выступают детерминанты, действующие на уровне общества в целом.
Среди общих причин можно выделить противоречия в социально-экономических отношениях, которые опосредуются проблемами, связанными с отсутствием реальной поддержки институтов семьи, недостатками в молодежной, жилищной политике, проблемами нравственно-идеологической основы общества, несовершенством трудового, школьного воспитания, большими резервами свободного времени у значительной части молодежи и недостаточностью объективных возможностей для его содержательного заполнения.
Социально-психологические детерминанты
Ориентация личности несовершеннолетнего формируется задолго до момента совершения преступления под влиянием таких неблагоприятных факторов, как негативное влияние семьи, родственников, ближайшего окружения, недостатки учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, трудовая незанятость подростков как следствие безработицы, поразившей сельскую местность, неорганизованность досуга несовершеннолетних по месту жительства, ослабление социального контроля со стороны государственных и общественных институтов.
Семейное неблагополучие, обусловленное низким уровнем материального благосостояния, нравственно-педагогической позиции семьи, изменением состава и структуры большинства сельских семей, а также наличие в семье моделей неправомерного поведения способствует в значительной степени формированию отклоняющегося поведения несовершеннолетнего.
Совершению преступлений несовершеннолетними способствуют и проблемы, возникающие в процессе их обучения в школе, к которым следует отнести: оторванность обучения от воспитания, отсутствие постоянных контактов между семьей и школой, формализм в работе педагогов, отсутствие опыта индивидуальной работы со школьниками, предвзятость к отдельным учащимся, вызывающая у подростков чувство агрессии и желание отомстить. Анализируя преступное поведение несовершеннолетних, криминологи отмечают в качестве одного из факторов, влияющих на такое поведение, неправильную организацию ими своего досуга. Зачастую подростки проводят свободное время в компаниях антисоциальной направленности, употребляют алкоголь и наркотики. У несовершеннолетних прослеживается явная деформация нравственно-культурных принципов и полное пренебрежение к труду. Просмотры видеофильмов, пропагандирующих насилие и разврат, а также бесцельное проведение времени с друзьями заменяют многим подросткам посещение культурных заведений, развивающих их духовно; у них формируется потребительское отношение к жизни, желание иметь много денег, добиваясь этого иногда и преступным путем. В последнее время участились случаи проявления несовершеннолетними немотивированной агрессии, жестокости в отношении своих сверстников. Подростки разрешают конфликтные ситуации с применением насилия, совершают преступления, связанные с посягательством на личность. Так, прокурором Центрального района города Челябинска было возбуждено уголовное дело в отношении несовершеннолетней К., которая в июне 2006 г. в дневное время на почве личных неприязненных отношений избила несовершеннолетнюю Г. Из заключения судебно-медицинской экспертизы следовало, что гражданке Г. были нанесены средней степени тяжести телесные повреждения, повлекшие за собой длительное расстройство ее здоровья, что вызвало утрату трудоспособности менее чем на 1/3. Несовершеннолетняя К. была признана судом виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 112 УК РФ. В основе преступного поведения несовершеннолетних лежит и такая антиобщественная установка, как готовность в соответствии со своими взглядами, потребностями и интересами действовать против интересов общества. Демонстративность поведения несовершеннолетних в психологическом плане служит целям самоутверждения, но в то же время снижает контроль за совершением ими своих действий. Многочисленные психологические исследования дают основание говорить о том, что несовершеннолетние более сосредоточены на своих переживаниях, слишком углублены в свой внутренний мир. Психика их более ранима, они быстрее впадают в невротическое состояние, а пережитое оставляет в них более глубокие следы; для них характерна порой конфликтность, повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность в сочетании с несдержанностью.
3. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних
Предупреждение преступности несовершеннолетних - деятельность государства и общества, направленная против данной преступности с целью удержания ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее детерминант.
Деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних представляет собой определенную систему, состоящую из мер предупреждения преступности, объектов воздействия, субъектов предупреждения преступности.
Выделяют меры:
. направленные на улучшение социально-экономического положения и совершенствование нравственно-культурной сферы;
. направленные на устранение и коррекцию социально-психологических детерминант преступности несовершеннолетних;
. специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних и индивидуального преступного поведения несовершеннолетних.
Меры, направленные на улучшение социально-экономического положения и совершенствование нравственно-культурной сферы
Существует необходимость обеспечения как постоянной, так и временной занятости несовершеннолетних. В этих целях на местном уровне необходимо принимать и обеспечивать функционирование «полноценных» законов о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних с предоставлением осуществляющим квотирование работодателям льгот по налогу на прибыль организаций; развивать молодежные биржи труда; обеспечивать летнюю занятость и отдых несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении; создавать специализированные детские и подростковые фонды с участием государственных и негосударственных предприятий и организаций, которые могли бы взять на себя частично функции по финансированию деятельности по организации постоянной и временной занятости несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении, а также по финансированию иных направлений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В настоящее время отмечается недостаточность социальной защищенности детей из семей, находящихся в социально опасном положении, но не являющихся сиротами и оставшимися без попечения родителей. Целесообразным является открытие специальных накопительных счетов и для несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Следует стимулировать частные предприятия и организации, которые будут участвовать в финансировании данных программ. Этого можно достичь посредством предоставления различных налоговых льгот, уменьшения арендной платы, проведения бесплатной рекламы деятельности данных субъектов и формирования их положительного имиджа в средствах массовой информации.
В целях развития позитивных направлений в нравственно-культурной сфере важной задачей является использование возможностей СМИ для формирования устойчивого позитивного поведения несовершеннолетних. В этой связи необходимо создать эффективные барьеры на пути социально неприемлемого воздействия на несовершеннолетних.
Меры, направленные на устранение и коррекцию социально-психологических детерминант преступности несовершеннолетних
Именно в малых социальных группах протекает жизнедеятельность несовершеннолетних, на этом уровне можно оказать эффективное воздействие на несовершеннолетних.
В качестве мер, направленных на оздоровление и помощь неблагополучным семьям - семьям, находящимся в социально опасном положении, могут выступать следующие: оказание комплексного воздействия и помощи (развитие сети специализированных учреждений, занимающихся работой с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации, и их семьями; создание специализированных социальных учреждений, работающих с несовершеннолетними, совершившими преступления и административные правонарушения, а также с их семьями, с функционированием в рамках указанных учреждений отделений социальной реабилитации, социально-правовой помощи семье и детям, социальной диагностики).
Существует необходимость использования в предупредительной деятельности огромного профилактического потенциала образовательных учреждений. Улучшению воспитательного и учебного процесса в образовательных учреждениях будет способствовать: повышение на федеральном уровне престижа работы в школах, иных образовательных учреждениях; введение в школах должности уполномоченного по правам участников образовательного процесса; введение во всех школах, профессиональных училищах, профессиональных лицеях в качестве постоянных штатных единиц должности психолога; обеспечение внеурочной занятости учащихся, использование групповых форм организации совместной деятельности учащихся; создание на базе школ, профессиональных училищ, профессиональных лицеев фирм, которые были бы в рамках действующего трудового законодательства РФ ориентированы на использование посильного подросткового труда; проведение работы по правовому и половому воспитанию в виде диалога с учащимися; возрождение в рамках педагогических вузов студенческих трудовых отрядов и привлечение их для работы с трудными подростками.
Специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних и индивидуального преступного поведения несовершеннолетних
Большое значение для предупреждения преступности несовершеннолетних имеет своевременная профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних, развенчание насилия как средства разрешения конфликта.
В качестве мер предупреждения преступности несовершеннолетних и индивидуального преступного поведения несовершеннолетних можно предусмотреть: составление социальных паспортов микрорайонов с определением «зон риска»; организация социально-значимой деятельности и досуга детей, подростков и молодежи по месту жительства; осуществление деятельности по: формированию нетерпимого отношения родителей и иных законных представителей к алкоголизации и наркотизации детей, подростков, молодежи; к насильственным формам разрешения конфликтов; предупреждению вовлечения детей, подростков и молодежи в употребление алкоголя, наркотиков, иных одурманивающих веществ, в жестокие, насильственные действия в самих семьях путем своевременного реагирования на эти факты; организация групп родительской поддержки неблагополучных семей; осуществление семейного консультирования и оказание помощи семьям в проблемных ситуациях, связанных с употреблением детьми и подростками алкоголя, наркотиков, других одурманивающих веществ; разработка и модификация образовательных программ в образовательных учреждениях, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, ориентированных на формирование здорового образа жизни, на предупреждение употребления алкоголя, наркотиков, других одурманивающих веществ, на развенчание насилия как средства разрешения конфликта; разработка и внедрение в образовательных учреждениях, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации программ-тренингов активной психологической защиты для несовершеннолетних; организация и проведение антинаркотических, антиалкогольных и антинасильственных дискуссий, «круглых столов», ролевых игр и спектаклей; проведение обучающих семинаров для сотрудников субъектов профилактики по методам и средствам предупреждения злоупотребления алкоголем, наркотиками, иными одурманивающими веществами, насильственных форм поведения; проведение регулярного мониторинга распространенности алкоголя, наркотиков, иных одурманивающих веществ, правонарушений и преступлений в микрорайоне. Существует необходимость обеспечения охраны общественного порядка для успешной борьбы с преступлениями несовершеннолетних, что будет способствовать снижению числа преступлений, как совершаемых самими несовершеннолетними, так и совершаемых против них. Необходимо осуществлять работу с неформальными антиобщественными, криминогенными, преступными группами несовершеннолетних, работа по разобщению и переориентации групп несовершеннолетних с отклоняющимся поведением должна выступать прерогативой образовательных учреждений, нецелесообразной является практика раннего общения с полицией несовершеннолетних, допускающих нарушения моральных норм, даже, если их поведение свидетельствует о наличии у них агрессивности, склонности к разрешению конфликтов насильственным путем, так как это может сделать их невосприимчивыми к мерам воздействия, сформировать у них агрессивную реакцию на такое воздействие. Необходимо создать информационную базу, содержащую сведения обо всех преступлениях несовершеннолетних: о самих деяниях, об их мотивах, способах и средствах совершения, лицах, их совершивших, жертвах преступлений. Эту информацию следует поместить в полную статистическую, информационную систему по безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и преступлениям несовершеннолетних, которая должна находиться в ведении органов внутренних дел.
Меры, непосредственно направленные на коррекцию отклоняющегося и преступного поведения несовершеннолетних, а именно, проведение: групповых аутотренингов с участием психолога по специально подготовленным специалистами методикам, снимающим тревожность, стрессовые и фрустрационные состояния; массовых аутотренингов, выражающихся в прослушивании или просмотре специальных передач, ориентированных на снятие тревожных, стрессовых и фрустрационных состояний; лекций, бесед на уголовно-правовые темы, связанные с ответственностью за совершение преступлений, на криминологические темы, связанные с причинами и условиями совершения преступлений; интеллектуальных игр, спортивных игр, в том числе с участием несовершеннолетних, находящихся в конфликтных отношениях, чтобы они в ходе их проведения сняли агрессивность по отношению друг к другу.
Заключение
. Выделяют общесоциальные и социально-психологические детерминанты преступности несовершеннолетних. В качестве общесоциальных детерминант выступают детерминанты, действующие на уровне общества в целом. К социально-психологическим детерминантам относят негативное влияние семьи, родственников, ближайшего окружения, недостатки учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, трудовая незанятость подростков как следствие безработицы, поразившей сельскую местность, неорганизованность досуга несовершеннолетних по месту жительства, ослабление социального контроля со стороны государственных и общественных институтов.
. Деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних представляет собой определенную систему, состоящую из мер предупреждения преступности, объектов воздействия, субъектов предупреждения преступности.
Выделяют меры, направленные на:
улучшение социально-экономического положения и совершенствование нравственно-культурной сферы;
устранение и коррекцию социально-психологических детерминант преступности несовершеннолетних;
а также специальные меры предупреждения преступности несовершеннолетних и индивидуального преступного поведения несовершеннолетних.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25.12.1993, №237.
2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. // Российская газета от 22.12.2001, №2861.
.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. // СЗ РФ.- 17.06.1996. -№25, ст. 2954.
Специальная и научная литература
.Кожевникова, Е.А. Детерминанты преступности несовершеннолетних / Е.А. Кожевникова // Вестник Челябинского государственного университета. Право. - 2011. - Вып. 28, № 19 (234). - С. 101 - 103.
.Кошелева, Е.В. Семья и преступность несовершеннолетних. Монография / Е.В. Кошелева. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ин-та МВД России, 2006. - 108 c. 39-61
.Криминология. // Под ред. А.И. Долговой- М.: Норма, 2005. - 912 с.
.Нурадель, М. Проблемы совершенствования законодательства об ответственности и индивидуализации наказания несовершеннолетних: автореферат дис. … к.ю.н. 12.00.08 / М. Нурадель. М., 2008. - 24с.
.Писаревская, Е.А. Насильственная преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: автореферат дис. … к.ю.н. 12.00.08 / Е.А. Писаревская. - Томск - 2006. - 22 с.
.Прозументов, Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Томск: Изд-во ТГПУ, 1999. - 202 с.
.Сапронова, Н.А. Преступность несовершеннолетних в сельской местности и ее предупреждение: автореферат дис. … к.ю.н. 12.00.08 / Н.А. Сапронова. - Томск, 2011. - 22с.