Нормы права. Право и мораль

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,93 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормы права. Право и мораль

Содержание

Введение

. Понятие, сущность и назначение права

. Норма права, структура права и виды правовых норм

. Толкование норм права

. Право и мораль: соотношение

Заключение

Список литературы

Введение

Предметом изучения теории государства и права, как видно из названия являются государство и право. Государство и право - явления общественной жизни людей. Вне человеческого общества, социума, вне человеческого бытия не может быть ни государства, ни права. Именно поэтому данная теория является одной из наук о человеческом обществе и о таких сопутствующих ему явлениях как государство и право.

Так вопрос о сущности права, выступающего предметом исследования настоящей работы, является одним из основных в теории государства и права. И это вполне закономерно. Сущность - это то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, черт характеристик.

Центральным звеном в догме права являются правовые нормы, также подлежащие рассмотрению в настоящей работе, в которых и через которые определяются и решения и ситуации, требующие таких решений, а главное правовые средства разрешения юридических дел, что имеет чрезвычайно важное значение, поскольку экономика, политика и область социального обеспечения, как известно, неразрывными узами связаны с правом и азбучной нормой истиной является положение о том, что право, воздействуя на общественные отношения экономики, политики и социальной сферы, регулирует и стимулирует их развитие в заданном государством направлении, чем и объясняется актуальность настоящего исследования.

Настоящая работа имеет своей целью выяснить, что представляет собой право, в чем его сущность и назначение, каково его соотношение с моралью, нравственностью, а также рассмотрение первичной клеточки права, исходного элемента системы права - правовой нормы.

1. Понятие, сущность и назначение права

Исторические данные свидетельствуют, что понимание права как особого, весьма своеобразного явления действительности возникло уже в глубокой древности и притом - в связи с потребностями жизни, практики. В связи с тем, что на первых ступенях развития человеческого общества появилась необходимость решать жизненные ситуации, конфликты на твердом, строго нормативном, государственном основании. На том основании, которым и является право.

Право - явление сложное многогранное, имеющее богатое понятийное выражение.

Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).

Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).

В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Наш объект рассмотрения - право именно в этом, последнем, смысле. В рамках такого понимания право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Специфика права проявляется в его признаках, заключающихся в следующем:

) право носит волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;

) общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;

) нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;

) связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и функционирует, чтобы гарантировать соблюдение исполнения юридических норм;

) формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;

) системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам.

Говоря о сущности права необходимо отметить, что право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений.

И в зависимости от того, в каких целях оно используется, на первоочередное удовлетворение каких и чьих потребностей оно направлено выделяют различные подходы к сущности права.

Так в рамках классового подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов правящей группы.

Общесоциальный подход рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право применяется в более широких целях - как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

Наряду указанными основными подходами выделяют и другие - религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответствующие интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях, судебной практике.

Назначением права выступает регулирование общественных отношений, придание действиям людей согласованности, упорядоченности, уверенности, защита существующего общественного строя, установление меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния, содействие развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество, а также определение меры свободы личности в обществе, утверждение нравственных начал в общественной жизни, инструментом воспитания населения и формирования цивилизованной правовой культуры.

Таким образом, право есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества.

Юристы с давних времен употребляли слово «право» в двух главных значениях - объективном и субъективном. Правовая действительность рассматривалась как бы в двух разрезах: в одной плоскости этого разреза видели устанавливаемые государством общеобязательные нормы, а в другой - все, связанное с их реализацией, те конкретные возможности, полномочия, действия, которые люди могли предпринимать и фактически предпринимали на основе и в пределах этих норм.

Суть двух значений права проста: совокупность юридических норм, выраженных (внешне объективированных) в соответствующих актах государства (Конституциях, законах, кодексах, указах, постановлениях и т.д.), - это право в объективном смысле, или просто объективное право; система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право. При этом в объективное право входят также судебный прецедент, правовой обычай и нормативные договоры, а право в субъективном смысле - законные интересы.

Право как норма, закон, государственное установление и право как возможность или управомоченность субъектов вести себя известным образом в рамках этих установлений - вот суть разграничения права на объективное и субъективное.

Право в объективном смысле - это законодательство данного периода в данной стране. Так, в праве, каким бы ни было содержание юридической практики и правосознания, есть своего рода жесткая объективная фактура - нечто твердое и постоянное, не подвластное вольному усмотрению и произволу, никакому правителю, должностному и научному авторитету (пока в установленном порядке не изменены действующие юридически нормы, у нас - прежде всего закон). Норма права объективна, она не зависит от воли и желания отдельного лица, ею нельзя распоряжаться как чем-то личным, индивидуальным. Будучи общим, безличным, отвлеченным правилом, норма не принадлежит и не может кому-либо принадлежать.

Право же в субъективном смысле - это те конкретные возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе и в пределах этого законодательства на стороне участников юридических отношений.

Дело в том, что субъективное право не только указывает на принадлежность права субъекту, но и отражает тот факт, что принадлежащее субъекту право (как мера его возможного поведения) зависит в известных пределах от его личного желания и усмотрения, особенно в смысле использования.

Субъективное в нашем случае - это не только принадлежащее субъекту, но и зависящее от него, а объективное - это не только не принадлежащее субъекту, но и не зависящее от него.

2. Норма права, структура права и виды правовых норм

Государственно-властное веление, получившее логически завершенное, формально определенное закрепление в официальном тексте, выступает в качестве нормативного предписания. Специфичность правовой нормы проявляется в том, что она принимается государственными органами (парламентом, президентом, правительством, министерствами, ведомствами, губернаторами и др.) либо органами местного самоуправления, общественными организациями, но с санкции государства (делегированное правотворчество).

Социальное назначение правовых норм как уже упоминалось определяется их регулирующей ролью. Нормы призваны закреплять и стимулировать необходимые и желательные для общества и государства отношения, охранять от нарушений и воздействовать на социально нежелательные связи в целях ограничения, вытеснения, устранения этих нарушений.

Характерная особенность нормы права состоит в том, что она отражает наиболее важные, основные, существенные свойства, которые неизбежно повторяются, присутствуют во всех конкретных правоотношениях, возникающих на основе этой нормы права и благодаря тому, что норма права отражает наиболее важные свойства общественных отношений, она и приобретает способность быть их регулятором.

Таким образом, норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Юридическая норма - первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

Из этого не следует, что понятия «право» и «норма права» соотносятся между собой как целое и часть.

) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;

) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;

) связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;

) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей; означает, что норма права - двустороннее правило поведения, которое не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без прав.

) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Норма права имеет свою структуру, под которой понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей, упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление.

Таких частей три: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция

Гипотеза - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов.

Диспозиция - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром. Например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон - покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний.

Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными - меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.).

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы. Излагая правило поведения, законодатель может:

все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта:

) прямой способ - норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил

Классификация позволяет более четко обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение.

) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления;

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

) в зависимости от предмета правового регулирования - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например, принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например, возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Структура права

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

При этом не следует смешивать понятия "система права" и "правовая система". В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором - о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одним из слагаемых правовой системы.

Право есть совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Перед нами - сложное системное иерархическое образование, пронизываемое процессами интеграции и дифференциации. В любом типе права между конкретными его нормами всегда присутствуют элементы общего и единичного, сходства и отличия, самостоятельности и зависимости.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений, это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как производен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.

Хотя все отрасли права взаимосвязаны и проникнуты органическим единством, они не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Такое положение объясняется тем, что различные сферы этих отношений далеко не одинаковы по широте и составу.

Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве - авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в конституционном - избирательное право; в трудовом - пенсионное; в земельном - горное, водное, лесное и т.д. Эти подотрасли регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью. право норма мораль юридический этический

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве - институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве - институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве - институт гражданства; в административном - институт должностного лица; в семейном праве - институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени:

) структура отдельного нормативного предписания;

) структура правового института;

) структура правовой отрасли;

) структура права в целом.

Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые они образуют достаточно сложную конструкцию.

В итоге систему права можно кратко определить как совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.

Характеристика системы права была бы неполной без рассмотрения вопроса о делении права на частное и публичное.

Суть указанного разделения состоит в том, что в любой системе права есть нормы, призванные обеспечивать, прежде всего, общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, уголовно-процессуальное, административное, финансовое, военное), и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право "обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

Частное право - это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

3. Толкование норм права

Толкование как процесс познания смысла нормы является достаточно сложной интеллектуальной деятельностью. Норма права, облеченная в языковую (письменную) форму, является особой разновидностью литературной формы. Когда идет речь о других литературных формах, смысл произведения обычно напрямую зависит от словесной формы его выражения и равен ему. Правовые же нормы отличаются своеобразием, поскольку нередки случаи, когда смысл нормы не совпадает с ее письменным выражением. Для того, чтобы найти истинный смысл нормы, нередко нужно прибегнуть к логическому, историческому или систематическому способам толкования, в результате которых обнаруженный смысл нормы может оказаться уже шире ее буквального смысла.

Толкование правовых норм - важнейшее условие их правильного понимания и применения и является обязательной стадией правоприменительного процесса, о какой бы норме речь ни шла. Прежде чем применить ту или иную правовую норму, ее надо подвергнуть всестороннему толкованию и убедиться в том, что выраженная в ней воля законодателя понята правильно. Кроме того, необходимо выяснить действие нормы по времени, в пространстве и по кругу лиц.

Необходимость толкования вызвана тем, что сложностью юридических формулировок, скажем, излишней их краткостью, абстрактностью либо, напротив, пространностью; несовершенством законодательной техники, поспешностью в принятии тех или иных правовых актов; несовпадением норм и статей правовых актов, наличием бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний; спецификой юридических терминов и понятий, интерпретацией которых требует специальных познаний, высокой квалификации.

Толкование-уяснение представляет собой определенный мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. При толковании-разъяснении осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования.

Субъектами толкования права в принципе могут быть все - граждане, государственные органы, общественные объединения, должностные лица, научные учреждения, ученые. Однако последствия такой деятельности будут разными. Существуют разные виды, способы, приемы, объемы толкования. Наука их подробно классифицирует по разным основаниям.

Одна из основных проблем толкования как механизма устранения ошибок и неточностей в законодательных актах состоит в том, как и прежде всего кому осуществлять толкование законов. «Толкование должно воспроизвести те представления и понятия, которые связывал с этой нормой ее создатель», - отмечал Е. Васьковский в «Руководстве к толкованию и применению законов».

Так, существует официальное толкование, которое дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами и имеет ряд подвидов.

Аутентичное (авторское) толкование - это толкование, исходящее от органа или должностного лица, издавших толкуемый нормативный правовой акт, т.е. это толкование органами государства своих собственных актов. Легальным называется такое толкование, которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование.

Нормативное толкование, распространяющееся на более или менее широкий круг субъектов и носит характер общих установок. Это, как правило, судебное толкование в форме постановлений Пленума Верховного Суда, рекомендующего всем нижестоящим судам придерживаться определенных требований и ориентиров при применении того или иного закона, рассмотрении той или иной категории дел. В отличие от нормативного, казуальное толкование (от слова «казус», конкретный случай) касается определенного факта, дела, проступка. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель - правильное разрешение именно данного, чаще всего сложного, уникального случая.

Среди судебного толкования осуществляемого судебными органами особое значение имеет толкование права Конституционным Судом РФ, которому предоставлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты.

По мнению М.Н. Карасева «официальное толкование нормативных правовых актов не должно осуществляться в рамках законодательной инициативы, которой наделен достаточно большой круг субъектов, так как это может привести к весьма пагубному процессу. В результате будут толковаться нормы, порой и не требующие толкования, а само толкование может привести к еще большей неясности и двусмысленности. Следует учитывать, что для российских судов большое значение имеют разъяснения и обзоры судебной практики по различным категориям дел, которые осуществляются Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Несмотря на то, что эти разъяснения формально не имеют нормативного характера и не являются (опять же формально) источником права, они широко используются в качестве ориентира при вынесении решений для нижестоящих судов».

Неофициальное толкование исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной, а стало быть, оно не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечет.

Доктринальное толкование дается учеными, представителями науки. Обыденное толкование - рядовыми гражданами.

Юридическая наука и практика в результате длительного опыта выработали определенные способы толкования правовых норм которыми являются: грамматический (филологический, языковый); логический, систематический; историко-политический; специально-юридический, телеологический, функциональный.

Грамматическое толкование предполагает анализ нормы права с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований, выяснения значения отдельных слов, фраз, выражений, соединительных и разъединительных союзов, знаков препинания и т.д.

При логическом способе выясняется, прежде всего, внутренняя (логическая) структура нормы, взаимосвязь трех ее элементов - гипотезы, диспозиции и санкции; устраняются возможные логические противоречия, когда одно утверждение исключает другое; анализируются и оцениваются иносказания, переносный смысл, соотношение духа и буквы толкуемого правила.

Систематический способ означает, что норма права должна толковаться не изолированно, а в контексте других норм, в частности регулирующих смежные, однородные отношения.

Историко-политическое толкование обязывает правоприменителя обратить внимание на те социальные условия, в которых была принята та или иная норма и выяснить, в чем заключалась необходимость в принятии данного акта, сохраняется ли эта необходимость.

Специально-юридическое толкование обусловлено наличием в правовой науке и в законодательстве специфических терминов и понятий, которые приходится «растолковывать» тем, кто не является специалистом в данной области. От грамматического данный способ толкования отличается тем, что здесь толкуются не отдельные слова и выражения, не их соединения, а целые юридические конструкции, понятия, институты. Они взаимосвязаны, но не тождественны.

Целевое толкование направлено на выяснение тех целей, которые преследовал законодатель, издавая тот или иной нормативный правовой акт.

Толкование по объему подразделяется на три вида: буквальное (адекватное), ограничительное и расширительное (распространительное).

При ограничительном толковании норме права придается более узкий смысл, чем вытекающий из буквального текста толкуемой нормы. Например, в ст. 57 Конституции РФ говорится: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Но вполне очевидно, что не каждый, а только совершеннолетние, работающие и дееспособные граждане.

Расширительное толкование - это такое толкование, когда норме права придается более широкий смысл, чем это вытекает из ее словесного выражения. Например, в ст. 6 Конституции РФ фиксируется, что российские граждане обладают на ее территории равными правами и несут равные обязанности. А как быть с иностранцами и лицами без гражданства, находящимися на нашей территории? Распространяется ли данная норма на них, обязаны ли они, в частности, соблюдать законы Российской Федерации? Разумеется, да. Следовательно, толкуем данную норму расширительно. Это тем более ясно, если сопоставить ее с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ (систематический способ), в которой записано, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами.

Акты толкования призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. Они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно, не относятся к числу нормативных актов; не являются источником и формой права; адресуются, как правило, к должностным лицам; носят подзаконный, но обязательный характер; по форме могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления, инструкции и т.д.; их цель - толковать, разъяснять, но не создавать право.

4. Право и мораль: соотношение

Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии.

С давних времен институты права, рассматривались сквозь призму их нравственной обусловленности, моральных категорий и принципов, общечеловеческих ценностей и идеалов, поскольку само право возникло на основе представлений общества о справедливости, о добре и зле, о правом и неправом.

Мораль (от латинского moralis - нравственный) - область этических ценностей, которая, прежде всего, признается каждым взрослым членом общества. Размеры же и сферы морали не только меняются с течением времени, но различны у разных народов, наций и даже слоев населения. Основными проблемами морали являются принципы совместной жизни людей, жизненные ценности, устои различных социальных групп. К господствующей морали у всех народов и во всех исторических эпохах относят социальные ценности и религиозное поведение, которое выражается в любви к ближнему, благотворительности, гостеприимности, почитании предков, отправлении религиозных культов.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

Сопоставление права и морали, выяснение их единства, различия и взаимодействия позволят более глубоко познать эти явления.

Сходство морали и права проявляется в том, что они представляют собой разновидности одного и того же общественного явления - единой системы социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, следовательно, имеют нормативное содержание, в силу чего регулируют поведение людей в обществе.

Право и мораль имеют одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в общественные отношения организующих начал, совершенствование личности, утверждение справедливости.

Объектом регулирования и у права, и у морали являются общественные отношения.

Кроме того, право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков.

Право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории и обусловлены экономическими, культурными, политическими факторами. Именно это предопределяет их социальную однотипность в том или ином обществе.

Таким образом, единство права и морали как социальных норм обусловлено тем, что и то и другое являются надстроечной категорией, категорией, опирающейся на единый экономический и политический фундамент, имеющие один и тот же объект регулирования. Право и мораль основываются на свободе воли индивида и определяют границы должного и возможного, служат для упорядочения общественной жизни, являются показателями социального и культурного развития общества, норм права (в широком понимании) и морали, имеют единые цели и задачи.

Однако, наряду с общими чертами, нормы права и морали имеют существенные различия, обладают своей спецификой.

Специфика права определяется его связью с государством. Несмотря на то, что нормы права возникают непосредственно в общественных отношениях, однако выражение они получают в законодательстве государства, что является важнейшим признаком, отличающим его от норм морали.

Моральные нормы возникают в процессе жизнедеятельности людей и не имеют специальной «нормополагающей» инстанции. Передача социально-нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей от поколения к поколению.

Можно сделать вывод, что нормы морали возникли и сформировались ранее норм права, правового сознания и государственной организации общества. В.Н. Протасов пишет: «Мораль проявляется вместе с обществом; а нормы права - с государством».

Правовые нормы создаются в процессе юридической и законодательной практики. Они создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Правотворчество - его исключительная прерогатива, поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает государственным регулятором.

Мораль формируется и развивается спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей, достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения - группами, коллективами, классами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. Нормы морали обретают важное, всеобъемлющее значение постепенно, по мере признания их большинством членов общества.

Особенность права и в том, что в пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система и несколько моральных, однако в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов.

Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не отрабатываются. Они содержатся в сознании людей и передаются ими из поколения в поколение. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

Но моральные нормы - это не только неписаные заповеди и требования (хотя их большинство). Многие их них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия. Однако нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов и иных правовых актов, ведь «право - возведенная в закон нравственность».

Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции.

Требования норм морали носят достаточно расплывчатый характер. Они представляют собой обобщенные правила поведения (будь честным, добрым, справедливым; «Не убий...» и т.д.).

Правовые нормы имеют строго определенное юридическое содержание. Они являются более детализированными правилами, по сравнению с моральными нормами, содержат в себе четко определенные юридические понятия и категории. Например, в уголовном праве в зависимости от отягчающих или смягчающих обстоятельств убийство может быть простым или квалифицированным.

Отличия права и морали заключаются и в различии правовых и моральных санкций, и в различии субъектов, применяющих эти санкции.

Специфика правовых санкций состоит не только в их жесткости и формальной определенности, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.

В отличие от права мораль располагает иным «защитительным» механизмом - силой общественного мнения, традиций и привычек жизни людей.

Мораль обеспечивается силой общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершил никаких противонравственных поступков.

Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни, оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д. Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу личной жизни людей, те же государства, которые вторгались в них, характеризуются недемократическими режимами, отвергающими демократические принципы и основывающиеся на подавлении личности.

Таким образом, специфичность норм права и норм морали определяется по происхождению, по способам их установления и формирования, по сфере действия, по методам их обеспечения, по степени детализации, по форме их выражения, фиксации, по структурной организации, по уровню требований, по используемым категориям, по характеру и порядку ответственности, по характеру и способам их воздействия на сознание людей.

Соотношение норм права и морали заключается не только в их единстве и различии, но и взаимодействии.

Взаимодействие права и морали выражается в их поддержке друг друга в деле упорядочения общественных отношений, в том, что их требования во многом совпадают. Мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления. Один и тот же поступок получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку. Нормы права и морали должны плодотворно сотрудничать в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка и юстиции.

В то же время тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного.

Действующее право независимо от нашего отношения к нему нужно понимать и принимать таким, каково оно есть на данный момент в существующих законах, других источниках права. Да это могут быть неправедные и жесткие решения власти, устаревшие регламенты и инструкции. Но это всегда лучше, чем ничем не ограниченный произвол и беззаконие.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийности. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

Заключение

Итак, право - явление сложное, многогранное которое в общесоциальном смысле представляет собой моральное право, право народов и в специально-юридическом смысле - юридический инструмент, связанный с государством.

Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих конкретные интересы общества, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и основным назначением которого является упорядочение общественных отношений.

Норма права, выступая клеточкой права, представляет собой такое образование, которое обладает специфическим внутренним строением, своеобразной организацией, элементы которой имеют в структуре нормы права свое место и играют особую роль и формирует систему права представляющую собой внутреннюю структуру права, состоящую из взаимосогласованных норм, институтов, подинститутов и отраслей права.

Несмотря на то, как устроены системы права и законодательства государства, какова его система правоохранения, применяет право все же конкретный человек. От того, каковы его представления о праве и сути происходящих юридических явлений, во многом будет зависеть результат правоприменения и в целом эффективность правового регулирования.

Здесь важным является вопрос толкования, занимающего центральное положение в функционировании права. По мере усложнения права и решаемых им задач усложняется и процесс толкования. Чем более сложной является правовая система, чем крупнее решаемые ею проблемы, тем более трудные задачи стоят перед толкованием.

Во многом справедливы суждения О. Шпенглера, который полагает, что «за спиной у нас великое искусство, перед нами непочатое правоведение» и что необходима в соответствие с требованиями будущего «перестройка всего правового мышления по аналогии с высшей физикой и математикой». «Жизнь в целом: социальная, экономическая, техническая, - продолжает автор, - ждет того, чтобы ее, наконец, поняли в этом смысле; для достижения этой цели нам потребуется не менее столетия напряженнейшей и глубочайшей работы мысли».3

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Проспект», 2006. - 48с.

. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2005. - 300 с.

. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. - М.: Юрист, 2005. - 592 с.

. Бастрыкин А.И. Теория государства и права. - СПб.: Ореол. 2005. 288 с.

. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. Юрист, 2004. С. 67

. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало», 2004. (Классический университетский учебник). 648 с.

. Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юрист, 2002. - 776 с.

. Алексеев С.С. Тайна права. Его понимание, назначение, социальная ценность.- М.: Издательство «НОРМА», 2001 г. - 176с.

. Протасов В.Н. Теория права и государства. М.: Юрайт - М, 2001. 346 с.

. Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 126 с.

. Васьковский Е. Руководство к толкованию и применению законов. М.: Городец, 1997. 179 с.

. Федоренко Д.В. Общее и особенное во взаимодействии норм права и нравственности в условиях гражданского общества и правового государства // Адвокатская практика. - №4. - 2006.

.Кузичес С.В. Нравственность и мораль как основа зарождения организационной культуры в России // Культура: управление, экономика, право. - №1. - 2006.

. Ревина И.В. Исторический очерк становления этики как науки о морали // История государства и права. - №7. - 2006.

. Туманов Д.А. Юридическое толкование пробелы в гражданском праве // Право и политика. №6. - 2006.

. Черняков А.А. Право, объект права и объект правового отношения: проблемы теории // Юридическое образование и наука. - №3. -2005.

. С.Н. Кожевников Право публичное и частное. Материальное и процессуальное // Международное публичное и частное право. - №2. - 2005.

. Карасев М.Н. Некоторые аспекты толкования норм права // Журнал российского права. №11. - 2000.

Похожие работы на - Нормы права. Право и мораль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!