Правовое регулирование рынка туристических услуг: актуальные проблемы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,17 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование рынка туристических услуг: актуальные проблемы

Оглавление

Введение

Глава 1. Рынок туристических услуг - разновидность предпринимательской деятельности в РФ

1.1 Туристский договор - как правовая основа отношений между туроператором и турагентом

1.2 Классификация и виды туризма в Российской Федерации

.3 Популяризация туризма и понятие горящей путевки в Российской Федерации

Глава 2. Юридическое закрепление отношений между туроператором и турагентом

.1 Гражданско-правовая ответственность туристических фирм

.2 Претензионный порядок разрешения туристских споров исковое производство при разрешении туристских споров

Глава 3. Государственно-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации

.1 Государственные органы действующие в сфере туризма в Российской Федерации

.2 Единый федеральный реестр, стандартизация и сертификация в туристкой деятельности

.3 Страхование в сфере туристической деятельности

.4 Государственное регулирование развития индустрии туризма

Глава 4. Социально-экономические факторы и актуальность проблемы развития туризма в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

В последнее время в нашей стране стал необычайно актуален вопрос туризма. Связано это с улучшением благосостояния граждан, открытыми границами и стремительным развитием российских курортов. В любой момент человек может обратиться в соответствующую фирму или компанию и заказать тур для поездки в далекие экзотические страны, либо же на курорты России, или бывших соседей по Советскому Союзу, которые в последнее время стали ничуть не хуже зарубежных, а в некоторых вопросах гораздо лучше.

Актуальность темы дипломной работы "Правовое регулирование рынка туристических услуг: актуальные проблемы" состоит в том, что туризм является неотъемлемой частью жизни людей. Государственное регулирование развития туризма как быстро развивающейся отрасли экономики приобретает все большее значение в стимулировании и развитии многих регионов РФ, обладающих высоким туристским потенциалом.

Выбор курортов сегодня просто огромен - от далеких таиландских и арабских, до украинских, российских, чешских и других. Вопрос, куда же отправиться, сейчас стоит очень остро, так как в большом количестве предложений легко можно запутаться. Вышесказанное напрямую говорит о том, насколько востребованы сегодня различные виды туризма.

Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько ее поддерживает государство. Любое развитое государство понимает для того, чтобы получать от туриндустрии доход в бюджет, оно должно вкладывать средства в исследование новых территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития туристического бизнеса, проектов необходимой инфраструктуры и курортных регионов и туристических центров и в рекламу.

Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных, туристических предприятиях. Во всех туристических державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма: в Великобритании-BTA (British Tourist Authority), в Испании - Turespana, в Норвегии - NORTRA. Они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристической информации.

Специфика туризма связана с интернациональным характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, участвующим в организации отдыха и путешествий. Это повышает сложность правового регулирования.

В любом государстве отношения "турист - турфирма", "турист-государство", "турфирма-государство", регулируется соответствующим законодательством. В зависимости от цивилизованности государства, от степени приближения его к понятию правового государства, законодательство становиться более детальным и полным.

Основная целью дипломной работы состоит в том, чтобы проанализировать государственное регулирование туризма в нашей стране, выявить актуальные проблемы его развития.

Для достижения поставленной цели дипломной работы были решены следующие задачи:

¾Изучены понятие турист, турфирма, турагентство, Туристская деятельность, Туроператорская деятельность, Турагентская деятельность , туристский продукт их различие между собой;

¾Изучены государственно-правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации ,основные государственные органы, действующие в сфере туризма в России;

¾Рассмотрены, как проявляется государственное регулирование туристической деятельности в Российской Федерации;

¾Рассмотрены туристский договор - как правовую основу отношений между туристом и туристической фирмой;

¾Рассмотрены исковое производство при разрешении туристических споров ,а так же страхование в сфере туризма.

Дипломная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованных источников, работы дополняют приложения примеров судебной практики.

Глава 1. Основные субъекты туристической деятельности

Туристская терминология переживает существенные изменения в формировании общественных отношений ,так и туризма его отраслей и видов.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года, определившим принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирующим отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяющим порядок рационального использования туристских ресурсов РФ, приняты следующие определения основных понятий:

туризм -временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.

туристские ресурсы - исторические, природные, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;

тур - комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;

туропера́тор (туристический оператор) - организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания, рассчитывает цены на туры, передает туры турагентам для их последующей реализации туристам.

турагент - это организация, являющаяся посредником между туроператором и клиентом (туристом).

туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу;

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и др.);

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором);

услуги гида-переводчика - деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;

туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;

туристский ваучер - документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания.

.1 Туристский договор - как правовая основа отношений между туроператором и турагентом

В соответствии с Федеральным Законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом.

В Законе сформулированы права и обязанности туриста. При подготовке к поездке и во время своего путешествия турист имеет право получить достоверную информацию о правилах въезда в страну временного пребывания.

Представитель турфирмы должен ознакомить туриста с местными обычаями, о состоянии окружающей среды, о памятниках природы, культуры, истории, которые находятся под особой охраной. Своевременно получить такую информацию важно при поездках в страны, где существует ограничения, например, на ввоз спиртных напитков.

Турист имеет право: на свободу передвижения по стране временного пребывания, получение неотложной медицинской помощи, возмещение убытков в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий туристского договора.

Турист обязан: соблюдать законодательство страны временного пребывания, уважительно относится к ее социальному устройству, сохранять окружающую среду, бережно относится к памятникам природы, культуры, истории.

К существенным условиям договора о реализации туристского продукта, согласно ст. 10 Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" относят:

¾Полные и сокращенные наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента;

¾Информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим услуги по договору, является туроператор;

¾Размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковские гарантии, наименование, адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;

¾Сведения о туристе или ином заказчике (объем таких сведений определяется туроператором);

¾Информацию о возможности туриста в случае исполнения или ненадлежащего исполнения условий договора обратиться с письменным заявлением о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии;

¾Общую цену туристского продукта в рублях;

¾Информацию о потребительских свойствах туристского продукта;

¾Права, обязанности и ответственность туристов;

¾Условия изменения и расторжения договора;

¾Сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора.

Кроме того, условия договора должны соответствовать законодательству о защите прав потребителей.

Конкретные условия путешествия и цена указываются в туристской путевке, считающейся письменным согласием турфирмы на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора

Туристические фирмы иногда стремятся заключить максимально упрощенный договор, из которого не всегда ясно, как будет организованно путешествие. В таких случаях туристу следует проявить настойчивость и добиваться ясности.

Следует также помнить, что если турист откажется от исполнения договора до его реализации по собственной инициативе, он должен компенсировать турфирме ее расходы. Это предусмотрено статьей 782 Гражданского Кодекса РФ. В зависимости от сроков расторжения договора эта сумма может составлять от 10% до 100% стоимости тура. Как правило, турфирмы фиксируют данное положение в договоре.

Таким образом, прежде чем подписывать договор на реализацию туристского продукта обе стороны должны взвесить свои возможности и только после этого поставить свои подписи под текстом договора.

.2 Классификация и виды туризма

В зависимости от критерия, по которому оценивается путешествие, можно выделить множество классификаций:

.Рекреационный туризм

¾медицинский туризм

¾оздоровительный туризм

¾познавательный (экскурсионный) туризм

¾спортивный туризм

¾экстремальный туризм

¾по цели путешествия

¾по ландшафтному и географическому признаку

¾по способу передвижения: активный, транспортный туризм.

.Деловой туризм

Другие классификации :

¾по способу экипировки

¾по организационной форме

¾по возрастно-социальному признаку

¾по активности во время отпуска

¾по другим признакам.

По целям, которые преследует турист, туристические путешествия делятся на две основных разновидности:

Рекреационный туризм - с целью отдыха, для физического и/или психического восстановления организма;

Деловой туризм - путешествия с деловыми целями, по профессиональным и коммерческим интересам.

Каждый из этих видов туризма подразделяется на более специализированные подвиды:

Рекреационный туризм:

Оздоровительный туризм:

¾бальнеологические курорты, где главным лечебным фактором являются природные минеральные воды;

¾грязевые, привязанные к месторождениям лечебных грязей;

¾климатические: лесные, горные, приморские и др. В том числе с активными видами отдыха, например, пешими путешествиями;

¾такие, где используются сразу несколько природных лечебных факторов.

Познавательный (экскурсионный) туризм

С целью изучения культуры, социальных и экономических отношений посещаемого региона:

¾паломничество

¾этнический туризм

Спортивный туризм

По видам передвижения выделяются:

¾автотуризм;

¾мототуризм;

¾велосипедный туризм;

¾водный туризм;

¾парусный туризм;

¾конный туризм;

¾лыжный туризм;

¾пешеходный туризм;

¾горный туризм;

¾спелеотуризм;

¾комбинированный туризм.

Экстремальный туризм

Существует много видов экстремального туризма. Некоторые из них:

¾горный туризм;

¾дайвинг;

¾джиппинг;

¾индустриальный туризм

¾диггерство;

¾спелеотуризм;

¾водный туризм:

¾автостоп;

¾легкоходство

В зависимости от цели

¾религиозный;

¾паломничество;

¾приключенческий;[источник не указан 322 дня]

¾спортивный;

¾агротуризм;

¾наркотуризм;

¾экотуризм;

¾фототуризм;

¾сафари;

¾благотворительный;

¾медицинский;

¾оздоровительный туризм;

¾туризм с целью родов

¾гастрономический туризм;

¾образовательный туризм;

¾ностальгический туризм;

¾культурный;

¾книжный туризм;

¾музыкальный туризм;

Другие классификации туризма

По способу экипировки

¾легкоходство;

¾бэкпэкинг.

По организационной форме

¾плановый туризм - стандартизированный, предварительно организованный работниками туриндустрии комплекс туристских услуг;

¾самостоятельный туризм.

По другим признакам

¾виртуальный туризм.

¾туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

¾туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

¾туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

¾туризм международный - туризм выездной или въездной;

¾туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

¾туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно.

.3 Популяризация туризма и понятие горящей путевки в Российской Федерации

Популяризация туризма - это разнообразная агитационная деятельность, направленная на привлечение людей к занятию туризмом. Популяризация туризма проводится через средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет), а также в личном общении между людьми в клубах по интересам и туристских мероприятиях. Популяризации туризма также способствует искусство, в особенности жанр авторской песни, в котором теме туризма уделяется большое место.

Традиционные формы популяризации туризма:

¾Телевизионные передачи и кино, посвященные популяризации туризма. Среди телевизионных передач можно выделить Клуб путешественников - одна из самых знаменитых программ советского и российского телевидения, пропагандирующая путешествия и туризм; а также Своими глазами - передача, пропагандирующая путешествия и туризм на Украине.

¾Поход выходного дня - организованная вылазка на природу на выходные. Как правило, приглашаются все желающие.

¾Туристский клуб (туристское объединение) - основная форма организации туристов спортивного туризма.

Горящая путёвка, горящий тур - это состояние туристической путёвки, которая по каким-либо причинам не была продана в определённые какими-либо факторами (вылет самолёта, отправление поезда, заранее выкупленные места в отеле) фиксированные сроки. Такая путёвка продаётся по более низкой стоимости в связи со сжатыми сроками её реализации; чем ближе конец фиксированного срока, тем дешевле будет стоить путёвка. Возможна даже ситуация, при которой цена путёвки станет ниже себестоимости, заодно туроператор делает себе на этом рекламу.

Понятие "горящая путёвка" осталось со времен Советского Союза, когда профсоюзы распределяли путёвки на отдых. В некоторых случаях распредёленные путёвки (например, при болезни человека) снова возвращались профсоюзу. В этом случае говорили, что путёвка "горит".

Приобрести горящие путёвки так же как обычные, за несколько месяцев, невозможно. Путёвки в безвизовые страны становятся горящими примерно за неделю до отправления рейса. В страну с визовым режимом - обычно за 10 дней.

В комплект горящего турпакета обязательно входят: медицинская страховка, перелёты в оба конца, трансферт в аэропорту, проживание и питание в отеле. Стоимость такой путёвки может быть ниже полной на 20-30%. Иногда, на 50% и более.

На настоящий момент существует ряд информационных и туристических агентств, предоставляющих отдых по "горящим путёвкам", каждый день находящие и публикующие у себя на сайтах такие туры.

Глава 2. Юридическое закрепление отношений между туроператором и турагентом

На практике они могут называться по-разному: туристские бюро, бюро путешествий и т. д. С точки зрения вида предпринимательства на туристском рынке их можно подразделить на туристские агентства и туристские операторы.

Термины "турагент" и "туроператор" определяют направление предпринимательской деятельности туристской фирмы или компании.

Туроператор (туристический оператор) - организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания, рассчитывает цены на туры, передает туры туристическим агентам для их последующей реализации туристам.

Туроператоры выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они совмещают различные услуги (транспорт, размещение, питание, развлечения и т. п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно.

В том случае, когда туроператор формирует туристский пакет, он выступает в роли производителя туристского продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.

А в случае если, туроператор продает услуги туризма по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг.

За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров:

¾массового рынка;

¾специализированного сегмента рынка;

¾внутреннего рынка;

¾внешнего рынка.

Туроператоры массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными перевозками.

Туроператоры специализированного сегмента рынка специализируются на предоставлении определенного направления.

Туроператоры внутреннего рынка (местные) продают тур-пакеты внутри страны проживания, т. е. организуют туры по своей стране.

Туроператоры внешнего рынка (въездные) продают тур-пакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.

Туроператор - наиболее индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией.

По региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов.

¾Инициативные туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с поставщиками услуг. Отличие их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, в том, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего из не менее чем трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный туроператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно и организуя предоставление внутримаршрутного транспорта.

¾Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.

Туристский агент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке.

Туристский агент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура).

В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура.

Основные задачи турагентства:

полное и широкое освещение возможностей отдыха и путешествий по всем имеющимся турам, курортам, туристским центрам и др.;

продвижение этой информации с помощью рекламы;

организация продажи туристского продукта в соответствии с современными методами торговли, а также используя специфику и особенности туристского рынка.

Основные различия между туристским оператором и туристским агентом:

¾По системе доходов:

Туроператор покупает некоторый туристский продукт, и его прибыль формируется из разницы между ценой покупки и ценой продажи; очень часто туроператор приобретает отдельные услуги, из которых затем формирует комплексный туристский продукт со своим механизмом ценообразования. В то же время туристическое агентство действует как розничный продавец, и его прибыль получается из комиссионных за продажу чужого туристского продукта; туристическое агентство реализует туристский продукт (часто и отдельные услуги, например авиабилеты, номера в гостиницах) по реальным ценам туроператоров или производителей услуг.

¾По принадлежности туристского продукта:

Туроператор всегда имеет запас туристского продукта для продажи, а туристическое агентство запрашивает определенный продукт (услугу), только когда клиент выражает покупательский интерес.

.1 Гражданско-правовая ответственность туристических фирм

В связи с законодательным разделением понятия "туристская фирма" на "туроператоров" и "турагентов" возникают вопросы по возложению на них гражданско-правовой ответственности.

В туристском законе определено, что туроператор обеспечивает формирование, продвижение и реализацию туристских услуг, а турагент - только продвижение и реализацию. Соответственно турагент не принимает участия в организации тура, в отличие от туроператора. Однако, выступая посредником, между туристом и туроператором, при реализации туристских услуг сформированных последним, турагент при заключении туристского договора с туристами может выступать от своего имени и за свой счет (например, при закреплении отношений между турагентом и туроператором на основе договора комиссии). В этом случае он предстает перед туристом в качестве стороны сделки и несет бремя обязательств и ответственности. Несмотря на то, что непосредственная организация тура (формирование услуг размещения, питания и развлечения в единый тур) принадлежит туроператору, вопросы к качеству и срокам предоставления тура должны предъявляться к турагенту, если он выступает стороной туристского договора. Однако, если турагент осуществляет только деятельность по подысканию клиентов для туроператора, без последующего оформления тура от своего имени (например, при закреплении отношений между турагентом и туроператором на основе договора поручения), то претензии по договору должны предъявляться к туроператору, который выступает стороной туристского договора.

Судебная практика подтверждает право туриста обращаться с претензиями и привлекать к гражданско-правовой ответственности турагента фактически не осуществляющего формирование и организацию тура, но выступающего в качестве стороны договора об оказании туристских услуг.

Представляется, что подобное положение ограничивает права турагента и завышает уровень его гражданско-правовой ответственности перед туристом. Фактически, не принимая участие в формировании и организации туристского путешествия, не оказывая непосредственного влияния на качество туристских услуг и своевременность оказания, на турагента возлагается безвиновная ответственность. Для установления равенства сторон (туроператора и турагента) гражданско-правовых отношений турагенту предоставлено право регрессного требования к туроператору.

Гражданскому праву и процессу известны регрессные требования. Так, если к покупателю предъявлен иск об изъятии вещи по основанию, возникшему до ее продажи, то он должен привлечь продавца к участию в деле в качестве третьего лица на своей стороне. Если решением суда проданная вещь будет изъята у покупателя, то продавец обязан возместить покупателю понесенные убытки (ст. 461, 462 ГК РФ), а при неисполнении этой обязанности покупатель вправе заявить регрессные требования к продавцу, т.е. требования о возмещении убытков, причиненных ему изъятием купленной вещи.

Думается, что турагент, выступающий стороной туристского договора, но фактически не имеющий возможности повлиять на исполнение туристского договора, в случае предъявления к нему претензий и исковых требований со стороны туриста, должен привлечь к участию в деле туроператора и предъявить к нему регрессные требования.

Не менее спорны вопросы ответственности туристской фирмы по организации различных видов туризма. В теории туризма выделяют порядка тридцати видов туризма, среди которых значительное место в России принадлежит шоп-туризму. Согласно Постановления президиума Высшего Арбитражного суда несмотря на факт заключения туристского договора туристской фирмой и организацию тура при определении стороны в договоре необходимо исходить из целей поездки. Если целью поездки является приобретение товаров не для личного семейного потребления, а для последующей реализации, то на стороне потребителя будет выступать не турист, а индивидуальный предприниматель и соответтвенно спорные вопросы должны разрешаться не в суде общей юрисдикции, а в арбитражном суде. Суд так же определил, что в случае если сторона договора возмездного оказания услуг приобретает либо намеревается приобрести товары (работы, услуги) для нужд не личного, семейного, домашнего характера, а связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то к возникающим отношениям нельзя применять закон "О защите прав потребителей".

Тем немее, в настоящее время появился механизм гражданско-правовой защиты туристских фирм - страхование гражданско-правовой ответственности. Страхование гражданско-правовой ответственности туроператоров/турагентов имеет целью защиту имущественных интересов туристических фирм от претензий со стороны туристов за некачественное предоставление туристических услуг. Объектом страхования является гражданско-правовая ответственность туристской фирмы по договору на оказание туристских услуг. В качестве страхового случая выступает факт возникновения у туристской фирмы обязанности возмещения ущерба, причиненного им в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора на оказание туристских услуг. Несмотря на то, что страхование гражданско-правовой ответственности может защитить туристскую фирму от притязаний туристов, турфирма не сможет полностью ограничить свои потери. Страховая выплата осуществляется только относительно реального ущерба, понесенного туристом в результате наступления страхового случая, и не подлежит компенсации моральный вред. Соответственно, полностью защитить турфирму может только сама турфирма при помощи осуществления качественной и законной деятельности.

.2 Претензионный порядок разрешения туристских споров исковое производство при разрешении туристских споров

В соответствии с п.2 ст. 17 Закона "О защите прав потребителей" иски потребителей (туристов) предъявляются в суд по месту жительства истца либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Выбор между несколькими судами принадлежит истцу.

Законом "О защите прав потребителей" не установлен предварительный внесудебный порядок разрешения требований туриста, однако этот порядок установил Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". В соответствии со ст. 10 туристского Закона претензии к качеству туристического продукта предъявляются туристом турфирме в письменной форме в течении 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии ответчиком.

Например рассмотрев решение Гагринского суда города Москвы > в составе председательствующего судьи Долговой Т.Н., при секретаре Коретине В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Марины Владимировны к ООО "ТТ-ВКО", ООО "Пегас Туристик" о расторжении договора, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда. Решил: Расторгнуть договор о реализации туристического продукта и дополнительных туристических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный Ивановой Мариной Владимировной и ООО "ТТ-ВКО". Взыскать с ООО "ТТ-ВКО" в пользу Ивановой Марины Владимировны №) руб., госпошлину в доход государства 1006 руб.87 коп. Взыскать с ООО "Пегас Туристик" в пользу Ивановой Марины Владимировны в счет возмещения убытков, расходов по оплате юридических услуг, компенсации морального вреда 49142 ( сорок девять тысяч сто сорок два)руб. 17 коп., госпошлину в доход государства 1674 руб. 27 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд через Гагаринский районный суд <адрес> в течение 10-ти дней. Некоторые фирмы, зная о предварительном внесудебном порядке разрешения споров с туристом, умышленно "тянут" время (не принимают претензии, заказные письма от туриста), надеясь на то, что туристу будет оказано в принятии иска в связи с несоблюдением обязательного порядка досудебного разрешения спора. Однако судья может отказывать в принятии искового заявления только в том случае, если у истца еще не утрачена возможность внесудебного разрешения конфликта. Истечение установленного законодательством срока на предъявление потребителем претензии не является основанием к отказу в судебной защите, так как это противоречит ст.46 Конституции Российской Федерации и Закону "О защите прав потребителей", где определяется право гражданина на восстановление нарушенных прав и интересов в судебном порядке. При обращении в туристскую фирму с претензией турист должен четко сформулировать свои требования (например; "Я расторгаю договор и требую возместить убытки либо прошу соразмерно уменьшить цену путевки" и т.д.), так как от этого зависит, получит ли турист возмещение. Претензия может быть составлена в произвольной форме, однако использование ссылок на нормы права увеличивает возможность получения возмещения. Эмоциональные, необоснованные претензии туристов в практической деятельности туристскими фирмами не удовлетворяются. Претензия должна быть вручена под расписку турфирме, а если фирма отказывается принимать претензию, то направить ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Многие турфирмы стараются не доводить конфликт с туристом до суда, что в результате оправдывает себя, т.к. расходы фирмы в таком случае могут быть значительно ниже.

Глава 3. Государственно-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации

Как уже было отмечено, туризм, в силу вовлеченности огромного количества людей, не может оставаться без специальных правовых, организационных, экономических средств воздействия, в том числе с целью ограничения отрицательных сторон конкуренции и обеспечения социальных основ защиты населения.

Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из названного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Россия признает туризм одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности, осуществляет защиту и поддержку российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

В статье 4 данного Закона определяются основные цели государственного регулирования туризма: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения; охрана окружающей среды; развитие туристской индустрии и др. В этой же статье называются способы государственного регулирования туристской деятельности, такие как:

¾Определение приоритетных направлений развития туризма;

¾Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма;

¾Содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;

¾Защита прав и интересов туристов, защита их безопасности;

¾Содействие кадровому обеспечению в сфере туризма;

¾Развитие научных исследований в сфере туризма;

¾Стандартизация и классификация объектов туристкой индустрии;

¾Формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;

¾Взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляет орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг - Федеральное агентство по туризму.

Основные цели, принципы и способы государственного регулирования туристкой деятельности в нашей стране изложены в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Туризм, в силу вовлеченности огромного количества людей, не может оставаться без специальных правовых, организационных, экономических средств воздействия, в том числе с целью ограничения отрицательных сторон конкуренции и обеспечения социальных основ защиты населения.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму. Оно создано во исполнение Указа Президента РФ от 18 ноября 2004 г. № 1453 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту". Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901 утверждено Положение о Федеральном агентстве по туризму. С целью более подробного регламентирования деятельности туристских организаций Правительство РФ издало постановление от 18 июля 2007 г. № 452, которым утвердило Правила оказания услуг по реализации туристского продукта.

Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется путем:

¾определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

¾нормативного правового регулирования в сфере туризма;

¾разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

¾содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

¾защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

¾стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;

¾содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;

¾развития научных исследований в сфере туризма;

¾формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);

¾информационного обеспечения туризма;

¾создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;

¾оказания государственных услуг в сфере туризма;

¾взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства Федерального агентства по туризму за пределами Российской Федерации.

Добавим, что согласно новой редакции закона из методов государственного регулирования туристской деятельности исключены:

¾лицензирование туроператорской и турагентской деятельности (что связано, в первую очередь, с отменой с 1 января 2007 года лицензирования данного вида деятельности), стандартизация объектов туристской индустрии осталась, а сертификация туристского продукта теперь заменена классификацией объектов туристской индустрии. Согласно статье 5 в новой редакции Федерального закона № 132-ФЗ стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¾установления правил въезда в Россию и выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма. Такие правила регулируются, в частности, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";

¾содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах (что не совсем понятно, потому что именно поддержка государства данного сектора экономики могла бы придать необходимый импульс для ее развития);

¾налогового и таможенного регулирования (осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ и иными профильными нормативно-правовыми актами);

¾обеспечения картографической продукцией.

.1 Государственные органы, действующие в сфере туризма в российской федерации

В России управление туристской деятельностью осуществляет Федеральное агентство по туризму. А также оказывают влияние на состояние туризма: Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и Федеральная таможенная служба.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту" образовано Федеральное агентство по туризму.

Федеральное агентство по туризму является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а так же правоприменительные функции в сфере туризма.

Руководство деятельностью Ростуризма осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Основные функции Федерального агентства по туризму:

¾Реализация приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в России, осуществление формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров;

¾Осуществление продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;

¾Информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания;

¾Создание представительств за пределами России в сфере туризма;

¾Организация приема граждан, обеспечение рассмотрение устных и письменных обращений граждан.

Министерство иностранных дел РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №865

"Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве иностранных дел в РФ.

Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений.

Министерство иностранных дел России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях.

Основными задачами Министерства иностранных дел России в сфере туризма являются:

¾Защита дипломатических и международно-правовыми средства прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

¾Содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом;

¾Организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы;

¾Оформление паспортно-визовой документации.

Министерство внутренних дел РФ

Министерство внутренних дел России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

¾В сфере туризма Министерство внутренних дел России осуществляет: обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

¾предупреждение;

¾пресечение административных правонарушений;

¾обеспечение охраны общественного порядка.

Федеральная миграционная служба.

Федеральная миграционная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору в сфере миграции.

Федеральная миграционная служба России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основными задачами Федеральная миграционная служба России в сфере туризма являются:

¾Оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию;

¾Осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания временного пребывания в России.

Федеральная миграционная служба России:

¾Организует и осуществляет:

Выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;

Оформление приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведение учета оформляющих приглашения юридических лиц;

Проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

¾Принимает решения:

О продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан в России.

О нежелательности пребывания иностранных граждан в России, а так же установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию.

Федеральная служба безопасности.

Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации.

В сфере туристской деятельности органы Федеральная служба безопасности осуществляют:

¾контрразведывательную деятельность;

¾борьбу с преступностью и террористической деятельностью.

Федеральная таможенная служба.

Федеральная таможенная служба России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, контролю и надзору в области таможенного дела.

В сфере туристской деятельности данный орган занимается: взиманием таможенных пошлин и сборов; валютным контролем операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; производством по делам об административных правонарушениях и рассмотрением таких дел.

3.2 Единый федеральный реестр, стандартизация и сертификация в туристкой деятельности

Один из способов государственного регулирования туристской деятельности в России - ведение Единого федерального реестра туроператоров. Реестр ведется Федеральным агентством по туризму.

В целях защиты прав и интересов туристов на территории Российской Федерации статья 4 Федерального закона "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" обязывает туроператоров получать финансовое обеспечение в форме договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Сведения туроператоре, получившем такое обеспечение, вносятся в реестр.

Институт финансового обеспечения является новеллой ФЗ от 5 февраля 2007 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туроператорской деятельности в Российской Федерации". Изменения вступили в силу с 1 июня 2007 г. Он заменяет собой институт лицензирования. С 1 июня 2007 г. туроператорская и турагентская деятельность в России лицензированию не подлежит.

Сведения о туроператоре вносятся в Реестр на основании заявления туроператора. К заявлению прилагаются также: копии учредительных документов, копия свидетельства о внесении в государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; копия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта; информация об адресах юридического лица; документ, подтверждающий полномочие руководителя заявителя; копия паспорта руководителя юридического лица; реестровая карточка. Естественно, все копии документов должны быть нотариально заверены.

Далее, по специальному заявлению туроператора, сведения о котором занесены в Единый Федеральный реестр, Федеральное агентство по туризму выдает соответствующее свидетельство.

Федеральное агентство по результатам рассмотрения и проведенной предварительной правовой экспертизы поданных документов информирует заявителя о соответствии или несоответствии представленных документов требованиям закона. Информация об юридических лицах, размещается на сайте Ростуризма.

Таким образом, в Реестре содержаться следующие данные:

¾Полное и сокращенное фирменные наименования;

¾Адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

¾Сведения об учредителях туроператора;

¾Серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

¾Серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на налоговый учет, идентификационный номер налогоплательщика;

¾Фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;

¾Размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

¾Сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

¾Адреса структурных подразделений туроператора.

Отказать во внесении в реестр могут вследствие предоставления недостоверных сведений о туроператоре либо о несоответствия финансового обеспечения требованиям закона.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма исключает сведения о туроператоре в случаях ликвидации туроператора и исключения туроператора из реестра юридических лиц; прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования); непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок.

Решение об исключении туроператора из реестра должно быть мотивированно.

По заявлению туроператора, федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма может выдать свидетельство о внесении в Реестр.

Стандартизация в туристской деятельности.

В сфере туризма действует ряд государственный стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристско-экскурсионных услуг:

ГОСТ-Р 50644-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание / Требования по обеспечению безопасности туристов".

В этом Стандарте используются ссылки на ГОСТы о пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям к воздуху рабочей зоны, о допустимых уровнях шумов в жилых помещениях и общественных зданиях, на правила пожарной безопасности туристских баз и кемпингов. При предоставлении туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов. К вредным рискам этот ГОСТ относит: травмоопасность, воздействия окружающей среды, пожароопасность, опасность излучений, повышенная запыленность и загазованность, возможность возникновения катастроф и т.д.

Контроль над выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления. Контроль осуществляется в начале сезона, а также в ходе текущих проверок.

Текущие проверки обеспечения безопасности проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров зданий, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения, проверок приготовления пищи, проверок готовности к выходу туристов в походы.

ГОСТ-Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования".

Стандарт подразделяет средства размещения на коллективные и индивидуальные. К коллективным относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения (мотель, пансионат) и специализированные средства размещения (санаторий, базы отдыха, кемпинги). К индивидуальным средствам размещения относят: квартиры, комнаты, дома, коттеджи.

Стандартом определяются требования к проектированию и застройке средств размещения, территории средств размещения, обслуживающему персоналу.

ГОСТ-Р 50681-94 "Туристское - экскурсионное обслуживание / Проектирование туристских услуг".

В этом Стандарте даны определения понятий: "туристская услуга", "заказчик", "туристский маршрут", "туристская трасса", "портфель экскурсовода", "описание туристской услуги" и другие.

Стандарт устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг. Определяются последовательность проектирования туристских услуг, образца документов по проектированию туристских услуг.

ГОСТ-Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования".

Данный Стандарт восполняет пробелы в обеспечении туристской деятельности. В нем приведены определения, которых нет в Законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации": "маршрут путешествия", "договор с туристом", "аннуляция" и др. Также указанный ГОСТ дает классификацию туристских услуг и видов туров.

Стандарт определяет условия для договора о выездном туризме в части ответственности принимающей стороны - иностранной туристской организации и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом; определил требования к информации о туре, содержание памятки туриста.

Сертификация в туристской деятельности.

Основные цели, принципы и общие положения по проведению сертификации в Российской Федерации определяются "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации".

Объектами сертификации в России туристские услуги и услуги средств размещения.

При сертификации услуг в сфере туризма должны проверятся характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы проверок, позволяющие провести идентификацию услуги, проверить ее соответствие техническим документам, а также полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям безопасности, установленным в нормативных документах.

Процедура сертификации туристских услуг включает: подача заявки на сертификацию, рассмотрение и принятие решение по заявке, выбор схемы сертификации, проведение необходимых проверок и анализ полученных результатов, принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия, заключение договора на проведение инспекционного контроля, инспекционный контроль над сертифицированным объектом.

При положительном решении происходит регистрация в Реестре и заявителю выдается сертификат, срок действия которого составляет 5 лет.

Если результат сертификационных проверок отрицательный, то орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

.3 Страхование в сфере туристской деятельности

Страхование - отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов.

Субъектами страхового правоотношения являются страхователь, страховщик, выгодоприобретатель. В обязанности страховщика входит обязательство по выплате определенной договором суммы страхователю, если произойдет предполагаемое событие, называемое "страховой риск", и в результате наступления этого события застрахованная сторона понесет убытки. В свою очередь, страхователь в соответствии с контрактом обязуется выплачивать определенную сумму - "страховой взнос". Страхование может быть как добровольным, так и обязательным, осуществляемым в силу закона.

Статья 15 Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" посвящена вопросам страхования при осуществлении туристской деятельности.

Основными видами страхования в сфере туризма являются:

¾личное страхование туристов (страхование медицинских расходов на лечение в случае внезапной болезни или в результате несчастных случаев);

¾имущественное страхование туристов (страхование багажа, страхование расходов на различные цели)

¾страхование ответственности туристских организаций.

¾страхование расходов на лечение туриста предусматривает расходы на размещение в больнице, покупку лекарств, диагностические исследования.

Отечественное законодательство не предусматривает обязательного личного страхования российских туристов, выезжающих за рубеж. Согласно, ст. 17 Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.

Страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания. Страховой полис оформляется на русском языке и государственном языке страны временного пребывания.

Именно страховщик, т.е. страховая компания, созданная для страховой деятельности и получившая в установленном законодательством порядке лицензию на осуществление такой деятельности, берет на себя обязанность по оплате медицинской помощи туристам и возмещению их расходов во время путешествия.

Этот страховой полис начинает действовать с момента приема багажа в аэропорту вылета и обеспечивает страховую защиту на протяжении всего срока пребывания на месте отдыха.

Одним из наиболее перспективных видов страхования в сфере туризма является страхование ответственности туроператора перед потребителем туристского продукта. В соответствии со ст. 932 ГК РФ страхование риска ответственности по договору относится к имущественному страхованию. Объектом страхования ответственности по договору являются не противоречащие законодательству имущественные интересы туроператора, связанные с возмещением туристу убытков в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств, вытекающих из договора на туристское обслуживание.

Надлежащим исполнением договора на туристское обслуживание признается:

¾предоставление комплекса услуг, объем, и качество которых предусмотрены договором;

¾оказание услуг в установленные в договоре сроки, а также в надлежащем месте;

¾предоставление услуг лицами и средствами, указанными в договоре.

То есть, ненадлежащим признается исполнение, когда не выполнено хотя бы одно из условий обязанностей, а неисполнение является невыполнение ни одного из условий исполнения обязанности.

В структуре российского страхового рынка недостаточно внимания уделяется туристскому страхованию. Хотя можно назвать множество страховых случаев типичных для туризма. Например, невозможность совершения поездки или сокращения ее сроков, потеря паспорта и денег, страхование от природных катастроф. Все эти виды страхования очень популярны во всем мире, но в России они не находят большого спроса. Это, прежде всего, связано с несовершенством законодательной базы, нестабильной ситуации в туризме.

Согласно ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" основной формой обеспечения безопасности туристов (путешественников) при временном пребывании за рубежом является страхование. При этом страховым полисом должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение иных имущественных расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране временного пребывания. Страховой полис должен быть оформлен на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. Несоблюдение этого условия лишает туриста права получения выплаты при наступлении страхового случая.

Страхование туристов - это особый вид страхования, обеспечивающий страховую защиту имущественных интересов граждан во время их туристских поездок, путешествий, шоп-туров и др. Оно относится к рисковым видам страхования, наиболее характерными чертами которых являются их кратковременность (не более 6 месяцев) и большая степень неопределенности времени наступления страхового случая и величины возможного ущерба.

Под страхованием туристов, выезжающих за рубеж, обычно подразумевается добровольное медицинское страхование на случай внезапного заболевания или телесных повреждений, полученных туристом в результате несчастного случая, произошедшего во время пребывания за границей. Однако, кроме медицинской, туристам иногда приходится обращаться за другими видами помощи: юридической, технической, административной и т. п.

В силу этого отечественные компании, продающие полисы зарубежного страхования, сейчас все больше заключают договоры с иностранными страховыми компаниями-ассистанс, специализирующимися на предоставлении туристам комплекса сервисных услуг: от обмена проездных билетов и продления выездных виз до транспортировки, ремонта транспортных средств, репатриации на родину останков погибшего (умершего) туриста.

По договоренности с партнером российский страховщик определяет объем страховых услуг, а предоставление их обеспечивает компания-ассистанс. Расчеты между партнерами производятся как между перестрахователем и перестраховщиком.

Правоотношения туристов со страховыми организациями (страховщиками) оговариваются в условиях страхования на конкретный вид страхового события, которые разрабатываются каждой организацией индивидуально по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом страхового надзора) в рамках общих правил страхования и действующего законодательства.

Страхование туристских организаций имеет свои особенности:

¾Объектами страхования могут быть в основном имущественные интересы, связанные с пользованием и распоряжением имуществом, а также с возмещением страхователем (турагентством, туроператором, турфирмой), по вине которого был причинен вред личности, имуществу физического лица (туриста) или имущественным интересам юридического лица (другой туристской фирме, туроператору и др.).

¾Участники международных туристских отношений подвергаются разнообразным рискам, связанным с изменением цен на услуги после заключения контракта, со злоупотреблениями или хищениями валютных средств (выплатами по поддельным авизо, банкнотам, чекам, пластиковым карточкам и др.), с неплатежеспособностью туроператора, его контрагентов, неустойчивостью валютных курсов, инфляцией и др. Все перечисленные риски должны быть объектами страхования туристских организаций.

¾Страхование предпринимательских рисков направлено на защиту предпринимателей от возможных непредвиденных негативных обстоятельств и факторов, мешающих достижению намеченной цели (получению прибыли).

Основной целью предпринимательской деятельности являются получение максимальной прибыли, увеличение капитала, вложенного в дело. В связи с этим важное значение приобретает страхование на случай возможной потери ожидаемой прибыли или недополучения планируемого дохода.

Страховые взносы определяются на основе тарифов.

Страховой тариф (тарифная ставка) представляет собой ставку взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. В качестве единицы страховой суммы в отечественном страховании принимают 100 денежных единиц (д. ед.).

Главное назначение тарифной ставки - это оптимально оценить величину страхового взноса, уплачиваемого страхователем страховщику за оказываемые им услуги.

Страховые тарифы по добровольным видам страхования рассчитываются страховщиками самостоятельно в рамках действующего законодательства. Размер тарифа определяется в договоре по соглашению сторон.

Основная цель при исчислении страховых тарифов состоит в необходимости покрытия вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы. Если тарифная ставка достоверно отражает вероятный ущерб, обеспечивается необходимая раскладка ущерба между страхователями, т. е. страховой тариф представляет собой критерий резерва, который гарантирует безубыточное или рентабельное ведение страховой деятельности. Как правило, страховщик стремится решить двоякую задачу - при минимальных тарифах, доступных для широкого круга страхователей, обеспечить значительный объем страховой ответственности.

Таким образом, тарифная ставка определяет, сколько денег каждый из страхователей должен внести в фонд страховщика с единицы страховой суммы, чтобы наличия собранных взносов было достаточно для выплат, предусмотренных договором страхования.

Нетто-ставка предназначена для формирования резервного фонда, который используется исключительно для производства выплат страхователям при наступлении страховых случаев.

Нагрузка предназначена для компенсации расходов страховщика (накладных расходов на ведение дела, образование фондов) и формирования прибыли за счет обеспечения превышения доходов над расходами.

Нетто-ставка в личном и имущественном страховании имеет различные структуры, которые обусловливаются видом страхования. Так, Н-С личного страхования состоит из двух частей: для формирования страховых резервов по рисковым видам страхования (PC) (болезнь, смерть и др.) и накопительным (дополнительная пенсия, на случай смерти и др.).

В случае страхования нескольких разных видов (например, страхование государственного и личного имущества, космических рисков, транспорта и грузов, финансовых рисков и др.) Н-С может состоять из нескольких Н-С.

Кроме того, поскольку страховой взнос - это усредненный размер частных тарифных ставок по определенному виду страхования (например, по финансовым рискам), то возможны существенные отклонения от средних назначений. Для компенсации этих отклонений в тарифную ставку вводится так называемая рисковая (или гарантийная) дельта-надбавка (Д-Н).

Рисковая надбавка (Д-Н) дает дополнительную гарантию страховщику и обеспечивает выплаты страхователям при аномальных страховых случаях. Необходимость включения рисковой надбавки в тарифную нетто-ставку объясняется тем, что в неблагоприятные годы основной части Н-С бывает недостаточно для выполнения страховой фирмой своих обязательств, а Д-Н создает определенный запас для страховщиков. В благоприятные годы за счет неиспользованной на выплаты рисковой надбавки имеется возможность производить отчисления в запасной фонд.

Расходы страховщика на ведение дела имеют свои специфические особенности и учитываются при калькуляции тарифной ставки. Различают расходы на ведение дела внутри страховой организации и на деятельность во внешней ее сети. Эти расходы бывают постоянными и переменными, зависимыми и независимыми, общими и частными.

Некоторые расходы на ведение дела одновременно имеют зависимый и независимый характер. Эти расходы нормируются в промилле от страховой суммы.

За счет средств, отчисляемых от взносов страхователей, осуществляется также финансирование предупредительных (превентивных) и репрессивных мероприятий, направленных на борьбу с наступившими бедствиями.

По обязательным видам страхования большинство предупредительных мероприятий финансируется за счет госбюджета и средств отраслевых министерств. При добровольном страховании эти мероприятия закладываются страховщиком в нагрузку тарифа с последующим утверждением его Департаментом страхового надзора Минфина России

Например рассмотрев решение Мировой судья судебного участка №246 Даниловского района г. Москвы, и.о. мирового судьи судебного участка №240 района Нагатинский затон г. Москвы при секретаре Сазоновой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ХХХХХХХ к ООО "Ланта Тур Вояж" о взыскании денежных средств в размере 40556 руб. 60 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда и штрафа,

Ответ ОСАО "Ингосстрах" суд не может принять во внимание, поскольку как установлено в судебном заседании ответчик с требованиями о возврате денежных средств с учетом того, что истец отказался от тура, за вычетом фактически понесенных затрат не обращался.

Решил: Исковые требования ХХХХХХХ к ООО "Ланта Тур Вояж" о взыскании денежных средств в размере 40 556 руб. 60 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, морального вреда и штрафа - удовлетворить частично.

Взыскать с ООО "Ланта Тур Вояж" в пользу ХХХХХХХ 40 556 руб. 60 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 200 руб., моральный вред в размере 1000 руб., всего 417456 руб. 60 коп., а в остальной части иска - отказать.

Взыскать с ООО "Ланта Тур Вояж" госпошлину в доход государства в размере 4400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Симоновский районный суд г.Москвы в течение 10 дней.

Мировой судья

В результате рассмотрения в качестве примера банкротство туроператора "Ланта-тур Вояж", было выяснено, что по "Ингосстрах" перечислил страховые возмещения 5297 туристам "Ланта-тур вояж" 87.366 млн руб. по 2332 требованиям. Об этом говорится в сообщении компании. Туркомпания приостановила продажи туров в связи с невозможностью надлежащим образом обеспечить финансирование заказанных услуг. Ответственность компании застрахована в Ингосстрахе, размер страхового обеспечения составляет 100 млн руб. Банк ВТБ предоставил компании пятилетний кредит на $7 млн для осуществления платежей контрагентам за оказанные услуги.

.4 Государственное регулирование развития индустрии туризма

Индустрия туризма - многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, то есть производством туристского продукта. Является одной из самых значительных отраслей экономики в мире, а для некоторых развивающихся стран - основной экономической отраслью (Кипр, Малайзия, Таиланд и др.).

Индустрия туризма превратилась в весьма эффективную и высокодоходную отрасль.

Исследования Всемирной туристической организации дают возможность утверждать, что тенденции роста туристической индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 до 2020 года прогнозируется увеличение туристских прибытий на 200%. Самыми посещаемыми странами мира до 2020 года станут, по прогнозам специалистов, Китай, США, Франция, Испания.

В России туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристические ресурсы используются не полностью, однако динамика туристического рынка России свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов вообще, а иностранных - в частности.

Анализ принципов организации туристической отрасли стран, которые имеют развитую индустрию туризма, доводит необходимость предоставления государственной поддержки развитию туризма в России, в частности, в сфере информационно-рекламной деятельности.

Дефинирование индустрии туризма как комплекса предприятий производственной и не производственной сферы, предоставляющие туристские услуги и производящие товары туристского спроса, является следствием отраслевого подхода. Поэтому стоит учитывать, что индустрия туризма представляет собой не только совокупность выше перечисленных предприятий, но является одной из форм освоения территории.

Типичные субъекты туриндустрии (туриндустрия в узком смысле):

¾предприятия размещения (курорты, гостиницы, отели, пансионы, кемпинги и т. п.),

¾транспортные предприятия,

¾туристские фирмы (туроператоры, туристские агентства, экскурсионные бюро и бюро гидов),

¾рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационные агентства),

¾ассоциации и государственные органы по регулированию развития туризма (комитеты и департаменты туризма, общественные туристские организации и объединения).

Нетипичные субъекты туриндустрии (туриндустрия в широком смысле): в сфере производства - предприятия производящие сувениры, спорттовары, товары для отдыха, одежду для отдыха и туризма, литературу по туризму, продукцию машиностроения, фототовары; в сфере обслуживания - предприятия, осуществляющие организацию развлечений, конгрессов, выставок и ярмарок, общественное питание, услуги бани и сауны, культурно-просветительскую деятельность, тренерские услуги, медицинские услуги, кредитные услуги, страховые услуги, выдача виз.

Все субъекты индустрии туризма в той или иной мере участвуют в производстве туристского продукта.

Глава 4. Социально-экономические факторы и актуальные проблемы развития туризма в Российской Федерации

Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности.

Туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос.

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

¾внешние (экзогенные);

¾внутренние (эндогенные).

Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.

К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:

¾природно- географические;

¾культурно-исторические;

¾экономические;

¾социальные;

¾демографические;

¾политико-правовые;

¾технологические;

¾экологические.

Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие.

Общеэкономические факторы:

¾уровень материального благосостояния массового потребителя;

¾соотношение рабочего и свободного времени у трудового населения;

¾особые зоны инвестирования;

¾разработка программ развития туризма.

Социально - демографические факторы:

¾возраст;

¾пол;

¾профессия;

¾образование;

¾социальная группа;

¾семейное положение;

¾имущественное положение;

¾состав семьи;

¾регион проживания;

¾город или сельская местность;

¾величина населенного пункта, где живут туристы;

¾род занятий.

Факторы культурного и общественно-психологического характера:

¾приоритеты в системе духовных ценностей общества;

¾психология потребления;

¾широкие кредитные программы.

Личностно-поведенческие факторы:

¾личные особенности;

¾стиль жизни;

¾интересы в свободное время;

¾система духовных ценностей;

¾целевые установки;

¾мотивы;

¾распространенна дачная ментальность;

¾паломничество.

Все эти факторы оказывают воздействие на так называемый "черный ящик сознания покупателя", который, в конечном счете, является определяющем элементом поведения потребителя на рынке.

Совокупность тех или иных факторов определяет возникновение и характер поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены, например, такими показателями, как:

¾частотность туризма;

¾предпочтения в выборе географии туризма;

¾предпочитаемая форма организации тура;

¾представления туриста о цене тура и т. д.

Туризм как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка, как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста, хотя последнее, к сожалению, не относится к России.

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации. Например, межправительственная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предложила список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как "время и отдых", а его показателями являются величина свободного времени и его использование.

В качестве критерия рациональности структуры расходов семей, используется закон Энгеля, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени на туризм, рекреацию и оздоровление) существенно увеличивается.

Поэтому в период экономического подъема, благодаря росту материального благополучия и покупательной способности населения, интенсивность туризма увеличивается, в период экономического спада спрос на туристические услуги падает.

Однако зависимость изменений в спросе на туристском рынке от общеэкономической конъюнктуры, имеет меньшее влияние, чем, например, в таких отраслях, как строительная, автомобильная и другие, ориентированные на производство товаров длительного пользования или предметов роскоши. Высокий темп жизни, конкуренция на рабочих местах, стрессы и хроническая усталость, приводят к тому, что современный потребитель скорее откажется от приобретения видео и аудиоаппаратуры, чем от ежегодного отпуска. Поэтому отметим, что в условиях глобализации общества и интенсификации труда рекреационный фактор - становится определяющим. В большинстве развитых стран отдых, оздоровление, туризм и здоровый образ жизни становятся не только модной традицией, но и насущной необходимостью - стилем повседневной жизни населения. Во многих странах отмечается сокращение расходов на дорогостоящие покупки и предметы роскоши в общей структуре расходов населения и одновременное увеличение доли расходов на туризм, отдых и оздоровление на курортах. Даже в период экономических спадов население развитых стран не отказывало себе в отдыхе и оздоровлении и "экономило не на отпуске, а в отпуске".

Такую относительную стойкость туризма к изменениям общеэкономической конъюнктуры рынка можно объяснить, прежде всего, эластичностью спроса на туристические услуги. Именно поэтому в годы кризиса происходит не полное прекращение спроса на туристические услуги, а лишь его некоторые изменения, то есть увеличивается спрос на более дешевые виды туристических услуг и уменьшается на самые дорогостоящие виды туризма.

Таким образом, экономические кризисы все же затрагивают спрос на туристические услуги, но в гораздо меньшей степени, чем многие другие отрасли. И вызвано это, в первую очередь, тем, что туризм стал практически необходимой потребностью массового потребителя. А также тем, что эластичность спроса и многообразие форм туризма обеспечивают в период экономических спадов возможность перелива спроса от дорогостоящих видов туризма к более дешевым.

Кроме того, важным с точки зрения туристского интереса, является и экологическая обстановка самого туристского региона. Большинство развивающихся стран испытывают проблемы с чистой питьевой водой, с водоснабжением гостиниц и ресторанов. Другой проблемой может стать, значительный наплыв туристов, например, прогнозируется, что при существующем потоке туристов Галапагосские острова уже находятся под угрозой необратимости экологического равновесия в регионе, в долгосрочной перспективе исчезновение кораллов и других видов фауны.

Таким образом, факторы развития туристского рынка, в первую очередь, связаны с усилением трансформационных процессов в обществе, интернационализацией, глобализацией, информатизацией экономики туризма, новыми требованиями к трудовым ресурсам, экологии, межкультурной коммуникации, а также с появлением новых групп потребителей на рынке туризма.

Заключение

Туризм является сложным понятием, представляющим комплексную систему взаимосвязанных отраслей, являясь одновременно видом деятельности, отраслью национальной экономики и способом проведения досуга.

Современное состояние туризма определяется динамичностью и стабильностью развития. Отмечается увеличение потока туристов не только выездного туризма, ну и внутреннего, улучшается качество обслуживания, разрабатываются новые маршруты туров. Однако наряду с положительными аспектами развития туризма, существует и обратная сторона: недостаточная развитая туристская инфраструктура, повышение цен на гостиницы в главных центрах туристского и частое несоответствие цены качеству. Эти и другие причины могут привести к снижению темпов развития туризма, оттоку молодых кадров, и соответственно, к снижению поступлений в бюджет государства от туризма.

Государственное управление в туризме осуществляется через определение приоритетных направлений развития туризма; нормативно - правовое регулирование данной области; стандартизацию и классификацию объектов туристской индустрии; формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров, оказание государственных услуг.

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляет Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Так же в сфере туризма действуют Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и Федеральная таможенная служба.

Для решения проблем развития туризма в РФ и за ее пределами, разработаны следующие предложения.

Они включают в себя несколько разделов: развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности; кадровая политика и научно-методическое обеспечение туристской отрасли; маркетинг и продвижение туров на российских и международных рынках туристских услуг; рекламно-информационное обеспечение сферы туризма и развитие материально-технической базы индустрии туризма.

Таким образом, выполнение данных мероприятий внесет значительный вклад в экономическое и социокультурное развитие туризма, приведет к укреплению материально-технической базы туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов, окажет стимулирующее воздействие на другие отрасли.

туристский договор спор исковой

Список используемых источников

.Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" №132 от 24.11.1996 года.

.Федеральный Закон "О внесении изменений в Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" №12 от 05.02.2007 года.

.Биржаков М.Б. "Введение в туризм". СПб.: Издательский Торговый дом Герда, 2004.

.Бирюков П.Н, Хамова Ю.А. "Правовое регулирование туристской деятельности". М.: Юристъ, 2009

.Волошин Н.И. "Правовое регулирование в туризме". М.: Финансы и статистика, 2004

.Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.

.Туристский вестник. "Государственное регулирование туризма: как у них?". Интернет-издание, 2007.

.Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"

.Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности

.Туризм и гостиничное хозяйствоАвтор: Шматько Л.П., Жолобова Л.В., Ляшко Г.И. и др.

.Издательство: Издательский центр "Март" Год: 2005

.Новые правила оказания туристических услуг Автор: А. В. Сутягин, И. А. Феоктистов

.Издательство: ГроссМедиа, РОСБУХ Год: 2008

.Правовое обеспечение туризма. Учебное пособие Автор: В. П. Вахмистров, С. И. Вахмистрова

.Издательство: Издательство Михайлова В. А Классификация: Год: 2005

.Фролова Т.А. Конспект лекций по курсу экономика и предпринимательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма

.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304с

.Никитина О.А. Исследование процессов функционирования и стратегического развития региональных санаторно-курортных комплексов / О.А. Никитина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. 166 с.

.Садиков О.Н., Мякинина А.В. Гражданско-правовая ответственность туристической фирмы перед туристом

.Миронов Ю.Б. статья: Перспективы развития международного туризма

Похожие работы на - Правовое регулирование рынка туристических услуг: актуальные проблемы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!