при наличии у ликвидируемой кредитной организации задолженности по централизованным кредитам и процентам по ним представитель соответствующего территориального учреждения Банка России должен участвовать в работе ликвидационной комиссии, что в данном случае придаёт результатам ликвидационной комиссии легитимный характер (см. телеграмму Банка России от 19 июня 1994 г.).
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами кредитной организации (п.3 ст.21 Закона об акционерных обществах, п.3 ст.57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Однако эти полномочия не следует понимать как прекращение полномочий совета директоров (наблюдательного совета), исполнительного органа или общего собрания участников (акционеров) кредитной организации. Как известно, в соответствии с Законом об акционерных обществах, Законом об обществах с ограниченной ответственностью важнейшими документами, которыми руководствуется ликвидационная комиссия в своих действиях, являются ликвидационные балансы кредитной организации, содержащие сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации. Но чтобы стать документом, ликвидационные балансы, составляемые ликвидационной комиссией, должны быть утверждены общим собранием участников (акционеров) кредитной организации, поскольку это входит в его компетенцию (п.1 ст.48 Закона об акционерных обществах, п.2 ст.33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). А утвердить повестку дня общего собрания участников (акционеров) вправе лишь такие органы управления кредитной организации, как совет директоров /наблюдательный совет (в акционерных обществах) или исполнительный орган (в обществах с ограниченной ответственностью) - (п.3 ст.65 Закона об акционерных обществах, ст.34 и п.2 ст.36 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Следовательно, в процессе добровольной ликвидации кредитной организации наряду с ликвидационной комиссией продолжают выполнять часть своих управленческих функций, правда, в весьма ограниченном виде, и вышеуказанные органы управления кредитной организации.
Порядок ликвидации юридического лица, в том числе действий ликвидационной комиссии, подробно регламентирован в ГК РФ (ст.61-64).
Первое действие ликвидационной комиссии состоит в публикации в "Вестнике Банка России" сообщения о ликвидации кредитной организации, о порядке и сроке заявления требований её кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Затем ликвидационная комиссия выявляет кредиторов организации и в письменной форме уведомляет их о ликвидации кредитной организации, а также устанавливает дебиторскую задолженность кредитной организации (п.1 ст.63 ГК РФ).
Промежуточный ликвидационный баланс выносится на рассмотрение общего собрания участников (акционеров) кредитной организации и по согласованию с Банком России утверждается.
Если у ликвидируемой кредитной организации окажется недостаточно средств для удовлетворения требований кредиторов, то имущество этой организации будет продано ликвидационной комиссией с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса и в соответствии с ним ликвидационная комиссия начинает выплачивать денежные суммы кредиторам кредитной организации в порядке очерёдности, установленном ГК РФ (пп.1-4 ст.63).
Согласно этому порядку, определённому в ст.64 ГК РФ, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая кредитная организация несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путём капитализации соответствующих повременных платежей.
Во вторую очередь производятся расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества кредитной организации.
В четвёртую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
В пятую очередь удовлетворяются требования остальных кредиторов. Как отмечается в п.2 ст.22 Закона об акционерных обществах, этим кредиторам выплаты начинают производиться (в отличие от всех остальных) лишь спустя месяц с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Если кредитор предъявляет свои требования после истечения срока, установленного на эти цели, то они удовлетворяются из имущества ликвидируемой кредитной организации, оставшегося после удовлетворения требований тех кредиторов, которые заявили о своих претензиях в срок.
В то же время следует иметь в виду, что требования каждой очереди удовлетворяются лишь после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой кредитной организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, признанных ликвидационной комиссией, если иное не установлено законом (ст.64 ГК РФ).
После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием участников (акционеров) по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию ликвидируемой кредитной организации (п.5 ст.63 ГК РФ).
Однако ещё до утверждения окончательного ликвидационного баланса кредиторы, не согласные с результатами рассмотрения их требований ликвидационной комиссией, вправе обратиться в суд с иском к ней. По решению суда требования кредиторов могут быть удовлетворены за счёт оставшегося имущества ликвидируемой кредитной организации (п.4 ст.64 ГК РФ).
Закон установил также очерёдность расчётов с участниками (акционерами) ликвидируемой кредитной организации.
После завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия обязана распределить оставшееся имущество среди участников (акционеров) ликвидируемой кредитной организации.
Если речь идёт об акционерном обществе, то в первую очередь должны быть оплачены обыкновенные акции, владельцы которых голосовали на общем собрании против принятия решения о добровольной ликвидации кредитной организации. Во вторую очередь подлежат выдаче начисленные, но не выплаченные дивиденды по привилегированным акциям и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям, которая определена уставом кредитной организации. В последнюю очередь оставшееся имущество ликвидируемой кредитной организации распределяется между владельцами обыкновенных и всех типов привилегированных акций.
Распределяя имущество, ликвидационная комиссия руководствуется принципом, согласно которому распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой кредитной организации для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и ликвидационной стоимости привилегированных акций одного типа это имущество распределяется ликвидационной комиссией между владельцами принадлежащих им акций одного типа пропорционально количеству принадлежащих им акций (ст.23 Закона об акционерных обществах).
Если речь идёт об обществе с ограниченной ответственностью, то имущество, оставшееся после завершения расчётов с его кредиторами, распределяется между его участниками в следующем порядке.
В первую очередь ликвидационная комиссия передаёт участникам распределённую, но не выплаченную прибыль.
Во вторую очередь имущество ликвидируемой кредитной организации распределяется между её участниками пропорционально их долям в уставном капитале кредитной организации.
Как и в случае с ликвидацией акционерной кредитной организации, требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (ст.58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
После этого Банк России аннулирует запись о регистрации ликвидируемой кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций и в месячный срок публикует сообщение об этом в "Вестнике Банка России". С внесением указанного изменения в Книгу государственной регистрации завершается процедура ликвидации кредитной организации, и она прекращает своё существование, т.е. перестаёт быть участником гражданского оборота (ст.23 Закона о банках).
Кредитная организация может быть ликвидирована не только по инициативе её участников (акционеров), но и по инициативе Банка России в принудительном порядке по решению арбитражного суда.
Согласно Гражданскому кодексу и специальному банковскому законодательству РФ, основаниями для обращения Банка России в суд и принятия судом решения о ликвидации кредитной организации могут быть:
выявленные нарушения закона или иных правовых актов, допущенные при создании кредитной организации, если эти нарушения носят неустранимый характер (например, установление недостоверных сведений, на основании которых была выявлена лицензия; п.2 ст.61 ГК РФ);
-осуществление кредитной организацией банковских операций, на выполнение которой у неё нет соответствующей лицензии банка России (ч.7 ст.13 Закона о Банках; п.4 ст.75 Закона о Банке России);
выполнение кредитной организацией деятельности, запрещённой законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (п.2 ст.61 ГК РФ);
неспособность кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ в соответствии с федеральным законом (п.6 ст.20 Закона о Банках);
невыполнение кредитной организацией, действующей в форме общества с ограниченной ответственностью, требования ст.7 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. В соответствии с п.3 этой статьи, если число участников общества превысило 50, то оно должно преобразовываться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если это требование не будет выполнено в указанный срок или число участников не уменьшиться до 50, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России;
нарушение требования ст.23.1 Закона о банках. Согласно этой статье, в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, должна быть создана в течение одного месяца ликвидационная комиссия (или в отношении её должны применяться процедуры банкротства). Если эта норма не выполняется, то Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации независимо от её финансового состояния.
Сопоставляя действующий порядок ликвидации кредитной организации по инициативе самой кредитной организации и порядок ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России, можно сделать следующие выводы:
)основания для добровольной ликвидации кредитной организации определяются, по существу, её учредителями (участниками) и не ограничиваются основаниями, указанными в ГК РФ. Основания же ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России определяются законодательством РФ и в достаточно жёсткой форме;
2)инициатором добровольной ликвидации является сама кредитная организация (её участники, акционеры либо органы управления), инициатором принудительной ликвидации выступает Банк России;
)решение о добровольной ликвидации кредитной организации принимает общее собрание её участников (акционеров), а решение о ликвидации по инициативе Банка России принимается арбитражным судом;
)состав ликвидационной комиссии при добровольной ликвидации кредитной организации утверждается общим собранием её участников (акционеров) по согласованию с Банком России, а в случае принудительной ликвидации - арбитражным судом по представлению Банка России;
)ликвидационные балансы (промежуточный и окончательный) кредитной организации при добровольной ликвидации утверждаются общим собранием её участников (акционеров) по представлению ликвидационной комиссии и по согласованию с Банком России, а в случае принудительной ликвидации - арбитражным судом по представлению ликвидационной комиссии и по согласованию с Банком России (п.5 ст.63 ГК).
ликвидация кредитная организация комиссия
Литература
1. Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. (с изменениями и дополнениями).
. Федеральный Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г.
. "Банковское право Российской Федерации: особенная часть" В 2 тт.; т.1. / под редакцией Г.А. Тосуняна. М.: "Юристъ", 2010 - 560 с.