Последствия монополизации рынка. Ординалистская модель потребительского выбора

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    232,64 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Последствия монополизации рынка. Ординалистская модель потребительского выбора

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Тихоокеанский Государственный Университет"

Кафедра экономической теории и национальной экономики







Контрольная работа

по микроэкономике













Вопросы

1. Рассмотрите общественные потери, к которым может привести монополизация рынка. Каковы стратегии государственного регулирования монополий?

. Раскройте содержание ординалистской модели потребительского выбора (в графической постановке). Каков критерий оптимума потребителя в ординалистской модели? Объясните различие между внутренним и угловым равновесием потребителя.

Задачи

3. Предприятие - монополист осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени на двухсегментном рынке. Известны функции спроса на каждом сегменте: q1 = 20 - p1, q2 = 30 - 2p2. Функция издержек монополиста имеет вид C = 25 + 4 (q1 + q2). Найти оптимальные значения цены и объёма продаж на каждом сегменте. Чему равна максимальная прибыль монополиста?

. Увеличение в декабре затрат капитала с 80 до 96 тыс. маш. - ч и затрат труда с 500 до 600 тыс. чел. - ч позволило предприятию дополнительно в этом месяце произвести 132 единицы продукта и выйти на уровень производства 1012 единиц продукта в месяц. Какой эффект роста масштаба производства имеет место в данном случае? Объяснить возможные причины этого эффекта.

Тесты

5. В краткосрочном периоде конкурентное предприятие, максимизирующее прибыль, будет производить объём производства, при котором:

а) кривая спроса и кривая средних издержек пересекаются;

б) выручка превышает издержки на максимальную величину;

в) экономическая прибыль равна нулю;

г) кривая выручки R пересекает кривую издержек C.

монополизация рынок ординалистский потребительский

6. Пусть чистый монополист устанавливает оптимальную цену 12 руб., которой соответствует предельный доход 9 руб. Можно утверждать, что:

а) предприятие максимизирует прибыль;

б) предприятие максимизирует свою выручку;

в) ценовая эластичность спроса при p = 12 руб. равна - 3;

г) выручка монополиста возрастёт, если он будет снижать цену.

. Если предприятие, осуществляющее совершенную ценовую дискриминацию, реализует 100-ю единицу своего продукта за 30 руб., то его предельный доход от этой операции:

а) может быть больше или меньше 30 руб.;

б) меньше 30 руб.;

в) равен 30 руб.;

г) больше 30 руб.

. Цена на товар X снизилась со 100 до 70 руб., в результате чего объём спроса вырос с 50 до 60 ед. Следовательно, можно утверждать, что спрос на X в этом диапазоне цены:

а) абсолютно неэластичен по цене;

б) имеет единичную эластичность;

в) неэластичен по цене;

г) эластичен по цене.

. Рыночный механизм не способен обеспечить производство общественных благ:

а) из-за несоответствия между потребностями в этих благах и доступным объёмом ресурсов, необходимых для их производства;

б) невозможности специфицировать права частной собственности на эти блага;

в) высоких издержек производства этих благ;

г) отрицательных внешних эффектов, сопутствующих потреблению этих благ.

. Что является реальным капиталом?

а) река Амур, используемая для транспорта;

б) акции коммерческого банка;

в) запасы сырья на предприятия;

г) государственные краткосрочные облигации.

Вопросы

1. Рассмотрите общественные потери, к которым может привести монополизация рынка. Каковы стратегии государственного регулирования монополий?

Монополия - это тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определённого товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

Однако разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий. Вот чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причём этому товару нет близкого заменителя в других отраслях. Но чистые монополии в настоящее время - это редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причём они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Господство монополий ведёт к искусственному торможению технического прогресса, к обострению неравномерности развития в разных странах и отраслях. Однако стимулом для предпринимательской деятельности служит прибыль, которая возникает только при внедрении новых производственных комбинаций. В обычных условиях прибыли нет. Условием для новаторских устремлений предпринимателя служит "эффективная конкуренция" (конкуренция новых продуктов, новых форм организации и т.д.). Положительную роль в этом случае может играть монополия, монопольное положение на рынке автора и организатора нововведений.

Монополисту выгодно сократить объём производства. Он будет стремиться производить продукции как можно меньше и продавать её по более высокой цене. Цена на монополистическом рынке превышает предельные издержки (P > MC).

Потребительские и общественные потери в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке - это ущерб, причиняемый монополией (социальная цена монополии) .

Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам (P = MC), то при монополии, как уже было сказано, P > MC. Следовательно, монопольная власть ведёт к росту цен и сокращению объёма выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растёт благосостояние фирм-монополистов. Возникает вопрос о том, улучшает или ухудшает монополия благосостояние общества в целом. Ответ на него возможен лишь путём сопоставления излишка потребителей и производителей при свободной конкуренции и при монополизированном рынке (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Чистые убытки от монопольной власти

На рисунке 1.1 изображены кривые среднего и предельного доходов (AR и MR) и кривые предельных издержек (MC) монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма-монополист выполняет такой объём выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Монопольная цена и объём выпуска обозначены как Рм и Qм.

На конкурентном рынке P = MC. Цена Рс и объём продукта Qс находятся на пересечении кривой среднего дохода и кривой предельных издержек (AR и MC). Посмотрим, как изменится излишек, если с равновесных цены Рс и объёма Qс переместимся к монопольным цене Рм и объёму продукта Qм.

В условиях монополии если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Те покупатели, которые приобретают товар по более высокой цене, теряют часть излишка (прямоугольник А), а покупатели, которые не могут приобрести товар по цене Рм, но приобрели бы его по цене Рс, тоже теряют излишек (треугольник В). Таким образом, общая потеря потребительского излишка равна А + В.

В то же время производитель извлекает прибыль, обозначенную прямоугольником А, реализуя товар по более высокой цене, однако теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от реализации объёма выпуска (Qc - Qм) по цене Pс. Следовательно, общая прибыль производителя равна А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти.

Общие чистые убытки - это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объёма производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией. Могут иметь место и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые больше чистых убытков, заключённых в треугольниках В и С. Это затраты на рекламу, создание своего "хобби", юридические попытки избежать государственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства и др.

Итак, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.

Антимонопольное законодательство имеет два направления:

) контроль над ценами;

) контроль за слиянием компаний.

Практика антимонопольной деятельности в США и других странах осуществляется в значительной мере по четырём важнейшим, традиционным направлениям:

) ограничение монополизации рынка;

) запрещение слияния конкурирующих компаний;

) запрещение установления монопольных цен;

) сохранение и поддержание конкуренции в её цивилизованных формах.

Предлагаемые "механизмы" не предполагают жёсткого централизованного управления из единого народнохозяйственного центра товарными потоками, это достаточно мобильные методы регулирования, сочетающие преимущества рыночного и государственного механизмов.

2. Раскройте содержание ординалистской модели потребительского выбора (в графической постановке). Каков критерий оптимума потребителя в ординалистской модели? Объясните различие между внутренним и угловым равновесием потребителя.

Ординалистская (порядковая) полезность - это субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддаётся только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор - меньшее удовлетворение, 3-й набор - ещё меньшее удовлетворение и т.д. Следовательно, подобная систематизация даёт представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не даёт представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.

Более глубокое объяснение ординалистского (порядкового) подхода к анализу поведения потребителя даётся при помощи метода бюджетных линий и кривых безразличия.

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) - это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определённых ценах. Для каждой бюджетной линии можно построить кривую безразличия, которая будет иметь с бюджетной линией точку касания.

На рисунке 2.1 бюджетная линия первоначально занимает положение KL. Точки пересечения бюджетной линии с осями координат получаются следующим образом. Предположим, что потребитель весь свой доход I потратит лишь на приобретение блага X, тогда он сможет купить I / Рх единиц этого блага. Исходя из этого допущения длина отрезка OL равна I / PY.

Все наборы благ, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоят ровно I р. и потому доступны для потребителя. Все наборы благ, расположенные выше и правее бюджетной линии, стоят более I р. и, таким образом, недоступны для потребителя. Следовательно, бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов благ.

Бюджетная линия изменяется при изменении дохода и цены на блага. Предположим, что доход потребителя сократился до I'; цены на блага неизменны. Наклон бюджетной линии не изменится, так как он зависит лишь от пропорций цен. В этом случае произойдет параллельный сдвиг бюджетной линии вниз. Она займет положение K'L'. При росте дохода и неизменных ценах наблюдается параллельный сдвиг бюджетной линии вверх. Допустим теперь, что доход и цена товара X неизменны, цена же блага Y уменьшилась до P'Y; PY. В данном варианте точка L не изменит своего положения, ибо оно обусловливается неизменными I и Рх Левый же конец бюджетной линии сдвинется вверх и займет положение К".

Итак, бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода.

Например, если продукт А (апельсины) стоит 15 руб., а продукт В (яблоки) стоит 10 руб., то при доходе в 120 руб. потребитель мог бы приобрести эти товары в разных комбинациях, указанных в таблице 1.1.

Рисунок 2.1 - Бюджетная линия

Таблица 1.1 - Апельсины и яблоки в разных комбинациях

Количество продукта А (цена 15 руб. за ед.)

Количество продукта В (цена 10 руб. за ед.)

Суммарный расход (руб.)

8

0

120 (120 + 0)

6

3

120 (90 + 30)

4

6

120 (60 + 60)

2

9

120 (30 + 90)

0

12

120 (0 + 120)


Если изобразить бюджетную линию графически (рисунок 2.2), то наклон бюджетной линии (АВ) зависит от отношения цены товара В (10 руб.) к цене товара А (15 руб.) :


Наклон бюджетной линии, равный 2/3, свидетельствует о том, что потребитель должен воздержаться от приобретения 2 единиц продукта А (вертикальная ось) по 15 руб. каждая, чтобы получить в своё распоряжение 30 руб., необходимых для покупки 3 единиц продукта В по 10 руб. (горизонтальная ось). Расположение бюджетной линии зависит от ряда факторов, главными из которых являются величина денежного дохода и цена продукта. Влияние денежного дохода заключается в том, что увеличение денежного дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо, а уменьшение денежного дохода перемещает её влево.

Рисунок 2.2 - Бюджетная линия продуктов А и В, доступных покупателям с доходом 120 руб.

Влияние изменения цены заключается в том, что снижение цен обоих продуктов, эквивалентное увеличению реального дохода, перемещает график вправо. И наоборот, рост цен на продукты А и В приводит к перемещению графика влево.

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности (рисунок 2.3) .

Рисунок 2.3 - Кривая безразличия

На рисунке 2.3 на одной оси отложено число единиц одежды, на другой - число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривую U1; каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1 называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трём наборам продуктов, то есть потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и С, то есть может отказаться от 10 единиц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктов питания.

На рисунке 2.3 кривая безразличия идёт вниз слева направо. Чтобы понять, почему это так, допустим вместо этого, что кривая безразличия идёт вверх, от точки А по направлению к D. Это противоречит допущению, что чем больше потребительских товаров, тем лучше. Поскольку набор D содержит больше и продуктов питания, и одежды, чем набор А, его должны предпочесть А и, следовательно, он не может находиться на той же кривой безразличия, что и А. Любой набор товаров, лежащий выше и справа от кривой безразличия U1 на рисунке 2.3, предпочтительнее любого набора на U1.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

) кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя;

) кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему;

) кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;

) кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое;

) наборы благ на кривых, более удалённых от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удалённых от координат кривых.

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.

Карта кривых безразличия - это способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя (рисунок 2.4).

На рисунке 2.4 показаны 4 кривые безразличия, образующие собой семейство - карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удалённых от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удалённых кривых.

Карта кривых безразличия даёт представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идёт о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых без различия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

Рисунок 2.4 - Карта кривых безразличия

Итак, кривая безразличия - это кривая, показывающая различные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение, или полезность, для потребителя.

Вернёмся к примеру с продуктами А (апельсин) и В (яблоки). Допустим, что потребителю безразлично, в каком сочетании их приобретать: 12 апельсинов и 2 яблока; 6 апельсинов и 4 яблока; 4 апельсина и 6 яблок; 3 апельсина и 8 яблок. Если исходя из этих комбинаций построить график, то получится кривая равных полезностей, то есть кривая безразличия (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 - Кривая безразличия

Все наборы из двух продуктов одинаково полезны для потребителя. Полезность, которую он теряет, отказываясь от какого-то количества одного продукта, компенсируется пользой от дополнительного количества другого продукта. Но могут существовать такие наборы кривых безразличия, которые отличаются между собой по уровню полезности. Такое семейство кривых безразличия называется картой безразличия (рисунок 2.6).

Карта безразличия - это совокупность кривых безразличия.

Рисунок 2.6 - Карта безразличия

Чем дальше от начала координат находится кривая, тем большую пользу она обеспечивает потребителю. То есть любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой III, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривой I. Однако доход (бюджет) потребителя ограничен определенной суммой. Поэтому потребитель будет искать такой вариант сочетания разных продуктов, при котором польза в рамках его бюджета будет наибольшей. Чтобы найти такой вариант, называемый равновесное положение потребителя, необходимо совместить бюджетную линию с картой безразличия (рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 - Равновесие потребителя

Кривая безразличия III, обеспечивающая большую полезность, чем кривые безразличия I и II, недоступна для потребителя, так как находится выше бюджетной линии. Точки М и K показывают доступные потребителю комбинации продуктов А и В, но они соответствуют меньшим совокупным полезностям, так как расположены ниже бюджетной линии. Равновесное положение потребителя достигается только в точке D, в которой бюджетная линия касается наиболее высокой кривой безразличия II.

Достигнув её, потребитель теряет стимул к изменениям структуры своих покупок, так как это будет означать потерю полезности.

Итак, равновесие потребителя - это точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия - что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.

) находиться на бюджетной линии;

) предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии.

Потребитель, максимизирующий свою полезность, будет покупать два вида товара таким образом, чтобы их предельные полезности в расчёте на денежную единицу цены были равны. Этот подход получил название эквимаржинального принципа. Равновесие потребителя, при котором он приобретёт оба товара, называется внутренним. Однако может случиться, что потребитель будет максимизировать свою полезность, остановившись на приобретении лишь одного товара. Такое равновесие считается угловым.

Задачи

3. Предприятие - монополист осуществляет ценовую дискриминацию третьей степени на двухсегментном рынке. Известны функции спроса на каждом сегменте: q1 = 20 - p1, q2 = 30 - 2p2. Функция издержек монополиста имеет вид C = 25 + 4 (q1 + q2). Найти оптимальные значения цены и объёма продаж на каждом сегменте. Чему равна максимальная прибыль монополиста?

Ценовая дискриминация осуществляется путём раздела товарного рынка на сегменты с разным уровнем цен для различных категорий потребителей. Используя множественность цен, фирмы-монополисты могут увеличивать объём выпуска, наращивать доходы. Цены становятся источником монопольной прибыли.

Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продаётся по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

На рисунке 3.1 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.

Рисунок 3.1 - Ценовая дискриминация третьей степени

Оба графика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену, по которой спрос на её блага менее эластичен.

Ценовая дискриминация часто применяется западными фирмами. Во многих случаях она осуществляется регулярно, фирмы-монополисты систематизируют потребителей по предпочтениям, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы и продают свои блага в соответствии с этой градацией.

Чаще всего к ценовой дискриминации фирмы-монополисты обращаются в ходе конкурентной борьбы для привлечения дополнительных покупателей.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объёмов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

Чистая монополия максимизирует прибыль при MR = MC.

MR = (TR) ’ = (p * q) ’; MC = (C) ’.

Значит, на первом сегменте:

MR1 = (TR1) ’ = (p1 * q1) ’;

q1 = 20 - p1 => p1 = 20 - q1;

MR1 = (TR1) ’ = [ (20 - q1) * q1] ’ = (20 * q1 - q1) ’ = 20 - 2 * q1.

С’ = [25 + 4 (q1 + q2)] ’ => d/dq1 [25 + 4 (q1 + q2)] => d/dq1 [4 (q1+q2) + 25] => 4 [d/dq1 (q1 + q2) + d/dq1 (25)] => 4 [d/dq1 (q1 + q2) + 0] => 4 [d/dq1 (q2) + d/dq1 (q1)] => 4 [d/dq1 (q2) + 0] => 4 (0 + 1) = 4.

- 2 * q1 = 4;

+ 4 = 2 * q1;

= 2 * q1;

q1 = 24/2 = 12.

p1 = 20 - q1 = 20 - 12 = 8.

На втором сегменте:

MR2 = (TR2) ’ = (p2 * q2) ’;2 = 30 - 2p2 => p2 = 15 - 0,5 * q2;2 = (TR2) ’ = [ (15 - 0,5 * q2) * q2] ’ = (15 * q2 - 0,5 * q2) ’ = 15 - q2.

С’ = [25 + 4 (q2 + q1)] ’ => d/dq2 [25 + 4 (q2 + q1)] => d/dq2 [4 (q2+q1) + 25] => 4 [d/dq2 (q2 + q1) + d/dq2 (25)] => 4 [d/dq2 (q2 + q1) + 0] => 4 [d/dq2 (q2) + d/dq2 (q1)] => 4 [d/dq2 (q1) + 0] => 4 (0 + 1) = 4.

15 - q2 = 4;

+ 4 = q2;

= q2.

p2 = 15 - 0,5 * q2 = 15 - 0,5 * 19 = 15 - 9,5 = 5,5.

Таким образом, оптимальные значения цены и объёма продаж на первом сегменте, соответственно, 8 и 12, а оптимальные значения цены и объёма продаж на втором сегменте, соответственно, 5,5 и 19.

TR = TR1 + TR2 = p1 * q1 + p2 * q2 = 8 * 12 + 5,5 * 19 = 96 + 104,5 = 200,5;

C = 25 + 4 * (12 + 19) = 149.

Прибыльmax = TR - C = 200,5 - 149 = 51,5.

Таким образом, максимальная прибыль монополиста равна 51,5.

. Увеличение в декабре затрат капитала с 80 до 96 тыс. маш. - ч и затрат труда с 500 до 600 тыс. чел. - ч позволило предприятию дополнительно в этом месяце произвести 132 единицы продукта и выйти на уровень производства 1012 единиц продукта в месяц. Какой эффект роста масштаба производства имеет место в данном случае? Объяснить возможные причины этого эффекта.

Если уровень производства стал 1012 единиц продукта в месяц, а дополнительно произведено 132 единицы продукта, то до увеличения было 1012 - 132 = 880 единиц продукта.

Отдача от масштаба выражает реакцию объёма производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства.

Различают три положения отдачи от масштаба.

. Возрастающая отдача от масштаба - это положение, при котором пропорциональное увеличение всех факторов производства приводит к всё большему увеличению объёма выпуска продукта. Предположим, что все факторы производства увеличились в 2 раза, а объём выпуска продукта увеличился в 3 раза. Например, увеличение вдвое производства цилиндрического оборудования (такого, как трубы) потребует увеличения металла меньше чем вдвое.

. Постоянная отдача от масштаба - это изменение количества всех факторов производства, которое вызывает пропорциональное изменение объёма выпуска продукта. Так, вдвое большее количество факторов ровно в 2 раза увеличивает объём выпуска продукта.

. Убывающая отдача от масштаба - это ситуация, при которой сбалансированный рост объёма всех факторов производства приводит к всё меньшему росту объёма выпуска продукта. Иначе говоря, объём выпускаемой продукции увеличивается в меньшей степени, чем затраты факторов производства. Например, все факторы производства увеличились в 3 раза, а объём производства продукции - только в 2 раза.

Итак, увеличение затрат капитала с 80 до 96 тыс. маш. - ч - это увеличение затрат капитала в 1,2 раза (96/80) и увеличение затрат труда с 500 до 600 тыс. чел. - ч - это увеличение затрат в 1,2 раза (600/500).

Увеличение объёма производства продукта - это его увеличение в 1,15 раза (1012/880).

Значит, эффект роста масштаба производства в данном случае имеет место - убывающая отдача от масштаба (1,2 > 1,15).

Убывающая отдача от масштаба обусловлена двумя основными возможными причинами:

) снижением производительности факторов вследствие специализации и разделения труда при росте масштаба производства;

) увеличение масштаба производства требует пропорционального увеличения всех факторов производства.

Тесты

5. В краткосрочном периоде конкурентное предприятие, максимизирующее прибыль, будет производить объём производства, при котором:

а) кривая спроса и кривая средних издержек пересекаются;

б) выручка превышает издержки на максимальную величину;

в) экономическая прибыль равна нулю;

г) кривая выручки R пересекает кривую издержек C.

. Пусть чистый монополист устанавливает оптимальную цену 12 руб., которой соответствует предельный доход 9 руб. Можно утверждать, что:

а) предприятие максимизирует прибыль;

б) предприятие максимизирует свою выручку;

в) ценовая эластичность спроса при p = 12 руб. равна - 3;

г) выручка монополиста возрастёт, если он будет снижать цену.

. Если предприятие, осуществляющее совершенную ценовую дискриминацию, реализует 100-ю единицу своего продукта за 30 руб., то его предельный доход от этой операции:

а) может быть больше или меньше 30 руб.;

б) меньше 30 руб.;

в) равен 30 руб.;

г) больше 30 руб.

а) абсолютно неэластичен по цене;

б) имеет единичную эластичность;

в) неэластичен по цене;

г) эластичен по цене.

. Рыночный механизм не способен обеспечить производство общественных благ:

а) из-за несоответствия между потребностями в этих благах и доступным объёмом ресурсов, необходимых для их производства;

б) невозможности специфицировать права частной собственности на эти блага;

в) высоких издержек производства этих благ;

г) отрицательных внешних эффектов, сопутствующих потреблению этих благ.

. Что является реальным капиталом?

а) река Амур, используемая для транспорта;

б) акции коммерческого банка;

в) запасы сырья на предприятия;

г) государственные краткосрочные облигации.

Ответы на тесты.

5. б) В условиях чистой конкуренции каждая фирма стремится получить максимум прибыли. Но ситуация меняется в зависимости от краткосрочного и долговременного периодов. В краткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменными постоянными ресурсами, то есть неизменным оборудованием, а, следовательно, неизменными постоянными издержками. В связи с этим фирма пытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки (может быть и такой случай), приспосабливая к рынку свой объём производства лишь посредством изменений в величине переменных ресурсов (труда, материалов и т.д.), которые она использует, а, следовательно, изменений в величине переменных издержек.

Существуют два подхода к определению объёма производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные убытки.

Первый подход заключается в том, что фирме следует сравнивать валовой доход (TR) и валовые издержки (ТС). Фирма максимизирует прибыль при условии, когда валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину, то есть TR > ТС.

Второй подход - это когда фирме следует сравнить предельный доход (MR) и предельные издержки (МС) каждой последующей единицы продукции. Принцип максимизации прибыли в этом случае называется правилом MR = MC.

Остальные утверждения неверны по причине того, что правильный ответ уже дан в первом подходе.

6. г) Выручка монополиста возрастает при повышении цены, когда спрос неэластичен по цене. Выполним расчёт ценовой эластичности спроса, используя зависимость MR = p (1 + ) . Отсюда  В нашем случае спрос эластичен, то есть || > 1.

Значит, если спрос эластичен по цене, то выручка монополиста возрастает при снижении цены.

Остальные утверждения неверны по следующим причинам.

Утверждение а) Условием максимизации прибыли чистой монополии является равенство предельного дохода и предельных издержек MR = MC. Так как данных о MC нет, то утверждать, что предприятие максимизирует прибыль, нельзя.

Утверждение б) Чистый монополист максимизирует выручку, когда MR = 0.

Утверждение в) Ценовая эластичность спроса при p = 12 руб. равна - 4.

. а) В условии не указана цена продажи предыдущей единицы товара.

Остальные утверждения неверны по причине того, что они противоречат друг другу.

. в) Формула эластичности будет выглядеть так:

Значит,

|e| = 0,52 < 1 - неэластичный спрос.

Остальные утверждения неверны по той же причине, что и у теста 7.

. а) Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов.

Остальные утверждения неверны потому, что существует единственный правильный ответ, и в данном случае остальные даже не рассматриваются.

. б) С акциями коммерческого банка происходит постоянное увеличение капитала.

Остальные утверждения неверны потому, что они противоречат определению реального капитала.

Список использованной литературы


1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. - М.: "Издательство ПРИОР", 2003. - 678 с.

. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. - М.: Юристь, 1998. - 139 с.

. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. Завтра экзамен. - 8-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 167 с.

. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Проблемы новой экономики. - Спб.: Питер, 2003. - 292 с.

. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001. - 832 с.

. Носова С.С. Экономическая теория (краткий курс). - М.: Кнорус, 2001. - 383 с.

. Океанова З.К. Экономическая теория. Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Дашков и К0", 2008. - 412 с.

. Экономическая теория (семестровый курс): Сборник заданий на контрольную работу для студентов заочной формы обучения / Сост.В. В. Золотарчук. - Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2004. - 28 с.

Похожие работы на - Последствия монополизации рынка. Ординалистская модель потребительского выбора

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!