Манипулирование в современной российской прессе для детей младшего школьного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Манипулирование в современной российской прессе для детей младшего школьного возраста

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Высшая Школа Журналистики и Массовых Коммуникаций

Кафедра теории журналистики



манипуляция суггестивный периодический издание дети


Курсовая работа по дисциплине

"Психология massmedia: приемы манипулирования и защиты"

"Манипулирование в современной российской прессе для детей младшего школьного возраста"


Работу выполнила

студентка 3 курса 1 группы ПП

Коновалова Ирина

Научный руководитель:

канд. филол. наук, доцент

Гришанина Анастасия Николаевна

Санкт-Петербург

год

Оглавление

Введение

Часть 1.

Манипуляция

Манипуляция в СМИ

Детская психология

Пресса для детей

Часть 2.

Анкетирование

Анализ изданий

Вывод

Список использованной литературы

Введение

Проблема детской прессы в современности стоит очень остро. После распада СССР распалась и система детской периодики, остановилось государственное финансирование этих изданий. Как результат исчезли многие газеты и журналы, воспитывавшие целые поколения, а на смену им пришли развлекательные издания западного образца. Детская журналистика практически умерла, так как в новых СМИ почти не содержится текста и даже хорошей фотографии, их основу составляют картинки, комиксы, задания. Как подобная пресса влияет на подрастающее поколение? Что следует предпринимать родителям, чтобы оградить ребенка от нежелательной манипуляции?

Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать запросы аудитории в возрасте 6-10 лет, выявить наиболее популярные среди младших школьников издания, выявить задачи и способы манипуляции, проанализировать их эффективность. Задачи: изучить научную литературу по вопросам манипуляции в СМИ, детской психологии (в особенности психологии младшего школьного возраста), детской журналистики, провести анкетирование среди школьников, проанализировать наиболее популярные издания, выявленные опросом.

Часть 1.

Манипуляция

Слово "манипулирование", или "манипуляция" ведет свое происхождение от латинского слова manipulare, в своем первоначальном содержании означает в совершенно позитивном смысле "управлять", "управлять со знанием дела", "оказывать помощь" и т. п. В современной литературе под манипуляцией, или манипулированием, понимается искусство управлять поведением с помощью целеустремленного воздействия на общественную психологию, на сознание и инстинкты человека.

Под манипулированием следует понимать специфическую форму духовного воздействия, которое выражается в форме скрытого, анонимного господства, осуществляемого "ненасильственным" образом.

Формирование конформистского образа мышления происходит вследствие растущей бюрократизации всей общественной жизни, причину которой они видят непосредственно в техническом прогрессе. Техника порождает предприятия и организацию с большим числом людей, каждый из которых выполняет определенную функцию; в этих условиях неизбежно возникает бюрократия как средство управления производственной и общественной жизнью.

Поскольку бюрократия требует специальных знаний и в связи с тем, что она действует тотально, она ускользает от общественного контроля и становится самоцелью, человек же превращается в ее средство. Не человек действует, а "человеком действуют". Он становится средством, моментом в деятельности безликих, анонимных бюрократических сил. В этих условиях возникает чувство беспомощности, появляется представление о себе как о "маленьком человеке", порождающее и развивающее конформизм. "Маленький человек" только тогда обретает уверенность, когда поверит в добродетель сил, им манипулирующих. Эту компенсацию чувству беспомощности приносят и средства массовых коммуникаций. Они сообщают человеку, кем он является, и дают ему ощущение тождества с предлагаемыми образцами; они сообщают ему, чего он хочет, они дают ему желания; они рекомендуют ему, как добиться того, чего он хочет. Массовые средства общения "втискивают" человека в рамки твердых шаблонов и создают у него ощущение уверенности и надежности. Но одновременно в людях, захваченных внушающей силой этих медиумов, уменьшаются индивидуальные умственные способности, унифицируются интересы, чувства и мышление, что в еще большей степени увеличивает возможность манипулирования их сознанием и поведением.

Манипуляция может быть непреднамеренным заблуждением, хитроумной фальсификацией, утонченным лицемерием, ханжеством окультуренного обывателя и "правдой" предыдущего исторического этапа. Она является эгоистическим обособлением, разрывом, нарушением общности, недоверием, враждебным отношением к другим, не подлинным общением.

Манипуляция часто является двухслойной: она несет и ложное, неверное по своему содержанию сообщение и ложную, превратную, часто противоположную по своему действительному ценностному знаку форму действия. (Например, искусное, изысканно-утонченное, творческое лицемерие - как высшая форма манипуляции).

Необходимо отметить, что мир манипуляций состоит не только из негативных элементов. Есть позитивные манипуляции, ложь во благо, добродетельный обман. Главными добродетельными манипуляциями являются манипуляции в медицине как приемы и способы оздоровления больных методом заблуждения.

Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Так, например, в соответствии с этой мифологией президентская власть находится вне сферы частных интересов. В целях манипуляции прежде всего создается иллюзия беспристрастности президентской власти, ее непричастности к скандальным конфликтам. Глава исполнительной власти всего лишь один из многих (хотя и самый важный) представителей власти, пытающихся представить себя нейтральными, не преследующими никаких целой, кроме всеобщего благоденствия, который служит всем беспристрастно и бескорыстно.

Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации. Тот факт, что средства массовой информации (печать, периодические издания, радио и телевидение) почти без исключения являются деловыми предприятиями, получающими доходы от торговли своим временем или полосами, похоже, нисколько не смущает апологетов объективности и неподкупности информационных служб.

Наука, которая сегодня, более чем любой другой вид умственной деятельности, стала неотъемлемой частью корпоративной экономики, также претендует на ценностный нейтралитет. Система образования от начальной школы до университетского уровня, согласно утверждениям манипуляторов, также свободна от направленного идеологического влияния. Повсюду в социальной сфере к понятиям нейтральности и объективности прибегают всякий раз, когда речь идет о характеристике ценностно-ориентированных, направленных видах деятельности, оказывающих поддержку превалирующей установленной системе.

Манипуляция в СМИ

Следует обратить внимание, что в современном обществе манипуляция массами с помощью средств массовой информации оказываются, на наш взгляд, наиболее действенными по суггестивным воздействиям на аудиторию.

Связано это как минимум с несколькими факторами, основными из которых выступают практически всеохватываемость территории воздействия, а также историческая предрасположенность к вере средствам массовой информации, пришедшая к нам из советского прошлого, а к лицам родившимся позже - филогенетическим путем. Итак, подойдем к методам манипулирования посредством СМИ, рассмотрев способы суггестивного воздействия на массы.

.Принцип первоочередности

Суть данного метода основан исключительно на специфике нашей психики, которая устроена таким образом, что свойственная принимать на веру информацию, поступившую в обработку нашим сознанием первой. Видимо в данном случае срабатывает некий эффект восприятия первичной информации как истиной, тем более что сразу как будто и понять ее противоречивый характер невозможно. Подобный принцип достаточно успешно используется в политических технологиях, когда в адрес конкурента (посредством СМИ) засылается некий обличительный материал (компромат), тем самым: а) формируя у избирателей негативное мнение о нем; б) заставляя оправдываться.

. "Очевидцы" событий.

Довольно распространенный обман, применяемый с целью воздействия на аудиторию в нужных манипуляторам целях, когда находятся якобы очевидцы событий, которые с необходимой искренностью сообщают информацию заблаговременно переданную им манипуляторами, выдавая ее за свою собственную.

. Образ врага.

Подобный метод манипулирования зачастую наиболее успешный, так как в данном случае, путем искусственного создания угрозы и вследствии этого накала страстей, массы уже как бы изначально погружаются в состояние схожие с ИСС (измененными состояниями сознания). В советские времена ложно формируемый образ врага позволял значительную часть ВВП (валового внутреннего продукта) расходовать на оборонное ведомство, искусственно создавая в стране дефицит определенных товаров для населения.

. Смещение акцентов.

Происходит некое сознательное смещение акцентов в подаваемом аудитории материале, когда происходит смещение акцентов, и что-то не совсем желательное для манипуляторов преподносится на втором плане, а наиболее явно высвечивается необходимое им.

. Использование "лидеров мнений".

В данном случае какие-либо манипуляции массовым сознанием происходят исходя из распространенного убеждения между манипуляторами, что при совершении каких-либо действий покупательного или подражательного характера индивиды ориентируются на т. н. лидеров мнений. Причем чаще всего обстоит дело так, что для отдельных секторов медиа-масс-аудитории существуют и свои лидеры мнений. Известно, что подобную форму манипулирования достаточно активно используют и в СМИ и в обычной жизни.

. Переориентация внимания.

В данном случае становится возможным преподать практически любой по накалу эмоциональной составляющей материал, но при этом не вызвать ожидаемой бури страстей. В этом случае становится возможным преподносить практически абсолютно любой материал, не опасаясь его нежелательной (негативной) составляющей.

. Эмоциональное заряжение.

Технология манипулирования в данном случае основана на таком свойстве психики индивида, как эмоциональная заражаемость. Подобный эффект манипуляции достаточно активно применяется во время различных реалити-шоу, когда участники словно бы изначально говорят на повышенных тонах и демонстрируют порой значительное эмоциональное возбуждение, что заставляет смотреть за перипетиями демонстрируемых ими событий, сопереживая вслед главным героям.

. Показная проблематика.

В зависимости от подачи одних и тех же материалов можно добиваться различных, порой противоположных мнений у аудитории. При этом, конечно же, сама истина уже как бы отходит на второй план. Известно, что ежедневно в стране происходит множество событий. Однако зачастую происходит так, что какие-либо события демонстрируются достаточно часто, много раз, и на различных каналах; тогда как что-то другое, что наверняка тоже заслуживает внимание для донесения информации об этом до аудитории - уже как бы сознательно не замечается.

. Недоступность информации.

Данный принцип манипулятивных технологий еще называют информационной блокадой. В современным СМИ к информационной блокаде видимо следует отнести реальное положение дел, происходящих в ряде территорий входящих в состав страны и за ее пределами из числа бывших республик бывшего союза, а также многочисленных материалов, представляющих реальное положение на территории страны, ну и многое другое.

. Удар на опережение.

Вид манипуляции, основный на заблаговременном выбросе негативной для основной категории людей информации или компромата для конкурирующей группировки в сфере политвыборов, когда данная информация вызывает максимальный резонанс, чтобы оптом, ко времени последующего поступления информации и необходимости принятия непопулярного решения аудитория устала от протеста и уже так не реагировала.

. Ложный накал страстей.

Способ манипулирования масс-медиа-аудиторией, когда используется ложный накал страстей за счет преподнесения якобы сенсационного материала, в результате чего психика индивида не успевает должным образом среагировать, создается ненужный ажиотаж, и преподносимая манипуляторами информация оказывается в фаворе при оценке ее индивидами. Другими словами, создается ложный лимит времени, за который получаемая информация должна быть оценена, что зачастую приводит к тому, что она практически без купюр (со стороны принципа реальности; т. н. тестирования реальности) попадает в бессознательное индивида; после чего оказывает влияние на сознание, искажая сам смысл полученной информации, а также занимая место для получения (и соответствующей оценки) информации более правдивой, и может быть на самом деле необходимой индивиду.

. Эффект правдоподобия.

В данном случае основа для возможной манипуляции состоит из известной составляющей психики индивида, когда он склонен верить информации, не противоречащей его внутреннему "Я". Если мы наталкиваемся на информацию, не противоречащую нашему пониманию подобного вопроса, то мы продолжаем получать информацию посредством задействованных органов чувств.

. Эффект "информационного штурма".

. Обратный эффект.

В данном случае происходит такое количество негативной информации в адрес какого-либо деятеля, что эта информация достигает прямо противоположного эффекта, и вместо ожидаемого осуждения подобный деятель начинает вызывать жалость.

. Будничный рассказ, или зло с человеческим лицом.

Рассматриваемый нами тип проведения массовой манипуляции становится возможен, когда информация, которая может вызвать нежелательный эффект, произносится весьма обычным тоном, словно бы ничего странного и тем более страшного не происходит. При длительном характере подобного вещания психика масс-медиа-аудитории значительно притупляется, что практически исключает эмоциональную составляющую, характерную раннее при прослушивании (просматривании и прочитывании) различного рода криминальной информации (информация об убийствах, жестоких изнасилованиях, терактах, и проч.)

. Односторонность освещения событий.

В данном случае манипулятивность применяемой методики направлена на односторонность освещения событий, когда дается высказаться лишь одной стороне процесса, в результате чего достигается ложный (скрытый, манипулятивный) эффект при возможной интерпретации подаваемых в материале событий, фактически подобную интерпретацию исключая.

. Принцип контраста.

Этот вид манипуляции становится возможен, когда необходимая информация подается на фоне другой, изначально негативной, и с отрицательно воспринимаемой большинством аудитории.

. Одобрение мнимого большинства.

Применение данной методики манипулирования массами основано на таком специфическом компоненте человеческой психики как допустимость совершения каких-либо действий (поступков) после изначального одобрения какими-либо другими индивидами. Сам индивид, в большинстве случаев (мы говорим о представителях массы) зачастую достаточно неохотно берет на себя обязательства приемлемости каких-либо руководящих действий со своей стороны. Какая-либо результативность подобного принципа со стороны манипуляторов становится возможной исходя из той же специфики, которая заставляет индивидов объединяться в группы. Находясь в группе, индивид бессознательно склоняется к мысли, что если что-либо одобряется большинством, то значит это больше хорошо, чем плохо.

. Экспрессивный удар.

При реализации, данный принцип должен произвести эффект психологического шока, когда должного эффекта манипуляторы добиваются намеренным транслированием ужасов современной жизни индивидов, что вызывает первую реакцию протеста (за счет резкого повышения эмоциональной составляющей психики), и желание во что бы то ни стало наказать виновных. В данном случае достигается и еще один эффект, когда на фоне произведенного эффекта подается какая-либо необходимая манипуляторам информация, которая уже практически беспрепятственно проникает в бессознательное, а уже оттуда, через какое-то время, и в сознание.

. Ложные аналогии, или диверсии против логики.

Данная манипуляция весьма опасна, т. к. фактически устраняет истинную причину в каком-либо вопросе, заменяя ее ложной аналогией.

. Искусственное просчитывание ситуации.

В этой ситуации, для решения каких-либо задач манипуляторами выбрасывается на рынок множество различной информации, тем самым отслеживается интерес общественности, и информация, не получившая актуальность, в последующем исключается, а оставшаяся преподносится с помощью многочисленных манипулятивных техник для полного достижения манипуляторами запрограммированного успеха.

. Манипулятивное комментирование.

Посредством необходимого манипуляторам акцента освещается то или иное событие.

. Эффект присутствия.

Ссылка на присутствие на каком-либо событии позволяет направить манипулятивную методику на максимальное достижение необходимого результата.

. Допуск (приближение) к власти.

Подобный вид манипуляции имеет достаточное качество различных форм и может затрагивать практически все без исключения стороны жизни, и имеет, по всей видимости, исторические перспективы своего существования (т. е. доставшейся психике современного человека филогенетическим путем).

. Повторение.

Подобный способ манипулирования отчасти достаточно прост и уникален. При этом манипуляторам следует максимально упростить текст и добиться его восприимчивости в расчете на низкоинтеллектуальную публику.

. Правда - наполовину.

Этот метод манипуляции известен достаточно давно, и заключается в том, что публике преподносится только часть достоверной информации, в то время как другая часть, объясняющая возможность существования первой части, манипуляторами утаивается. Например, в 80-х начале 90-х гг. недобросовестными манипуляторами активно муссировалась информация что якобы многочисленные республики СССР кормят Москву, поэтому необходимо срочное отделение их.

Существует также еще определенное количество манипуляций психикой масс посредством средств массовой информации, перечисление которых уже в какой-то степени и излишне, потому как на наш взгляд вопрос в должной мере уже освещен и понятен.

Детская психология

Периодизация детства

В настоящее время можно представить следующую периодизацию детства:

1) кризис новорожденности;

) младенчество (первый год жизни);

) кризис первого года;

) раннее детство;

) кризис трех лет;

6) дошкольное детство;

) кризис семи лет;

) младший школьный возраст;

) кризис 11 -12 лет;

10)подростковое детство.

Некоторые психологи в последнее время вводят в периодизацию детства новый период - раннюю юность.

Периодизация детства - проблема, прямо связанная с законом развития ребенка, с пониманием движущих сил этого развития. Существуют две системы отношений человека: отношений к вещам и отношений к человеку, к людям. Рассмотрим основные типы деятельности ребенка и поставим каждому из них в соответствие ту систему отношений, с которой они имеют дело (обозначения: I-человек - человек; II-человек - вещь):

1) непосредственно-эффективное общениеI

) предметно-манипулятивные действияII

) играI

) учебная деятельностьII

) общениеI

6)профессионально-техническая подготовкаII

Значит, в развитии ребенка существует какая-то периодичность. К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек-человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек-предмет. Это и есть общий закон детского развития, мы назвали его законом периодичности.

Возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Социальная ситуация развития, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие. Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития.

Кризис 7 лет

Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет.

Когда дошкольник вступает в кризис, самому неискушенному наблюдателю бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Все знают, что 7-летний ребенок быстро вытягивается в длину, и это указывает на ряд изменений в организме. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

Восприятие не происходит отдельно от наглядного мышления. Существенная черта восприятия - структурность, т. е. восприятие не складывается из отдельных атомов, но представляет собой образ, внутри которого существуют различные части. Окружающую действительность мы воспринимаем так, как шахматист воспринимает шахматную доску: мы воспринимаем не только соседство предметов или смежность их, но и всю действительность со смысловыми связями и отношениями. У младенца нет осмысленного восприятия: он воспринимает комнату и не воспринимает отдельно стульев, стола и т. д., он будет воспринимать все как нерасчлененное целое, в отличие от взрослого, который рассматривает фигуры, выступающие на фоне.

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый", "я злой", т. е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

.Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.

.К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств.

Ребенок дошкольного возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи. Есть типические формы трудновоспитуемости, которые в дошкольном возрасте еще не могут встретиться.

Всякий шаг в продвижении ребенка меняет влияние среды на него. Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. В переживании, следовательно, дана, с одной стороны, среда в ее отношении ко мне, в том, как я переживаю эту среду; с другой - сказываются особенности развития моей личности. Если дать некоторое общее формальное положение, было бы правильно сказать, что среда определяет развитие ребенка через переживание среды. Внимательное изучение критических возрастов показывает, что в них происходят смены основных переживаний ребенка.

Кризисы имеют внутреннее происхождение, заключаются в изменениях внутреннего характера. За всяким переживанием стоит реальное динамическое воздействие среды в отношении к ребенку. Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту.

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст - это важный период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Вторая особенность этой деятельности - приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Учебная деятельность имеет следующую структуру: 1) учебные задачи, 2) учебные действия, 3) действие контроля, 4) действие оценки.

Важное место в общей структуре учебной деятельности занимают еще действия контроля и оценки, которые позволяют школьникам тщательно прослеживать правильное выполнение только что указанных учебных действий, а затем выявить и оценить успешность решения всей учебной задачи.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим.

После младшего школьного возраста наступает критический период в 11 -12 лет, а затем подростковый возраст и ранняя юность.

Наиболее проблемным для родителей является младший школьный возраст, когда главные трудности родителей связаны с учебной деятельностью ребенка. В младшем подростковом возрасте продолжается рост проблем во взаимоотношениях матери и ребенка, которые выходят на первое место. Параллельно с этим наблюдается очередной скачок проблем во взаимодействии с другими людьми с резким повышением соперничества, которое в этом возрасте занимает первое место.

Картина социальной ситуации развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту характеризуется изменениями в системе отношений взрослых к ребенку, с одной стороны, и ребенка к самому себе, своему месту в мире взрослых, с другой.

Родители, воспитатели, все окружающие сознательно или стихийно перестраивают свое отношение к будущему школьнику, как бы транслируют объективные требования к нему со стороны общества в целом. Поступая в школу, ребенок впервые непосредственно сталкивается с более широкой социальной действительностью, организация которой принципиально отличается от семейной и по преобладающей деятельности, и по формам общения.

Пресса для детей

Холмов пишет: "Газеты и журналы для детей являются составной частью общей системы средств массовой информации и пропаганды. <…> Детская периодическая печать после победы Великого Октября помогала решать задачи, которые стояли перед страной в сферах политической, экономической, педагогической". И далее о дореволюционных изданиях: "Передовая критика считала необходимым воспитывать гражданственную позицию юных читателей на конкретных примерах, взятых из окружающей действительности".

В настоящее время вся воспитательная функция детских журналов сведена на нет. Ее подменяет функция развлечения.

Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду. Воспитательную среду составляют в том числе и периодические издания. Через них воспитанием ребенка могут заниматься люди высокообразованные, владеющие словом, но по какой-то причине не составляющие ближайшего окружения ребенка. Вдохновляется человек человеком. Вдохновение есть не состояние сумасшествия, блаженства или соперничества, а оно есть состояние горения, переживания мук творчества и чувства отдачи. Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными.

Детская пресса должна быть именно такой личностью, должна нравится и одновременно учить. Должна быть проводником как передовых знаний, так и духовных качеств.

Часть 2

Практическая часть разбита на два этапа:

.Анкетирование. Обработка анкет. Выявление наиболее популярных изданий

.Анализ 3 наиболее популярных изданий.

Анкетирование

Анкета в том виде, в котором она была предложена опрашиваемой аудитории, содержится в приложении.

Анкетирование проводилось среди учеников 1-3 классов Средней Общеобразовательной Школы номер 504 Кировского района, а также других детей в возрасте 7-9 лет, в том числе еще не поступивших в школу. Всего было сделано 100 анкет, часть была распространена через завуча начальной школы в вышеозначенном учебном заведении, часть среди знакомых у которых есть дети нужного возраста. Было возвращено 32 анкеты, две из них не были заполнены, потому выпадают из списка и остается 30 анкет. Таким образом получается, что отклик составил 30%. Кроме тех людей, которые просто проигнорировали опрос, стоит включить и детей, которые не донесли анкету до дома, забыли передать родителям, забыли или не смогли вернуть учителю.

Анкета разделена на две части: для детей и для родителей. Часть для детей содержит наиболее простые вопросы, на которые дети могут дать короткие исчерпывающие ответы, а также творческое задание, призванное раскрыть подсознательные стремления. Часть для родителей содержит вопросы, на которые необходимо дать более обдуманный ответ. Это результаты наблюдения за ребенком, анализ собственных мотивов, пожелания. Анкета, кроме всего прочего, призвана выявить, насколько соотносятся взгляды ребенка и родителя на один и тот же предмет - детскую прессу.

Итак, первый вопрос звучал как "Какие детские газеты и журналы нравятся тебе больше всего?" Вопрос специально содержит глагол "нравится" вместо "читаешь" или "выписываешь", так как необходимо выявить именно привязанности, а нравиться ребенку может и тот журнал, который он дома не держит, но видит у своих друзей и одноклассников. Здесь можно было назвать несколько изданий. Здесь и для всех последующих вопросов будет выстроена система мест, на каждом из них может находится одно или несколько наименований или качеств, набравших одинаковое количество голосов, превышающее 2. Те же ответы, что набрали 2 упоминания, будут перечислены в конце, набравшие 1 не будут упомянуты, как возможно единичные и случайные, не отражающие общей картины.

Наиболее популярные среди детей издания:

I.Winx - 9

II.Тачки - 4.Скубиду - 3

Смешарики, Головоломки и тесты, Классный Журнал, Страж Смешариков (непонятно, что это за издание, упоминаний о нем в интернете нет), Черепашки ниндзя, Непоседа.

Абсолютным лидером здесь является журнал Winx. Тем не менее журнала под таким названием не существует, есть журналы WINX Клуб крутых девчонок и WINX Школа волшебниц, какой из них имелся ввиду, выяснить не представляется возможным, потому исследоваться будут оба. К сожалению возраст целевой аудитории не указан ни в Интернете, ни в выходных данных обоих изданий. Вторым по популярности журналом неожиданно оказались Тачки. Неожиданно, поскольку предназначен для детей 4-7 лет. Вероятно, ответившие учатся в 1 классе, что составляет около четверти всех сдавших анкеты. Процент читателей Тачек среди учеников 1 класса следовательно выше и по популярности среди своей аудитории он может поспорить с Winx. Третье место занял журнал Скубиду. Ситуация с ним аналогична той, что возникла с первым изданием: нет журнала с конкретно таким названием, но существуют "Приключения Скуби-Ду" и "Scooby-Doo! Великие тайны мира". Первый рассчитан на аудиторию 7-14 лет, второй - 8-11 лет. Подробнее об этих трех изданиях будет рассказано во второй части исследования.

Не меньшей популярностью пользуется журнал "Смешарики", два раза упомянутый "Страж Смешариков" не упомянут нигде, так что можно приписать его к первому изданию. Он рассчитан на детей 3-5 лет. "Классный журнал" уже больше подходит изучаемой возрастной группе, он характеризуется как развивающий, игровой, аудитория: 7-11 лет, содержание: наука, спорт, кино, комиксы, игры. Примерно такие же характеристики и у "Непоседы". Упомянут был журнал Черепашки-ниндзя, его реальное название: "Черепашки-ниндзя. Боевая четверка".

Что больше привлекает в журнале детей:.Рассказы - 7.Головоломки - 6.Вопросы, комиксы - 5.Сборные модели, кроссворды - 4.Игры, статьи - 3

Правила игр, кулинарные рецепты, раскраски.

Приятно порадовало то, что дети среди прочих прелестей журналов называли рассказы и статьи, причем рассказы даже вышли на первое место по популярности. На втором месте по популярности головоломки и разные вопросы, задания. Из этого можно сделать вывод, что ребенка в начальной школе уже больше привлекает чтение, чем рассматривание картинок и даже игры. Этот факт подтверждает утверждение многих исследователей детства о том, что начало школьного обучения в данный период обосновано новыми потребностями детей и особенностями их психики в 7-10 лет. Обучение чтению, математике, изучение окружающего мира в этот период наиболее продуктивно и кроме того еще и востребовано самим ребенком, который стремится познавать. Игры и раскраски теряют свою популярность, но остаются среди востребованных, возрастает роль комиксов. Комикс - это и картинка и текст, по нему можно учиться читать без особых усилий, для выбранной возрастной группы они подходят, Однако нужно следить за тем, чтобы чтение комиксов постепенно переходило в чтение более крупных текстов, а не приучало к восприятию текстовой информации исключительно в связи с картинкой.

Чему, по мнению детей, их учит пресса:.Логическому мышлению - 8.Взаимопомощи - 4.Умению изготавливать поделки и готовить - 3

Игре в шахматы, решению задач, любви к природе.

Мо многих анкетах в разных формулировках встречалась способность логически мыслить: думать, логике, мыслить. По-видимому детские журналы, какой бы направленности они ни были, выполняют свою функцию - обучение детей мышлению, либо сами дети вычленяют из всей информации именно ту, что их обучает. Второй по популярности ответ - взаимопомощь. Это качество встречается у героев мультфильмов, которые стараются пропагандировать дружбу, смелость, взаимовыручку. Это действительно важная функция, однако она относится к сфере элементарных межличностных отношений, которые дети должны усваивать предыдущий возрастной период, а именно в детском саду. Поэтому радоваться, что ребенок учится у журналов помогать другим не стоит, это хорошо, но это не прогресс, если наряду с этим утверждением не стоит другого, а возраст ребенка уже порядочно отошел от детсадовского, то стоит задуматься о смене состава детского чтения. Стремление делать что-то руками, особенно если сложность задач год от года возрастает, очень важно в любом возрасте, это развивает как мелкую моторику, так и логическое мышление и подталкивает к творчеству.

На кого из героев журнала дети хотят быть похожи:

Блум - 4

Крош, Лейла, Жукабра, Молния Маквин (очень большой разброс, почти не повторяются персонажи).

Персонажи, которых называли дети, очень разнообразны, почти никто не упоминался дважды. Можно сказать, что у детей на самом деле нет общих любимчиков в этот период и коллектив не так сильно влияет на их жизненную ориентацию. Стоит отметить, что среди упомянутых единожды персонажей встречались не только герои мультфильмов, но и исторические лица, такие как Александр Невский у мальчика, читающего журнал 100 битв. Героя ребенка создает именно текст СМИ, и то, как он подает персонажа, может определить преференции ребенка на многие годы вперед. Например, если бы ребенку дали почитать отрывок из учебника об Александре, то он бы вряд ли загорелся желанием стать похожим на этого великого полководца, а текст журнала видимо рассказывал не только сухие факты, что и привлекло мальчика. Нужно уметь подавать материал о людях и тогда не только герои мультфильмов станут примерами для подражания подрастающего поколения.

Однако есть один персонаж, который упоминается 4 раза, это Блум из Winx, главный персонаж одноименного сериала и ее популярность связана, по-видимому, именно с ним. Остальные популярные герои: Крош, Лейла, Молния Маквин - также персонажи мультфильмов. Из ряда выделяется Жукабра, героиня "Классного журнала". На сетевой странице издания этого персонажа характеризуют так: "Жукабра. Инопланетянка. 9234 года. По земным меркам 9 с половиной лет. Ходит в школу. У неё четыре лапы. И Жукабра любит, когда в каждой лапе у неё по мороженому, а лучше по два...". Это один из действительно журнальных персонажей, на которого хотят равняться дети, к сожалению, она скорее доброе и умное исключение из правил.

Качества, которые несут персонажи, по мнению детей (иначе: ценности):.Доброта, красота - 5.Сила, веселье - 4.Ум, волшебство, взаимопомощь, храбрость - 3

Любовь к природе, справедливость, главенство, скорость.

Среди ценностей стоит особо выделить два: красота и сила. Эти два качества всегда ценились как основные признаки женщины и мужчины. Девочки чаще всего пишут про красоту и это не удивительно, а мальчики про силу. Но в нашем опросе сила оказалась признаком не только мужских персонажей, но часто даже женских, под силой подразумевалась магия. Утверждение о том, что женщина тоже должна быть сильной находит отклик и у детей, это общая тенденция времени. Доброта делит первое место с красотой, что немаловажно, однако, что подразумевают дети под добротой, еще неизвестно. Ум к сожалению только на третьем месте наряду с волшебством. Систему детских ценностей можно выстроить так: "Нужно быть добрым и красивым, хорошо еще быть веселым и сильным, а еще иногда умным храбрым волшебником, который всегда приходит на помощь, и было бы неплохо, чтобы я был самым главным, самым быстрым, тогда бы я судил всех по справедливости и любил природу".

Издания, которые чаще всего выбирают родители для детей (не только периодика):.Книги - 7

II.Winx - 4.Скубиду, журналы про животных; то, что нравится ребенку; все равно что - 3

Классный журнал, энциклопедии

А вот родители, в отличие от детей проигнорировали вопрос о прессе и чаще всего писали о непериодических изданиях либо вовсе не называли их, а писали просто "что хочет", "все равно", "что-нибудь про животных". Больше всего родителей ответили, что читают своим детям только книги и рекомендуют книги, хотя дети при этом писали в ответах журналы. Среди журналов первенство держит опять-таки Winx, на втором месте Скубиду, также упомянут "Классный журнал". Из этого можно сделать вывод, что родители все же покупают детям чаще то, что дети хотят.

Как издания попадают к читателям. Три варианта ответа, возможно выбрать несколько..Покупка в ларьках - 28.От других людей - 3.Подписка - 2

Вывод однозначен - почти все журналы приобретаются в ларьках, подпиской почти никто не пользуется. Значит причиной покупки становится чаще яркая обложка, а не осознанный выбор. Ведь подписку на несколько месяцев можно оформить только на то издание, которое человек хоть как-то знает и уверен, что хочет получать именно его. Покупка совершается по импульсу, подписка же осознана.

Инициатор приобретения. Те же условия.Ребенок - 14.Ребенок и родитель - 12.Взрослый - 3

Чаще всего просят купить журнал дети, иногда к их желанию присоединяются родители, сами же они редко становятся инициатором подписки, видимо из-за недоверия детским изданиям.

Что привлекает детей, по мнению родителей:

I.Игрушка в приложении - 9

II.Известные герои - 8.Красочные иллюстрации - 7.Реклама по телевизору - 5.Интерес к теме издания - 4.Увлекательные истории, яркая обложка - 3

Интерес сверстников к изданию, интересные факты, сканворды.

Родители считают, что детей привлекает чаще всего игрушка в приложении к журналу, известные герои и красочные иллюстрации. Однако, если вспомнить результаты опроса детей по поводу того, что им в журнале больше всего нравится, то ни одно из утверждений родителей сюда с ними не совпадает, за исключением интересных историй и фактов. Может быть два объяснения такого расхождения в ответах: дети на самом деле не понимают, что их привлекло; родители на самом деле не понимают, что привлекает детей. Не стоит списывать со счетов яркую обложку и узнаваемых героев, но если за глянцевой картинкой нет ничего интересного, то ребенок второй раз уже не купится.

Что привлекает родителей в изданиях для детей:

Познавательность - 7

Игрушка в приложении, интересная тема, развивающие задания, практическая полезность знаний, качество полиграфии.

Почти все родители ищут в детских журналах познавательность и полезность, некоторые из них также как и дети берут издание из-за игрушки, некоторые - из-за качества полиграфии. Почему вдруг полиграфия стала определяющим фактором покупки, написано ниже.

Журналы, которые читали родители:.Мурзилка - 12.Веселые картинки - 9.Юный натуралист - 4.Костер, Пионер - 3

Крокодил.

Отличия, по мнению родителей, старой детской прессы от новой:.Менее красивая - 9.Больше идеологии, русских персонажей, текста, просто другое время - 3

Более скучная, более добрая, не было рекламы, хуже качество бумаги

Итак, поклонники "Мурзилки" и "Веселых картинок" выросли и видят новое поколение периодических изданий для детей. Первое, что они отмечают - пресса стала красивее. Видимо многим в советские годы не хватало красочных иллюстраций на хорошей бумаге, а теперь их в каждом журнале предостаточно. Кажется, если бы сейчас на прилавках появились старые издания наряду с новыми, то старые, страшные дети бы не стали читать. Родители очень плохого мнения о собственных детях. Да, взрослые видели издания страшнее и делают выбор в пользу красивых, а дети видят издания глупее и почти без историй и рассказов (которые, напоминаю, дети указали среди наиболее интересного в прессе) и сделали бы выбор в пользу интересных текстов. Конечно, эти тексты необходимо адаптировать для младшего школьного возраста, а не давать сразу сложные новеллы, напечатанные к тому же мелким скучным шрифтом.

Копирует ли ребенок поведение героев. Варианты да и нет, при ответе да - вопрос беспокоит ли это..Нет - 22.Да: 8.Не беспокоит - 6.Беспокоит - 2

Три четверти детей, судя по опросу, уже не копируют персонажей, а оставшаяся четверть делает это умнее, чем в детском саду, так как только двух родителей беспокоит поведение. Период подражания прошел в дошкольный период, теперь детей чаще волнует то что делают персонажи, а не как они себя ведут.

Требует ли ребенок покупать предметы, связанные с тематикой и героями журнала:.Да, иногда - 16.Нет - 10.Да, часто - 3

Сами родители покупают, дарят другие люди.

Видимо, что дети требуют игрушки только время от времени. Причиной может быть дороговизна предметов с эмблемой. В этом возрасте дети уже понимают, что родители не всегда могут позволить себе такие покупки.

Узнает ли что-то новое ребенок из издания. Варианты да и нет..Да - 26.Нет - 3

В большинстве своем родители считают, что журналы познавательны и учат ребенка чему-то новому.

Узнают ли что-то новое родители. Те же условия..Нет - 15.Да - 13

А вот ответы родителей разделились примерно пополам, немного преобладает вариант "нет". Это говорит о том, что родители в половине случаев читают журнал вместе с ребенком и находят в нем что-то и для себя. Один из ответов был дополнен словами "мир детства". То есть родители в отличие от детей узнают скорее не новые факты, а то, чем живут дети, чем они увлекаются, так взрослый может вернуться в мир детства.

Отвлекает ли чтение от выполнения домашних обязанностей и учебы. Все ответы - нет.

Это очень неожиданно, так как увлекательное чтение способно заставить позабыть о многом, здесь же такой тенденции не наблюдается. Часть родителей аргументировала ответ тем, что они сами пристально следят за занятиями ребенка: "сперва уроки, потом развлечения". Но был и очень любопытный ответ о том, что ребенок не увлекается, так как увлекаться нечем, информации ноль, прочел за полчаса и больше журнал не интересует.

С кем ребенок читает журнал:.Один - 22.Со взрослым - 19.В компании - 10

К 7 годам большинство детей уже неплохо читает и способно делать это без родителей, хотя чтение со взрослым все еще сохраняет свои позиции. Пока компания не играет такой важной роли в жизни детей, все изменится в противоположную сторону в подростковый период. Пока же интереснее заниматься чем-то самостоятельно.

Пожелания издателям от родителей:.Снизить цену - 8.Сделать меньше рекламы; больше писать о том, что касается России (история, персонажи); давать больше текста - 3

Как видно из результатов опроса, чаще всего встречается пожелание снизить цену. Родителей чаще всего беспокоит именно материальная составляющая, никто не хочет тратиться на журналы, их цена в киосках колеблется от 100 до 200 рублей, чаще всего 160-180. При этом качественные журналы для взрослой аудитории могут стоить до 50 рублей. Можно сослаться на то, что взрослые издания зарабатывают в основном на рекламе, в детских же рекламы нет. Это не правда, в детских журналах достаточно рекламы, причем она по оформлению может даже не отличаться от дизайна основных страниц. Популярные детские журналы чаще всего переводные, качество их текстов оставляет желать лучшего, а картинки вставлены из архива, причем могут неоднократно повторяться в одном номере. Иными словами такое издание являет из себя ужасную "халтурную" работу. Создается впечатление что ее делал один человек за пару дней. Одному человеку много платить не надо, это не штат из пары десятков профессиональных журналистов, фотографов, художников. Так что цена действительно неоправданна. Детская пресса является частью системы воспитания и образования, это прекрасно понимали в СССР, но не могут принять в России. Эти СМИ должны финансироваться из центра, из налогов граждан, только тогда мы сможем получить действительно хорошую прессу.


Анализ изданий

Начнем с самого популярного журнала, обозначенного как Winx, в реальности же это WINX Клуб крутых девчонок и WINX Школа волшебниц. По составу и оформлению они очень похожи, нет никаких отличий, кроме разве что объема. На этом основании можно выявить общие характеристики.

В первую очередь бросается в глаза обложка, она выделяется на фоне остальных на витрине киоска своей розово-голубой гаммой. Это журналы для девочек, больше никакой информации об аудитории нет ни в сети ни в выходных данных. Крайне сомнительный по содержанию журнал, с непонятной целевой аудиторией.

Персонажи - феи из мультфильма, по информации фан-сайта им от 16 до 21 года, у девушек гипертрофированы вторичные половые признаки, за исключением груди: очень широкие бедра, осиная талия, крайне длинные ноги. Одеваются героини как женщины легкого поведения, разве что чулок в сеточку не носят: открытый живот, короткие юбки, туфли на шпильках или платформе. На рисованных девочках с нереалистической фигурой выгладит это все нормально, но когда маленькие читательницы пытаются одеться также выглядит это глупо и несуразно: у девочек до 12 лет детский круглый живот, а не талия, крутых бедер нет. Тут-то девочки и начинают комплексовать, не важно, что мультипликационным героиням за 16, читательницы и зрительницы не воспринимают их как старших.

Поведение персонажей в комиксах также вызывает много вопросов. Видимо авторы этих текстов посчитали, что девочкам интересно все то же что и женщинам, а именно: мода, отношения, парни. У младших школьниц нет и не может быть парней, это противоречит возрастным запросам, до полового созревания интерес к противоположному полу должен возникать только в связи с дружбой. Так как полового влечения еще нет, то дети пытаются копировать внешность отношений между взрослыми, причем не самые лучшие стороны и помогают им в этом подобные журналы. В одном из комиксов несколько страниц описывается сложная любовная история героев. Все бы ничего, вот только героев много и все они запутались кого на самом деле любят, они расстаются, бросают партнеров, заигрывают с разными людьми, пристают друг к другу. Это ли образец любви, который нужно показывать детям? Какие модели поведения навязываются маленьким девочкам?

Но кроме комиксов здесь содержатся еще и тесты, статьи. Одно из заданий звучит так: "назови, на каком КОНТИНЕНТЕ живут животные, изображенные на фотографиях". Ответы в конце: "Европа, Китай, Океания, Америка". Любой образованный человек скажет, что здесь нет ни одного континента. Образованный ребенок будет введен в заблуждение. Статья рассказывает о том, как по обуви определить характер человека, потом идет информация о мифологическом и зодиакальном гороскопе, венчает все это таблица любовной совместимости знаков зодиака. Хочется оставить все это без комментариев, но придется делать вывод. Вывод печален: из девочки с еще незамутненным сознанием делают глупую и гордящуюся своей глупостью девушку, у которой все интересы крутятся вокруг парней. В 7 лет девочки уже мечтают о мальчиках, еще не понимая, зачем они нужны, но видя, что мальчики и разные с ними отношения это часть той жизни, которая им так нравится.

Рекламы в журнале достаточно много. Она по дизайну гармонично вписывается в само издание и не всегда можно сразу отделить ее от основного контента. Рекламируется детская косметика, игрушки. Так реклама поступает непосредственно детям, а они очень восприимчивы, особенно если видят ее по многу раз, долго и вблизи.

Вывод по журналам Winx однозначен: детям младшего школьного возраста это читать нельзя ни в коем случае. Позиция издателей кажется очень глупой и нелогичной, кажется что детям в таком возрасте не интересны туфли и отношения полов. Но если присмотреться, то все встает на свои места. Журнал крайне напоминает глянцевые модные издания для женщин: статьи об отношениях с мужчинами, гороскопы и прочая околонаучная ерунда, модные картинки, реклама косметики и дорогих "игрушек", истории из жизни популярных личностей. Кроме того, что журнал нацелен на извлечение максимума выгоды (цена, сопутствующая продукция, реклама), он еще и подготавливает аудиторию для глянцевых женских журналов. У детского издания не может стоять цели надолго удержать читателя, так как он вырастает, значит выгода в том, чтобы направить его в другое издание-союзник и получить от СМИ деньги. Подобный вывод напрашивается чисто логически и не может быть подтвержден фактами, потому не претендует на абсолютную истину.

Второе по популярности издание это "Тачки". Как было сказано выше это журнал для дошкольников и его популярность может свидетельствовать только о том, что дети в начальной школе еще не выросли из своих детских пристрастий.

Журнал содержит в основном картинки, задания, игры. Оформлен в более сдержанных насыщенных тонах в отличие от предыдущего издания, преобладает чистый красный. Иллюстрации крупные без обилия мелких, неразборчивых деталей. Много заданий на логику для дошкольников, есть комикс. Этот журнал не вызывает нареканий, если не учитывать его цену и то, что он все же больше подходит для 4-5-летних. "Тачки" использует персонажей из одноименного мультфильма, что объясняет его популярность, так как приводимые в нем задачки можно встретить в любом дешевом сборнике головоломок. Также журнал предлагает коллекционировать карточки для игры. Чтобы сыграть в нее необходимо собрать все, а чтобы собрать все, нужно выписывать каждый номер. Очень простое манипулирование.

Третья группа журналов это Скубиду. Оба издания, означенные выше, рассказывают интересные истории, факты, дают сложные задания по истории, географии. Здесь даже взрослый может вычитать информацию, о которой не знал. Оформление его очень специфично: в отличие от двух предыдущих журналов он содержит больше деталей, нет одного главного изображения, нет одной цветовой гаммы, содержатся все цвета. Эта особенность видимо берет свой исток из мультфильма, достаточно старого, а следовательно, более реалистичного по цветам. Этот журнал популярен и среди родителей, это можно объяснить тем, что на мультике о Скуби-Ду выросло не одно поколение. Первые он увидел свет в 1969 году.

Сам журнал создает двоякое впечатление. С одной стороны в нем достаточно информации и иллюстраций, он познавателен и хорошо оформлен. С другой стороны очень бросается в глаза тот факт, что журнал издается за границей, а в России только переводится. Это проявляется например в подборке фактов: пирамиды сравнивают по высоте с "London eye", предполагается что ребенок знает о высоте этого колеса обозрения лучше, чем о высоте пирамид. А вот русский ребенок с большей вероятностью побывал в Египте, чем в Британии, и скорее удивится, что какое-то колесо обозрения сравнимо по высоте с гробницей фараона. Но это мелочи, очень режет глаз неумелый набор, множественный опечатки. "Пузыри" в которых должны умещаться реплики персонажей вполне вмещают фразу на английском, однако русские слова (как известно кириллица шире латиницы) либо вылезают за границу либо переносятся на следующую строку нарушая все правила переноса слов. Несуразности перевода отражаются также и в заголовках. В английском языке слово по отдельности без предлогов и артиклей несет мало информации. В русском языке вся информация о числе, роде, отношении к действительности, времени содержатся в самом слове. В английском можно вынести в заголовок отдельное слово и оно будет нести сразу много смыслов. В русском же например прилагательное в заголовке как ни изменяй его будет нести информацию и если мы скажем: "Соленый!" - возникнет логичный вопрос "Кто?". Английское "Salt!" может трактоваться по-разному, это и соль, и соленый, и соленая, и соленые. Именно так выглядел один из заголовков: "Соленый!". Можно предположить, что авторы написали "Salt!", а далее рассказывали об использовании соли в мумифицировании. Иначе говоря, это не то издание, которое следует читать для воспитания языковой культуры, но, несомненно, в плане подачи информации он образец для подражания отечественным СМИ.

Минус этих журналов в том, что они так же дороги и призывают детей коллекционировать карточки, то есть использует тот же прием, что и "Тачки".

Вывод

Были выявлены и проанализированы наиболее популярные среди детей издания. По результатам анализа можно сказать, что основная цель манипуляции в данных изданиях - получение денежной выгоды. Объект манипуляции не только дети, но и родители, которых привлекает качество и красочность новых изданий, что выгодно отличает их от прессы Советского Союза. Детей привлекают также яркой обложкой и узнаваемыми героями, удерживают легкой для восприятия информацией и коллекционными карточками, которые выходят в каждом номере.

Однако эти приемы работают хуже, чем может показаться. Журнал покупают один раз и больше не берут, так как он слишком дорогой и не содержит необходимой информации. А необходимая информация для младших школьников - это та, что сопровождает учебу, так как учеба на данном этапе является основной деятельностью. Ребенок с 7 лет начинает сравнительно много читать и это не только обязанность, но и необходимость, исходящая из самого ребенка. Эту потребность нудно подпитывать хорошей и понятной для детей литературой. Одна из матерей, которые получили анкету, позвонила мне и сказала, что не знает, как отвечать, ведь ее ребенок не читает прессу. Не потому что запрещено, просто не нравится. Не нравится именно то, что в детских журналах мало текста, а ребенку хочется читать рассказы.

Одна из целей манипуляции вероятно - пополнить аудиторию женских журналов. Методика очень проста - через популярных персонажей внедрить в сознание ребенка чуждые ему ценности. Детям нравится волшебство, потому все взаимоотношения и поведение взрослых женщин проводятся через волшебниц. Девочки и не замечают, что ими управляют. Детям не нужны декоративная косметика, партнеры и модные вещи. Это все внушено недобросовестными издателями. Родителям следует оберегать своих детей от подобной продукции. Иногда не лишним будет внимательно просмотреть журнал перед тем как давать его своему чаду.

Обобщая все сказанное можно делать вывод: большинство детей и родителей не знает о тех изданиях, которые не рекламируются и не лежат на видном месте в киосках; то, что активно рекламируется не несет никаких духовных и познавательных ценностей, но создано для извлечения выгоды весьма простыми и грубыми методами; потому у большинства и детей и взрослых складывается негативное отношение к детской периодике в целом.

Список использованной литературы

1.Выготский Л.С.. Собрание сочинений. В 6 тт. Т.4. - Москва, 1984.

.С. А. Зелинский. Манипуляции массами и психоанализ. Гл. 6., Москва, 2005 г.

3.В. Бритков, С. Дубовский. Информационные технологии в национальном мировом развитии, Общественные науки и современность., №1, 2000.

.Г. Шиллер. Манипуляторы сознанием, Москва, 1980.

.Е. О. Смирнова, Т. А. Кошкарова. Психологический анализ материнских жалоб, Вопросы психологии, №3 май-июнь, 1998.

.Под ред. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста, Москва, 1988.

.Б. Н. Бессонов. Идеология духовного подавления, Москва, 1978.

.Р.Р. Гарифуллин. Психология манипуляции: основы психотерапии, Казань, 1997.

.Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды, Москва, 1989.

.Ш. А. Амонашвили. Единство цели, Москва, 1987.

.Н. К. Крупская. Педагогические сочинения, Москва, 1978

.М. И. Холмов. Становление советской журналистики для детей, Ленинград, 1983

.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.#"justify">.http://www.psyparents.ru/

Похожие работы на - Манипулирование в современной российской прессе для детей младшего школьного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!