Правовое регулирование транспортных перевозок

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,13 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование транспортных перевозок

Учёт транспортных перевозок

Транспорт - одна из наиболее важных отраслей материального производства. Материальный характер транспортного производства - это то общее, что объединяет транспорт с другими отраслями. Продолжая производственный процесс всех отраслей, транспорт связывает все отрасли, а также различные районы страны в единое народнохозяйственное целое. Государство будет использовать транспорт в качестве одного из важнейших инструментов для решения кардинальных социально-экономических проблем. Производство любой продукции связано с затратами живого и овеществленного труда, которые в совокупности называют издержками производства.

Транспорт за осуществление им перевозочной деятельности, выполнение погрузочно-разгрузочных и других работ (хранение груза и багажа, экспедиционные операции и т.п.), связанных с перевозками получает выручку по системе специальных тарифов и дополнительных сборов. За ее счет возмещаются эксплуатационные расходы транспортных предприятий и организаций, а также образуются денежные накопления. Это возмещение и есть финансирование на транспорте. Определим, что такое финансирование транспорта. Это один из важнейших принципов хозяйственного расчета на наиболее развитой его стадии, характерной для рыночной экономики. При финансировании за счет выручки от реализации продукции (услуг) не только покрываются текущие затраты (себестоимость), но и обеспечивается расширенное воспроизводство, то есть все виды инвестиций, а также направление средств на социально-экономическое развитие предприятий транспорта.

При осуществлении хозяйственной деятельности многие организации пользуются услугами специализированных автотранспортных организаций-перевозчиков (далее - перевозчики). При документальном оформлении сделок и подтверждении выполнения обязательств между перевозчиками и заказчиками нередко возникают разногласия.

Так, на практике в разной степени они наблюдаются при выдаче, оформлении и учете у перевозчиков - путевых листов, у грузоотправителей - товарно-транспортных накладных (далее - накладная). Это значительно затрудняет подтверждение выполнения обязательств перевозчика перед заказчиком.

Указанных разногласий можно избежать при соблюдении законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок оказания услуг по перевозке груза.

Договор перевозки груза регулируется гл. 40 ГК РФ и предполагает обязательство перевозчика доставить вверенный ему заказчиком груз в пункт назначения, последний, в свою очередь, обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

В соответствии с Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее - Правила), перевозка грузов должна оформляться накладной.

На основании ГК РФ факт заключения договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей грузоотправителем накладной. При длящихся договорных отношениях рекомендуется оформлять договор на перевозку грузов в письменной форме, в котором следует предусматривать штрафные санкции, четкий перечень документов, формируемый при выполнении обязательств сторонами сделки, и прочие условия.

Действующая в настоящее время форма № 1-Т "Товарно-транспортная накладная" утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление № 78) и предназначена для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и соответственно оприходования их у грузополучателей, а также для учета транспортной работы, расчетов за перевозки грузов.

В соответствии с разд. 2 Постановления № 78 накладная на перевозку грузов составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля. В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких грузополучателей, накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности. Накладную следует выписывать в четырех экземплярах, а по грузам нетоварного характера (груз насыпью) - в трех:

·один остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей и формирования выручки;

·второй, третий экземпляры, заверенные подписями, печатями (штампами) грузополучателя и подписями водителя, сдаются водителем перевозчику, второй экземпляр, служащий основанием для расчетов, перевозчик прилагает к акту об оказании услуг по перевозке и высылает заказчику, третий - прилагается к путевому листу;

·четвертый экземпляр для грузов товарного характера, заверенный подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя.

Более подробный порядок заполнения накладной описан в Инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (далее - Инструкция), действующей в настоящее время.

Постановлением № 78 утверждены также следующие унифицированные формы: путевой лист № 4-с - для оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам, № 4-п - для работы по временному тарифу. Путевые листы служат для определения показателей учета работы подвижного состава и водителя, для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

На основании разд.2 Постановления № 78 выданный путевой лист водителю должен быть предварительно заполнен диспетчером организации и обязательно иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля (п.8 Инструкции).

Путевые листы выдаются водителю под расписку только на один рабочий день (смену) при условии сдачи им путевого листа предыдущего дня работы. Они остаются у перевозчика, хранятся совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки (разд.2 Постановления № 78).

Заказчик обязан заполнять раздел "Выполнение задания", где отражается маршрут движения по каждой поездке и ставится подпись заказчика. В путевой лист обязательно вписывают номера накладных и прилагают по одному их экземпляру, по итогу накладных указываются количество перевезенных грузов и другие показатели.

В случае повременной оплаты Постановлением № 78 в унифицированной форме № 4-п предусмотрены отрывные талоны путевого листа, которые заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления перевозчиком стоимости оказанных услуг заказчику. К акту об оказанных услугах перевозчик прилагает соответствующие отрывные талоны.

В случае транзитных перевозок обязанность по заполнению маршрута в путевых листах и отрывных талонов должна быть возложена на грузополучателя.

Постановлением № 78 предусмотрено ведение журналов учета движения путевых листов у перевозчиков. С помощью нумерации листов журнала типографским способом можно обеспечить контроль за движением путевых листов, выданных водителю, и сдачей их в бухгалтерию.

Наиболее распространенными ошибками, которые допускаются организациями, являются использование старых форм путевых листов, выдача грузоотправителем водителю перевозчика меньшего количества экземпляров накладных, беспорядочная нумерация путевых листов и накладных, выдача путевых листов легковых автомобилей на период от нескольких дней до месяца, а также неполное заполнение реквизитов, предусмотренных унифицированными формами. Порядок в учете необходим. Прежде всего следует помнить, что принятие к учету первичных документов недействующей формы или с незаполненными реквизитами не допускается ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Кроме того, необходимо обратить внимание на нумерацию накладных и путевых листов. Согласно Инструкции накладные и путевые листы являются бланками документов строгой отчетности и должны изготавливаться типографским способом с учетной серией и типографским номером. В современных условиях накладные повсеместно составляются с помощью компьютера.

Принимая во внимание, что путевые листы в большинстве случаев изготавливаются типографским способом, можно производить нумерацию в типографиях чистых листов, на которых распечатываются документы. Пронумерованные чистые листы будут являться бланками документов строгой отчетности, учет которых должен осуществляться применительно к этой категории первичных документов.

Инструкцией в отношении бланков путевых листов предусмотрены их хранение на складах организаций и выдача по мере потребности под расписку лицу, ответственному за эксплуатацию автотранспорта (заведующему гаражом, начальнику эксплуатации, диспетчеру и др.). В бухгалтерском учете эти операции должны отражаться следующим образом:

Д-т 10, К-т 60 - оприходованы бланки документов строгой отчетности с пропечатанными сериями и номерами;

Д-т 10, К-т 10 - выданы подотчет бланки документов строгой отчетности серией № номерами А - S;

Д-т 20, 23, 26, К-т 10 - списаны использованные бланки документов строгой отчетности серией № номерами А - S по акту, подписанному лицами, утвержденными приказом.

В учетной политике организации следует предусмотреть обязательность заполнения журнала по учету бланков документов строгой отчетности и ежегодную их инвентаризацию.

Аналогичным должен быть подход к оформлению, учету документов при использовании транспорта организации для собственных нужд.

Следует также напомнить, что заказчикам при требовании от перевозчиков документов, подтверждающих суммы выписанных счетов на оплату за перевозку грузов, следует ссылаться на Инструкцию, которая предусматривает обязанность не реже одного раза в квартал производить сверку данных, на основании которых перевозчики рассчитывают стоимость оказанных услуг, с фактически перевезенным количеством груза. Сверка производится в сроки, установленные графиками, утвержденными заказчиками и перевозчиками. Результаты сверки оформляются актом, в который включаются все акты об оказанных услугах перевозчиков за определенный период. Акт подписывается представителями сторон.

Учитывая изложенное, у заказчиков транспортных услуг наличие документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, таких, как накладные, отрывные талоны к путевым листам при повременной оплате услуг и акты сверок, является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли транспортных расходов в соответствии со ст.252 НК РФ как документально подтвержденных. У перевозчиков соблюдение порядка оформления документов позволит правомерно принимать в расходы начисленную заработную плату, производить списание ГСМ в целях налогообложения, пресекать несанкционированный расход ГСМ, а также оперативно управлять деятельностью автопарка.

Кроме того, наличие документов и оформление их должным образом у сторон сделки способствуют формированию достоверной информации на счетах бухгалтерского учета, сопоставимости данных "Доходы и расходы" и оперативному их получению.

План перевозок грузов является основой для разработки всех других разделов планирования работы предприятия. Он формируется на базе составленных договоров с грузоотправителями. Составляется перечень и контрольные цифры по объемам перевозок.

АТП и грузоотправителям (клиентам) предоставлено право при изменении объемов производства и поставок, видов на урожай, а также в связи со стихийными бедствиями уточнять (изменять) в ходе выполнения договоров объемы перевозок. Эти изменения могут вноситься в план в течение месяца, квартала по отдельным предприятиям-грузоотправителям без уменьшения планового объема перевозок по АТП в целом за месяц, квартал, год.

При годовом и пятилетнем планировании объема перевозок и грузооборота для АТП, объединений можно использовать отраслевой норматив - количество тонн и тонн-километров, приходящееся на принятую в данной отрасли единицу измерения.

Величина отраслевых нормативов зависит от конкретных условий развития отдельных отраслей хозяйства в городе, экономическом районе, где осуществляются перевозки.

Тщательное изучение и правильное определение объема и структуры перевозок, специфики перевозимых грузов и грузопотоков имеют существенное значение, так как перевыполнение плана перевозок по одним грузоотправителям не засчитывается в выполнение плана перевозок по другим грузоотправителям.

Грузопотоки и грузооборот устанавливают на основе анализа объемов работы грузообразующих и грузопоглощающих пунктов. Во время обследования определяют суточный, месячный и годовой объемы перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.

В производственной программе и плане эксплуатации подвижного состава рассчитывается потребность в подвижном составе, необходимом для выполнения плана перевозок, и определяются основные технико-эксплуатационные показатели.

В соответствии с годовым договором и в пределах квартального плана автотранспортное предприятие или организация по согласованию с грузоотправителем за 10 дней до начала квартала утверждает месячные планы и определяет декадные плановые задания на перевозку грузов на первый месяц квартала.

транспортная перевозка учет накладная

Декадные плановые задания на второй и третий месяцы квартала устанавливаются в таком же порядке за 10 дней до начала соответствующего месяца.

У транспортной организации договор с покупателем представляет собой договор оказания услуг по основной деятельности с отражением всех доходов на счете 90 "Продажи". У покупателя услуг расходы на доставку отражаются в зависимости от принятой учетной политики. Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н (Методические указания), предусмотрены три варианта учета транспортных расходов при приобретении МПЗ: отнесение транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на отдельный счет "Заготовление и приобретение материалов" согласно расчетным документам поставщика; отнесение ТЗР на отдельный субсчет к счету "Материалы"; непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме МПЗ, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.). Если удельный вес транспортных расходов составляет не более 10% к учетной стоимости МПЗ, их можно списать непосредственно на счета расходов (п.88 Методических указаний). Для целей налогового учета расходы на доставку товаров до склада относятся к прямым расходам, подлежащим распределению на остаток не реализованного на конец отчетного периода остатка товаров (ст.320 НК РФ). Что касается прочих материалов, то сумма транспортных расходов подлежит включению в их первоначальную стоимость (п.2 ст.254 НК РФ). В случае когда объектом доставки являются основные средства, расходы на доставку подлежат включению в их первоначальную стоимость (п.12 ПБУ 6/01). Аналогичную норму содержит п.1 ст.257 НК РФ и для целей налогового учета.

Если обязанность по доставке товара лежит на поставщике, то в такой ситуации условия доставки и вид транспорта, которым она будет осуществляться, поставщик вправе определить самостоятельно. Вместе с тем стороны могут обговорить это в договоре поставки. При этом данные условия становятся для поставщика обязательными (п.1 ст.510 ГК РФ). Перевозки грузов автомобильным (грузоподъемностью свыше 3,5 т), железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом подлежат лицензированию. Это предусмотрено Федеральным законом от 8.08.01 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Однако в Законе есть исключение из общего правила, в соответствии с которым не требуется лицензия для перевозки грузов автомобильным транспортом для собственных нужд организации. Является ли у поставщика доставка груза по договору поставки перевозкой для собственных нужд? Скорее всего, нет, так как груз доставляется покупателю. Поэтому, обговаривая доставку товара, следует запросить у поставщика лицензию.

Стороны могут отразить стоимость доставки двумя способами: включить в цену товара. В этом случае стоимость доставки учитывается в составе выручки от реализации товара; отразить ее сверх цены товара. При таком варианте поставщик должен в бухгалтерском и налоговом учете отразить выручку от оказания транспортных услуг. Причем расходы, связанные с доставкой товара, являются для поставщика косвенными, а не прямыми, как у покупателя. У покупателя порядок учета транспортных расходов будет такой же, как и в случае заключения договора с транспортной организацией.

Часто в договорах поставки доставка товаров осуществляется поставщиком, но за счет покупателя. Как правило, под этой формулировкой понимается следующее: поставщик заключает договор перевозки с транспортной организацией и перевыставляет счета за оказанные услуги покупателю. Поскольку в данной ситуации поставщик действует в интересах другого лица, то некоторые специалисты рассматривают такую услугу, как услугу экспедитора (т.е. как посредническую деятельность). Выступая экспедитором, поставщик действует в интересах покупателя. В соответствии с п.1 ст.801 ГК РФ покупатель обязан уплатить поставщику определенное сторонами вознаграждение, а также возместить ему понесенные в связи с доставкой расходы.

Другая точка зрения нашла свое отражение в письме Минфина России от 10.03.05 г. № 03-03-01-04/1/103. Согласно письму, если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Что касается налогового учета, в случае когда покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика. С другой стороны, оплата поставщиком доставки груза будет являться расходом, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль организаций. При превышении суммы компенсации над расходами на доставку товара покупателю возникает налоговая база по налогу на прибыль.

Выводы

Основные выводы по работе.

.Договор перевозки груза регулируется гл.40 ГК РФ и предполагает обязательство перевозчика доставить вверенный ему заказчиком груз в пункт назначения, последний, в свою очередь, обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

2.В соответствии с Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее - Правила), перевозка грузов должна оформляться накладной.

.В соответствии с разд.2 Постановления № 78 накладная на перевозку грузов составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля.

.Путевые листы выдаются водителю под расписку только на один рабочий день (смену) при условии сдачи им путевого листа предыдущего дня работы. Они остаются у перевозчика, хранятся совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.

.План перевозок грузов является основой для разработки всех других разделов планирования работы предприятия. Он формируется на базе составленных договоров с грузоотправителями. Составляется перечень и контрольные цифры по объемам перевозок.

Список использованной литературы

1.Гражданское право /под ред.А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2009 - 784 с.

2.Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей/ под ред.М.И. Брагинского. М.: Правовая культура, Хозяйство и право, 2009 - 479 с.

.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт. М.: Норма, 2008 - 640 с.

.Кожинов В.Я. Бухгалтерский учёт М. ИНФРА-М, 2009 - 328 с.

Похожие работы на - Правовое регулирование транспортных перевозок

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!