Формирование коммуникативной культуры учащихся

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование коммуникативной культуры учащихся

Введение

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. подрастающее поколение рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д., общение между учеником и учителем я рассматриваю не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.

Психолого-педагогическая характеристика структуры личности

Современная педагогика все чаще обращается к подростку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Проблема эффективного формирования и развития коммуникативных качеств личности актуализируются современными социально-экономическими условиями. В связи с этим необходимо ответить на вопросы: что представляет собой подросток как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Личность как «содержательное обобщение» высшего уровня (В.В.Давыдов). Личность - психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

совокупность социально значимых свойств человека;

система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

осознание окружающего мира и себя в нем;

система потребностей;

совокупность способностей, творческих возможностей;

совокупность реакций на внешние условия и т.д.

Всё это образует содержательное обобщение «личность».

При этом, в качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, со следующими условными названиями (К.К.Платонов 1984).

) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека.

) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции, называемые способами умственных действий (СУД).

) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУН, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляют основу самоуправляющего механизма личности (СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравственных качеств (СЭН).

Уровень опыта и уровень направленности формируются в процессе жизнедеятельности человека, и определяются социально-педагогическим воздействием. Туристско-краеведческая деятельность, привлекающая детей своей спецификой и широкой возможностью для проявления характера, развития способностей, реализации своих позитивных потребностей и самоопределения, организованная педагогически целесообразно является действенным средством формирования и развития коммуникативных качеств учащихся. Приобретенный детьми опыт познавательной, творческой, исполнительской деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений является основанием для формирования позитивной направленности: интересов, взглядов, убеждений, социальных установок, ценностных ориентаций, морально-этических принципов и мировоззрения.

Человек по отношению к своей деятельности является и объектом и субъектом управления; встречая на пути яму, он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает её, при этом контролируя свои действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением.

Человек - весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления - одна из главных характеристик личностного развития.

Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека.

Потребности можно разделить на:

. материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, эстетическом наслаждении);

. физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности).

Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности.

Интересы - осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности.

Познавательный интерес - стремление к изучению, познанию объекта.

Социальный интерес - основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования.

Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется.

Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.

Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Мировоззрение - упорядоченная система взглядов и убеждений личности.

Я-концепция личности - это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит своё поведение.

Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности - её уровень притязаний, т.е. представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.

Не менее важной в процессе формирования и развития коммуникации учащихся является сфера эстетических и нравственных качеств личности. Тем более это актуально в туристско-краеведческой деятельности. Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращалась к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных её качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.

Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности - её нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностями, мироощущением. Эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение - формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования - духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства, приобщение к культуре своего народа и народов мира.

Эстетическое воспитание - это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы - приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти - свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.

Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД).

Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление - это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нём знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы - хранящиеся в памяти эмоциональные и знаковые образы и их связи - являются базой, средством для мышления.

На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так называемая «обучаемость» подростка, т.е. его способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.

Из всех названных блоков качеств личности можно выделить те, которые преимущественно формируются в результате социально-педагогического воздействия и те, которые обусловлены генетически.

К первым относятся потребности, Я-концепция, опыт, направленность.

Ко вторым темперамент, способности, характер, психические процессы.

Такого рода разделение позволяет конкретизировать характер тех или иных педагогических воздействий.

Таким образом, процессы формирования и развития коммуникативных качеств учащихся обусловливает система самоуправляющих механизмов личности включающая три интегральных качества:

потребности - познавательные, самоопределения, самоутверждения, самовоспитания, самообразования, самосовершенствования;

направленность - сформированные интересы, взгляды, социальные установки, ценностные ориентации, убеждения, морально-этические принципы, мировоззрение, опыт эмоционально-ценностных отношений, опыт познавательной, исполнительской, творческой деятельности;

Я-концепция - Я способен, Я могу, Я знаю, Я творю, Я управляю, Я образ. При этом важнейшей характеристикой процесса саморегуляции, самоопределения личности, её уровень притязаний определяется Я-концепцией.

Влияние взрослых на формирование и развитее коммуникативных качеств учащихся

коммуникативный культура личность учащийся

Подросток крайне нуждается в Идеале, образце для подражания, взрослом человеке, на которого можно равняться, и если он найдет его в своем ближайшем окружении - учителе, наставнике, тренере, то вряд ли будет продолжать поиски "на стороне". Однако возможно это при наличии двух необходимых (и, к сожалению, не всегда достаточных) условий. Первое - это наша способность быть референтом, наша личностная возможность завоевать уважение и доверие. Второе - это правильно выбранный стиль взаимоотношений с ними: следующий важный момент, на который следует обратить внимание.

По мнению специалистов, предпочитаемый тип власти и, соответственно, ориентация на определенный вид авторитета четко взаимосвязаны с преимущественным стилем взаимоотношений. Известно, что все их многообразие делится на три основных: демократический, авторитарный и попустительский. При первом из них - демократическом - наставники общаются с подростком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиванием своего руководящего положения. При втором - авторитарном - общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведется четко и неприветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его "под настроение", а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержание некой "дистанции". При последнем же стиле - попустительском - во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип "делай, что хочешь".

С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них (особенно в подростковом периоде) является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с подростками, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений неизбежно включенный в них (и в них и происходящий) воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения, власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых - истиной в последней инстанции.

Стиль взаимоотношений взрослых и подростков оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания - воспитания взаимоотношениями, а следовательно формированием и развитием коммуникативных качеств подростка. Происходит это, главным образом потому, что именно в общении со взрослыми подросток более всего и усваивает (точнее, закрепляет) все свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, которые свою очередь определяет их психический склад и заканчивающие свое формирование свойства личности и коммуникативных качеств.

Эффективным способом формирования и (что особенно важно) изменения коммуникативных установок учащихся в сфере общения является групповая дискуссия. Суть ее состоит в том, что с группой подростков организуется обсуждение тех или иных конкретных проблем, возникающих в процессе общения, конфликтов между партнерами с целью поисков решений. Процесс групповой дискуссии выглядит следующим образом:

) определение и формулировка проблемы;

) рассмотрение фактов, из которых она вытекает;

) рассмотрение и оценка решений;

) рассмотрение шагов, которые нужно предпринять для реализации найденного решения.

Эффективность групповой дискуссии во многом зависит от умения педагога вызвать учащихся на дискуссию и руководить ею, т.е. ставить стимулирующие вопросы, обеспечивать своевременную поддержку участникам, формулировать выводы дискуссии. Педагог при этом выступает и в роли участника дискуссии, т.е. сам вносит в дискуссию конструктивный вклад. Метод групповой дискуссии дает большой эффект, ибо позволяет учащимся проявить собственную точку зрения, обогатиться информацией, получить опыт участия в поиске решения проблемы в группе. Кроме того, ход дискуссии дает возможность подросткам как бы взглянуть на себя со стороны, примерить к своему поведению эталоны и нормы, внести некоторые коррективы в свои представления о себе и своем поведении в процессе общения.

В некоторых случаях взрослые пытаются научить подростков тому, чего сами не знают и не умеют. Например, естественно, что человек, не умеющий справляться со своими эмоциями, не сможет научить этому подростка. Воспитание подростка прекрасно выявляет пробелы в образовании и воспитании педагога. Зная эти пробелы, педагог тоже становится учеником и в процессе воспитания осваивает новые премудрости. Я считаю, что самые необходимые качества для руководителя творческим объединением - это постоянный интерес к новым знаниям, чувство юмора, умение критически оценивать свои поступки, быть всегда искренними.

Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы руководители творческих объединений чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих подопечных.

Формирование духовного мира и культуры личности как необходимость для формирования развития коммуникативных качеств учащихся

Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры - от социально - экономических отношений до окружающей воспитуемого морально - психологической атмосферы - необходимо в процессе формирования и развития коммуникативных качеств учащихся.

Формирование культуры личности, включающее в себя действие как объективных, так и субъективных факторов, взаимодействующих между собой, происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, под влиянием объективных условий жизни людей.

Мир материальных предметов, отражаясь в сознании подростка, рождает определённое к ним отношение, создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы, данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю, вступают в отношения с другими людьми, т.е. действуют в соответствии с установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним из важных условий разработки концепции формирования личности, её духовного мира.

Заключение

Отношения в группах по мере их превращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно без различными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки.

В любой детско-юношеской организации должна быть радостная атмосфера. Подросток должен проводить свое свободное время в атмосфере взаимного уважения людей. Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Педагог обязан создавать и поддерживать комфортные условия для развития личности в частности и всего коллектива в целом. Только при таких условиях подросток попав один раз в благоприятную обстановку будет стремиться еще и еще раз побывать в подобной обстановке, стремясь уйти от более агрессивной среды (на улице, дома, в школе).

Литература

1.Бабанский Ю.К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком. - М.: Знание, 32 с.

.Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 421 с.

.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

.Блонский П.П. Избранные педагогико-психологические сочинения: В 2-х т. / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.

.Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд. МГУ, 1982, 200 с.

.Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.-272 с.

.Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. - М.: Международная педагогическая академия, 1996. - 209 с.

.Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6-ти т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982, 504 с.

.Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2.

.Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию // Школьные технологии.- 1999.-№ 4.- С.4-58.

.Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд. МГУ, 1984, 208 с.

.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.-304 с.

.Лучанкин А.И., Сняцкий А.А. Социально-клубная работа с молодежью: проблемы и подходы. - Екатеринбург, 1997. - 396 с.

.Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Педагогические сочинения: В 8-ми т.- М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - С 267 -329.

.Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.-112 с.

.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. -225 с.

.Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр Академия, 1995.

.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. - М.: Педагогика, 1979 -1981.

.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-и т./ Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988 - 1990.

.Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. - М.: Педагогика, 1985, 223 с.

.Шацкий С.Т. Пед. соч. В 4-х т. - М., 1962.

Похожие работы на - Формирование коммуникативной культуры учащихся

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!