Методы и инструменты государственного регулирования

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,08 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методы и инструменты государственного регулирования

Методы и инструменты государственного регулирования

В принципе государственное регулирование экономики должно быть направлено на повышение благосостояния членов общества за счет рационального эффективного использования ограниченных экономических ресурсов. Эта конечная цель производства реализуется через множественность целей, определяющих направленность государственного регулирования экономики. Следует отметить деагрегирование (разукрупнение) конечной цели, разделение ее на более простые, локальные цели Макроэкономического регулирования. Эти цели, с одной стороны, самостоятельны, и каждая требует определенной формы экономической Деятельности государства, с другой стороны, они взаимосвязаны, взаимозависимы и составляют определенное «дерево целей».

Экономическая деятельность государства осуществляется в рамках определенной экономической системы, поэтому государственное регулирование экономики направлено на обеспечение жизнеустойчивости системы, ее воспроизводство и укрепление. Вместе с тем государственное Регулирование экономики подчинено к определенным производственным целям. Можно выделить:

  1. стабильный рост объема национального производства, а для этого - обеспечение нужных темпов экономического роста;
  2. обеспечение полной занятости, если это возможно, или высокого уровня занятости экономически активного населения;
  3. обеспечение стабильности цен, сдерживание инфляции на низком уровне;
  4. достижение и поддержание равновесия платежного баланса страны.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет и характер экономических функций государства. В западной экономической литературе нет единой классификации этих функция. Традиционно выделяют три основные функции:

  1. стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;
  2. распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;
  3. аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

  1. управление государственным сектором;
  2. формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;
  3. внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных стабилизационная. Государство проводит антициклическую политику, чтобы стабилизировать экономику и обеспечить экономический рост.

Для обеспечения устойчивых темпов экономического роста государство может воздействовать как на факторы предложения (увеличивая капитальные вложения в государственный сектор, стимулируя частные инвестиции, финансируя научно-технические исследования и их внедрение и др.), так и на факторы спроса (стимулируя потребление за счет перераспределения доходов, государственных закупок продукции и др.), а также на факторы распределения экономических ресурсов, обеспечивая их полное вовлечение в производство и эффективную утилизацию. Рост реального национального дохода США за последние 50 лет обеспечивался за счет увеличения трудозатрат на 32%, за счет роста производительности труда - на 68%, в том числе технический прогресс обеспечил 28% роста, увеличение затрат капитала - 19, образование и профподготовка - 14, экономия, обусловленная масштабами производства, - 9, улучшение распределения ресурсов - 8%.

В целях стабилизации экономики государство может также сдерживать экономический рост путем увеличения затрат на окружающую среду, охрану труда и здоровья, сокращения расходов на инвестирование экономики, стимулирования сокращения расхода частного сектора с помощью повышения налогов, уменьшения субсидий, ужесточения условий кредита.

Высокий уровень занятости государство стремиться обеспечить, реализуя государственные программы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. В условиях научно-технической революции и перехода к информативной экономике возросли требования к рабочей силе, так как повысилось интеллектуальное содержание труда, значение информатики и управления производством.

В государственном регулировании сферы занятости начали преобладать мероприятия не конъюнктурного, а долговременного характера, направленные на развитие трудовых ресурсов и повышение эффективности их использования. Разрабатывались программы по стимулированию занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, программы содействия найму рабочих, поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме этих программ, государство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.

Обеспечение стабильности цен путем их государственного регулирования направлено на формирование нужных пропорций между ценами и денежными доходами населения, которые должны не допускать общего снижения жизненного уровня. Динамика цен в XIX в. в условиях свободной конкуренции характеризовалась неравномерностью изменения: резким подъемом цен в годы войны и долгосрочной устойчивой тенденцией к снижению их с окончанием войны. В результате общий уровень цен в таких ведущих странах, как США, Англия в конце XIX в. примерно равнялся или был даже ниже уровня начала века. XX в. характеризуется почти постоянным ростом цен, поэтому уровень розничных цен в США в настоящее время более чем в 20 раз выше, чем в начале века.

В условиях рыночной экономики цены считаются стабильными, если их рост не превышает 3-5% в год. Преодоление инфляции и обеспечение стабильности цен осуществляется путем государственного вмешательства в процесс ценообразования и государственного регулирования цен.

Государственное воздействие на цены носит прямой и косвенный характер. Прямое воздействие проявляется в установлении фиксированных цен на отдельные товары, определении верхнего и нижнего пределов колебания цен, определении размера налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, установлении цен на продукцию государственных предприятий, определении допустимых размеров повышения роста цен в условиях инфляции (например, по формуле и - 4 в Англии, n - 1 в электроэнергетике Франции, где я - это индекс инфляции). Косвенное воздействие на цены оказывают таможенные ограничения во внешней торговле, государственное вмешательство в процесс ценообразования. Воздействие на издержки производства осуществляется через ускоренную амортизацию, регулирование цен на продукцию предприятий, относящихся к «естественной монополии».

Распределительная функция государства связана с тем, что рыночные отношения неизбежно продают дифференциацию доходов членов общества. Так, в США личный доход 20% наиболее обеспеченных семей в 9 раз превышает доход 20% наименее обеспеченных семей, а 5% наиболее обеспеченных семей получают дохода больше, чем 40% всех семей, относящихся по размеру доходов к нижним группам. Степень неравенства в доходах неодинакова в разных странах. Например, в Швеции эта степень неравенства меньше, чем в Великобритании, где она в свою очередь меньше, чем в США.

Государство практически реализует свои функции с помощью определенных методов и инструментов. Инструменты - это правила хозяйствования, с помощью которых государство осуществляет свою регулирующую роль. К ним можно отнести: правовое законодательство, государственный контроль над биржами, аудиторскую деятельность.

Методы - это способы воздействия государства на экономику для достижения поставленных целей. Их можно разделить на прямые и косвенные. Прямые воздействуют на экономику, отдельные отрасли, корпорации непосредственно: государственные инвестиции, субсидии, дотации, прогнозирование, планирование, программирование. Косвенные воздействуют на экономику через финансово-кредитную систему, ценообразование: изменение учетной ставки процента, варьирование уровнями налогов, эмиссия денег, нормализация расходов и доходов госбюджета, преодоление денежного дефицита, регулирование денежной массы.

В качестве инструментов государственного регулирования следует рассматривать правовое законодательство, государственный контроль над биржами, аудиторскую деятельность. Правовые нормы хозяйствования регламентируют порядок образования акционерных обществ и их функционирование, право наследования; к ним относится и антимонопольное законодательство.

Административный контроль над фондовыми, товарными, валютными биржами осуществляется путем четкой регламентации операций и времени их работы, участием государства в формировании курса акций. Аудиторская деятельность позволяет государству осуществлять контроль за выполнением законодательных актов и их нарушениями. Аудитор - физическое или юридическое лицо, занимающееся юридическим и финансовым контролем за деятельностью хозяйствующих субъектов. Статус аудитора должен быть очень высоким: обязательное экономическое образование, неподкупная честность, порядочность. Государство использует в качестве аудиторов как государственных чиновников, так и людей свободных профессий, которым оно продает лицензии на аудиторскую деятельность.

Методы государственного регулирования по характеру их воздействия на экономику можно разделить на прямые и косвенные. Косвенные методы оказывают воздействие, как правило, на всю экономику в целом и носят глобальный характер. Они действуют одинаково для всех производителей и не создают никому преимуществ в конкурентной борьбе. Прямые методы оказывают воздействие на отдельные отрасли производства, корпорации, создают преимущества в конкурентной борьбе тем, на кого они распространяются. К косвенным методам регулирования относятся регулирование через кредитно-денежную и бюджетную системы: изменение учетной ставки процента; варьирование уровней налогов; увеличение или уменьшение размера эмиссии денег, нормализация расходов государственного бюджета, преодоление бюджетного дефицита. Все эти методы способны регулировать денежную массу в обращении, а от нее во многом зависит стабильность экономики.

К прямым методам можно отнести государственные субсидии корпорациям, государственные инвестиции, дотации и др. Практически косвенные методы преобладают над прямыми. Как прямые, так и косвенные методы регулирования могут использоваться в каждой из форм государственного регулирования. Если косвенные методы предприниматели рассматривают как неизбежные, то к прямым они относятся настороженно.

Возрастание роли государства во второй половине XX в. характеризуется повышением удельного веса государственных расходов в ВВП. Если в первой трети XX в. государственные расходы в развитых странах составляли 8-10% ВВП, то в настоящее время - около 40% - 60%.

К методам государственного управления следует отнести также прогнозирование, планирование, экономическое программирование.

Формы государственного регулирования - это основные направления деятельности государства. К ним относятся: государственное стимулирования научных исследований и НИОКР и обеспечение прогрессивных сдвигов в экономике; государственное регулирование инвестиционного процесса и экономического роста; государственное регулирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства; регулирование рынка рабочей силы, природопользования и внешнеэкономических связей.

экономика государственный ресурс цена

Похожие работы на - Методы и инструменты государственного регулирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!