистрации ценных бумаг", Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.09.2006г. N 112 ""О регулировании рынка ценных бумаг"" и иными актами законодательства, действующими на территории Республики Беларусь. Статья 226 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Незаконный выпуск (эмиссия) ценных бумаг» в сравнении с аналогичной нормой Уголовного кодекса 1960г. (ст.841, введенная в него в 1993г.) более точно формулирует признаки состава данного преступления.

Перечень видов наказаний, которые могут быть назначены за его совершение, пополнился арестом. В этой связи необходимо указать следующее.

Уголовная ответственность наступает также за незаконный выпуск (эмиссию) ценных бумаг, что предусмотрено ст. 226 УК Республики Беларусь. Предметом преступления в форме выпуска или размещения ценных бумаг являются ценные бумаги, о которых говорилось в ст. 221 УК Республики Беларусь, а в форме использования заведомо подложных документов - подложный документ для регистрации ценной бумаги. Так как предметов моей дипломной работы являются государственные ценные бумаги, то я буду характеризовать именно их, хотя эта статья подпадает под все виды ценных бумаг).

Рассматриваемое преступление представлено в следующих альтернативных формах:

выпуске (эмиссии) государственных ценных бумаг без их регистрации в установленном порядке;

публичном размещении государственных ценных бумаг с нарушением установленного порядка;

использование заведомо подложных документов для регистрации государственных ценных бумаг.

Выполнение хотя бы одного из указанных действий достаточно для привлечения виновного к ответственности по ст. 226 УК Республики Беларусь (Незаконная эмиссия ценных бумаг).

Выпуск (эмиссия) государственных ценных бумаг без регистрации в установленном порядке - это система действия, предусмотренных законодательством о государственных ценных бумагах, завершающихся подготовкой их к размещению, без их регистрации и присвоения номера государственной регистрации в центральном органе, осуществляющем контроль и надзор за рынком ценных бумаг (в Государственном Комитете по ценным бумагам Республики Беларусь). В данной форме преступление считается оконченным с момента выпуска хотя бы части государственных ценных бумаг.

Публичное размещение государственных ценных бумаг с нарушением установленного порядка - это открытая продажа государственных ценных бумаг без регистрации в установленном порядке и опубликование краткой информации об открытой их продаже, заверенной центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг, в том органе печати, который обеспечит информированность потенциальных инвесторов. В данной форме преступление считается оконченным с момента продажи хотя бы части выпущенных государственных ценных бумаг.

В качестве эмитента государственных ценных бумаг выступает государственный орган от имени правительства Республики Беларусь, и в силу этого субъектом анализируемого преступления может выступать только должностное лицо государственного органа.

Ст. 226 УК Республики Беларусь предусматривает ответственность за использование подложных документов для регистрации государственных ценных бумаг, поэтому действия должностного лица, выразившееся в изготовлении таких подложных документов. Должны квалифицироваться дополнительно о ст. 427 УК Республики Беларусь (служебный подлог), а подлог проспекта эмиссии государственных ценных бумаг, предоставленного для регистрации ценных бумаг, - по ст. 227 УК Республики Беларусь (подлог проспекта эмиссии ценных бумаг [6, c. 152].

Уголовный кодек определяет основания и условия уголовной ответственности за подлог проспекта эмиссии государственных ценных бумаг. Это преступление, которое может быть совершено в одной из двух альтернативных форм:

внесение в проспект эмиссии государственных ценных бумаг заведомо недостоверных сведение;

удостоверение проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверные сведения.

Выполнение любого из названных действий достаточно для привлечения виновного к ответственности по ст. 227 УК Республики Беларусь при условии причинения ими ущербы в особо крупном размере инвестором, под которыми понимаются как физические, так и юридические лица, владеющие государственными ценными бумагами.

Под проспектом эмиссии государственных ценных бумаг следует понимать - информацию, содержащуюся в постановлении Совета Министров о выпуске, размещении, обращении и погашении государственных ценных бумаг.

Преступление считается оконченным с момента причинения инвесторам ущерба в особо крупном размере [6, c. 155].

Ответственность за совершение данного преступления в форме внесения в проспект эмиссии государственных ценных бумаг заведомо недостоверных сведений несет должностное лицо государственного органа. А в форме удостоверения проспекта эмиссии, содержащего заведомо достоверные сведения - должностное лицо государственного органа: руководитель, главный бухгалтер и должностное лицо профессионального участника государственных ценных бумаг, если его услуги используются при подготовке эмиссии государственных ценных бумаг.

Административная ответственность наступает за незаконный выпуск (эмиссию) ценных бумаг должностными лицами хозяйствующих субъектов и их публичное размещение без регистрации в установленном порядке [].

Таким образом, видно, что отношения между должником и кредитом, складывающиеся по поводу государственных ценных бумаг урегулированы различными правовыми нормами.

2. Незаконная предпринимательская деятельность (уголовно-правовая характеристика, криминалистическое обеспечение расследования)

Как показывает практика, преступления в сфере экономической деятельности в настоящее время являются достаточно распространенным явлением. Общественная опасность экономических преступлений заключается в том, что в результате таких посягательств экономическим интересам государства и иным субъектам, связанным с предпринимательской деятельностью, наносится значительный ущерб. Одним из таких преступлений является незаконное предпринимательство, ответственность за которое установлена ст.233 УК Республики Беларусь.

Незаконное предпринимательство, представляет собой противоправное систематическое совершение однородных действий в той или иной сфере производства, торговли, оказания услуг или иных видов деятельности, направленных на извлечение прибыли. Время, в течение которого она осуществляется, не имеет значения для признания ее уголовно наказуемой. Это преступление следует считать оконченным с момента совершения одного из действий в общей цепи предполагаемых однородных актов поведения. Так, для наличия признаков незаконного предпринимательства в деятельности незарегистрированного торгового предприятия достаточно совершения с его стороны нескольких сделок купли - продажи, если они привели к извлечению дохода в крупном или особо крупном размере.

Незаконное предпринимательство следует отграничивать от единичного акта продажи одного или даже нескольких предметов, поскольку в данном случае отсутствует систематичность, повторяющийся процесс, направленный на получение прибыли.

Однако, в законодательстве Республики Беларусь не приводится определения незаконной деятельности, отсутствует и отдельный перечень видов деятельности, осуществление которых является запрещенным, в связи с чем для уяснения понятия и форм осуществления незаконной предпринимательской деятельности необходимо обратиться к диспозиции самих статей УК Республики Беларусь, предусматривающих за ее осуществление ответственность или устанавливающих запрет на ее осуществление. В частности ст.ст. 328, 329, 333, 335, 348, 349 УК Р Б и др.

Родовой объект незаконного предпринимательства - общественные отношения в сфере экономики.

Непосредственный объект - установленный законом и другими нормативными правовыми актами порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации означает, что субъект, фактически занимающийся предпринимательской деятельностью, не прошел предусмотренную законодательством государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица (2, ст. 51 ГК).

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, - еще один способ занятия предпринимательством, запрещенным уголовным законодательством. Уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии наступает лишь в том случае, когда получение лицензии на данную деятельность является юридически обязательным.

Действия лиц, которые сами не занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, однако умышленно оказывают виновному содействие в ее осуществлении, следует квалифицировать как соучастие в незаконной предпринимательской деятельности по соответствующим частям ст.16 и ст.233 УК (16, п. 5).

Существует проблема установления субъекта преступлений, связанных с деятельностью юридических лиц, так как субъектом преступления является должностное лицо юридического лица. Надо учитывать, что понятия «учредитель», «собственник юридического лица и управляющий им», «иные представители интересов юридического лица» - разные понятия. В силу ст.3 Закона РБ от 28.05.1991 № 813-XII «О предпринимательстве в Республике Беларусь» особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Согласно диспозиции ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь незаконная предпринимательская деятельность проявляется в следующих видах (деяниях):

) Предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления (ч. 1 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь);

) Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления (ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь);

) Осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается (ч. 2 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь);

) Занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами Республики Беларусь (ч. 3 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь);

) Осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) (ч. 4 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь);

) Действия, направленные на трудоустройство граждан за границей, осуществляемые без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления (ч. 5 ст. 12.7 КоАП).

Как видно, уже в самой статье КоАП Республики Беларусь законодателем определены 6 форм осуществления незаконной предпринимательской деятельности, причем не всегда понятие «незаконная предпринимательская деятельность» увязано с понятием предпринимательской деятельности, содержащимся в ст. 1 ГК Республики Беларусь. Здесь понятие «незаконная предпринимательская деятельность» выступает в качестве собирательного термина, включающего разрозненные между собой составы правонарушений [7, с. 40].

Немаловажным условием для признания деятельности как незаконной предпринимательской в административном законодательстве является и то, что размер полученного дохода от занятия такой деятельностью для установления противоправности и виновности, в отличие от уголовного законодательства, значения не имеет [8, c. 24].

Таким образом, незаконное предпринимательство является серьезной проблемой и относитя к прсуплениям в сфере экономической деятельности.

ценный бумага незаконный эмиссия

Задача 1

Директор ОДО «Сеантакс» Г. на протяжении нескольких лет занимался реализацией на территории Республики Беларусь ввезенных из-за рубежа автомобилей. При реализации автомобиля им выписывалась справка-счет, в которую вносились сведения о цене автомобиля, и в дальнейшем в соответствии с данными сведениями выручка, полученная от реализации автомобиля, приходовалась по бухгалтерским документам фирмы, а данные сведения использовались для составления налоговых отчетов ОДО «Сеантакс». В ходе своей деятельности Г. реализовал около 600 автомобилей. На автомобили им были заполнены справки-счет, в которых была указана заниженная стоимость автомобилей, которая значительно отличалась от реально уплаченных покупателями сумм, указанные действия Г. повлекли сокрытие реальных доходов, а соответственно и неуплату налогов и сборов ОДО «Сеантакс» в полном объеме.

Дайте уголовно-правовую квалификацию действиям Г., определите обстоятельства подлежащие доказыванию по данному делу.

Решение

Директор ОДО «Сеантакс» Г. совершил преступление в сфере экономической деятельности, так как в ходе своей работы, занижая стоимость автомобилей, уклонялся от уплаты налогов. При расследовании данного дела следует доказать, что стоимость автомобилей, указанных в справках-счетах директором, являются заниженными, по отношению к тем, которые уплачивали покупатели за автомобиль, кроме того, необходимо установить, был ли сговор в данном деле с главным бухгалтером.

В случае если вышеуказанное будет доказано, то директор подлежит наказанию, в соответствии со статьей 13.6 КоАП за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее двух базовых величин.

Кроме того, за уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы и внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба директора Г. наказывают лишением права занимать должность директора и заниматься продажей автомобилей также его могут привлечь к аресту на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. И конечно директор предприятия должен выплатить все недополученные налоги за весь срок.


Гражданин Иванов подделал платежное поручение и продал его гражданину Петрову. Петров, зная специфику банковского дела, направил его в банк с целью похитить денежные средства. После этого, платежное поручение поступило в банк и в момент проведения операции по зачислению денежных средств на счет, указанный Петровым, выяснилось, что документ является фиктивным.

Квалифицируйте действия Иванова и Петрова, определите обстоятельства, подлежащие доказыванию.

Решение

Иванов совершил преступление против порядка управления. При этом чтобы привлечь к ответственности за подделку, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков предусмотрена ст. 380 Уголовного кодекса Республики Беларусь, необходимо доказать причастность Иванова к подделанному платежному требованию.

Петров же в свою очередь зная о подделанном документе, также совершил преступление против порядка управления, купив подделанное платежное требование. Кроме того, при подаче платежного поручения в банк Петров хотел совершить преступление против собственности. Однако прежде требуется доказать то, что Петров знал о подделке.

За подделку платежного поручения и сбыт документа другому лицу Иванова могут наказать общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Петров за незаконное приобретение платежного поручения могут наказать общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев. Кроме того, ответственности подлежит также мошенничество, согласно ст. 209 УК.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 07 декабря 1998 г., № 218-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.12.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2011.

. Уголовный кодекс Республики Беларусь, 09 июля 1999 г., № 275-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.12.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2011.

. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), 19 декабря 2002 г., № 166-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 29.12.2009 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2011.

. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть), 29 декабря 2009 г., № 71-З Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2011.

. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 января 2009 г., № 1 Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2011.

. Уголовное право. Общая часть: Учебник Н.А. Бабий, А.В. Барков, И.О. Грунтов и др.; под ред. В.М. Хомича. - Минск: Тесей, 2002. - 496 с.

. Лукашов, А.Н. Безлицензионная деятельность: административное правонарушение или преступление? А.Н. Лукашов Юридический мир. 2009. - № 5, 6. - С. 34-49.

. Хилюта, В.В. Квалификация незаконной предпринимательской деятельности в совокупности с преступлениями против собственности / В.В. Хилюта Юридический мир. - 2009. - № 12. - С. 21-26.

Похожие работы на - Расследование преступлений в сфере экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!