Ознакомление со структурой и функциями психологической службы
Введение
Я, студентка III
курса факультета психологии Южно-Сахалинского филиала Современной Гуманитарной
Академии, проходила учебно-ознакомительную практику в Лечебно Исправительном
Учреждении №3.
Целью учебно-ознакомительной практики являлось
изучение структуры и функций психологической службы исправительного учреждения,
работа с личным составом учреждения, а также анализ и разработка предложений по
совершенствованию организации работы психологической службы в учреждении.
Ознакомление со структурой и функциями
психологической службы В ходе практики я выполнила следующие работы и задания:
1) Ознакомление с организацией психологической
службы в ЛИУ-3.
2) Лечебно Исправительном Учреждении.
) Работа с личным составом:
- Тестирование сотрудников;
- Изучение основных функций психолога
по работе с личным составом.
4) Анализ эффективности работы психологической
службы в данном Лечебно Исправительном Учреждении.
Затруднений и проблем в процессе выполнения
работ не возникло.
1. Основная
часть
1.1 Организация
психологической работы в ЛИУ-3
Психологическая работа - это деятельность
психологов, других должностных лиц органов воспитательных структур, начальников
по формированию у личного состава психологических качеств, обеспечивающих
выполнение задач в любых условиях обстановки.
Психологическая работа проводится в целях:
- обеспечения высокой психологической
устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по предназначению;
- оптимизации условий
жизнедеятельности сотрудников в интересах решения задач и сохранения
психического здоровья личного состава.
Психологическая работа организуется во всех
видах учебной и боевой деятельности учреждения. Непосредственную
ответственность за ее организацию и состояние несут психологи учреждения. Общее
руководство психологической работой в Исправительном Учреждении осуществляется
заместителем начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе (КиВР) с
помощью с привлечением психолога учреждения (ПУ). Отдел психологической работы
Главного управления воспитательной работы Федеральной Службы Исполнения
Наказаний (РФ) обеспечивает руководство и функционирование психологических
структур в Исправительных Учреждениях (ИУ), РФ, планирует, организует и
обобщает результаты психологической работы, участвует в подготовке и расстановке
кадров психологов, организует научно-методическое обеспечение. Обеспечение
штатных психологов материально-техническими средствами, бланками, методическими
и учебными пособиями для проведения профессионального психологического отбора
осуществляют органы тыла видов Управлений, исправительных учреждений,
исправительных колоний, следственных изоляторов.
1.2 Структура психологической службы
в исправительном учреждении может быть представлена в виде схемы (см. рисунок
1)
- планируют и осуществляют мероприятия
по морально-психологическому обеспечению в Исправительных Учреждениях;
- проводят мероприятия по укреплению
психологической устойчивости личного состава, его готовности и способности к
выполнению задач в любых условиях обстановки;
- участвуют в
информационно-психологическом противодействии в интересах поддержания высокого
морального духа личного состава;
- организуют работу по изучению
социально-психологической обстановки в караулах и трудовых коллективах;
- организуют работу психологов,
осуществляют их методическое обеспечение в целях изучения психологического
климата в коллективах, снятия психологической напряженности, предупреждения
негативных явлений;
- участвуют в психологической
подготовке личного состава в интересах готовности караулов к выполнению
поставленных задач.
Основные усилия в психологической работе
сосредотачиваются на:
- изучении психологических
особенностей личности осужденного;
- формировании в коллективах здорового
морально-психологического климата;
- профилактике негативных проявлений в
поведении личного состава;
- снятии психологических нагрузок;
- организации работы по
психологической адаптации молодого пополнения;
- проведении профессионального
психологического отбора кандидатов, поступающих на службу в УИС;
- осуществлении комплексного подхода,
с участием в психолого-педагогическом воздействии на высший начальствующий
состав, медицинских работников, юристов и других специалистов.
Основные функции психологической
службы
1. Диагностическая - заключается в
постановке психологического диагноза и написании психологического портрета на
основании углубленного, объективного и всестороннего изучения личности с целью
выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, условий
формирования; выявления лиц, относящихся к "группе повышенного
внимания" и требующих постановки на профилактический учет психолога;
изучения социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и
т.п.), динамики социально-психологических явлений и состояний.
Реализуется посредством применения специальных
психодиагностических методов (тестирование, изучение документов, беседа,
наблюдение и др.) изучения личности и/или группы и психологических алгоритмов
обработки и интерпретации полученной информации.
Диагностические мероприятия производятся в
соответствии с примерным перечнем психологических методик, рекомендованных для
использования в деятельности психологов (Рисунок 1).
. Консультативная - направлена на
оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических
проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и
проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение
служебных задач с учетом психологических факторов.
. Психокоррекционная - заключается в
целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных
ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и
самоконтроля, формировании необходимых навыков и умений в сфере общения,
коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к
неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим
и конфликтным ситуациям).
. Прогностическая и психопрофилактическая
- состоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке
перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном
предупреждении межличностных конфликтов, эмоционального выгорания, суицидов,
иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и
обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой
и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами.
. Просветительская - заключается в
повышении уровня психологической культуры и компетентности персонала, формировании
у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с
психологической службой, обучении их профессионально значимым психологическим
навыкам и методам работы, умению грамотно использовать информацию и
рекомендации, полученные от психолога, а также в распространении необходимых
психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и
формировании у них доверия к психологу и позитивного отношения к его
деятельности.
Для обеспечения реализации данной функции
сотрудники психологической службы проводят лекции, беседы, занятия в системе
служебной подготовки, используют иные формы пропаганды психологических знаний.
. Исследовательская - направлена на
самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими
учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной
психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в
местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик
изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и
группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным
направлениям деятельности психологической службы.
2.
Работа
с личным составом
Изучение психологических качеств сотрудников в
исправительном учреждении осуществляется с использованием всего комплекса
методов психологических исследований:
- анализа документов;
- биографического метода;
- психологического тестирования;
- анкетирования;
- психодиагностической беседы;
- обобщения независимых характеристик;
- анализа результатов деятельности;
- наблюдения;
- экспертного опроса.
После ознакомления со структурой и функциями
психологической службы в Исправительных учреждениях и анализа ее работы мною
было проведено тестирование личного состава молодого пополнения для определения
их типа темперамента. Тестирование проводилось
на основании пособия, которое составили сотрудники кафедры прикладной
психологии и социологии ПГУПСа М.В.Иванов, А.С.Кармин, В.Е.Сараева, А.А.Отюгов,
Х.Э.Штейнбах. психологический служба исправительный
учреждение
Также совместно с психологом учреждения был
проведен еще ряд тестов с личным составом для выявления коммуникативных и
организаторских склонностей, а именно: умение четко и быстро устанавливать
товарищеские контакты, участие в групповых мероприятиях, умении влиять на
людей, стремление проявлять инициативу. Регулярное проведение подобных тестов
позволяет психологу части хорошо ориентироваться в морально-психологической
обстановке, знать ее особенности и учитывать её в построении практических
гипотез. Быть в курсе проблем, возникающих в коллективах, способствовать
улучшению психологического климата в коллективах подразделений, находить
решения проблем, создавать более комфортные условия деятельности, выявлять и
раскрывать потенциал каждого сотрудника и коллектива в целом.
Также психолог может проводить консультации,
т.е. особым образом организованное общение с личным составом учреждения и их
начальствующим составом или их группами. Чаще всего психолог консультирует:
начальников подразделений и их заместителей по КиВР. Следует отметить, что в
консультировании психолог имеет дело со здоровым человеком.
В консультации выделяют несколько этапов:
установление контакта с консультируемым, определение запроса и постановка
проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы. Таким образом, во
время консультации психолог помогает решить многие вопросы.
Социально-педагогическая деятельность психолога
заключается в реализации им комплекса различных мер, направленных на личностное
развитие и саморазвитие сотрудников, педагогическую коррекцию поведения,
нормализацию взаимоотношений в коллективе, обеспечение социальной защиты.
Главной направленностью этого вида деятельности является содействие
саморазвитию личности и формированию индивидуальности человека. Поэтому задача
социально-педагогической деятельности специалиста - поддержать, стимулировать и
обеспечить условия развития способностей каждого сотрудника.
Рассмотренные выше функции являются основными в
работе психолога Исправительных Учреждений.
Заключение
Современное состояние Исправительных
Учреждений Российской Федерации, (ИУ) многих других государств, свидетельствует
о необходимости и высокой значимости в их жизни и деятельности органов
психологической службы. В штаты Исправительных Учреждений включены психологи.
Проанализировав сделанную мной работу в период
учебно-ознакомительной практики, можно сделать вывод, что я выполнил
поставленные цели и задачи, а также выделить следующие положительные моменты в
работе:
1) Достаточно высокий уровень эффективности
работы психологической службы в данном учреждении
2) Доброжелательные и доверительные
отношения между сотрудниками младшего начальствующего состава службы и
начальниками подразделений.
Но выявлены и некоторые негативные моменты:
1) Сложность проведения диагностической работы
со всеми сотрудниками, слишком большое количество.
2) Низкий уровень оснащенности
деятельности: отсутствие оборудованного кабинета с современными
диагностическими и коррекционными средствами.
Для устранения вышеописанных отрицательных
моментов в работе психологической службы можно порекомендовать следующее:
) Выделить и оборудовать кабинет для
групповой работы психолога.
) Подать заявки на
материально-технические средства в довольствующие органы тыла.
1. Прохождение
учебно-ознакомительной практики помогло мне составить более полное и цельное
представление о структуре и функциях психологической службы Исправительных
Учреждений, и познакомиться с содержанием работы психолога с личным составом,
активно участвовать в групповых психокоррекционных с сотрудниками в качестве
наблюдателя и ко-тренера. Принимать участие в укреплении
материально-технической базы психологической лаборатории. Обучиться навыкам
проведения углубленного обследования личности и написания заключения.