Правоприменительная практика в сфере защиты прав потребителей

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,49 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правоприменительная практика в сфере защиты прав потребителей

Правоприменительная практика в сфере защиты прав потребителей

Ежедневно граждане вступают в отношения, затрагивающие права потребителя. Общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей определены Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-З «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями; далее - Закон).

Защита прав потребителей является одним из основополагающих факторов развития экономики. Целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных прав и интересов.

В то же время перестройка экономики, либерализация, создание условий для свободного движения товара, повышение конкуренции, изменение номенклатуры потребительского рынка являются лакмусом, позволяющим выявлять проблемы, возникающие при применении положений Закона на практике.

В связи с этим хотелось остановиться на некоторых аспектах применения норм Закона на практике.

Возврат и замена некачественного технически сложного или дорогостоящего товара

Потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара (товар, стоимость которого в 400 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день продажи товара) только в случае обнаружения существенных недостатков (п. 2 ст. 20 Закона).

Перечень таких технически сложных товаров утверждается Правительством Республики Беларусь. В настоящее время перечень технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их замены, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. №778) и включает:

автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

мотоциклы, мотороллеры;

снегоходы;

прогулочные суда и другие плавучие средства бытового назначения, лодочные моторы;

холодильники и морозильники;

стиральные машины автоматические;

телевизоры, видеомагнитофоны, видеоплейеры, видеокамеры;

бытовую вычислительную и множительную технику;

персональные компьютеры, периферийные устройства к ним;

тракторы, номерные агрегаты к ним, мотоблоки и мотокультиваторы.

Соразмерное уменьшение покупной цены товара

В соответствии со статьей 20 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору заявить одно из требований, предусмотренных данной статьей, в том числе соразмерного уменьшения покупной цены товара.

Поскольку данный вопрос не урегулирован законодательно, то по общему правилу размер суммы, подлежащей выплате, определяется по соглашению сторон.

При определении размера уменьшения покупной цены товара могут быть приняты следующие способы:

определение суммы, подлежащей выплате, по среднерыночному тарифу на услуги по ремонту идентичного (аналогичного товара) с соответствующими недостатками;

определение суммы, подлежащей выплате, по проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с наличием соответствующих недостатков в товаре;

выплата разницы между себестоимостью (оценочной стоимостью товара) ненадлежащего качества и заявленной рыночной стоимостью данного товара.

Возмещение потребителю разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя (п. 4 ст. 27 Закона)

Данное право гарантирует потребителю возможность в случае возврата товара ненадлежащего качества приобрести соответствующий товар без доплаты разницы в цене, то есть не нести убытки.

В случае обращения потребителя с требованием о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате выплаченной денежной суммы за приобретенный товар и разницы в цене между приобретенным и соответствующим товаром цена соответствующего товара определяется следующим образом:

по цене идентичного товара у продавца на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом решения;

при отсутствии идентичного товара у продавца - по отпускной цене идентичного товара производителя (поставщика) на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом решения (определяется по запросу) с применением торговой надбавки, обычно применяемой продавцом при продаже такого товара;

при отсутствии идентичного товара у производителя, поставщика (снят с производства, прекращена поставка и т.д.) - по цене товара, схожего с приобретенным товаром по назначению, набору функциональных (технических, физических) характеристик, размеру и находящегося с приобретенным товаром в одном ценовом ряду.

Проведение проверки качества и экспертизы товара

Продавец, к которому обратился потребитель в случае приобретения им товара ненадлежащего качества и заявил одно из требований, указанных в статье 20 Закона, обязан принять такой товар у потребителя и удовлетворить его требование, если не сомневается в его обоснованности. Однако в случае сомнения Закон предоставляет продавцу право провести проверку качества товара. Проверка качества может быть проведена продавцом как самостоятельно (силами своих сотрудников), так и с привлечением специалистов сервисного центра, изготовителя и др. Вместе с тем необходимо помнить, что проведение проверки качества является правом, а не обязанностью продавца. Продавец может не проводить такую проверку, если у него отсутствуют обоснованные сомнения в причинах возникновения недостатка товара.

На практике встречаются следующие нарушения требований Закона при проведении проверки качества продавцом:

продавец отказывается принять товар ненадлежащего качества у потребителя без соответствующего заключения сервисного центра;

неисполнение продавцом обязанности информирования потребителя о его праве на участие в проверке качества, а если такая проверка не может быть проведена незамедлительно - также о месте и времени проведения проверки качества товара.

Вместе с тем зачастую продавец, а также сам потребитель принимают проверку качества, проведенную продавцом, уполномоченным сервисным центром, за экспертизу.

В силу пункта 9 статьи 20 Закона при возникновении между потребителем и продавцом спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец обязан провести экспертизу товара в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Экспертизу в соответствии с пунктом 4 Положения вправе проводить:

аккредитованные органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории (центры);

торгово-промышленные палаты - по вопросам качества товаров;

общественные объединения потребителей.

Экспертная организация вправе отказать потребителю, продавцу, изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю или государственному органу по защите прав потребителей в проведении экспертизы в случае отсутствия у экспертной организации:

соответствующей материально-технической базы для проведения экспертизы;

специалистов по проведению экспертизы, специализирующихся на проведении исследований (испытаний, анализа, оценки) товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), подлежащих экспертизе.

При отказе экспертной организации от проведения экспертизы экспертизу вправе провести:

ремонтные организации, за исключением ремонтных организаций, уполномоченных на устранение недостатков и (или) техническое обслуживание товаров изготовителями (продавцами, поставщиками, представителями), изготовившими (реализовавшими) товары, подлежащие экспертизе;

изготовители (исполнители), за исключением изготовителей (исполнителей), изготовивших товары (выполнивших работы, оказавших услуги), подлежащие экспертизе.

Оплата экспертизы производится:

продавцом, изготовителем, поставщиком, представителем или исполнителем, подавшим заявление, в размере и сроки, определенные экспертной организацией;

продавцом, изготовителем, поставщиком, представителем или исполнителем, указанным в заявлении, письме, в размере и сроки, определенные экспертной организацией, - при подаче заявления потребителем или представлении письма государственным органом по защите прав потребителей.

Экспертная организация вправе отказаться от проведения экспертизы, если ее оплата не произведена соответствующим лицом в размере и сроки, определенные экспертной организацией (п. 12 Положения).

В соответствии с пунктом 14 Положения экспертиза проводится в сроки, предусмотренные техническими нормативными правовыми актами или иным законодательством, а если такие сроки не предусмотрены, то в течение 10 дней со дня оплаты экспертизы.

Экспертная организация вправе продлить сроки проведения экспертизы, если объем ее работы не позволяет провести экспертизу в указанные сроки, но не более чем на один месяц со дня подачи заявления (письма).

Экспертная организация по согласованию с заявителем (государственным органом по защите прав потребителей) определяет конкретное время проведения экспертизы.

некачественный товар экспертиза проверка

Похожие работы на - Правоприменительная практика в сфере защиты прав потребителей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!