Развитие моногородов в мире

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,22 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие моногородов в мире














Развитие моногородов в мире

Введение

Самые развитые страны в период последнего кризиса поняли, что из него не выйти, если не будет мирового планирования. Удержаться от банкротства и минимизировать последствия кризиса сумели те крупные фирмы, средние и мелкие предприятия, которые планировали свое производство на перспективу. И местные власти также должны разрабатывать стратегические планы развития своих территорий.

И в первую очередь это касается моногородов. Конечно, очень не хотелось бы, чтобы в результате кризиса, особенно в городах с монопрофильным производством, начались социальные потрясения. Эти города, как правило, ориентированы на производство одного вида продукции или на одну отрасль промышленности.

Предмет исследования: зарубежный опыт моногородов.

Объект исследования: моногорода в США, Канаде, Великобритании и Германии.

Цель исследования: выявить особенности моногородов за рубежом.

1. Моногорода (зарубежный опыт): понятие, история возникновения и функционирования, проблемы развития

Моногород - поселение (город, поселок), где существует настолько тесная связь между функционированием крупного (градообразующего) предприятия и экономико-социальными аспектами жизни самого поселения, что рыночные перспективы предприятия существенно влияют на судьбу этого поселения как такового.

В середине XX столетия большинство промышленно развитых стран мира вступили в стадию индустриального общества, при которой формируются моноспециализированные города и районы, оказывающие не только положительное влияние на социально-экономическую обстановку, но и являющиеся экономическими лидерами своих стран.

Однако для перехода к постиндустриальному производству и наукоемким технологиям их отраслевая структура оказалась не вполне пригодной в силу своей технологической отсталости и ограниченности ресурсной базы. В условиях научно-технической революции эти старопромышленные регионы проигрывали конкурентную борьбу за инвестиции и вступали в полосу депрессивного развития. Концентраторами депрессивных тенденций и их атрибутов стали городские поселения, сосредоточившие большую часть технологически устаревших производств.

. Соединенные Штаты Америки

Здесь формируются монопрофильные районы - промышленный центр на Севере, аграрная периферия на Западе и район хлопковых и табачных плантаций на юге. После второй мировой войны происходило развитие Юга, который превратился в крупнейший промышленный район.

Усиленными темпами развивались отрасли обрабатывающей промышленности - нефте- и газоперерабатывающей, химической и нефтехимической, электроэнергетической и электронной, приборостроения, атомной и космической. На этом фоне выросли крупные города, в которых концентрировались наиболее наукоемкие производства и научно-исследовательские центры (Луизиана, Калифорния).

Исключительно на военном производстве вырос Нью-Мексико и стал одним из наиболее быстро развивающихся штатов страны. Военная промышленность обеспечивала половину всех рабочих мест. На Техас и Калифорнию приходилось более 50% всех изготовляемых в стране ракет и космической техники. Экономический рост вызывал приток капиталов и трудовых ресурсов. За 1975-1980 гг. в эти штаты прибыло около 8 млн. чел. из других районов страны. Северо-восток США, включающий города Детройт, Филадельфия, Кливленд, Питтсбург, Ньюкасл, стал местом сосредоточения тяжелой промышленности, которая долгое время была локомотивом экономики США.

В конце 50-х - начале 60-х гг. прошлого века выделялся своей экономической отсталостью обширный район Аппалачей. Этот центр каменноугольной промышленности пережил кризис в связи с перестройкой энергетического баланса США на нефть и газ. Отсюда эмигрировали 2 млн. трудоспособных людей, так как среднедушевой доход жителей был на 26% ниже среднего по стране. Безработица достигала 30-40%.

К «районам бедствий» причислялись Прибрежные штаты ЮгоВостока, Плато Озарк, Фор-Корнерс и др. В течение 50-х гг. эти районы потеряли 15% своего населения. В группу депрессивных районов входят штаты Новой Англии и регион Великих озер (промышленный Север). В штатах Севера и Северо-Востока преобладали отрасли, которые до научно-технической революции были основой индустриальной мощи США: каменноугольная промышленность, черная металлургия, машино- и автомобилестроение. Но впоследствии здесь замедлились темпы роста, стали не востребованы использующиеся техника и технологии. Каменноугольная промышленность и черная металлургия стали в США генераторами депрессии.

Для экономической реабилитации моноспециализированных районов в США в 1960-1970 гг. федеральным правительством была предпринята целая серия программ и законоположений. В 1964 г. - «Программа экономических возможностей», разработавшая критерии определения «бедствующих» территорий. В 1965 г. создано Министерство жилищного строительства, и началась реализация «программы по общественным работам и экономическому развитию». С нее началось масштабное дорожное строительство в депрессивных районах. В этот же год появилась «Программа регионального развития Аппалачей». Перед ней стояла задача ликвидировать изолированность района как основную причину его длительного хозяйственного застоя путём развёртывания автодорожного строительства.

Цель этой программы имела социальную направленность - создать населению Аппалачей условия для здорового образа жизни, получения профессии, повышения занятости. Осуществление этих программ подкреплялось активным участием общественных организаций, которые лоббировали проведение программ, как через Конгресс, так и через законодательные органы штатов. В Бирмингеме были разработаны направления и инструментарий реструктуризации экономики, которые включали в себя: объединение городских властей, бизнеса и местных жителей для решения социально-экономических проблем; переориентацию экономики на медицинские исследования, банковское дело и развитие сферы услуг широкого спектра.

Особое место занимало государственное регулирование рынка труда.

·стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;

·подготовку и переподготовку рабочей силы;

·содействие найму рабочей силы;

·социальное страхование безработицы.

Для США характерна децентрализация рынка труда. В каждом штате есть свои законодательство о занятости и помощи безработным, фонды страхования по безработице. Взносы предпринимателей и самих работников выплачиваются раздельно в фонды штатов и федеральный фонд.

. Канада

При освоении ресурсов северных территорий (Квебек, Онтарио, Альберта, Манитоба и др.) города создавались как центры экономической активности всей прилегающей территории. В них, как правило, не допускалось развитие излишне трудоемких слабомеханизированных процессов. Практиковался вахтовый метод освоения сырьевых месторождений. Не поощрялся способ использования профессионально необученной силы. Большое значение придавалось привлечению ученых и специалистов различного профиля для проведения конкретных исследований по северной тематике. Важно, что в основе регулирования освоения Севера лежит признание потенциального банкротства этих территорий без государственной поддержки.

Были приняты и осуществлены специальные программы развития северных частей провинций Квебек, Онтарио, Альберта и др. На рубеже 1950-1960 гг. стали вырабатываться «тотальные» программы. Наиболее известные из них «Лицом к северу» и «Дорога к ресурсам», относящиеся ко всем северным территориям. В них предлагались конкретные меры по экономическому стимулированию частного капитала (освобождение предпринимателей от подоходного налога в течение 3 лет, сдача в аренду на льготных условиях или бесплатное предоставление земель и др.).

В Канаде впервые обратили внимание на то, что сырьевая моноспециализация приводит к неустойчивости развития территорий. Поэтому принимались и принимаются различные меры диверсификации экономики: развиваются традиционные национальные ремесла, деревообработка, сфера услуг и др.; разрабатываются программы поддержки малого бизнеса. За счет государства создается инфраструктура - электроэнергетика и транспортные коммуникации.

Применяется метод страхования безработицы. Хотя на муниципальном уровне отдельные социальные программы существовали уже с 20-х гг., массовое осознание того факта, что безработица представляет собой проблему общества в целом, а не отдельных нерадивых работников, что работы можно лишиться не по своей вине, а в силу объективных причин, произошло во время Великой депрессии.

В 1935 г. создана Национальная служба занятости и заложена система страхования безработицы, зафиксированная в законодательном акте 1940 г. Страхование рассматривается уже не как простая программа, направленная на облегчение тягот краткосрочной безработицы. Предусматривался более широкий контекст материальной поддержки в целях перераспределения доходов между людьми и регионами и укрепления экономической стабильности.

В 1966 г. страхование безработицы становится составной частью Канадского плана социальной поддержки, предполагающего помощь как безработным, так и работающим беднякам.

. Германия

Рурский регион сыграл огромную роль в индустриализации Германии. В настоящее время он объединяет в один коммунальный союз 11 городов и прилегающие к ним местности (территория - 4,4 тыс. км2, численность населения - 5,4 млн. чел.).

После Второй мировой войны в течение одного десятилетия регион восстановил свою экономику, основой которой была угольная промышленность. Было построено 50 новых шахт. Добыча угля в 1954 г. достигла 112,8 млн. т. С конца 1950-х гг. кризис охватил угольную, а затем сталелитейную промышленность. Главной причиной его стала конкуренция со стороны более дешевого энергоносителя - импортной нефти, благодаря отмене налога на жидкое топливо и таможенной пошлины на импортируемую нефть. Добыча угля резко упала, многие шахты закрылись. Кризис распространился на другие отрасли региона, связанные с угледобычей, в результате чего быстро увеличивалась безработица.

Регулирование угольной промышленности, сочетающее использование разных экономических институтов и инструментов, позволило избежать обвального падения производства. Было выиграно время для постепенной и управляемой реструктуризации всей экономики Рура. Основными направлениями стали: модернизация «старых» отраслей промышленности, развитие высшего образования, создание технологических центров, улучшение окружающей среды.

В 1960-1980 гг. было основано 5 новых университетов с целью расширения возможностей повышения квалификации, сокращения молодежной безработицы, ограничения эмиграции из региона, привлечения новых кадров. Значительная доля местных студентов обучалась бесплатно, а малообеспеченные получали стипендию. Технологические центры (в 1993 г. их было 12) усиливают научно-инновационный потенциал региона, пре- доставляя предпринимателям помещения, оборудование, логистику, организационную и финансовую помощь.

В ФРГ правительство выбрало путь специальной экономической поддержки Рурского региона. Первыми шагами стали: выделение дотаций угольной промышленности и субсидирование потребления угля (в первую очередь на тепловых электростанциях) с целью сохранения покупательского спроса на уголь.

Важнейшую роль в судьбе Рура сыграл Федеральный закон о реструктуризации и оздоровлении угольной промышленности и угледобывающих регионов (1968 г.), в соответствии с которым государство определяло минимально необходимый объем добычи в стране, размеры дотаций, достаточных для безубыточной работы угледобывающих предприятий, субсидий высвобождающимся рабочим и затраты на их переквалификацию. В 1969 г. вся угольная промышленность Рура была объединена в один концерн «Рурколе» («Рурский уголь») на основе договора Министерства экономики ФРГ, Правительства земли Северный РейнВестфалия, владельцев шахт и профсоюзов.

Угледобывающие предприятия были связаны долгосрочными контрактами с металлургическими заводами и электростанциями. На правительственном уровне принята Программа действий, ключевые моменты которой были направлены на поддержку рынка труда, повышение квалификации, помощь исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, решение вопросов экологии. Государство использовало для поощрения создания и сохранения рабочих мест частичное или полное освобождение работодателей от социальных выплат, снижение налогов. В частности, семейные пособия работникам, которые раньше платила фирма, стали финансироваться из бюджета. Благодаря этим мерам возросло количество работающих на условиях неполной занятности, по временным контрактам и на временных работах.

Комбинаты представляли собой группы государственных предприятий сталелитейной, химической промышленности, машиностроения. Они были не только важнейшими нанимателями в социальной экономике, но и несли ответственность за оказание целого ряда услуг на местном уровне, включая поставку энергии, содержание школ и др. Распад Комбината автоматически вел к полному развалу экономических структур города, что имело серьезные социальные и политические последствия для целого региона.

При падении социалистического режима и переходе на рыночные отношения был выбран курс приватизации государственных производственных предприятий, которые стали коммерческими. Создается государственная трастовая компания (ТНА), которая управляет процессом приватизации в Восточной Германии. Создание ТНА свидетельствует о наличии у правительства как Восточной, так и Западной Германии политической воли. Выступая посредником и управляющим процесса экономических преобразований, она не отдала все на милость стихии рынка. В этот период были сформированы институты рынка труда, предусматривающие значительную долю государственного участия в его функционировании. Из федерального бюджета выделялись значительные средства для открытия центров по повышению квалификации высвобождаемых из производственного процесса работников.

. Великобритания

Неравномерность размещения производительных сил, в первую очередь, характеризуется четко выраженной специализацией промышленных районов. Вплоть до 70-х гг. XIX в. Великобритания была индустриальным центром мира. Промышленность, работавшая в ряде отраслей на мировой рынок, получила гипертрофированное развитие.

Главными отраслями были каменноугольная, металлургия, судостроение, производство машин, тканей.

Здесь выделялись три группы специализированных районов. Первая - Юго-Восток и Западный Мидленд, в которых сосредоточены отрасли обрабатывающей промышленности. До 80-х гг. они являлись центрами притяжения мигрантов из других районов Великобритании и из-за рубежа, главным образом из США. Вторая группа районов была представлена наиболее экономически отсталыми (депрессивными) - Севером, СевероЗападом, Уэльсом, Шотландией и Северной Ирландией. В основном это старопромышленные районы с узкой специализацией (каменноугольная, металлургия, судостроение, текстильная отрасли). К третьей группе относились Восточная Англия и Восточный Мидленд, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции. Относительно благоприятное развитие их экономик обусловлено влиянием кооперационных связей с Юго-Восточным регионом с хорошей инфраструктурой.

Региональные проблемы в Великобритании проявлялись в сверхразвитии одних и отсталости других районов. В относительно процветающем Юго-Востоке более острой стала проблема сверхконцентрации промышленности и населения, что сказывалось на снижении темпов роста населения. Для районов Севера, Северо-Запада и Уэльса были характерны отток молодежи, высокая безработица, низкий уровень заработной платы. В Шотландии наиболее крупные предприятия контролировались иностранным капиталом. В результате экономических кризисов 70-х и начала 80-х гг. положение в районе сильно ухудшилось, уровень безработицы повысился с 5,2% в 1975 г. до 15,1% в 1984 г.

Проблемы решались с помощью мероприятий, разработанных британским правительством: «Схема переноса промышленности» (1928 г.), учреждение «особых районов» для реализации мер по ослаблению исключительно высокой безработицы (1934 г.). Уровень безработицы в Уэльсе составлял 32,3%, в Шотландии - 23,1%, Северо-Восточном регионе - 22,1%. Начиная с 30-х гг., вплоть до 60-х гг., главными задачами государственной политики Великобритании являлись: прекращение «растрат» рабочей силы в «менее процветающих регионах»; улучшение соотношения между спросом и предложением рабочей силы; содействие созданию устойчивых темпов экономического роста, поощрение более диверсифицированной промышленной структуры, особенно в депрессивных районах, где велика концентрация «старых» отраслей. Последующие программы регионального развития предусматривали вовлечение в решение проблем различных слоев населения. Согласно разработанному «Закону о промышленности» (1966 г.) анклавные «округа развития» были превращены в непрерывную зону «районов развития».

Наравне с этим существовали специальные программы помощи длительно безработным. Создавались возможности работать на добровольных началах или на условиях неполной занятости; с 3-недельным испытательным сроком, во время которого деньги нанятому безработному платит государство, а не работодатель. Новая национальная программа разработана в 1995-1996 гг. для интенсивной помощи в получении работы молодым людям в возрасте 18-24 лет, которые находятся без работы более года. Специальная программа переобучения длительно безработных была реорганизована так, чтобы не менее 50% её участников по окончании обучения получили работу. Четыре крупнейших банка Великобритании предоставляют ссуды на развитие карьеры. Для оплаты обучения этими ссудами воспользовалось свыше 67 тыс. чел. Новая форма помощи по специальной программе с 1994 г. предоставляла ссуды малым фирмам (до работников) на обучение персонала на срок от 13 месяцев.

Заключение

В мировой практике развития моноспециализированных городов наработан значительный опыт структурной перестройки их экономик на основе государственных и региональных мер поддержки. Ключевое место в них занимают мероприятия социальной направленности. Важное место занимает страхование безработицы, которое затрагивает не только неработающих граждан, но и работающих бедняков. Осуществление подобных программ подкрепляется активным участием общественных организаций, а также местных властей и бизнеса, которые, консолидируясь, вместе решают городские проблемы. Многочисленные зарубежные примеры показывают, что выигрывают те регионы, которые благодаря историческим условиям и обустроенности территории способны создать обстановку инвестиционной и социальной привлекательности, обеспечивающую возникновение конкурентоспособных промышленных зон.

Вместе с тем они показали необходимость дифференцированного подхода при решении этих проблем, учитывая национальные, территориальные и политические особенности каждой страны.

Список литературы

моногород градообразующий социальный

1.Вишевская Н.Т. Реформа законодательства о защите занятости в странах с развитой рыночной экономикой // «Труд за рубежом», № 1, 2002. С. 88-108.

.Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 495 с.

3.Дёшина С.П. Диверсификация экономики моногорода как фактор снижения социальной напряженности // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2010. № 1. С. 69-72.

.Карпов Е.В. Концепция стратегического плана социально-экономического развития крупного промышленного моногорода (на примере Магнитогорска)// Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. 2007. № 1. С. 63-66.

.Реструктуризация градообразующих предприятий: уроки и передовой опыт Восточной Германии // Исследовательский центр ИПМ, Немецкая экономическая группа в Беларуси. Интернетресурс: http://www. research.by/

6.Тарасюк В.М. Как развивать моногорода// Дайджест-финансы. 2010. № 3. С. 41-45.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!