Права авторов, результаты творческой деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,55 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Права авторов, результаты творческой деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО Военный университет

Кафедра гражданского права







КУРСОВАЯ РАБОТА

тема: "Права авторов, результаты творческой деятельности"




Выполнил:

Студент 1 группы 3 курса

внебюджетного факультета Крапивин Антон Николаевич

Научный руководитель:

Кондратенко Галина Михайловна





Москва - 2013

Содержание

Введение

Глава I. Понятие авторского произведения. источники правового регулирования

Глава II. Содержание авторского произведения и виды

Глава III. Система интеллектуальных прав на авторское произведение

1. Исключительные права как имущественные

2. Личные неимущественные права

Заключение

Список использованных источников

Введение

Идея охраны результатов интеллектуальной деятельности зародилась около двухсот лет назад. В то время, в связи с развитием общественных отношений, появилась необходимость включения их в экономический оборот и, соответственно, закрепления на них определенного права. В настоящее время результаты интеллектуальной деятельности играют все большую роль не только в духовной сфере жизни человека, но и в материальном производстве.

"Существенная особенность рынка интеллектуального продукта заключается в том, что на нем выступает, строго говоря, не сам продукт, а права на него". Без определенного разрешения и последующей выплаты вознаграждения интеллектуальный продукт выступать на рынке не может, так как в основе его построения лежит "вопрос правовой охраны продукта, установление на него исключительного права и вытекающих из него законодательных ограничений пользования". Поэтому в век высоких технологий, сети Интернет, вхождения информации в экономический оборот сфера интеллектуальных прав получает все большую актуальность и общественную значимость.

Целью данной работы является исследование такой сферы интеллектуальных прав как авторские права, а именно его объектов, объединенных под общим названием - авторское произведение, рассмотрение специфики его содержания и системы исключительных прав на произведения.

исключительное имущественное авторское право

Глава I. Понятие авторского произведения. источники правового регулирования

Авторское право (англ. термин Copyright Law, нем. - Urheberrecht, франц. - droit d'auteur) традиционно занимает важное место при изложении различных правовых институтов, относящихся к интеллектуальной собственности.

Считается, что авторское право признавалось в России с начала XIX века, вплоть до Октябрьской революции 1917г. Октябрьские события стали причиной незначительного по времени перерыва, после чего право было восстановлено в середине 20-х гг. прошлого века.

Важной особенностью авторского права России, свойственной ему почти на всем пути его исторического развития, была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось в России значительно раньше. Впервые положения об авторском праве получили своё отражение в Цензурном уставе 1828 г. в главе "О сочинителях и издателях", где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. В 1830 г. утверждается новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.

"Дальнейшее развитие авторского права в XIX в. шло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 гг. было признано право на музыкальную и художественную собственность". В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из Цензурного устава в Законы Гражданские, они были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи.

К концу XIX в. появилась необходимость принятия нового закона, который соответствовал бы потребностям времени и дал бы ответы на накопившиеся на практике вопросы. Стало очевидным, что существующие правила уже не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. 13 лет ушло на переработку законодательства и подготовку новых правил. Наконец, 20 марта 1911 г. был принят первый специальный закон в сфере авторского права, он назывался "Положение об авторском праве" и был составлен на основе лучших образцов законодательств различных государств того времени. И хотя в нем уже отразился традиционный для российского авторского права более низкий уровень охраны, тем не мене, "этот закон как по содержанию, так и по форме был на голову выше актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени". "Хотя он и не уравнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран - участниц Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., однако все же вывел нашу страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений".

В начале 60-х годов в ходе кодификации было решено включить законодательство об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и в гражданские кодексы союзных республик. 11 июня 1964 г.

В 1973 г., Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. Многие специалисты, начиная с конца 70-х годов, высказывались за необходимость привести авторское законодательство в соответствие с требованиями основных международных конвенций. В связи с этим 31 мая 1991г. был разработан раздел "Авторское право" Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Закон должен был вступить в действие с 1 января 1992 г., однако в связи с распадом Советского Союза, этого не произошло.

С 3 августа 1993 г. начал действовать ФЗ "Об авторском праве и смежных правах", который утратил силу 1 января 2008 года в связи с вступлением в силу части четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В настоящее время авторское право, как правило, рассматривают в объективном и субъективном смыслах.

"В объективном смысле - это подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле - это имущественные и личные неимущественные права авторов и других лиц на объекты авторских прав".

Существуют различные виды объектов авторского права, все они объединяются под общим названием - "авторское произведение". При этом данный вид объекта характерен только для сферы авторского права, поэтому, когда употребляется термин "произведения", то подразумевается именно произведения как объекты, охраняемые авторским правом.

Согласно ст.1259 Гражданского Кодекса Российской Федерации: объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

§литературные произведения;

§драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

§хореографические произведения и пантомимы;

§музыкальные произведения с текстом или без текста;

§аудиовизуальные произведения;

§произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

§произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

§произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

§фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

§географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

§программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

§производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

§составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

§другие произведения.

"Термин "произведение" в ГК РФ не раскрыт, хотя из абз.1 п.1 ст.1228 ГК РФ может быть сделан вывод, что это результат интеллектуальной (творческой) деятельности". А интеллектуальная (творческая) деятельность, в свою очередь, - это деятельность человеческого мозга. Следовательно, можно сказать, что произведение - это не материальный, а идеальный объект, так как мозг не может создавать предметы материального мира.

В юридической литературе можно найти различные научные определения произведения, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное В.И. Серебровским. "Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения".

Под понятием достоинства произведения в ст.1259 имеются в виду различные положительные характеристики, относящиеся к форме или содержанию произведения: актуальность темы, научная глубина и достоверность, художественное мастерство. Получается, что устаревшие, антинаучные произведения, как правило, не используются, но, тем не менее, охраняются авторским правом.

Также следует отметить, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме:

§письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

§устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме);

§изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео - или фотокадр и так далее);

§звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

§объемно-пространственной форме (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).

Это означает, что авторские права распространяются только на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, так как она, "строго говоря, является частью понятия "произведение"; это и есть само произведение: если какая-то мысль, идея существует лишь в голове, а объективно не выражена, то произведения еще нет".

Также одним из условий охраноспособности произведения является его творческий характер - это означает, что произведение должно быть результатом творческого труда его автора, однако "пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом". Данное условие мы не найдем в законодательстве и международных договорах, однако косвенное указание содержится в ст.2 (5) Бернской конвенции, в соответствии с которой составные произведения охраняются если, если они представляют собой "по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества".

В связи с явной неоднозначностью понятия творчество в юридической литературе дается множество различных определений, приведем некоторые из них. Так, по мнению В.И. Серебровского, творчество - это "сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата".О.С. Иоффе отмечал, что творчество является "интеллектуальной деятельностью, завершающейся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности". Э.П. Гаврилов определяет творчество как "деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью". Однако, по мнению большинства российских ученых показателем творческого характера произведения является его новизна, в данном случае как синоним оригинальности произведения.

Современное правое регулирование авторского права опирается на различные источники. Для начала, конечно же, следует упомянуть часть четвертую ГК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. Этот нормативный акт завершил процесс кодификации российского гражданского законодательства. Хотя текстуально в значительной части в нем повторяются положения уже действовавших ранее законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе положения Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", однако в нем содержится большое количество нововведений, которые, несомненно, оказали большое влияние на правовое положение российских авторов и исполнителей.

Также согласно Постановлению Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1224 Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1971 года (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г., а именно с даты поступления официального уведомления из Всемирной организации интеллектуальной собственности), однако с условием, что ее действие "не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием". Бернская конвенция является одним из старейшим соглашений в области авторского права, она является основой сложного механизма международной системы охраны авторских прав, обеспечивая очень высокий уровень их охраны. Ее влияние отразилось не только на территории РФ, но и значительно увеличилось количество произведений российских авторов, права которых стали охраняться за рубежом. По мнению кандидата юридических наук, заместителя заведующего отделом ФИПС, Л. Подшибихина "именно Бернская Конвенция призвана поддерживать стабильность в меняющемся мире, сделать процесс дальнейшего развития международного законодательства предсказуемым, а его результаты - взаимовыгодными для всех участвующих в нем сторон".

Говоря о международных источниках авторского права, нельзя забывать и о вступлении России в ВТО. Переговорный процесс по данному вопросу начался еще в 1995 году. Согласно заявлению руководителя Российской делегации на переговорах о присоединении России к ВТО, Максима Медведкова обсуждение велось по следующим аспектам: по доступу на рынок товаров и услуг, "условиям присоединения к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству и по так называемым системным вопросам присоединения, т.е. проблемам соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО". Следовательно, в том числе и в связи с принятием нашей страной обязательств по защите интеллектуальной собственности в соответствии Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), необходимо учитывать его положения при толковании российского законодательства.

Еще во время работы над последним проектом части четвертой ГК соответствие российского законодательства Соглашению ТРИПС стало предметом целого ряда дискуссий. Высказанные сомнения "практически до начала осени 2006 г., т.е. до принятия проекта в первом чтении, сопровождались неизменными оговорками о том, что наше действующее законодательство (шесть законов 1992 - 1993 гг.) полностью соответствует указанным международным договорам и поэтому его не нужно менять". Однако позднее, при рассмотрении положений проекта ГК, которые, по мнению иностранных экспертов, не соответствовали Соглашению ТРИПС и другим международным договорам, выяснилось, что большинство претензий вызвано недостаточным знакомством с российской правовой системой, а также недоразумениями, связанными с неудачным переводом. Тем не менее, по существу регулирования проектом ГК отдельных вопросов все же были выявлены некоторые различия, которые были устранены в ходе работы над проектом в Государственной Думе.

Соглашение ТРИПС представляет собой третью часть пакета Соглашения ВТО, это один из принципиально новых многосторонних документов, подписанных в итоге Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Введение его в действие в 1995 г. "оказало непосредственное влияние на формирование системы законодательства по интеллектуальной собственности многих стран и соответственно на совершенствование правового механизма по пресечению актов недобросовестной конкуренции и распространению контрафактной продукции".

Второй Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам также был принят Дипломатической конференцией в 1996 г. и вступил в силу на территории РФ с 5 февраля 2009 г. Он был разработан как дополнение к Римской конвенции, однако в отличие от неё не включил в себя положения, относящиеся к вещательным организациям. Кроме того, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г., право на вознаграждение за прямое или косвенное использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, для эфирного вещания или любого сообщения для всеобщего сведения "не будет применяться в отношении фонограмм, производитель которых не является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны".

Что касается смежных прав, они регламентируются Римской Конвенцией об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.20 декабря 2002 года Постановлением Правительства № 918 Россия присоединилась к данной конвенции. Интересно, что первоначально вопрос о ее подписании Россией рассматривался в 1994 г., когда принималось решение о присоединении к Бернской Конвенции и Женевской Конвенции "Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм". Однако тогда мы отказались подписывать Римскую Конвенцию в связи с неразвитостью института охраны прав артистов-исполнителей в нашей стране.

В соответствии с нормами данной Конвенции охрана, предоставляемая указанным обладателям смежных прав, "включает возможность предотвращать несанкционированное воспроизведение исполнений, в том числе передачу в эфир, и право на получение вознаграждения от коммерческого использования фонограмм или исполнений".

Глава II. Содержание авторского произведения и виды

Любое произведение состоит из структурных элементов, часть из которых можно отнести к его форме и часть - к содержанию. При этом содержание произведения всегда облечено в определенную форму, через которую оно выражается. "Так, в произведении художественной литературы к элементам формы относятся: язык (он может быть высокохудожественным или, наоборот, "бедным"), художественные образы, последовательность развития событий, характерные черты героев и т.п., а к элементам содержания - тема, идея, сюжет, мораль и т. п…В произведении научной литературы элементы формы - язык, последовательность изложения, логические цепочки и т.п., а элементы содержания - научные идеи, достижения, предложения, факты, изобретения, открытия".

Однако, эта закономерность характерна не только для авторского права, такова общая философская теория, согласно которой любой объект, будь то предмет или явление, состоит из формы и содержания. Любая идея, любой элемент содержания произведения, всегда выражается в определенной форме, и любая попытка исследовать их отдельно от произведения в целом, отдельно от формы произведения, выделив их из него, потерпит неудачу, потому что эти элементы отдельно от формы не существуют. При этом, с точки зрения философии, содержание - это определяющая сторона целого, совокупность его частей, а форма - способ существования и выражения содержания.

Так как только с помощью философии точно определить, какие элементы произведений науки, литературы и искусства относятся к форме, а какие - к содержанию невозможно, необходимо было создать четкий перечень характерных элементов содержания любых произведений, ныне содержащийся в п.5 ст.1259 ГК РФ: "Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования".

Таким образом, данная статья закрепляет, что форма выражения идеи охраняется авторским правом (или, по крайней мере, может получать такую охрану), а содержание, если используется не в той форме, в которой оно использовано в произведении, не охраняется.

Вековой опыт человечества показывает, что творческие результаты не могут быть созданы аналогичными по форме независимо от первого их творца, они всегда уникальны и отличаются друг от друга. Также очевидно, что одинаковые элементы содержания - тема, идея, сюжет и т.п. - повторяются в разных произведениях, появляются у разных авторов. "Разные лица могут независимо друг от друга получить одинаковый по содержанию интеллектуальный продукт. Более того, он неизбежно будет получен, если в этом будет общественная необходимость". Это явный признак того, что эти элементы нельзя считать уникальными, оригинальными, поэтому в перечне, содержащемся в п.5 имеются в виду "идеи, концепции, принципы и другие элементы содержания, которые взяты сами по себе (per se), т.е. независимо от той формы, в которой они выражены".

Более точно данный принцип зафиксирован в законе об авторском праве США 1976г.: "Авторско-правовая охрана оригинального авторского произведения никогда не распространяется на любую идею, операцию, способ, систему, метод действия, концепцию, принцип или открытие, взятые независимо от формы, в которой они описаны, объяснены, проиллюстрированы или воплощены в этом произведении" (§ 102 (b)).

Несколько международных договоров об авторском праве, принятых в последние годы, содержат аналогичные нормы, указывающие на неохраняемость элементов содержания произведения, но добавляют при этом, что эти элементы не охраняются авторским правом "сами по себе".

Среди них при толковании ГК РФ следует учитывать п.2 Договора ВОИС, в связи с его вступлением в силу на территории РФ с 5 февраля 2009г.: "Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые". "Слова "как таковые" как раз и означают, что авторско-правовая охрана не распространяется на элементы содержания, используемые в форме, отличной от той, в которой они выражены в произведении". Также, учитывая намерение России вступить в ВТО, следует обратить внимание на Соглашение ТРИПС (один из обязательных документов этой организации), о котором мы уже говорили выше. П.2 ст.9 данного Соглашения гласит: "Охрана нормами авторского права распространяется на формы выражения, а не на идеи, процедуры, методы работы или математические концепции как таковые".

Из этого можно сделать вывод, что подобная норма не является спецификой современного российского законодательства, а уже закреплена в ряде международных договорах.

Глава III. Система интеллектуальных прав на авторское произведение

Более 200 лет назад, до вхождения в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, в нем участвовали только материальные объекты, правовую основу которых составляло право собственности, на последующем же этапе появился принципиально новый - нематериальный объект рыночных отношений.

Что касается категории "интеллектуальный прав", она является новой для российского права, а именно была введена в части четвертой ГК РФ. Однако, по мнению некоторых юристов, во включении данной категории не было необходимости. Например, специалист в области интеллектуальной собственности Пирогова В.В. считает, что это "излишне усложняет и так непростую систему исключительных прав". Более того, термин "интеллектуальные права" был впервые применен Э. Пикаром еще в XIX веке, однако "с тех пор данная терминология не была востребована ни в одной стране мира".

В настоящее время в силу все возрастающей значимости результатов интеллектуальной деятельности для экономического товарного оборота значительно расширился объектный состав интеллектуальных прав. Так, например, новым для российского законодательства является право на доведение произведения до всеобщего сведения, также известное как Интернет право, которое действует в России с 1 сентября 2006 года в связи с внесенными изменениями в Закон "Об авторском праве и смежных правах", под влиянием Договора ВОИС по авторскому праву.

Кроме того, в современном "информационном" обществе, где экономика и культура основаны на постоянном информационном обмене, все большую актуальность получают проблемы защиты авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных. В частности, охрана компьютерных программ на международном уровне была впервые введена в 1991г Директивой Европейского союза "О правовой охране компьютерных программ". Позднее данный подход был подтвержден в Соглашении ТРИПС и Договоре ВОИС по авторскому праву, которые закрепляют, что программы для ЭВМ охраняются как литературные произведения, это обусловлено спецификой творческой деятельности по их созданию.

Базы данных в соответствии с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений и Договором о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) пользуются авторско-правовой охраной как сборники, а сборник в свою очередь является произведением, что позволяет определить сферу охраны таких объектов. Однако, "отсутствие в указанных международных актах легальной дефиниции произведения (подразумевается лишь необходимость наличия творческого вклада) обусловило появление на национальном уровне разночтений в истолковании критериев охраноспособности произведения применительно к базам данных". В российском законодательстве с введением в действие четвертой части ГК РФ базам данных предоставлена двойная охрана: как объектам авторского права и как объектам смежного права.

Кроме того, говоря о новеллах, привнесенных в российское законодательство в связи с введением части четвертой ГК РФ, следует сказать, что теперь защите подлежат и права публикатора произведений, не являющихся объектом авторского права. Согласно ст.1337 "публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (статья 1282) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом".

По мнению Маковского А.Л. появление описанных выше нововведений в ГК РФ "связано либо с ориентацией на европейское право, директивы ЕС, либо с более точным и правильным прочтением Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. в отношении коммерческих обозначений".

Следует заметить, что в современном законодательстве права на результаты творческой деятельности неоднородны, только в данной сфере существует зависимость имущественных прав от неимущественных. То есть, "с одной стороны, это право использования - имущественное право, ради которого введена гражданско-правовая охрана. Другая группа прав, которой нет больше ни в одной сфере, связана со статусом автора, творческий труд которого является единственным источником произведений, поступающих в экономический оборот".

Таким образом, право авторства, являясь неимущественным правом, неразрывно связано с интеллектуальными творческими правами. Однако в то же время эти два вида отделимы друг от друга. В данном случае имеется в виду принцип дуализма интеллектуальной собственности. Дело в том, что результаты интеллектуальной деятельности, которые создаются человеком и хранятся в его памяти, являются нематериальными объектами. Очевидно, что человеческая память не может хранить информацию неизменной вечно. В связи с этим возникает необходимость выражения результатов творческой деятельности в материальных объектах. Первым таким примером были примитивные рисунки, давшие начало живописи как форме выражения человеком его восприятия действительности. Позднее зародилась письменность, с помощью которой человек выражал свои мысли и представления. "Впоследствии материальные предметы, произведенные человеком, представлявшие благо другим людям, стали товарами". В настоящее время данный принцип закреплен в ГК РФ ст.1227 следующим образом:

.Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, владелец любого товара является его собственником, но не собственником объекта интеллектуальной собственности, которая в нем воплощена.

Интересно, что отделимый характер имущественных интеллектуальных творческих прав от неимущественных проявился только в ходе процесса перехода от системы феодальных привилегий к праву. В рамках этой системы имущественные права не опирались на объективные основания, так как возникали вследствие "пожалования" по основаниям, произвольно определяемым властью, независимо от личности создателя творческого результата. Именно поэтому до сих пор некоторым подходам к соотношению права авторства и имущественных прав (в том числе и российскому законодательству) свойственна изоляция их друг от друга.

Первоначально такая система была закреплена в английском праве, затем она распространилась на бывшие английские колонии, теперь можно говорить уже об англо-американской правовой системе. Наиболее четкое выражение эта система получила в конструкции, известной в авторском праве как система "копирайта", права на воспроизведение произведения, сосредоточенной на имущественных правах и изолированной от прав личности. В первых появившихся законах об интеллектуальных правах (Авторском и Патентном) данный принцип сохранили, более того, основное внимание было сконцентрировано лишь на имущественных правах.

Континентальные же системы, которые появились позже в результате Великой французской революции, проводя в жизнь идею прав и свобод личности, отказались от этой консервативной традиции и признали объективные основания возникновения имущественных прав, связав их с личным правом авторства.

В связи с развитием прав человека, система производного от права авторства имущественного права все больше завоевывает правовое пространство не только в национальном законодательстве, но и в международном праве. "На ней твердо стоит российское законодательство, которое последовательно проводит личностные основания возникновения интеллектуальных творческих прав".

1. Исключительные права как имущественные

Первоначально существовал ограниченный круг результатов интеллектуальной деятельности, "был создан пока еще достаточно простой правовой механизм, обладавший некоторыми общими чертами, необходимыми для экономического оборота. Он закреплял за правообладателем монополию, подобную праву собственности, без которой никакой товарный оборот невозможен". Данная категория пока не имела четкого, устоявшегося наименования, чаще всего этот механизм обозначался как "интеллектуальная собственность", однако при обозначении содержания правомочий правообладателя имелось в виду, что он имеет "исключительное право" использования объекта экономического оборота, на который закреплялось право.

"Понятие интеллектуальной собственности было впервые введено в международные правовые документы в 1967 г. Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности" и было заимствовано из Французского права. Так появился новый термин. Практически все в то время полагали, что он отражает абсолютное право, подобное праву собственности, и единственное отличие заключается в его специфическом - нематериальном объекте. Однако, очевидно, что подобные суждения следует считать ошибочными, так как исключительные права изначально имеют свои видовые признаки, специфическое юридическое содержание, обусловленное свойствами этого объекта. В настоящее время во всем мире термин "интеллектуальная собственность" выступает "как общая понятийная категория, охватывая авторское и патентное право, правовой режим дизайна и товарных знаков, а также многочисленные смежные права".

Уже на первой стадии появления исключительных прав можно увидеть особенности в содержании правомочий. Основной спецификой интеллектуального продукта является его неограниченность в пространстве и, как следствие, возможность одновременного использования неограниченным кругом лиц.

Следует отметить, что в ст.1285 ГК РФ закреплена возможность отчуждения исключительного права на произведение, однако учитывая, что произведение является результатом интеллектуальной деятельности определенной личности и всегда сохраняет связь с личностью автора, некоторые элементы имущественных прав автора сохраняются и после заключения такого договора. Однако существуют и другие точки зрения, например, "европейская доктрина и европейское законодательство (прежде всего законодательство Германии) твердо и последовательно исходят из невозможности отчуждения исключительных авторских прав". Того же мнения придерживается и Гаврилов Э.П., считающий включение данных норм в ГК РФ ошибочным.

В настоящее время в соответствии со ст.1270 ГК РФ под исключительным правом на произведение понимается право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Более того, данное право распространяется как на целое произведение, так и на любую отделимую его часть, которая является оригинальным результатом творческой деятельности, будь-то название произведения, фрагмент картины или даже отдельная строка стихотворения.

Однако существуют и некоторые ограничения. Так, например, по отношению к авторскому праву действует общепризнанный международными нормами принцип территориальности права. Это означает, что законодательство любой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами. Кроме того, существуют ограничения и по срокам: исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговоренных случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Как мы уже говорили, исключительное право подразумевает возможность использования автором произведения любым не запрещенным законом способом. Содержание данного понятия охватывает ряд правомочий. В п.2 ст.1270 перечислены одиннадцать способов использования произведения, которые "в частности" являются способами использования исключительного авторского права:

·воспроизведение произведения;

·распространение произведения;

·публичный показ произведения;

·импорт оригинала и экземпляров произведения в целях распространения;

·прокат оригинала и экземпляра произведения;

·публичное исполнение произведения;

·сообщение в эфир;

·сообщение по кабелю;

·перевод или другая переработка произведения;

·практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

·доведение произведения до всеобщего сведения.

"Указание "в частности" означает, что если определенное действие не подпадает под определение какого-либо из одиннадцати перечисленных далее способов использования исключительного права, то это не значит, что оно не является использованием исключительного права".

Право на воспроизведение

Возможность воспроизведения объектов интеллектуальной собственности послужила одной из главных причин возникновения авторского права, это было исторически первое и на начальном этапе развития авторского права единственное имущественное авторское правомочие. Изначально авторское право зародилось в Англии и именно как право на изготовление копий книг, об этом свидетельствует и само название этого права - "Copyright", то есть право копирования.

Первоначально Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. закрепляла за авторами именно это правомочие (reproduction, Verfilfaltigung). Лишь со временем, благодаря развитию технических средств и расширению понимания авторского права начали появляться и другие авторские правомочия, "которые на первых порах пытались втиснуть в прокрустово ложе права на воспроизведение".

В настоящее время право на воспроизведение можно определить, как "право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами", "это исключительное право на воплощение объекта авторского права или смежных прав в исходной или любой иной форме, в том числе в цифровой, в товаре любым возможным способом".

Важно отметить, что воспроизведением считается не только придание произведению той же объективной формы, в которой оно было первоначально выражено, но и воплощение произведения в иную объективную форму. Например, воспроизведением музыкального произведения будет считаться не только переиздание, но запись на какой-либо носитель, если оно первоначально было обнародовано в виде нотного издания.

Однако творческий повтор нельзя считать воспроизведением, поэтому копирование картины от руки, перевод плоскостного изображения в объемное или наоборот, если он включают в себя элементы творчества, не могут рассматриваться как воспроизведение.

Особым видом воспроизведения является репродуцирование - это факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание. Выделение в законодательстве вида воспроизведения обусловлено тем, что в современном мире с постоянным развитием технических средств заинтересованные лица имеют возможность быстро получать такие копии произведения, которые по своему качеству не уступают оригиналу или даже превосходят его.

Право на распространение

Еще одним способом использования произведения является его распространение. Под распространением большинство российских ученых понимало запуск в гражданский оборот тех материальных носителей произведения, которые размножены на основе принадлежащего автору права на воспроизведение. По мнению Э.П. Гаврилова, объектом распространения мог быть и сам оригинал произведения, однако эти выводы подтверждались ссылкой не на российское законодательство, а на законодательство тех стран, которым было известно так называемое право следования. Позже некоторые специалисты стали включать в понятие распространения и "такие способы использования произведений, которые вообще не связаны с воспроизведением их материальных носителей, например публичное исполнение или публичный показ произведения изобразительного искусства, что явно не согласовывалось с законодательством".

Руководствуясь современным законодательством можно с уверенность сказать, что данное правомочие всегда связано с произведением, воплощенным в материальном носителе: это право отчуждать материальный носитель (оригинал его или экземпляр, копию) путем продажи или иным путем, например посредством мены и дарения. Иными словами, это "исключительное право на введение в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты авторского права или смежных прав".

В гражданском законодательстве также закреплено, что согласие автора необходимо лишь для первой продажи экземпляров произведения; далее они циркулируют в гражданском обороте свободно, не нарушая авторских прав. Этот механизм отражает широко известный принцип исчерпания права на распространение, заключающийся в том, что "если какое-либо произведение:

) опубликовано;

) воплощено в каком-либо материальном носителе (оригинал, экземпляр) и 3) этот материальный носитель "распространен", т.е. продан или отчужден какому-либо лицу, то дальнейшее распространение этого материального носителя осуществляется без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения - исключительное право распространения такого материального носителя "исчерпано"".

В том, что касается международной практики, по Договору ВОИС по авторскому праву страны вправе определять или не определять условия прекращения или исчерпания права на распространение. В большинстве стран с переходной экономикой такие условия установлены, однако сам термин "исчерпание права на распространение" не используется.

При распространении оригиналов произведений изобразительного искусства или рукописей данный принцип также признается, однако автор обычно имеет право на авторское вознаграждение от перепродажи оригинала произведения.

Распространение произведения, безусловно, составляет отдельный способ использования произведения, так как по времени и по территории совершения может не совпадать с воспроизведением произведения. Это свидетельствует о целесообразности выделения его в законодательстве.

Импорт оригинала и экземпляров произведения в целях распространения

В данном случае импорт - это пересечение товарами (материальными носителями произведений) государственной границы РФ. "Имеется в виду закрепленная за автором возможность осуществлять контроль за ввозом на территорию действия его авторских прав экземпляров созданного им произведения, которые изготовлены за границей". Специальное выделение права на импорт в законодательстве можно объяснить тем, что в национальном авторском праве признается принцип территориальности, являющийся общепризнанной международной нормой. Согласно данному принципу законодательство любой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами. Территориальность авторского права закреплена в Бернской конвенции: "охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством". Получается, что произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, но если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, где произведение охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Интересно заметить, что право на импорт, закрепленное в Гражданском Кодексе Российской Федерации не содержится ни в одном международном договоре, включая Соглашение ТРИПС. Данное право было введено в Модельном Законе ВОИС об авторском праве и смежных правах для стран с переходной экономикой в целях выполнения положений Соглашения ТРИПС. "Предполагалось, что такое право позволит пресечь перемещение контрафактных товаров через таможенные границы. Однако, как показал опыт, введение права на импорт не привело к улучшению ситуации с трансграничным импортом контрафактных товаров".

Право на публичный показ и публичное исполнение

Однако в современном законодательстве закрепляется, что под показом произведения следует понимать демонстрацию "оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности" (ГК, ст.1270). Смысл данной оговорки состоит в том, что отдельные неподвижные кадры аудиовизуального произведения все же могут быть показаны публично, но при показе их в "последовательности создается иллюзия движения, а это уже не "показ" в смысле ст.1270 ГК РФ".

Очевидно, что показ произведения является своего рода рекламой для произведения и его автора. Однако плохо организованный публичный показ становится антирекламой, что приводит далеко не к широкому коммерческому использованию произведения, а, по меньшей мере, к упущенной выгоде. Именно поэтому данный вид использования произведения признается исключительным правом автора, только ему предоставляется право разрешать или запрещать публичный показ своего произведения.

От публичного показа следует отличать публичное исполнение - это представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Исходя из данного определения "основное различие между показом произведения и его исполнением состоит в том, что если в первом случае произведение или какая-то его часть просто демонстрируются публике, без совершения автором или иным лицом каких-либо активных действий, то во втором случае произведение доводится до зрителей и (или) слушателей путем активных действий, выражающихся в игре, пении, танце и т.п. ". Также, в отличие от "показа", исполнение произведения - это длящийся во времени процесс, причем в этот период времени исполняемый объект изменяется и развивается".

Публичное исполнение является одним из наиболее массовых способов использования и распространения многих видов музыкальных, драматических, хореографических, литературных и некоторых других произведений. Однако особенностью данного права является то, что авторы и иные правообладатели не могут осуществить свои исключительные права самостоятельно, так как невозможно заключить договор с всеми пользователями их произведений. В связи с этим "в большинстве стран устанавливаются особые тарифы (ставки авторского вознаграждения) за публичное исполнение произведений литературы и искусства и особый порядок применения таких ставок".

Среди иных отличий можно отметить способ восприятия публикой произведения. Если публичный показ предполагает только зрительное восприятие произведения, то публичное исполнение в зависимости от вида произведения может восприниматься как зрительно, так и на слух. Кроме того, право на публичный показ распространяется лишь на произведения, зафиксированные на каком-либо материальном носителе; право исполнения же может быть реализовано и в отношении произведений, которые выражены лишь в устной форме.

Право на прокат

В ГК РФ устанавливается, что прокат оригинала или экземпляра произведения является самостоятельным способом использования произведения, который предусматривает "исключительное право осуществлять или разрешать прокат товаров, в которых воплощены объекты авторского права и смежных прав". При этом, по мнению Гаврилова Э.П. под этим термином имеется в виду вообще любая аренда (имущественный наем), как правило, на возмездной основе.

Право на сообщение произведения в эфир

Без сомнения важной для авторов является возможность сообщать произведения для всеобщего сведения путем передачи в эфир, так как данный вид использования делает его доступным для слухового или зрительного восприятия наиболее широкого круга лиц, "при этом не имеет значения, принимал ли кто-либо это сообщение.

Как особое имущественное правомочие автора право на передачу в эфир характеризуется следующими особенностями:

Во-первых, необходимый признак данного права - публичность; сообщение должно быть доступно неопределенному числу лиц. Оно "доводится до всеобщего сведения посредством специальных радиосигналов (радиоволн), которые предназначены для приема самой широкой публикой. Аудитория еще более расширяется при передаче произведения в эфир через спутник. Под такой передачей понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение доводится до всеобщего сведения". Кодированные сообщения не могут считаться сообщением в эфир, так как число лиц, имеющих к нему доступ, становится достаточно определенным. Исключение составляет сообщения, средства декодирования которых предоставляются неограниченному кругу лиц, в том числе и за плату.

Во-вторых, в эфир могут передаваться не только обнародованные, но и еще не обнародованные произведения.

Кроме того, право передачи в эфир включает в себя как первоначальное сообщение произведения публике посредством беспроволочной связи, так и последующее сообщение ранее переданных в эфир произведений, независимо от того, осуществляется ли это действие организацией, первоначально передавшей его в эфир или любой другой.

Также необходимо заметить, что, несмотря на наличие специальной аппаратуры принятия и преобразования соответствующих сигналов, важно, чтобы между передающей станцией и принимающей антенной не было никаких дополнительных звеньев в виде каких-либо материальных носителей, например, кассет, пленок и т.д.

Право на сообщение произведения по кабелю

Данное право в основных своих чертах совпадает с предыдущим. Единственное отличие состоит лишь в самом техническом методе доведения произведения до сведения аудитории. В данном случае "радио - или телесигналы сообщаются с помощью кабеля, провода, оптического волокна и другими подобными средствами, а не через эфир". Однако данный вид использования включает только сигналы, которые сообщаются для всеобщего сведения.

Право на перевод и другую обработку произведения

Под данной формой использования произведения подразумевается возможность создания производного произведения: перевода, обработки, аранжировки, экранизации и т.д.

"В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами". Таким образом, лицо, которое намерено перевести охраняемое произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя.

Свое согласие автор произведения выражает, как правило, путем заключения договора с той фирмой, которая намерена использовать его произведение. Она в свою очередь обязуется обеспечить качественный перевод и предоставить его автору по его просьбе для ознакомления.

Немногим отличается и право автора переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение. Оно также подразумевает возможность автора самому переработать произведение в другой вид, форму или жанр, либо давать разрешение другим лицам. Безусловно, произведения, создаваемые в результате творческой переработки, являются новыми объектами авторского права, но их использование также невозможно без согласия на то автора оригинального произведения.

Применительно к программам для ЭВМ и базам данных следует учитывать различие между естественными языками (языки человеческого общения) и машинными (искусственными). В связи с этим можно сделать вывод, что перевод программы для ЭВМ из одного машинного языка в другой, творческим процессом не является. Следовательно, адаптация (внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя) не является переработкой программы для ЭВМ или базы данных, а значит, не попадают под действие ст.1270 ГК РФ.

Право на доведение произведения до всеобщего сведения

Как мы уже говорили, данное право как имущественное право автора, один из способов использования произведения, вошло в российское законодательство и действует с 1 сентября 2006 года (в связи с изменениями в Законе "Об авторском праве и смежных правах") под влиянием Договора ВОИС по авторскому праву 1996 г., где оно определяется как "исключительное право разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствам беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведения из любого места и в любое время по их собственному выбору".

Здесь имеется в виду помещение произведения в Интернет и его дальнейшее использование в сети. "Необходимость выработки новых норм права была вызвана тем, что Интернет стал представлять серьезную опасность для интересов правообладателей различных объектов авторского права и смежных прав".

Таким образом, после размещения произведения в Интернете в открытом режиме или с возможностью ознакомления за плату, у пользователей появляется открытый доступ к этому произведению, они могут беспрепятственно с ним ознакомиться или "скачать". В связи с этим незаконным считается каждое из перечисленных ниже действий, производимых без согласия владельца исключительных прав на произведение:

)"помещение произведения в Интернет (как в открытый доступ, так и в платный);

) даже если произведение размещено в Интернете на каком-либо сайте - помещение произведения на ином сайте;

) проникновение на сайт, содержащий произведение, путем обхода или взлома кода;

)"скачивание" произведения с нарушением установленных правил".

2. Личные неимущественные права

Личные неимущественные права автора были впервые признаны в 1791г во французском законе об авторском праве. С тех пор многие страны, следовавшие этой модели авторского права, последовали примеру Франции.

На международном уровне личное неимущественное право стало признаваться лишь с 1928 г, когда в Бернскую конвенцию была включена ст.6bis, согласно которой "независимо от исключительных прав автора и даже после уступки этих прав, автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора". Получается, что Бернская Конвенция признает только два личных неимущественных права авторов: право авторства и право на защиту репутации.

"Личное неимущественное право исполнителей на международном уровне было признано в 2002 г., когда вступил в силу Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, признавший два личных неимущественных права исполнителей: право исполнительства и право на защиту репутации".

Основное отличие личных неимущественных прав состоит в том, что они "могут принадлежать лишь автору и не могут передаваться другим лицам (кроме права на обнародование произведения)".

В настоящее время согласно ст.1255 ГК РФ к личным неимущественным правам относятся:

·право авторства;

·право автора на имя;

·право на неприкосновенность произведения;

·право на обнародование произведения;

Право авторства

Право авторства - это "юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц". Оно является важнейшим личным неимущественным правом, хотя и признается на международном уровне лишь с 1928 г. Именно на него опирается автор при защите свих прав и интересов в случае присвоения авторства другим лицом или если авторство приписывается другому лицу.

Право авторства возникает у автора с момента создания произведения и может принадлежать только лицу, творческим трудом которого создан результат интеллектуальной деятельности. Данное право является исходным и выражает личностное начало в интеллектуальных правах. Оно неотчуждаемо и непередаваемо, а, следовательно, может быть только первоначальным. Так, по словам Дозорцева В.А., "единственным основанием первоначального возникновения творческих имущественных прав является творчество, порождающее, прежде всего, личное неимущественное право - право авторства". Производные же права основываются на договоре с обладателем личного неимущественного права авторства.

Право автора на имя

С правом авторства тесно связано право на авторское имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени.

Данное право, также как и право авторства, является неотчуждаемым и непередаваемым личным неимущественным правом автора, возникает из самого факта создания произведения, но в отличие от права авторства оно реализуется лишь в случае обнародования произведения. Право на авторское имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса.

Способ указания имени автора определяется, как правило, в лицензионном или ином договоре. Правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от значимости внесенного в произведение творческого вклада. Верховный Суд РФ указал, что только автор может разрешить использовать свое произведение без указания имени, однако, на практике следует учитывать тот факт, что во многих случаях указание имен всех авторов практически невозможно.

Особым нарушением будет раскрытие псевдонима автора без его согласия. "Если произведение используется под псевдонимом или без указания имени автора (анонимно), то лица, которым из заключенного автором договора стало известно подлинное имя автора (работники издательства, редакции журнала, телевещательной организации), не вправе раскрывать имя автора".

В связи с этим важно отметить, что издатель вправе выступать в качестве представителя автора до тех пор, пока автор не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Право на неприкосновенность произведения

Данное право, отмененное в 1993 г., недавно, после четырнадцатилетнего перерыва, было восстановлено в российском законодательстве. "В Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений данное право именуется правом на защиту репутации автора". Так же оно называлось и в Законе об авторском праве, но, очевидно, что право на неприкосновенность произведения, закрепленное в ГК РФ, предоставляет автору более надежную и эффективную защиту. Необходимо отметить, что "право на неприкосновенность произведения (абзац первый пункта 1 статьи 1266 ГК РФ) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося".

Рассматриваемое право имеет две стороны - негативную, выражающуюся в запрете, адресованном третьим лицам, и позитивную, выражающуюся в действии самого автора по внесению в свое произведение различных изменений, сокращений и дополнений, в праве снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или иными пояснениями.

В законодательстве также предусматриваются отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как посягательство на его неприкосновенность. "Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования… Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также преградить дорогу критикам и комментаторам".

Личные неимущественные права автора прекращаются с его смертью, так как субъективное право, неразрывно связанное с личностью субъекта, не может существовать без самого субъекта. "В то же время общество заинтересовано в том, чтобы сохранить память об авторе и донести его произведения до следующих поколений в неискаженном виде. Поэтому авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно".

Право на обнародование произведения

Основным отличием данного права от перечисленных выше личных неимущественных прав состоит в его разовом характере: оно реализуется только один раз, после чего прекращает свое существование. Таким образом, право на "обнародование произведения - это право осуществить такое действие (или дать другому лицу согласие на осуществление такого действия), которое делает произведение доступным для всеобщего сведения (доступным публике, обществу)" (1,218). Перечень таких действий перечислен в ст.1268 ГК РФ, но он не является исчерпывающим. Он включает: опубликование произведения, его публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир.

Реализация прав на обнародование всегда тесно связано с определенным правомочием по использованию произведения, а значит с осуществлением какого-либо имущественного права. Поэтому данное право частично переходит по наследству и может быть предметом договора.

В ГК РФ особо выделяется понятие "опубликования произведения" - это выпуск в обращение (в гражданский оборот) экземпляров (копий) произведения. Конечно опубликование произведения, может осуществляться лишь с согласия автора (или иного правообладателя), но это не особое личное неимущественное право, это один из способов реализации права на обнародование произведения.

Необходимо понимать, что опубликованное произведение всегда является обнародованным, но не все обнародованные произведения являются опубликованными. Подтверждение этому мы можем найти, обратившись к международным договорам об авторском праве и законодательству зарубежных стран. Закрепляя вопросы охраны отдельных категорий иностранных произведений они "оперируют как понятием "опубликование" (выпуск в свет - Published Works, erschienene Werke), так и понятием "обнародованное, но неопубликованное произведение" (Works Made available to the Public, veroffentliche Werke)".

Что касается возможности обнародования произведения иными лицами, кроме автора произведения, в ГК РФ закреплен принцип, согласно которому автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование произведения. "При этом не имеет значения, по какому договору третье лицо получило произведение для использования - по договору отчуждения имущественных прав или по лицензионному договору".

После смерти автора вопрос об обнародовании произведения решается лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или ином письменном документе.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что исключительное право представляет собой самостоятельную правовую категорию, отдельную от права собственности и имеет особое содержание. Оно устанавливает монополию, хотя и ограниченную определенными пределами, но достаточную для введения объекта в экономический оборот, пользования правами и их защиты. Вследствие этого известный ученый-цивилист, доктор юридических наук, профессор Дозорцев В.А. считает возможным квалифицировать их как квазиабсолютные. Исключительность этих прав, в отличие от абсолютных, состоит не в том, что право принадлежит только одному лицу, а в том, что оно закреплено за лицом или лицами определенными законом и по установленным основаниям.

Что касается объектов, охраняемых авторским правом, все они объединены под общим названием "авторское произведение". Как и любой объект, оно состоит из формы и содержания, тесно взаимосвязанных друг с другом. В связи с этим важно отметить, что в российском праве само по себе содержание произведения в отрыве от формы своего выражения не охраняется, как и в большинстве стран мира.

Говоря об исключительном праве, следует сказать, что оно подразумевает возможность использования автором произведения любым не запрещенным законом способом. Содержание данного понятия охватывает ряд правомочий. Так, в п.2 ст.1270 ГК РФ перечислены одиннадцать способов использования произведения.

Кроме того, права на результаты интеллектуальной деятельности неоднородны, в данной сфере существует неразрывная связь имущественных прав с неимущественными. В связи с этим необходимо упомянуть принцип дуализма интеллектуальной собственности. Он заключается в том, что владелец товара является его собственником, но интеллектуальная собственность, воплощенная в товаре, ему не принадлежит.

Также хотелось бы сказать несколько слов о четвертой части ГК РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 г., которая, сохранив большинство действовавших ранее норм, привнесла, в то же время, достаточно много нового в российское законодательство об интеллектуальной собственности. Так, например, теперь предусмотрена охрана прав на такие объекты, как доменные имена, содержание баз данных информационных систем. Введена охрана прав публикатора, то есть того, кто обнаружил и обнародовал ранее не публиковавшийся документ, рукопись, если на нее нет авторского права, либо она перешла в общенародное достояние.

Кроме того, с введением в действие четвертой части ГК РФ базам данных предоставлена двойная охрана: как объектам авторского права и как объектам смежного права. В первом случае речь идет об охране их как сборников. Во втором случае - об "исключительном праве изготовителя базы данных, моделью для которого послужило право sui generis, впервые введенное Директивой Европейского Парламента и Совета № 96/9/ЕС "О правовой охране баз данных".

Наиболее важной новеллой, привнесенной в российское законодательство четвертой частью ГК РФ, заслуженный деятель науки, профессор А.Л. Маковский считает главу 69, в которой заключены общие положения, относящиеся либо ко всем видам интеллектуальной собственности, либо к нескольким из них.

Подобные положения в нашем законодательстве появились впервые, и, по его мнению, они очень важны, так как "такой подход превращает разрозненные нормы в систему".

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты:

1.Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights 1994 (TRIPS Agreement). - Geneva: WIPO. № 223 (E). 2000.

2.Rome Convention: International Convention for the Protection of Performers, Producers of Phonograms and Broadcasting Organizations. - Geneva: WIPO. № 328 (E). 1999.

3.Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. - Женева: ВОИС. № 287 (R). 1990.

.Договор ВОИС по авторскому праву. - Женева: ВОИС. №226 (R). 2000.

.Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. - Женева: ВОИС. №227 (R). 2000.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. части первая, вторая, третья и четвертая. - М.: Проспект, КНОРУС, "Издательство Омега-Л", 2009. - 544 с.

.Федеральный закон от 20.07.2004 №72-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004.30 (ч.1). ст.3090.

.Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993г. - 5351-1.

.Закон Российской Федерации О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных от 23 сентября 1992 г. в ред. от 24 декабря 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002.52 (ч.1). ст.5133.

.Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм". - Консультант Плюс.

.Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 998. - М.: Российская Газета - Федеральный выпуск № 4712.2008.

Материалы судебной практики:

.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2009 г. N 5/29 г. Москва "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Российская газета - Федеральный выпуск № 4894.2009.

Научная и учебная литература:

.Ананьева, Е.В. Авторское право и смежные права // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2003. - № 8. - С.69 - 74.

2.Гаврилов, Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). - М.: Экзамен, 2009. - (Серия "Комментарии к кодексам и законам"). - 973 с.

.Гаврилов, Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. - М.: 1984.

.Гришаев, С.П. Особенности законодательного регулирования интеллектуальной собственности по действующему законодательству Российской Федерации. 2007. - Консультант Плюс.

.Дозорцев, В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. - М.: Статут, 2005. - 416 с.

.Иоффе, О.С. Советское гражданское право. - В 3 т. Т.3. - Л.: 1965

.Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / под ред.А.Л. Маковского. - Статут. 2008.

.Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / под ред.В. В. Погуляева. - М.: Юстицинформ, 2008. - Консультант Плюс.

.Мартынов, П.А. Соглашение ТРИПС: Правовой анализ и влияние на российское законодательство в области интеллектуальной собственности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук; Науч. рук. Б.М. Асфандиаров. - М., 2005.

.Моргунова, Е.А. Обзор источников авторского права и смежных прав. - М.: 2007. - Консультант Плюс.

.Рузакова, О.А. Гражданское право: курс лекций. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 438 с.

.Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004.745 с.

.Серебровский, В.И. Вопросы советского авторского права. - М.: Издательство АН СССР, 1956.

.Судариков, С.А. Право интеллектуальной собственности: учеб. - М.: Проспект, 2010. - 368 с.

Периодические издания:

1.Войниканис, Е.А. Защита прав изготовителей баз данных // Законодательство. 2007. № 10. - Консультант Плюс.

2.Волынкина, М.В. Концепция исключительных прав и понятие интеллектуальной собственности в гражданском праве // Журнал российского права. 2007. № 6. - Консультант Плюс.

.Гаврилов, Э.П. Авторское право и содержание произведения // Патенты и лицензии. 2009. № 7. - Консультант Плюс.

.Гаврилов, Э.П. Исключительные права на нематериальные объекты // Патенты и лицензии. 2001. №3. - С.13 - 20.

.Еременко, В. Содержание и природа исключительных прав (интеллектуальной собственности) // Интеллектуальная собственность. 2000. № 4. - С 28 - 38.

.Интервью с А.Л. Маковским // Законодательство. 2008. N 3.

.Калятин, В.О., Войниканис, Е.А. Содержание базы данных как новый объект правового регулирования // Законодательство. 2007. № 2. - Консультант Плюс.

8.Медведков, М Присоединение к ВТО - естественный шаг на пути российских реформ // Russian Investment Review. 2002. - www.wto.ru <#"justify">Электронные ресурсы:

.www.wcoomd.org

2.www.wipo. int <http://www.wipo.int>

.www.wto.ru <http://www.wto.ru>

Похожие работы на - Права авторов, результаты творческой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!