Конституция 1977 года

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституция 1977 года

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет права








Реферат по учебной дисциплине

«История отечественного государства и права»

на тему: «Конституция 1977 г.»









Москва, 2013

Введение

Исследование истории возникновения российского конституционализма имеет огромное социальное, экономическое, политическое, научное и культурное значение. Это один из центральных вопросов истории российской государственности. Принятие и вступление в силу Конституции СССР 1977 г. особенно актуализирует этот вопрос.

Всего в истории России насчитывается 5 конституций: 1918, 1924, 1936, 1977 и ныне действующая Конституция 1993 г. Сроки действия каждой из них составляли от 7 до 40 лет, что, в целом, свидетельствует об их относительной стабильности. Принятие любой конституции, как правило, свидетельствовало о существенных изменениях в жизни общества, отражало утверждение новых концепций или углубление и совершенствование старых. Подводились итоги предшествующему формированию, государство поднималось на очередную ступень своего развития.

В 1977 г. была принята четвертая по счету Конституция Российского государства. Конституция развитого социализма, как ее еще принято называть, действовала на всей территории РСФСР в течение 15 лет. Она состояла из преамбулы, 9-ти разделов, которые делились на 21 главу и 174 статьи. Самая нестабильная из всех принятых Конституций России.

Разработка новой конституции началась 25 апреля 1962 года, когда Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию, председателем которой был назначен Л.И. Брежнев. Данная работа освещает проблему формирования политики развитого социализма и как итог, узаконение этой идеи в нормативно-правовом акте высшей юридической силы под названием Конституция. Исследуются актуальные вопросы государства и права, путем анализа роли нового конституционного законодательства в совершенствовании общественных отношений.

Глава 1. Разработка и принятие Конституции. Предпосылки

Главной закономерностью и отличительной чертой всех советских конституций является их заведомое соответствие определенным этапам в истории советского государства и общества в целом. Именно данное соответствие определило огромную юридическую значимость этих документов.

Предпосылкой принятия очередной Конституции послужило, разумеется, так же как и в остальных случаях, вступление России в новый этап - этап развитого социализма. Достижение нового исторического рубежа, принципиальные перемены в идеологических понятиях и вообще в советском социалистическом обществе стали главными причинами разработки, принятия и последующего вступления в силу такого важного в российской историографии проекта.

Существует мнение, что одной из причин создания Конституционной комиссии и последующей разработки такого важного акта, было личное желание Генерального секретаря прочно закрепиться в российской истории. Стремление Брежнева, так сказать, увековечить свое имя (1918 - ленинская конституция, 1936 - сталинская, 1977 - брежневская). Но это уже скорее политические вопросы, так что подробно рассматриваться в этой работе они не будут.

апреля 1962 г. первая сессия Верховного Совета СССР приняла постановление о создании комиссии по подготовке проекта Конституции. На сессии были выдвинуты положения и вопросы о характере будущего Основного Закона, который должен был отвечать новому историческому этапу развития советского государства и общества. Вскоре после принятия очередной новой Программы КПСС, в том же году, была создана и сама Конституционная комиссия. Возникла острая необходимость принятия нового Основного Закона Советского государства, т.к. предыдущий акт, определявший общественное и государственное устройство, Конституция 1936 г., был рассчитан на государство диктатуры пролетариата и не отражал существенных изменений, описанных выше. Председателем комиссии стал

Л.И. Брежнев. Как он в свое время отмечал: «Главная задача - по возможности точнее взвесить каждую возникающую проблему и затем вынести проект на всенародное обсуждение». «Новый проект Конституции, - указывал председатель Конституционной комиссии, - должен отразить великие победы социализма, зафиксировать не только общие принципы социалистического строя, выражающие классовую сущность нашего государства, но также основные черты социалистического общества, его политической организации».

«Конституция выразила волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей нашей страны, - отмечено в Обращении ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР 3 ноября 1977 года в связи с 60-летним юбилеем октября. - Она является подлинным манифестом эпохи строительства коммунизма».

Выражая волю советского народа и выполняя ее поручение, 7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР принял новую Конституцию (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик - первого в мире социалистического общенародного государства.

Основным положениям Конституции требовалось разъяснение. В такой ситуации имела место особая лекционная пропаганда. Проводились различные мероприятия в клубах и Дворцах культуры, общественно-политические чтения и кинолектории, сходы граждан. Также активное использование получили передвижные клубы, средства массовой информации, такие как радио, телевидение и печать. Все общественные группы были задействованы в обсуждении проекта Конституции. Они находили в ней отражение своих социальных интересов и общие закономерности развития советского общества. В нем приняло участие более 140 тыс. человек.

Всенародное обсуждение стало проявлением демократизма Советского общенародного государства, учета партией и государственными органами мнения народа, способствовало вовлечению широких масс в управление государством.

Глава 2. Содержание Конституции

Напомню, что Конституция как акт, - всегда одно из важнейших событий в истории того или иного государства. И главная суть этой важности заключается в том, что Конституция, прежде всего, закрепляет значимые изменения в государственном строе, обществе и др. Чаще всего недостатки и положительные черты актов рассматривают через призму предшествующего этому акту законодательства. Конституцию 1977 г., как правило, рассматривают с точки зрения предшествующей ей Конституции 1936 г. Логичнее всего начать с преамбулы. Во-первых, раздел о государстве и личности перенесен в начало текста, да и в принципе введено деление на главы и разделы.

Основной Закон 1977 г. был представлен таким образом:

Преамбула;

Основы общественного строя и политики СССР (гл.1-5);

Государство и личность (гл.6-7);

Национально-государственное устройство СССР (гл.8-11);

Советы народных депутатов и порядок их избрания (гл.12-14);

Высшие органы государственной власти и управления СССР (гл.15-16);

Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках (гл.17-19);

Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (гл. 20-21);

Герб, флаг, гимн и столица СССР.

2.1 Действие Конституции СССР и порядок ее изменения

Как известно, любая структурная последовательность соответствует отношению законодателя к каждому из затронутых (легитимируемых) вопросов. По структуре можно судить о степени важности, главенства одних положений над другими. Так, наиболее важными считались вопросы политики СССР. На втором месте стояли отношения государства и личности, и далее, соответственно, по списку: Национально-государственное устройство, органы государственной власти, вопросы правосудия и т.д.

Далее, сравнивая Основной Закон 1936 г. и Основной Закон 1977 г. можно обратить внимание на новое наименование Советов: теперь они называются народными. Появилась идея государства как орудия выражения воли граждан, а не (как при диктатуре пролетариата) законодателя или человека, находящегося у власти. Многие, стремясь подчеркнуть эту принципиально новую идею об общенародном характере государства, даже выделяют новый вид социалистического государства. Однако Лесной В.М. не согласен с приведенной точкой зрения. Естественно, он отмечает видоизменения, которые претерпела российская государственность, но, тем не менее, он говорит о том, что он не видит никаких объективных оснований для выделения нового типа. «Различия, которые существуют между диктатурой пролетариата и властью всего народа не отделены друг от друга какой-то стеной, - пишет автор, - они представляют собой лишь различные ступени развития Советского социалистического государства». Таким образом, государство диктатуры пролетариата является первым этапом развития, а, тот самый «новый тип» - всего лишь очередной этап. КПСС еще около 40 лет ранее выдвигала идею общенародного государства, непременным условием которого, в свою очередь, является государство диктатуры пролетариата. Правда, предполагалось, что за этапом общенародности последует коммунистический этап, который, к сожалению или к счастью, так и не наступил. Н. И. Каткин имеет схожую точку зрения, но, при этом, выделяет такие понятия как пролетарская демократия и всенародная демократия.

Одна из важнейших оценок (если так можно выразиться) качества Конституции заключается в соответствии этой Конституции, ее положений с реальной действительностью. «Фиктивна Конституция, когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся». Исходя из нормативно-правовых актов, документов того времени, можно сказать что соответствие имело место, даже строгое соответствие. Как пишет Лесной В.М., Конституция СССР предоставляла широкие права и свободы каждому гражданину. Тем не менее, требовалось некое ограничение, ограждение от попыток использования дарованных прав во вред обществу. Что характеризовало, соответственное равнозначное повышение как прав, так и обязанностей и ответственности граждан и, как не странно, государственных органов. Четко сформулированы такие обязанности как добросовестный труд, охрана окружающей среды, защита Отечества, содействие охране общественного порядка, сохранение культурных ценностей. Государственные обязанности перед обществом были закреплены в разделе «Социальное развитие и культура». Например, обязанность государства предоставлять надлежащие условия труда и жизни, гарантия предоставления доступа к материальным и духовным ценностям. Естественно, соблюдение Основного Закона так же являлось одной из основных, важнейших обязанностей государственных органов, как, собственно, и граждан. Для подавляющего большинства советского народа соблюдение и уважение к праву, выполнение гражданского долга стали навязчивой идеей, а для некоторых и нормой поведения. Сейчас это называется социально-активным правомерным поведением.

Еще одна важная особенность Конституции - ее гуманистическая сущность. Всеобщая атмосфера коллективизма, братской взаимопомощи, сплоченности, товарищества исключают свойственный капитализму безличный характер решения чисто коммерческих проблем, без учета судеб людей труда. Для социализма в принципе неприемлемы такие критерии экономической рациональности, вступающие в противоречие с интересом народа. Естественно, это не означает, что любые экономические критерии отходят на второй план. Напротив, В.И. Ленин подчеркивал, что «мы ценим коммунизм только тогда, когда он обоснован экономически». Главным критерием оценки экономической (так же, как и любой другой) деятельности стал лозунг партии: «Все во имя человека, для блага человека». И это не просто благое пожелание и актуальный политический лозунг, это стремление, это цель. Возросла роль человеческого фактора в функционировании советского общества - общества, в котором об уровне достигнутого прогресса, прежде всего, судят по тому, созданы ли условия, способствующие раскрытию творческого потенциала каждого. На данном этапе предпосылкой быстрого роста производства становится повышение благосостояние трудящихся. Конституция 1977 г. в целом - это синтез теории и практики марксизма-ленинизма. В ней содержатся принципы, касающиеся формирования будущего коммунистического общества и управления. К тому же, марксизм-ленинизм в теории и практике исходит из того, что личность на всех этапах человеческого общества тесно связана с общественным социально-экономическим устройством, непосредственно развиваясь и формируясь в нем.

Новой Конституции СССР присущ историзм - один из главных принципов марксистско-ленинского анализа общественных явлений. К.Маркс подчеркивал, что только конкретно-исторический подход к изучению всех аспектов проблемы личности может привести к истинно научному результату.

Очень важно отметить, что период развитого социализма характеризуется последовательным ростом руководящей роли КПСС, которая так же отображена в Конституции СССР 1977 г. (ст. 6). «Развитие социалистической государственности и социалистической демократии, - отмечал Л.И. Брежнев, - процесс, в котором ключевая роль принадлежит партии коммунистов». Руководство партии в политической системе советского общества выражается, главным образом, в выработке генеральных перспектив, направлений политики, воспитания кадров, а затем и ревизионный контроль над их деятельностью, которая должна была осуществляться в соответствии с законодательством. Так, обеспечение целенаправленного развития частей единой политической системы общества осуществлялось посредствам объединения всех государственных и общественных организаций в эту систему.

Важным направлением воздействия государства на право является правотворческая деятельность. В Конституции СССР усиливается роль и значение законотворчества. Она была основой таких крупных нормативно-правовых актов, как Регламент Верховного Совета СССР (ст. 127), закон о гражданстве (ст. 33), закон о выборах (ст. 101), о Верховном Суде (ст. 153).

Как уже было отмечено ранее, Конституция - ядро политической и экономической жизни государства, общества и фундамент законодательства. Предопределяя главные положения и направления правовой надстройки она, тем самым, укрепляет всю правовую основу государственной жизни страны. Новая Конституция является юридической базой дальнейшего совершенствования работы всей системы испольнительно-распорядительных органов. Были введены в правовой оборот такие основополагающие понятия, как политическая, экономическая и социальная сферы жизни социума. Новая советская Конституция усовершенствовала и обогатила содержание демократических принципов, обновило систему права и принципов правосудия в целом. Впервые был закреплен принцип социалистической законности, развивавший программное положение о том, что правосудие в СССР осуществляется в полном соответствии с законом. В постановлении ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями» партия призывает суды стоять на страже правосудия, законности и правопорядка. К тому же, конституционное законодательство закрепило монополию судов на осуществление правосудия (ст. 151). Это чисто демократическое положение создавало полную уверенность в том, что истина обязательно будет установлена и виновный будет наказан. Помимо этого, Конституция СССР закрепила новый принцип правосудия: «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также быть подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».

Очередной важный аспект Основного Закона - права и свободы граждан. Стоит, все-таки, опять вернуться к сравнению. Во-первых, многие права и свободы, закрепленные в актах меньшей юридической силы, теперь были закреплены в Конституции и, соответственно, приобрели новый правовой статус. Такими правами и свободами являлись: право обжалования действий должностных лиц, государственных и общественных органов (ст. 58), право на жилище (ст. 44), свобода научного технического и художественного творчества (ст. 47). Впервые закреплен принцип добровольности заключения браков и равноправие супругов в семейных отношениях. Во-вторых, в Конституции 1977 г. расширено содержание прав и свобод, закрепленных в Конституции 1936 г. Так, закрепленное в Основном Законе 1936 г. право на получение гарантированной работы с оплатой труда, в соответствии с его количеством и качеством, в Основном Законе 1977 г. расширялось до права на выбор профессии, рода занятий и работы, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей. И, наконец, в-третьих, были расширены и укреплены гарантии реального осуществления всех ранее закрепленных прав. Величайшим завоеванием и достижением социализма стал закрепленный в ст. 34-36 Конституции принцип равенства всех советских граждан перед законом, независимо от социального или имущественного положения, места жительства, рода и характера занятий, пола, языка, происхождения, расовой или национальной принадлежности, религии и других обстоятельств. Примером гарантий полного равноправия могут послужить такие как ст. 35, в ч. 1 которой было закреплено равноправие мужчины и женщины, а, соответственно, в ч. 2 указано, что это равноправие обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде и вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности и т.д.

Что касается экономики, новое конституционное законодательство сыграло значительную роль в совершенствовании экономических процессов. Исходя из методологической посылки, можно судить о том, что экономическая система в определенной степени самостоятельна и независима, и, соответственно, развивается и совершенствуется на базе не только общих закономерностей развития всех общественных отношений в целом, но и своих собственных. Очевидно, что ведущая роль в развитии экономики СССР принадлежит советскому государству. Особенно эта роль возрастает в связи с ростом его [государства] созидательной правотворческой роли. Оно является главным инструментом преобразования общества. На данном этапе увеличивается экономический потенциал страны, результативнее используются достижения научно-технической революции. Приведенные обстоятельства впоследствии в качестве объективных факторов повлияют на реализацию функций Советов в экономической системе. Именно новое конституционное законодательство уделило особое внимание управлению Советского государства социалистической экономикой. Уже на XXV и на XXVI съездах КПСС управление экономикой отнесли к самым актуальным вопросам хозяйственной политики. Логическим результатом курса партии на продвижение идеи обеспечения эффективности руководства народным хозяйством стало закрепление принципа сочетания территориального и отраслевого управления экономикой (ст. 16). Ограниченность отраслевого управления порождает необходимость координации отношений между отдельными отраслями на различных организационных уровнях. Целью данного принципа являлось достижение максимально эффективной координации, путем оптимального сочетания способов отраслевого управления. Между предприятиями в республиках всегда существовала тесная локальная связь. Так, для Татарской ССР это были связи предприятий нефтяной промышленности с предприятиями химической, а также пищевой промышленности с сельским хозяйством и т.д. В ряде случаев промышленные предприятия осуществляли функции «общетерриториального» значения, непосредственно не связанные с их производственной деятельностью. Осуществление эффективного сочетания отраслевых и территориальных начал в управлении народным хозяйством проводилось на основе государственных планов экономического развития. Оно осуществлялось в рамках принципа демократического централизма (закрепленного в ст. 3 Конституции), по средствам сочетания хозяйственной самостоятельности с централизованным управлением.

Глава 3. Спорные вопросы. Недостатки

конституция национальный государственный устройство

Одним из важнейших вопросов, затрагиваемых в Конституции, был национальный вопрос. В ст. 70 раздела III «Национально-государственное устройство СССР» констатируется: «Союз Советских Социалистических Республик - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма». В этой конституционной формуле четко закреплен правовой статус государства, его основная цель, статус и место республик в общесоюзном государстве. Но при этом данные положения и вся Конституция в целом вызвали бурное оживление в буржуазной реакционной прессе. Были выдвинуты тезисы о том, что теория о едином советском народе - скорее обоснование тоталитаризма, русификации всех нерусских народностей, политики ассимиляции и, как следствие, постепенный переход от федерального государства к унитарному. На этом пункте возникли идеи об исчезновении понятия суверенных государств и об ослаблении их правого положения. В. И. Мокряк оспаривает эту точку зрения и пишет, что обращение к текстам Конституции СССР и союзных республик, можно четко отбросить все сомнения инсинуации буржуазных авторов. Он приводит в аргумент ст. 76 Конституции СССР и преамбулы конституций некоторых союзных республик, текст которых схож в той или иной степени: «Союзная республика - суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик». Преамбула Конституции СССР четко указывает на то, что такое объединение лишь преумножило силы и возможности народов страны в строительстве социализма. При этом, в конституции каждого союзного государства были положения, закрепляющие суверенность, самостоятельность осуществления власти на своей территории и право сецессии. В сравнении с Конституцией 1936 г. Конституция 1977 г. значительно расширяла права союзных государств. В первой содержалось положение о том, что «суверенитет союзной республики ограничен». A во второй, соответственно, закреплялись новые права, например, участие в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза СССР (ст. 77). Каждая из республик обладала определенной институциональной базой, свойственной суверенному государству. Как правило, реальность суверенитета проявлялась в осуществлении широких полномочий в различных сферах общественной жизни путем посредствам республиканских органов власти. Конституции республик принимались исключительно их Верховными Советами, так же как и государственный бюджет, планы социального и экономического развития. Территория республики не могла быть изменена без согласия самой республики. Также суверенитет подтверждался наличием гражданства в каждой из союзных республик (помимо единого союзного гражданства, распространявшегося на всю территорию СССР). Каждая из республик могла являться субъектом международно-правовых отношений как суверенное государство, об этом свидетельствовало такое положение как предоставление убежища иностранцам. «Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны» (ст. 16). Тем самым, определяя экономическую систему соответствующей союзной республики, каждая конституция подчеркивала неотъемлемость и определенную неделимую систему народнохозяйственного комплекса. Однако данное положение ни в коем случае не ограничивает права союзных республик, как это, в свое время, пытались доказать буржуазные идеологи. Мокряк В. И. отмечал: «Каждая союзная республика представляет собой комплекс хозяйственных единиц, тесно связанных общим планом построения коммунизма. Социалистическая система хозяйствования освобождает от необходимости производить в каждом районе страны все основные виды промышленной сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому в СССР сравнительно быстро преодолены обособленность и отсталость наций, и создано единое комплексное высокоразвитое хозяйство». Тем самым, выявлена скорее надежная основа демократического сочетания общих интересов с интересами отдельных республик, стимулирующее их общее развитие и политическое (помимо экономического, естественно) сближение. Также Конституция 1977 г. значительно расширила категорию представительства союзных республик в правительстве СССР.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что существовавшие тенденции в развитии советской государственности не ограничивали друг друга, не противоречили, а, наоборот, способствовали укреплению.

«Единые политическая и экономическая системы <…> дружба, взаимопомощь советских народов <…> сплоченность вокруг КПСС, патриотизм и социалистический интернационализм являются надежными гарантиями суверенитета союзных республик» - Ю. Н. Тодыка

Следует отметить еще такой интересный момент. Между экономической и политической системами всегда имеется какая-либо корреляционная зависимость. С момента принятия Конституции 1977 г. эти, вроде бы, относительно самостоятельные социальные организмы стали рассматриваться именно в ключе обратнозависимых частей, их взаимодействия как целой системы. Я. Матейчик так же отмечает, что наряду с политической системой существуют еще экономическая и социальная. Но при этом первостепенную роль отводит именно политической, поскольку она определяет масштабы развития остальных.

Есть еще один вопрос, который просто нельзя не затронуть, касательно Основного Закона 1977 г. - вопрос демократизма. Многие авторы того времени стремились показать всю Конституцию в лучшем свете, часто основываясь на ее демократичности. И в действительности, как уже неоднократно было замечено, огромное количество чисто демократических принципов было закреплено в новом Основном Законе, но при этом нельзя просто закрыть глаза на многие противоречия. В ч. 2 ст. 39 Конституции СССР закреплено положение о том, что любое использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства. Спрашивается, а каким тогда вообще образом в Конституции закреплено расширение демократии, если данная статья свидетельствует об обратном. Разумеется, логично наличие данной статьи абсолютно в любом советском акте, но, все-таки, кто же устанавливает рамки этого ущерба и вообще дефиницию. Фактически любое неправильное мнение, высказывание, идея могли быть восприняты как ущерб партии, а, соответственно, и государству. Что отнюдь не отображает демократическую основу развития всех общественных отношений. В действительности, когда формальность не совпадает с реальностью, все закрепленные положения превращаются в фикцию. Можно еще вспомнить общеизвестную избирательную систему, которая уже давно переросла в фикцию, по причине того, что у нас всего одна партия, и выбирать не из кого.

Заключение

Историческое значение четвертой по счету конституции СССР было выделено на XXVI съезде КПСС. «Наиболее существенные изменения в экономической, социальной и духовной жизни советского общества, глубокий демократизм общенародного государства нашли концентрированное выражение в новой Конституции СССР» - отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии. Новая Конституция в декларативных формулировках законодательно закрепила факт достижения советским обществом этапа зрелого социализма. Воплотив черты и достижения реального социализма и обобщив опыт советского народа, накопленного обществом со времен Октябрьской революции и впоследствии частично оформленного в Основном законе 1936 г., Новая Конституция наглядно продемонстрировала всему миру реальные возможности советского народа, едва сбросившего с себя «оковы эксплуатации и угнетения», за кратчайший исторический срок достичь невообразимых результатов в развитии.

Как отмечает В.П. Портнов: «Конституция СССР 1977 г. внесла крупный вклад в марксистко-ленинскую теорию, в сокровищницу научного социализма, в развитие марксистско-ленинского учения о государстве и демократии, в марксистско-ленинское решение национального вопроса. Конституция СССР 1977 г. Опирается на объективные законы строительства социализма и коммунизма, дает возможность глубоко раскрыть теорию и практику научного коммунизма».

Конституция СССР 1977 г. является выдающимся документом российской историографии, герменевтики политологии и многих других наук. Это плод коллективного творчества партии и народных масс. Она венчает шестидесятилетний путь крупнейших революционных преобразований и свершений всего советского народа.

К тому же, она является мощным импульсом того времени для совершенствования системы законодательства и конкретных актов. Так, были приняты Конституции союзных государств, Свод законов СССР и ряд других нормативно-правовых актов, таких как Закон о Совете Министров СССР, например.

Как любая другая Конституция, Основной Закон 1977 г. являлся важным стимулом для улучшения работы органов государственной власти, совершенствования законодательства и наконец, развития кардинально новой структуры советской социалистической демократии. Но Конституция СССР документ, имеющий не только политическое, правовое и идеологическое значение. Она также считается огромным вкладом в марксистко-ленинскую теорию, в учение о социалистическом государстве, обществе о новой демократии, является свидетельством значительного развития советской общественно-политической мысли.


1.Автономов А.С. Ценность Конституции // Государство и право. 2009. № 3. С. 5-11.

2.Егоров А.Г. Конституция развитого социализма, строящегося коммунизма. - В кн.: Основной закон нашей жизни. М., 1978.

.Кудрявцев В.Н. Конституция СССР и развитие советской юридической науки. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1978.

.Лесной В.М. Конституция развитого социализма и вопросы государства и права. Саранск, 1979.

.Лысенков С.Л. Развитие правового статуса советских граждан в Конституции СССР 1977 г. Киев, 1980.

.Матвеев М.Н. Конституция 1977 г. и действительность // Вопросы истории. 2003. № 11. С. 139-142.

.Никитюк П.С. Конституционное законодательство и вопросы государства и права. Кишинев: Штиинца, 1981.

.Поляков Ю.А. Конституция развитого социализма: исторические предпосылки и значение. М.: Наука, 1981.

.Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития советской Конституции. М., 1981.

.Самощенко И.С. Теоретические проблемы законодательства развитого социализма // Советское государство и право. 1977. № 11.

.Тихомиров Ю.А. Проблемы теории социалистической конституции // Советское государство и право. 1978. № 2.

.Юсупов В.А. Сочетание отраслевого и территориального управления промышленностью в СССР. Казань, 1973.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!