Монетаризм: теория и политика

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    134,9 Кб
  • Опубликовано:
    2013-03-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Монетаризм: теория и политика















Монетаризм: теория и политика

Содержание

Введение

. Монетаризм как экономическая теория

. Монетаризм в экономической политике

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Актуальность темы исследования состоит в проблеме степени государственного вмешательства в экономику, ставшей предметом дискуссий в экономических школах 1970-х годов. Наибольшего распространения среди некейнсианских направлений экономической теории на Западе получил монетаризм. Его лидером является профессор Чикагского университета М.Фридмен. Поэтому монетаризм еще называют «чикагской школой». Монетаризм - макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. В узком смысле также встречается понятие «монетарная политика» - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.

Основные выгоды для страны от реализации адекватной монетарной политики в любые исторические периоды могут быть следующие: стабильность денежного обращения; поддержание стабильного уровня цен; стимулирование кредита и привлечение инвестиций; лояльная налоговая политика; достижение значительного объема внутренних накоплений; прогрессивная роль и позиция государственного сектора; повышение темпов экономического роста и увеличение благосостояния всех слоев населения.

Объектом исследования является экономика как объект государственного регулирования. Предмет исследования - монетаризм как политика государственного регулирования.

Цель исследования - анализ монетаризма как направления в экономической теории и политике. Соответственно этому задачи работы предусматривают характеристику монетаризма:

.        в качестве школы экономической теории;

.        в качестве основы государственной экономической политики.

1. Монетаризм как экономическая теория


Основой монетаризма как экономической теории является понятие спроса на деньги, поэтому в передаточном механизме монетарной политики можно выделить пять звеньев:

.        изменение денежной базы и номинального предложения денег в результате действий центрального банка;

.        изменение реального предложения денег;

.        изменение реальной процентной ставки;

.        изменение совокупного спроса (прежде всего инвестиций) в ответ на изменение процентной ставки;

.        изменение ВВП в ответ на изменение совокупного спроса.

Допустим, центральный банк собирается проводить стимулирующую денежную политику (политику «дешевых денег»), для чего он увеличивает денежную базу. В результате у банков возрастают избыточные резервы, и у них появляется возможность выдавать больше ссуд. Однако политика «дешевых денег» не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут дополнительные ссуды, и номинальное предложение денег возрастет. С подобной проблемой сегодня сталкивается Россия, где банки опасаются кредитовать реальный сектор.

На графике (рис. 1) рост денежной массы выражается в сдвиге кривой денежного предложения вправо, соответственно процентная ставка снижается до rj:

Рис. 1. Сдвиг кривой денежного предложения и изменение процентной ставки

Проблема, однако, в том, что увеличение денег в экономике может сопровождаться ростом цен. Если цены возрастают в той же степени, что и номинальная денежная масса, реальные деньги (М/Р) остаются прежними. В результате кривая денежного предложения не смещается, и процентная ставка (г0) не меняется.

В коротком периоде цены стабильны или возрастают незначительно. Таким образом, вместе с ростом номинальной денежной массы увеличиваются и реальные деньги. Но при этом степень снижения процентной ставки зависит от наклона кривой спроса на деньги, отражающего чувствительность спроса на деньги к процентной ставке (рис. 2):

Рис. 2. Изменение процентной ставки в зависимости от наклона кривой спроса на деньги

На рис. 2А спрос на деньги малочувствителен к процентной ставке. Поэтому последняя снижается заметно при росте денежной массы. Обратная ситуация отражена на рис. 2Б. Здесь, при таком же повышении количества денег в экономике, процентная ставка падает незначительно.

Далее встает вопрос о том, насколько возрастут инвестиции вследствие снижения процентной савки. Возможны опять-таки два варианта (рис. 3):

Рис. 3. Изменение процентной ставки и инвестиционный спрос

Оба графика отражают динамику инвестиций от процентной ставки. На рис. 3А инвестиции малочувствительны к процентной ставке: кривая инвестиционного спроса идет круто. Необходимо, следовательно, очень большое снижение процента для обеспечения роста инвестиционного спроса с Io до I1. В такой ситуации монетарная политика скорее всего будет неэффективна. Напротив, рис. 3Б говорит о высокой чувствительности инвестиций к процентной ставке. Поэтому для такого же повышения инвестиций достаточно куда меньшего снижения процента.

Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос. Но вырастет ли в результате производство, зависит от характера кривой совокупного предложения (рис. 4):

Рис. 4. Рост совокупного спроса и изменение ВВП

На всех трех графиках кривая AD смещается вправо на одну и ту же величину. При этом на рис. 4А кривая AS горизонтальна. В этом случае ВВП возрастает на ту же величину, что и совокупный спрос. Прямо противоположная картина видна на рис. 4Б. Здесь кривая AS вертикальна, поэтому рост совокупного спроса ведет лишь к росту цен при неизменном ВВП. Промежуточная ситуация отражена на рис. 4В. Поскольку здесь кривая AS имеет восходящий наклон, рост совокупного спроса ведет как к повышению равновесного ВВП, так и к повышению цен.

Отличительная черта монетарной политики - незначительный внутренний лаг. Напомним, что внутренний лаг - это промежуток времени между изменением в экономике и принятием ответных мер экономической политики. Меры по регулированию денежной массы центральный банк может предпринимать самостоятельно.

В то же время монетарная политика характеризуется относительно продолжительным внешним лагом. Внешний лаг - промежуток времени между принятием экономических решений и временем, когда они начнут давать результаты. Изменение денежной базы центральным банком сказывается на экономике не сразу, но лишь по прошествии определенного времени. Это обусловлено сложным передаточным механизмом монетарной политики. Продолжительность внешнего лага затрудняет монетарную политику. Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и монетарной политики - предмет острых дискуссий представителей различных экономических школ. Так кейнсианцы отдают предпочтение бюджетно-налоговой политике, поскольку монетарная политика обладает сложным передаточным механизмом, в цепи причинно-следственных связей которого много слабых звеньев. Со своей стороны неоклассики отрицают эффективность бюджетной политики в силу действия эффекта вытеснения: рост государственных расходов ведет к повышению процентной ставки, соответственно уменьшению частных инвестиций. Следовательно, конечный результат воздействия бюджетной политики на совокупный спрос непредсказуем или, в лучшем случае, несуществен.

Неоклассическое направление включает ряд школ. Они объединены верой в свободный рынок, способный обеспечить стабильное экономическое развитие. Что касается государства, то его вмешательство в экономику, вопреки благим намерениям, лишь подрывает способность рынка к саморегулированию, усиливает циклические колебания экономики.

Классическая теория уже давно придерживается положения о нейтральности денег. Оно означает, что в долгосрочном периоде изменение денежной массы влияет только на номинальные, но не на реальные переменные.

Одна из ведущих школ современной неоклассики сформирована теорией рациональных ожиданий (ТРО), сторонники которой пошли еще дальше, выдвинув положение о супернейтральности денег. Это означает, что величина денежной массы не влияет на реальный ВВП не только на долгосрочных, но и на краткосрочных временных интервалах.

Теория рациональных ожиданий строится на постулате, согласно которому экономические агенты обладают всесторонней информацией об экономике, способны быстро ее анализировать и принимать рациональные решения. Пусть в таких условиях Центральный банк проводит политику «дешевых денег». Все ожидают, что это повлечет за собой инфляцию. В результате наемные работники требуют роста заработной платы, предприниматели повышают цены, банкиры -процентные ставки по кредитам. Таким образом, рост совокупного спроса, вызванный увеличением денежной массы, сразу же нейтрализуется ростом цен и заработной платы. Реальный ВВП остается, следовательно, прежним; растут только цены.

Представители монетаристской школы убеждены, что денежная политика влияет на экономику в значительно большей степени, чем считают кейнсианцы. Монетаристы видят в величине денежного предложения важнейший фактор, определяющий производство, занятость и цены.

Основное уравнение монетаризма: MV=PY Из него вытекает, что при неизменной скорости обращения денег (V) рост денежной массы (М) приведет к точно такому же росту номинального ВВП (P*Y). При этом монетаристы полагают, что изменение количества денег влияет не только на инвестиционный спрос фирм через изменение процентной ставки, но и на спрос населения на все товары и услуги. Передаточный механизм монетарной политики, следовательно, упрощается. Что касается собственно инвестиционного спроса, то он, по мнению монетаристов, весьма чувствителен к процентной ставке (кейнсианцы считают обратное), а потому также сильно зависит от денежной массы.

Логика монетаристских рассуждений упирается в вопрос о стабильности скорости обращения денег (кейнсианцы считают, что она не стабильна). Если это не так, то, например, повышение денежной массы может сопровождаться сокращением скорости обращения денег, и тогда номинальный ВВП не изменится. Монетаристы видят, что с течением времени V растет. Но при этом они утверждают, что скорость обращения денег зависит от технических факторов (сокращение периодов между выдачами заработной платы, использование пластиковых карточек и т.п.) и не зависит от изменения денежной массы. В таком случае она вполне предсказуема и в рассматриваемом периоде может считаться заданной.

Лидер монетаризма М. Фридмен на большом фактическом материале показал тесную связь между динамикой денежной массы в экономике и номинальным ВВП. Так при возрастании денежного предложения с некоторым временным отставанием начинается и рост номинального ВВП. При этом вначале растет реальный выпуск при относительно стабильных ценах. Постепенно рост производства замедляется и увеличение номинального ВВП достигается за счет повышения цен. Напротив, уменьшение количества денег сначала ведет к сокращению реального ВВП, а затем - с некоторой задержкой - влияет и на темпы инфляции.

Неправильная денежная политика неоднократно приводила к сильной инфляции, наносившей большой вред экономике. Она же ответственна за углубление и длительность Великой Депрессии 30-х гг. Таким образом, монетарная политика представляет собой грозное оружие, могущее, при неверном использовании, подорвать экономику.

Монетаристы (как и сторонники теории рациональных ожиданий) выступают не против монетарной политики как таковой, но против дискреционной монетарной политики, при которой денежная масса изменяется Центральным банком произвольно под влиянием сиюминутных целей. С их точки зрения именно произвольное денежное регулирование, а не внутренняя неустойчивость экономики (как считают кейнсианцы) порождает экономическую нестабильность. Поэтому монетаристы выступают за установление твердого правила, согласно которому денежное предложение ежегодно расширяется с тем же темпом, что и прирост потенциального ВВП (3-5%). В этом случае совокупный спрос будет автоматически совпадать с совокупным предложением при полной занятости, а любые отклонения экономики от равновесного состояния станут непродолжительными.

2. Монетаризм в экономической политике

экономика монетаризм денежный государственный

Под монетарной политикой понимается деятельность государства в валютной и денежно-кредитной сферах, направленная на реализацию его интересов в отношениях с другими государствами, наднациональными и субнациональными государственными и муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами.

Монетарная политика государства и монетарное регулирование экономики во многом определяют ее масштабы, структуру, эффективность и темпы развития, скорость научно-технического прогресса, условия деятельности хозяйствующих субъектов и уровень благосостояния граждан. Когда в стране низкая инфляция, валютный курс устойчив, а процентные ставки приемлемы для кредиторов и заемщиков, проблемы монетарной политики и монетарного регулирования не привлекают к себе общественного внимания. Их значение для экономического развития и жизни людей становится очевидным при сбоях или провалах в функционировании денежно-кредитной и валютной системы, болезненно воспринимаемых обществом и инвесторами. К таким «провалам» в первую очередь относятся: высокие темпы инфляции и процентные ставки, резкие девальвации и ревальвации национальной валюты, крах банковской системы и фондового рынка. Валютно-финансовые кризисы часто вызывают политические потрясения и даже бунты населения, как это произошло в Аргентине после краха системы валютного управления («currency board»), столь настойчиво навязывавшегося России в 1998 г. в качестве способа преодоления последствий тогдашнего валютно-финансового кризиса. Следовательно, обеспечение высокой результативности монетарного регулирования и доверия к монетарной политике государства является необходимым условием поддержания динамичного и сбалансированного роста экономики. Качество монетарной политики и монетарного регулирования зависит от степени их научной обоснованности. Пока что она недостаточна. Нет даже общепризнанных определений этих понятий. Многие специалисты сводят монетарную политику к воздействию на денежные агоегаты. Кроме того, во многих работах понятия «монетарная политика» и «монетарное регулирование» используются как синонимы, что некорректно. Такое отождествление терминов приводит к механистичности проводимой монетарной политики и ее систематическим провалам из-за игнорирования интересов экономических агентов и других участников денежных рынков, в том числе иностранных государств, проводящих собственную валютную политику.

Из определения монетарной политики следует, что политика всегда связана с конфликтом интересов. А как соотносятся между собой монетарная политика и монетарное регулирование?

В ежегодно принимаемых в соответствии с Законом «О Банке России» «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики» важное место занимают разделы о валютном курсе и политике валютного курса. Поэтому в дальнейшем подразумевается, что официально используемый термин «денежно-кредитная политика» (ДКП) включает и валютную политику, т.е. является синонимом термина «монетарная политика».

Еще большую неясность вносит использование в указанном Законе, в «Основных направлениях» и годовых отчетах ЦБ, в статистических источниках и других официальных документах термина «денежно-кредитное регулирование» (ДКР), наряду с термином «монетарная политика».

В целом можно говорить, что Банк России использует термин «инструмент денежно-кредитного регулирования» как заменитель термина «инструмент денежно-кредитной политики». И это вполне обоснованно в большинстве случаев. Однако из этого не следует, что эти термины являются синонимами, хотя многие авторы их именно таким образом и используют.

В самом общем виде понятие монетарного регулирования означает воздействие государства на экономику, повышающее предсказуемость, устойчивость, сбалансированность, эффективность и скорость ее развития или обеспечивающее достижение других поставленных субъектом регулирования целей.

Монетарное регулирование в узком смысле означает ограничение государством свободы или уменьшение неопределенности действий участников валютных и денежно-кредитных отношений для достижения своих целей и защиты своих интересов1. В этом определении не учитываются, например, такие меры государства по поддержанию валютного курса в целевом диапазоне, как валютные интервенции. Ведь они, равно как и операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, не предполагают установление для хозяйствующих субъектов каких-либо ограничений. Хотя все конкретные сделки купли-Продажи иностранной валюты осуществляются добровольно, ЦБ при проведении валютных интервенций значительно ограничивает свободу выбора стратегий поведения для валютных спекулянтов. Поскольку текущие изменения валютного курса становятся незначительными, зарабатывать деньги, манипулируя рынком в целях повышения и понижения валютного курса, становится затруднительным. Обладая большими международными резервами, ЦБ способен разорить таких «быков» или «медведей», противодействуя их усилиям.

Точно так же, осуществляя операции по рефинансированию банков или абсорбированию их избыточной ликвидности, ЦБ стабилизирует уровень процентных ставок денежного рынка, хотя банки привлекают рефииансовые кредиты ЦБ или размещают средства на депозитные счета в ЦБ добровольно.

Поэтому автору представляется более адекватным широкое определение монетарного регулирования как элемента системы государственного регулирования экономики. При таком определении понятие «монетарное регулирование» и его отличие от понятия «монетарная политика» становится для многих авторов несущественным. Однако, по меньшей мере, в области межгосударственных валютных отношений монетарная политика и монетарное регулирование не совпадают. Например, производя валютные интервенции, государство защищает свои интересы в отношениях с иностранными государствами, не являющимися, с международно-правовой точки зрения, объектами регулирования с его стороны. Так, правительство Японии систематически проводит валютные интервенции с целью понижения курса иены относительно доллара США.

Кроме того, осуществление монетарного регулирования предполагает установление обязательных для экономических агентов правил и действия органов государственного управления (далее - госуправления) по их применению (например исполнению норм законодательства). Если эти правила и действия не затрагивают существенно интересов государства, то такие правила и действия не относятся к монетарной политике. Другими словами, политика - это прежде всего принятие решений органами госуправления, выбор тех или иных целей и средств их достижения, изменение «правил игры» для экономических субъектов. Монетарная политика предполагает определение ее целей и системы интересов всех «участников игры», включая правительства государств, заинтересованных в «долларизации» и «евроизации» мировой экономики. Чиновники, выполняющие рутинные функции по применению законов, осуществляют регулирование, но не проводят политику.

Регулирование обменного курса национальной валюты (валютного курса) определяет рублевый эквивалент цен импортируемых и экспортируемых товаров, влияет на эффектность и объемы импорта и экспорта, а также на эффективность инвестиций в приобретение ценностей, номинированных в разных валютах, включая наличную иностранную валюту, являющуюся для российских граждан важнейшим инвестиционным инструментом.

Регулирование процентных ставок путем изменения учетной ставки (или ставки рефинансирования) Центробанка затрагивает интересы вкладчиков, владельцев ценных бумаг, заемщиков и кредиторов. Кредитная эмиссия, осуществляемая путем приобретения Центробанком гособлигаций или иностранной валюты на отрытом рынке, влияет на процентные ставки, обменный курс и темпы инфляции национальной валюты. Все это экономические агенты учитывают при принятии микроэкономических решений. Например, в какой валюте хранить сбережения - в рублевых, долларовых, «евровых» инструментах, в наличной валюте, срочных депозитах, облигациях, акциях иностранных или национальных компаний и государств, недвижимости и т.д. При покупке автомобиля в кредит, откладывании денег на отпуск или на «черный день», покупке бытовой техники и жилья для экономических агентов также важно понимать тенденции изменения системы монетарного регулирования. Поэтому государство не должно при осуществлении внутреннего монетарного регулирования ограничиваться учетом лишь собственных интересов. Без учета интересов, действий и способности к рефлексии хозяйствующих субъектов монетарное регулирование не дает ожидаемых результатов. Другими словами, инвесторы также проводят собственную политику, и ее игнорирование может привести к тяжелым валютно-финансовым кризисам.

Принципы монетарного регулирования в условиях глобализации

1.      при проведении монетарной политики необходимо учитывать, что и национальные, и иностранные инвесторы действуют в собственных интересах, не совпадающих с интересами национальных государств. В частности, они переводят капитал туда, где он приносит больший доход. От этого страдают не только российская экономика, но и другие экономики, причем не только переходного типа, но и развитые. Вывоз капитала из США и стран ЕС в страны с более низкой заработной платой и незначительными экологическими ограничениями привел к росту безработицы и спаду в традиционных отраслях промышленности. Особенно острой стала эта проблема в ЕС в последние годы.

.        следует исходить из того, что в мирохозяйственной системе конкурируют не только предприятия, но и национальные экономические системы. При этом государства борются за привлечение инвестиций, не только предоставляя предприятиям и инвесторам преференции и снижая налоги, но и создавая «общественные блага» за счет средств государственного бюджета. Развитая инфраструктура, наука, образование и культура обеспечивают предприятиям развитых стран конкурентные преимущества в создании продукции с высокой долей добавленной стоимости. Это компенсирует предпринимателям более высокие налоги, чем во многих развивающихся странах. Поэтому развертывание ряда национальных проектов по развитию инфраструктуры и человеческого потенциала нашей страны является важным элементом стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики в XXI в.

.        монетарная политика должна достигать своих целей даже при практическом отсутствии государственного регулирования глобальных финансовых рынков. Формально суверенные государства во многих ситуациях не способны бороться со стихийными процессами воспроизводства мирового финансового капитала. Это привело к усилению неустойчивости развития мировой экономики в целом и финансовой системы в особенности.

.        нельзя игнорировать достижение инвесторами значительной либерализации контроля за движением капитала и снижение налогового пресса в странах-импортерах капитала благодаря использованию оффшорных юрисдикции для «бегства капитала».

Поэтому монетарная политика и макроэкономическая политика в целом приобретают в условиях глобализации мирохозяйственной системы новые черты. Государство должно отказаться от презумпции тотальной подконтрольности экономических агентов и перейти к новой парадигме регулирования, основанной на вышеперечисленных четырех принципах. Только тогда можно обеспечить вложение средств российских и иностранных инвесторов в развитие российской экономики вместо «выталкивания» капитала за границу.

Заключение


Обобщим выводы по работе с позиций монетаризма как школы и как практики.

Монетаризм - одно из значительных, хотя и во многом спорных, достижений финансовой и экономической науки ХХ века. Монетаризм лег в основу финансовой политики большинства западных стран с развитой и укоренившейся рыночной экономикой в 70-80-е годы прошлого века, и достаточно эффективно действовал вплоть до начала 90-х годов.

Монетаристы сводят управление экономикой, прежде всего, к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах и достижению сбалансированности государственного бюджета. Они проповедуют так называемый конкурентный капитализм.

Монетаристская финансовая школа практически сводит весь спектр экономической деятельности государства к финансовой сфере. Положительным моментом в этом может являться экономия усилий, а значит и сокращение бюрократического аппарата управления экономикой и финансами, что приводит к существенной экономии государственных средств. Кроме того, повышается эффективность работы финансовых механизмов, и создаётся возможность безболезненного и результативного перехода от системы государственного регулирования и вмешательства в экономику к более свободному рыночному механизму, в котором государство лишь косвенными методами, как то при помощи закона, налогов, госрезерва и прочих финансовых инструментов, корректирует несовершенства рынка.

Монетаризм представляет собой систему взглядов относительно развития финансов в зрелой рыночной экономике с отработанной финансовой системой и политикой. Монетаристская школа выступает против государственного контроля над экономической деятельностью, но все-таки соблюдение принципов свободного рынка не ликвидирует необходимость во вмешательстве государства. Государство тогда играет роль посредника между субъектами рыночных отношений, организует принятие законов и следит за их соблюдением.

Монетаризм, как продолжение развития количественной теории денег, предполагал, что уровень цен определяет количеством денег в обращении, при этом вводит понятие временного лага между изменением денежной массы и изменением уровня цен.

Одним из наиболее действенных институционально-структурных внешних факторов инфляции является степень открытости экономики. Чем выше эта степень, тем в большей мере внутренняя инфляция в данной стране зависит от уровня мировой инфляции. Иными словами, в странах с нестабильной экономикой либерализация внешней торговли, увеличение доли товаров, участвующих во внешней торговле, во внутреннем потреблении являются факторами, способствующими сдерживанию инфляционных тенденций, сведению ее к мировому уровню. В монетаристских моделях открытой экономики эта зависимость логично объясняется тем, что при проведении политики плавающего валютного курса и отсутствии несовершенств рынка денежная масса, независимо от источника ее происхождения, через механизм платежного баланса равномерно распределяется между странами пропорционально их национальному доходу, обеспечивая равенство уровней инфляции.

Список использованной литературы


1.      Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2007 - 568 с.

.        Голанд М. Ю. Влияние политики Центрального Банка на инфляцию, экономический рост и уровень благосостояния населения Российской Федерации //Вестник Института экономики РАН, 2009, №2

.        Интервью с Милтоном Фридманом // О чём думают экономисты. Беседы с нобелевскими лауреатами / под ред. П. Самуэльсона и У. Барнетта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - С. 155−189.

.        Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2008 - 528 с.

5.      Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год //Деньги и кредит, 2010, № 12, с.3 - 26

.        Покалюк М.М. Регулирование денежного обращения в развитых странах. - М.: Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова, 2007, № 4

.        Селищев А.С. Макроэкономика. - СПб:. Питер, 2007. - 448 с.

Похожие работы на - Монетаризм: теория и политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!