между источником информации и коммуникатором, с одной стороны, и сообщением и аудиторией - с другой, существуют так называемые «помехи», «шумы». Коммуникатор может привнести в сообщение даже непроизвольно (например, за счет мимики) совершенно неожиданную окраску передаваемой информации. Вместе с тем слушатель может интерпретировать получаемое сообщение, несмотря на все усилия коммуникатора, по-; своему только потому, что в это время на кухне закипел: чайник и пока он бегал его выключать, прослушал часть сообщения, имеющую важное для коммуникатора значение с точки зрения ценностных акцентов;
Наконец, важным является указание на наличие референтных групп и не всегда кажущуюся прямолинейность коммуникационного процесса. Часть аудитории воспринимает сообщение напрямую, другие - косвенно, третьи совсем выпадают из этого процесса. Референтные группы могут корректировать восприятие передаваемого сообщения прямо или косвенно, в зависимости от того, находится слушатель в это время наедине с коммуникатором или воспринимает сообщение в группе.
С развитием и углублением представлений о сущности и закономерностях массовых информационных коммуникаций становилось ясно, что средства массовой информации ставят перед обществом ряд проблем.
Важная особенность развернувшейся в настоящее время информационной и телекоммуникационной революции заключается в замене однолинейной связи между отправителем и получателем информации многофункциональной и диалоговой связью, создающей новые возможности для участия в информационном обмене. Важность такой замены для политических процессов стала особенно очевидна с внедрением кабельного телевидения «двусторонней связи», которое завоевывает все более прочные позиции во всех индустриально развитых странах.
Кабельные телеприемники оснащены коммуникационными панелями и микропроцессорами и подключаются к центральному компьютеру кабельной компании. При помощи технологии «двусторонней связи» потребитель может читать газеты, получать почту, делать покупки, чи-. тать видеокниги из библиотеки, улаживать свои финансовые дела. Более того, по системе «двусторонней связи» зрители имеют возможность выражать свое мнение по принципу «да» - «нет», «больше» - «меньше», нажимая соответствующие клавиши панелей, установленных в их телеприемниках.
Новые технические средства и приемы в политическом процессе могут быть использованы для проведения опросов общественного мнения с «моментальным» подведением их результатов в политических дискуссиях, для проведения референдумов и т. д.
Рассматриваемые средства и приемы получают настолько большую популярность, что в западной политологии их характеризуют как средства всеобщей демократизации общества. Данная технология открывает дорогу плюрализму, широким возможностям для выражения местных интересов, замены представительной демократии «демократией участия», не нанося ущерба ни одному демократическому институту. Для обозначения данного феномена изобретено даже специальное понятие «теледемократия».
«Демократия участия» рассматривается как такая система политической организации общества, при которой граждане прямо, без посреднической помощи избираемых представителей, решают интересующие их сравнительно простые социальные и политические вопросы. Действительно, при решении (особенно на местном уровне) конкретных проблем, имеющих значение для того или иного региона или страны в целом, могут быть эффективно использованы отдельные элементы «теледемократии», приемы «электронного голосования на дому».
В то же время с распространением телевидения и данной технологии некоторые исследователи стали связывать надежды на сокращение избирательных кампаний, рост информированности и политической активности избирателей и усиление общественного контроля над политическим процессом. Однако, вопреки ожиданиям, во всех демократических странах продолжительность и стоимость избирательных кампаний неуклонно возрастают. Дорогостоящая реклама стала важной составной частью любой избирательной кампании на сколько-нибудь высокие государственные посты. Характерно, что значительную часть расходов на проведение избирательных кампаний кандидатов ныне составляют расходы на средства массовой информации.
В обстановке усиливающейся политической конкуренции фактор времени приобретает все большее значение. Поэтому еще до начала избирательной кампании органы СМИ пользуются особым вниманием со стороны всех претендентов и кандидатов. Политический деятель, решивший баллотироваться на ту или иную должность, стремится как можно раньше обратить на себя внимание органов СМИ, а через них - общественности и деловых кругов.
Введя представление о взаимодействии по линии «СМИ - политика - властные структуры - общественность» - можно непосредственно переходить к конкретными примерам.
Деятельность Администрации Санкт-Петербурга по вопросам развития связей с общественностью и механизмов взаимодействия органов местного самоуправления (МСУ) и граждан в области информационного обмена определяется нормативно-правовыми актами по вопросам местного самоуправления и взаимодействия их с вышестоящими уровнями - федеральным и субъектом федерации. Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами.
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 3, 12 и др.).
В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всех территории России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.
Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране. К ним относятся прежде всего положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду е другими формами собственности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно; управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
Кроме того, Конституция РФ, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии. Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Наконец, Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:
а) самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;
б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территорий местного самоуправления
в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями;
г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав.
Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.
Вместе с Конституцией РФ, Европейской Хартией местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации.
При этом следует учитывать особую роль Закона об общих принципах организации местного самоуправления в системе федеральных законов. Согласно ст. 7, ему не могут противоречить другие федеральные законы, устанавливающие нормы муниципального права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции РФ, Закону об общих принципах организации местного самоуправления должны применяться положения Конституции РФ и названного Закона. При этом его положения распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
а) правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления. Оно осуществляется путем принятия и изменения федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, основах местного самоуправления (финансовых основах, основ муниципальной службы, основ приватизации муниципального имущества и т.д.). Кроме того, федеральные органы государственной власти принимают правовые акты по конкретным сторонам, направлениям муниципальной деятельности. Так, они регулируют порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность, отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами; устанавливают ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов; регулируют особенности организации местного самоуправления в приграничных территориях, административно-территориальных образованиях; наделяют органы местного самоуправления отдельными полномочиями Российской Федерации.
В целях обеспечения конституционных прав граждан осуществлять местное самоуправление федеральным законом могут быть установлены временные нормы. Они регулируют отношения, отнесенные к ведению субъектов Федерации, муниципальных образований, и действуют в случае, если соответствующими актами субъектов Федерации и муниципальных образований указанные отношения не урегулированы. Временные нормы действуют до вступления в силу норм, которые устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации либо уставами муниципальных образований, иными, принимаемыми в соответствии с ними, актами муниципальных образований (в зависимости от того, на каком уровне правового регулирования отсутствуют данные нормы) и направлены на урегулирование соответствующих отношений;
б) закрепление и обеспечение федеральных гарантий местного самоуправления. В этих целях федеральные органы государственной власти: обеспечивают осуществление обязанностей государства в области местного самоуправления; обеспечивают федеральные гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; устанавливают государственные минимальные социальные стандарты; принимают федеральные программы развития местного самоуправления; компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти; регулируют и защищают право граждан на осуществление местного самоуправления; устанавливают федеральные гарантии избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; устанавливают порядок судебной защиты и обеспечивают судебную защиту прав местного самоуправления;
в) обеспечение контроля за соблюдением законодательства о местном самоуправлении. Федеральные органы государственной власти контролируют соблюдение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления. При этом они обеспечивают соответствие законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству. Кроме того, осуществляется прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Наконец, значение федеральных законов о местном самоуправлении обусловлено тем, что они, обеспечивая общие для всех субъектов Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дают определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений: муниципального образования; вопросов местного значения; органов и должностных лиц местного самоуправления; муниципальной службы и др.
Важное место в системе нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти о местном самоуправлении занимают указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Это дает ему возможность играть существенную роль в разработке и реализации государственной политики по развитию местного самоуправления в Российской Федерации. Вопросам местного самоуправления постоянно уделяется внимание в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации.
В рамках своих конституционных полномочий Президент РФ регламентирует те или иные стороны муниципальной деятельности. В частности, 26 ноября 1997 г. издан Указ «О продаже гражданам и юридическим лицам предназначенных под застройку земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды». Указами Президента РФ могут быть инициированы эксперименты в сфере местного самоуправления, разработке проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, в том числе и по вопросам муниципальной деятельности. К таким актам относится постановление от 22 сентября 1999 г. «Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращения такого статуса».
На процесс формирования правовой основы местного самоуправления оказывают влияние постановления Конституционного Суда РФ, в которых затрагиваются вопросы местного самоуправления. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в его постановлениях, способствует утверждению конституционных принципов местного самоуправления в практике правового регулирования местного самоуправления. Так, постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. «по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» имеет важное значение для правового регулирования субъектами Федерации территориальной организации местного самоуправления.
Рассмотрим теперь правовое регулирование местного самоуправления со стороны субъектов Федерации. Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а иные субъекты - устав. Конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения и до принятия соответствующих законов. Однако, после принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны быть приведены в соответствие с принятым федеральным законом. Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, закрепляемые в ст. 5 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, включают:
а) осуществление правового регулирования организации и деятельности местного самоуправления. Субъекты Федерации принимают и изменяют законы, иные нормативные акты по вопросам местного самоуправления. Они принимают законы о местном самоуправлении, о муниципальных выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе, о порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований и многие другие законы, а также нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления;
б) обеспечение гарантий местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают: гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; государственные минимальные социальные стандарты; сбалансированность минимальных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; компенсации местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации; передачу материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных полномочий субъектов Федерации; защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления; принятие региональных программ развития местного самоуправления;
в) обеспечение контроля за соблюдением законодательства о местном самоуправлении. Субъекты Федерации вправе создавать свои конституционные (уставные) суды, которые призваны, в частности, обеспечивать соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых акт муниципальных образований конституции (уставу) субъекта Федерации.
К нормативным правовым актам муниципальных образований относятся, во-первых, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, во-вторых, решения органов и должностных лиц местного самоуправления. Данные акты принимаются по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления - уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Признаваемые и гарантируемые Конституцией РФ организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления - все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований.
Следует отметить, что прежний российский закон о местном самоуправлении предусматривал принятие районным и городским Советами положения (устава) о местном самоуправления. Поселковый и сельский Советы могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении. Закон об общих принципах организации местного самоуправления исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. В ст. 8 определяется круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации.
В соответствии с законом муниципальное образование самостоятельно разрабатывает свой устав. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Закон предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, что основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции и законам РФ. При этом отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке гражданами и органами местного самоуправления (ст. 8).
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Устав муниципального образования должен содержать, во-первых, наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории. Возможно также закрепление в уставе символики муниципального образования, отражающей исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции, так как согласно ст. 11 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные образования вправе иметь собственную символику: герб, эмблемы и т.п.
Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования. Их перечень содержится в ст. 6 названного Законе. Муниципальные образования вправе расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного значения законами субъектов Федерации, а также вопросов, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы. В нем закрепляются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 14 Закона наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Устав муниципального образования закрепляет статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также гарантии прав должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух и более пяти лет. Кроме того, устав должен определять основания и порядок прекращения их полномочий.
В соответствии с законом субъекта Федерации устав муниципального образования устанавливает наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу. Уставом муниципального образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами.
В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход) граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.
Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами ее субъектов.
Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления. К ним относятся прежде всего акты, определяющие порядок работы органов местного самоуправления, в частности - регламент представительного органа местного самоуправления, устанавливающий порядок проведения его заседаний, принятия им решений, а также структуру штатов, право и обязанности должностных лиц представительного органа, порядок их избрания.
Представительным органом местного самоуправления могут также утверждаться положения о комиссиях, образуемых представительным органом, о депутатских группах.
В соответствии с законами субъектов Федерации уставом муниципального образования органами местного самоуправления могут приниматься положения о территориальном общественном самоуправлении.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам муниципальной службы, а также по другим вопросам муниципальной деятельности.
Деятельность администрации Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления в отношении развития средств информационного обмена осуществляется по следующим направлениям:
·осуществление гарантий реализации права граждан на информацию, в том числе о деятельности органов местного самоуправления;
·развитие способов предоставления информации (в том числе по поводу официального опубликования информации).
Основными принципами реализации права на информацию о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления являются:
·открытость информации о деятельности органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
·соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
·открытость информации, затрагивающей интересы граждан;
·обеспечение безопасности личности, общества и государства;
·систематическое информирование о деятельности органов местного самоуправления, о предполагаемых или принятых решениях;
·достоверность информации и своевременность ее предоставления;
·свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
·защита права на получение информации.
Обладателем информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления является муниципальное образование.
От имени муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
Органы местного самоуправления, как обладатели информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
·разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
·использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;
·передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
·защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
·осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
·соблюдать права и законные интересы иных лиц;
·принимать меры по защите информации;
·ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны в течение установленного законодательством срока хранить принимаемые ими акты, акты органов, правопреемниками которых они являются, акты, устанавливающие их правовой статус, и вести реестры правовых актов, издаваемых в процессе своей деятельности. Хранение, учет и использование вышеуказанных нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом муниципального образования об архивном фонде муниципального образования.
Реестр должен содержать наименование акта, дату его принятия (подписания), номер, сведения о его опубликовании или направлении тому, кого он касается. Орган местного самоуправления, ведущий реестр, может устанавливать и другие обязательные требования к этим документам.
Органы местного самоуправления создают в своем составе структурные подразделения или назначают ответственных лиц, на которых возлагаются обязанности по непосредственному обеспечению предоставления информации заинтересованным лицам.
Органы местного самоуправления организуют возможность получения по телефону кратких бесплатных справок о порядке получения информации, в том числе об уточнении предмета запросов на предоставление информации, режима работы должностных лиц.
Установление платы за предоставление органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.
Гражданин имеет право на получение от органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Не может быть ограничен доступ:
·к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение органов местного самоуправления;
·к информации о деятельности органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
Органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения, если иное не установлено нормативными правовыми актами.
Решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Предоставляется бесплатно информация о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет».
Предоставление информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляется путем:
·опубликования официальной информации в средствах массовой информации;
·обеспечения доступа на заседания представительного органа муниципального образования, в соответствии с регламентом представительного органа;
·предоставления документов и материалов на основании запроса;
·размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
·размещения органами местного самоуправления информации о своей деятельности в общественно доступных местах (на стендах и досках объявлений и т.п.).
Официальная информация публикуется в средствах массовой информации.
Информирование органами местного самоуправления о своей деятельности и принимаемых решениях осуществляется посредством опубликования:
·муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина;
·информации о текущей деятельности органов местного самоуправления, принимаемых ими решениях и официальных событиях;
·ежегодных докладов о результатах работы;
·официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
·иных информационных материалов.
Органы местного самоуправления предоставляют для опубликования в средствах массовой информации официальную информацию о текущей деятельности, принимаемых решениях и официальных событиях:
·о вступлении в должность или об отрешении должностных лиц местного самоуправления;
·об установлении и изменении ставок и порядка уплаты налогов и сборов, коммунальных платежей и иных платежей в порядке, установленном соответственно бюджетным и налоговым законодательством;
·об итогах голосования и принятом на местном референдуме решении;
·об итогах и результатах муниципальных выборов;
·о принятии правовых актов по управлению имущественными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
·о мерах, предпринимаемых для ликвидации чрезвычайных происшествий, угрожающих жизни и здоровью людей;
·о проекте местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета;
·о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание;
·о приемных часах должностных лиц местного самоуправления.
Органы местного самоуправления муниципального образования обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Органы местного самоуправления вправе доводить до сведения общественности иную официальную общественно значимую информацию о текущей деятельности и официальных событиях с использованием ресурсов печатных, аудиовизуальных средств массовой информации, путем проведения пресс-конференций, а также других способов массового информирования населения.
В целях представления информации о результатах работы органов и должностных лиц местного самоуправления руководители указанных органов местного самоуправления обеспечивают подготовку и публикацию в средствах массовой информации ежегодного доклада по результатам деятельности возглавляемых ими органов
Структурные подразделения органов местного самоуправления вправе готовить и публиковать отдельные доклады о своей деятельности за отчетный период.
Органы местного самоуправления ежегодно направляют в средства массовой информации сводные информационные материалы о структуре указанных органов и порядке их работы. Сводные информационные материалы включают подробное описание структуры органов местного самоуправления, в том числе их полномочия и предметы ведения, а также фамилии муниципальных служащих, замещающих руководящие должности, их рабочие телефоны, адреса, режим работы с населением.
Органами местного самоуправления публикуются официальные информационные материалы в форме справочников (сборников). Срок, по истечении которого официальные справочные издания переиздаются, рассчитываются исходя из поддержки актуальности содержащейся в них информации. Тираж справочников определяется органами местного самоуправления муниципального образования. Справочники должны быть доступны в организациях, учреждениях, муниципальных библиотеках, а также могут предоставляться по запросам граждан в органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе по собственной инициативе снабжать редакции средств массовой информации сведениями и материалами о своей деятельности и решениях.
Заседания представительного органа муниципального образования проводятся гласно и носят открытый характер за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Открытость заседаний гарантируется возможностью присутствия на них приглашенных и иных лиц, в соответствии с регламентом представительного органа. Порядок доступа на заседания органов местного самоуправления должен быть доведен до всеобщего сведения.
Органы местного самоуправления ежемесячно представляют для всеобщего ознакомления план проведения заседаний с указанием примерной повестки заседания, а также даты, времени и места его проведения.
Органы местного самоуправления оборудуют в месте своего расположения информационный стенд, на котором размещается информация о проведении заседаний, в том числе об открытом или закрытом режиме проведения. В случае проведения заседания в закрытом режиме на информационном стенде размещается решение, на основании которого ограничивается доступ общественности на заседание.
Для организации посещения заседаний приглашенными и иными лицами, в соответствии с регламентом, органы местного самоуправления ведут запись лиц, желающих присутствовать на соответствующем заседании.
Порядок организации посещения заседаний органов местного самоуправления устанавливается регламентами, соответственно, представительного органа и местной администрации.
Порядок предоставления информации по запросам граждан и юридических лиц, адресованным органам местного самоуправления муниципального образования, устанавливается нормативным правовым актом муниципального образования о порядке рассмотрения обращений граждан в органах местного самоуправления муниципального образования.
Информация о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети «Интернет», может содержать:
·общую информацию об органе местного самоуправления;
·информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления;
·информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;
·информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами;
·информацию о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;
·тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
·статистическую информацию в сфере деятельности органа местного самоуправления;
·информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления;
·информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан и организаций.