Нравственные основы деятельности юрисконсульта

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нравственные основы деятельности юрисконсульта














Реферат

«Нравственные основы деятельности юрисконсульта»

1. Профессиональная характеристика должности «юрисконсульт»

В последние 11 лет профессия юриста и особенно должность юрисконсульта предприятия стали массовыми. Этому способствовали по крайней мере два обстоятельства. Во-первых, начало перехода к рыночным отношениям в экономике поставило предприятия в условия, при которых они стали работать самостоятельно без каких бы то ни было «приводных ремней» в виде отраслевых министерств. С другой стороны, постепенно создавалось принципиально новое правовое пространство. При этом пробелов и. противоречий в законодательстве было достаточно много, а неотработанность хозяйственного механизма и прежде всего налоговой системы в ряде случаев способствовали правовому беспределу. И конечно же, в первый период начала реформ значительно возросла потребность в кадрах юристов, способных разобраться в многочисленных правовых коллизиях. Во-вторых, появились условия, когда потребность в юридических кадрах стала удовлетворяться не только традиционным способом, т.е. в результате подготовки студентов в специализированных вузах, но и путем их подготовки в технических сельскохозяйственных и иных неспециализированных учебных заведениях [6].

Можно без преувеличения констатировать, что юридическая служба на предприятии независимо от его организационно-правовой формы является одной из наиболее важных служб, без которой предприятие не может эффективно функционировать.

Специфика юридической службы в том, что она, являясь составной частью структуры предприятия, призвана направлять ведение хозяйственной деятельности, бизнеса в законное русло и именно с позиций закона обеспечивать защиту имущественных и иных интересов предприятия.

Юридическая работа на предприятии включает в себя выполнение функций по предупреждению правонарушений путем визирования ею решений, постановлений, приказов, распоряжений и иных документов правового характера, издаваемых органами управления предприятия (общими собраниями акционеров, участников, советами директоров, генеральными директорами и т.п.), защите прав и законных интересов предприятия путем участия в планировании сделок, подготовке и визировании договоров (контрактов), предъявлении претензий и исков, представительства в судебных и правоохранительных органах, а также выполнения работы по систематизации локальных актов и участия в правовоспитательной работе в трудовом коллективе.

Юрисконсульт (от лат. Juris-consultus - правовед) - работник правовой службы предприятий, учреждений, организаций. Он страж законности и правовой культуры там, где работает.

Правовая культура данного предприятия определяется во многом общей и профессиональной культурой юрисконсульта [4].

Работнику, занимающему должность юрисконсульта, могут быть поручены полностью или частично следующие функции. Так, юрист предприятия разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работой в организации, оказывает помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает совместно с другими подразделениями организации материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, следственные и судебные органы, осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества организации. В соответствии с установленным порядком оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Контролирует своевременность представления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии. Подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных в организации. Ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств. Принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности организации, проектам нормативным актов, поступающих на отзыв.

Осуществляет информирование работников организации о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц организации с нормативными правовыми актами, относящимся к их деятельности. Консультирует работников организации по организационно-правовым и другим юридическим вопросам. Подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.

Должен знать нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансовую деятельность организации; нормативно-правовые документы, методические и нормативные материалы по правовой деятельности организации; гражданское, трудовое, финансовое, административное право; налоговое законодательство, экологическое законодательство; порядок ведения учета и составления отчетности хозяйственно-финансовой деятельности организации; порядок заключения и оформления хозяйственных, коллективных договоров, тарифных соглашений; порядок систематизации, учета и ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий, основой экономики, организации труда, производства и управления; средства вычислительной техники, коммуникации и связи; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

К лицам, занимающим рассматриваемую должность, предъявляются следующие квалификационные требования.

Юрисконсульт I категории: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3-х лет.

Юрисконсульт II категории: высшее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта не менее 3-х лет.

Юрисконсульт: высшее профессиональное (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работу или среднее специальное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (юридическим) образованием не менее 3-х лет [1].

. Этика в профессиональной деятельности юрисконсульта

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юрисконсульта, особенностями его нравственного и социального положения. «Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, то есть в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности» [2]. Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий распространяются на представителей юридической профессии.

Наиболее существенные элементы морали отражают такие категории, как долг и справедливость, совесть и ответственность, достоинство и честь.

В глазах коллег юрисконсульт - непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Юрисконсульт, выполняя свои функции, действуя в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Ответственность - обязанность юрисконсульта, и ему необходимо давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Юрисконсульт также должен владеть профессиональным тактом. Это означает: умелое общение, забота о расположении духа собеседника, человеческие взаимоотношения. Профессиональный такт юрисконсульта по форме ничем особым не отличается от обычного такта, человеческой тактичности, вежливости, внимательности и т.п. Юрисконсульт должен уметь наблюдать, предусматривать, аргументировать, доказывать, убеждать преобразовывать любые конфликтные ситуации, свободно выбирать оптимальные формы ведения диалога [7].

Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. При их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфере опыт отечественного и международного делового сообщения и соответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться самим не стать источником моральных конфликтов. Юристы и юридические службы оказывают большое влияние на деятельность организации. От их работы и от работы их помощников во многом зависят качество и состояние учредительных документов организации, правомерность совершаемых ею действий, оптимальность условий заключаемых договоров, использование правовых средств защиты ее интересов. Для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей юрист должен быть осведомлен о делах фирмы - знать различные стороны деятельности организации: производство, снабжение, сбыт, финансы, бухгалтерию, работу с персоналом.

Диапазон вопросов, с которыми приходится сталкиваться юрисконсульту, чрезвычайно широк: это и гражданское право, и трудовое право, вопросы арбитража, и гражданский процесс, и финансовое право, и земельное право и т.д.

Одна из основных функций юрисконсульта заключается в том, чтобы вести активную организационную работу по правовым вопросам на предприятии, в учреждении. Эта организационная работа по своему содержанию выражается в том, что можно назвать главным образом активным консультированием.

Юрисконсульт должен быть в курсе деятельности организации, ее подразделений, вникнуть в ее деятельность. Его задача - путем рекомендаций, советов, подготовки предложений по правовым вопросам, визирования проектов документов юридического характера способствовать широкому использованию правовых норм, средств для повышения эффективности работы всех звеньев предприятия, для внесения в эту работу духа законности, для предупреждения правонарушений.

Юрисконсульт участвует в составлении договоров, визирует их тексты, а также тексты протоколов разногласий, организует, а иногда непосредственно ведет претензионную работу, готовит материалы и выступает в арбитраже по преддоговорным спорам и спорам об исполнении хозяйственных договоров. Множество этических проблем в организации имеют своим источником неправильно, недостаточно четко или небрежно составленные документы. Поэтому правильная разработка и оформление корпоративных документов являются для юриста одновременно требованием и организационного, и профессионального этикета.

Хорошим тоном при составлении корпоративных документов является соблюдение следующих правил:

)из текста документа должно быть понятно, с помощью каких механизмов и процедур происходит регулирование данной сферы отношений;

)документ, например должностная инструкция или договор, должен учитывать особенности регулируемых отношений и распространяться на широкий круг отношений;

)текст документа должен быть логически последовательным и не должен содержать логических ошибок;

)язык документа должен быть ясным и доступным, формулировки, выражения и термины - точными и лаконичными. Необходимо использовать термины и выражения, знакомые и доступные широкому кругу лиц, но в то же время избегать бытовой, повседневной речи; не следует злоупотреблять специальной юридической терминологией;

)текст документа должен быть компактным и правильно структурированным на разделы, главы, части, статьи, параграфы, пункты;

)должна быть соблюдена этичность изложения материала.

Юридический документ не должен содержать оскорбительных или откровенно льстивых, а также унижающих человеческое достоинство слов и выражений. Недопустимо использовать метафоры, жаргонные и сленговые выражения. Исключением из этого правила являются ситуации, когда в тексте документа необходимо привести цитату. Например, в исковое заявление, связанное с защитой чести и достоинства, может потребоваться включить те оскорбительные выражения, которые были высказаны в адрес заявителя.

Работа юрисконсульта построена в значительной степени на авторитете, на служебных контактах, на сложившихся в организации деловых отношениях. А это, в свою очередь, зависит от того, как «поставил» себя юрисконсульт, как он реально своей работой доказал плодотворность деятельности юридической службы, ее важность для деятельности коллектива, выполняемых им задач.

Основные этические проблемы, с которыми сталкивается юрист в организации, характеризуются следующими особенностями:

а) связаны с ситуациями морального выбора;

б) порождаются различными причинами: организационными, психологическими, экономическими, юридическими - которые иногда заявляют о себе одновременно;

г) имеют интернациональный характер.

К числу таких проблем относятся:

·противоречия между личными интересами и интересами организации;

·сокрытие фактов и неверная информация в отчетах при проведении проверок;

·выпуск некачественной продукции;

·безоговорочное подчинение служащих руководству, «каким бы неэтичным и несправедливым оно не оказалось»;

·наличие «любимчиков» - фаворитов;

·эксплуатация людей - принесение их в жертву ради выполнения той или иной работы;

·невозможность для сотрудников высказать свое недовольство действиями руководства;

·воровство на рабочем месте и коллективе;

·служебные разоблачения («стукачество», «горячие линии»);

·несвоевременное выполнение сотрудниками своих обязанностей, что приводит к растрате денег и времени организации;

·обман сотрудников с целью получения выгоды для организации;

·проявление неуважения к сотрудникам со стороны руководителей, прямые оскорбления, дискриминация.

Среди многочисленных владельцев предприятий немало таких, которые хотят жить и работать в соответствии с законами. Очевидно, что от юриста, принятого на работу на предприятие, возглавляемое законопослушным руководителем, требуется хорошее знание законодательства и умение применить эти знания на практике.

Нельзя, однако, закрывать глаза на то, что среди учредителей, владельцев предприятий разных форм собственности немало
и таких, которые склонны рассматривать юристов как специалистов по обходу требований законодательных актов, особенно при
взаимоотношениях предприятия с государством, например, при
подготовке схем ухода от налогов или при работе с клиентами,
например, вкладчиками кредитных организаций, когда под видом реструктуризации вклада клиенту предлагается подписать неравноправный договор [6].
Нередко возникают ситуации, когда выполняя свой профессиональный долг, юридическая служба обязана противостоять незаконным действиям предпринимателей, обману с их стороны своих партнеров по договору.
Разумеется, понятия «честность», «порядочность», «уважительное отношение к собственности, исполнению договорных обязательств» и т.п. выходят за рамки только правовой культуры. Между тем, для юридической службы предприятия наличие этих качеств является свидетельством ее профессионализма.
Если юридическая служба слепо исполняет волю руководителя предприятия, направленную на нарушение закона, то по существу она утрачивает свои качества как юридической службы, превращаясь в ее противоположность.
При всем разнообразии форм собственности на предприятия, различиях в характере и эмоциях их руководителей, разнообразии наименований юридических должностей должен быть сохранен смысл деятельности юриста на предприятии, который можно выразить всего двумя словами: следование праву. Может быть, для юрисконсультов более актуальным, чем для представителей других профессий, является принцип римского права: «Если ты отступишь от права, то потеряешь дорогу».

В условиях бюрократизации экономики, разного рода «наездов» некоторых контролирующих органов, когда спорные вопросы решаются не столько правовыми, сколько внеправовыми методами, юрисконсульту важно сохранить свое лицо, не дать втянуть себя в сомнительные операции и сделки.

Юристу предприятия нередко приходится действовать в условиях, когда выработанную им правовую позицию по тому или иному вопросу нужно тщательно аргументировать не только в судебных органах, но и прежде всего доказать ее обоснованность своему руководителю.

Профессионализм юрисконсульта предполагает постоянное обновление полученных знаний, в том числе изучение опыта юрисконсультской работы. Один из старейших юристов с почти полувековым опытом юрисконсультской работы И.Л. Бродский считает, что «главными качествами юриста являются его профессионализм и порядочность - без этих двух качеств работать юристом практически невозможно. И третье - умение аналитически мыслить» [6].

Изучение нравственных аспектов и проблем профессии юрисконсульта необходимо представителям этой профессии, особенно таких, т.к. ее «объектом» является именно человек. Здесь юрисконсульты находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, поэтому и существуют специфические «нравственные кодексы» людей этой профессии, в совокупности определяющих правовой режим профессионального общения юриста с коллегами и клиентами (атмосферу взаимоотношений по линии «юрист-гражданин», его профессиональное поведение) которыми они должны овладеть и руководствоваться, чтобы отвечать одному из главных качеств юриста - порядочность.

юрисконсульт этика профессиональный

1.Квалификационный справочник. Должности служащих для всех отраслей экономики. (Дополненное издание). - Мн.: НИИ труда, 2003.

.Кобликов А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2003. - 166 с.

.Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

.Порубов Н.И. Юридическая этика: Учеб. пособие/ Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. - Мн.: Выш. Шк., 2003.

.Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учеб. пособие - М.: Изд-во РУДН, 2005.

.Юридическая служба на предприятии: настольная книга юрисконсульта. Второе издание, дополненное и переработанное / СМ. Айзин, М.Ю. Тихомиров. - М.: 2002. - 649 с.

7.Тверкаева И.В. Педагогическая культура юриста // Сборник ст. «Конференция без границ». - Киев. // Электронный ресурс: www.iubip.ru.

Похожие работы на - Нравственные основы деятельности юрисконсульта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!