осужденных, что составило 21,2 % от общего количества осужденных данной категории, прецедентов связанных с отменой условно-испытательного срока на реальное наказание по приговору суда не было. Остальные 26 осужденных продолжают добросовестно отбывать наказание и как следствие выплачивают алименты на содержание детей, т.к приговором суда либо в период отбывания на них возлагается дополнительная обязанность «трудоустроиться». С целью контроля за выплатой алиментов данными гражданами, сотрудниками инспекций ежемесячно делаются запросы в территориальные службы судебных приставов.
. Наказание в виде ограничения свободы
В 2012 году на учет в ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области было поставлено 192 осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, всего прошло по учетам 238 (АППГ - 91) осужденных к ограничению свободы из них: лиц женского пола - 23 (9,6%), ранее судимых - 82 (42,7%). В качестве дополнительного вида наказания ограничение свободы было применено в отношении 17 человек (8,8%). В отношении 56 человек (29,1%) наказание в виде ограничения свободы назначено в порядке замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания. В отношении - 9 человек (4,6%) наказание в виде ограничения свободы назначено в порядке ст. 64 Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве более мягкого вида наказания, что предусмотрено санкцией, 6 человек (3,1%) - наказание назначено по совокупности приговоров суда (ст.70 УК РФ).
Анализ криминогенного состава осужденных показал, что наибольшее количество лиц, осужденных к ограничению свободы, осуждены за преступления, предусмотренные: ст.158 УК РФ - 37 человек (19,2%), ч.1 ст.119 УК РФ- 21 человек (10,9%), ч.1 ст.112 УК РФ - 26 человек (13,5%), ч.1 ст.264 УК РФ - 22 человека (11,4%).
На 01.01.2013г. на учетах ФКУ УИИ состоит 147 осужденных к ограничению свободы. Наибольшее количество распределилось по филиалам: отдел исполнения наказаний (В.Новгород) ФКУ УИИ - 53 (36 %), Боровичский р-н - 15 (10,2 %), Новгородский р-н - 13 (8,8 %). В филиалах по Мошенскому, Волотовскому районам - в настоящий момент отсутствуют на исполнении приговора в отношении осужденных к данному виду наказания.
В течение 2012 год всего снят с учета 91 осужденный к ограничению свободы, из них: по отбытию наказания - 48 (52,7 %); по новому приговору суда за совершение повторного преступления - 7 (7,6 %); по замене ограничения свободы лишением свободы за злостное уклонение от отбывания наказания по представлению начальников филиалов - 23 (25,2 %); по другим причинам - 13 (14,2 %). Таким образом, по положительным мотивам с учета снято 67,0 % осужденных.
ФКУ УИИ проведён анализ исполнения наказания в виде ограничения свободы, в результате которого установлено:
. За нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы начальниками филиалов ФКУ УИИ применялись меры взыскания в виде предупреждения в отношении 80 (33,6 %) осужденных, официального предостережения в отношении - 79 (33,1 %) осужденных.
. На дополнение ранее установленных ограничений начальниками филиалов ФКУ УИИ направлялось 52 материала, из которых 35 удовлетворены, процент удовлетворения составил - 67,3 %, из них:
13 материалов - не выезжать за приделы соответствующего муниципального района;
14 материалов - не уходить из дома в определенное время суток;
5 материалов - не изменять место работы и (или) учебы без согласия УИИ;
2 материала - не посещать определенные места, расположенные в пределах соответствующего муниципального образования;
1 материал - не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях.
4. После постановки на учет в 2012 году скрылись от контроля - 10 (4,2%) осужденных, из них: в отношении 2 - проводятся первоначальные розыскные мероприятия, 8 - объявлены в розыск ОР ОО УФСИН России по Новгородской области.
По итогам 2012 года разыскано девять осужденных к ограничению свободы, из них: 6 - при помощи отделения розыска УФСИН России по Новгородской области; 3 - при помощи других правоохранительных органов.
. В отношении 8 осужденных к ограничению свободы были возбуждены уголовные дела за совершение повторных преступлений после постановки на учет. Уровень повторной преступности среди данной категории осужденных составил - 4,0 %. Повторные преступления были совершены в филиалах: по Новгородскому, Шимскому, Валдайскому, Окуловскому, Парфинскому, Поддорскому районам и В.Новгороде.
. Меры поощрения применялись к 20 (8,4 %) осужденным (12 осужденным разрешено проведение выходных и праздничных дней либо отпуска за пределами муниципального образования, 5 - объявлена благодарность, 3 - досрочно снято взыскание).
5. Применение меры пресечения в виде домашнего ареста
С 1 января 2012 года ФКУ УИИ и филиалами осуществляется контроль за исполнением меры пресечения в виде домашнего ареста.
В 2012 году в ФКУ УИИ и филиалы поступило 3 постановления о применении меры пресечения в виде домашнего ареста (Боровичский район, Крестецкий район, В.Новгород).
Снято с учета 2 подозреваемых и обвиняемых, 1 - по истечению срока меры пресечения, 1 - заменена мера пресечения на содержание под стражей, в виду отсутствия возможности применения электронных средств контроля и надзора.
На конец 2012 года на учете состоит одно лицо, к которому применена мера пресечения в виде домашнего ареста.
В настоящее время применение меры пресечения в виде домашнего ареста затруднительно, по причине того, что не принято постановление Правительства РФ определяющее перечень используемого электронного оборудования к лицам, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста. Также не принят нормативно-правовой документ определяющий порядок применения меры пресечения в виде домашнего ареста уголовно-исполнительными инспекциями.
6. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией
В 2012 году на учет ФКУ УИИ поставлен один осужденный, к которому применена отсрочка отбывания наказания больным наркоманией в соответствии ст. 82.1. (Окуловский район). В настоящее время осужденный находится на стационарном лечении в ГОБУЗ НОНД «Катарсис».
. Применение административной практики в деятельности ФКУ УИИ и филиалов
В соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приказом ФСИН России от 08.06.2009 г. № 246 «Об утверждении перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» начальники филиалов ФКУ УИИ и их заместители в пределах своей компетенции уполномочены составлять административные протоколы.
ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области проведён анализ деятельности по применению административной практики.
Так, в течение 2012 год всего было составлено 117 протоколов, из них рассмотрено судом 66 протоколов, что составило 56,4 % от общего количества составленных протоколов. Отказано в рассмотрении по 48 протоколам, что составило 41,0 % от общего количества составленных.
По видам привлечения к административной ответственности вынесены решения об оплате штрафа по 36 протоколам, общая сумма штрафа составила 17 700 рублей, по 5 протоколам было принято решение об административном аресте.
Динамика составления административных протоколов по статьям КоАП РФ в отношении к общему количеству:
98 протоколов по ч. 1 ст. 19.3 - 83,7 %;
19 протоколов по ст. 19.7 - 16,2 %.
При проведении анализа по видам наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества установлено, что:
. 25 административных протоколов было составлено в отношении осужденных условно с испытательным сроком, что составило - 21,3 % от общего количества составленных, из них:
22 протокола были составлены по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, что составило 22,4 % от общего количества составленных по данной статье;
3 протокола были составлены по ст. 19.7 КоАП РФ, что составило 15,7 % от общего количества составленных по данной статье.
. 23 административных протокола составлено в отношении осужденных к наказанию в виде исправительных работ, что составило - 19,6 % от общего количества составленных, из них:
по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ 10 протоколов - 10,2 % от общего количества протоколов составленных по данной статье;
по ст. 19.7 КоАП РФ 13 протоколов - 68,4 % от общего количества протоколов составленных по данной статье.
. 5 административных протокола составлено в отношении осужденных к наказанию в виде обязательных работ, что составило - 4,2 % от общего количества составленных из них:
по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ 3 протокола - 3,0 % от общего количества протоколов составленных по данной статье;
по ст. 19.7 КоАП РФ 2 протокола - 10,5 % от общего количества протоколов составленных по данной статье;
. 62 административных протокола составлено в отношении осужденных к наказанию в виде ограничения свободы, что составило - 52,9 % от общего количества составленных, все были составлены по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, что составило 63,2 % от общего количества протоколов составленных по данной статье.
. 1 административный протокол был составлен в отношении осужденного к ЗЗД, что составило 0,85 % от общего количества составленных протоколов, данный протокол был составлен по ст. 19.7 КоАП РФ, что составило 5,2 % от общего количества протоколов составленных по данной статье.
. В отношении должностных лиц предприятий, учреждений составлен 1 протокол, что составило - 0,85 % от общего количества составленных, протокол был составлен по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, что составило 1 % от общего количества протоколов составленных по данной статье.
Также проведён анализ количества решений, рассмотренных судом в отношении осужденных без лишения свободы и отказов в рассмотрении, в ходе которого было установлено:
. Количество решений, рассмотренных судом:
22 решения вынесено в отношении осужденных условно с испытательным сроком, что составило - 88 % от общего количества составленных протоколов, в отношении данной категории осужденных;
4 решения вынесено в отношении осужденных к обязательным работам, что составило - 80 % от общего количества составленных протоколов, в отношении данной категории осужденных;
14 решений вынесено в отношении осужденных к исправительным работам, что составило - 60,8 % от общего количества составленных протоколов, в отношении данной категории осужденных;
25 решений вынесено в отношении осужденных к ограничению свободы, что составило - 40,3 % от общего количества составленных протоколов.
. Отказано в рассмотрении всего по 48 протоколам:
в отношении осужденных условно с испытательным сроком по 4 административным протоколам, что составило - 16 % от общего количества составленных в отношении данной категории осужденных;
в отношении осужденных к ограничению свободы по 34 протоколам, что составило - 54,8 % от общего количества составленных в отношении данной категории осужденных;
в отношении осужденных к обязательным работам по 1 протоколу, что составило - 20 % от общего количества составленных в отношении данной категории осужденных;
в отношении осужденных к исправительным работам по 8 протоколам, что составило - 34,7 % от общего количества составленных в отношении данной категории осужденных.
- в отношении осужденных к ЗЗД по 1 протоколу, что составило - 100 % от общего количества составленных в отношении данной категории осужденных.
Представленный в данной информации анализ проведён и основан на практическом опыте работы и продиктован необходимостью осуществления должного контроля за осужденными без лишения свободы и имеет своей целью в первую очередь пробудить осознание осужденными содеянного и воспитать у них правопослушное поведение без изоляции от общества.
Обращаем Ваше внимание, что эффективность исполнения наказаний, альтернативных лишению свободы, достигается путём налаживания и укрепления взаимодействия органов судебной и исполнительной власти.
На основании вышеизложенного просим Вас при назначении наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества учитывать следующие предложения, которые основаны на практическом опыте по исполнению вынесенных приговоров:
. Наказание в виде исправительных работ:
при назначении наказания по ч.1 ст. 157 УК РФ целесообразнее в соответствии с ч.1 ст. 73 УК РФ назначать условно-испытательный срок с обязательным возложением дополнительных обязанностей «выплачивать алименты», «трудоустроиться», «не менять места работы без согласования уголовно-исполнительной инспекции», «работать в течение испытательного срока».
реальность исполнения данного вида наказания в условиях сложившейся социально-экономической обстановки в области, связанной с кризисом в стране. По этому при возникновении альтернативы между исправительными и обязательными работами целесообразнее было бы применение наказания в виде обязательных работ, условное осуждение, ограничение свободы;
возможность отбывания наказание в виде исправительных работ по месту жительства осужденного, т.к. во многих административно территориальных единицах области отсутствуют предприятия и как следствие рабочие вакансии;
наличие гражданства, наличие паспорта старого образца, либо отсутствие документов удостоверяющих личность вообще;
. Осуждение к лишению свободы условно с испытательным сроком:
при возложении на осужденного обязанности трудоустроиться устанавливать сроки трудоустройства;
при рассмотрении материалов направленных для решения вопроса о продлении условно-испытательного срока, не отказывать в удовлетворении в связи с нецелесообразностью, т.к. практика показывает, что данная мера профилактического воздействия оказывает положительное влияние на дальнейшее отбывание осужденным наказания;
при рассмотрении материалов направленных на возложение дополнительных обязанностей в виде «трудоустроиться», «обратиться за консультацией к врачу наркологу и при необходимости пройти курс лечения», не отказывать по причинам нарушения их прав в соответствии с конституцией, либо по причине нецелесообразности.
рассматривать возможность возложения дополнительных обязанностей в соответствии с ч.7 ст.73 УК РФ исходя из личностных особенностей и поступающих характеристик.
. При рассмотрении материалов о замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы целесообразнее заменять неотбытую часть наказания, на наказание в виде ограничения свободы.
. При назначении наказания в виде ограничения свободы необходимо конкретизировать приговором суда установленные ограничения, а именно:
- не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток и не изменять места жительства или пребывания без указания точного адреса (имели место случаи когда, данное наказание назначалось осужденным без определенного места жительства);
не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях необходимо конкретизировать в приговоре суда какие точно мероприятия и места;
не выезжать за приделы территории соответствующего муниципального образования, необходимо указывать какого именно муниципального образования (зачастую указывается субъект РФ - Новгородская область);
не изменять места работы и (или) учебы необходимо конкретизировать какого именно.
5. Рассматривать представления о продлении срока задержания разысканного осужденного, направленные начальниками филиалов по месту задержания осужденного.