Правовой режим специально охраняемых природных территорий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,65 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовой режим специально охраняемых природных территорий

Вступление

Тема моей курсовой работы - «Правовой режим специально охраняемых природных территорий». На мой взгляд, в последнее время этой категории объектов экологического права уделяется незаслуженно мало внимания, и данная тенденция проявляется, прежде всего, в выходящей в последние годы юридической литературе. Именно с целью консолидации полученного материала и проведения на основе него исследования и подведения определенных итогов, я и выбрал именно эту тему.

При написании данной курсовой работы хотелось бы отметить, что данный вид объектов экологического права появился в нашей стране совсем недавно, а именно в 2002 году когда в свет вышел измененный закон «Об охране окружающей среды». Также следует отметить, что в данном законе отсутствует правовое определение и классификация данных объектов. Однако на основе имеющейся правовой литературы я попытаюсь раскрыть данное понятие и дать классификацию данным объектам.

Также в данной курсовой работе рассматриваются вопросы правового регулирования образования, функционирования и прекращения деятельности специально охраняемых природных территорий, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь, государственного управления их охраной и использованием, юридической ответственности за нарушение законодательства об указанных территориях и объектах.

Целью данной работы является раскрытие понятия и правового статуса «специально охраняемых природных территорий».

В работе поставлены следующие задачи:

. Обобщение правовой информации о данных природных объектах

. Общая характеристика специально охраняемых природных территорий

. Выделение правовых источников регулирующих данный вид объектов

1. Понятие специально охраняемых природных территорий

Специально охраняемые природные местности являются частью территории республики и одновременно участками окружающей среды. Как территориальные единицы Беларуси последние должны иметь собственное или родовое наименование, пространственные пределы, месторасположение и административную границу. В качестве участков окружающей среды, они включают в свой состав компоненты и элементы последней: землю, недра, воды, атмосферу, леса, растительный и животный мир, а также почву земли, ископаемые недр, питьевую и минеральную воду, атмосферный воздух, редкие и исчезающие виды древесно-кустарниковых насаждений, растений и животных, относящиеся к элементам лесов, растительного и животного мира.

Открытый перечень специально охраняемых природных территорий приведен в ст.63 Закона «Об охране окружающей среды». В частности к ним принадлежат: курортные зоны, зоны отдыха, водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов, зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора, водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов), защитные леса (противоэрозийные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования), санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)), городские парки, охраняемые типичные и редкие природные ландшафты и иные территории.

К другим территориям, для которых установлен специальный режим охраны и использования оправданно отнести местности, обеспечивающие функционирование особо охраняемых природных территорий в виде их резервных территорий и охранных зон. К ним можно причислить участки местности связанные с важнейшими циклами жизнедеятельности дикой флоры и фауны, включая места произрастания и обитания видов диких растений и животных, занесенных в Красную книгу; пути миграции, места размножения и т.п. диких животных в виде зимовальных ям, мест нереста рыб, глухариных и тетеревиных токов и особо ценных участков лесного фонда, имеющих генетическое, научное и историко-культурное значение.

Законом «Об охране окружающей среды» впервые проведено разграничение между особо охраняемыми природными территориями и специально охраняемыми природными территориями. До этого, указанные местности, согласно предыдущей редакции рассматриваемого Закона имели единый правовой режим и рассматривались в качестве особо охраняемых природных территорий. Законодательная легализация различных правовых режимов особо и специально охраняемых природных территорий обусловлена дифференцированным подходом к таким природным комплексам, в результате которого более полно учитываются их естественноприродные особенности и социальные функции, выполняемые упомянутыми местностями. Это позволяет детальнее урегулировать порядок их охраны и эксплуатации, а также более полно использовать экологический, экономический, оздоровительный, рекреационный, научный и иной потенциал последних.

Таким образом, с учетом рассмотренных особенностей оправданно сформулировать следующее определение:

Специально охраняемая природная территория представляет собой участок местности (включая земельный участок, недра, воды, атмосферу, леса, растительный и животный мир), с ценными природными комплексами, имеющими природоохранное, санитарное, оздоровительное, научное, эстетическое и иное значение, частично исключенный из хозяйственного оборота и имеющий наименование, установленные границы, площадь, местоположение и специальный правовой режим охраны и использования.

2. Классификация специально охраняемых природных территорий

Классификация специально охраняемых природных территорий в законодательстве отсутствует. Тем не менее, исходя из задач, выполняемых рассматриваемыми природными комплексами, ее можно провести целевому назначению. По целям образования оправданно выделить следующие категории специально охраняемых природных территорий:

оздоровительно-рекреационного назначения

санитарно-охранного назначения

охранного назначения

Специально охраняемые природные территории находятся в исключительной государственной собственности и не подлежат разгосударствлению и приватизации.

Указанные территории могут находится во владении и пользовании только у организаций государственной формы собственности.

Как мы видим предоставленная классификация весьма условна. Однако можно сказать, что она полностью отражает целевое предназначение данных природных объектов.

Некоторые специально охраняемые природные территории, вне зависимости от организационно-правовой формы в которой произошло их объявление могут быть выделены в особую категорию - научных объектов, составляющих национальное достояние.

Возможность придания им такого особого правового статуса предусмотрена указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 1998 г. № 436 «О научных объектах, которые составляют национальное достояние». Порядок присвоения указанного статуса определен «Положением о научных объектах, которые составляют национальное достояние», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 1873. Согласно Положения научными объектами, составляющими национальное достояние, признаются уникальные, особо ценные, не поддающиеся восстановлению в случае их уничтожения или такие, утрата которых может иметь серьезные негативные последствия для развития науки и общества образования и творения естественного или искусственного происхождения. К ним относятся заповедники, национальные парки, ботанические сады, дендрарии, отдельные природные территории и объекты.

Данные о заповедных территориях и объектах, составляющих национальное достояние, заносятся в Государственный реестр научных объектов, составляющих национальное достояние, ведение которого возложено на НАН Беларуси.

В частности, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 1842, коллекционные фонды живых растений и гербария интродуцированных растений мировой флоры Центрального ботанического сада Национальной академии наук Беларуси были объявлены объектом, являющимся национальным достоянием.

3. Функции специально охраняемых природных территорий

В настоящее время специально охраняемые природные территории выполняют экологическую, социально-культурную, просветительскую, экономическую и научную функции.

Экологическая функция специально охраняемых природных территорий выражается в том, что крупномасштабное потребление природных ресурсов, чрезмерное антропогенное вредное воздействие на природную среду, вызванное научно-технической революцией, начавшейся в конце 50-х годов, поставили на грань уничтожения природу, и перед фактом исчезновения одного из ее биологических видов - человека. Ответом на эти негативные процессы стало появление концепции устойчивого развития. Суть ее заключается в достижении баланса между площадями антропогенных и природных объектов, путем рационального, комплексного, неистощительного, осуществляемого в интересах настоящего и будущих поколений природопользования, охраны естественноприродной составляющей окружающей среды консервативным способом, посредством создания специально охраняемых природных территорий в различных организационно-правовых формах.

Социально-культурная их функция проявляется по двум направлениям. Во-первых, специально охраняемые природные комплексы и объекты обладают оздоровительными свойствами, ряд из них располагает лечебными качествами. Нахождение в пределах указанных территорий, созерцание красот их природных элементов положительно воздействует на психо-эмоциональное состояние людей, способствует восстановлению сил после работы и учебы. Пребывание на курортах, располагающих благоприятными для жизни экологическими условиями способствует восстановлению здоровья. Лечение при помощи минеральных вод, грязей, в соляных пещерах, не влечет в отличии от приема медпрепаратов привыкания и не оказывает побочного отрицательного влияния на человеческий организм. Во-вторых, некоторые особо и специально охраняемые природные территории могут иметь признаки историко-культурной и экологической ценности и быть одновременно объявленными памятником истории и памятником природы. Памятники истории, культуры и архитектуры являются, наряду с природными компонентами, органичными составными частями национальных парков.

Содержание просветительской функции составляет пропаганда гармоничного сосуществования общества и природы, бережного отношения населения к естественным национальным богатствам, участие всех и каждого в деле охраны природной окружающей среды. Велико их воспитательное значение. Самое большое познавательное значение национальные парки имеют для тех многочисленных посетителей, в которых впервые пробуждается интерес к изучению природы - указывает американский эколог Р. Парсон. Кто в состоянии смотреть на Большой каньон и восстанавливать его геологическую историю, не размышляя о бесконечности? Кто может, приходя в изумление от исполинских размеров секвойи, сохранить преувеличенное представление о важности своей собственной персоны? Кто, приобщившись к познанию хотя бы одного из охраняемых нами чудес природы, не станет хотя бы немного терпимее к другим людям и более самокритичным к себе? Даже самые легкомысленные и наименее впечатлительные посетители парков невольно ощущают чувство патриотической гордости и начинают относиться с уважением к охране природных ресурсов. Такие же, не менее возвышенные чувства испытывают и белорусы, посещая Беловежскую пущу.

Суть научной функции специально охраняемых объектов состоит в том, что путем организации стационарных круглогодичных, многолетних и периодических исследований и изучений природных комплексов и объектов, наблюдения за динамикой природных процессов, осуществляется оценка и составляется прогноз экологической обстановки, производится разработка научных основ охраны природы, для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов по отдельным регионам и в стране в целом.

Экономическая функция этих природных территорий заключается в сохранении и воспроизводстве редких и исчезающих видов животных и растений, среды их обитания и произрастания. В результате чего, в случае восстановления численности до размеров, не грозящих их исчезновению, часть их представителей может быть переселена в другую местность, для воспроизводства на иных территориях, отловлена и продана в национальные и зарубежные зоопарки, цирки, научные учреждения и т.п. некоторые из восстановленных видом могут быть переведены в промысловые, стать объектами, охоты, добычи, заготовки для удовлетворения личных интересов граждан и промышленных потребностей субъектов хозяйствования.

Кроме того, специально охраняемые природные территории представляют уникальную материальную базу для организации экологического туризма, при осуществлении которого последние одновременно могут выполнять экологическую, экономическую, культурную, просветительную и другие функции. Представляется, что экологический туризм является оптимальной формой пользования национальными природными богатствами с особым режимом охраны. Хотя Беловежскую пущу и посетило в 2004 г. порядка 150 тыс. экотуристов, у национального парка остаются большие потенциальные возможности для расширения сферы такой деятельности. Для сравнения, федеральный национальный парк Эвергдейтс, расположенный на полуострове Флорида в США ежегодно посещает более миллиона туристов. Только частные компании в США от организации внутреннего экологического и аграрного туризма получают ежегодные доходы по различным данным в объеме от 75 до 100 млрд. долларов.

4. Охрана специально охраняемых территорий

Охрана специальных территорий и объектов обеспечивается путем полного либо частичного изъятия их из хозяйственного оборота. Однако указанные меры полностью не решают проблемы их сохранения. Во-первых, в границах таких территорий все равно ограниченно осуществляется природопользование и другие работы. Во-вторых, на их состояние оказывает негативное влияние производственная и иная деятельность, осуществляемая за их пределами. В-третьих, не исключены случаи самовольного пользования специально охраняемыми природными территориями. Возникает потребность в их дополнительной охране.

Специальные территории и объекты выполняют одновременно экономическую и экологическую функции. Поэтому их охрана осуществляется по двум направлениям, в качестве экономической и экологической категорий.

Объектом экономических отношений выступают природные ресурсы. Они подлежат охране от самовольного захвата и незаконного использования, а также от совершения незаконных сделок с ними. Такая охрана обеспечивается административными и гражданско-правовыми средствами, путем изъятия природных ресурсов у незаконных пользователей и возврата их по принадлежности, а также принятия решения о недействительности сделки. При осуществлении охраны в административном порядке решение о возврате природного ресурса либо аннулировании сделки принимает уполномоченный на то орган государственного управления. При использовании гражданско-правовых средств, вещноправовой (об истребовании своего природного ресурса или его части из чужого незаконного владения) либо обязательственноправовой (о признании сделки недействительной) иски в суд подает заинтересованная сторона.

Объектами экологических отношений являются природные комплексы и объекты. В процессе природопользования и иной деятельности на них оказывается негативное воздействие в результате которого происходит их загрязнение, нарушение и уничтожение.

В этом случае охрана специальных территорий и объектов производится путем их сохранения, улучшения, восстановления.

Негативное воздействие специально охраняемые природные территории производится по двум основным направлениям, двумя категориями лиц.

Во-первых, природопользователями - эксплуатирующими, специально охраняемые природные территории . Во-вторых, лицами, не являющимися пользователями этих территорий и объектов, но в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности оказывающих вредное воздействие на них.

Поэтому охрана специальных территорий и объектов также должна осуществляться по двум направлениям. От природопользователей, путем предъявления к ним требований по рациональному, комплексному и устойчивому использованию природных ресурсов. И от лиц, оказывающих вредное воздействие на специальные территории и объекты в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, посредством, нормирования: содержания вредных химических, радиационных веществ, бактериально-паразитических вредных организмов в выбрасываемых, сбрасываемых и размещаемых газообразных, жидких и твердых отходах производства и потребления; уровня физического воздействия на специально охраняемые природные территории (шумов, ультразвукового, ультрафиолетового, инфракрасного и электромагнитного излучения); объемов выбросов, сбросов газообразных и жидких загрязняющих веществ; порядка размещения твердых отходов производства и потребления.

Например, согласно ст. 27 закона Республики Беларусь от 25 ноября 1993 г. /в ред. Закона от 26 октября 2000 г./ «Об отходах» местами запрещенными для захоронения отходов являются территории заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, болота, водные объекты и их водоохранные зоны, зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Не допускается размещение отходов на землях оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и в пределах зеленых зон населенных пунктов если это создает опасность причинения вреда окружающей среде, здоровью человека и имуществу физических либо юридических лиц.

В соответствии со ст. 6 закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности должно обеспечиваться соблюдение требований в области охраны особо охраняемых природных территорий. В населенных пунктах и на межселенных пространствах где имеются такие природные комплексы, градостроительными проектами устанавливаются границы зон охраны, в пределах которых запрещается либо ограничивается указанная деятельность, которая может причинить вред заповедным территориям.

Согласно «Методическим указаниям о составе материалов и основных требованиях по обоснованию места размещения объектов хозяйственной и иной деятельности в Республике Беларусь», утв. Госкомэкологии Республики Беларусь от 31 марта 1993 г. № 3/7 с целью сохранения особо охраняемых природных территорий в первозданном виде, запрещено проведение мелиоративных работ в границах заповедников, национальных парков, памятников природы и отдельных категорий заказников. А вблизи них, на расстоянии от 7 км и более, осуществление мелиоративных проектов возможно только после их экологического обоснования.

Если указанные ограничения не приводят к желаемому результату, то принимаются более радикальные меры. В этом случае, согласно общему требованию, сформулированному в ст. 99 Закона «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая как в границах особо или специально охраняемых природных территорий, среды произрастания либо мест обитания растений и животных, занесенных в Красную книгу, так и за их пределами, которая причиняет им вред, может быть ограничена или приостановлена по решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, Государственной инспекции по охране животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, иных уполномоченных органов либо по решению суда.

Таким образом, под правовой охраной особо и специально охраняемых природных территорий и особо охраняемых природных объектов следует понимать определенную законодательством природоохранную деятельность, направленную на сохранение, улучшение и восстановление природных ресурсов, осуществляемую путем их рационального, комплексного и устойчивого использования, проведением мероприятий по предотвращению либо минимизации вредного воздействия на них хозяйственной и другой деятельности и ликвидацию ее последствий.

Экологически рациональным является такое использование природных ресурсов, при котором им причиняется наименьший вред, экологически комплексным - их эксплуатация в результате которой, исключается либо минимизируется причинение ущерба, другим природным ресурсам и объектам, окружающей среде, жизни и здоровью граждан, а экологически устойчивое - заключается в щадящем, пользовании природными ресурсами, не приводящем в долгосрочной перспективе к их истощению и тем самым сохраняющее способность последних к воспроизводству и восстановлению, что создает предпосылки обеспечить удовлетворение потребностей не только нынешнего, но и будущего поколений.

Воспроизводство природных ресурсов заключается в их восстановлении искусственным или естественным путем.

Сохранение объекта охраны выражается в поддержании его в неизменном виде на протяжении неопределенно длительного периода времени; восстановление означает приведение нарушенного (поврежденного, разрушенного, уничтоженного, истощенного) объекта в первоначальное состояние и улучшение представляет собой придание объекту несвойственных ему ранее, новых полезных качеств.

5. Правовой статус специально охраняемых природных территорий

Наименование курорт происходит от немецкого слова Kurort, где Kur обозначает лечение, а Ort - место. В праве окружающей среды под курортом понимается местность обладающая природными оздоровительными и лечебными свойствами (минеральными водами, лечебными сапропелями, благоприятным климатом) и необходимыми условиями для оздоровительного лечения и отдыха граждан.

В самых общих чертах курорт включает в себя курортную зону, предназначенную для лечения, оздоровления и отдыха населения, зону, где находятся жилые дома, общественные здания и сооружения для населения, постоянно проживающего на территории курорта и зону, предназначенную для размещения хозяйственных и технических служб, которые обслуживают курорт.

В курортной зоне расположены природные оздоровительные и лечебные средства (минеральные воды и сапропели), устройства или сооружения для их использования, санаторно-курортные учреждения, а также учреждения отдыха и культуры, зрелищные предприятия, предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания, предназначенные для обслуживания лиц, пребывающих на курорте:

Правовой режим курортной зоны характеризуется тем, что в ее пределах запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, кроме строительства объектов, связанных непосредственно с удовлетворением нужд лиц пребывающих на курорт для лечения, оздоровления и отдыха.

Зоны отдыха образуются за пределами территорий городов и других населенных пунктов по берегам либо вблизи водоемов и предназначены для массового пребывания населения с целью оздоровления, снятия утомления и восстановления работоспособности.

Они подразделяются на специализированные функциональные зоны:

·длительного отдыха с размещением в их пределах домов отдыха, пансионатов, туристских баз и других учреждений отдыха для взрослых и родителей с детьми;

·краткосрочного отдыха с организацией оборудованных пляжей и стоянок для автомобильного транспорта туристов.

С целью сохранения естественно-природных свойств зон отдыха на их территории:

·запрещается размещение крупных животноводческих комплексов, проведение всех видов охоты и размещение учреждений отдыха в пределах охранных зон рек и других водоемов;

·ограничивается применение ядохимикатов для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями растений, регулируется использование минеральных удобрений;

·выполняются противопожарные мероприятия;

·для максимального сохранения ландшафтов и существующих лесных массивов в пределах зон отдыха выделяются охраняемые территории, на которых запрещается строительство учреждений отдыха, автомобильных дорог и инженерных коммуникаций;

·в наиболее посещаемых отдыхающими местах создается благоустроенная дорожно-тропиночная сеть.

Городские парки создаются в пределах территорий населенных пунктов. Последние представляют собой озелененные территории площадью от 100 га и более. По непосредственному целевому назначению парки подразделяются на многофункциональные (культуры и отдыха) и специализированные (детские, спортивные, исторические, памятники садово-паркового искусства и др.). Они исключаются из хозяйственной эксплуатации, служат эталонами природы, являются естественными хранилищами зеленого фонда и принадлежат к объектам общего пользования. Городские парки по размерам, размещению в плане населенного пункта и природной характеристике обеспечивают наилучшие условия для отдыха населения, организации массовых культурно-просветительных и спортивных мероприятий, а также развлечения граждан.

Территории парков подлежат зонированию. В их пределах создается дорожно-тропиночная сеть, размещаются водные объекты, зеленые насаждения, малые формы архитектуры, скульптуры, парковой мебели.

На территории городских парков запрещаются:

·действия, изменяющие гидрологический режим их территории;

·строительство зданий, сооружений, трубопроводов, линий электропередачи, других коммуникаций, дорог, нарушение почвенного покрова, самовольная посадка, пересадка и вырубка деревьев и кустарников, а также другие виды деятельности, которые могут оказать отрицательное воздействие на состояние парка;

·размещение отходов производства и потребления;

·сбор семян, плодов цветочных и древесно-кустарниковых растений;

·устройство привалов, разведение костров;

·выпас скота, выгул собак;

·другие виды деятельности, нарушающие принципы их образования и функционирования.

С целью создания благоприятной среды проживания граждан, которая должна обеспечивать условия для их духовного и физического развития, на территории поселений при строительстве городов и других населенных пунктов посредством создания парков, скверов и бульваров сохраняются типичные и редкие для данной местности природные ландшафты. В последствии ландшафты в составе объектов озеленения населенных пунктов могут использоваться для кратковременного отдыха населения.

Особенности правового режима зон санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, зон санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зон санитарной охраны в местах водозабора, а также санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса))

Охрана лечебных минеральных вод и сапропелей осуществляется путем создания округов санитарной охраны курортов, которые создаются с целью сохранения природных физических и химических свойств и лечебных средств курорта, а также предохранение их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения. В округе санитарной охраны курорта проводятся санитарно-оздоровительные и другие мероприятия, обеспечивающие должное состояние природных лечебных средств курорта, а также создание благоприятных условий для лечения и отдыха граждан.

Зоны санитарной охраны устанавливаются для всех источников и систем питьевого водообеспечения независимо от форм собственности с целью предупреждения их случайного или умышленного загрязнения, засорения и повреждения. Зоны санитарной охраны включают:

·зону санитарной охраны источников питьевого водообеспечения на месте забора воды (включая водозоборные сооружения);

·зону санитарной охраны водопроводных сооружений (помповых станций, станций подготовки воды, емкостей);

·санитарно-охранную полосу водоотводов.

Зона санитарной охраны источников питьевого водообеспечения на месте забора воды должна состоять из трех поясов: первого - строгого режима, второго и третьего - режимов ограничения.

Зона санитарной охраны водозаборных сооружений должна состоять из первого пояса санитарной охраны и санитарно-охранной полосы.

Правовой режим зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения заключается в полном запрещении на их территории всех видов хозяйственной деятельности и природопользования либо в существенном их ограничении (ст.76 ВК; ст.20, 21,22,23,24,25,26,27,28,29 Закона «О питьевом водоснабжении»).

Санитарно-защитные зоны создаются с целью охраны атмосферного воздуха на территориях населенных пунктов, в местах отдыха населения вокруг стационарных источников выбросов загрязняющих веществ и (или) неблагоприятного воздействия вредных физических и иных факторов.

При этом, содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и вредные физические и иные воздействия на границе санитарно-защитной зоны не должны превышать действующих в республике предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических и иных воздействий на него (ст.30 Закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Особенности правового режима водоохранных зон, прибрежных полос рек и водоемов, водоохранных лесов (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов)

Правовое положение водоохранных зон, прибрежных полос рек и водоемов определено Водным кодексом Республики Беларусь от 15 июля 1998 г., «Положением о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2006 г. № 377.

Водоохранные зоны создаются для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животного и растительного мира на землях, прилегающих к руслам водотоков или акваториям водоемов. В их пределах устанавливается специальный порядок осуществления хозяйственной деятельности и выделяются прибрежные полосы более строгого природоохранного режима.

Рассматриваемые природоохранные территории устанавливаются в соответствии с их проектами, заказчиками которых выступают местные исполнительные и распорядительные органы. Последние должны быть согласованы с органами санитарного надзора, Государственной инспекцией по охране животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, областными и Минской городской землеустроительными и геодезическими службами, организациями министерства лесного хозяйства и представлены на государственную экологическую экспертизу.

Проекты водоохранных зон и прибрежных полос утверждаются в зависимости от вида, размера и местарасположения водного объекта - областными, районными и городскими исполкомами по представлению соответствующих комитетов и инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Границы указанных зон и территорий обозначаются информационными знаками и устанавливаются в отношении водных объектов, расположенных на межселенных территориях от уровня воды (многолетнего среднего уреза воды), а для каналов, совмещаются с границами полос отвода земельных участков, предоставленных под эти водотоки. Находящихся в пределах поселений и на межселенных территориях, предназначенных для развития населенных пунктов - исходя из утвержденной градостроительной документации с учетом существующей застройки, системы инженерного обеспечения и благоустройства. В городах и поселках городского типа при наличии ливневой канализации они могут быть совмещены с парапетом набережной.

Границы водоохранных зон и прибрежных полос, режим ведения в них хозяйственной деятельности учитываются при разработке градостроительных и других проектов и отражаются в государственном градостроительном кадастре, земельно-кадастровой документации и лесоустроительных материалах, а также в документах удостоверяющих право пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право частной собственности на земельный участок и право аренды земельного участка.

Размеры водоохранных зон и прибрежных полос зависят от вида и величины водного объекта, его месторасположения, существующих природных условий, характера антропогенной нагрузки и границ запретных полос лесов. охраняемый природный территория правовой

Водные объекты подразделяются на два вида - водотоки: реки, родники, ручьи и каналы и водоемы: водохранилища, пруды и озера.

Реки могут быть большими, средними и малыми. К большим рекам относятся водотоки, протяженностью от истока до устья 500 и более километров (Березина, Горынь, Днепр, Западная Двина, Западный Буг, Неман, Припять, Сож), к средним - длинной от 200 до 500 километров (Беседь, Вилия, Друть, Западная Березина, Ипуть, Остер, Птичь, Свислочь, Уборть, Щара, Ясельда), и к малым принадлежат реки, размер которых не превышает 200 километров. Родниками являются естественные выходы подземных вод на поверхность земли, а ручьями - небольшие мелкие водотоки с постоянным или временным течением, протяженностью от 3 до 5 километров. К каналам принадлежат искусственные судоходные (Днепро-Бугский канал) и несудоходные водотоки (Августовский канал).

В отношении водных объектов, находящихся в пределах населенных пунктов минимальная ширина водоохранных зон и прибрежных полос установлена в следующих размерах: для больших и средних рек - 300 и 50 метров; для малых рек - 200 и 10 метров; для ручьев и родников - 50 и 5 метров; для прудов - 200 и 20 метров, водохранилищ и озер - 300 и 30 метров.

Ширина водоохранных зон и прибрежных полос водотоков, расположенных на межселенных территориях определяется по результатам исследования комплекса природных условий (развитость поймы реки, гидрологические и гидрогеологические условия, структура почвенного покрова и зеленых насаждений) и антропогенных факторов (характер землепользования и инженерно-техническая инфраструктура территории), характеризующих их долины. Для больших и средних рек она законодательно не определена, а для малых водотоков должна быть не менее 500 метров от среднемноголетнего меженного уровня воды.

Размер водоохранных зон водоемов, зависит от площади его водосбора, хозяйственной освоенности и геоморфологии, а также размещения естественной растительности. Ее минимальная величина должна быть не менее 500 метров, а максимальная зависит от площади водоема и устанавливается в размерах от 1,5 до 3 километров.

Ширина прибрежных полос зависит от видов угодий расположенных на прилегающих к водотокам и водоемам склонах (пашня, пастбище, сенокос, лес или кустарник), крутизны этих склонов и почвенного покрова (минеральные, торфяно-болотные почвы). Для больших и средних рек она устанавливается в пределах от 125 до 200 метров, для малых - от 20 до 100 метров и для водоемов от 35 до 200 метров.

Специфика правового режима водоохранных зон заключается в том, что при осуществлении на их территории хозяйственной деятельности должны с соблюдаться меры, направленные на предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод.

В пределах границ водоохранных зон запрещается:

·применение пестицидов, внесение минеральных удобрений авиационным методом;

·размещение животноводческих ферм и комплексов, накопителей сточных вод, полей орошения сточными водами, кладбищ, скотомогильников, а также других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;

·размещение складов для хранения пестицидов, минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры пестицидами, размещение объектов хранения нефти и нефтепродуктов (за исключением складов нефтепродуктов в портах, судоремонтных заводах и предприятиях водных путей), а также других объектов, способных вызвать химическое загрязнение поверхностных и подземных вод;

·устройство объектов размещения отходов, за исключением санкционированных мест, временного содержания отходов по согласованию с территориальными органами Минприроды;

·удаление объектов растительного мира без утвержденных проектов благоустройства и озеленения, за исключением санитарных рубок, а также разрешенных рубок, обеспечивающих безопасность движения водного и наземного транспорта, и иные действия, предусмотренные законодательством о растительном мире и законодательством о государственной границе;

·мойка транспортных средств вне установленных мест;

·строительство и реконструкция сооружений и коммуникаций для очистки сточных вод, зданий, автозаправочных станций, пунктов технического обслуживания и мойки механических транспортных средств, гаражей и иных мест для постоянного хранения этих транспортных средств, а также размещение садоводческих товариществ, дачных кооперативов, производство земляных, дноуглубительных, мелиоративных и буровзрывных работ, добыча полезных ископаемых и водных растений без согласования с территориальными органами Минприроды.

В водоохраной зоне должны проводится работы по благоустройству существующих промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, населенных пунктов, мест водопоя скота, предусматриваться централизованные канализации, отвод и очистка сточных вод, устройство водонепроницаемых выгребов.

На территории прибрежных полос дополнительно к ограничениям, введенным для водоохранных зон запрещается:

·применение всех видов удобрений;

·выпас скота и организация летних лагерей для него;

·строительство зданий и сооружений, за исключением строительства водозаборных и водорегулирующих сооружений, объектов связанных с деятельностью внутреннего водного транспорта, мостовых переходов, инженерно-технических сооружений пограничных войск в пределах пограничной полосы, осуществление работ по содержанию и техническому обслуживанию уже существующей застройки, проведение ремонтных и эксплуатационных работ по содержанию каналов, водозаборных и водорегулирующих сооружений, мостов и внутренних водных путей и иных видов работ, связанных с обслуживанием и эксплуатацией объектов, работы на которых не запрещены, при этом производственные база для выполнения указанных работ должны размещаться за пределами границ прибрежных полос;

·проведение работ, нарушающих почвенный и травяной покров (распашка земель, добыча полезных ископаемых и других), за исключением обработки земель для залужения, посева и посадки леса;

·удаление объектов растительного мира, за исключением их изъятия при проведении работ по содержанию пограничных знаков, знаков береговой навигационной обстановки и обустройству водных путей, полос отвода автомобильных и железных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий;

·ограждение до уреза воды земельных участков, переданных гражданам в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду;

·размещение лодочных причалов и площадок постоянного базирования судов маломерного флота за пределами отведенных для этих целей мест;

·заезд и стоянка механических транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных, специальных служб пограничных войск;

·мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники;

·размещение отходов, сооружений для очистки сточных вод (за исключением сооружений для очистки дождевых вод) и обработки осадка;

·размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов, баз отдыха и стационарных палаточных городков (более 5 палаток или 20 человек);

·размещение и строительство гидротехнических, гидроэнергетических сооружений, дюкеров (пересечений) инженерно-технических коммуникаций, сооружений и объектов рекреационного назначения и благоустройства, проведение работ, связанных с укреплением берегов и коренным улучшением земель без согласования с территориальными органами Минприроды;

Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

В случаях, когда в пределах границ водоохранных зон и прибрежных полос расположены особо охраняемые природные территории, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также леса первой группы и иные территории, для которых законодательством установлен иной режим охраны и использования, хозяйственная деятельность осуществляется в режиме, установленном для этих территорий.

При разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос ранее возведенные в их пределах здания и сооружения и являющиеся потенциальными источниками загрязнения вод, подлежат обследованию с целью определения возможности их дальнейшего функционирования и условий эксплуатации с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды.

При разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос ранее возведенные на их территории здания и сооружения являющиеся потенциальными источниками загрязнения вод, подлежат обследованию с целью определения возможности их дальнейшего функционирования и условий эксплуатации с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды.

В пределах границ прибрежных полос функционирование ранее возведенной жилой застройки допускается только при наличии организованной централизованной канализации, отвода и очистки загрязненных сточных вод или устройства водонепроницаемых выгребов с последующим вывозом их содержимого.

Выбор места для устройства выгреба в пределах границ земельного участка должен осуществляться по согласованию с органами государственного санитарного надзора и на максимально удаленном расстоянии от уреза воды. При невыполнении указанных требований, объекты, являющиеся потенциальными источниками загрязнения вод, подлежат ликвидации или выносу за пределы границ прибрежных полос.

Содержание в надлежащем состоянии прибрежных полос и водоохранных зон, соблюдение режима ведения в них хозяйственной деятельности осуществляют:

·местные исполнительные и распорядительные органы на землях общего пользования населенных пунктов (скверы, парки, улицы и прочее) и землях запаса, расположенных в границах водоохранных зон и прибрежных полос;

·юридические и физические лица, земельные участки которых расположены в границах водоохранных зон и прибрежных полос.

При принятии решений о передаче земельных участков в пределах водоохранных зон и прибрежных полос в них указывают ограничения в использовании этих участков связанные с особенностями правового режима специально охраняемых природных территорий. Такие земельные участки могут предоставляться для размещения узкого круга объектов, в основном природоохранного и рекреационного назначения включая: водозаборные и водорегулирующие сооружения; объекты, связанные с деятельностью внутреннего водного транспорта; мостовые переходы; инженерно-технические сооружения пограничных войск в пределах пограничной полосы; лодочные и спасательные станции; пирсы и причалы; пляжи; объекты, предназначенные для пляжного отдыха (малые архитектурные формы, водные аттракционы, кабины для переодевания, открытые душевые сетки, урны).

Другие объекты, включая индивидуальную застройку граждан могут располагаться не ближе 1км от внешних границ водоохранных зон, а в случае отсутствия установленных границ - за пределами 1,5 км периметра от уреза воды водоемов и водотоков.

Городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон

Городские леса - это большие скопления древесно-кустарниковой растительности произрастающие на землях, занятых лесами в пределах категории земель населенных пунктов.

Однако земли занятые городскими лесами не отвечают основному целевому назначению категории земель населенных пунктов, которые предназначены, прежде всего, для жилищного и промышленного строительства, создания инфраструктуры поселений. Поэтому по мере развития городов, из-за того, что земли занятые городскими лесами, служат своеобразным резервом для расширения других видов земель городов, их площадь постоянно уменьшается.

К лесам зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов относятся лесные массивы, расположенные за пределами городской черты на землях зеленых зон, основным предназначением которых является выполнение защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и рекреационных функций.

В их пределах лесов зеленых зон не допускается возведение строений и сооружений, не совместимых с функциями, возложенными на данные леса, а также иные виды деятельности, противоречащие их целевому назначению. Леса зеленых зон могут быть использованы только для оздоровления и отдыха городского населения. С этой целью в их пределах разрешено размещение лечебных учреждений, а также санаториев, домов отдыха, пансионатов, туристических баз, спортивных сооружений, кемпингов, предприятий торговли и общественного питания, оборудование туристических маршрутов.

Озеленительная растительность производственных объектов - включает естественные и искусственные насаждения, расположенные на территории и вокруг промышленных предприятия и складских объектов. Они предназначены для организации отдыха рабочих и служащих, защиты окружающей среды от неблагоприятного влияния производства. В санитарно-защитных зонах промышленных и складских объектов не допускается размещение жилых домов, учреждений образования, организаций здравоохранения, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, объектов отдыха и сельскохозяйственного назначения.

Лесопарки могут быть двух видов - городскими и пригородными. К ним относятся окультуренные части городских лесов и зеленых зон населенных пунктов.

Лесопарки представляют собой лесные массивы, имеющие дорожно-тропиночную сеть и садово-парковое оборудование: навесы, скамьи, мусоросборники и другие элементы благоустройства. Они относятся к объектам общего пользования и предназначены для массового отдыха населения.

Пригородные лесопарки от городских лесопарков отличаются меньшей степенью окультуренности территорий и тем, что в них архитектурно-художественные, санитарно-гигиенические и культурно-просветительские задачи сочетаются с лесохозяйственной деятельностью.

Особенности правового режима защитных лесов: противоэрозийных лесов, защитных полосы лесов вдоль железных и автомобильных дорог общего пользования

Одним из важнейших компонентов специально охраняемых природных территорий являются леса первой группы к которым в зависимости от местоположения и выполняемых функций относятся:

·санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов);

·водоохранные (запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб);

·защитные (леса противоэрозионные, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог, особо ценные лесные массивы, государственные защитные лесные полосы);

Особый режим лесов первой группы заключается в том, что в них основные лесные пользования производятся только в виде лесовосстановительных рубок способами направленными на улучшение лесной среды и состояние древостоев, водоохранных, защитных и других свойств лесов и на своевременное и рациональное использование спелой древесины. При этом в лесопарках, лесоплодовых насаждениях, городских лесах, лесопарковых лесах зеленых зон, в лесах зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов, государственных лесных полосах, противоэрозийных лесах и в особо ценных лесных массивах допускаются только рубки ухода за лесом и санитарные рубки; в запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, проводятся рубки ухода за лесом и санитарные рубки, а также лесовосстановительные выборочные рубки; в особо защитных участках леса может быть полностью или частично запрещено применение сплошнолесосечных рубок, а в необходимых случаях также применение других способов рубок главного пользования (ст.51 ЛК). Кроме того, в лесах первой группы полностью запрещаются либо ограничиваются побочные лесные пользования.

К другим специально охраняемым природным территориям принадлежат: местности, зарезервированные для объявления особо охраняемыми природными территориями и охранные зоны особо охраняемых природных территорий, а также места связанные с важными циклами жизнедеятельности дикой фауны и флоры. Среди них можно выделить зимовальные ямы, места нереста рыб, глухариные и тетеревиные тока и особо ценные участки лесного фонда, имеющие генетическое значение.

Резервирование территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями, осуществляется для предотвращения нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности.

Охранные зоны устанавливаются для предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий на сопредельных с ними местностях. Их режим распространяется на земельные участки, не изъятые у пользователей, которые находятся в пределах особо охраняемых природных территорий.

Объединяет эти территории то, что в их пределах устанавливается специальный режим охраны природы и природопользования, существенно ограничивающий виды специального природопользования, хозяйственной и другой деятельности. Его нарушение в отношении зарезервированных территорий наносит ущерб потенциальным особо охраняемым природным территориям, а в отношении охранных зон причиняет вред действующим заповедникам, национальным паркам, заказникам, памятникам природы.

Охрана среды обитания наземных и водных животных обеспечивается общими требованиями охраны местообитаний диких животных, которые сформулированы в законе Республики Беларусь от 19 сентября 1996 г. «Об охране и использовании животного мира» и заключаются в том, что всякая деятельность, влияющая на состояние животного мира, среду обитания, условия размножения и пути миграции животных, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот заболоченных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения животных, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания животных.

При размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции диких животных.

Зимовальные ямы представляют собой места зимовки рыб. Перечень зимовальных ям устанавливается ежегодными постановлениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Правовая охрана зимовальных ям заключается в запрещении видов деятельности в их пределах и в установлении повышенной ответственности за незаконный лов рыбы либо уничтожение рыбных ресурсов. В частности «Правилами любительского рыболовства Республики Беларусь», утв. приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 мая 1998 г. № 158 было определено, что за вылов или уничтожение рыб в рыбохозяйственных водоемах в сроки их зимовки на зимовальных ямах, ущерб исчислялся в двойном размере по каждому из видов от установленных такс. Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 такая ответственность увеличена до трехкратного размера за каждую незаконно изъятую или уничтоженную особь.

К местам нереста ценных промысловых рыб принадлежат участки водных объектов в которых происходит их размножение. С целью охраны последних, на их территории запрещается проводить тоневые, землечерпательные и иные работы. Для сохранения таких мест нереста по берегам рек, каналов, озер, водохранилищ, других водотоков и водоемов учреждаются запретные полосы лесов. Они принадлежат к первой группе лесов, в отношении которых установлен специальный режим охраны и использования. В пределах лесных участков, находящиеся в районе нерестилищ вводится строгий режим охраны. Помимо общих требований, предъявляемых к сбережению лесов первой группы, в них действуют дополнительные меры охраны, согласно которых на территории указанных лесов запрещается проведение рубок главного пользования и прочих рубок, а также осуществление второстепенных и побочных лесных пользований.

Глухариными и тетеревиными токами являются места проведения брачных церемониалов, которые используются глухарями и тетеревами по многу лет подряд. Глухари и тетерева принадлежат к боровым (лесным) птицам и обитают в основном в спелых и преспевающих сосновых лесах. Охрана токовищ обеспечивается общими требованиями охраны местообитаний диких животных и специальными правилами, заключающимися в том, что в пределах последних, и в радиусе 300 метров вокруг них запрещены второстепенные и побочные лесные пользования.

Особо ценные участки лесного фонда, имеющие генетическое значение подлежат специальной охране в связи с тем, что в них сберегаются особо ценные представители древесно-кустарниковой растительности, способные производить наиболее ценные семена и саженцы, которые впоследствии могут быть использованы при естественном или искусственном воспроизводстве лесов, озеленении территорий населенных пунктов, посадке лесозащитных насаждений (полезащитных, водоохранных, курортных и иных лесов).

В них, для охраны объектов древесно-кустаниковых насаждений, обладающих особо ценным генетическим потенциалом и среды их произрастания установлен запрет на осуществление основных, второстепенных и побочных лесных пользований.

Однако, если правовой режим особо охраняемых природных территорий более-менее урегулирован базовым, установочным нормативным правовым актом - законом Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», то правовое положение специально охраняемых природных территорий определено множественностью нормативных актов, различной юридической силы, принятых в разное время, и кроме того содержащих ряд пробелов и коллизий. Указанное затрудняет усвоение и практическое применение законодательства о специально охраняемых природных территориях, которое сейчас нуждается в совершенствовании. Причем, в результате указанного разграничения специально охраняемые природные территории выпали из под действия норм, предусматривающих юридическую ответственность за нарушение особо охраняемых природных территорий, а других норм для их охраны законодатель не создал и нормы устанавливающие ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий на них не распространил.

6. Территории со смешанным правовым режимом

К территориям со смешанным правовым режимом принадлежат участки местности, образуемые в форме туристских зон, которые включают особо охраняемые природные территории (заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы), недвижимые историко-культурные ценности (историко-культурные заповедники, мемориальные парки, памятники истории, культуры, архитектуры и земельные участки на которых они расположены) и другие местности (участки пригородных, зеленых, водоохранных зон, участки лесного фонда, недр, водные объекты и их части и т.п.). В их пределах соответственно установлены режимы природного заповедания, культурного заповедания и специально охраняемых природных пространств.

Согласно закона Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. /в ред. Закона от 9 января 2007 г./ «О туризме» под туристской зоной понимается часть территории республики с точно определенными границами, на которой расположены один или несколько туристских ресурсов, включенных в государственный кадастр туристских ресурсов, создаваемая в целях развития въездного и внутреннего туризма, туристской индустрии, охраны и рационального использования туристских ресурсов - природных, исторических, социально-культурных объектов, удовлетворяющие духовные потребности туристов и содействующие восстановлению и укреплению их здоровья.

В соответствии с «Положением о порядке создания туристских зон», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 2004 г. № 730 туристские зоны образуются по предложениям органов государственного управления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, вносимых в Министерство спорта и туризма.

В указанное Министерство представляются письменное предложение о создании зоны, научное и технико-экономическое обоснование, картографические материалы проекта ее границ, определяющие:

·точное описание границ, план территории, площадь и название туристской зоны;

·перечень туристских ресурсов, включенных в государственный кадастр туристских ресурсов, находящихся в предполагаемых границах туристской зоны;

·план мероприятий по развитию и функционированию туристской зоны;

·оперативное управление туристской зоной.

Для формирования и периодической корректировки сведений о наличии, сохранности, местоположении, оценки состояния и принятия решений по использованию туристских ресурсов и в других целях в Республике Беларусь ведется Государственный кадастр туристских ресурсов (ГКТР). Последний, является информационной системой, включающей сведения о статусе туристских ресурсов, их географическом положении и границах, природопользователях, научной, экономической, исторической, экологической и культурной ценности, режиме их охраны.

На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2005 г. № 573 «О создании туристских зон» создано 27 туристских зон. Они в зависимости от функциональной принадлежности подразделяются на: эколого-туристские зоны; туристские зоны; туристско-рекреационные зоны; культурно-туристские зоны; транзитно-туристские зоны.

Эколого-туристские зоны предназначены для занятия экологическим туризмом - путешествиям, совершаемым для знакомства с природными достопримечательностями, экологического просвещения, образования и воспитания, формирования экологической культуры. В состав указанных зон включаются заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы.

Туристские зоны используются для организации активного отдыха населения республики и иностранных граждан, в том числе и в виде занятия спортом, а туристско-рекреационные зоны - для отдыха и оздоровления граждан. Они организуются в пригородных и зеленых зонах.

Основным направлением деятельности культурно-туристских зон является ознакомление отдельных граждан и их организованных групп с историко-культурным наследием белорусского народа. Их основными ресурсами являются памятники истории, культуры и архитектуры, в том числе мемориальные комплексы, архитектурно-парковые ансамбли, историко-культурные центры городов и других населенных пунктов, древние церкви и монастыри.

Транзитно-туристские зоны специализированы на приеме проезжих туристов, которые пересекают их территорию с целью посещения других мест. Образуются в местах наиболее интенсивного движения путешественников. Они могут включать природные, исторические, культурные, архитектурные и другие ресурсы.

Правовой режим туристских зон подчинен правовому положению входящих в их состав особо и специально охраняемых природных территорий, недвижимых памятников истории, культуры и архитектуры, зеленых и пригородных зон. Однако он имеет и ряд особенностей, обусловленных целью организации указанных территорий, как местностей предназначенных для массового привлечения внутренних и зарубежных путешественников.

Например, на Минщине начато освоение нового вида туристической деятельности - агроэкотуризма. В пяти районах области создаются туристические деревни. Их особенностью является размещение деревень вне населенных пунктов и более широкая по сравнению с агроусадьбами инфраструктура сервиса. На территории Виленского района уже в 2006 г. совместное белорусско-германское предприятие «Надежда XXI век» планирует построить деревню на 70-100 мест. В ней предусмотрено оказание значительного спектра туристических услуг. В этом же году запланировано принятие любителей сельского отдыха в Борисовском районе. Сервис местной турдеревни представлен рестораном на 40 мест, баней, сауной и благоустроенным пляжем.

На стимулирование развития туристкой деятельности в пределах туристских зон направлен указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь». Им определен экономический механизм создания благоприятных условий для осуществления указанного вида деятельности, предусматривающий для туроператоров (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление туристической деятельности) ряд льгот по уплате республиканских и местных налогов и сборов, таможенной пошлины.

От налога на добавленную стоимость освобождаются обороты от реализации оказываемых туроператорами туристических услуг:

·по организации путешествий иностранных граждан в пределах Беларуси, включая их проживание, питание и перевозку различными видами транспорта, проведение спортивных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных мероприятий, а также и услуги гидов-переводчиков и экскурсоводов, оказываемых таким туристам;

·по организации на территории республики экскурсионного обслуживания, в том числе проведение экскурсий, работа экскурсоводов и гидов-переводчиков, перевозка различными видами транспорта.

Освобождены до 1 января 2007 г. от внесения таможенных пошлин туроператоры при ввозе ими на территорию Республики Беларусь автобусов, соответствующих стандарту Евро-3, предназначенных для обслуживания туристов.

Не платят в течение 3 лет с начала осуществления деятельности налог на прибыль организации, оказывающие гостиничные услуги на туристических объектах, вводимых в эксплуатацию начиная с 2006 г.

Высвобождаемые денежные ресурсы могут расходоваться этими организациями на финансирование строительства, реконструкции туристских объектов, благоустройства прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и потраченных на эти цели. В случае неиспользования в течение 3 лет по назначению либо нецелевого употребления указанные средства взыскиваются в республиканский бюджет.

Местным Советам депутатов рекомендовано в индивидуальном порядке, по заявлению заинтересованных лиц освобождать от уплаты средств, взимаемых местными исполнительными и распорядительными органами при выдаче разрешительной документации на строительство и (или) реконструкцию объектов туристской индустрии, расположенные:

·на территории создаваемых туристских зон, согласно схемам их развития, разрабатываемым облиспокомами и мингорисполкомом и утверждаемыми Правительством, (снижать ставки земельного налога на земельные участки, предоставляемые для строительства и (или) реконструкции объектов туристской индустрии в этих зонах);

·вдоль автомобильных дорог, входящих в международные транспортные коридоры;

·в пределах государственных природоохранных учреждений: национальных парков «Беловежская пуща», «Браславские озера», «Нарочанский», «Припятский», государственного биосферного заповедника «Березинский», а также белорусской части Августовского канала, городов Несвижа, Полоцка и Турова.

Заключение

В своей работе я выделил широкое определение «специально охраняемых природных территорий» и выделили основные природные территории входящие в данное понятие, а также выделил основные функции данных природных объектов.

Рассмотрев данную тему, а также законодательные акты касающиеся данного вопроса я пришел к следующему выводу:

Рассмотренная мной тема является на мой взгляд наиболее существенной проблемой в сфере экологического права т.к не данный момент не существует точного правового закрепления « специально охраняемых природных территорий ». Также следует отметить, что несмотря на существование в законодательстве данного понятия отсутствует его точное определение.

На мой взгляд требуется срочное рассмотрение данной проблемы на законодательном уровне т.к мы видим что сложилась двоякая ситуация:

Положительная сторона заключается в том, что из всех природных объектов законодатель выделили данный вид территорий;

Отрицательная сторона заключается в том, что законодатель не дал точного определения данным территориям.

Также я бы хотел заметить, что существующие на данный момент правовые акты не полностью регулируют данную область правовых отношений и они нуждаются в срочной доработке.

Список использованной литературы

Нормативные акты

.Закон от 17 июля 2002 г. «Об охране окружающей среды»

2.Закон от 23 мая 2000 г. «Об особо охраняемых природных территориях»

.указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 1998 г. № 43«О научных объектах, которые составляют национальное достояние»

.«Положением о научных объектах, которые составляют национальное достояние», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 1873

5.Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 25. ст. 655.

6.Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1998. № 35. ст. 907.

8.закон Республики Беларусь от 25 ноября 1993 г. в ред. Закона от 26 октября 2000 г./ «Об отходах»

.Водный кодекс Республики Беларусь

.Земельный кодекс республики Беларусь

.«Положение о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности», утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2006 г. № 377

.Ведомости Верховного совета Республики Беларусь. 1996. № 31. ст. 571.

.закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. /в ред. Закона от 9 января 2007 г./ «О туризме»

14.Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 95. 2/101.

.Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 103. 5/14411.

16.Ведомости Верховного совета Республики Беларусь. 1996. № 31. ст. 571.

.Постановление совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2005 г. № 573 «О создании туристских зон»

.указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь».

19.Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006 № 89. 1/7646.

.указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь»

Специальная литература

.Е.Н Мешечко «Основы Экологии»

2.Правовое регулирование природного заповедания в республике беларусь (монография) Автор: Г.И. Зайчук

.Д.И Демичев «Экологическое право»

Похожие работы на - Правовой режим специально охраняемых природных территорий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!