Модификация конфигурации кассового программного обеспечения

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    294,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Модификация конфигурации кассового программного обеспечения

Содержание

 

Введение

1. Аналитическая часть

1.1 Технико-экономическая характеристика объекта

1.1.1 Характеристика предприятия

1.1.2 Краткая характеристика подразделений предприятия

1.2 Техническая и технологическая сущность задачи

1.3 Обеспечение задачи

1.3.1 Техническое обеспечение

1.3.2 Программное обеспечение задачи

1.4 Изучение предметной области

1.5 Функционал подарочных сертификатов уже реализованный в конфигурации "Штрих-М: Кассир 5"

1.6 Развёрнутая постановка задачи

1.7 Выбор и обоснование методов реализации проектного решения

1.8 Формализация алгоритма решения задачи

2. Проектная часть

2.1 Определение сроков выполнения проекта

2.2 Разработка алгоритмов по работе с подарочными сертификатами

2.2.1 Продажа неуникальных сертификатов

2.2.2 Продажа уникальных сертификатов, эмитированных предприятием

2.2.3 Прием к оплате сертификатов

2.3 Структурная схема функционала подарочных сертификатов

2.4 ER - модель связей между объектами метаданных

3. Экспериментальная часть

3.1 Настройка работы с подарочными сертификатами в конфигурации "Штрих-М: Кассир 5"

3.2 Неуникальные подарочные сертификаты

3.3 Уникальные подарочные сертификаты, эмитированные предприятием торговли

3.4 Уникальные подарочные сертификаты, эмитированные сторонними компаниями

4. Экономическая эффективность проекта

4.1 Определение этапов разработки и расчет затрат на разработку информационной системы автоматизации рабочего места кассира "Штрих-М: Кассир 5"

4.2 Определение этапов разработки и расчет затрат на разработку функционала подарочных сертификатов в информационной системе автоматизации рабочего места кассира "Штрих-М: Кассир 5"

4.3 Экономический эффект от внедрения

4.4 Социальный эффект

4.5 Стоимость затрат на внедрение автоматизированной системы на предприятиях розничной торговли

5. Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды

5.1 Охрана труда на рабочем месте программиста

5.1.1 Описание рабочего места программиста

5.1.2 Требования к микроклимату рабочей зоны и помещению

5.1.3 Нормирование и защита от шума

5.1.4 Освещённость рабочего места

5.1.5 Вывод

5.2 Экологически безопасная утилизация персональных компьютеров, оргтехники и периферийных устройств

5.3 Энергосберегающие технологии использования CBT

5.3.1 Требования энергосбережения к мониторам

5.3.2 Требования энергосбережения к принтерам, сканерам и копировальным аппаратам

5.3.3 Требования энергосбережения к жестким дискам, BIOS и блокам питания

5.3.4 Технология энергосбережения для процессоров

Заключение

Список используемых источников

Приложения

Введение

В условиях жёсткой конкуренции любое предприятие занятое в сфере торговли ищет пути по увеличению эффективности своей деятельности. Для достижения этой цели служит автоматизация торговли. Автоматизация уже давно перестала быть уделом крупных компаний и нашла широкое распространение в сфере малого и среднего бизнеса. Автоматизация может охватывать как всю деятельность предприятия, так и отдельные процессы этой деятельности [6].

Любая автоматизированная информационная система торговли представляет собой комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающий финансово-хозяйственную деятельность предприятия (контроль, учёт, планирование).

К аппаратным средствам можно отнести:

-       POS-системы;

-       Принтеры и сканеры штрих-кода;

-       Торговые весы с принтером этикеток;

-       Терминалы сбора данных.

К программному обеспечению:

-       Кассовое ПО;

-       Кассовые серверы;

-       Системы управления торговым предприятием (бэк-офис) [17].

Деятельность данного дипломного проекта ориентирована на совершенствование кассового ПО, добавления в него новых функциональных возможностей, позволяющая сохранить основные качественные характеристики, предъявляемые к торговому ПО - скорость и надёжность.

Кассовое ПО позволяет увеличить прибыль предприятия за счет повышения скорости работы кассиров, автоматизации рутинных процессов, улучшения уровня обслуживания в целом, что позволяет увеличить лояльность клиентов. В кассовом ПО лояльность клиентов позволяет обеспечить заложенный в них функционал различных маркетинговых акций. К ним относят различные дисконтные программы, скидки, акции и относительно новый вид маркетинговой деятельности - подарочные сертификаты [7].

1. Аналитическая часть


1.1 Технико-экономическая характеристика объекта

 

1.1.1 Характеристика предприятия

Преддипломная практика была пройдена в компании ЗАО "НТЦ Измеритель". История Компании берет начало в 1987 году, когда группа единомышленников на базе ЗАО "НТЦ Измеритель" организовала направление по разработке и изготовлению контрольно-кассовых машин.

ЗАО "НТЦ Измеритель" входит в холдинг компании "Штрих-М", являясь дочерней компанией. На сегодняшний день компания "Штрих-М" является крупнейшим холдингом со своими производственными мощностями, оснащёнными современнейшим импортным оборудованием.

В настоящее время компания владеет четырьмя заводами в Центральном федеральном округе с линиями поверхностного монтажа электронных компонентов, компьютеризированными металлообрабатывающими станками, автоматизированными линиями покраски, автоматами для изготовления изделий из пластмассы, сборочными цехами. В процессе изготовления вся продукция проходит многоступенчатый контроль качества на соответствие требованиям технической документации на аттестованном контрольно-измерительном оборудовании. Окончательный контроль качества производится на сборочно-испытательных участках, где осуществляется полный цикл её тестирования и настройки перед упаковкой и отправкой заказчикам [16].

Компания "Штрих-М" имеет собственный штат разработчиков. Сегодня здесь трудится большой коллектив конструкторов, инженеров и программистов, обладающих интеллектуальным потенциалом, достаточным для решения задач любой сложности.

кассовое программное обеспечение конфигурация

Компания "Штрих-М" в сфере автоматизации бизнеса предлагает широкий спектр решений, как собственной разработки, так и от ведущих мировых производителей:

-       Контрольно-кассовую технику (POS-системы, фискальные регистраторы, автономные и системные кассы, таксометры) и различное POS-периферийное оборудование (программируемые клавиатуры, дисплеи покупателя, мониторы кассира, денежные ящики и др.);

-       Оборудование для работы со штрих-кодом и RFID (сканеры штрих-кода, принтеры этикеток, терминалы сбора данных);

-       Торговое весоизмерительное оборудование (настольные торговые весы, весы с печатью этикеток, напольные весы, встраиваемые весовые модули, электронные безмены);

-       Информационные системы (электронные ценники, устройства проверки цены, информационные киоски);

-       Платёжные системы (уличные и мобильные платёжные терминалы, банкоматы);

-       Торговое оборудование (кассовые боксы, стеллажи, сумочные), проекты комплексной автоматизации магазинов;

-       Холодильное оборудование (витрины, регалы, бонеты);

-       Программное обеспечение для автоматизации предприятий розничной торговли, услуг, объектов сегмента HoReCa, складов;

-       Платёжные терминалы (стационарные, мобильные) и платёжные системы;

-       Торговое оборудование (полки, стеллажи, вешала, манекены) и проекты оснащения для магазинов non-food;

-       Оборудование и системы автоматизации АЗС (топливораздаточные колонки, контрольные устройства ТРК, автоматические АЗС), проекты комплексного оснащения АЗС;

-       Индустриальные весы и системы идентификации (крановые, платформенные, автомобильные и железнодорожные);

-       Оборудование и технологии для автоматизации городского транспорта;

-       Автоматизированные парковочные комплексы [16].

 

1.1.2 Краткая характеристика подразделений предприятия

Общая численность персонала ЗАО "НТЦ Измеритель" составляет 150 человек.

Организационная структура предприятия:

-       Руководство;

-       Бухгалтерия;

-       АХО (Административно-Хозяйственный Отдел)

-       Отдел продаж;

-       Отдел маркетинга;

-       Отдел рекламы;

-       Отдел по работе с партнерами;

-       Отдел разработки ККМ (контрольно-кассовых машин);

-       Отдел разработки весов;

-       Отдел разработки отраслевых решений - 24 человека:

а)      группа тестирования - 1 человек;

б)      группа разработки документации - 2 человека;

в)      группа тестовых внедрений - 2 человека;

г)       группа разработки решений - 14 человек;

д)      группа разработки дополнительного программного обеспечения - 5 человек.

-       Отдел технической поддержки;

-       Отдел поддержки пользователей.

Руководство предприятия - это управляющая структура, определяющая вектор развития компании в целом, посредством принятия стратегических решений, ориентированных на несколько лет вперёд.

Бухгалтерия - финансовая структура, ведающая финансовым состоянием предприятия и призванная аккумулировать информацию об имуществе и обязательствах предприятия, а также являющаяся главным источником информации для руководства предприятия при принятии стратегических решений.

Отдел АХО осуществляет контроль документооборота офиса, прием звонков, встречу посетителей. А также занимается обеспечением работы офиса (хозяйственное обеспечение, заказ канцелярии, заказ журналов).

Отделы продаж и маркетинга - управляющие структуры, определяющие вопросы сбыта и коммуникации с партнёрами.

Отделы разработки ККМ и весов осуществляют разработку новой продукции и запуск производства.

Отдел технической поддержки является сервисным подразделением отделов разработки, и его главная задача - обеспечение дальнейшего сопровождения оборудования и программного обеспечения.

Местом прохождения практики является "Отдел разработки отраслевых решений", основная деятельность которого связана с разработкой решений на базе платформы "1С: Предприятие 8" для решения задач на предприятиях оптово-розничной торговли. Помимо предприятий торговли отдел занимается разработкой решений в сфере автоматизации услуг "HORECA” (отели, рестораны, кафе), разработкой дополнительного программного обеспечения под частные проекты, например, автоматизация транспорта, складов, автомоек и др. Отдел разрабатывает и модифицирует кассовые системы, которые устанавливаются на рабочее место кассира, товароучетные системы, используемые менеджментом для эффективного управления компанией. Также отдел занимается разработкой приложений для терминалов сбора данных для решения различных задач на предприятиях сферы торговли, разработкой программных продуктов для АСТУ (Автоматизированная Система Товарного Учёта).

Так как главной задачей отдела является разработка и сопровождение программного обеспечения в течение всего жизненного цикла, то основную деятельность осуществляют IT-специалисты различного профиля. Основные этапы этой деятельности включают в себя:

)        Анализ;

2)      Проектирование;

)        Реализация (программирование);

)        Тестирование;

)        Внедрение;

)        Сопровождение [17].

Данный отдел логически разбит на несколько групп, где заняты всего 24 человека. В группе разработки решений задействованы 14 человек, занимающиеся, собственно, разработкой кассового программного обеспечения и программного обеспечения для автоматизации услуг в индустрии HoReCa. Также есть группа дополнительного программного обеспечения, где часть сотрудников (5 человек) занимается разработкой программного обеспечения для терминалов сбора данных. Кроме этого, существует группа тестовых внедрений, чья деятельность необходима для определения возможностей уже существующего программного обеспечения и для "полевых испытаний" нового. Здесь заняты 2 человека. Также есть группа тестирования, где задействован один человек, и группа разработки сопроводительной документации, состоящая из двух человек.

Особенностью функционирования данного отдела является то, что некоторые сотрудники могут выполнять свою работу удалённо, занимаясь написанием документации, тестированием программного обеспечения и т.д. Что выгодно как предприятию, так и сотрудникам. Таким образом, это позволяет компании экономить рабочее пространство для более комфортной работы специалистов, а в случае необходимости - дает возможность безболезненно увеличить штат сотрудников.

 

1.2 Техническая и технологическая сущность задачи


Деятельность, осуществляемая в рамках дипломного проекта находится на этапе сопровождения программного продукта.

Сопровождение программного обеспечения - процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения <#"607550.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Диаграмма Ганта

 

2.2 Разработка алгоритмов по работе с подарочными сертификатами

 

2.2.1 Продажа неуникальных сертификатов

Так как неуникальные сертификаты не обладают уникальным идентификационным номером и информация о них не хранится в БД кассира, то при продаже такие сертификаты не нужно искать. Достаточно найти лишь товар для продажи такого сертификата и подставить его в чек.

Алгоритм, позволяющий реализовать продажу неуникальных сертификатов в конфигурации приведен в блок-схеме на рисунке 2.2.

 

2.2.2 Продажа уникальных сертификатов, эмитированных предприятием

Каждому уникальному сертификату присваивается идентификационный номер однозначно определяющий каждый такой сертификат в БД кассира, позволяющий хранить информацию о таких сертификатах. Поэтому перед продажей уникального сертификата требуется найти не только товар для продажи сертификата, но и сам сертификат. При этом следует проверить срок годности и статус сертификата перед его продажей.

Алгоритм, позволяющий реализовать продажу неуникальных сертификатов в конфигурации приведен в блок-схеме на рисунке 2.3.

Рисунок 2.2 - Продажа неуникальных сертификатов

Рисунок 2.3 - Продажа уникальных сертификатов, эмитированных предприятием

 


2.2.3 Прием к оплате сертификатов

Уникальные сертификаты, эмитированные сторонними компаниями обладают уникальным кодом в котором заложена информация о таких сертификатах. В коде может хранится информация о номере сертификата, сроке годности и номинале. Если информация о сроке годности и номинале не найдена в коде, то осуществляется поиск данной информации в настройках вида сертификата.

Алгоритм, позволяющий реализовать продажу уникальных сертификатов, эмитированных сторонними компаниями в конфигурации приведен в блок-схеме на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 - Прием к оплате сертификатов

Рисунок 2.5 - Продолжение рисунка 2.4

 


2.3 Структурная схема функционала подарочных сертификатов


На основе схем, разработанных в предыдущей главе, необходимо построить дерево программных модулей, отражающих структурную схему пакета, содержащего служебные процедуры и процедуры, отвечающие за ввод, хранение и обработку и выдачу информации.

)        Продажа неуникальных сертификатов:

а)      Процедура "ВнешнееСобытие" модуля формы "Форма" обработки "Регистрация". Процедура отрабатывает внешние события, которые генерируются в том числе и драйвером сканера штрих-кода. В процедуре происходит получение считанного сканером данных.

б)      Процедура "SelectGoodsBtBarcode" закрытого модуля конфигурации. В функции по считанным данным определяется, содержит ли считанный штрих-код префикс хотя бы одного из вида сертификатов. Если считанный штрих-код содержит префикс, то считается, что был считан штрих-код сертификата.

в)      Функция "ВыбратьСоответствиеТоварВидСертификата" модуля формы "ФормаВыбораСертификата" обработки "Регистрация". В функции происходит поиск товаров, подходящих для продажи сертификата и подстановку товара в состав чека, если подходящий товар был найден.

2)      Продажа уникальных сертификатов:

а)      Процедура "ВнешнееСобытие" модуля формы "Форма" обработки "Регистрация". Процедура отрабатывает внешние события, которые генерируются в том числе и драйвером сканера штрих-кода. В процедуре происходит получение считанного сканером данных.

б)      Процедура "SelectGoodsBtBarcode" закрытого модуля конфигурации. В функции по считанным данным определяется, содержит ли считанный штрих-код префикс хотя бы одного из вида сертификатов. Если считанный штрих-код содержит префикс, то считается, что был считан штрих-код сертификата.

в)      Функция "ВыбратьСоответствиеТоварВидСертификата" модуля формы "ФормаВыбораСертификата" обработки "Регистрация". В функции происходит поиск товаров, подходящих для продажи сертификата и подстановку товара в состав чека, если подходящий товар был найден.

г)       Функция "ВыбратьСертификат" модуля обработки "Кассир5_DataAccess". В функции происходит поиск сертификата по полученным от сканера штрих-кода данным и подходящего для продажи.

3)      Оплата сертификатами сторонних предприятий:

а)      Процедура "ВнешнееСобытие" модуля формы "ФормаРасчета" обработки "Регистрация". Процедура отрабатывает внешние события, которые генерируются в том числе и драйвером сканера штрих-кода. В процедуре происходит получение считанного сканером данных.

б)      Функция "ВыбратьСертификат" модуля формы "ФормаРасчета" обработки "Регистрация". В функции происходит поиск сертификата и / или вида сертификата по полученным от сканера штрих-кода данным и подходящего для продажи.

в)      Функция "РаскодироватьИнфомациюКарты" модуля формы "ФормаВыбораСертификата" обработки "Регистрация". Функция получает данные о номинале, сроке годности и т.п. информацию исходя из полученного вида сертификата.

г)       Функция "ПроверитьСрокДействияСертификата" модуля формы "ФормаВыбораСертификата" обработки "Регистрация". Функция проверяет, подходит ли сертификат для оплаты по сроку годности.

д)      Функция "СоздатьСтруктурыВыбранногоСертификата" модуля формы "ФормаВыбораСертификата" обработки "Регистрация". Функция подготавливает структуру с данными о сертификате.

е)       Процедура "ДобавитьСертификат" модуля формы "ФормаРасчета" обработки "Регистрация". В функции происходит добавление информации о сертификате в таблицу оплат чека.

Дерево процедур для функционала по работе с подарочными сертификатами в конфигурации "Штрих-М: Кассир 5" представлено на рисунке 2.6

Рисунок 2.6 - Дерево процедур

 

2.4 ER-модель связей между объектами метаданных


ER-модель (сущность-связь) - модель построения данных, описывающая предметную область на концептуальном уровне. Эта модель позволяет проектировать БД, предварительно определив ключевые сущности и установив связи между ними. Затем происходит преобразование ER-модели в конкретную схему данных (реляционную, иерархическую, сетевую и т.д.). Для визуализации ER-модели используются различные нотации (Чена, Crow’s foot и т.д.). Стандартной графической нотацией ER-модели считается ER-диаграмма. По сути ER-диаграмма является высокоуровневым отражением какой-либо предметной области [17].

Процесс создания ER-диаграммы состоит из:

)        Определение сущностей;

2)      Определение атрибутов сущностей;

)        Определение ключевых атрибутов сущности по которым будет идентифицирован каждый экземпляр сущности;

)        Установление связей между сущностями.

ER-диаграмма построения связей между объектами метаданных представлена на рисунке 2.7.

Рисунок 2.7 - ER-диаграмма сущность-связь

)        Анализ предметной области показал, что сертификаты могут быть различной природы, отчего будет зависеть их настройка и требования к функционалу. Поэтому целесообразно определить сущность "Виды сертификатов". Также следует определить сущность "Сертификаты", описывающая каждый конкретный сертификат и сущность "Товары для продажи сертификатов". Добавление сущности "Товары для продажи сертификатов" является обязательным, т.к. каждый конкретный сертификат должен быть связан с товаром.

2)      Определим атрибуты всех сущностей.

Сущность "Виды сертификатов" должна обладать следующими атрибутами:

-       код вида сертификата (уникальный идентификатор);

-       префикс (префикс кода сущности виды сертификатов);

-       наименование;

-       код группы;

-       максимальное число сертификатов в группе;

-       максимальное число товаров в чеке по сертификату;

-       номер вида оплаты;

-       начало действия акции;

-       срок действия акции;

-       номинал.

Сущность "Сертификаты" должна обладать следующими атрибутами:

-       код сертификата (уникальный идентификатор);

-       префикс кода (уникальный идентификатор);

-       наименование;

-       владелец;

-       остаток;

-       дата начала;

-       дата окончания;

-       статус.

Сущность "Товары для продажи сертификатов" должна обладать следующими атрибутами:

-       код товара (уникальный идентификатор);

-       наименование;

-       владелец;

-       цена;

-       префикс кода.

3)      Определение ключевых атрибутов сущности.

Каждый экземпляр сущности "Виды сертификатов" будет однозначно определятся за счёт родительского ключа "Код вида", данный атрибут числовой и будет автоматически генерироваться системой.

Родительский ключ сущности "Сертификаты" будет составным. Состоять он будет из двух атрибутов - "Код сертификата" и "Префикс кода".

Каждый отдельный экземпляр сущности "Товары для продажи сертификатов" будет идентифицирован с помощью родительского ключа "Код товара".

)        Установление связей между сущностями.

Каждый вид сертификата может иметь в себе много сертификатов, при том, что каждый сертификат единовременно может относиться только к одному виду сертификата. Поэтому устанавливаем связь между этими сущностями один-ко-многим.

То же справедливо и для связи между сущностями виды сертификатов и товары для продажи сертификатов. Каждый вид сертификата может иметь много товаров для продажи сертификатов, в то время как, каждый товар для продажи сертификатов относится только к одному виду сертификата. Также устанавливаем связь один-ко-многим.

При построении логической модели следует определить типы хранимых данных и способы доступа к ним.

В языке "1С: Предприятие 8" существуют как примитивные типы данных (число, строка, дата, булево), так и ссылочные типы данных (справочник-ссылка, документ-ссылка и т.д.). Очень часто при организации доступа к данным используется объектный подход. В объектной модели разработчик оперирует объектами встроенного языка. В этой модели обращение к объекту, например, документу, происходит как к единому целому - он полностью загружается в память, вместе с вложенными таблицами, к которым можно обращаться средствами встроенного языка [2,3].

Каждый объект хранится в БД "1С: Предприятие", как совокупность данных, на который существует уникальная ссылка, позволяющая однозначно идентифицировать этот объект в БД. Эта ссылка хранится в поле БД, вместе с остальными данными об объекте [2].

Одним из главных требований к ПО кассира является быстродействие конфигурации для обработки большого числа транзакций. Для удовлетворения данного требования логично было бы использовать доступ к данным, основанный на ссылочной целостности, обеспечивающий быстрый доступ к данным. Но данный подход не может быть реализован.

Дело в том, что БД кассира активно взаимодействует с АСТУ из которой, довольно часто, передается и загружается в БД кассира большой объем данных. В том числе в АСТУ существует функционал, позволяющий автоматизировано создавать сертификаты для продажи и загружать их в БД кассира. При этом загрузка данных из АСТУ может сопровождаться принудительной очисткой справочника с последующей перезаписью информации.

Если будет организован доступ на основе ссылочной целостности, при котором в справочнике "Сертификаты" у каждого сертификата будет храниться ссылка на "Вид сертификата", которому он принадлежит, то при загрузке данных из АСТУ и возможной очистке справочника управляющим файлом, система обнаружит ссылки на несуществующие объекты БД кассира, что приведет к некорректной работе БД.

В связи с этим было принято решение организовать доступ к данным по уникальному коду, хранящимся в БД кассира для каждого элемента.

3. Экспериментальная часть


3.1 Настройка работы с подарочными сертификатами в конфигурации "Штрих-М: Кассир 5"


Для настройки работы с подарочными сертификатами в конфигурации "Штрих-М: Кассир 5" необходимо обладать полными правами. Эта роль отводится администратору или другому пользователю, заменяющему его для настройки функционала подарочных сертификатов.

Весь функционал для настройки сертификатов располагается в справочнике "Виды сертификатов" и предназначен для хранения, создания и редактирования сертификатов. Чтобы открыть справочник "Виды сертификатов" нужно выполнить следующую цепочку операций:

В меню "Супервизор" следует выбрать раздел "Настройка" (рисунок 3.1).

На закладке "Основные" следует нажать кнопку "Сертификаты" (рисунок 3.2).

В появившемся окне откроется справочник "Виды сертификатов" (рисунок 3.3).

Сертификаты служат инструментом для оплаты чеков в системе. Такие сертификаты несут в себе некий эквивалент стоимости в денежном выражении. Передача товара по сертификату происходит без процедуры оплаты так как они оплачиваются заранее − при приобретении сертификата. Сертификаты могут быть как зарегистрированными в программе, так и не зарегистрированными. При этом у кассового работника имеется возможность фиксации факта оплаты незарегистрированными в системе сертификатами, с помощью ряда возможностей реализованных в системе.

Справочник "Виды сертификатов" для удобства разделён на 4 закладки: "Основные", "Товары условия", "Сертификаты", "Товары для продажи сертификатов". На закладке "Основные" задаются все настройки доступные в системе для вида сертификата. На закладке "Товары условия" задаются товары из групп, которые можно оплатить данным видом сертификата. При наличии других товаров не входящих в эту группу оплата сертификатом будет невозможна. На закладке "Сертификаты" добавляются все регистрируемые в системе сертификаты. На закладке "Товары для продажи сертификатов" располагаются все товары, созданные в системе для их последующей продажи.

Процесс настройки зарегистрированных и незарегистрированных в системе сертификатов схож и его можно разделить на несколько этапов:

Необходимо настроить новый вид оплаты для сертификатов. Это требуется для регистрации продаж сертификатов в ККМ и ведения учёта налогов. Справочник "Виды оплат" находится на закладке "Дополнительные". В нём хранятся все виды оплат доступные в конфигурации. Чтобы его открыть нужно выбрать "Настройка видов оплат" (рисунок 3.4).

В справочнике "Вид оплаты" (рисунок 3.5) нужно добавить новый вид оплаты, дать ему наименование, например, "Сертификаты" и проследить за тем, чтобы ему был назначен номер в ККМ.

В открывшемся окне настройки нового вида оплаты, код этого вида сгенерируеися системой автоматически. Этот код следует запомнить, т.к. в дальнейшем он будет использоваться для настройки сертификатов (рисунок 3.6).

На этом настройка нового вида оплаты для сертификатов в конфигурации завершена, можно приступать к следующему этапу.

На этом этапе следует создать новый товар для продажи сертификатов. Данный товар в последующем будет связан с сертификатом через префикс. Справочник "Товары" располагается на закладке "Основные" (рисунок 3.7) [4].

Далее следует добавить новый товар. В открывшемся окне необходимо ввести наименование товара, например, "Товар для продажи сертификатов", указать цену по которой он будет продан и секцию за которой закреплён (рисунок 3.8).

В дальнейшем данный товар будет связан сертификатом, поэтому важно учесть, что цена, назначенная здесь будет определять стоимость реализации сертификата при продаже, а секция за которой закреплён товар позволит отслеживать статистику продаж сертификатов в Z-отчётах и передачу этой информации в АСТУ [4].

На третьем этапе производится настройка непосредственно сертификатов в справочнике "Виды сертификатов". Настройка уникальных и неуникальных сертификатов существенно отличается, поэтому будет рассмотрена отдельно.

 

3.2 Неуникальные подарочные сертификаты


Неуникальные сертификаты могут выпускаться в большом количестве и как правило номинал их небольшой. Такие сертификаты не обладают уникальным номером и поэтому могут быть легко подделаны. Могут приниматься к оплате повторно. Поэтому важно учесть следующее:

-       Неуникальные сертификаты не погашаются при оплате.

-       Могут продаваться в любом количестве любое количество раз.

В начале торговое предприятие должно определить число номиналов, которые будут приниматься к оплате и сами номиналы. Номинал определяется исходя из суммы минимального, среднего и оптимального чеков и зависит от специфики работы предприятия. Число номиналов может быть любым. Тут важно понять, что цена определяет сумму в денежном выражении, которую необходимо внести для приобретения сертификата. Номинал же определяет сумму на которую клиент может оплатить чек, но продавать сертификаты можно устанавливая на них цену. Определив число номиналов для сертификатов необходимо создать столько же товаров для продажи сертификатов в справочнике "Товары" сколько и номиналов планируется создать в конфигурации, и указать цену на них. Подробно процедура создания товара для сертификата описана в разделе. "Настройка работы с подарочными сертификатами в конфигурации "Штрих-М: Кассир 5"".

Пример: Проведя анализ продаж предприятие определило, что требуется создать неуникальные сертификаты в конфигурации. Число номиналов таких сертификатов будет 3: в 100, 500 и 1000 рублей. При этом сертификаты с номиналом в 1000 рублей будут проданы по цене 950 рублей, 500 рублей по цене 500 рублей и 100 рублей по цене 100 рублей за сертификат.

Итак, в справочнике "Товары" необходимо создать три товара для продажи сертификатов и установить на них цену (рисунок 3.9)

Затем на закладке "Основные" справочника "Виды сертификатов" нужно настроить параметры обслуживания сертификатов. Необходимо создать новый вид и дать ему название, допустим, "Неуникальные сертификаты" (рисунок 3.10). Тут важно точно отразить в наименовании тип таких сертификатов, чтобы в дальнейшем при визуальном подборе кассир мог безошибочно найти нужный вид сертификата и выбрать из него подходящий сертификат.

Требуется настроить код для сертификатов длиной в пять цифр. Четыре цифры можно отвести для префикса кода, а одну цифру нужно оставить для номера сертификата, который будет соответствовать каждому из трёх номиналов. В поле "Префикс кода" обязательно нужно внести префикс этого вида сертификатов, например, 3333 и установить в поле "Длина кода" значение 5 (рисунок 3.10).

Номер каждого конкретного сертификата начинается с префикса, по которому определяется какому виду сертификатов принадлежит данный сертификат на закладке "Сертификаты", а также товару на закладке "Товары для продажи сертификатов", который связывается тем самым с сертификатом по префиксу.

Далее требуется добавить на закладке "Товары для продажи сертификатов" три созданных товара в справочнике "Товары". В поле "Товар" выбрать в справочнике нужный. Для каждого нужно ввести наименование, например, "Товар-сертификат на 100 р". В поле "Владелец" необходимо установить тот вид сертификата для которого создавался каждый товар - "Неуникальные сертификаты". Далее нужно задать номинал в 100 рублей и префикс 3333 для каждого товара (рисунок 3.11).

Тоже самое следует проделать и для других товаров. В итоге закладка "Товары для продажи сертификатов" (рисунок 3.12) должна выглядеть так:

Далее нужно перейти к закладке "Сертификаты". Добавить три сертификата с кодами 33331 с номиналом 100 рублей, 33335 - 500 рублей и 33339 - 1000 рублей. Ввести наименование, например, "Неуникальный сертификат на 100 р". Установить статус "Продан". В случае, если будет установлен статус "Не продан" или же "Погашен", то оплата таким сертификатом станет невозможна. Остаток обязательно должен быть таким же как и номинал сертификата (рисунок 3.13).

В итоге закладка "Сертификаты" (рисунок 3.14) должна выглядеть так:

На закладке "Основные" необходимо продолжить настройку вида сертификата для которого были созданы сертификаты с назначенными им товарами. В группе настроек "Способ ввода" нужно выбрать "Разрешён выбор из списка". У неуникальных сертификатов нет номера, поэтому использовать сканер штрих-кода невозможно (рисунок 3.15).

Настройка "Код группы сертификата" позволяет объединить несколько видов сертификатов в одной группе таким образом, что можно создать как определённые преимущества для оплаты сертификатами входящими в такую группу, так и ограничения. Для каждой группы можно установить максимальное число видов сертификатов, которыми можно оплатить чек настройкой "Максимальное число сертификатов в группе". Если возникнет необходимость, то число товаров в чеке можно ограничить. Делается это с помощью настройки "Максимальное число товаров в чеке по сертификату". Если данные параметры равны нулю, то ограничения не действуют. Если число товаров в чеке или сертификатов превышает заданные значения в настройках, то закрыть такой чек будет невозможно.

Итак, установим "Код группы сертификата" равным 1, "Максимальное число сертификатов в группе" - 2 и "Максимальное число товаров в чеке" - 5 (рисунок 3.16).

Далее требуется установить "Номер вида оплаты". Настройка вида оплаты была изложена в разделе "Настройка работы с подарочными сертификатами в конфигурации "Штрих-М: Кассир 5"". Следует установить этот параметр в значение 2, т.к. этот номер в справочнике "Виды оплат" закреплён за сертификатами.

С помощью настройки "Начало действия акции" и "Срок действия акции" можно указать временной интервал в течение которого данные сертификаты, входящие в этот вид буду действительны к оплате. Эти настройки будут определены для всех сертификатов входящих в этот вид, если же требуется определить сроки для каждого сертификата отдельно, то эта возможность доступна на закладке "Сертификаты".

Итак, необходимо установить дату "Начало действия акции" - 01.01.2012 и дату "Срок действия акции" - 01.06.2012 (рисунок 3.17).

Если номинал не назначен на закладке "Сертификаты" и "Товары для продажи сертификатов", то номинал для сертификата будет назначен из поля "Номинал" на закладке "Основные". Данную настройку удобно использовать в случае, если вид сертификатов обладает лишь одним номиналом. В нашем случае уже установлены номиналы для сертификатов, поэтому эту настройку оставим по умолчанию.

Ручной ввод номинала позволяет вводить номинал кассиру вручную, в случаях, когда он не был обнаружен в поле "Номинал" и на закладке "Сертификаты" у самих сертификатов. При установке флага "Разрешена доплата" чек можно будет закрыть иными способами оплаты (наличные, бонусы и т.д.), иначе оплата возможна лишь сертификатом.

При настройке неуникальных сертификатов обязательно должен быть установлен флаг "Запретить гашение". Иначе при первой же оплате таким сертификатом он буде погашен и повторная оплата сертификатом станет невозможна.

Так как неуникальные сертификаты уже созданы и хранятся в базе данных конфигурации, у них установлен статус "Продан", то следует установит опцию не искать сертификаты при продаже (рисунок 3.18).

На этом настройку неуникальных сертификатов в конфигурации можно считать завершённой. Данные сертификаты могут приниматься к оплате в режиме "Регистрация продаж".

 

3.3 Уникальные подарочные сертификаты, эмитированные предприятием торговли


Уникальными сертификатами называются только те сертификаты, которые обладают уникальным идентификационным номером. При настройке уникальных сертификатов, выпущенных самим предприятием нужно помнить, что информация о таких сертификатах хранится в БД кассира, что позволяет отслеживать все транзакции, проводимые с такими сертификатами. Создание и загрузка сертификатов в БД кассира происходит, как правило, с помощью АСТУ, которая обладает обширным инструментарием по созданию и редактированию сертификатов. Создавать и редактировать сертификаты можно и на закладке "Сертификаты" в конфигурации.

Настройка уникальных сертификатов во многом схожа с настройкой неуникальных сертификатов. Для начала следует определить номиналы сертификатов и создать столько же товаров для продажи сертификатов. Затем необходимо приступить к настройке таких сертификатов.

Пример: Проведя анализ продаж предприятие определило, что в конфигурации необходимо создать уникальные сертификаты 5 номиналов. При этом необходимо разрешить, если это потребуется, доплату наличными, в случае, если чек невозможно закрыть одним лишь сертификатом. Также необходимо произвести настройку таким образом, чтобы была возможность оплачивать повторно данным сертификатом чек, если на нем будет остаток средств. Также требуется внести ограничения на количество товаров приобретаемых по такому сертификату.

Итак, вначале следует создать товар для продажи сертификатов в справочнике "Товары" и дать ему имя, например "Товар для продажи сертификатов" (рисунок 3.19). Необходимо создать пять таких товаров и назначить цену по которой они будут реализовываться.

Также можно закрепить все товары за отдельной секцией (рисунок 3.20).

Далее, на закладке "Основные" следует нажать кнопку "Сертификаты" и настроить новый вид сертификатов, присвоив предварительно ему имя "Собственные сертификаты" (рисунок 3.21)

Далее необходимо на закладке "Основные" ввести префикс кода вида сертификата, например, 555 и длину кода 13 (рисунок 3.22)

Затем требуется выбрать способ ввода сертификатов. Для уникальных сертификатов нужно установить флаг "Разрешен ввод сканером" и "Разрешен ввод ридером карт" (рисунок 3.23)

В поле "Максимальное число товаров в чеке по сертификату" требуется установить ограничение, допустим, в 10 товаров. В поле "Номер вида оплаты" следует установить число 2, закреплённое в конфигурации за сертификатами. В поле "Начало действия акции" и "Срок действия акции" может быть установлен срок в течении которого сертификаты действительны к оплате. При это срок действия будет установлен для всех сертификатов этого вида. Если же требуется установить срок действия для каждого сертификата отдельно, то это можно сделать на закладке "Сертификаты" (рисунок 3.24)

Далее следует установить флаг "Разрешить доплату" и "Возможно неполное списывание". Способ поиска сертификата при его продаже необходимо установить опцию "Искать", т.к. сертификаты уже существуют в конфигурации. Если же при поиске не будет обнаружен сертификат с таким номером, то оплата таким сертификатом будет невозможна (рисунок 3.25)

Затем, на закладке "Товары для продажи сертификатов" необходимо добавить все товары, созданные для этого вида сертификатов, дать им наименование и префикс вида сертификата 555 с которым они будут связаны. Номинал задавать не следует, т.к. он будет задан каждому сертификату на закладке "Сертификаты" (рисунок 3.26).

Далее на закладке "Сертификаты" необходимо создать сертификаты, либо же загрузить сертификаты из АСТУ. Каждому сертификату должен быть назначен номинал и наименование. Необходимо установить номиналы в 1000, 2000, 3000, 4000 и 5000 рублей (рисунок 3.27). При этом уникальность каждого сертификата гарантируется уникальным кодом, который необходимо внести в поле "Код", при этом обязательно первые цифры кода сертификат должны начинаться с цифр префикса вида сертификата, которому он принадлежит.

На закладке "Сертификаты" у каждого сертификата ведется контроль его статуса и остатка средств. При продаже сертификата остаток должен быть равен номиналу сертификата (рисунок 3.28).

Статус сертификата "Не продан" устанавливается для всех сертификатов готовых к продаже. Если сертификат имеет статус "Продан", то по нему возможна оплата чека. Если установлен статус "Погашен" сертификат не может быть продан или принят к оплате.

На этом настройка уникальных сертификатов, эмитированных самим предприятием завершена.

 


3.4 Уникальные подарочные сертификаты, эмитированные сторонними компаниями


Для настройки подарочных сертификатов, выпущенных сторонними компаниями в конфигурации "Штрих-М: Кассир 5" был разработан достаточно обширный инструментарий. Процедура настройки таких сертификатов во многом схожа с настройкой неуникальных сертификатов, но существует ряд особенностей, которые необходимо учесть.

Так как реализацию, то есть продажу сертификатов часто возлагают на сторонние компании, объединяющие в рамках одной программы сразу несколько торговых объектов, то и информацию в уникальный код закладывает эмитент. Эмитент определяет тип такой информации, её вид и формат хранимых данных в уникальном коде и затем передаёт эти сведения в торговые объекты с которыми ведётся сотрудничество. Как правило в уникальном коде содержится следующая информация:

-       номинал;

-       номер сертификата;

-       начало срока годности;

-       срок годности;

-       код номинала.

Итак, разберём поэтапно процесс настройки сертификатов выпущенных сторонними компаниями.

На первом этапе необходимо в справочнике "Виды сертификатов" (рисунок 3.29) добавить новый вид сертификата и дать ему наименование, например "Сторонние сертификаты" на закладке "Основные" (рисунок 3.30).

При этом код вида сертификата сгенерируется автоматически.

Далее следует задать в поле "Префикс кода" префикс вида сертификата (рисунок 3.31).

Цифры префикса кода всегда располагаются в начале кода сертификата и по ним определяется к какому виду сертификата принадлежит введённый сертификат. Префикс кода также задаётся и товару с которым будет связан данный сертификат.

Во избежание ошибок целесообразно определить значение параметра "Длина кода" после того, когда будут заполнены все поля в группе настроек "Формат закодированной информации", т.к. при неверной длине кода часть данных не будет считана, что приведёт к некорректной работе программы.

Затем необходимо определить все возможные способы ввода сертификата в группе настроек "Способ ввода". В конфигурации существуют следующие способы ввода сертификатов:

-       разрешён ввод сканером;

-       разрешён ввод ридером карт;

-       разрешён ввод вручную;

-       разрешён выбор из списка.

Для уникальных сертификатов допустим ввод с помощью сканера и ридера карт. Ввод вручную недопустим, т.к. это нарушает конфиденциальность информации, ведь при вводе уникального кода сертификата одного и того же вида кассир может определить закономерности информации, закодированной в сертификате и использовать эту информацию в ущерб предприятию. К тому же при вводе информации вручную существенно увеличивается время, затрачиваемое на ввод уникального кода сертификата и этот способ не гарантирует правильность ввода информации, что недопустимо. Настройка "Выбор из списка" также не применима в связи с отсутствием таких сертификатов в базе данных конфигурации. Поэтому необходимо установить флаги напротив "Разрешён ввод сканером" и "Разрешён ввод ридером карт" (рисунок 3.32).

Поле "Код группы сертификата" заполнять не требуется. Эта настройка применяется в том случае если необходимо при продаже использовать сертификаты в маркетинговых акциях. Таким образом, присвоив сертификаты какой-то группе на них можно будет назначать различные виды скидок или надбавок, схемы применимости и т.д. Но так как продажу сертификатов реализует эмитент, то необходимо оставить это поле по умолчанию равным 0.

Если по условиям соглашения между эмитентом и торговым объектом требуется установить ограничения на количество сертификатов для оплаты чека и товаров в чеке, которые возможно приобрести в одном чеке, то данные параметры можно задать в полях "Максимальное число сертификатов в группе" и "Максимальное число товаров в чеке по сертификату" соответственно. Эти настройки также не обязательны и требуются в исключительных случаях, поэтому оставим их без изменений равными 0.

Если в конфигурации не создан вид оплаты "Сертификаты", то следует проделать следующие действия: на закладке "Дополнительные" следует открыть справочник "Виды оплат". Затем нужно добавить новый вид оплаты, дать ему наименование "Сертификаты" и присвоить ему номер оплаты в ККМ для учёта налогов при оплате сертификатом. Код вида оплаты сгенерируется автоматически.

Далее полученный код следует внести в поле "Номер вида оплаты" на закладке "Основные" (рисунок 3.33). Подробнее процедура создания нового виды оплаты описана в подразделе "Настройка работы с подарочными сертификатами в конфигурации "Штрих-М: Кассир 5"". []

Поля "Начало действия акции", "Срок действия акции" и "Номинал" следует заполнять если все сертификаты, эмитированные сторонним предприятием, выпускаются с одинаковыми номиналом и сроком годности. Иначе, эти поля следует оставить пустыми. Тогда данная информация будет взята из группы настроек "Информация закодирована в коде". Также обязательно нужно проследить, чтобы не был активен флаг в поле "Ручной ввод номинала".

Флаг "Разрешена доплата" следует установить в том случае, если сумма чека превышает номинал сертификата. Тогда недостающую сумму можно будет оплатить наличными (рисунок 3.34).

Далее важно правильно выбрать способ поиска сертификата при оплате. Как известно уникальные сертификаты реализуются эмитентом, поэтому и информация о статусе таких сертификатов хранится в базе данных эмитента. В базе данных кассира торгового предприятия информация о таких сертификатах отсутствует. Поэтому следует установить опцию "Искать и добавлять" (рисунок 3.35). При считывании из кода информации о таком сертификате, будет производиться поиск сертификата в базе данных и если он не будет найден, то программа добавит его в базу данных сертификатов.

На втором этапе важно правильно настроить информацию предоставленную эмитентом в группе настроек "Формат закодированной информации". Для начала сделаем активным эту группу настроек, установив флаг "Информация закодирована в коде" (рисунок 3.36).

Пример: Эмитент сообщает торговому предприятию, что в уникальном коде будет храниться следующая информация: номинал, идентификационный номер сертификата, начало срока действия и срок годности сертификата. При этом под номинал отводится две позиции и устанавливается множитель 100. Под идентификационный номер отводится три позиции, а формат даты начала и окончания срока действия сертификата имеет следующий вид DDMMYY.

Известно, что первые три цифры кода отведены под префикс 777, после которого должна быть внесена информация переданная эмитентом.

Формат уникального кода для такого сертификата приведен в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Длина кода

Префикс

Номинал

Номер

Дата начала

Дата конца

PPP

SS

NNN

DDMMYY

DDMMYY


Настройка "Номинал закодирован в коде" позволяет закодировать номинал сертификата в его коде с помощью трёх полей: "Начальная позиция номинала в коде", "Длина номинала в коде" и "Множитель номинала в коде", что очень удобно. В первом поле вводится числовое значение, начиная от которого следует отсчитывать значение номинала в коде, а во втором поле длину самого значения номинала. В третье поле вводится число на которое будет помножено полученное из кода значение.

Значит необходимо установить флажок "Номинал закодирован в коде" и ввести в поле "Начальная позиция номинала в коде" значение 4, т.к. первые три цифры отведены под префикс, а в поле "Длина кода" устанавливаем значение 2. В поле "Множитель номинала в коде" - 100 (рисунок 3.37).

Настройка "Номер сертификата в коде" работает по такому же принципу, что и предыдущая. В поле "Начальная позиция номера в коде" вводится значение, начиная от которого производится отсчёт цифр идентификационного номера, а в поле "Длина номера в коде", количество цифр, которые необходимо посчитать.

Исходя из этого также устанавливаем флаг "Номер сертификата в коде". Заполняем поле "Начальная позиция номера в коде" значением 6, а поле "Длина номера в коде" значением 3 (рисунок 3.38).

Настройки "Начало срока годности закодированы в коде" и "Срок годности закодирован в коде" позволяют закодировать информацию о дате начиная с которой данные сертификаты будут действительны к оплате и дату конца срока действия сертификата. В поле "Начальная позиция срока годности" и в том, и в другом случае вводится позиция начиная с которой ведётся отсчёт в коде. А в поле "Формат срока годности", формат в котором будут представлены данные. Формат даты может быть представлен в различных комбинациях: YYMMDD, DDMMYY, YYYYMMDD, DDMMYYYY и т.д.).

Тогда устанавливаем флаги напротив настроек "Начало срока годности закодировано в коде" и "Срок годности закодирован в коде". Для поля "Формат начала срока действия в коде" устанавливаем формат данных типа YYMMDD, а для поля "Формат срока годности закодирован в коде" - DDMMYY. "Начальная позиция начала срока годности" будет 9, а "Начальная позиция срока годности" - 15 (рисунок 3.39). Также важно проследить, чтобы формат даты в точности соответствовал требованиям эмитента, а считывание данных велось с нужной позиции, иначе может возникнуть некорректность при приёме таких сертификатов к оплате.

Настройка "Код номинала закодирован в коде" работает по такому же принципу, как и остальные. Требуется в поле "Начальная позиция кода номинала в коде" указать позицию с которой необходимо считывать информацию и длину считывания в поле "Длина кода номинала в коде". Затем по полученному коду будет произведён поиск сертификатов данного вида и если будет обнаружен сертификат с таким кодом, то будет взят его номинал.

На этом этапе настройка сертификатов практически закончена. Примером уникального кода может быть код: 77710001120101010612, где 777 - префикс кода вида сертификата; полученное число 10 помноженное на 100, даст номинал сертификата в 1000 рублей; 001 - идентификационный номер сертификата; 120101 - дата начала действия сертификата (1 января 2012 года) и 010612 - дата конца срока действия сертификата (1 июня 2012 года). Длина уникального кода такого сертификата будет равна 20. Внесём это число в поле "Длина кода" (рисунок 3.40).

На этом настройка уникальных сертификатов, эмитированных сторонними компаниями закончена. Данные виды сертификатов могут быть приняты к оплате. Приём к оплате осуществляется в режиме "Регистрация продаж".

4. Экономическая эффективность проекта


4.1 Определение этапов разработки и расчет затрат на разработку информационной системы автоматизации рабочего места кассира "Штрих-М: Кассир 5"


Полный цикл разработки информационной системы автоматизации рабочего места кассира "Штрих-М: Кассир 5" и функционала подарочных сертификатов включал в себя следующие этапы:

-       анализ предметной области;

-       разработка технического задания;

-       реализация проекта (программирование);

-       тестирование конфигурации;

-       разработка документации.

Определим стоимость разработки конфигурации "Штрих-М: Кассир 5" на каждом этапе:

)        Анализ предметной области и потребностей пользователей: 1 месяц, 1 человек, заработная плата 75 000 рублей в месяц. Затраты на этом этапе составили 75 000 рублей.

2)      Разработка и составление технического задания на проект: 5 месяцев, 1 человек, заработная плата 75 000 рублей в месяц. Затраты на этом этапе составили 75 000 * 5 = 375 000 рублей.

)        Разработка (программирование) конфигурации "Штрих-М: Кассир 5": 16 месяцев, 4 человека, заработная плата 65 000 рублей в месяц. Затраты на этом этапе составили (65 000 * 16) *4 = 4 160 000 рублей.

)        Тестирование конфигурации "Штрих-М: Кассир 5": 3 месяца, 1 человек, заработная плата 50 000 рублей в месяц. Затраты на этом этапе составили 50 000 * 3 = 150 000 рублей.

)        Разработка технической документации: 3 месяца, 1 человек, заработная плата 40 000 рублей в месяц. Затраты на этом этапе составили 40 000 * 3 = =120 000 рублей.

Итого затраты на разработку конфигурации "Штрих-М: Кассир 5" составили: 75 000 + 375 000 + 4 160 000 + 150 000 + 120 000 = 4 880 000 рублей.

Диаграмма Ганта для определения сроков разработки информационной системы автоматизации рабочего места кассира "Штрих-М: Кассир 5" представлена на рисунке 4.1.

 

4.2 Определение этапов разработки и расчет затрат на разработку функционала подарочных сертификатов в информационной системе автоматизации рабочего места кассира "Штрих-М: Кассир 5"


Модификация конфигурации "Штрих-М: Кассир 5" с разработкой в ней функционала подарочных сертификатов включала в себя те же этапы, что и при изначальной разработке конфигурации "Штрих-М: Кассир 5".

Итак, определим эти этапы и стоимость разработки на каждом этапе:

)        Анализ предметной области и потребностей пользователей: 1 неделя, 1 человек, заработная плата 75 000 руб. в месяц. Затраты на этом этапе составили 75 000/4 = 18 750 рублей.

2)      Разработка и составление технического задания на проект:

-       Продажа сертификатов в конфигурации: 2 недели, 1 человек, заработная плата 75 000 рублей в месяц.

-       Приём к оплате сертификатов, выпущенных сторонними эмитентами: 1 неделя, 1 человек, заработная плата 75 000 рублей в месяц.

Затраты на этом этапе составили (75 000*2/4) + (75 000*1/4) = = 37 500 + 18 750 = 56 250 рублей.

)        Разработка (программирование) функционала подарочных сертификатов в конфигурации "Штрих-М: Кассир 5":

-       Продажа сертификатов в конфигурации: 6 недель, 1 человек, заработная плата 65 000 рублей в месяц.

-       Приём к оплате сертификатов, выпущенных сторонними эмитентами: 3 недели, 1 человек, заработная плата 65 000 рублей в месяц.

Затраты на этом этапе составили (65 000*6/4) + (65 000*3/4) = = 97 500 + 48 750 = 146 250 рублей.

)        Тестирование функциональных модулей в конфигурации Штрих-М: Кассир 5": 2 недели, 1 человек, заработная плата 50 000 рублей в месяц. Затраты на этом этапе составили 50 000/2 = 25 000 рублей.

5)      Разработка технической документации: 1 неделя, 1 человек, заработная плата 40 000 рублей в месяц. Затраты на этом этапе составили 40 000/4 = 10 000 рублей.

Итого затраты на модификацию конфигурации "Штрих-М: Кассир 5" составили: 18 750 + 56 250 + 146 250 + 25 000 + 10 000 = 256 250 рублей.

Диаграмма Ганта для определения сроков разработки функционала подарочных сертификатов в информационной системе автоматизации рабочего места кассира "Штрих-М: Кассир 5" представлена на рисунке 4.2.

Рисунок 4.1 - Диаграмма Ганта для определения сроков разработки информационной системы автоматизации рабочего места кассира "Штрих-М: Кассир 5"

Рисунок 4.2 - Диаграмма Ганта для определения сроков разработки функционала подарочных сертификатов в информационной системе автоматизации рабочего места кассира "Штрих-М: Кассир 5"

4.3 Экономический эффект от внедрения


В современном мире любая компания занятая в сфере торговли осознаёт всё больше возрастающую роль маркетинговых акций. Для привлечения клиентов компании всё чаще прибегают к различным программам лояльности, предоставляющим клиентам те или иные выгоды.

Далеко не последнюю роль играет механизм подарочных сертификатов. Специфика некоторых торговых предприятий такова, что с внедрением услуги подарочный сертификат резко сокращается число возвратов товара.

Предприятие реализующее программу подарочных сертификатов может получить следующие преимущества:

Дополнительные оборотные средства, ведь клиент сначала оплачивает сертификат, а приобретение товара по нему может произойти спустя длительное время.

Расширение клиентской базы. Приобретает сертификат как правило один человек, а подарок по нему получает другой. Таким образом задействуется сразу два клиента. По оценкам экспертов это ведёт к увеличению покупателей на 7-10% за счёт внутренних (корпоративных) клиентов и на 1-5% за счёт привлечения новых клиентов [20].

По оценкам компаний, реализующих программу подарочных сертификатов, совокупный рост внутреннего оборота увеличивается на 1,5-2%. У некоторых компаний, например, реализующих парфюмерию, снижается число возвратов товара после внедрения возможности приобретения товара по сертификату. По оценкам экспертов рост товарооборота у таких компаний при правильной рекламной деятельности при организации маркетинговой акции может составить до 10% [20].

Итак, при внедрении функционала подарочных сертификатов в компании реализующей парфюмерию при условии правильно проведенной маркетинговой акции товарооборот может увеличиться на 10%. По оценкам экспертов, известно, что товарооборот средней парфюмерной кампании составляет 450 000 рублей в месяц. Тогда увеличение товарооборота будет составлять 450 000 * 0,1 = 45 000 рублей. На рисунке 4.3 представлена диаграмма увеличения товарного оборота в парфюмерной компании при внедрении функционала подарочных сертификатов.

Рисунок 4.3 - Увеличение товарного оборота при внедрении функционала подарочных сертификатов

Так как внедрение программы подарочных сертификатов не требует существенных затрат времени и средств, большинство как крупных, так и относительно небольших компаний приняли на вооружение этот вид маркетинговой деятельности.

 

4.4 Социальный эффект


Популярность сертификатов очень велика среди частных компаний, преподносящих в подарок их своим сотрудникам на юбилей, либо же в качестве поощрения отличившимся сотрудникам. Сертификаты могут быть именными с уже внесённым в него товаром, например, сертификат на автомобиль. Часто такие сертификаты преподносят в особых случаях. Также сертификаты часто вручают правительственные организации учащимся, ветеранам, малоимущим, молодожёнам, например, сертификат на квартиру.

Подарочные сертификаты могут приносить следующий социальный эффект:

-       Экономия времени покупателя, т.к. не приходится тратить время на поиск подарка;

-       Возможность потратить на подарок заранее определённую сумму;

-       Удобный сервис, т.к. существуют универсальные сертификаты, принимаемые к оплате сразу во многих торговых сетях;

-       Ориентация на определённый сегмент покупателей.

Более всего популярны сертификаты на следующие товары и услуги:

-       Карты ресторанных сетей - 26,2 %;

-       Ювелирные украшения - 8,3%;

-       Бытовая техника и электроника - 7,6%;

-       Бельё - 7,5% [19].

Далее следуют билеты в театр и на концерты, SPA-услуги, бижутерия, интерьерные украшения, косметика и парфюмерия.

Особенно стоит отметить подарочные сертификаты на различные приключения, такие как, пилотирование болида "Формула-1" с выездом во Францию, различные экскурсии, полёт в аэродинамической трубе или прыжок с парашютом.

 


4.5 Стоимость затрат на внедрение автоматизированной системы на предприятиях розничной торговли


Затраты по внедрению на предприятиях розничной торговли могут включать в себя следующие работы и услуги:

-       установка системы автоматизации и её составляющих;

-       настройка системы;

-       обучение сотрудников;

-       начальное сопровождение.

Конфигурация "Штрих-М: Кассир 5" активно взаимодействует с другим ПО, таким, как автоматизированная система товарного учета и другим оборудованием необходимым для реализации деятельности предприятия: сканеры штрих-кода, принтеры этикеток, терминалы сбора данных, торговое весоизмерительное оборудование и т.д. Поэтому при внедрении системы следует учесть стоимость вместе с дополнительным торговым оборудованием.

Ниже в таблице 4.1 и таблице 4.2 приведены типовые коммерческие предложения по расчету стоимости внедрения автоматизированной системы "Штрих-М: Кассир 5" с учётом различного дополнительного оборудования и программного обеспечения на различных предприятиях розничной торговли.

Так как стоимость внедрения автоматизации может варьироваться от 30 000 рублей и выше, в зависимости от размеров торгового предприятия, то подсчитать окупаемость внедрения проекта довольно трудно.

Для средней парфюмерной компании из подраздела 4.3 известно, что товарооборот увеличивается на 45 000 рублей в месяц. По оценкам экспертов наценка у таких предприятий составляет порядка 75%. Тогда прибыль будет составлять 45 000 * 0,75 = 33 750 рублей в месяц. Таким образом можно сделать вывод, что минимальный срок окупаемости проекта 1 месяц.

Таблица 4.1 - Расчет стоимости по внедрению автоматизации на торговом предприятии

Наименование работ

Количество

Цена, рублей

Итого, рублей

Развертывание, настройка и установка ПО "Штрих-М КАССИР 5" на POS-терминал FlyPOS PRO. Подключение периферийного оборудования (ДЯ, ДП, ФР)

2

1 900,00

3 800,00

Обучение сотрудников по работе на POS-терминале FlyPOS

2

1 900,00

3 800,00

Подключение и настройка ручного сканера Штрих-кода Honeywell MS 5145 ECLIPSE

0,2

1 900,00

380,00

Подключение и настройка стационарного сканера Штрих-кода Honeywell MK7120 Orbit

0,3

1 900,00

570,00

Установка и настройка комплекса этикетирования "ШТРИХ-ПРИНТ" М (v.4.5)

1

1 900,00

1 900,00

Установка и настройка Принтер Zebra TLP 2824

1

1 900,00

1 900,00

Установка и настройка "ШТРИХ-М: Торговое предприятие". Обучение

10

1 900,00

19 000,00

Всего:

16,5


31 350,00


Таблица 4.2 - расчет стоимости внедрения автоматизации ООО Пальмира город Электроуголь

Наименование работ

Количество

Цена, рублей

Итого, рублей

Монтаж и настройка ЛВС

5

1 800,00

9 000,00

Установка и настройка Mini-POS системы. Обучение сотрудников

2

1 800,00

3 600,00

Установка и настройка ТП5. Обучение

14

1 800,00

25 200,00

Перенос данных из ТП4 в ТП5

3

1 800,00

5 400,00

Всего:

24


43 200,00

 


5. Безопасность жизнедеятельности и охрана окружающей среды


5.1 Охрана труда на рабочем месте программиста


5.1.1 Описание рабочего места программиста

Работа за компьютером характеризуется высокой напряженностью зрительного аппарата, значительными умственными нагрузками, серьёзной нагрузкой на мышцы рук, поэтому важное значение имеет рациональное расположение элементов на рабочем месте, что позволит программисту поддерживать оптимальную рабочую позу во время трудовой деятельности.

ГОСТ 12.2.032-78 регламентирует работу программиста в положении сидя. В зоне досягаемости рук должны находиться следующие предметы: дисплей монитора, клавиатура, системный блок, принтер и документация [9].

Рабочее место должно иметь как естественное, так и искусственное освещение. Рабочее пространство должно соответствовать антропометрическим характеристикам (размеры тела человека) и обеспечивать свободное перемещение по рабочему пространству. Уровень акустического шума не должен превышать допустимые значения.

Правильное положение тела во время трудовой деятельности обеспечивает рабочее кресло. Оно должно соответствовать ГОСТ 21.889-76. Рабочее кресло должно свободно вращаться, регулироваться по высоте, изменять угол наклона спинки, иметь слегка вогнутую поверхность и небольшой наклон назад [10].

Так как трудовая деятельность программиста связана со значительным умственным напряжением, то стены помещения должны быть окрашены в спокойные тона (светло-голубые или зелёные).

При расчёте параметров рабочего места особое внимание следует уделить микроклимату в рабочем помещении, шуму и освещённости.

5.1.2 Требования к микроклимату рабочей зоны и помещению

Оптимальные параметры микроклимата позволяют обеспечить комфорт в рабочем помещении, поддержание постоянной температуры тела и свойства терморегуляции, благодаря которому, организм человека отдаёт тепло в окружающую среду.

Параметры микроклимата нормируются в СНиП 2.2.4.548-96 и к ним относятся: температура воздуха, относительная влажность, скорость движения воздуха. Эти параметры устанавливаются в зависимости от времени года, а также характера работ (лёгкие, средние, тяжёлые) и помещения (значительное или незначительное тепловыделение). Работа программиста относится к категории работ Iа (лёгкие работы). Параметры микроклимата для различных по степени тяжести работ приведены в таблице 5.1 [11].

Таблица 5.1 - Параметры микроклимата

Период года

Категория работ по уровню энергозатрат, Вт

Температура воздуха,°С

Относительная влажность воздуха, %

Скорость движения воздуха, м/с

Холодный

Ia (до 139) Iб (140-174) IIa (175-232) IIб (233-290) III (более 290)

22-24 21-23 19-21 17-19 16-18

60-40 60-40 60-40 60-40 60-40

0,1 0,1 0,2 0,2 0,3

Тёплый

Ia (до 139) Iб (140-174) IIa (175-232) IIб (233-290) III (более 290)

23-25 22-24 20-22 19-21 18-20

60-40 60-40 60-40 60-40 60-40

0,1 0,1 0,2 0,2 0,3


Для регулировки параметров микроклимата могут применяться как технические, так и организационные средства. К организационным мерам можно отнести правильный распорядок трудовой деятельности с перерывами для отдыха, создание зелёной зоны, комнат для отдыха. К техническим средствам контроля относятся кондиционирование воздуха, отопительные системы и вентиляция.

Площадь помещения в пересчёте на одно рабочее место должна составлять не менее 6 м2, а объём - не менее 20 м3, расстояние между экранами соседних мониторов - не менее 2 м. При этом в помещении должны быть соблюдены правила противопожарной защиты и электробезопасности.

Источниками возникновения пожара могут быть схемы ЭВМ, различные технические средства, устройства электропитания, оргтехника. В качестве мер по предупреждению пожара необходимо обеспечит контроль за температурным режимом технических средств и недопущению их перегрева, за счёт правильного отвода теплоты. Также помещение должно быть оборудовано огнетушителями и системой автоматической пожарной сигнализации (АПС).

 

5.1.3 Нормирование и защита от шума

Шумом называют любой нежелательный звук неблагоприятно действующий на человека в диапазоне частот от 20 до 20000 Гц. Шум представляет собой механические колебания упругой среды. Как правило шум состоит из сочетания частот называемым спектром.

Не все звуки воспринимаются органами слуха человека. Так ультразвук находится выше предела слышимых человеком частот (15 кГц и выше) и не воспринимается человеком. Как и инфразвук диапазон частот которого находится ниже 16 Гц. Также восприятие звука человеком зависит от интенсивности звука и длительности воздействия в течение рабочего дня.

Основной характеристикой шума на рабочем месте программиста является уровень звукового давления, измеряемый в дБ. Уровень шума регулирует ГОСТ 12.1.003-83, который устанавливает допустимый предел звукового давления на рабочем месте программиста в 50 дБ [12].

К основным источникам шума на рабочем месте программиста относятся шум создаваемый оборудованием для кондиционирования воздуха, устройствами ввода/вывода информации, вентиляторами систем охлаждения и ЭВМ. Требуется определить уровень шума на рабочем месте программиста, и в случае превышения допустимого предела определить необходимость и целесообразность снижения шума.

Неблагоприятное воздействие шума на человека приводит к снижению работоспособности, повышению кровяного давления, снижению внимания, слуха, что может привести к несчастным случаям.

Уровень шума, возникающий от нескольких некогерентных источников, работающих одновременно, подсчитывается по формуле 5.1 на основании принципа энергетического суммирования излучений отдельных источников:

 (5.1)

где Li - уровень звукового давления i-го источника шума;- количество источников шума.

Уровни звукового давления источников шума, действующих на программиста представлены в таблице 5.2.

На рабочем месте программиста обычно расположено следующее оборудование: жёсткий диск, вентиляторы систем охлаждения ПК, монитор, клавиатура, принтер.

Таблица 5.2 - Уровни звукового давления различных источников.

Источник шума

Уровень шума, дБ

Жесткий диск

34

Вентилятор

45

Монитор

17

Клавиатура

10

Принтер

62


Подставим значения звукового давления для каждого вида оборудования в формулу 5.1 Тогда получим:

∑= 10·lg (10^3,4+10^4,5+10^1,7+10^1+10^6,2) =

= 10·lg (2512+31623+50+10+1584893) =10·lg (1619088) =62 дБ.

Полученное значение уровня шума превышает допустимый уровень шума в 50 дБ. Поэтому необходимо принять меры по снижению уровня шума, предусмотренные строительными нормами и правилами СНиП-II-12-77, а это:

-       звукоизоляция ограждающий конструкций, уплотнение по периметру притворов окон и дверей, для защиты от внешнего шума;

-       звукопоглощающие конструкции и экраны;

-       глушители шума, звукопоглощающие облицовки [14].

Метод звукопоглощения основана переходе энергии звуковых колебаний частиц воздуха в теплоту на трение в порах звукопоглощающего материала. Звукопоглощающие устройства бывают простые, пористо-волокнистые, с экраном, мембранные, слоистые, резонансные и объёмные. Лучшими звукопоглощающими свойствами обладают пористо-волокнистые материалы: фибролитовые плиты, стекловолокно, минеральная вата, полиуретановый поропласт, пористый поливинилхлорид и т.д. Для наиболее эффективного результата звукопоглощающим материалом должно быть покрыто не менее 60% помещения.

Также снижение шума может быть достигнуто при уменьшении шума непосредственно в источнике. При возникновении такой необходимости можно заменить старые вентиляторы на более современные и тихие, оснащённые подшипниками качения.

Ещё одним методом снижения уровня шума является вынесение источника шума на достаточное расстояние. Так все современные принтеры при работе снабжены механизмом автоматической подачи листов и присутствие программиста при печати не требуется.

Таким образом исключив принтер из источников шума и, проведя расчеты заново получим, что:

∑ = 10·lg (10^3,4+10^4,5+10^1,7+10^1) = 10·lg (2512+31623+50+10) =

= 10·lg (34195) = 45 дБ.

Данное значение уровня звукового давления не превышает установленное в ГОСТ 12.1.003-83 при работе программиста и равным 50 дБ.

 

5.1.4 Освещённость рабочего места

В помещении, в котором работает программист должно быть как естественное, так и искусственное освещение. Лучше всего когда, окна в помещении выходят на север или северо-восток. Уровень естественного освещения нормируется коэффициентом естественной освещённости (КЕО) - это отношение естественной освещённости внутри помещения Евн. к одновременному значению наружной горизонтальной освещённости Ен. Естественное и искусственное освещение нормируется правилами и санитарными нормами по СНиП II-4-79. Основными характеристиками определяющими освещённость являются: световой поток, сила света, освещённость и яркость [13].

Нерационально организованное освещение может привести к напряжению зрения, ослаблению внимания, наступлению преждевременной усталости, рези в глазах, раздражению, несчастным случаям и развитию профессиональных заболеваний.

При расчете освещённости рабочего места программиста, необходимо определить количество светильников, их тип и размещение. Искусственное освещение требуется в том случае если естественного освещения недостаточно, либо оно вовсе отсутствует. Поэтому необходимо рассчитать параметры искусственного освещения.

При расчетах будем использовать люминесцентные лампы, так как по сравнению с лампами накаливания они обладают рядом преимуществ, среди которых:

-       более длительный срок службы;

-       большая светоотдача (в 3-4 раза);

-       более высокий КПД (в 1,5-2 раза);

-       спектральный состав света близок к естественному свету.

Расчёт освещённости проводится для помещения площадью в 125 м2, высота с учётом подвесных потолков 3,4 м, ширина 10 м и длина 12,5 м.

Для определения количества светильников определим световой поток, падающий на поверхность по формуле 5.2:

 

, (5.2)

где F - рассчитываемый световой поток, Лм;

Е - нормированная минимальная освещенность, Лк (определяется по таблице). Работу программиста, в соответствии с этой таблицей, можно отнести к разряду точных работ, следовательно, минимальная освещенность будет Е = 300 Лк при газоразрядных лампах;- площадь освещаемого помещения (S = 125 м2);- отношение средней освещенности к минимальной (т.к. светильники будут располагаться рядами равномерно, то рекомендовано принять значение Z = 1,1)

К - коэффициент запаса, учитывающий уменьшение светового потока лампы в результате загрязнения светильников в процессе эксплуатации (значение определяется по таблице и в нашем случае для административных, жилых и офисные помещений будет К = 1,2);- коэффициент использования, (выражается отношением светового потока, падающего на расчетную поверхность, к суммарному потоку всех ламп и исчисляется в долях единицы; зависит от характеристик светильника, размеров помещения, окраски стен и потолка, характеризуемых коэффициентами отражения от стен (Рс), потолка (Рп) и пола (Рр)), значение коэффициентов Рс, Рп, Рр определим по таблице зависимостей коэффициентов отражения от характера поверхности: Рс=70%, Рп=50%, Рр=30%. Значение n определим по таблице коэффициентов использования различных светильников. Для этого вычислим индекс помещения по формуле 5.3:

, (5.3)

где S - площадь помещения, S = 125 м2;- расчетная высота подвеса, h =H - hсв - hр = 3,4-0,05-0,76=2,59 м,

где H - геометрическая высота помещения;св - свес светильника;р - высота стола.- ширина помещения, А = 10 м;

В - длина помещения, В = 12,5 м.

Подставив значения в формулу 5.3 получим:


Зная индекс помещения I, Рс, Рп и Рр, по таблице находим n. Методом интерполяции рассчитываем:


Подставим все значения в формулу 5.2 для определения светового

потока F:

 Лм (5.2)

Для освещения выбираем люминесцентные лампы типа ЛБ 40-4, световой поток которых F = 2850 Лк.

Рассчитаем необходимое количество ламп по формуле 5.4:

, (5.4)

где N - определяемое число ламп;- световой поток, F = 78571,429 Лм;л - световой поток лампы, Fл = 2850 Лм.

 шт. (5.4)

При выборе осветительных приборов используем светильники типа ОД. Каждый светильник комплектуется двумя лампами.

Похожие работы на - Модификация конфигурации кассового программного обеспечения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!