Основы микроэкономики

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы микроэкономики

1. Экономическая система: понятие, элементы, классификация

Экономическая система-совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества. Функционирование экономической системы нацелено на выполнение следующих задач: обеспечение работоспособности экономики, координация всех видов экономической деятельности, социальные цели.

Основными элементами экономической системы являются: социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; организационные формы хозяйственной деятельности.

В макроэкономической теории существует множество подходов к классификации экономических систем на виды: Формационный подход, развитие: первобытная, античная, феодальная, коммунистическая, капиталистическая. Стадийный подход. Традиционное общество, переходное общество (эпоха первоначального накопления капиталов), стадия сдвига (эпоха промышленных революций), стадия зрелости (урбанизация), общество массового потребления. Цивилизационный подход; неолитическая, восточно-рабовладельческая, античная, раннефеодальная, прединдустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Организационный подход: рыночная, командная, смешанная.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. (Китай)

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в госсобственности. СССР, Куба и т. д.

Переходная экономика - происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития. В РФ - переход от централизованно управляемой советской экономики к рыночной экономике.

. Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики

Рыночной экономика - такая экономика, в которой экономические отношения принимаются в основном децентрализованным путем и которой присуще единство взаимодействия рынка и государственного регулирования. Основу производства составляет товарное производство. Признаки рыночной экономики:

1. частная собственность как экономический ресурс (реализация многообразных форм собственности с преобладанием частной)

. принцип рыночного ценообразования (право рыночных субъектов самим устанавливать цены на рынке, под воздействием спроса и предложения)3. Принцип конкуренции (через механизм конкуренции рынок способствует рациональному распределению ресурсов, поскольку капитал устремляется туда, где больше будет прибыль, и наоборот. Следовательно, конкуренция приведет к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно) 4. рыночная направленность деятельности государства (здесь существует принцип открытости экономики, т. е. свобода предпринимательства распространяется и на внешнеэкономические связи, при определенных условиях и ограничениях; а также роль государства: для нормального функционирования рыночной экономики, решение экологических и социальных проблем необходимо вмешательства государства в экономику) 5. социальное неравенство (рыночная система не обеспечивает социальное равенство, поэтому государство составляет специальные программы призванные обеспечить материальную помощь- пособии, бесплатное образование и мед. обслуживание) 6. свобода экономической хозяйственной и предпринимательской деятельности (означает, что производитель самостоятельно принимает решения в организации производства, фирмы имеют право свободно использовать экономические ресурсы для производства товаров и продавать их по свободным ценам).

Субъекты рыночной экономики: потребители и производители, которые соединяются через рынки (фирмы (частный сектор), домашнее хозяйство (частный сектор), государство). Таким образом, хозяйства фирмы и государства вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка. Объекты: товары и услуги, факторы производства, деньги, ценные бумаги, субсидии, социальные выплаты.

Экономические ресурсы: земля, труд, капитал, предпринимательская способность.

Основным признаком ресурсов является их ограниченность. Отсюда возникает конкуренция за доступ к ресурсам, конкуренция в их использовании и измерение через эффективность и экономию и понятие альтернативности. От их рационального использования зависит доход владельцев факторов пр-ва, снижение затрат и цен на готовую продукцию, результативность работы предприятия.

3. Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма

Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Сферы:1. Производство. 2. Распределение. 3. Обмен. 4. Потребление.

Функции рынка

Рынок выполняет ряд существенных функций:

. Информационная - через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

. Посредническая - рынок выступает посредником между производителем и покупателем

. Ценообразующая - цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции.

. Регулирующая - рынок приводит в равновесие спрос и предложение.

. Санирующая (оздоровительная) - с помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.

Классификация рынков.

. По объектам рыночных отношений: потребительский, сырьевой рынок, рынок труда, РЦБ.

2. По географическому положению: местный, региональный, национальный, мировой.

3. По проявлению конкуренции: монополистический, олигополистический, свободный.

4. По объему продаж: оптовый, розничный

. По механизму регулирования:

. С точки зрения соответствия законодательству.

Эффективность рыночного механизма.

1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.

2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.

3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие на корыстные мотивы предп-ий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Достоинство конкурентной рыночной системы - это ее постоянное стимулирование эффективности производства.

. Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование равновесной цены

Спрос (D) - фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар. В микроэкономике спрос всегда основывается на готовности и способности платить, а не просто на потребности в чем-либо.

В экономической теории принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, т. е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.

Объем спроса показывает количества товара, которое покупатели желают приобрести за некоторые период времени.

Предложение (S) - это количество товаров и услуг, которые производитель желает продать на рынке.

Объем предложения показывает количество товара, которое продавцы хотели бы выпустить и продать по определенной цене за данный промежуток времени.

Главным фактором, опред. предложение, также является цена.

Кривая предложения - соотношение между рыночными ценами и количеством товара.

Закон предложения - если прочие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и наоборот.

Рыночное равновесие. Взаимодействие спроса и предложения означает, что планы покупателей (потребителей) и продавцов абсолютно совпадают, а количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители, идентично объему продукции, предлагаемому продавцами.

Равновесная цена - это цена, при которой объем спроса равен объему предложения.

Колебания спроса и предложения изменяют равновесную цену и равновесное количество товаров на рынке.

P Цена                                Q Товар

. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности

Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. Если покупатель быстро и однозначно реагирует на изменение цены, то говорят, что спрос эластичен. И, наоборот, если он реагирует слабо, вяло, то, значит, его спрос неэластичен. Если изменение цены влечет за собой такое же (в процентном отношении) изменение объема спроса, то, значит, эластичность спроса равна 1 («единичная эластичность»). Таким образом, различают три вида эластичности спроса: эластичный, неэластичный, с единичной эластичностью.

Эластичность спроса по доходу. Она отражает зависимость изменения спроса отдельного потребителя, отрасли, рынка в целом от роста или уменьшения индивидуального или совокупного денежного дохода.

Перекрестная эластичность. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-то товар «a» от процентного изменения цены на какой-то другой товар «b»:

На эластичность спроса оказывают влияние также другие факторы:

Наличие на рынке товаров-заменителей.

Универсальность использования товара.

Фактор времени.

Доля расходов в бюджете на данный товар.

Уровень доходов потребителя.

Консерватизм потребителей.

«Hеоткладываемость» в удовлетворении конкретной потребности

Как и спрос, количество предлагаемого на рынке товара находится в определенной зависимости от многих переменных и прежде всего - от рыночной цены товара. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от 0 до бесконечности.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

Цены других товаров (в том числе ресурсов).

Способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения.

Фактор времени.

Уровень достигнутого использования ресурсов.

Степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей.


. Издержки производства, их специфика в рыночных условиях. Виды издержек

спрос предложение цена эластичность

Издержки - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности. Их специфика в рыночных условиях: имеют денежное измерение; влияние рынка; принцип альтернативности при ограниченных ресурсах.

Бухгалтерские издержки представляют собой стоимость израсходованных ресурсов, измеренную в фактических ценах их приобретения. Это издержки, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы (сырье, материалы, амортизация, труд и т. д.).

Экономические издержки - это количество (стоимость) других продуктов, от которых следует отказаться или которыми следует пожертвовать, чтобы получить какое-то количество данного продукта.

К основным относятся затраты, связанные непосредственно с технологическим процессом, а также с содержанием и эксплуатацией орудий труда.

Накладные - расходы на обслуживание и управление производственным процессом, реализацию готовой продукции.

Прямые - это затраты, связанные с изготовлением только данного вида продукции и относимые непосредственно на себестоимость данного вида продукции.

Косвенные затраты при наличии нескольких видов продукции не могут быть отнесены непосредственно ни на один из них и подлежат распределению косвенным путем.

Переменные затраты это затраты, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации.

Под постоянными затратами понимают такие затраты, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от объема и структуры производства и реализации.

. Конкуренция и ее виды. Российское антимонопольное законодательство

Конкуренция - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и хоз. обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах.

Несовершенная конкуренция- конкуренция в условиях, когда фирмы имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Существует шесть видов конкуренции:

функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

недобросовестная конкуренция - нарушение общепринятых правил и норм к. Чистая конкуренция . Монополистическая конкуренция. Олигополия. Чистая монополия

Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на регулирование монополистической деятельности и пресечение недобросовестной конкуренции.

Основополагающим элементом антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8, 34, ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

Антимонопольное регулирование проявляется в двух формах: ограничение и запрещение той деятельности монополий, которая уничтожает конкуренцию или сужает сферу ее действия; экономическое воздействие на хозяйственную деятельность субъектов (система налогообложения, ценообразование и т. д.).

. Макроэкономические цели и задачи. Основные макроэкономические проблемы

Раздел науки о хозяйстве как целом, о проблемах экономического роста и занятости, о возможностях и работе хозяйственного механизма, о функциях государства и экономической политике называется макроэкономикой. Она рассматривает размеры и структуру валового продукта, функционирование и эффективность экономики в целом.

Система макроэкономических целей включает в себя следующие элементы:

Высокий и растущий уровень национального производства,

Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице;

Стабильный уровень цен

Достижение нулевого сальдо платежного баланса.

Цели: 1. состоит в том, что конечная задача экономической деятельности сводится к обеспечению населения товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает валовой внутренний продукт (ВВП), который выражает рыночную стоимость конечных товаров и услуг.

. высокая занятость и низкая безработица. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе депрессии спрос на рабочую силу сокращается, а уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления спрос на рабочую силу растет, а безработица сокращается. Однако удовлетворить потребности всех в достойной работе - труднодостижимая задача.

. стабильность цен при наличии свободных рынков. Распространенным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора "корзины" товаров и услуг.

. касается открытой экономики и означает достижение общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платежного баланса.

Ключевыми макроэкономическими проблемами являются:

анализ экономических (деловых) циклов;

взаимодействие инфляции и безработицы;

достижение устойчивого экономического роста;

взаимодействие реального и денежного секторов экономики;

анализ торгового баланса страны;

взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностранным сектором экономики;

достижение эффективной макроэкономической политики государства.

. Основные макроэкономические показатели. ВВП и ВНП

Валовой внутренний продукт выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны вне зависимости от национальной принадлежности факторов производства, используемых в производстве. Рассчитывается тремя методами:

по доходам: суммируются доходы населения, корпораций, проценты по сбережениям, доходы государства от предпринимательской деятельности, а также в виде налогов на производство и импорт, амортизационные отчисления;

по расходам: суммируются потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы на закупки товаров, услуги и инвестиции и сальдо внешней торговли;

по сумме произведенной продукции: суммируются только добавленные каждой фирмой стоимости. Номинальный ВВП-это объем произведенных товаров и услуг в текущих, действующих в данном году ценах. Реальный ВВП-это ВВП, измеренный в ценах базового года. За базовый год принимается тот год, с которого начинается измерение или с которым сравнивается ВВП.

Для приведения номинального ВВП к его реальному значению используются два индекса: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

ИПЦ = Ст-ть потребительской корзины в тек году / Ст-ть этой корзины в баз году X 100%.

ВВП реал = ВВП ном / ИПЦ X 100%.

Дефлятор ВВП показывает изменение цен по всем конечным товарам и услугам, произведенным в экономике, т. е. он более полно отражает изменение цен в обществе, охватывая все товары и услуги. Тогда:

ВВП реал = ВВП ном / Дефлятор X 100%.

Валовой национальный продукт (ВНП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами, т. е. созданных с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.

Также: чистый внутренний продукт (ЧВП); внутренний доход (ВД); личный доход граждан (ЛД).

. Экономический цикл и экономический кризис

Экономический цикл - это движение экономики от одного макроэкономического равновесия к другому в масштабах национальной экономики. По Марксу, экономический цикл - это движение экономики от одного кризиса к другому, является способом самоуправления экономикой. Если теория экономического роста исследует факторы и условия роста в долговременном периоде, то теория цикла - причины колебаний экономической активности во времени.

Цикл - это особое, универсальное и абсолютное образование материального мира. Структуру цикла образуют два противоположных материальных объекта, которые находятся в нем в процессе взаимодействия.

Фазы цикла. Обратимся к анализу фаз экономического цикла за ряд лет. Экономические циклы (волны) - это периодические колебания деловой активности в обществе.

Цикл включает следующие четыре фазы: вершина (пик, бум), сжатие (рецессия, спад), дно (депрессия), оживление (расширение).

На пике наблюдается максимальная занятость, и производство работает на полную мощность. Уровень цен и норма процента достаточно высокие. Однако рост производства выходит за рамки платежеспособного спроса, и рост деловой активности падает. Тем самым цикл постепенно переходит в фазу спада, или кризиса. Кризис является наиболее яркой фазой экономического цикла.

Кризис - спад производства. Его экономическая функция сводится к насильственному и временному установлению пропорциональности между звеньями экономики (производством и потреблением, производством и обращением). Это главная фаза экономического цикла. В нем заключены основные черты цикла. Без кризиса не было бы цикла. Периодическое повторение кризиса придает рыночной экономике циклический характер.

После кризиса наступает фаза депрессии - застоя в экономике.

Оживление - это постепенное повышение уровня ссудного процента. Фаза оживления переходит в фазу подъема - быстрого роста производства, торговли, прибыли, курса акции и ценных бумаг, цен и занятости.

. Инфляция и ее виды. Воздействие инфляции на экономику

Инфляция - процесс обесценения денег, снижения их покупательной способности, проявляющийся, прежде всего в общем росте цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров

Виды инфляции.

А) Ползучая инфляция - для неё характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше в год.

Б) Галопирующая инфляция Темп её роста выражается, двузначными цифрами.

В) Гиперинфляция. Ежемесячный рост цен свыше 50%, а годовой выражается 4-х знач. цифрами.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Государство должно проводить антиинфляционную политику:

. С помощью эффективной денежной политики.

. Стремиться к сокращению бюджетного дефицита, военных расходов

. Проведение конверсии.

Антиинфляционная политика - комплекс взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых правительствами и центральными банками по предупреждению, снижению темпов и преодолению инфляции.

Принимаемые меры зависят от характера и уровня инфляции. Высокие темпы инфляции действуют угнетающе на производство, при этом больше всего страдают отрасли с низкой оборачиваемостью капитала. Антиинфляционная политика включает в себя комплекс мер по сокращению дефицита государственного бюджета как за счет увеличения доходов, так и сокращения расходов, и существенное сокращение кредитной эмиссии. Последнее осуществляется повышением ставки рефинансирования, увеличением норм резервирования в Банке России, разумным ограничением налично-денежного оборота, урегулированием валютного рынка, созданием условий для долгосрочного инвестирования в промышленность.

. Экономический рост. Факторы экономического роста

Экономический рост зависит от ряда факторов. Под факторами экономического роста понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми называют те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность.

К прямым относятся факторы, непосредственно определяющие динамику совокупного производства и предложения:

. увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

. рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;

. совершенствование технологии и организации производства

. повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов;

. рост предпринимательских способностей в обществе.

В состав косвенных входят факторы спроса и распределения:

. снижение степени монополизации рынков;

. уменьшение цен на производственные ресурсы;

. снижение налогов на прибыль;

. расширение возможности получения кредитов.

Если применение косвенных факторов происходит в обратном порядке (увеличивается монополизация, растут налоги и т. п.), то экономический рост будет сдерживаться

. Государственное воздействие на экономику в рыночных условиях

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор инструментов.

Цели ГРЭ: Обеспечение темпов роста ВВП (в соответствие с хозяйственным потенциалом); Минимизация безработицы; Стабильность цен; Внешнеэкономическое равновесие стимулирование умеренного эконом-го роста, модернизация научно технической базы

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику.

Прямое воздействие предполагает использование административных инструментов.

Косвенное воздействие - только экономических инструментов.

Инструменты ГРЭ:

Административно-правовые средства: разрешения и запреты; стандарты и нормы;

Государственные финансы:

Антициклическое налоговое регулирование: изменения ставки налогов, налоговые льготы, изменения правил и сроков уплаты налогов

Стимулирование экономического роста: субсидии, льготные займы и гарантии;

Денежно-кредитный инструментарий: учетная ставка ЦБ, нормы резервирования, операции на открытом рынке (купля продажа гос. ценных бумаг);

Государственная собственность. В наше время отсутствует. Предприятия с государственным участием равны в правах с частными.

Внешнеэкономический инструментарий: таможенные пошлины, количественное ограничение импорта, налоговые и иные льготы иностранным инвесторам, квоты на привлечение рабочей силы, валютные операции для стабилизации обменных курсов.

14. Государственный долг: внутренний и внешний

Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты).
Внешний государственный долг - это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели - относительные параметры внешнего долга.

Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее - правилом.

. Деньги и их функции. Спрос на деньги

Деньги это то, что принимают в качестве уплаты за товары, услуги. Деньги - это средство обмена.

Деньги как мера стоимости используется для измерения или сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Стоимость товара, выраженная в деньгах, являясь его ценой. Т-Т

Средство обращения или функция посредника в обмене товаров появляется непосредственно в процессе купли-продажи, опосредованном деньгами: Т-Д-Т.

Функция денег как средства платежа проявляется в том, что деньги используются для погашения разного рода обязательств.

Как средство накопления. Деньги накапливаются по двум мотивам: в связи с тягой к накоплению и в связи с необходимостью обеспечения регулярности процесса производства и обращения.

Мировые деньги. Деньги используются во внешней торговле, предоставлении и погашении займов, на валютном рынке . В качестве мировых денег в международных расчетах применяются национальные валюты стран, играющих ведущую роль в мировых экономических связях - СКВ, международные финансовые счетные единицы (СДР), а также международные деньги (ЕВРО).

Спрос на деньги - та часть дохода, которую экономические субъекты намерены держать в виде ликвидности (способность товара превращаться в любое благо).

В теории денег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:

М V = Р Q,

где М - количество денег, находящихся в обращении; V - скорость обращения одной денежной единицы в среднем за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги; б) чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот; в) с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги

Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций.

Современная теория денег учитывает фактор инфляции, четко разграничивая при этом такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

. Денежное предложение. Денежные агрегаты. Денежное обращение

Денежное обращение - движение денег при выполнении ими своих функций. Налично-денежное обращение, Безналичное обращение

В зависимости от экон-ого содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям, т. е. безналичные расчеты за товары и услуги; по финансовым обязательствам, т. е. платежи в бюджет и во внеб-ные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями. Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, сокращаются издержки на печатание и доставку наличных денег.

Денежная масса - совокупность наличных денег и денег безналичного оборота. Для измерения денежной массы применяют специальные показатели, называемые агрегатными.

На денежную массу влияют два фактора: количество денег в обращении и скорость их оборота. Количество денег в обращении опр-ся государством, исходя их потребностей товарного оборота и дефицита Федерального бюджета. На скорость обращения денег влияют длительность технологических процессов (тяжелая пром-ть или легкая), структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровень развития кредитных операций и взаиморасчетов, уровень процентных ставок за кредит, использование электронных технологий в банковском деле.

Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта определяется как отношение валового нац. продукта или нац. дохода к денежной массе (агрегаты М1 или М2).

Предложение денег - это кол-во денег, находящееся в обращении (MS).

Факторы, определяющие предложение денег:

денежная база: HB=C+R (резервирование) - прямоугольная связь.

норма резервирования: rr=R/D - показывает долю банковских вкладов, помещенных в резервы, обратно пропорциональная связь.

коэффициент депонирования: cr=C/D - отражает предпочтение населения в распределении денежных средств между наличностью и депозитами, обратная связь.

денежный мультипликатор: m=MS/HB - показывает на сколько изменится предложение денег в связи с изменением денежной базы (НВ) на 1-ну единицу, прямо пропорциональная связь.

. Денежно-кредитная политика, ее цели и задачи

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильного роста), занятости и уровня цен.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен.

Основными инструментами являются:

установление обязательной нормы резервирования;

регулирование официальной учетной ставки;

административные меры.

Рефинансирование коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от ЦБ. Следовательно, изменение учетной ставки (рефинансирование) оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в ЦБ влияет на ликвидность кред. учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита ком. банков для клиентуры, т. к. происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Операции на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что Центральный банк осуществляет операции купли-продажи цен. бумаг в банк. системе, покупая Цен. б. на открытом рынке, ЦБ увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту ден. предложения. Продажа ценных бумаг ЦБ приводит к обратным последствиям. ЦБ периодически вносит изменения в указанный метод кред. регулирования, изменяя интенсивность своих операций, их частоту.

Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы. Наряду с эконом-ми методами регулирования деятельности ком. х банков ЦБ может использ. в этой области и административные методы воздействия. Очевидно, что использ. адм-гоо воздействия со стороны ЦБ по отнош. к ком. банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке искл. о вынужденных мер.

18. Современный финансовый кризис: причины и превентивные меры

Экономике свойственны два состояния:

) состояние равновесия, когда общественное производство и общественное потребление в достаточной мере сбалансированы. Тогда экономический рост идет словно по прямой траектории;

) состояние неравновесия, то есть состояние несбалансированности производства и потребления в общественном масштабе. Тогда нарушаются нормальные связи и пропорции в экономике и наступает ее кризисное состояние. Неравновесие проявляется в том, что от стабильного состояния отклоняются важнейшие параметры экономики - объем производства, уровень цен, занятость трудоспособного населения, норма прибыли, норма процента и др. Когда такие положения достигают наибольших количественных значений, то экономический рост временно резко прерывается противоположным процессом - кризисом.

Причины кризиса

общая цикличность экономического развития

высокие цены на сырьевые товары (в том числе, нефть)

перегрев фондового рынка

перегрев кредитного рынка и явившийся их (перегрев фондового и кредитного рынков) следствием ипотечный кризис

использование новых непроверенных финансовых методик и инструментов - кредитных дефолтных свопов и иных деривативов.

Превентивные меры: совместные действия мирового сообщества для преодоления кризиса.

19. Мировое хозяйство. Основные формы международных экономических отношений

Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик скреплена движением товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов). На этой основе между странами возникают международные экономические отношения.

Международные экономические отношения - система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования.

Осн. формы м/нар. эк. отношений:

* м/нар. торговля ТиУ

* м/нар. миграция капитала и м/нар. кредит - цель передвижения - возможность получить большую ПР, чем в собств. стране. Миграция м. б. в след. формах: инвестиции, м/нар. кредит на усл. возвратности, срочности, платности, гарантии

* м/нар. валютные отношения

* м/нар. миграция раб. силы

* м/нар. научно-технич. связи

В основе МЭО лежит международное разделение труда (МРТ), приводящее к международной специализации производства и науки и интернационализации хозяйственной жизни. Вследствие этого, углубление и развитие МЭО зависят от тех же причин, что и развитие МРТ, а именно: от естественных (природных, географических, демографических и т. п.), приобретенных (производственных, технологических) факторов, а также от социальных, национальных, этнических, политических и нравственно-правовых условий.

20. Рынок ценных бумаг: функции, структура, регулирование

(РЦБ) - составная часть финансового рынка, где осуществляется сделки купли-продажи ценных бумаг

. Общерыночные функции.

.1. Ценовая функция. Под действием спроса и предложения формируются рыночные цены на ценные бумаги.

.2. Коммерческая функция. Участники РЦБ получают прибыль от сделок с ценными бумагами.

.3. Информационная функция. Участники рынка получают информацию о ценных бумагах, о ценах и о правилах торговли.

.4. Регулирующая функция. На РЦБ устанавливаются правила выпуска и обращения ценных бумаг.

. Специфические функции.

.1. РЦБ способствует переливу капитала из отрасли в отрасль.

.2. РЦБ обеспечивает массовый характер инвестиционного процесса через различные формы коллективного инвестирования.

.3. РЦБ является инструментом государственной финансовой политики. В частности с помощью выпуска государственных бумаг можно финансировать дефицит государственной долга.

.4. Хеджирование (страхование финансовых рисков с помощью производных ценных бумаг).

РЦБ классифицируется в соответствии со следующими критериями:

По сроку обращения: рынок краткосрочных ценных бумаг (до 1 года) и рынок долгосрочных ценных бумаг (более 1 года);

По характеру обращения: первичный ранок и вторичный рынок

Кроме того, существует третий рынок и четвертый рынок:

Третий рынок охватывает торговлю зарегистрированными на бирже ценными бумагами за пределами самой биржи.

-Четвёртый рынок - электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между институциональными инвесторами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80>

По форме организации: Биржевой рынок - это особый организованный рынок, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества, а сделки с ними совершают брокеры, дилеры или управляющие.

Внебиржевой рынок - это вторичный рынок ценных бумаг, на котором обращаются менее ликвидные ценные бумаги различных эмитентов. Внебиржевой рынок подразделяется на организованный и неорганизованный.

Организованный рынок предполагает участие организатора торговли ценными бумагами действующего на основании лицензии.

Неорганизованный внебиржевой рынок - рынок без участия профессионалов. В своём крайнем проявлении это может быть стихийный уличный рынок.

По видам ценных бумаг рынок сегментирован на: рынок государственных ценных бумаг; рынок корпоративных ценных бумаг.

Участники фондового рынка

. Эмитенты - лица, привлекающие денежные средства путем выпуска ценных бумаг.

. Инвесторы - лица, инвестирующие денежные средства в ценные бумаги.

3. Профессиональные участники.

Косвенные меры гос. регулирования предусматривают разработку и применение системы налогов и налоговых льгот по операциям с ц/б, контроль над % ставкой банк. кредита.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является фед. органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере фин. рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Находится в прямом подчинении Правительству РФ.

Осущ-ся в соот. с законно «О РЦБ) от 22. 04. 1996 N 39-ФЗ.

21. Платежный баланс, его структура и макроэкономическое значение

Платежный баланс - статистический отчет, в котором в систематическом виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях страны с другими странами за определенный период времени.

В платежном балансе изменения отражаются в двух потоках:

Поток реальных ресурсов (внешнеторговый оборот - товары);

Поток финансовых ресурсов (движение капитала - инвестиции и кредиты).

Основные разделы платежного баланса:

Торговый баланс; представляет собой чистую стоимость экспорта только товаров за вычетом импорта товаров.

Баланс услуг и некоммерческих платежей; платежей включает платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, по всем видам связи, междунар. туризм, комиссионные сборы и реклама, культурный и научный обмен.

Баланс текущих операций;

Баланс движения капиталов и кредитов; выражает соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, а также предоставленных и полученных кредитов. Две формы: предпринимательская и ссудная форма. Кредиты классифицируются в зависимости от времени

Операции с официальными валютными резервами.

Государственное регулирование ПБ - это совокупность экономических мероприятий государства, направленных на формирование основных статей ПБ, а также на покрытие сложившегося сальдо.

22. Валютный рынок. Валютное регулирование и валютный контроль

Валютный рынок - это вся совокупность конверсионных и кредитно-депозитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между контрагентами - участниками валютного рынка. Валютные рынки можно классифицировать по следующим признакам:

Основными участниками валютного рынка являются:

Компании, осуществляющие внешнеторговые операции.

Компании, осуществляющие зарубежные вложения активов.

Валютные биржи. -Валютные брокерские фирмы. -Частные лица.

Важнейшими функциями валютного рынка являются:

своевременное осуществление международных расчетов;

регулирование валютных курсов;-диверсификация валютных резервов;-страхование валютных рисков;-получение прибыли участниками валютного рынка в виде курсовой разницы валют;

проведение валютной политики, направленной на государственное регулирование национальной экономики, и согласованной политики в рамках мирового хозяйства.

Валютное регулирование и валютный контроль. осущ. на основе ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10. 12. 2003 N 173-ФЗ.

Валютное регулирование - это система, которая регламентирует порядок международных расчетов, а также сделки с валютными ценностями.

Цели валютного контроля: Корректировка платежного баланса (устранение дефицита);Защита фиксированного валютного курса. Сохранение золотовалютных резервов;Пресечение нежелательного влияния перетока денег. Уменьшение возможностей для несоответствующего движения валютного курса реальному положению дел в экономике;

23. Страховой рынок РФ: содержание, виды страхования

Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется предложение и спрос Страховой рынок можно рассматривать также:

как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества;

как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих страховых услуг.

выделяют рынок страховщика и рынок страхователя.

Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.

В институциональном аспекте структура страхового рынка представлена: государственными, частными, корпоративными, взаимными и другими страховыми компаниями.

В территориальном аспекте структура страхового рынка характеризуется страховыми рынками:• местным (региональным);• национальным (внутренним);• мировым (внешним).

По отраслевому признаку выделяют рынок страхования:• личного;

• имущественного;• ответственности.

В свою очередь каждый из рынков можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т. д.

К внутренней системе относятся следующие основные управляемые переменные: страховые продукты (условия договоров страхования данного вида); система организации продаж страховых полисов и формирования спроса; гибкая система тарифов; собственная инфраструктура страховщика.

К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные ресурсы:

материальные; финансовые; трудовые ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке.

Внешнее окружение рынка - это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие.

К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся: рыночный спрос; конкуренция; ноу-хау страховых услуг; инфраструктура страховщик

. Налоговая система: функции, состав. Основные виды налогов

Нал. с/ма - совокупность законодательно установленных налогов, принципов, форм и методов из устан-ния, изменения или отмены уплаты и применение мер по обеспечению их уплаты, устан-ния нал. контроля, а также привлечение к отв-ти и мер отв-ти за нарушение нал. закон-ва. Функции налогов: Фискальная Регулирующая Контрольная

Распределительная

*Стимулирующая подфункция - формир-ние посредством н/облож. опр. стимулов развития для целевых категорий н/плат. и видов деят-ти.

*Вопроизводств. подфункция - ориентация отд. видов налогов для аккмулир-ния ср-в на восстановление потребленных ресурсов (ех, признание амор-ции расходов).

Эл-ты нал. с/мы:

. с/ма налогов (нал. с/му образуют фед., регион., местные Н. + спец. режимы)

. принципы, на кот. она основана

. нал. администрирование - опр-ние порядка устан-ния, изменения и отмены Н.

. с/ма нал. контроля

. с/ма нал. ответ-ти и нал. санкции

. нал. бремя

. история и перспективы развития с\мы

Осн. принципы:

) законности - каждое лицо должно уплачивать устан. законом Н. и сборы

) всеобщности и равенства н/облож. 1+2 = справедливость НС

) НиСб не могут иметь дискриминац. хар-р и различно уплачиваться исходя из расовых, соц. , нац. , религиозных и иных критериев

) НиСб должны иметь эк. основание

) ни на кого не м. б. возложена обязанность уплачивать НиСб

) пр-п единого эк. пространства - НиСб не должны нарушать единое эк. пространство, установленное Конституцией

) при устан-нии Н. д. б. определены все эл-ты н/облож

) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности акта законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика.

Осн. виды налогов

Федеральные налоги и сборы: НДС (0, 10, 18), НДФЛ(35, 9, 30, 13), ЕСН, НнаПР, НнаДоб. пол. ископ. , Водный

Региональные налоги: НнаИмОрг, НнаИгорный бизнес, Транспортный

Местные налоги: Земельный

Специальные нал. режимы: для с/х производителей, УСН, ЕНВД

25. Финансовый рынок: сущность, функции, сегменты

Финансовый рынок - это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения. Этот рынок объединяет кредитные организации, направляющие денежные средства от собственников к заемщикам и обратно. Функциональное назначение финансового рынка - трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капитала:

Денежный рынок - это рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). Денежный рынок включает:

Рынок капитала охватывает рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капитала служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Рынок капитала обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

Функции финансового рынка.

Аккумуляция свободных денежных средств и их перераспределение между отдельными отраслями, регионами, странами во всемирном масштабе (для национального финансового рынка - соответственно, перераспределение свободных денежных средств между отраслями и регионами)

Ускорение и рост эффективности производства.

Базовые субъекты хозяйствования, представленные на финансовом рынке: предприятия; население; правительство; профессиональные субъекты.

26. Финансы: сущность, функции, роль в системе общественного воспроизводства

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества.

Итак, финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения можно с помощью: норм, ставок, тарифов, отчислений и т. д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют три основные функции: обеспечивающую, распределительную и контрольную.

. Финансовая система РФ: понятие и структура

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений.

Финансовую систему РФ составляют следующие звенья (институты):

1) бюджетная система <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0810015744> с входящими в нее государственными <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0807905024> (федеральным <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0809695232>, региональными и местными бюджетами <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0807245568>;

) внебюджетные <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0810155520> целевые фонды;

) имущественное <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0808547328> и личное страхование <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0806995200>;

) Фондовый рынок

) кредит (государственный <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0808906240> и банковский <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0805715968>).

. Государственные финансы: структура и принципы организации

Государственные финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции: распределительная, контрольная, регулирующая. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации.

Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8>, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_(%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE)> в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и др. )

. Государственный бюджет и бюджетное устройство страны. Структура бюджета

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: федеральный бюджет РФ; местные бюджеты. свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов.

Бюджетный процесс - это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Правительство ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет парламенту отчетный доклад и отчет об исполнении республиканского бюджета за прошедший финансовый год. Отчет об исполнении бюджета рассматривается и утверждается парламентом простым большинством голосов.

. Внебюджетные фонды в системе государственных финансов. Структура, функции

Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве своем наделенные статусом юридического лица. Они независимы в правовом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений (республики в составе Российской Федерации, области, края, города, района и др. ) Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов соответствующих административно-территориальных объединений.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

1 запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

2 денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3 формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4 страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

5 денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Пенсионный фонд, фонд социального страхования РФ, Фонды обязательного медицинского страхования

Похожие работы на - Основы микроэкономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!