Деятельность патриарха Московского и Всея Руси Алексея I (Симанского) в годы Великой Отечественной войны

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деятельность патриарха Московского и Всея Руси Алексея I (Симанского) в годы Великой Отечественной войны

Введение

На протяжении многовековой истории нашей страны, случалось множество нападений и со стороны татар, и со стороны немцев.…Но наш народ всегда твердо стоял за свою Родину, потому что с нами всегда были духовные пастыри, поддерживающие нас в трудную минуту, укрепляя словом и делом, и, конечно же, молитвой. Об одном из таких «нападений» мы хотели рассказать.

Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года и закончившаяся 9 мая 1945 года, остается в памяти всех тех, кто был свидетелем этих событий. Эти годы войны унесли жизни многих людей, но все те, кто погиб, знали, что они сражаются за Родину, за сохранение русского народа и именно поэтому сейчас мы помним их подвиги.

В наше время, есть огромное множество мнений по поводу ВОВ: кто выиграл, чья главная заслуга, и т.д., но не стоит верить всему, что слышим. Цель данной работы - вкратце освятить заслуги церкви перед Родиной, а именно ее первоиерархе Алексия I.

Актуальность темы состоит в том, что человек, живущей на нашей Родине должен знать историю своей страны, а тем более таких событий, которые навечно остаются в памяти потомков.

Тема Великой Отечественной Войны, бесспорно, затрагивает каждого человека. Все проходят её в школе, но действительно ли все достоверно пишут в учебниках!? Желание хоть немного приблизится к правде и заставило меня написать данную работу.

В данной работе мы поставили задачу рассказать о патриархе Алексие I и о его необъятном вкладе в русскую историю в период ВОВ.

1. Великая Отечественная война

.1 Положение Церкви в предвоенный период

Церковь подвергали жестоким гонениям: варварски рушили храмы, тысячами убивали и ссылали священнослужителей, да и просто верующих людей. И вот на 22 июня 1941 года был намечен очередной взрыв храма Рождества Богородицы в Путинках; в тот же день должны были быть переданы ключи от церкви Ильи Обыденного (проведенную накануне Божественную Литургию почитали за последнюю в этом храме). Но 22 июня, с объявлением войны народ повалил в храмы. Складывавшиеся веками национальные и патриотические традиции Русского Православия оказались сильнее обид и предубеждений.

О нападении на СССР Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) узнал, вернувшись в свою резиденцию из Богоявленского собора, где он служил литургию. В тот же день Владыка написал «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором он призвал весь православный народ на защиту Отечества. В своём послании он, в частности, писал: «Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз, он развеет в прах фашистскую вражескую силу...». Это было в тот момент, когда многие государственные и партийные руководители пребывали в растерянности: И.В. Сталин смог обратиться к народу только на двенадцатый день после начала войны. В своем послании митрополит Сергий благословил верующих на борьбу с агрессором и выразил уверенность в победе над врагом. Местоблюститель призвал священников не оставаться молчаливыми свидетелями и тем более не предаваться «лукавым соображениям» о «возможных выгодах» по другую сторону фронта, что было бы, по его словам, «прямой изменой Родине и пастырскому долгу». Это послание было разослано по всем приходам страны и уже вскоре читалось после богослужений.

июня в Богоявленском соборе митрополит Сергий отслужил молебен «о даровании победы». С этого времени во всех храмах Московской Патриархии стали совершаться подобные молебны по специально для них составленным текстам: «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны».

Церковь сразу обратила внимание верующих на то, что гитлеровская пропаганда лицемерно обещает вернуть нашему народу религиозную свободу. Наоборот, фашизм ставит своей целью уничтожение всех религиозных конфессий на территории СССР и замены их сектантскими, языческими и оккультными организациями.

Уничтожением РПЦ с германской стороны занимались: гестапо, служба безопасности СС, Зипо (полиция безопасности). Основными целями данных ведомств было разрушение через раздробление («атомизацию») традиционных религиозных структур и тотальный контроль над всеми проявлениями религиозной жизни.

В Германии вводились и осуществлялись жесткие ограничения на деятельность практически всех религиозных организаций, мн. тысячи религиозных деятелей и верующих стали мучениками фашизма, оказавшись в концентрационных лагерях, тюрьмах или в вынужденной эмиграции. А. Гитлер вплотную занимался религиозными проблемами и считал их очень важными в деле «управления покоренными народами». В апр. 1942 г. в кругу приближенных он изложил свое видение религиозной политики: «Нашим интересам соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».

1.2 Начало войны

Великая Отечественная война, началась 22 июня 1941 года. Подавляющее большинство мужчин ушло на фронт, защищая свою Родину и государство. Вместе с ними ушли на фронт многие девушки.

Главным подвигом воинов был их тяжёлый повседневный воинский труд, невероятное терпение. Ведь каждый день пребывания на передовой был мужеством, каждый шаг в атаке был подвигом, требовал преодоления себя. Смерть всё время кружилась над ними. Они лицом к лицу встречались с нею, когда шли в атаку или разведку. Солдаты теряли друзей, с которыми прошагали километры своей родной земли.

Сколько тосковали по дому, по детям, матерям и жёнам! Идя в бой, как молитву, шептали их имена и знали, что они воюют ради них и ради всего русского народа. Но не только фронтовики ковали эту долгожданную победу. За пределами театра военных действий днём и ночью шла трудовая битва народа, который ковал оружие Победы, давал фронту всё необходимое для борьбы с врагом.

Несмотря на все мужество и на всю храбрость народа, страна не была готова к такой войне. Поразителен тот факт, что разведка не раз докладывала о вероятном нападении гитлеровской Германии, более того, называли даже и точную дату - 22 июня - день памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших.

1.3 Немецкая пропаганда и попытка расколоть единство Православных Церквей

На оккупированной советской территории нацистские СМИ настойчиво обсуждали тему гонений на религию и верующих со стороны большевиков, подчеркивая, что герм. власти предоставляют религиозную свободу. При этом, не желая давать поводов для критики религиозной политики на территории самой Германии, Гитлер еще в июле 1941 г. секретным приказом запретил на время войны с СССР проведение к.-л. несанкционированных антирелигиозных мероприятий. Оккупанты «рекомендовали» священнослужителям в проповедях и во время «церковных церемоний» выражать верноподданнические чувства к Гитлеру и Третьему рейху, а также проводить особые молебны за победу нем. армии и «спасение родины» от большевиков.

До начала ВОВ нем. спецслужбы разрабатывали различные проекты религиозной политики в СССР. До 1941 г. ведущую роль нацистские идеологи отводили Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), иерархи которой в целом были настроены весьма враждебно по отношению к советской власти. Мн. священнослужители и миряне РПЦЗ связывали надежды на крушение «богоборческой коммунистической власти» с победой Германии во второй мировой войне. Однако после оккупации значительной части территории СССР оказалось, что герм. власти не находили нужным активно привлекать зарубежное духовенство к работе на захваченной территории.

На оккупированных территориях разрешалась деятельность лишь лояльных герм. администрации религиозных организаций. В первую годовщину начала вторжения немецко-фашистских войск в СССР, имперский комиссар Украины, в директиве руководителям СС и полиции писал: «На Украине, точно так же как и в Германии, каждый может верить по-своему. Нами допускается любая религия и любое церковное направление, если оно лояльно к германской администрации... Разногласия церковных направлений между собой, а именно в религиозных вопросах, нас не интересуют. Мы желаем только, чтобы полемика по этим вопросам не распространялась среди мирских масс, потому что она способна нарушить гармонию, необходимую для общего строительства».

Со временем предполагалось допустить на захваченные территории «новый класс проповедников», обученных и способных «толковать народу религию», свободную от национальной истории, традиций и культуры.

Стихийное возрождение религиозной жизни на оккупированной территории проявлялось в повсеместном открытии церквей и молитвенных зданий. В отчетах РСХА подчеркивалось, что «среди части населения бывшего Советского Союза, освобожденной от большевистского ига, замечается сильное стремление к возврату под власть церкви или церквей». В сер. 1943 г. на оккупированных территориях действовало 6500 православных храмов, что было почти в 2 раза больше числа храмов на остальной территории СССР (3329). С разрешения рейхскомиссариата Остланд (Восток), контролировавшего захваченную территорию Прибалтики и Белоруссии, Патриарший экзарх Латвии и Эстонии митр. Сергий (Воскресенский) в авг. 1941 г. организовал «Псковскую миссию» («Православную миссию в освобожденных областях России»), занимавшуюся активной благотворительной, просветительской, издательской деятельностью в занятых немцами юго-западных районах Ленинградской, части Калининской, Новгородской и Псковской областей.

Стремясь расколоть РПЦ, оккупационные власти оказывали поддержку раскольническим движениям или вынуждали православное духовенство объявлять о своей независимости от Московской Патриархии. На Украине при поддержке националистов и с одобрения нем. властей викарный Владимиро-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную Церковь. Большинство православных общин Украины сохранило каноническую связь с Московской Патриархией, войдя в состав образованной 18 авг. 1941 г. на Соборе епископов автономной УПЦ, управление которой было поручено митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому). После оккупации летом 1941 г. Эстонии Таллинский митр. Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эстонских приходов (Эстонская апостольская православная Церковь была создана по инициативе Александра (Паулуса) в 1923, в 1941 архиерей принес покаяние в грехе раскола). В окт. 1941 г. по настоянию нем. Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Церковь. Однако возглавивший ее в сане митрополита Минского и Белорусского Пантелеимон (Рожновский) сохранил каноническое общение с Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским). После насильственной отправки на покой в июне 1942 г. митр. Пантелеимона его преемником стал архиеп. Филофей (Нерко), также отказавшийся самочинно провозгласить национальную автокефальную Церковь.

Учитывая патриотическую позицию Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), германские власти первоначально препятствовали деятельности тех священников и приходов, которые заявляли о своей принадлежности Московской Патриархии. Преследовалось распространение документов, связанных с митр. Сергием. Согласно приказу группенфюрера СС Р. Гейдриха от 16 авг. 1941 г., в случае захвата Москвы митр. Сергий подлежал немедленному аресту. Со временем нем. власти стали более терпимо относиться к общинам Московской Патриархии. По мнению оккупантов, эти общины лишь на словах заявляли о своей лояльности Московскому центру, но в действительности были готовы оказать содействие нем. армии в уничтожении атеистического Советского государства.

Известно обращение митрополита Сергия в пасхальном послании 2 апреля 1942года: защищая территорию нашей Родины, мы защищаем и право на сохранение нашей традиционной веры. Не свастика, а Крест призван возглавить нашу христианскую культуру, наше христианское жительство».

С патриотическими посланиями к пастве обращались и ближайшие сподвижники Местоблюстителя: митрополиты Алексий (Ленинградский) и Николай (Киевский). По всей стране в православных храмах служились молебны за грядущую победу.

На оккупированной территории возобновили свою деятельность тысячи костелов, кирх, молитвенных домов различных протестант. направлений (прежде всего лютеранских и пятидесятнических). Особенно активно этот процесс шел на территории Прибалтики, в Витебской, Гомельской, Могилёвской областях Белоруссии, в Днепропетровской, Житомирской, Запорожской, Киевской, Луганской, Полтавской областях Украины, в Ростовской, Смоленской областях РСФСР.

Религиозный фактор учитывался при планировании внутренней политики в районах традиционного распространения ислама, прежде всего в Крыму и на Кавказе. Нем. пропаганда декларировала уважение к ценностям ислама, преподносила оккупацию как освобождение народов от «большевистского безбожного ига», гарантировала создание условий для возрождения ислама. Оккупанты охотно шли на открытие мечетей практически в каждом населенном пункте «мусульманских регионов», предоставляли мусульман. духовенству возможность через радио и печать обращаться к верующим. На всей оккупированной территории, где жили мусульмане, восстанавливались должности мулл и старших мулл, права и привилегии которых приравнивались к главам администраций городов и населенных пунктов.

При формировании особых подразделений из числа военнопленных Красной Армии большое внимание уделялось конфессиональной принадлежности: если в «армию генерала Власова» в основном направляли представителей народов, традиционно исповедовавших христианство, то в такие формирования, как «Туркестанский легион», «Идель-Урал», направляли представителей «исламских» народов. Герм. командование рассчитывало использовать «мусульманские» воинские части в борьбе с партизанами в Белоруссии, в Прибалтике и на Украине, а за пределами СССР - в Югославии, во Франции.

Вынужденные под натиском советских войск покидать оккупированные территории, немецко-фашистские захватчики вывозили из молитвенных зданий богослужебные предметы, иконы, картины, книги, изделия из драгоценных металлов. Они были выявлены, собраны и подготовлены к отправке специальными военными, полувоенными и гражданскими учреждениями и организациями («Изобразительное искусство», «Наследие», «Восток», «Кунсткомиссия», «Остланд» и др.), которым было предоставлено право «проверять библиотеки, архивы и иные культурные организации всех видов» и конфисковать найденные ценности для их вывоза в Германию.

По далеко неполным данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, на оккупированной территории были полностью уничтожены, разграблены или осквернены 1670 православных церквей, 69 часовен, 237 костелов, 532 синагоги, 4 мечети и 254 др. молитвенных здания. Среди уничтоженных или оскверненных фашистами оказались бесценные памятники истории, культуры и архитектуры, в т. ч. относящиеся XI-XVII вв., в Новгороде, Чернигове, Смоленске, Полоцке, Киеве, Пскове. Только в Московской обл. уничтожено ок. 50 храмов, в Ленинградской обл.- 44, 40 костелов в Литве. В груды развалин превращены древние монастыри в Новгородской обл., Новоиерусалимский монастырь в честь Воскресения Господня, муж. монастырь в Московской обл. Немало молитвенных зданий было переделано оккупантами в тюрьмы, казармы, конюшни, гаражи.

2. Митрополит Алексий

.1 Жизненный путь митрополита Алексия I

Митрополит Алексий родился в Москве 27 октября 1877 г. в православной семье. В 1888 г. Сергей Симанский поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. В 1896 г. поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил за три года. Некоторое время находился на службе в гренадерском Самогицком полку.

Осенью 1900 г. поступил в Московскую духовную академию. В феврале 1902 г., будучи студентом второго курса, принял монашество с именем Алексий. В том же году был рукоположен во иеродиакона, а в 1903 г. - во иеромонаха. Оканчивая в 1904 г. академию, он написал сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова)», за что был удостоен степени кандидата-богослова.

По приглашению архиепископа Ярославского Сергия о. Алексий посетил г. Рыбинск, где в селе рядом служил отец Иоанн Кронштадтский. Всероссийский батюшка встретил молодого священника возгласом: «А, отец инспектор!» Смутившийся о. Алексий стал объяснять, что это не так, но отец Иоанн упорно повторял свое. После этой поездки его вызвал во Псков владыка Арсений, получивший после ректорства в МДА Псковскую епархию, и предложил место инспектора Псковской семинарии. В 1906 г. он ректор Тульской семинарии и архимандрит. В1911 г., следуя за перемещением кафедр владыки Арсения, становится ректором Новгородской семинарии и настоятелем Антониева монастыря. 28 апреля 1913 г. архимандрит Алексий в Софийском соборе г. Новгорода хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. По просьбе Императора Николая II возглавлял хиротонию прибывший на торжества 300-летия Дома Романовых Блаженнейший Патриарх Антиохии и всего Востока Григорий IV, ему сослужили архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий), архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский), архиепископ Вологодский Никон (Рождественский) и другие архиереи.

ноября 1920 года владыка Алексий был осужден новгородским Ревтрибуналом по обвинению в «тайном освидетельствовании мощей, почивавших в новгородском Софийском соборе, перед их официальным вскрытием», приговорен к 5 годам заключения, но амнистирован «ввиду близкой победы в гражданской войне». В революционные годы епископ Алексий оставался верным пастырем своего стада. Он внес неоценимый вклад в строительство церковной жизни в новых условиях. Владыка Алексий кроме постоянных архиерейских дел и попечений был занят заботами о раненых.

В этот период особенно выявились в деятельности епископа Алексия два принципа, остававшиеся характерными для него и в последующие годы: верность каноническим началам и лояльность к новому строю.

В январе 1921 года епископ Алексий указом Патриарха Тихона переведен в Петроград с титулом викарного епископа Ямбургского с пребыванием в Александро-Невской лавре. Отправляя владыку в Петроград, Патриарх подарил ему маленькую панагию в виде медальона, и он с ней никогда не расставался.

В октябре 1922 г. за противостояние обновленчеству владыка Алексий арестован и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан. В марте 1926 г. ему представилась возможность вернуться в Ленинград, где он возобновил борьбу с обновленцами, о которых отзывался очень категорично: «Обновленчество как таковое по существу не ересь и даже не раскол, как мы понимаем этот термин во всем его объеме. Оно не более как рабское следование путем ветхозаветного Хама и новозаветного Иуды».

В 1926 г. епископ Алексий был назначен в Новгород с титулом архиепископа Хутынского и вскоре стал членом Синода и ближайшим помощником митрополита Сергия. В 1932 г. он был возведен в сан митрополита, а в следующем году назначен на Ленинградскую кафедру. К началу войны он был одним из четырех епархиальных архиереев, остававшихся на свободе.

2.2 Деятельность митрополита Алексия в начале ВОВ

Претворяя в жизнь мысль митрополита Сергия о неотделимости жизни Русской Православной Церкви от судеб страны, митрополит Алексий в годы Великой Отечественной войны, своим примером свидетельствовал нелицемерность патриотической позиции нашей Церкви. 22 июня 1941 г., в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, он совершал Божественную литургию в соборе св. кн. Владимира и лишь по возвращении домой узнал о начале войны. Он обратился к верующим с горячим посланием «Церковь зовет к защите Родины». В проповеди в Богоявленском соборе в Москве он сказал: «Мы верим, что и теперь великий предстатель за землю Русскую прп. Сергий простирает свою помощь и свое благословение русским воинам. И эта вера дает нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы». Оставаясь в годы блокады Ленинграда со своей паствой, вместе с ней переживая страдания и лишения (непрерывные бомбежки и артобстрелы, голод, отсутствие воды и электричества, лютые морозы), он поддерживал и воодушевлял верующих ленинградцев. Владыка постоянно совершал богослужения в разных храмах города, до которых добирался часто пешком, беседовал с духовенством и мирянами, ободряя и утешая. По воспоминаниям М.Добрынина, «в дни блокады владыка Алексий служил литургию один, без диакона, сам читал помянники и каждый вечер служил молебен святителю Николаю, а оставшись один в храме, в котором в то время и жил (в Николо-Морском кафедральном соборе - примеч. сост.), обходил храм с иконой великого угодника Божия, моля его о сохранении храма и града от разрушения. И несмотря на голод и бомбежки, обессиленные люди с опухшими лицами, едва держась на ногах, ежедневно наполняли храм, где служил архипастырь, и во множестве лично у него приобщались Св. Тайн». Каждое утро владыке приходилось собирать по храму осколки бомб, один большой осколок долго лежал как пресс на его письменном столе. Рискуя жизнью, митрополит Алексий не раз пересекал на самолете линию фронта, прибывая в Ульяновск и Москву на заседания Синода или по делам, и всегда Господь хранил его.

Его проповеди были полны патриотического подъема, в них часто приводятся исторические параллели. Так, например,9 апреля 1942 г. в своей пасхальной проповеди он отмечает, что в этот самый день 700 лет тому назад Александр Невский одержал победу над тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера и спас Новгород, т.е. северо-запад России, от немецкого нашествия. В своих проповедях Алексий постоянно подчеркивал, что Дмитрий Донской и Александр Невский одержали победы не просто благодаря своему патриотизму, но благодаря «глубокой вере русского народа, что Бог поможет в правом деле…, так и теперь мы верим потому, что все небесные силы с нами».

Через несколько дней митрополит Алексий возвращается в Ленинград, к которому уже рвались фашистские соединения. 2 сентября вокруг города сомкнулось кольцо блокады. Архипастырь остался в осажденном городе и разделил с паствой ужасы блокадных дней.

2.3 Блокада Ленинграда

октября 1941 г. Митрополит Сергий написал завещательное распоряжение, которым назначил Владыку Алексия своим преемником.

"Нет слов, - пишет очевидец, - чтобы описать ужасы, которые переживали ленинградцы в дни жестокой блокады своего города. Непрерывные бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод и отсутствие воды, лютые морозы и кромешная тьма, погибшие голодной смертью люди, - все это трудно представить тем, кто не пережил этого. Митрополит Алексий сам испытывал все эти бедствия и проявил героическую бодрость духа и огромное самообладание, он постоянно совершал богослужения, ободрял и утешал верующих.

С конца июня 1941 г. храмы города стали особенно заметно наполняться народом: многие приходили помолиться за своих близких. Но богослужения пришлось приспособить к военным условиям. Молодые церковнослужители ушли в армию, народное ополчение, на оборонное строительство. Оставшиеся изучали средства противопожарной и противовоздушной обороны, возглавили соответствующие группы прихожан, созданные при каждом храме.

В дни праздников, а также и по другим случаям митрополит Алексий обращался к своей пастве с посланиями духовно-утешительного и патриотического содержания.

На некоторых богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало командование Ленинградским фронтом во главе с маршалом Л.А. Говоровым.

В подчиненных митр. Алексию храмах во время блокады был организован сбор средств на оборону, на помощь раненым и сиротам. Всего до 1944 г. прихожанами ленинградских храмов было собрано более 13 миллионов рублей, а вся Русская Православная Церковь пожертвовала на военные нужды более 150 млн. рублей.

Как известно, владыка Алексий принимал участие во встрече со Сталиным 4 сентября 1943 г. Во время беседы будущий Патриарх Сергий высказал просьбу о созыве архиерейского собора для избрания Священного Синода и Патриарха. Сталин распорядился доставить архиереев в Москву самолетом, чтобы собор начал работу уже через 4 дня. Положительно были разрешены вопросы об открытии храмов, о создании богословских курсов и восстановлении духовных учебных заведений, о возобновлении издания «Журнала Московской Патриархии». Владыка Алексий высказал просьбу об освобождении из ссылок, тюрем и лагерей архиереев (к тому времени их было не менее 17 человек), на что Сталин ответил: «Представьте такой список, его рассмотрим». За свою деятельность в годы блокады владыка был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны».

2.4 Помощь фронтовикам

Торжественно и празднично отмечалось ленинградским духовенством и мирянами полное освобождение города от вражеской блокады. Во всех храмах по благословению митрополита Алексия 23 января 1944 г. были совершены благодарственные молебны. С освобождением Ленинграда от блокады патриотическое движение верующих в епархии еще более усилилось. Только за 3 первых послеблокадных месяца было собрано 1 млн. 191 тыс. рублей. Ленинградцы горячо поддержали митр. Алексия, 25 октября 1944 г. опубликовавшего послание об открытии всецерковного сбора в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Как отмечал в своем послании митрополит Ленинградский Алексий, "эта забота со стороны верующих нашего Союза о детях и семьях наших родных воинов и защитников да облегчит великий их подвиг, а нас да соединит еще более тесными духовными узами с теми, кто не щадит и крови своей ради свободы и благоденствия нашей Родины". Общая сумма патриотических взносов духовенства и мирян Ленинградской епархии за июль 1941 - июнь 1945 г. составила 17423,1 тыс. руб., в т.ч. 16274,5 тыс. собрали жители города на Неве.

Одним из самых ярких свидетельств участия Церкви во всенародном подвиге в годы войны явился сбор церковных пожертвований на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского.

В свою очередь деятельность Русской Православной Церкви по сбору средств на нужды фронта и для оказания помощи жертвам войны получила одобрение Верховного командования. В ответ на сообщения о патриотической деятельности во время войны церковных деятелей - иерархов, клириков, приходских активистов - И. В. Сталин направлял им телеграммы, в которых просил каждого принять его "привет и благодарность Красной Армии".

По подсчетам Московской Патриархии, к лету 1945 г. было собрано более 300 млн. руб., не считая драгоценностей, вещей и продуктов. Реально же общая сумма была больше как минимум на несколько десятков миллионов, так как далеко не везде был организован четкий учет взносов.

Помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала людей, на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крёстного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели. Православная Церковь внесла немалый вклад в общесоветскую борьбу против фашистов во время войны. Положение Православной Церкви в советской России на время укрепилось. Но власть следовала, прежде всего, своим интересам, и это укрепление было лишь временным. Простые же люди часто верили в Бога и надеялись на него как на поддержку свыше.

2.5 Молитвы услышаны. Чудесный перелом

Когда началась Великая Отечесвенная война, Патpиаpх Антиохийский Александp III обpатился с посланием к хpистианам всего миpа о молитвенной и матеpиальной помощи России.

Очень немного истинных дpузей оставалось у нашей стpаны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеpосхимонах Сеpафим Выpицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении стpаны и наpода России в тяжелейшие годы, когда стpану теpзали вpаги. Но как и в 1912 году Пpомыслом Божиим для изъятия воли Божией и опpеделения судьбы стpаны и наpода России был избpан дpуг и молитвенник за нее из бpатской Цеpкви - Митpополит гоp Ливанских Илия (Антиохийский Патpиаpх).

Он знал, что значит Россия для миpа; знал, и поэтому всегда молился о спасении стpаны Российской, о пpосветлении наpода.

После обpащения Александpа III Митpополит Илия стал еще гоpячее молиться за спасение России от погибели, от нашествия вpажеского. Он pешил затвоpиться в каменнном подземелье, где не было ничего, кpоме иконы Божией Матеpи. Владыка затвоpился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился.

Каждое утpо владыке пpиносили сводки с фpонта о убитых и о том, куда дошел вpаг. Чеpез тpое суток бдения ему явилась в огненом столпе Сама Божия Матеpь и обьявила, что избpан он для того, чтобы пеpедать опpеделение Божие для стpаны и наpода Российского. Если все, что опpеделенно, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть откpыты во всей стpане хpамы, монастыpи, духовные академии и семинаpии. Сейчас готовятся к сдаче Ленингpада,- сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матеpи и обнесут ее кpестным ходом вокруг города, тогда ни один вpаг не ступит на святую его землю. Это избpанный гоpод. Пеpед Казанскою иконой нужно совеpшить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталингpаде, сдавать котоpый вpагу нельзя. Казанская икона должна идти с войскаим до гpаниц России.

Когда война окончится, митpополит Илия должен пpиехать в Россию и pассказать о том, как она была спасена». Владыка связался с пpедставителем Русской Цеpкви, с советским пpавительством и пеpедал им все, что было опpеделенно.

Сталин вызвал к себе митоpоплита Ленингpадского Алексия, местоблюстителя патpиаpшего пpестола митpополита Сеpгия и обещал исполнить все, что пеpедал митpополит Илия. Все пpоизошло так как и было пpедсказано. Из Владимиpского собоpа вынесли Казанскую икону Божией Матеpи и обошли с ней кpестным ходом вокpуг Ленингpада.

3. Изменение церковно государственных отношений

.1 Поместный собор1945г. Его влияние на внутреннюю и внешнюю жизнь РПЦ

Целью войны для Гитлера и его приспешников было расчленение нашей страны и порабощение славянских народов. Поэтому в случае победы Германии Православной Церкви, высшей святыне русского народа, грозило жестокое гонение. Но фашистские идеологи прикрывали свою разбойничью войну именем Бога, называли ее крестовым походом. В пропагандистских целях оккупационные власти исполняли коварное указание Гитлера: «Мы должны избегать, чтобы одна Цеpковь удовлетвоpяла pелигиозные нужды больших районов, и каждая деревня должна быть превращена в независимую секту... Коротко говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении одной и каждой формы разъединения и раскола». Но, к счастью, этого не случилось. Советское пpавительство во многом изменило свое отношение к Русской пpавославной цеpкви. И самым яpким доказательством является тот факт, что в 1943 г. был избpан Патpиаpх.

В конце лета 1943 г. Митрополит Сергий возвратился в Москву. 4 сентября у Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И. В. Сталина состоялся прием, во время которого имела место беседа Председателя Совнаркома с Патриаршим Местоблюстителем Блаженнейшим Митрополитом Московским и Коломенским Сергием, митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием и Патриаршим Экзархом Украины митрополитом Киевским и Галицким Николаем.

В беседе Сталина с митрополитами принимали также участие Г.Г. Карпов и В.М. Молотов. Сталин начал беседу с того, что высоко отозвался о патриотической деятельности православной Церкви, а затем поинтересовался проблемами Церкви.

Митрополит Сергий отметил, что главная проблема - это вопрос о патриархе, подчеркнув ненормальность ситуации, когда патриарх не избирался в течение 18 лет. Для избрания патриарха необходимо созвать Поместный собор. Сталин одобрительно отозвался о проведении Собора.

Митрополит Алексий обратил внимание Сталина на необходимость отчисления епархиями и приходами части средств на содержание православного центра. Митрополиты Сергий и Николай высказались за избрание священников в состав исполнительных органов и приходов. Патриарший местоблюститель особо остановился на важности открытия в епархиях свечных заводов, мастерских по изготовлению церковной утвари. Сталин не возражал против осуществления этих мер.

«Во время беседы, - сообщала на следующий день газета «Известия», - Митрополит Сергий довел до сведения Председателя Совнаркома, что в руководящих кругах Православной Церкви имеется намерение в ближайшее время созвать Собор епископов для избрания Патриарха Московского и всея Руси и образования при Патриархе Священного Синода. Глава Правительства И. В. Сталин сочувственно отнесся к этим предложениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому препятствий».

Собор епископов состоялся в Москве 8 сентября 1943 года. В нем участвовало 19 иерархов (3 митрополита, 11 архиепископов и 5 епископов).

Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий сделал основной доклад «О патриотической работе Православной Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны».

Затем к собравшимся обратился митрополит Алексий. «Уже давно среди нас, епископов, - сказал он, - зрел вопрос, что необходимо довершить строительство церковное настоящим возглавлением нашей Православной Русской Церкви Святейшим Патриархом. Владыка Митрополит Сергий в течение 17 лет фактически взял на себя обязанности Патриарха. В настоящее время мы здесь собрались Собором епископов, чтобы избрать Святейшего Патриарха. Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что избрание со всеми подробностями, которые обычно сопровождают его, для нас является как будто ненужным. Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании Патриаршего Местоблюстителя». Пpедложение было встpечено единодушным одобpением.

Митрополит Сергий поблагодарил за избрание, прося у собратьев-епископов молитв и содействия в предстоящем ему патриаршем служении.

Затем члены Собора приняли обращение к Советскому правительству, в котором выражали благодарность за «сочувственное отношение к нуждам Русской Православной Церкви» и заверяли, что ее деятели «приумножат свою долю работы в общенародном подвиге за спасение Родины».

Собор обратился к христианам всего мира с призывом «дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом в мировой борьбе, за попранные Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских Церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества». Собор с особой силой подчеркнул, что «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана».

Тогда же постановлением Правительства был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР. Этот государственный орган был создан для осуществления связей между Советским правительством и Русской Православной Церковью. Председателем Совета был назначен Г. Г. Карпов.

Власть пошла на резкое изменение религиозной политики. На встрече было получено соглашение от Сталина на проведение Архиерейского собора и избрание Патриарха, на открытие церковных учебных заведений, церковные издания, на возвращение храмов и части репрессированных священнослужителей, на материальную поддержку церкви и т.д. Бывали случаи стихийного открытия. Например, в Ярославской и Ивановской областях люди сами выметали из храма клубное оборудование. Однако уже в хрущевское время имел место обратный процесс - массовое закрытие вновь открытых храмов. Печально, ведь это были «выстраданные храмы», открытые на вдовьи слезы, на трудовые сбережения в тяжелейших послевоенных условиях. После этого совещания гонения на РПЦ фактически прекратились. РПЦ получила поддержку и хороший импульс к расширению своей деятельности.

сентября 1943 г. в Московском Богоявленском, что в Елохове, соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха.

Еще с начала Великой Отечественной войны советское руководство осознало необходимость возобновления международных контактов РПЦ. Это приветствовали союзники по антигитлеровской коалиции, прежде всего Великобритания и США. Правительства этих стран поставили оказание всесторонней помощи СССР в зависимость от решения, в частности, и религиозного вопроса в Советском Союзе.

По всей стране начинают открываться закрытые ранее приходы (только с января по ноябрь 1944 г. было открыто более 200 церквей; рукополагаются священнослужители, возобновляется духовное образование - в Москве открывается Богословский институт, из тюрем, лагерей и ссылок возвращаются священнослужители.

Что касается епископата, то с 1943 года начинаются рукоположения. Надо сказать, что митрополит Сергий сразу же представил Сталину список репрессированного духовенства с просьбой об освобождении. В нем значились и его идейные противники - «непоминающие». Правда, в живых людей из этого списка осталось не так много.

Кроме того, к концу войны практически закончился обновленческий раскол, многие возвращались в Церковь, зачастую не без помощи официальной власти, изначально сочувствующей данному начинанию. Большую роль сыграла патриотическая позиция Русской Церкви. Обновленцы ведь тоже выступали как патриоты, более того, на оккупированных территориях их жестко преследовали, потому что считали агентами НКВД. Были случаи расстрелов, иные виды репрессий по отношению к обновленческому духовенству. В блокадном Ленинграде один из самых крупных храмов, Спасо-Преображенский собор, перешел через покаяние в Русскую Православную Церковь. И даже община «непоминающих», единственная официально действующая иосифлянская община, написала прошение о приеме в Московский Патриархат через покаяние. Одним из основных мотивов было сознание того, что они в результате своей антигосударственной позиции оказались в стороне от патриотического подвига народа. Эти свидетельства опубликованы Шкаровским в его книге «Церковь зовет к защите Родины».

Характерно, что в годы войны была сделана ставка на русский народ. Русский патриотизм стал одним из важнейших источников победы. К русской теме постоянно обращался И.В. Сталин, особенно в первый, наиболее сложный период войны, 6 ноября 1941 г. он говорил о невозможности победить "...великую русскую нацию, нацию Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, …Суворова и Кутузова".

Христианство всегда несло заряд большой нравственной силы, что особенно важно было в годы войны. В религии черпали утешение и силу для жизни и труда в тяжелейших условиях войны. Русская православная церковь призывала к смирению и терпению, к милосердию и братству. Война проявила лучшие черты русского православия.

На Пасху 1942 года в Москве разрешили беспрепятственное движение по городу на всю ночь. В 1942 году в Ульяновске был собран первый за всю войну Собор епископов. Весной 1943 года правительство открывает доступ к иконе Иверской Божьей Матери, которую привезли из закрытого Донского монастыря на поклонение в Воскресенскую церковь Москвы.

В 1943 г. были учреждены ордена А. Невского, А. Суворова, М. Кутузова, других видных русских военачальников, флотоводцев, введена Георгиевская лента, возвращена дореволюционная форма русской армии. Православие получило большую свободу, чем другие конфессии.

Интерес к событиям в жизни Русской Православной Церкви возрастал в религиозных и общественных кругах всего мира. Свидетельством тому служили многочисленные приветствия, полученные Святейшим Патриархом Сергием от Предстоятелей Православных Церквей, русских церковных общин и религиозных деятелей из-за рубежа по случаю его интронизации.

Высшее церковное управление Святейший Патриарх Сергий осуществлял совместно со Священным Синодом (при Председателе - Патриархе), который состоял теперь из трех постоянных членов - митрополитов Киевского, Ленинградского и Крутицкого и трех приглашаемых на сессии из числа епархиальных архиереев.

В городах и селах продолжали открываться храмы, восстанавливались все новые епархии и к весне 1944 года насчитывалось уже около 40 правящих архиереев.

Расширение деятельности Русской Православной Церкви и настоятельная потребность в воспитании верующего народа в духе истинного благочестия и верности своей Родине поставили ее перед необходимостью иметь свою церковно-богословскую печать.

В сентябpе 1943 года возобновилось издание "Жуpнала Московской Патpиаpхии". Редактоpом жуpнала стал сам Патpиаpх. Важнейшей заботой Патpиаpха было замещение аpхиеpейских кафедp, большинство из котоpых вдовствовало. Также кpайне сложным делом было устpоение канонически ноpмальной цеpковной жизни в областях, постpадавших от оккупации, где пpи немцах обpазовались pасколы и самоличные отделения. Русская Пpавославная цеpковь оказывала и немалую матеpиальную поддеpжку советской аpмии.

После избрания патриарха, 19 сентября 1943 г. в Москву прибыла делегация англиканской церкви во главе с архиепископом Йоркским -С. Гарбеттом. Делегацию принимал патриарх Сергий. В течение 10 дней члены делегации несколько раз встречались с иерархами Московской патриархии, осмотрели разрушенный фашистами Ново-Иерусалимский монастырь в г. Истре. Гости интересовались положением религии в СССР, количеством церквей. Архиепископ С.Ф. Гарбетт заявил, уезжая на родину, что в России есть свобода отправления религиозного культа». Визит представительной делегации сыграл на пользу СССР, так как встречи с русскими иерархами отвели от нашей страны обвинения в религиозных преследованиях и благоприятно подействовали на международное общественное мнение.

Естественно, что архиепископ Йоркский пригласил патриарха Сергия посетить Англию с ответным визитом. Святейший неоднократно интересовался у председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова, на какой месяц можно ориентироваться для посылки церковной делегации в Англию. Но от Карпова мало что зависело - у него даже не спрашивали мнения на сей счет. В.М. Молотов при встрече дал ему следующие указания: От посылки в Англию церковной делегации следует воздержаться. В разговоре с патриархом, если он будет напоминать, скажите, что в силу национальной гордости нам не следует кланяться и так быстро реагировать на их предложения, к тому же и воюют они еще плохо. Одно дело, когда они приезжали к нам на поклон, другое дело нам ехать туда. Я считаю, что нужно воздержаться. Так вежливо и скажите патриарху.

На предложение помощи со стороны Канады и Америки деньгами, богословской литературой, церковной утварью, которое передал корреспондент канадской газеты Торонто стар Дж. Дэвис в январе 1944 года, патриарх Сергий по совету государственных органов ответил: Русская православная церковь имеет достаточно средств для своего существования, а также имеет возможность печатать необходимые ей богословские книги и изготовлять церковную утварь.

Получив однажды отказ, патриарх Сергий больше не проявлял инициатив в международных делах. Например, даже после нескольких просьб о приеме в Москве греческой принцессы Ирины он так и не сделал запрос в правительство (впрочем, там знали об этих просьбах, но молчали). С принцессой Ириной патриарх Сергий был связан перепиской, и именно она первой подняла вопрос о материальной помощи со стороны РПЦ Антиохийскому патриарху Александру в размере 200 английских фунтов в месяц. В дальнейшем материальная поддержка восточных патриархов станет одной из составляющих плана советского руководства по укреплению международного положения Московской патриархии.

Преемник патриарха Сергия патриарх Алексий также был вынужден согласовывать свои внешнеполитические планы с Советом по делам РПЦ.

мая 1944 года скончался Патpиаpх Сеpгий. Это было новым испыта- нием для Русской Православной Церкви. Потому что в лице Патpиаpха Сергия церковь потеряла своего верного служителя.

После смерти Патриарха Сергия в должность патриаршего местоблюстителя вступил митрополит Алексий. В своем первом письме Сталину он писал: «…с одной стороны, я буду придерживаться церковных канонов и правил, с другой - неуклонной лояльности по отношению к родине и к Вам, как главе ее правительства». Интересно отметить, что верность Церкви стоит на первом месте. Поведение Алексия во время хрущевских гонений показало, что это были не пустые слова.

Самым важным для Церкви событием 1945 г. был поместный собор, который продолжался с 31 января по 2 февраля. На этом соборе Алексий был единогласно избран тринадцатым патриархом Московским и всея Руси, было принято новое Положение об управлении Русской православной церкви.

Положение об управлении Русской православной церковью, принятое собором было составлено «при участии члена Совета по делам РПЦ К. Зайцева и утверждено постановлением Совнаркома СССР от 28 января 1945 г.».

В положении говорится: «…патриарх для решения назревших важных церковных вопросов созывает, с разрешения правительства, Собор Преосвященных Архиереев и председательствует на Соборе, а когда требуется выслушать голос клира и мирян и имеется внешняя возможность к созыву очередного Поместного Собора, созывает таковой и председательствует на нем».

В Положении полностью отсутствует точное определение обязанностей и прерогатив разных органов церковного управления. Единственной очевидной функцией Поместного собора является избрание нового патриарха. И действительно, 10 апреля 1945 г. патриарх Алексий был принят Сталиным. На встрече присутствовал министр иностранных дел Молотов. Патриарха Алексия сопровождал Митрополит русской православной церкви. Предметом разговора были внешнеполитические вопросы, и от Церкви ожидалась всемерная защита интересов советского государства в международном церковном движении. Именно так можно лучше всего охарактеризовать последовавшие многочисленные речи и пропагандистские выступления представителей Московской патриархии, в особенности самого митрополита Николая.

Общественности и религиозным кругам западных демократий конечно был не безразличен вопрос о положении религии и церкви в СССР. Кроме того, советское правительство надеялось с помощью Московской патриархии повлиять на единоверные христианские народы Восточной Европы и Балканских стран, чтобы активизировать их антифашистскую деятельность. Один из руководителей советской внешней разведки П. А. Судоплатов в своей записке И. В. Сталину отметил важную консолидирующую роль РПЦ в набиравшем силу антифашистском движении славянских народов на Балканах.

В связи с интересом, проявляемым за границей к вопросам религии в СССР, руководство РПЦ активно использовало возможности сотрудничества со Всеславянским комитетом для ознакомления зарубежной общественности с положением церкви в СССР и ее деятельностью. Владыка Николай (Ярушевич) участвовал в работе Всеславянского комитета, не являясь формально его членом. Он неоднократно печатал в издаваемом комитетом журнале Славяне статьи, посвященные патриотической деятельности РПЦ и разоблачению фашизма. Кроме него в этом журнале печатались и другие видные священнослужители. Журнал имел читателей за рубежом, его статьи посылались в различные газеты славянской диаспоры.

Международная деятельность Московской патриархии была особенно активной в Восточной Европе. И это неудивительно, так как она рассматривалась как объект внешнеполитических интересов СССР.

В сложной обстановке руководство Московской патриархии сумело укрепить и расширить свои контакты с православными автокефальными церквами, другими религиозными организациями.

На Поместном соборе 1945 года присутствовали главы и представители восьми автокефальных православных церквей. Они заявили о признательности Правительству СССР и дали согласие на совместную борьбу с Ватиканом, который представлялся тогда советскому руководству основным противником в новой религиозной международной политике. Представители зарубежной прессы отмечали итоги Поместного собора: Москва сейчас возрождает византийские традиции и сможет объединить вокруг патриаршего трона православные церкви Востока, Балкан, стран Центральной Европы и Америки. В наши дни, так же как это было и до революции, советское правительство может рассчитывать на православие в упрочении своего престижа на международной арене.

.2 Церковно государственные отношения в патриаршество Алексея I в послевоенные годы

В послевоенный период обстановка для Церкви в стране складывалась в целом благополучно: государство и КПСС не проводили широких антирелигиозных и антицерковных мероприятий. В 1945 и 1946 гг. были отменены или существенно снижены отдельные налоги на сельское духовенство, существенно облегчены нормы и порядок налогообложения доходов монастырей и предприятий при епархиальных управлениях, а также духовенства. Московской Патриархии, епархиальным управлениям и приходским общинам было предоставлено право юридического лица в части приобретения транспорта, покупки и строительства домов, производства церковной утвари. Принято было решение не препятствовать церковным общинам производить колокольный звон в городах и селах. Совнаркомам союзных и автономных республик, обл. (край) исполкомам предлагалось предусматривать необходимость снабжения строительными материалами приходские общины для ремонта церковных зданий. Между Патриархом и председателем Совета по делам РПЦ Карповым установились хорошие деловые отношения, что помогало разрешать положительно многие просьбы и обращения Патриарха, удовлетворять обращения верующих. Председатель Совета высоко ценил и уважал Предстоятеля Русской Церкви. В одной из записок в ЦК КПСС в 1955 г. Карпов писал: «Патриарх Алексий продолжал начатое патриархом Сергием дело нормализации отношений между церковью и государством.… Возглавляя самую большую и богатую из всех 14 православных автокефальных церквей мира - Русскую церковь, являясь хорошо образованным человеком и обладая способностью говорить с людьми и располагать их к себе, патриарх Алексий имеет большой авторитет среди духовенства и верующих как в СССР, так и за границей» .

церковь война митрополит

3.3 Церковная жизнь в патриаршество Алексия I и его вклад в развитие межцерковных отношений

После стабилизации государственно-церковных отношений в 1943 г. начался рост числа действующих храмов: в 1944 г. открылось 208 храмов, в 1945 г.- 510. К нач. 1946 г. общее число правосл. церквей вместе с ранее действовавшими и вновь открытыми составило 10547, в т. ч.: на Украине - 6007, в РСФСР - 2816, в Белоруссии - 621, в Молдавии - 582, в Прибалтике - 343; в 1958 г. действовало уже 13414 церквей. Отмечалось резкое увеличение числа молящихся в храмах. Возрождались старые и учреждались новые епархии, к нач. 1958 г. в РПЦ было 73 епархии. Число архиереев с 61 чел. в 1946 г. возросло до 73 - в 1958 г. Всего в 1945-1971 гг. совершено было 129 епископских хиротоний, из к-рых 59 возглавил Патриарх. Увеличилось и количество приходского духовенства: с 9254 чел. в 1946 г. до 12288 - к нач. 1958 г. В 1948 г. для обеспечения духовенства и др. церковных работников, выходивших за штат по старости и болезни, Синод учредил Пенсионный комитет, его фонды составлялись из пенсионных отчислений епархий. Улучшилось финансовое положение Церкви: в 1948 г. оборот церковных средств составил 180 млн. р., в 1957 г.- 667 млн. р.

16 июля 1947 г. по просьбе Алексия I в Патриарший Богоявленский собор были переданы из музейного хранения мощи святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия <#"justify">1.Алексеев В. Штурм небес - М., 1992.

2.Вторая мировая война в воспоминаниях Уинстона Черчилля, Шарля де Голля, Корделла Хэлла, Уильяма Леги, Дуайта Эйзенхауэра. - М.: 1990.

.Гордун С. Русская Церковь в период с 1943 по 1970гг. // Журнал московской патриархии. 1993г. № 3.

.Митрополит Крутицкий Серафим. Их подвиг бессмертен // Голос родины. 1975. Март. № 25.

.Патриарх Алексий (Симанский). Слова. Речи. Послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948.

.Патриарх Алексий (Симанский). Исторические сочинения. Т. 1. М., 1995.

.Патриарх Сергий и его духовное наследие. М., 1947.

.Поповский М. Исторические сочинения. М., 1986.

.Правда о религии в России. М., 1942.

.Судоплатов П.А. Остаюсь единственным живым свидетелем…//Молодая гвардия. - 1995. - № 5.

.Шкаровский М.В. Исторические сочинения. Киев, 1995.

.Якунин В.Н. Не прекращалась молитва О стране нашей, властях и воинстве ея... // История. 2004. М., 1999.

Похожие работы на - Деятельность патриарха Московского и Всея Руси Алексея I (Симанского) в годы Великой Отечественной войны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!