рыночный экономика развитие недостаток
Стоит отметить, что такая декомпозиция может быть построена на базе классических динамических межрегиональных межотраслевых (межпродуктовых) моделей, основы которых были заложены в СССР (шахматный баланс 1923-1924 гг). Математическая модель межотраслевого баланса была разработана лауреатом Нобелевской премии В. Леонтьевым и прошла эмпирическую (статистическую) проверку в условиях США.
Таким образом, с помощью уточненных цен по межотраслевой и межрегиональной продукции в укрупненной номенклатуре, которая постепенно разворачивается в детализированную на более низких уровнях управления экономикой, можно согласовать спрос и предложение (причем с более высокой точностью, чем это можно сделать с помощью чисто рыночных методов, направляемых "невидимой рукой"). Для обеспечения последовательного перехода от укрупненной номенклатуры к детализированной разработаны методы итеративного агрегирования.
Следует отметить, что сегодня в Министерстве экономического развития и торговли Украины прогнозные межотраслевые балансы составляются, но они имеют ряд существенных недостатков, главный из которых следующий: коэффициенты прямых затрат (КПЗ) определяются в основном путем их экстраполяции. Экспертные оценки КПЗ, сделанные ограниченным количеством специалистов министерства, имеют небольшую достоверность, так как не охватывают всю вертикаль управления экономикой. Точность прогноза объемов производства на основе МОБ (межотраслевых балансов) невысока, что видно из таблицы 2.
Если в экономике в целом точность прогноза на основе МОБ приемлема, то по отдельным отраслям (в частности, сельскому хозяйству, строительству) она чрезвычайно низкая. В случае составления прогнозного МОБ не по 8 отраслям (результаты которого представлены в таблице 2), а по 38, как это делает Госслужба статистики в настоящее время, точность прогноза еще больше снизится.
Усложняет процесс прогнозирования и задержка с составлением отчетного МОБ, который делают через 15 месяцев после завершения отчетного периода, а СНС (система национальных счетов) - через 9 месяцев. Таким образом, возможность использовать отчетный МОБ для прогноза на ближайший год затягивается на 2 года (по правилам, первый прогноз социально-экономических показателей Украины на последующий год должен составляться в текущем году).
Следует добавить, что вопросы соотношения централизации и децентрализации, вытекающие из методов декомпозиции (только в качественном плане), в свое время были достаточно полно исследованы, в частности, А. Радзиевским, и поэтому большие теоретические затраты на их уточнение не нужны.
С учетом сказанного, обновленный Госплан будет согласовывать спрос и предложение не только административными, но и рыночными методами; то есть спрос и предложение предприятия будут определять исходя из действующих на данный момент цен, максимизируя при этом прибыль, а Госплан займется балансировкой выявленных таким образом спроса и предложения предприятий с уточнением цен исходя из небаланса (дефицита или избытка отдельных товаров).
О целесообразности восстановления Госплана говорит один из ведущих экономистов Украины А. Емельянов. К этому же склоняются и некоторые народные депутаты. Например, В. Каплиенко заявил: "Мы считаем первоочередной стратегической задачей образование такой модели общественного устройства, где был бы четко определен государственный сектор, восстановлено основательное планирование". Все это позволит объединять между собой материальные и финансовые балансы по отраслям, отдельным продуктам и регионам Украины по всей вертикали управления народным хозяйством путем проведения нескольких (может быть, десятков) итераций по укрупненной и детализированной номенклатуре продукции с максимальным приближением к глобальному оптимуму.
Поскольку в настоящее время при прогнозировании активно используются эконометрические модели (ЭММ), выскажем некоторые соображения по этому поводу. Прежде всего, следует иметь в виду чрезвычайную сложность мира (жизни), что объясняется динамичностью экономики благодаря НТП и изменениям потребностей общества (например, при насыщении рынка одними товарами и появлении новых), неопределенностью будущего, производством и потреблением миллионов видов продукции, сотнями тысяч предприятий, длинными цепочками прямых и обратных взаимосвязей предприятий. Математики этот факт называют "проклятием большой размерности". В силу этого рассчитывать на то, что смогут помочь ЭММ, в том числе экстраполяционные модели, составляемые, например, в Министерстве экономического развития и торговли Украины на основе ограниченной информации, не приходится. Практика свидетельствует, что ЭММ практически достигли "потолка" в своем развитии, что подтверждает их невысокая точность при прогнозировании (табл. 3).
С помощью применяемых методов прогнозирования предвидеть (и тем более предотвратить) кризис 2009 г. не удалось - вместо прогнозируемого роста ВВП (+5%) произошло его фактическое падение (-15%).
Реализация подобной схемы существенно упрощается в связи с наличием Интернета, прообразом которого была ЕГСПД (Единая государственная сеть передачи данных), выдвинутая В. Глушковым и прошедшая первоначальную апробацию в трехузловой сети "Госплан - Госснаб - Госкомстат". Тогда это был первый опыт с ненадежными и медленными ЭВМ, которые имели небольшой объем памяти, в связи с чем особого развития эта система не получила. В настоящее время картина совершенно другая - есть мощнейшие надежные компьютеры и их сети (в частности, Интернет). Развитие информационных технологий уже создает предпосылки и к точной постановке, и к точному решению задачи планирования.
К концу нынешнего десятилетия все оставшиеся технические трудности будут устранены. Станет возможно получать точное решение задачи планирования всего мирового хозяйства не реже раза в сутки. Это несравненно выгоднее приближенных рыночных решений". Может быть, здесь и имеет место некоторое преувеличение, но тенденция в наше время такова. Если подойти к этому вопросу более широко, то можно привести высказывание Папы Римского, который считает, что для управления глобальной экономикой, выведения ее из кризиса необходим Орган Глобальной Власти.
В свое время значительное распространение получил термин "программно-целевое управление", о котором упоминают В. Мамутов и А. Ющик. Программы развития экономики (инвестиционные, инновационные) всегда должны иметь цель, поэтому не следует дополнительно подчеркивать, что они "целевые". К тому же не ясно, чем термин "программирование" отличается от термина "планирование". Поэтому лучше говорить "государственное планирование экономики". Оно позволяет решить и ряд частных задач, плохо поддающихся регулированию в условиях почти чисто рыночной экономики, к которым можно отнести преодоление безработицы, определение цен в зависимости от объемов производства и потребления товаров населением и предприятиями и др.
Преодоление безработицы в конечном счете зависит от объема капиталовложений в создание новых рабочих мест. Если Госплан будет восстановлен, то он, управляя ценами при сбалансировании спроса и предложения, может определить необходимые капиталовложения для расширения производства, и тем самым - для создания новых рабочих мест.
Безработице оказывает "услугу" Верховная Рада Украины, устанавливая минимальную зарплату. Внешне это выглядит как забота о трудящихся, но она чревата тем, что предприниматели вынуждены будут сократить "дорогих" работников, чтобы не платить такую "высокую", с их точки зрения, минимальную зарплату. В данном случае правильно было бы сделать так, чтобы
государство субсидировало людей с низкой зарплатой. В качестве аргументов "против" могут сослаться на опыт Запада. Но это может быть просто рудиментом. Кроме того, такой опыт не является критерием истины, а скорее - гипотезой, требующей проверки. Собственно, назначая субсидии за ЖКУ, мы компенсируем низкую зарплату.
В настоящее время льготы для небогатых семей пытаются создать с помощью цен.
Например, тарифы на электроэнергию для населения сформированы в зависимости от объемов ее потребления в месяц: при расходе до 150 кВт/час тариф ниже (28 коп.), чем при расходе более 150 - тогда он выше (36 коп.). Это не обоснованно, что следует из теории оптимального планирования. Известно, что с ростом масштабов производства издержки, как правило, падают, и, следовательно, если тариф с ростом объемов потребления не снижается, то мы не имеем достоверного инструмента для соизмерения затрат и результатов и уходим от оптимума. Действительно, при заниженном тарифе может оказаться неэффективной реконструкция или модернизация производств. Это же касается и занижения для населения цены на газ. Почему такая честь ему, а не, например, хлебу? В данном случае целесообразно прислушаться к мнению МВФ, призывающего поднять тарифы на ЖКУ.
В связи со сложностью вопроса переход экономики к государственному планированию следует осуществлять постепенно. Наличие теории - это необходимое, но недостаточное условие успеха. Как и в освоении космоса, в экономике нужны не только свои Циолковский и Королев, но и неизмеримо большие затраты даже на экспериментальную реализацию (проверку) данной идеи в отдельной отрасли материального производства. Циолковские в экономико-математической теории уже есть - это Л. Канторович, Дж. Данциг, Н. Федоренко, А. Аганбегян, В. Новожилов, В. Глушков и другие. Остановка - за Королевыми! Постепенно перейти на государственное планирование экономики - значит начать с более простого, например, с топливно-энергетического комплекса, тем более, что большинство его предприятий пока находятся в собственности государства, а Министерство энергетики и угольной промышленности Украины хоть и составляет материальные балансы по своей продукции, однако не использует для управления ими цены, балансирующие спрос и предложение.
То же самое можно сказать и о разных национальных комиссиях регулирования отраслей. Например, о НКРЭ - в электроэнергетике, НКРС - в связи, НКРЖ - в ЖКХ. Правда, и они в своей работе при регулировании цен (тарифов) руководствуются не достижением с их помощью баланса между спросом и предложением, а так называемыми нормальными (оправданными) затратами и нормальным уровнем рентабельности (хотя это в условиях действия в рыночной экономике закона спроса и предложения недопустимо: цены следует определять на основе спроса и предложения, а не на основе только затрат). Практика определения цен на основе затрат в советское время очень часто показывала свою неэффективность (например, очереди, блат). Это, конечно, не относится к ценам на основе замыкающих затрат, как это было предусмотрено в СОФЭ (системе оптимального функционирования экономики) Н. П. Федоренко. Потом к этому процессу могут подключиться и частные предприятия, если они хотят точнее согласовывать между собой свои планы и прогнозы (к примеру, предприятия, курируемые Минагропромом Украины). Вместе с тем трудно согласиться с мнением В. Мамутова и А. Ющика, что "государство не определяет сферу и масштабы производственных программ частных предприятий". Оно должно это делать, но, естественно, на основе рыночных механизмов, обеспечивающих совпадение частных и государственных интересов. В известной степени это делается и сейчас при расширении компаний после приватизации. Например, группа Р. Ахметова недавно приобрела предприятия энергетики, что упрощает ей согласование (планирование) их работы с ранее приватизированными предприятиями угольной промышленности. Такие процессы происходят и в других вертикально интегрированных системах. Известные попытки делаются и различными ассоциациями, такими как "Укрцукор", "Укролія" и др. Простейшая координация (планирование) проводится в случае заключения договоров между поставщиком и потребителем. Но автономное согласование спроса и предложения только между двумя предприятиями (АО) с большой вероятностью может привести к их перезаключению, когда будет пройдена цепочка прямых связей "поставщик - потребитель" и может выясниться, что конечный потребитель (население) не сможет приобрести то количество авто, на которые рассчитывал ЗАЗ, и возникнет обратная связь по всей цепи "поставщик - потребитель" в направлении к сырьевым отраслям, и все надо будет повторить сначала.
Кроме того, мы забыли слово "эксперимент", а он в таком сложном случае очень нужен.
Гете писал: "Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо", то есть теория должна проверяться и уточняться исходя из результатов проведенных экспериментов.
В заключение подчеркнем, что методы прогнозирования экономики Украины, в том числе на основе экстраполяционных методов (эконометрических моделей) и экспертных оценок, показали весьма низкую точность. Можно сказать, что точность ЭММ достигла своего предела. Это же относится и к прогнозированию МОБ на основе отчетных МОБ (экстраполяция КПЗ).
Выводы
На наш взгляд, следует двигаться вперед к государственному планированию экономики, подключив всю вертикаль управления экономикой (предприятие - АО - отраслевые министерства - Министерство экономического развития и торговли Украины), тем более, что теория разработана (методы декомпозиции больших систем) и существует опыт государственного планирования в СССР, то есть приблизительно известны номенклатуры укрупненной продукции, по которым следует составлять материальные и финансовые балансы, методы организации взаимодействия субъектов планирования по вертикали; также следует учесть и настоящий опыт Государственной службы статистики Украины в этой области, в том числе и в составлении отчетных МОБ. В настоящее время широкие возможности для координации работ предприятий и АО предоставляет Интернет, о чем в XX в. можно было только мечтать.
Государственное планирование экономики также позволит уменьшить вероятность кризисов и их глубину.
Отработку такого планирования целесообразно начать с государственных и с тех частных предприятий, которые захотят участвовать в подобном эксперименте. Следует использовать и наработки внутрифирменного планирования, особенно вертикально интегрированных предприятий; полезно обобщить известный опыт государственного планирования в непроизводственных (бюджетных) отраслях, а также изучить практику планирования в крупных частных компаниях, которые относительно успешно его осуществляют при согласовании планов отдельных предприятий.
В работе с позиций теории оптимального планирования обоснована необходимость обновленного государственного планирования экономики в Украине. Показано, что обновление состоит в сбалансировании спроса и предложения, но не административными методами, а с помощью цен на межотраслевую и межрегиональную продукцию, которые будет уточнять и генерировать обновленный Госплан.
1.Мамутов В., Ющик А. Без общегосударственного планирования экономику и страну не поднять. "Голос Украины" от 23 июня 2010 г., с. 8.
2.Галица И. Общегосударственное планирование необходимо. "Голос Украины" от 5 августа 2010 г., с. 6.
.Селивановский В. М., Дехтяренко В. П. Как возродить запрос на инновационное развитие. "Голос Украины" от 5 августа 2010 г., с. 22
.Мазур В. ТИТАН или "Титаник" Украины? "Зеркало недели" № 21, 2012
5.Статистичний щорічник України за 2010 рік. К, "Інформаційно-аналітичне агенство", 2011
.Постанова Кабінету Міністрів України "Про схвалення основних прогнозних макропоказників економічного і соціального розвитку України на 2008 рік" № 976 від 27 липня 2007 p.
7.Постанова Кабінету Міністрів України "Про схвалення основних прогнозних макропоказників економічного і соціального розвитку України на 2009 рік" № 799 від 10 вересня 2008 p.
8.Щодо прогнозу соціально-економічного розвитку України у 2010 р. (http://www.rnbo.gov.ua/files/2010/0209essl.pdO)
9.Постанова Кабінету Міністрів України "Про схвалення основних прогнозних макропоказників економічного і соціального розвитку України на 2010 рік" № 973 від 12 вересня 2009 р.
.Данные Госстата Украины.
.Данциг Дж. Линейное программирование, его обобщения и применения. М., "Прогресс", 1966, с. 600.
.Измалков С, Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.). "Вопросы экономики" № 1, 2008, с. 4-26.
.Итеративное агрегирование и его применение в планировании. (Под ред. Л. М. Дудкина). М., "Экономика", 1979, с. 327.
.Радзиевский А. И. Централизация и самостоятельность: отраслевой аспект. М., "Экономика", 1987, с. 151.
.Емельянов А. Рынку нужна помощь... Госплана. "Голос Украины" от 9 февраля 2012 г., с. 20.
.Из выступлений представителей фракций. "Голос Украины" от 6 июня 2012 г.
.Фисун А. Экономический прорыв Китая: достижения, перспективы, проблемы. "Экономика Украины" № 5, 2011.
.Вассерман А. Об Украине и остальной России. "Еженедельник 2000" № 40, 2012.
.Третья Энциклика Папы Римского Бенедикта XVI. Июль 2009 г.
.Федоренко Н. П. Вопросы оптимального функционирования экономики. М., "Наука", 1980, с. 199.