Основные теоретические положения процесса освоения производства новой продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    764,05 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные теоретические положения процесса освоения производства новой продукции

Содержание

Введение

Глава 1. Основные теоретические положения

1.1 Показатель чистого приведенного эффекта (Net Present Value)

1.2 Внутренняя норма доходности (Internal rate of return)

Глава 2. Практический расчет

2.1 Исходные данные

2.2 Расчет базовой стратегии

2.3 Расчет стратегии "отложенной реализации"

2.4 Расчет стратегии "замедленного освоения"

Заключение

Литература

Введение

В данном курсовом проекте будут рассмотрены основные теоретические аспекты организации производства новой продукции. Актуальность работы очевидна, так как на современном рынке в жестких конкурентных условиях организация освоения новой продукции является одним из ключевых факторов функционирования предприятия. С помощью оценки таких проектов разрабатывается общая стратегия предприятия и чем эффективнее выстроена организация производства, в том числе, чем большую эффективность имеет проект, тем эффективнее деятельность предприятия на рынке, а значит выше и конкурентоспособность.

Первая часть включает в себя основные теоретические положения процесса освоения производства, а так же формулы расчета следующих показателей:

показатели трудоемкости

показатели времени, необходимого на освоение производства

порядковый номер изделия, освоенного производством

общий фонд оплаты труда основных рабочих

среднегодовая численность рабочих и др.

Вторая часть является практическим заданием, где теоретические знания, рассмотренные в первой части будут применены для оценки проекта освоения новой продукции, его экономической целесообразности.

Основной целью является изучение теоретических основ организации производства новой продукции и их применение на практике, то есть анализ проекта с помощью применения теоретических знаний на конкретном примере.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

освоение новая продукция показатель

рассчитать продолжительность периода освоения производства нового изделия, трудоёмкость и количественный выпуск изделий в каждом году периода освоения;

сопоставить максимально возможный годовой выпуск продукции с ожидаемым объёмом продаж;

с помощью коэффициента эластичности предусмотреть максимально возможную сбалансированность спроса и предложения новой продукции;

рассчитать себестоимость продукции, выручку и прибыль предприятия от производства и реализации продукции, потребную численность и фонд оплаты труда основных рабочих;

дать оценку экономической целесообразности планируемого процесса освоения производства новой продукции.

Глава 1. Основные теоретические положения


Освоение производства - это начальный период изготовления продукции, начинающийся выпуском первых изделий и заканчивающийся достижением проектных технико-экономических показателей (проектного выпуска изделий в единицу времени, проектной трудоемкости, проектной себестоимости). Этот период характерен для серийного и массового типа производства, где номенклатура продукции стабильна в течение определенного времени. Продолжительность этого периода может быть различной, от нескольких недель до нескольких лет.

В течение периода освоения происходит существенное снижение трудоемкости продукции. Установлено, что закономерность изменения трудоёмкости в период освоения, описывается уравнением

 (1)

В качестве аргумента "x" может использоваться как временной параметр (продолжительность с начала освоения), так и натуральный (порядковый номер изделия). В последнем случае уравнение будет иметь вид:

 (2)

где Тi - трудоёмкость изготовления i-го номера изделия, н-час;н - начальная трудоёмкость изделия, н-час;

b - показатель степени, отражающий интенсивность снижения трудоёмкости изделия в период освоения (0 < b < 1).

Использование уравнения (2) позволяет обоснованно планировать технико-экономические показатели в период освоения: трудоемкость и себестоимость изделий, приемлемые для предприятия цены на продукцию, ожидаемую прибыль, потребную численность рабочих, необходимые фонды оплаты труда и т.д. Если по выбранному предприятием плану освоения новой продукции обоснована проектная трудоёмкость изготовления изделия Тосв, начальная трудоёмкость Тн, а также динамика снижения трудоёмкости (величина "b"), уравнение /2/ примет вид:

 (3)

что позволяет определить порядковый номер изделия, освоенного производством Nосв:

 (4)

Изготовление предприятием изделия с порядковым номером Nосв характеризует собой окончание периода освоения. Однако для целей планирования удобнее определять продолжительность периода освоения во временном масштабе (в месяцах, годах). Это оказывается возможным, если запланирован среднемесячный выпуск изделий в период освоения Nмес. Тогда

N(мес) =  (лет) (5)

где tосв - продолжительность периода освоения (месяцев, лет)

Если период освоения tосв оказывается равным нескольким годам, использование значения Nмес оказывается недостаточным для того, чтобы обоснованно планировать выпуск изделий и их трудоёмкость по отдельным годам периода освоения: неизбежны искажения при расчёте этих величин. Рассмотрим типовые случаи, отличающиеся соотношением среднемесячного выпуска изделий в период освоения Nмес и проектного среднемесячного выпуска Nмес. осв.

Случай 1.


Это соотношение соответствует равномерному, т.е. пропорциональному времени освоения, нарастанию месячного выпуска изделий (рис.1). Очевидно, что общее количество изделий, изготовленных за период освоения tосв (т.е. Nосв) равно площади треугольника ODL, а также площади прямоугольника OACL (т.к. BC есть средняя линия треугольника ODL). Поскольку фигура ОВСL принадлежит как треугольнику ODL, так и прямоугольнику OACL, то, следовательно, площади треугольников OAB и ВDС равны между собой. Среднемесячный выпуск изделий за время  = t2 - t1 будет равен средней величине Nмес1 и Nмес2, т.е.

 (6)

Случай 2.


Графически этот случай представлен на рис.2. Он соответствует неравномерному в период освоения нарастанию месячного выпуска - замедленному в начале и ускоренному в конце периода освоения. Площадь под кривой OBD (т.е. фигуры OBDL), как и площадь прямоугольника OKFL, равна общему количеству изделий Nосв, т. e. SOBDL = SOKFL. А поскольку фигура OBFL является общей для каждой из этих фигур, то, следовательно, площади заштрихованных фигур ОКВ и ВDF также равны между собой. Уравнение кривой ОB неизвестно, поэтому воспользуемся линейной аппроксимацией: участки кривой OВ и BD заменим соответствующими отрезками. Абсцисса точки В (т.е. величина отрезка ОЕ на оси t) определяется из равенства площадей треугольников ОКB и BDF:

или:

Откуда


В итоге:

 (7)

Зная положение точки B (т.е. величину ОЕ), можно обоснованно планировать изменение месячного выпуска изделий в период освоения, рассчитывать среднемесячный выпуск за время ∆t.

Случай 3.


Графически этот случай показан на рис.З. Он соответствует неравномерному во времени нарастанию месячного выпуска - интенсивному в начале периода, замедленному в его конце. Количество изделий (Nосв), изготовленных за период tосв, соответствует площади под кривой ОВD, т.е. фигуры OBDL, а также площади прямоугольника OKFL. поскольку для них фигура OBFL является общей, то, следовательно, площади заштрихованных фигур ОКВ и ВDF равны между собой. Дальнейшие рассуждения полностью аналогичны случаю 2, положение точки Е на оси t определяется по той же формуле, что и для случая 2 (см. формулу (7)).

Суммарная трудоемкость изделий Тсум, изготовленных за период освоения:

 [н-час] (8)

Средняя трудоёмкость изготовления изделия, в период освоения:

 [н-час] (9)

Аналогично определяется Tсум j и Tср j (соответственно суммарная и средняя трудоёмкость изделий, изготовленных в каком-либо j-ом году периода освоения):

 [н-час] (10)

где Nn - порядковый номер изделия, изготовленного в начале j-го года;

Nm - порядковый номер изделия, изготовленного в конце j-го года.

 [н-час] (11)

где Nсум j - суммарное количество изделий, изготовленных в j-м году.

Определяющим фактором, влияющим на динамику снижения трудоёмкости изделий в период освоения (т.е. на величину "b" в формуле 2), является значение коэффициента готовности kГ, который рассчитывается как:

 (12)

где Кпр - стоимость активной части основных средств (технологического оборудования, оснастки, технологического транспорта), необходимых для обеспечения проектного выпуска продукции;

Кн - стоимость активной части основных средств, планируемых к началу освоения.

При малых значениях коэффициента готовности (kг = 0,2 ÷ 0,3) первые изделия имеют повышенную трудоемкость и себестоимость, период освоения растягивается во времени на многие месяцы, а то и на годы. При значениях коэффициента готовности, близких к единице, удаётся свести к минимуму продолжительность периода освоения, довольно быстро выйти на проектные технико-экономические показатели.

Предприятия, изготавливающие конкурентоспособную продукцию и имеющие высокую репутацию у потребителей, стремятся начинать выпуск продукции при высоких значениях коэффициента готовности. Такая стратегия обеспечивает очевидные выгоды за счёт сокращения периода освоения, однако требует привлечения значительных инвестиций к началу производства. При такой стратегии высока степень экономического риска, поскольку объём продаж может оказаться ниже потенциально возможного выпуска продукции, а это приводит к убыткам для предприятия.

При малых значениях коэффициента готовности требуется меньшая величина капвложений к началу производства, имеется больше шансов на адаптацию продукции на рынке товаров, однако предприятие может нести убытки из-за высокого уровня трудоёмкости и себестоимости изделий; кроме того, затянувшийся во времени период освоения может оказаться соизмеримым со сроком морального старения продукции.

Таким образом, коэффициент готовности предопределяет величину возможного выпуска продукции в единицу времени (за год, за месяц и т.д.), а, следовательно, соотношение выпуска с прогнозируемым объёмом продаж.

Рассчитанная по формуле (11) величина средней трудоёмкости изготовления Тср позволяет определить себестоимость единицы продукции в какой-либо отрезок времени периода освоения, используя метод укрупнённой калькуляции:

 [руб/изд.] (13)

где М - затраты на основные материалы и комплектующие, руб/изд.;

Lj - затраты по основной зарплате основных рабочих, руб/изд.;

kц, kоп, kвп - соответственно цеховые, общепроизводственные и внепроизводственные расходы, %;

 - дополнительная зарплата основных рабочих, %;

 - страховые взносы, %.

Величина Lj в формуле (13) рассчитывается по формуле:

 [руб/изд.] (14)

где lчас - средняя часовая тарифная ставка оплаты труда основных рабочих, руб/час.

Проектная себестоимость (себестоимость освоенного изделия) рассчитывается по формулам, аналогичным (13) и (14), только вместо значения Тср j учитывается значение проектной трудоемкости Тосв.

Затраты предприятия на изготовление изделий в j-м году:

 [руб/год] (15)

где Nгод j - планируемый годовой объём производства в j-м году, шт/год.

Выручка от реализации продукции в j-м году:

 [руб/год] (16)

где Цпл j - отпускная цена изделия, руб/изд.;

qпл j - ожидаемый объем продаж, изд/год.

Прибыль предприятия от производства и реализации продукции в j-м году:

 [руб/год] (17)

Рассчитанные значения трудоёмкости продукции позволяют планировать требуемую численность основных рабочих и фонды оплаты труда для: любого года периода освоения.

Требуемая среднегодовая численность основных рабочих в j-м году:

 [чел/год] (18)

где

Fд - действительный годовой фонд рабочего времени одного рабочего, час (можно ориентироваться на величину Fд = 1935 часов).

kв - средний коэффициент выполнения норм.

Общий фонд оплаты труда основных рабочих в j-м году:

 [руб/год] (19)

Задание, использующее рассмотренные выше теоретические положения, предполагает проведение исследования влияния планируемого процесса освоения на технико-экономические показатели работы предприятия.

 

.1 Показатель чистого приведенного эффекта (Net Present Value)


Этот метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он планирует получить на инвестируемый им капитал.

Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет, годовые доходы в размере P1, P2,., Рk. Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) соответственно рассчитываются по формулам:

, .

Очевидно, что если: NPV > 0, то проект следует принять;< 0, то проект следует отвергнуть;= 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение m лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:

 

1.2 Внутренняя норма доходности (Internal rate of return)


Под нормой рентабельности инвестиции (IRR) понимают значение коэффициента дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю: IRR = r, при котором NPV = f (r) = 0. Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом. Например, если проект полностью финансируется за счет ссуды коммерческого банка, то значение IRR показывает верхнюю границу допустимого уровня банковской процентной ставки, превышение которого делает проект убыточным.

На практике любое предприятие финансирует свою деятельность, в том числе и инвестиционную, из различных источников. В качестве платы за пользование авансированными в деятельность предприятия финансовыми ресурсами оно уплачивает проценты, дивиденды, вознаграждения и т.п., т.е. несет некоторые обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала. Показатель, характеризующий относительный уровень этих расходов, можно назвать "ценой" авансированного капитала (CC, capital cost). Этот показатель отражает сложившийся на предприятии минимум возврата на вложенный в его деятельность капитал, его рентабельность и рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной. Экономический смысл этого показателя заключается в следующем: предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя CC (или цены источника средств для данного проекта, если он имеет целевой источник). Именно с ним сравнивается показатель IRR, рассчитанный для конкретного проекта, при этом связь между ними такова.

Если: IRR > CC. то проект следует принять;< CC, то проект следует отвергнуть;= CC, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Практическое применение данного метода осложнено, если в распоряжении аналитика нет специализированного финансового калькулятора. В этом случае применяется метод линейной интерполяции. Для этого с помощью таблиц выбираются два значения коэффициента дисконтирования r1<r2 таким образом, чтобы в интервале (r1,r2) функция NPV=f (r) меняла свое значение с "+" на "-" или с "-" на "+". Далее применяют формулу:

,

Точность вычислений обратно пропорциональна длине интервала (r1,r2), а наилучшая аппроксимация с использованием табулированных значений достигается в случае, когда длина интервала минимальна (равна 1%), т.е. r1 и r2 - ближайшие друг к другу значения коэффициента дисконтирования

Глава 2. Практический расчет

 

2.1 Исходные данные


Таблица 1. Общие данные

Показатель

Значение

Новое изделие предполагается выпускать, tп, лет

5

Проектная трудоемкость изготовления освоенного изделия, Тосв, нормо-час

120

Среднемесячный выпуск установившегося производства (проектный выпуск) Nмес. осв изд/мес.

60

Капитальные затраты для обеспечения проектного выпуска (проектные капзатраты) Кпр млн руб.

2

Интенсивность снижения трудоемкости в период освоения (показатель степени "b") зависит от коэффициента готовности kг и рассчитывается по формуле

b = 0,6 - 0,5kг

Данные, используемые при укрупненном калькулировании себестоимости изготовления изделия:

затраты на основные материалы и комплектующие М, руб/шт

565

средняя часовая ставка оплаты труда основных рабочих lчас, руб/час

12

дополнительная зарплата основных рабочих 

15

страховые взносы b

34

цеховые косвенные расходы kц, %

150

общепроизводственные расходы kon, %

30

внепроизводственные расходы kвп, %

5


Таблица 2. Данные задаваемые по вариантам

Показатель

Значение

Собственные капитальные вложения предприятия к началу производства Кс, млн руб.

1,50

Возможный банковский кредит на освоение производства изделия Kб, млн руб.

0, 20

Срок возврата кредита tкp, лет

4

Процентная ставка за кредит p, %/год

7

Коэффициент ежегодного увеличения процентной ставки при превышении срока возврата кредита ky

2,5

Ожидаемое проектное количество продаж по годам производства изделия qnp, шт/год

300 400 700 800 700

Трудоемкость изготовления первого изделия (начальная трудоемкость) Тн, нормо-час

380

Среднемесячный выпуск изделий за период освоения Nмec, шт/мес.

35

Рост себестоимости изделия на каждый процент недоиспользованных мощностей kp, %

0,7

Коэффициент эластичности спроса kэ,%

2,4

Интервал изменения цены D, %

36

Проектная цена изделия Цпр. и, тыс. руб.

7,5

 

2.2 Расчет базовой стратегии


1.      Начальные капитальные затраты.

 

Кнс + Kб = 1,5 + 0,2 = 1,7 млн руб.

.        Коэффициент готовности.

 

kг = Кн / Кпр =1,7/ 2 = 0,85

.        Показатель степени "b" кривой освоения.

 

b = 0,6 - 0,5kг = 0,6 - 0,5*0,8 = 0,2

.        Порядковый номер изделия, освоенного производством.

= = 320 изделий

5.      Продолжительность периода освоения.

== 9,14 мес = 0,76 года

6.      Суммарная трудоёмкость изделий, изготовленных за период освоения.

= = 475 * (101 - 1) = 47 500 н-час

7.      Максимально возможный выпуск изделий периодам освоения - N max. год

==0,76 * 0,42 = 0,32 года

Рис.1. Темпы освоения новой продукции

Из графика определяем значения N мес, необходимых для расчёта среднемесячного выпуска в период освоения. В итоге устанавливаем порядковые номера изделий по каждому из этих периодов.

Таблица 3. Производство изделий по годам освоения

Год освоения

N мес шт/мес

N max. год шт/период

Порядковый номер изделий

1

17,5*4=21,5701¸70





35+60/2=62

62*5=310

310

71¸310


60+60/2=60

60*3=180

490

311¸490


.        Трудоемкость изделий по годам освоения.

==138 н-час

9.      Ошибка в расчетах суммарного количества изделий, планируемых к изготовлению за период освоения (d1) и суммарной трудоемкости этих изделий (d2):


10.    Сопоставление максимально возможного выпуска продукции N max. год и проектного объема продаж qпр. Формирование плана производства и реализации по годам.

Таблица 4. План производства и реализации по годам

Год производства

1

2

3

4

5

N max. год

490

720

720

720

720

qnp

300

400

700

800

700


1-ый год:

Спрос неблагоприятен.

Возможные стратегии:

1. Производить столько изделий, сколько можно продать, т.е.300 шт. При это выпуск продукции будет ниже максимально возможного на , что приведет к росту себестоимости на 38,8*0,7= 27,16% (Рост себестоимости изделия на каждый процент недоиспользованных мощностей kp=0,7)

В итоге:

N пл. год1 = 300 изд.

qпр.1 = 300 изд.

Ц пл.1 = 7,5 тыс. руб.

Рост себестоимости продукции на 27,16%.

2. Снизить цену до уровня, который бы позволил повысить объем продаж до 490 шт. Необходимый рост объема продаж . Это может быть обеспечено снижением цены . (Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,4%, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 2,4%).

В итоге:

Nпл. год1 = 490 изд.

qпр.1 = 490 изд.

Цпл.1 = 7,5.0,736 = 5,52 тыс. руб.

2-ой год:

Спрос неблагоприятен.

Возможные стратегии:

1. Производить столько изделий, сколько можно продать, т.е.400 шт. При это выпуск продукции будет ниже максимально возможного на , что приведет к росту себестоимости на 44,4*0,7= 31,1% (Рост себестоимости изделия на каждый процент недоиспользованных мощностей kp=0,7).

В итоге:

N пл. год2 = 400 изд.

qпр.2 = 400 изд.

Ц пл.2 = 7,5 тыс. руб.

Рост себестоимости продукции на 31,1%.

2. Снизить цену до уровня, который бы позволил повысить объем продаж до 720 шт. Необходимый рост объема продаж . Это может быть обеспечено снижением цены . (Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,4%, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 2,4%).

В итоге:

Nпл. год2 = 720 изд.

qпр.2 = 720 изд.

Цпл.2 = 7,5.0,667 = 5 тыс. руб.

3-ий год:

Спрос неблагоприятен.

Возможные стратегии:

. Производить столько изделий, сколько можно продать, т.е.700 шт. При это выпуск продукции будет ниже максимально возможного на , что приведет к росту себестоимости на 2,78*0,7= 1,94% (Рост себестоимости изделия на каждый процент недоиспользованных мощностей kp=0,7).

В итоге:

N пл. год3 = 700 изд.

qпр.3 = 700 изд.

Ц пл.3 = 7,5 тыс. руб.

Рост себестоимости продукции на 1,94%.

2. Снизить цену до уровня, который бы позволил повысить объем продаж до 720 шт. Необходимый рост объема продаж . Это может быть обеспечено снижением цены . (Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,4%, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 2,4%).

В итоге:

Nпл. год3 = 720 изд.

qпр.3 = 720 изд.

Цпл.3 = 7,5.0,9809 = 7,35 тыс. руб.

4-ый год:

Спрос благоприятен. Можно повысить цену, обеспечив равновесие спроса и предложения. Допустимое снижение объема продаж - до уровня 720 изделий, т.е. на 80 шт., или на . (Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,4 %, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 2,4%).

Это произойдёт при увеличении цены на . (предельное значение по варианту задания D36)

В итоге:

Nпл. год4 = 720 изд.

qпр.4 = 720 изд.

Цпл.4 = 7,5.1,0416 = 7,81 тыс. руб.

5-ый год:

Спрос неблагоприятен

Возможные стратегии:

1. Производить столько изделий, сколько можно продать, т.е.700 шт. При это выпуск продукции будет ниже максимально возможного на , что приведет к росту себестоимости на 2,78*0,7= 1,94% (Рост себестоимости изделия на каждый процент недоиспользованных мощностей kp=0,7).

В итоге:

N пл. год5 = 700 изд.

qпр.5 = 700 изд.

Ц пл.5 = 7,5 тыс. руб.

Рост себестоимости продукции на 1,94%.

2. Снизить цену до уровня, который бы позволил повысить объем продаж до 720 шт. Необходимый рост объема продаж . Это может быть обеспечено снижением цены . (Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,4%, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 2,4%).

В итоге:

Nпл. год5 = 720 изд.

qпр.5 = 720 изд. Цпл.5 = 7,5.0,9809 = 7,35 тыс. руб.

Таблица 5. Планируемая программа производства и реализации продукции по годам в базовой стратегии

Год производства

Планируемый выпуск продукции N пл. год, изд. /год

Планируемый объем продаж qпр, изд/год

Плановая цена Ц пл, тыс. руб.

Примечание

1

Тактика 1

300

300

7,5

Рост себестоимости на 27,16%


Тактика 2

490

490

5,52

Снижение цены на 26,4% %

2

Тактика 1

400

400

7,5

Рост себестоимости на 31,1%


Тактика 2

720

720

5

Снижение цены на 33,3%

3

Тактика 1

700

700

7,5

Рост себестоимости 1,94%


Тактика 2

720

720

7,35

Снижение цены на 1,91%

 4

720

720

7,81

Повышение цены на 4,16%

5

Тактика 1

700

700

7,5


Тактика 2

720

720

7,35

Снижение цены на 1,91%


.        Себестоимость единицы продукции, себестоимость годового выпуска, выручка от реализации, прибыль по годам производства.

1-ый год:

 

=тыс. руб.

Тактика 1:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 

Тактика 2:

 

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Тактика 1 выгоднее, потому что приносит меньше убытков. После первого года сумма кредита 214 тыс. руб. Сумма непокрытых убытков 192,61 тыс. руб. 2-ой год:

тыс. руб

Тактика 1:

 

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Тактика 2:

 

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Тактика 1 выгоднее, потому что приносит прибыль. Сумма кредита 229 тыс. руб. Выплата по кредиту 39,77 тыс. руб. Оставшаяся сумма кредита 189.23 тыс. руб. Чистая прибыль 0.

3-ий год:

тыс. руб.

 

Тактика 1:

 

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 

Тактика 2:

 

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Тактика 2 выгоднее, т.к. приносит больше прибыли. Сумма кредита 203,23 тыс. руб. Выплата по кредиту 203,23 тыс. руб. Кредит выплачен. Прибыль до налогообложения 1024,37 тыс. руб. Чистая прибыль 1024,37-1024,37*0,2=819,49 тыс. руб.

4-ый год:

тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Чистая прибыль 1558,8-1558,8*0,2=1246,44 тыс. руб.

5-ый год:

тыс. руб.

 

Тактика 1:

 

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Тактика 2:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Тактика 2 выгоднее, т.к. приносит больше прибыли. Чистая прибыль 1227,6-1227,6*0,2=982,08 тыс. руб.

12.    Тактика возврата заемных средств.

Банковский кредит (200 тыс. руб.), проценты за кредит (200 тыс. руб. × 0,07 = 14 тыс. руб. /год) могут быть выплачены по результатам первых трех лет производства.

.        Расчет среднегодовой численности рабочих по годам производства.

Таблица 6. Среднегодовая численность рабочих по годам производства

Год производства

Тср, н-час

Nпл. год, шт/год

Тпл. сум, н-час/год

Сср

1

138

300

41 400

21

2

120

400

48 000

25

3

120

720

86 400

45

4

120

800

96 000

50

5

120

720

86 400

45


.        Расчет фонда оплаты труда основных рабочих.

Таблица 7. Фонд оплаты труда основных рабочих

Год производства

Тпл. сум, н-час/год

Тарифный Фот, тыс. руб. /год

Общий Фот, тыс. руб. /год

1

41 400

496,8

0571,3

2

48 000

576

0662,4

3

86 400

1036,8

1192,3

4

96 000

1152

1324,8

5

86 400

1036,8

01192,3


.        Формируется сводная таблица рассчитанных выше технико-экономических показателей, отражающих планируемый вариант освоения производства, даются выводы об экономической целесообразности освоения производства нового изделия.

Таблица 8. Сводная таблица по базовой стратегии

Год

N пл. год, Изд. /г.

qпр, изд/год

Ц пл, Т. р.

Тср, Н-ч

Тпл. Сум, н-ч/г.

Общий Фот, т. р. /г.

Сср

Sгод, тыс. руб. /г.

Wгод, тыс. руб. /г.

Pчист, тыс. руб. /г.

1

300

300

7,5

138

41 400

571,3

21

2442,61

2250

-192,61

2

400

400

7,5

120

48 000

662,4

25

2960,23

3000

0

3

720

720

7,35

120

86 400

1192,3

45

4064,4

5292

819,49

4

800

800

7,81

120

96 000

1324,8

50

4064,4

5623,2

1246,44

5

720

720

7,35

120

86 400

1192,3

45

4064,4

5292

982,08


Рис. 2. Изменения себестоимости и выручки в течение 5 лет.

Рис. 3. Изменение планируемой цены в течение 5 лет.

Рис. 4. Изменение чистой прибыли в течение 5 лет.

Таблица 8 отражает планируемый вариант освоения производства.

Исходя из полученных технико-экономических показателей, можно сделать выводы о планируемом освоении производства.

Период непосредственного освоения производства составляет 9,14 месяцев (0,76 года) или 310 изделий. Суммарная чистая прибыль по данному промежутку времени (5 лет) составит 2855,4 тыс. рублей. Если говорить о количестве персонала и фонде оплаты труда, то прослеживается тенденция увеличения численности персонала, что объясняется ростом производства. Окончательные выводы о целесообразности освоения производства нового изделия мы сможем принять после дальнейшей оценки процесса освоения производства нового изделия как инвестиционного проекта, используя показатели: рентабельность инвестиций, срок окупаемости проекта, чистый дисконтированный эффект.

.        Инвестиционный анализ. Расчет NPV и IRR.

Инвестиции Кн в сумме 1,7 млн рублей поступают в начале первого года. Остальные - равными долями в начале 2-го, 3-го, 4-го и 5-го года производства изделия.

Таблица 9. Денежные потоки проекта

Год

0

1

2

3

4

5

Инвестиции тыс руб

1500

75

75

75

75


Прибыль тыс руб

200

-192,61

0

819,49

1246,44

982,08

Денежный поток

-1300

-267,61

-75

744,49

1171,44

982,08


Рис.5. Денежные потоки при использовании базовой стратегии

Рассчитаем NPV по 5 годам


Рассчитаем IRR

Чистый приведенный эффект при ставке дисконтирования 16%.


Чистый приведенный эффект при ставке дисконтирования 17%.


Рис.6. Внутренняя норма доходности для базовой стратегии


Дисконтированный период окупаемости больше 5 лет.

Т.к. чистый приведенный эффект отрицательный, проект не окупается. Следовательно, применение базовой стратегии не целесообразно.

 

2.3 Расчет стратегии "отложенной реализации"


Такая стратегия предполагает, что если: N max год j > qпр j, а N max год j+1 < qпр j+1, то предприятие планирует производство продукции в j-м году больше, чем ожидаемый объем продаж в j-м году. Продукция, не реализованная в j-м году, реализуется в (j+1) году.

. Сопоставление максимально возможного выпуска продукции N max. год и проектного объема продаж qпр. Формирование плана производства и реализации по годам.

Таблица 10. План производства и реализации по годам

Год производства

1

2

3

4

5

N max. год

490

720

720

720

720

qnp

300

400

700

800

700


Спрос за 4 год 800 изделий, в то время как предприятие может произвести 720. Наблюдается дефицит в размере 80 изделий. В 1-ый год можно производить 490 изделий, что на 190 превышает спрос, во 2-ой год - 720, что на 320 превышает спрос, в 3-ий год - 720, что на 20 превышает спрос. Для уменьшения затрат на хранение эффективнее всего во 2-ой год произвести 460 изделий, а в 3-ий произвести 720 изделий. Так образом к 3-ему году в запасе будет необходимые 80 изделий.

Год 1:

Аналогично базовой стратегии.

Год 2: max. год2 = 720 изд.

Необходимо производить 460 шт. С учетом 60 штук запаса для реализации в 4-ом году. При этом выпуск продукции будет ниже максимально возможного на , что приведет к росту себестоимости на 36,11*0,7= 25,28% (Рост себестоимости изделия на каждый процент недоиспользованных мощностей kp=0,7).

В итоге:

N пл. год2 = 460 изд.

qпр.2 = 400 изд.

Ц пл.2 = 7,5 тыс. руб.

Рост себестоимости продукции на 25,28%.

Общие затраты на хранение продукции составят 60*7,5*0,25=112,5 тыс. руб.

Год 3: max. год3 = 720 изд

Nпл. год3 = 720 изд.

qпр.3 = 700 изд.

Запас продукции составляет 80 единиц.

Общие затраты на хранение продукции составят 112,5+ (0,25*7,5*20) =150 тыс. руб.

Цпл.3 = 7,35 тыс. руб.

Год 4: max. год4 = 720 изд.

Nпл. год3 = 800 изд.

qпр.3 = 800 изд.

Цпл.3 = 7,5 тыс. руб.

Год 5:

Аналогично базовой стратегии.

Таблица 11. Планируемая программа производства и реализации продукции по годам в стратегии отложенной реализации

Планируемый выпуск продукции N пл. год, изд. /год

Планируемый объем продаж qпр, изд/год

Плановая цена Ц пл, тыс. руб.

Примечание

1

300

300

7,5

Рост себестоимости на 27,16%

2

460

400

7,5

Рост себестоимости на 25,28% Издержки на хранение 112,5 тыс. руб.

3

720

700

7,35

Издержки на хранение 150 тыс. руб. Снижение цены на 1,91%

4

720

800

7,5


5

720

700

7,35

Снижение цены на 1,91%


.        Себестоимость единицы продукции, себестоимость годового выпуска, выручка от реализации, прибыль по годам производства.

1 Год:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

После первого года сумма кредита 214 тыс. руб. Сумма непокрытых убытков 192,61 тыс. руб.

2 Год:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Сумма кредита 229 тыс. руб.

3 Год:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Сумма кредита 229 тыс. руб. Выплата по кредиту 229 тыс. руб. Кредит выплачен. Прибыль до налогообложения 701,6 тыс. руб. Чистая прибыль 748,36-748,36*0,2=561,28 тыс. руб.

4 Год:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Чистая прибыль

,6-1935,6*0,2 = 1548,48 тыс. руб.

5 Год:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Чистая прибыль

,6-1227,6*0,2=982,08 тыс. руб.

3.      Тактика возврата заемных средств.

Банковский кредит (200 тыс. руб.), проценты за кредит (200 тыс. руб. × 0,07 = 14 тыс. руб. /год) могут быть выплачены по результатам первых трех лет производства.


Таблица 12. Среднегодовая численность основных рабочих по годам производства

Год производства

Тср, н-час

Nпл. год, шт/год

Тпл. сум, н-час/год

Сср

1

138

300

41 400

21

2

120

460

55 200

29

3

120

720

86 400

45

4

120

800

96 000

50

5

120

720

86 400

45


.        Расчет фонда оплаты труда основных рабочих.

Таблица 13. Фонд оплаты труда основных рабочих

Год производства

Тпл. сум, н-час/год

Тарифный Фот, тыс. руб. /год

Общий Фот, тыс. руб. /год

1

41 400

496,8

0571,3

2

55 200

662,4

761,76

3

86 400

1036,8

1192,3

4

96 000

1152

1324,8

5

86 400

1036,8

01192,3


.        Формируется сводная таблица рассчитанных выше технико-экономических показателей, отражающих планируемый вариант освоения производства, даются выводы об экономической целесообразности освоения производства нового изделия.

Таблица 14. Сводная таблица по стратегии отложенной реализации

Год

N пл. год, Изд. /г.

qпр, изд/год

Ц пл, Т. р.

Тср, Н-ч

Тпл. Сум, н-ч/г.

Общий Фот, т. р. /г.

Сср

Sгод, тыс. руб. /г.

Wгод, тыс. руб. /г.

Pчист, тыс. руб. /г.

1

300

300

7,5

138

41 400

571,3

21

2442,61

2250

-192,61

2

460

400

7,5

120

55 200

761,76

29

3365,64

3000

-365,64

3

720

720

7,35

120

86 400

1192,3

45

4214,4

5145

561,28

4

800

800

7,5

120

96 000

1324,8

50

4064,4

6000

1548,48

5

720

720

7,35

120

86 400

1192,3

45

4064,4

5292

982,08


Рис. 7. Изменение себестоимости и выручки по годам

Рис. 8. Изменение планируемой цены по годам

Рис. 9. Изменение чистой прибыли по годам

Таблица 14 отражает планируемый вариант освоения производства.

Исходя из полученных технико-экономических показателей, можно сделать выводы о планируемом освоении производства.

Период непосредственного освоения производства составляет 9,14 месяцев (0,76 года) или 310 изделий. Суммарная чистая прибыль по данному промежутку времени (5 лет) составит 2533,59 тыс. рублей. Если говорить о количестве персонала и фонде оплаты труда, то прослеживается тенденция увеличения численности персонала, что объясняется ростом производства. Окончательные выводы о целесообразности освоения производства нового изделия мы сможем принять после дальнейшей оценки процесса освоения производства нового изделия как инвестиционного проекта, используя показатели: рентабельность инвестиций, срок окупаемости проекта, чистый дисконтированный эффект.

.        Инвестиционный анализ. Расчет NPV и IRR.

Инвестиции Кн в сумме 1,7 млн рублей поступают в начале первого года. Остальные - равными долями в начале 2-го, 3-го, 4-го и 5-го года производства изделия.

Таблица 15. Денежные потоки стратегии отложенной реализации

Год

0

1

2

3

4

5

Инвестиции тыс руб

1500

75

75

75

75


Прибыль тыс руб

200

-192,61

-365,6

561,28

1548,48

982,08

Денежный поток

-1300

-267,61

-440,6

486,28

1473,48

982,08


Рис. 10. Денежные потоки при использовании стратегии отложенной реализации

Рассчитаем NPV по 5 годам


Рассчитаем IRR

Чистый приведенный эффект при ставке дисконта 11%


Чистый приведенный эффект при ставке дисконтирования 12%


Рис. 11. Внутренняя норма доходности при стратегии отложенной реализации

IRR = 11 + [10,316/ (10,316+50,37)] * (12-11) = 11,17%

Дисконтированный период окупаемости больше 5 лет

Т. к чистый приведенный эффект отрицательный, применение стратегии отложенной реализации не целесообразно.

 

2.4 Расчет стратегии "замедленного освоения"


В 1 и 2 годах величина спроса на продукцию не достаточно велика. А в 3 4 и 5 годах наблюдается стабильный и достаточно высокий спрос. Таким образом, есть смысл растянуть период освоения до 2 лет, во избежание роста себестоимости или снижения цены. При применении данной стратегии изменится величина показателя "Трудоемкость изготовления первого изделия" (Тн).

.        Начальные капитальные затраты.

 

Кнс + Kб = 1,5 + 0,2 = 1,7 млн руб.

.        Коэффициент готовности.

 

kг = Кн / Кпр =1,7/ 2 = 0,85

.        Показатель степени "b" кривой освоения.

 

b = 0,6 - 0,5kг = 0,6 - 0,5*0,8 = 0,2

.        Порядковый номер изделия, освоенного производством.

= = 840 изделий

5.      Продолжительность периода освоения.

== 24 мес = 2 года

6.      Суммарная трудоёмкость изделий, изготовленных за период освоения.

= = 576,75 * (218,49 - 1) = 125 473 н-час

7.      Максимально возможный выпуск изделий периодам освоения - N max. год

==2 * 0,42 = 0,84 года

Рис. 12. Темпы освоения новой продукции

Из графика определяем значения N мес, необходимых для расчёта среднемесячного выпуска в период освоения. В итоге устанавливаем порядковые номера изделий по каждому из этих периодов.

Таблица 16. Производство изделий по годам освоения

Год освоения

N мес шт/мес

N max. год шт/период

Порядковый номер изделий

1

35/2=17,5

17,5*10,08=176

176

1¸176


38+35/2=36,5

36,5*1,92=70

176+70=246

177¸246

2

38+60/2=49

49*12=588

588

247¸834


.        Трудоемкость изделий по годам освоения.

-ый год:

,

==189 н-час

-ой год:

==133 н-час

9.      Ошибка в расчетах суммарного количества изделий, планируемых к изготовлению за период освоения (d1) и суммарной трудоемкости этих изделий (d2):


. Сопоставление максимально возможного выпуска продукции N max. год и проектного объема продаж qпр. Формирование плана производства и реализации по годам.

Таблица 17. План производства и реализации по годам

Год производства

1

2

3

4

5

N max. год

246

588

720

720

720

qnp

300

400

700

800

700


1-ый год:

Спрос благоприятен.

Можно повысить цену, обеспечив равновесие спроса и предложения. Допустимое снижение объема продаж - до уровня 246 изделий, т.е. на 54 шт., или на . (Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,4 %, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 2,4%).

Это произойдёт при увеличении цены на . (предельное значение по варианту задания D36)

В итоге:

Nпл. год1 = 246 изд.

qпр.1 = 246 изд.

Цпл.1 = 7,5.1,075 = 8,06 тыс. руб.

2-ой год:

Спрос неблагоприятен.

Возможные стратегии:

1. Производить столько изделий, сколько можно продать, т.е. 400 шт. При это выпуск продукции будет ниже максимально возможного на , что приведет к росту себестоимости на 31,97*0,7= 22,37% (Рост себестоимости изделия на каждый процент недоиспользованных мощностей kp=0,7).

В итоге:

N пл. год2 = 400 изд.

qпр.2 = 400 изд.

Ц пл.2 = 7,5 тыс. руб.

Рост себестоимости продукции на 22,37%.

2. Снизить цену до уровня, который бы позволил повысить объем продаж до 720 шт. Необходимый рост объема продаж . Это может быть обеспечено снижением цены . (Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,4%, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 2,4%).

В итоге:

Nпл. год2 = 588 изд.

qпр.2 = 588 изд.

Цпл.2 = 7,5.0,804 = 6,03 тыс. руб.

3-ий год:

Спрос неблагоприятен.

Возможные стратегии:

. Производить столько изделий, сколько можно продать, т.е.700 шт. При это выпуск продукции будет ниже максимально возможного на , что приведет к росту себестоимости на 2,78*0,7= 1,94% (Рост себестоимости изделия на каждый процент недоиспользованных мощностей kp=0,7).

В итоге:

N пл. год3 = 700 изд.

qпр.3 = 700 изд.

Ц пл.3 = 7,5 тыс. руб.

Рост себестоимости продукции на 1,94%.

2. Снизить цену до уровня, который бы позволил повысить объем продаж до 720 шт. Необходимый рост объема продаж . Это может быть обеспечено снижением цены . (Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,4%, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 2,4%).

В итоге:

Nпл. год3 = 720 изд.

qпр.3 = 720 изд.

Цпл.3 = 7,5.0,9809 = 7,35 тыс. руб.

4-ый год:

Спрос благоприятен. Можно повысить цену, обеспечив равновесие спроса и предложения. Допустимое снижение объема продаж - до уровня 720 изделий, т.е. на 80 шт., или на . (Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,4 %, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 1,5%).

Это произойдёт при увеличении цены на . (предельное значение по варианту задания D36)

В итоге:

Nпл. год4 = 720 изд.

qпр.4 = 720 изд.

Цпл.4 = 7,5.1,0416 = 7,81 тыс. руб.

5-ый год:

Спрос неблагоприятен

Возможные стратегии:

1. Производить столько изделий, сколько можно продать, т.е.700 шт. При это выпуск продукции будет ниже максимально возможного на , что приведет к росту себестоимости на 2,78*0,7= 1,94% (Рост себестоимости изделия на каждый процент недоиспользованных мощностей kp=0,7).

В итоге:

N пл. год5 = 700 изд.

qпр.5 = 700 изд.

Ц пл.5 = 7,5 тыс. руб.

Рост себестоимости продукции на 1,94%.

2. Снизить цену до уровня, который бы позволил повысить объем продаж до 720 шт. Необходимый рост объема продаж . Это может быть обеспечено снижением цены . (Коэффициент эластичности спроса kэ = 2,4%, то есть при увеличении (уменьшении) цены изделия на 1% ожидаемый объем продаж соответственно уменьшиться (увеличиться) на 2,4%).

В итоге:

Nпл. год5 = 720 изд.

qпр.5 = 720 изд.

Цпл.5 = 7,5.0,9809 = 7,35 тыс. руб.

Таблица 18. Планируемая программа производства и реализации продукции по годам.

 Год производства

Планируемый выпуск продукции N пл. год, изд. /год

Планируемый объем продаж qпр, изд/год

Плановая цена Ц пл, тыс. руб.

 Примечание

1

246

246

8,06

Повышение цены на 7,5%

2

Стратегия 1

400

400

7,5

Рост себестоимости 22,37%


Стратегия 2

720

720

6,03

Снижение цены на 19,58%

3

Стратегия 1

700

700

7,5

Рост себестоимости 1,94%


Стратегия 2

720

720

7,35

Снижение цены на 1,91%

4

720

720

7,81

Повышение цены на 4,16%

5

Стратегия 1

700

700

7,5

Рост себестоимости 1,94%


Стратегия 2

720

7,35

Снижение цены на 1,91%


.        Себестоимость единицы продукции, себестоимость годового выпуска, выручка от реализации, прибыль по годам производства.

1-ый год:

 

=

тыс. руб.

 тыс. руб.  тыс. руб.

 тыс. руб.

После первого года сумма кредита 214 тыс. руб. Сумма непокрытых убытков 118,08 тыс. руб.

2-ой год:

тыс. руб.

 

Тактика 1:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Тактика 2:

 

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Тактика 1 выгоднее, потому что приносит прибыль. Сумма кредита 229 тыс. руб. Выплата по кредиту 9,52 тыс. руб. Оставшаяся сумма кредита 219,48 тыс. руб. Чистая прибыль 0.

3-ий год:

тыс. руб.

 

Тактика 1:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 

Тактика2:

 

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Тактика 2 выгоднее, т.к. приносит больше прибыли. Сумма кредита 234,84 тыс. руб. Выплата по кредиту 234,84 тыс. руб. Кредит выплачен. Прибыль до налогообложения 992,76 тыс. руб. Чистая прибыль 1024,37-1024,37*0,2=794,2 тыс. руб.

4-ый год:

тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

Чистая прибыль 1558,8-1558,8*0,2=1246,44 тыс. руб.

5-ый год:

тыс. руб.

Тактика 1:

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 

Тактика 2:

 

 тыс. руб.

 тыс. руб.

 тыс. руб.

12.    Тактика возврата заемных средств.

Банковский кредит (200 тыс. руб.), проценты за кредит (200 тыс. руб. × 0,07 = 14 тыс. руб. /год) могут быть выплачены по результатам первых трех лет производства.

.        Расчет среднегодовой численности основных рабочих по годам производства

Таблица 19. Среднегодовая численность основных рабочих по годам производства

Год производства

Тср, н-час

Nпл. год, шт/год

Тпл. сум, н-час/год

Сср

1

189

246

46 494

24

2

133

400

53 200

27

3

120

720

86 400

45

4

120

800

96 000

50

5

120

720

86 400

45


.        Расчет фонда оплаты труда основных рабочих.

Таблица 20. Фонд оплаты труда основных рабочих

Год производства

Тпл. сум, н-час/год

Тарифный Фот, тыс. руб. /год

Общий Фот, тыс. руб. /год

1

46 494

557,92

0641,6

2

53 200

638,4

734,16

3

86 400

1036,8

1192,3

4

96 000

1152

1324,8

5

86 400

1036,8

01192,3


.        Формируется сводная таблица рассчитанных выше технико-экономических показателей, отражающих планируемый вариант освоения производства, даются выводы об экономической целесообразности освоения производства нового изделия.

Таблица 21. Сводная таблица по стратегии замедленного освоения

Год

N пл. год, Изд. /г.

qпр, изд/год

Ц пл, Т. р.

Тср, Н-ч

Тпл. Сум, н-ч/г.

Общий Фот, т. р. /г.

Сср

Sгод, тыс. руб. /г.

Wгод, тыс. руб. /г.

Pчист, тыс. руб. /г.

1

246

246

8,06

189

46 494

641,6

24

2100,84

1982,76

-118,08

2

400

400

7,5

133

53 200

662,4

27

2990,47

3000

0

3

720

720

7,35

120

86 400

1192,3

45

4064,4

5292

794,2

4

800

800

7,81

120

96 000

1324,8

50

4064,4

5623,2

1246,44

5

720

720

7,35

120

86 400

1192,3

45

4064,4

5292

982,08


Рис. 13. Изменение себестоимости и выручки по годам

Рис. 14. Изменение цены по годам

Рис. 15. Изменение чистой прибыли по годам

Таблица 21 отражает планируемый вариант освоения производства.

Исходя из полученных технико-экономических показателей, можно сделать выводы о планируемом освоении производства.

Период непосредственного освоения производства составляет 24 месяца (2 года) или 834 изделий. Суммарная чистая прибыль по данному промежутку времени (5 лет) составит 2904,64 тыс. рублей. Если говорить о количестве персонала и фонде оплаты труда, то прослеживается тенденция увеличения численности персонала, что объясняется ростом производства. Окончательные выводы о целесообразности освоения производства нового изделия мы сможем принять после дальнейшей оценки процесса освоения производства нового изделия как инвестиционного проекта, используя показатели: рентабельность инвестиций, срок окупаемости проекта, чистый дисконтированный эффект.

.        Инвестиционный анализ. Расчет NPV и IRR.

Таблица 22. Денежные потоки проекта

Год

0

1

2

3

4

5

Инвестиции тыс руб

1500

75

75

75

75


Прибыль тыс руб

200

-118,08

0

794,2

1246,44

982,08

Денежный поток

-1300

-193,08

-75

719,2

1171,44

982,08


Рис.16. Денежные потоки по годам

Рассчитаем NPV по 5 годам


Рассчитаем IRR

Внутренний приведенный эффект при ставке дисконта 17%


Внутренний приведенный эффект при ставке дисконта 18%


Рис. 17. Внутренняя норма доходности


Дисконтированный период окупаемости больше 5 лет.

Т.к. чистый приведенный эффект отрицательный, проект не окупается. Следовательно, применение стратегии отложенной реализации не целесообразно.

Заключение


В данной курсовой работе произведён анализ технико-экономических показателей освоения предприятием производства новой продукции. В том числе рассчитаны продолжительность периода освоения производства нового изделия, трудоёмкость и количественный выпуск изделий в каждом году периода освоения. Все эти данные были сопоставлены с ожидаемым объёмом продаж и на основе этого выработана стратегия поведения предприятия на рынке с учётом влияния внешних факторов, чтобы получить максимально возможную прибыль и расплатиться по взятым кредитам в срок.

На основании полученных данных рассчитаны себестоимость продукции, выручки и прибыли предприятия от производства и реализации продукции, потребная численность и фонд оплаты труда основных рабочих. Динамика данных показателей отображена графически, что позволяет наглядно оценить результаты деятельности предприятия, а также динамику стратегически важных показателей деятельности.

Были рассмотрены несколько стратегий поведения предприятия на рынке: базовая стратегия, стратегия "отложенной реализации", и стратегия "замедленного освоения". Систематизируем полученные в процессе расчетов данные в итоговую таблицу.

Таблица 23. Сводная таблица по трем стратегиям

Стратегия

Чистый приведенный эффект NPV, тыс. руб.

Внутренняя норма рентабельности IRR, %

Дисконтированный период окупаемости DPP, лет

Базовая стратегия

-185,4

16,12

Больше 5 лет

Стратегия отложенной реализации

-442,33

11,17

Больше 5 лет

Стратегия замедленного освоения

-137,167

17,05

Больше 5 лет


В результате анализа процесса освоения производства нового изделия, как инвестиционного проекта, все рассмотренные стратегии имеют отрицательное значение NPV, следовательно, за рассматриваемый период (5 лет) применение всех этих стратегий нецелесообразно. Однако, выбирая из представленных вариантов, рационально выбрать стратегию замедленного освоения, т. к данная стратегия приносит меньше всего убытков

Литература


1.       Алиев В.Г. HТП и подготовка производства. - М.: Экономика, 1987. - 129 с.

2.      Ломоносов В.П. Управление переходными процессами на предприятиях машиностроения. - М.: Машиностроение, 1995. - 145 с.

3.      Меламед Г.И. Экономика производства новой техники. - М.: Экономика, 1983. - 160 с.

4.      Меламед Г.И., Трембовольский Б.Л. Освоение производства новых изделий. - Минск, Беларусь, 1980. - 158 с.

.        Практикум по организации и планированию машиностроительного производства. Производственный менеджмент / Под ред. Ю.В. Скворцова. - М.: Высшая школа, 2004. - 431 с.

Похожие работы на - Основные теоретические положения процесса освоения производства новой продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!