Государственное регулирование: законы и нормативные акты
Государственное регулирование является системой типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями, а также общественными организациями, с целью стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Реформирование осуществляется в первую очередь в форме либерализации инвестиционной деятельности по отдельным направлениям.
В настоящее время львиная доля инвестиционных операций уже осуществляется негосударственными организациями.
С 1994 по 1998 гг. в России формировалась система государственного регулирования инвестиционной деятельностью в рыночных условиях.
В первую очередь государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в таких формах:
) издавая законы и подзаконные нормативные акты;
) путем прямого управления государственными инвестициями;
) принимая всевозможные государственные инвестиционные программы;
) путем особого регулирования инвестиционной деятельности;
) непрямыми методами регулирования инвестиционной деятельности, которыми выступают:
* налогообложение;
* активное участие государственных органов в инвестиционной деятельности;
* создание и регламентирование деятельности свободных экономических зон;
* распределение и перераспределение финансовых ресурсов;
* кредитно-финансовый механизм (предоставление кредитов, %).
Для регулирования инвестиций и инвестиционного процесса в России базисными выступают следующие Законы:
. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" [1].
. Градостроительный кодекс РФ (1998).
. Гражданский кодекс РФ.
. Закон РФ "О социальном развитии села" от 21 декабря 1990 г. (опубликован в Экономической газете (1991, № 4)).
. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г.
. Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ.
. Временное положение о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ. Утверждено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220.
. Земельный кодекс Российской Федерации (2002 г.).
Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ [1] регламентирует:
* основы градостроительной политики;
* порядок разработки градостроительных нормативов и градостроительной документации;
* права и обязанности субъектов (участников градостроительной деятельности).
Посредством налогового законодательства органы государственной власти оказывают влияние на инвестиционную деятельность путем дифференцирования налоговых ставок и льгот.
Государство для выполнения своих функций организации регулирования инвестиционной деятельности имеет в своем арсенале наряду с организационными методами, также и методы прямого воздействия на инвестиционную деятельность.
В соответствии с Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" [1], государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, проводится органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает:
) создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
* совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
* установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
* защиты интересов инвесторов;
* предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими при родными ресурсами;
* создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
* принятия антимонопольных мер; развития финансового лизинга;
* проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
* разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;
* формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
* предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
* проведения экспертизы инвестиционных проектов;
* разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
* предоставления концессий4 российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов, конкурсов).
Задачи и функции Госстроя РФ определены Положением о Госстрое РФ. Согласно ему, Госстрой - центральный (федеральный) орган организации государственного регулирования инвестиционной и строительной деятельности в РФ и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач.
Основные задания Госстроя РФ таковы:
* проведение государственной политики в области строительства и архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, развитие нового экономического механизма и научно-технического прогресса в строительстве, разработка и реализация стратегии развития строительного комплекса;
* координация деятельности территориальных органов государственного управления и объединений строительных организаций и предприятий по вопросам обеспечения устойчивого функционирования строительного комплекса;
* осуществление практических мер по повышению архитектурно-планировочных и архитектурно-художественных качеств застройки городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов в целях создания полноценной среды жизнедеятельности населения.
Органы местного самоуправления, осуществляя свои полномочия по регулированию инвестиционной деятельности на своих территориях, руководствуются правилами, содержащимися в нормативных актах: постановлениях, СНиПах, стандартах, правилах, инструкциях и законах РФ.
Инвесторы совершают инвестиционную деятельность с использованием собственных или привлеченных средств на территории РФ в строгом соответствии с законодательством РФ. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные инвесторы.
Инвесторы пользуются следующими правами:
·На осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений;
·На самостоятельное определение необходимых объемов и направлений капитальных вложений;
·На владение, пользование и свободное распоряжение объектами капитальных вложений, а также результатами от осуществленных вложений;
·На передавачу по договору или государственному контракту своих прав на осуществление и результаты капитальных вложений;
·На осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
·На объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений;
·На осуществление других прав, предусмотренных законодательством РФ.
Инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложение и другие лица являются субъектами инвестиционной деятельности. Вот краткий перечень их обязанностей:
·Осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными актами РФ;
·Исполнять требования, предъявляемые государственными органами и должностными лицами, которые не противоречат нормам законодательства РФ;
·Использовать средства, которые направляются на капитальные вложения, согласно их целевому назначению.
Отношения между инвесторами осуществляются на основе договора или государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Условия этих договоров сохраняют свою силу в течение всего срока их действия, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законодательством [3, с.212].
.Прямое и особое государственное регулирование
Органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности используют такие два метода:
·Косвенное регулирование;
·Прямое регулирование;
При косвенном регулировании инвестиционной деятельности органы государственной власти создают необходимые благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности следующими формами и методами:
üСовершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
üУстановление для инвесторов специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера;
üЗащита интересов инвесторов;
üПредоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
üРасширение использования средств населения и иных источников финансирования;
üСоздание сети информационных центров, для регулярного проведения рейтингов и публикаций рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
üПринятие антимонопольных мер;
üВозможность использования залогов при осуществлении кредитования;
üРазвитие финансового лизинга в РФ;
üПроведение переоценки основных фондов с темпами развития инфляции.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности реализуется посредством:
·Разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ вместе с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
·Формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
·