Специфика личностной самореализации студентов в неформальных организациях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Специфика личностной самореализации студентов в неформальных организациях














Специфика личностной самореализации студентов в неформальных организациях

Введение

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации. В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Неформальная организация играет важную роль в жизнедеятельности общества и конкретного человека представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности.

Объект исследования: специфика личностной самореализации в неформальных организациях

Предмет исследования: личностная самореализация

Цель исследования: заключается в определении специфических черт личностной самореализации студентов в неформальных организациях.

Исходя из цели объекта и предмета исследования нами решались следующие задачи:

ñопределить понятие «личностная самореализация» и его особенности;

ñопределить понятие и особенности неформальной организации;

ñисследовать самореализацию личности студентов в неформальных организациях;

ñопределить имеется ли взаимосвязь между самореализацией личности и его развитием в неформальной организации.

База исследования: КГУ им. Н.А. Некрасова.

Методы исследования:

Теоритические методы

ñанализ психолого-педагогической литературы;

ñсинтез;

ñсопоставление;

Эмпирические методы

ñанкетирование.

Методы обработки данных:

ñколичественные;

ñкачественные.

Гипотеза исследования: в условиях неформальной организации становление личности и личностная самореализация имеет свою специфику, и отлична от развития личности в другой социальной среде.

Проблема самореализации личности является ключевой проблемой в

современном обществе.

В 1-ой главе мы определим что такое процесс самореализации личности, проследим какими характеристиками может обладать самореализующаяся личность, раскроем понятие «неформальной организации»,

рассмотрим класиффикацию неформальных организаций, сравним неформальную организацию и неформальное объединение.

Во 2-ой главе мы экспериментальным путем выявим уровень личностной самореализации у студентов в неформальной организации, и сделаем вывод относительно отличительных черт личностной самореализации, которыми обладают члены такой организации.

В 3-ей главе мы дадим рекомендации относительно работы с неформальными организациями и самореализацией личности студента в ней.

1. Личностная самореализация школьников и студентов в неформальных организациях

.1 Процесс самореализации личности

самореализация неформальный личность

Важнейшими психологическими характеристиками человека являются степень активности его собственных усилий, направленных на преодоление жизненных трудностей, чувство личной ответственности за происходящие с ним события. Актуальное значение эти характеристики приобретают в ходе социальной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

В гуманистической психологии общепризнанно, что смысл жизни каждого человека может состоять в его наиболее полной самореализации. Полнота самореализации означает максимально успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков, одаренности, а вместе с тем возможную пользу, которую он может привнести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом. В основе самореализации лежат индивидуальные способности, знания, умения, навыки, нравственные и мировоззренческие качества, определяющие в конечном счете масштаб личности человека, его реальный вклад в обогащение материальных и духовных ценностей мира.

Самореализация человека рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях. Так личность соотворяет и отворяет себя - в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек оказывает воздействие на все социо-культурное пространство.

Самореализация человека возможна в различных сферах. Самореализация связана с наработкой критериев оценки достижений, со стремлением к некоему моральному идеалу, с намерением воплотить в собственном поведении свое представление о ценности индивида. Но на самом деле речь идет о большем. Самореализация влечет за собой реализацию мира. «Я отвечаю за себя и за всех, - писал Сартр, - и я создаю образ человека, отвечающий моему представлению о том, каким человек должен быть.» Мы индвидуально и коллективно делаем моральный выбор, принимаем моральные решения и тем самым постоянно создаем этот мир заново.

Основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности. «Самореализация - это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это способ - жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение.» (А. Маслоу)

Немаловажным является выявление психолого-педагогических условий, способствующих самореализации личности. На основании философско-методологических предпосылок и данных гуманистической психологии можно выделить 3 пути достижения цели свободного развития личности. Первый путь - это развитие творческого потенциала человека, его природных задатков. При этом А. Маслоу подчеркивает, что подлинное творчество проявляется у человека не только в исскустве или науке, но и в повседневной реальной жизни, каждодневнм выборе жизненных ситуаций. Второй путь самореализации человека - это развития способности к аутентичному способу существования. Аутентичное бытие - это осознание человеком подлинности своего бытия, это жизнь «здесь и теперь», когда человек достигает единства своего бытия и своей собственной личности. Это осознание открывается человеку при помощи предельных переживаний. Третий путь самореализации человека - это непосредственное формирование в нем способности к личностному росту.

Процесс самореализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, механизмы защиты, которые порождают двойственное отношение, отделяя нас от самих себя.

На уровне человека А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), - и не только обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация - это не отсутствие проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам».

Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей «самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, не принимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те, которые не соответствуют моим силам и возможностям, моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.

Отказ человека от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии, «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культуры в целом.

О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые переживания, которые отражают состояние счастья.

В строгом значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту и связывается с обретением подростком понятийного уровня мышления; наличием определенной зрелости механизмов центрального торможения; накопленным в предшествующий период развития опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов, необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать высшие формы эмоций и личностные смыслы.

Полноценная самореализация личности возможна только в том случае, если:

человек осознано и глубоко верит в эту жизненную самореализацию, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл своей жизни;

человек осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях, он осознает себя частью природы, человеческого сообщества и способен к дружественному взаимодействию с другими людьми;

человек обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и разнообразных отношениях;

-человек способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной реализации на всех этапах жизненного пути.

1.2 Характеристики самореализующихся людей

Для тех, кого привлекла гуманистическая психология, достижение самоактуализации означает идеальный стиль жизни. Конечно, как и в случае любого абстрактного образа идеального психического развития, нельзя достичь самоактуализации, просто следуя предписаниям, предложенным «экспертами». Напротив, это медленный и болезненный процесс, который лучше рассматривать как постоянный поиск, а не достижение фиксированной точки. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу для самоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек должен сознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем, кем он может быть в жизни.

Исходя из неформального исследования описанного ранее, Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.

1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта способность видеть более эффективно, распространяться на многие сферы жизни, включая искусство, музыку, науку, политику и философию.

2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги - эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон. Основные биологические процессы считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и, в конце концов, умирают.

3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспособляться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.

4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше из непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: «работа и человек, кажется, предназначены друг для друга … человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок».

Самоактуализирующихся людей также очень интересуют вопросы философии и этики. Они живут и работают в сфере широчайшей компетенции, стремясь посвятить себя надличностной «миссии» или задаче. Такой стиль жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное, незначительное, и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.

5. Независимость: потребность в уединении. Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализирующихся людей эти дефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня - общения с собой. Маслоу считает, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.

Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Исходя из характеристик, рассмотренных выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.

У здоровых людей высока степень самоуправления и «свободы воли». Они считают себя самоопределяющими, активными, ответственными и самодисциплированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимание на мнения и влияния других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно, достижение такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал ли человек в прошлом любовь и защиту от других.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.

Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не гонят их от себя. Наоборот, их субъективный опыт очень богат, и каждый день жизни с его обычными делами всегда остается для них захватывающим и волнующим событием.

8. Вершинные, или мистические переживания. Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытости и слияния с природой.

По Маслоу, вершинные, или мистические, переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания люди чувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего «я» или выходят за его пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными, чем прежде, и утрачивают чувство времени и места.

9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ними глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.

10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями, хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям. Обычно круг их близких друзей невелик, т.к. дружеские отношения в стиле самоактуализации требует большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиеся люди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.

11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей.

В то же время Маслоу обнаружил, что самоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: «Эти индивиды, сами являются элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти.

13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом. Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.

14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой способ личности.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна.

15. Сопротивление окультуриванию. И, наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, в том, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает у них явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они не тратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными. Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленного улучшения. Зная о несовершенствах общества, они могут быть медленными и постепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.

1.3 Понятие неформальной организации

В ходе человеческой деятельности, которая носит совместный характер, возникают определённые объединения людей. Эти объединения создаются для удовлетворения их потребностей и интересов. Неформальная группа играет важную роль в жизнедеятельности общества и конкретного человека представляет собой относительно устойчивое объединение людей, имеющее общие социальные признаки. Группа имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, психологию, культурные и моральные ценности. В неформальных группах отношения внутренне организуются, структурируются. Членство человека в организации определяет его статус и роли. Организация характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается её целями и задачами. Наличие общих целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы. Признаками внутренней организованности группы является наличие в ней органов управления, системы контроля, а также разграничение функций её членов.

Различают формальные и неформальные группы.

Формальная организация формируется руководством для решения определенной задачи. Неформальная группа возникает, как правило, самопроизвольно (спонтанно), не имеет четко определенного статуса в обществе, не выполняет однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями. Если формальная организация создается по заранее продуманному плану, то неформальная является скорее спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности. Социально-педагогическая деятельность в качестве субъекта имеет многочисленные формальные и неформальные организации, начиная с классных коллективов и заканчивая контактными группами различной направленности, которые характерны для подростковой субкультуры. Самостоятельным направлением этой деятельности выступает использование возможностей групповой деятельности в интересах реабилитации, поддержки личности. Устранение возможного конфликта между формальной и неформальной организациями, установление паритетных отношений в их взаимодействии, выполнение неформальной общностью тех задач, которые решает формальная организация. Неформальная организация - малая группа, стихийно сложившаяся на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Такая группа характеризуется: относительной независимостью от социальных структур; нечетко выраженной целью групповой деятельности; неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства, возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий.

Организация сформирована, если между ее членами установилась система взаимодействий, определяющая ее жизнеспособность. Система взаимодействий в организации предполагает ориентацию не на отдельного человека, а на всех её членов, коллектив. Поэтому особое значение приобретают в организации ценности социальной солидарности. Солидарность предполагает признание значимости группы, готовности индивида подчиниться групповым нормам. Тем самым организация определяет, а подчас навязывает определенные образцы поведения своим членам. Если участник малой неформальной организации исповедует другие взгляды и ориентирован на другие ценности, он или вынужден «подчиниться» группе или уйти из нее.

Наиболее распространено в основном психологическое понимание неформальной организации, которое решает проблему прежде всего на межличностном уровне. При таком подходе возникает прежде всего проблема соотношения двух основных источников организованности. Во-первых, это формальная организация как запланированная деятельность, программа. Она предполагает наличие субъекта-организатора (индивида, органа), сознательно подчиняющего жизнедеятельность организации заданной цели. Как мы уже говорили, и возможности, и задачи этого вида организации ограничены как на практике, так и в познании. Другой источник организованности, находящийся за пределами программы, - самоорганизация, которая в рамках организации совпадает с понятием «неформальная организация». В психологической интерпретации неформальные отношения обычно противопоставляются формальным. При социологическом анализе они выступают как один из способов социальной организации, функционирующий наряду с другими видами, что дает возможность рассматривать организацию как единое целое. Психологическая точка зрения на неформальную организацию позволяет исследовать ее на микроуровне малых контактных групп, социологическая постановка вопроса в основном «пригодна» для больших организационных систем. Психологический аспект неформальной организации является как бы продолжением внешней по отношению к данной организации среды, на основной источник его возникновения - внутренние социальные факторы, формирующие спонтанную организованность. Из них следует выделить следующие:

- личностные факторы, определяющие социальное поведение индивида на производстве (интересы, жизненные планы, установки и т.д.);

- социально-психологическая организация коллектива, то есть система неформальных статусов, лидерство, групповая мораль, межличностные отношения и т.д.;

- рефлексивные связи, обеспечивающие имитацию каждым отдельным индивидом в своем сознании логики рассуждений и действий других, что является средством координации и синхронизации деятельности и взаимодействия в коллективе;

- неформальное организационное «пространство», где деятельность работников не регламентируется специальными предписаниями.

Неформальная организация проявляется на практике в двух вариантах: внеформальная и социально-психологическая.

Неформальные организации являются неотъемлемым атрибутом подавляющего большинства малых групп, представляют собой такое же реальное явление, как и сама группа. Они возникают и играют важную роль в различных типах малых групп, будь то группы дошкольников или старшеклассники

.4 Классификация неформальных групп

Обилие малых групп в обществе предполагает их огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необходима их классификация. Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. Неформальные группы бывают:

просоциальные, асоциальные, антисоциальные;

группы принадлежности и референтные;

большие и малые (здесь речь не о количестве, а о качестве (группы, в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом - малые, а где не могут общаться - большие);

постоянные и случайные;

с демократическим и авторитарным подчинением;

разновозрастные и одновозрастные.

-однополые и разнополые и т.д.

В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно около пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразно выбрать из них наиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные» «неформальные», 3) деление на «группы членства» и «референтные группы». Как видно, каждая из этих трех классификаций задает некоторую дихотомию.

Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп - непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп - их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

Второе из исторически предложенных делений малых групп - это деление их на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было сделано достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого разделения понятий «организация» и «формальная группа» до сих пор не существует. В ряде случаев речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.

Несмотря на некоторую нечеткость терминологии, обнаружение самого наличия двух структур в малых группах имело очень большое значение. Оно было уже подчеркнуто в исследованиях Мэйо, и из них впоследствии были сделаны выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность использовать неформальную структуру отношений в интересах организации. В настоящее время имеется большое количество экспериментальных исследований, посвященных выявлению влияния определенного соотношения формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой.

Наиболее распространено в основном психологическое понимание неформальной организации, которое решает проблему прежде всего на межличностном уровне. При таком подходе возникает прежде всего проблема соотношения двух основных источников организованности. Во-первых, это формальная организация как запланированная деятельность, программа. Она предполагает наличие субъекта-организатора (индивида, органа), сознательно подчиняющего жизнедеятельность организации заданной цели. Как мы уже говорили, и возможности, и задачи этого вида организации ограничены как на практике, так и в познании. Другой источник организованности, находящийся за пределами программы, - самоорганизация, которая в рамках организации совпадает с понятием «неформальная организация». В психологической интерпретации неформальные отношения обычно противопоставляются формальным. При социологическом анализе они выступают как один из способов социальной организации, функционирующий наряду с другими видами, что дает возможность рассматривать организацию как единое целое. Психологическая точка зрения на неформальную организацию позволяет исследовать ее на микроуровне малых контактных групп, социологическая постановка вопроса в основном «пригодна» для больших организационных систем. Психологический аспект неформальной организации является как бы продолжением внешней по отношению к данной организации среды, на основной источник его возникновения - внутренние социальные факторы, формирующие спонтанную организованность. Из них следует выделить следующие:

- личностные факторы, определяющие социальное поведение индивида на производстве (интересы, жизненные планы, установки и т.д.);

- социально-психологическая организация коллектива, то есть система неформальных статусов, лидерство, групповая мораль, межличностные отношения и т.д.;

- рефлексивные связи, обеспечивающие имитацию каждым отдельным индивидом в своем сознании логики рассуждений и действий других, что является средством координации и синхронизации деятельности и взаимодействия в коллективе;

- неформальное организационное «пространство», где деятельность работников не регламентируется специальными предписаниями.

Неформальная организация проявляется на практике в двух вариантах: внеформальная и социально-психологическая.

1.5 Сравнение неформального молодежного объединения с неформальной организацией

Прежде всего, определим, кого мы будем называть неформалами. Дабы избежать односторонности в оценках неформального движения в целом в результате «выпадения» из нашего анализа тех или иных формирований, мы приняли расширительную трактовку термина «неформальные объединения», к которым относим добровольные самодеятельные общественные формирования, возникшие по инициативе «снизу», действующие в интересах своих членов, независимо от цели и характера объединения. Это и небольшие группы, и довольно значительные по числу членов организации, и широкие общественные движения. В том же смысле мы будем использовать термин «самодеятельные общественные формирования». Они включают в себя как официально зарегистрированные в органах власти объединения, так и незарегистрированные.

В официальные самодеятельные общественные формирования входят любительские объединения, общественные организации и общественные движения.

Любительские объединения - это самодеятельные общественные формирования, работающие в соответствии с «Положением о любительском объединении, клубе по интересам». Их цель - удовлетворение многообразных духовных запросов и потребностей людей в сфере свободного времени и культурного досуга. Масштабы деятельности любительского объединения, как правило, соответствуют границам района, города или микрорайона.

Под общественной организацией имеется в виду массовая организация граждан, возникшая для реализации долговременных целей, имеющая программу и устав, характеризующаяся четкой структурой, зарегистрированная в органах власти, действующая в интересах и рамках закона. В отличие, скажем, от любительских объединений масштабы ее деятельности определяются границами города, района, республики или страны в целом.

Практически новыми для нашей страны являются общественные движения. Это носящие массовый характер объединения граждан, возникшие и существующие для реализации определенных целей. Массовый характер общественного движения роднит его с общественной организацией. Среди незарегистрированных формирований в соответствии с утвердившейся, хотя и далеко не точной, терминологией мы выделяем неофициальные самодеятельные формирования (неофициалы) и формирования негативной направленности. К первым относим нигде не зарегистрированные и не имеющие четких программ формирования, основу которых составляет преимущественно молодежь; ко вторым - формирования, имеющие асоциальную направленность.

Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей. Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу.

Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении.

Формальнойобычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.

Неформальныеобъединения - явление массовое.

Причины возникновения неформального молодежного объединения:

1) Вызов обществу, протест.

) Вызов семье, непонимание в семье.

) Нежелание быть как все.

) Желание утвердится в новой среде.

) Привлечь к себе внимание.

) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

) Копирование западных структур, течений, культуры.

) Религиозные идейные убеждения.

) Дань моде.

) Отсутствие цели в жизни.

) Влияние криминальных структур, хулиганство.

) Возрастные увлечения.

По А.В. Толстых неформальные молодежные объединения могут быть:

а) общественно-политические группы (ставят целью пропаганду определенных общественно - политических взглядов, неагрессивны);

б) радикалы (любера, скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения);

в) эколого-этические группы («зеленые»);

г) группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и т.д.);

д) нетрадиционно-религиозные (сатанисты, буддисты, культовые группы);

е) группы по интересам (значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).

Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. Наиболее популярными из них являются группы любителей современной музыки, танцев, различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы) - около 80%. Меньшее распространение у нас в стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью, - охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. - не более 4%. Есть группы, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие. Такие группы составляют примерно 9% всех неформальных молодежных групп.

Черты неформальной среды:

ñпреобладание связей горизонтального характера (в отличие от демократическо - популистского движения и партийных структур более позднего времени);

ñприверженность социальному творчеству, склонность к поиску новых социальных форм, альтернативизму, «конструктивному утопизму»;

ñслабая артикулированность, «прописанность» формальных отношений, формирование внутренней структуры организаций под воздействием реальных личностных связей, стремление к созданию собственной микросреды, стиля жизни (как и диссиденты, но не демократы, в большинстве своем разделяющие жизнь и «общественную деятельность»);

ñотсутствие жестких ограничений на сотрудничество, например, с властью (в отличие от диссидентов и, скажем, народовольцев);

ñотсутствие четких идеологических «рамок» при высокой идеологизированности каждой группы в отдельности (в отличие от диссидентов);

ñстремление «мыслить глобально, а действовать локально», иметь конкретные социально - ориентированные (то есть направленные на получение социального эффекта, а не прибыли) проекты, подтверждающие идеи или способствующие их воплощению в жизнь.

Если сравнивать 2 понятия неформальные молодежные объединения и неформальные организации, можно обнаружить интересные совпадения, а также и различия.

Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые находятся в реальных социальных группах, она выявляет специфику воздействия на личность определенной социальной группы. Для личности группа важна из-за того, что она является определенной системой деятельности, заданной ее местом в системе общественного разделения труда. Сама группа - это объект определенного вида. Основными параметрами любой группы являются: состав группы, структура, групповые нормы и ценности, динамика групповой жизни, система санкций. Характеристики больших и малых групп сильно отличаются друг от друга, поэтому их следует изучать по отдельности. Структура группы также описывается по-разному. Есть несколько формальных признаков структуры группы - структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Довольно весомая характеристика группы - это эмоциональная, т.к. структура межличностных отношений. Молодежная субкультура возникает из потребностей молодых людей к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворения традиционным путем и в этом она совпадает с неформальной организацией. Обе эти группы включают в себя людей, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенной цели. В случае неформального объединения - это поиск способа быть собой, поиск цели в жизни, неформальная же организация создается в соответствии со взаимными симпатиями своих членов, общими интересами, одинаковыми увлечениями и привычками, т.е. личность здесь уже сформирована, самореализовалась.

Размер - это главная характеристика группы. Принято говорить о верхнем и нижнем количественных пределах группы. В большинстве исследований число членов организации колебалось между 2 и 7. Началом группы можно считать диаду (2 человека) или триаду (три человека). По поводу «верхнего» предела неформальной группы можно найти самые произвольные числа, определяющие этот верхний предел: 10, 15, 20 человек. Неформальное же объединение, как правило, явление массовое, иногда охватывающее целые слои населения.

От данных характеристик зависит эффективность деятельности группы. Это проявляется в степени схожести личностных особенностей, подходов, проявляемых участниками группы при решении проблем, точек зрения. При деятельностях, требующих большого количества идей, необходимо в состав группы включать участников разных психологических типов с различными точками зрения, способами деятельности и стилями мышления.

Участникам неформальной организации нужно координировать свои действия для достижения поставленной цели, крупные группы оказывают большее давление на своих участников, усиливая их комформизм, там существует неравенство между участниками - каждый член группы испытывает больше трудностей, стремясь быть наравне с другими участниками. В связи с чем, участники неформальных молодежных объединений бывают часто неудовлетворенны отведенной им ролью в совместных мероприятиях. Крупные группы часто характеризуются возникающими в их пределах враждующими между собой группировками. Чем больше количество участников группы, тем меньше они общаются между собой и чаще обращаются к лидеру объединения, авторитет которого постоянно увеличивается. При этом лидер является центром коммуникации.

Это группы людей возникшие случайно, без постоянной согласованной деятельности, без общей устойчивой цели и структуры, а только в связи с некоторыми временными общими устремлениями, совпадением настроений и действий. Именно такими мы видим неформальную организацию. Эта характеристика определяется такими факторами как старшинство в должностной иерархии, уровень образования, информированность и накопленный опыт, социальные таланты. Изменение любого из факторов может привести к повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм, которые приняты в группе.

Формальная организация порождает неформальную организацию(объединение) - сети межличностных связей, которые возникают в формальной организации, но не предписываются ею. На основе общих интересов и взаимоотношений индивиды формируют первичные группы. Эти неформальные структуры обеспечивают средства, с помощью которых люди обходят или нарушают правила, обмениваются «общими знаниями», совершают тайные поступки, решают проблемы и «срезают углы».

2. Эмпирическое исследование самореализации студентов в неформальной организации

.1 Определение уровня самореализации

Человечество существует в мире. В этом общечеловеческая ситуация. Понятие «человек» не существует без понятия «деятельность». Пока в теле человека присутствует жизнь, она непременно будет осуществлять себя во вне через деятельность.

Как известно, в отечественной психологии связь личности с производимой ею деятельностью широко исследовалась и нашла своё выражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние (Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и др.). Существование конкретного человека в мире опосредовано той конкретной ситуацией, в которой он пребывает. Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, а особенно явно может проявиться в профессиональной деятельности, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни. Самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом мы подразумеваем приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными; эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение. Под личностным ростом мы подразумеваем приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность, независимость и т.п.; эта категория имеет иное качество, в большей степени основанное на чувственном восприятии.

Таким образом, процесс самоактуализации представляет собой единство профессионального и личностного роста.

Переживание человеком своей конкретной ситуации мотивирует его к деятельности, в том числе к специфической деятельности по познанию мира и себя. Познавая, человек изменяет себя и, следовательно, мир, частью которого является. Так развиваясь в неформальных организациях, человек взаимодействует с членами этой структуры, что-то находит, понимает для себя, испытывает влияние того коллектива, частью которого он является и т.п.

Социально-психологические характеристики групповых особенностей и явлений

В научных и прикладных исследованиях изучению групповых особенностей и явлений отводится одно из центральных мест. В данной работе исследуемый аспект рассматривается в контексте подструктуры (блока) общих качеств малой группы (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышев), включающей следующие характеристики.

. Интегрированность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом (А.Н. Лутошкин, А.И. Папкин, А.В. Петровский, В.А. Петровский, А.А. Русалинова, А.С. Чернышев, В.В. Шпалинский).

. Микроклимат - определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А.В. Лутошкин, А.А. Русалинова и др.).

. Референтность - степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей (Е.В. Щедрина).

. Лидерство - степень ведущего активного влияния личностей - членов группы на группу в целом в плане осуществления групповых задач (Е.М. Зайцева).

. Интрагрупповая активность - мера активизации группой составляющих ее личностей.

. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы (А.И. Кузнецов, В.С. Агеев) в более широкой общности (например, класса на класс в школе, бригады на бригаду в цехе).

Все общие качества характеризуют степень, меру общей оценки группы как коллектива, они тесно связаны друг с другом, каждое из них раскрывается через подструктуры направленности и психологического единства малой группы.

Цель исследования заключается в определении специфических черт личностной самореализации студентов в неформальных организациях.

Методы исследования:

Теоритические методы

ñанализ психолого-педагогической литературы;

ñсинтез;

ñсопоставление;

Эмпирические методы

ñанкетирование.

Методы обработки данных:

ñколичественные;

ñкачественные.

Объекты исселедования - студенты 3-го курса факультета иностранных языков и хуожественно-графического факультета.

В работе использованы 3 методики: самоактуализационной тест, экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С. Чернышев, С.В. Сарычев), экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В. Бойко).

Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С. Чернышев, С.В. Сарычев)

Самоактуализационной тест построенный по тому же принципу, что и POI (опросник личностных ориентации Э. Шострома), и состоит из 100 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго альтернативными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени соответствует его представлениям или привычному способу поведения.

СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. В связи с отсутствием необходимости дополнительные шкалы были опущены в данном исследовании. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. 11 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по две в каждом. Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Таким образом, дополнительные шкалы фактически включены в основные, они содержательно состоят из тех же пунктов. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом в значительной степени объем теста.

Диагностические категории - шкалы теста:

Шкала Компетентности во времени (Тс) включает 15 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.

Шкала поддержки (I) - самая большая шкала теста (91 пункт) - измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

Стандартизация CAT была проведена на материале опроса 100 мужчин и женщин, студентов московских вузов. Для каждой шкалы были вычислены средние арифметические и стандартные отклонения и осуществлен перевод «сырых» результатов в стандартные Т-баллы, являющиеся основой для составления профильных бланков (аналогично тесту MMPI). На этом бланке, в зависимости от среднего значения, равного 50 Т-баллам, и стандартного отклонения в 10 Т-баллов, каждая шкала имеет свой масштаб. Стандартизация методики на студенческой выборке представляется вполне адекватной, так как она близка по своему составу к выборке потенциальных респондентов CAT.

Экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С. Чернышев, С.В. Сарычев). Поможет установить какие существуют связи в коллективе, насколько он сложился и насколько эффективен.

Инструкция. В каждом блоке обведите кружочком одно из 7 проявлений

взаимодействия, характерных для исследуемой группы: иерархия и вариативность взаимодействия, самостоятельность и инициативность во взаимодействии, включенность во взаимодействие

Можно полагать, что высокому уровню группового взаимодействия как на уровне каждой из подструктур, так и на интегративном уровне будут соответствовать показатели в 5,5 - 7 баллов, среднему уровню - 3,6 - 5,5 балла; о преобладании неблагоприятных тенденций в групповом взаимодействии можно судить по показателям от 3,5 до 2,6 балла; крайнему уровню неблагополучия в групповом взаимодействии соответствуют показатели от 2,5 до 1 балла.

На заключительном этапе анализа полученных данных проводится сравнительный анализ группового взаимодействия по всем исследуемым подструктурам.

Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В. Бойко).

Данная методика покажет нам как чувствует и ведет себя личность в малых группах, насколько выражены асоциальные наклонности внутри маленького коллектива.

Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на приводимые ниже ситуации: как вы чаще всего поступаете? Чем больше утвердительных ответов получено вами, тем более дисфункционален стереотип вашего эмоционального поведения.

2.2 Отличительные черты личностной самореализации студентов в неформальных организациях

Исходя из поставленных задач, нами были выбраны 3 методики: экспресс - диагностика склонности к аффективному поведению, экспертная диагностика взаимодействия в малых группах и диагностика самоактуализации личности, направленных на выявление уровня самореализации личности студента в неформальных организациях. Задачи были следующие:

ñпервая методика покажет нам насколько комфортно личность чувствует себя, склонны ли члены неформальной организации к негативизму, повышенной обидчивости, эмоциональной неустойчивости. Склонность личности к аффективному поведению один из факторов, влияющих на самореализацию личности;

ñвторая методика поможет нам увидеть межличностные отношения и взаимодействия в малых группах. Степень взаимодействия в малых группах выступает как еще одно условие самоактуализации личности студента в неформальных группах;

ñтретья методика представит нам уровень самореализации личности.

В качестве контингента испытуемых выступили 54 студента КГУ им. Н.А. Некрасова (27 юношей и 27 девушек в возрасте 19-21).

Результаты экспресс-диагностики склонности к аффективному поведению показали, что аффективность у девушек как черта характера проявлена больше (15%), чем у юношей (7%); зато у 56% юношей, она проявляется как поведенческая тенденция, в то время как у девушек, она проявляется в 47%; 41% девушек не имеет такого дисфункционального аффективного состояния, среди юношей таковых 37%. Общая тенденция такова, что в среднем испытуемые переживают отрицательные эмоции, возникающие у них в результате неудовлетворения каких-либо жизненно важных для них потребностей.

Результаты экспертной диагностики взаимодействия в малых группах

В основном и юноши (41%), и девушки (37%) считают уровень группового взаимодействия средним; неблагоприятным уровень группового взаимодействия видят 37% юношей и 33% девушек; 30% девушек и 22% юношей находят, что групповое взаимодействие имеет нарастающие позитивные тенденции. В итоге показатели группового взаимодействия средние, это говорит нам о том, что не все члены неформальных организаций включены в групповое взаимодействие, есть разобщенность, чаще всего инициатива во взаимодействии исходит только от одного из членов группы.

Результаты диагностики самоактуализации личности

Шкала ориентации во времени показывает, что молодые люди (56%) больше живут настоящим, нежели девушки (49%), они больше понимают экзистенциальную ценность жизни.

Шкала ценностей свидетельствует о том, что девушки (57%) больше разделяют ценности самоактуализирующейся личности, чем юноши (53%). Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию.

Взгляд на природу человека проценты по этой шкале, что у юношей (39%), что у девушек (37%) невысокие, это говорит о том, что молодые люди недостаточно верят в людей, в могущество человеческих возможностей.

Высокая потребность в познании, коей испытуемые не обладают. Показатели среди обоих полов почти одинаковые: юноши-48%, девушки-49%. Тогда как самореализующаяся личность всегда открыта новым знаниям, впечатлениям.

Автономность, девушки более автономны (58%), свободны и независимы, нежели юноши (53%).

Спонтанность - качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру более свойственно молодым людям (45%), чем девушкам (37%). Спонтанность соотносится с такими ценностями как свобода, естественность.

Самопонимание юноши (48%) более сензитивны к своим желаниям и потребностям, чем девушки (43%). Они менее склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.

Аутосимпатия, по этой шкале девушки гораздо лучше - 72%, осознают себя и более адекватно оценивают, чем юноши 47%.

Шкала контактности подтверждает что, юноши (48%) более общительны и способны к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими, чем девушки (39%).

Шкала гибкости в общении показывает нам, что молодые люди (69%) более ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши и манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением, чем девушки (47%).

3. Психологические рекомендации при работе над личностной самореализацией студентов в неформальных организациях

Потребность в самореализации - одна из ведущих потребностей личности. Студент как субъект своей жизнедеятельности проявляет себя в выборе пути и способов развития, в самоопределении по отношению к базовым ценностям, реализации себя в поступке, общении, деятельности. К сожалению, большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.

Рекомендации при работе над личностной самореализацией студентов в неформальных организациях:

. Преподаватели должны больше уделять внимания личностной самореализации студентов, наблюдать за процессом развития студентов в групповом взаимодействии.

. Преподаватели могут больше уделять внимания философскому и психологическому самообразованию студентов, это мотивирует и помогает самореализации студентов. К тому же это поможет установить дополнительные связи во внутре групповом взаимодействии.

. Нужно чаще положительно мотивировать студентов, для поднятия их самооценки, понимания своих сил, стремления совершенствоваться. Ведь уверенность одна из характеристик самореализующейся личности.

. Творчество - непременный атрибут самореализации, поэтому нужно предоставлять больше возможности для работы творческих объединений, клубов, художественной самодеятельности, конкурсов, благотворительных акций и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов.

. Самореализацию как реализацию ценностей нельзя рассматривать без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения. Поэтому вузовский педагогический процесс должен максимально востребовать от будущего профессионала его личные потенциалы, пробуждать и акцентировать активность каждого.

. Если самореализацию рассматривать как осуществление смысла, который человек находит во внешнем мире, то одним условием самореализации является конструктивное общение преподавателей и студентов на базе сотрудничества, эмпатийное взаимодействие. При таком общении у человека снимаются внутренние барьеры, что позволяет ему выйти за пределы самого себя и своего мира. Происходит культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов.

. Учебная же деятельность воспринимается как обязательная, но не увлекательная и личностно-значимая. Здесь, кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная. Учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал обоих субъектов.

. Как и при развитии личности вообще, самоактуализирующаяся личность нуждается в интересных, нестандартных, творческих заданиях, которые помогли бы ей проявить себя.

. Необходимо поддерживать инициативу лидеров неформальных организаций, направленную на групповое взаимодействие.

. Диагностирование студентов, при поступлении и его дальнейшем обучении, на уровень самореализации личности своевременно покажет помогают ли принимаемые меры - самоактуализации личности.

Таким образом, задачи развития личности и проблемы, встающие перед студентами, обуславливают необходимость оказания им психологической поддержки в целях: психологического обеспечения свободного и гармоничного развития личности в современном обществе на всех этапах ее становления и самореализации; предупреждения развития негативных тенденций в психологии людей, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях.

Заключение

По мнению исследователей феномена самореализации студентов, которая является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной деятельности. К необходимым признакам процесса самореализации они относят направленность, в которой важное значение имеют мотивы деятельности индивидуальности и ценностные ориентации, и расширение сферы деятельности. Мы выяснили, что самореализация студента - это осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация студента как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно - заданных ситуаций; творческий характер активности. Было выяснено, на процесс самореализации студентов влияет такой фактор как групповое взаимодействие в неформальной организации.

Список литературы

самореализация неформальный личность

1.Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М, 1991. - 160 с.

2.Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. - М., 1990. - 367 с.

.Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования. - Екатеринбург, 1998.

.Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - 43-52 с.

.Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А. Психология личности. Тексты. Хрестоматия. - М, 1982 г. - 288 с.

.Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск:, 1999. - 154 с.

.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.:, 1984. - 383 с.

.Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб. 1997. - 232 с.

.Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. // Наука. Образование. Практика. Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции. - Уфа: Восточный университет, 2007, - 37-41 с.

.Личность, внутренний мир и самореализация/под ред. Кулюткина Ю.Н., Сухобской Г.С. - С-П., 1996.

.Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб., 2006. - 352 с.

.Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы.-М., 1999, -425 с.

.Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997. - 367 с.

14.Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. - М., 1982.

15.Методики социально-психологического исследований личности и малых групп. научных, трудов / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.В. Журавлевой. - М., 1995. - 288 с.

16.Морозова И.В. Самореализуется ли личность сегодня? // Прикладная психология. - 2000. - №2. - 82 с.

.Никифоров.Г.С, КоростылеваЛ.А. Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск №5. - Спб., 2001. - 232 с.

.Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. - М., 1996.

.Проблемы саморазвития личности: методология и практика // Сб. науч. трудов, К. - 1990. - С. 126 - 138.

.Рубинштейн С.Л. О смысле жизни. М., 1927. - 564 с.

.Самореализация - основание акмеологического развития: А.А. Деркач, Э.В. Сайко - Спб., 2010. - 224 с.

.Селевко Г, К., Селевко А, Г., Левина О.Г. Самосовершенствование личности (самоактуализация). - М., 1999. - 272 с.

23.Снетков В.М. Психология коммуникаций в организациях. - СПб., 2000. - 73 с.

24.Столяренко А.М. Социальная психология. Учеб. пособие для вузов. - М, 2001. - 543 с.

25.Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе. - М., 2005. - 144 с.

.Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М., 2004. - 670 с.

.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - 490 с.

.Фетискин Н.П. Практическая психодиагностика личности. - Кострома, 1995. - 192 с.

.Хрестоматия по психологии/ Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского. - М., 1977. - 447 с.

.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - М., 1994.

.Шпалинский В.В. Психология менеджмента. - М., 2000. - 210 с.

Похожие работы на - Специфика личностной самореализации студентов в неформальных организациях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!