Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    202,34 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики

Учреждение образования

«Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации»

Кафедра экономической теории









Курсовая работа

на тему: «Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики»


Выполнила студентка учетно-финансового факультета

группы Б-22

Мирончик С.В.

Научный руководитель

асс. Машевская О.В



Гомель 2011

Содержание

Введение

. Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни

. Модели социальной политики на примере стран с трансформационной экономикой

. Реализация целей социальной политики в Республике Беларусь в современных условиях

Заключение

Список использованных источников

Введение

Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясности необходимости наличия такой политики нужно решить, с помощью какой именно социальной политики, каких методов и механизмов общество может без социальной напряженности и конфликтов быстро осуществить рыночные преобразования, какова роль государства в этих процессах, зависит ли стабильность общества от социальных проблем, является ли она необходимой базой для успешного развития экономики, как осуществляют социальную политику европейские государства.

Исследование социальной политики государств в условиях трансформационной экономики актуально в силу того, что в переходной экономике будет значительно возрастать количество безработных, ухудшаться уверенность в завтрашнем дне и т.д. Это требует от государства проведения активной социальной политики.

Рассматривая человека в качестве объекта социальной политики, нужно понять, что конечной целью его экономической деятельности является создание материальной базы для улучшения условий собственной жизни. Также нужно учитывать, что поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, то и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласованной деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни всех индивидов. Данной деятельностью и занимается социальная политика.

Цель работы: изучить социальную политику государства и определить её роль в экономике.

Задачами исследования являются:

.        определение понятия «социальная политика», ее функций, принципов;

.        рассмотрение структуры и основных показателей результативности социальной политики;

.        анализ особенностей реализации и результативности социальной политики в Республике Беларусь, обоснование направлений ее совершенствования.

Объектом исследования является социальная политика государства, основные направления и механизмы её реализации.

Предмет исследования - анализ проблемы реализации социальной политики в Республике Беларусь, выявление её особенностей; показатели результативности социальной политики.

Используемые методы исследования: обобщение, наблюдение, анализ и синтез.

Данная работа написана в соответствии с утвержденным планом и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Данная тема хорошо изучена в научной литературе. При написании работы я использовала работы белорусских и зарубежных авторов, периодические издания, статистический сборник Республики Беларусь, официальные сайты Республики Беларусь.

Существенно помогло мне в написании курсовой работы учебное пособие Э.А. Лутохиной, в котором она полностью охарактеризовала социальную политику государства, описала основные функции и принципы ее проведения.

Работа состоит из страниц, использовано источников, таблицы, 1 рисунок.

1. Социальная политика: содержание, направления, принципы и уровни

социальная политика беларусь

Социальная политика - это совокупность принципов, норм, и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. [5, с.203]

К основным функциям относятся:

-       стабилизация, т.е. приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

-       поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

-       гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедеятельности;

защитная, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса. [5, с.203]

Социальная политика строится на основе определенных принципов, главные из которых:

.        Социальное равенство членов данного общества, означающее равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и др.;

.        Социальная солидарность, понимаемая как общая, объединенная поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

.        Социальная справедливость, имеющая исторически обусловленные особенности, но в целом означающая определенную социально-экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п. [ 5, с.203-204]

Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Её структуру можно представить в виде единства 5 основных звеньев:

·        Политика регулирования и обеспечения занятости;

·        Политика регулирования доходов населения;

·        Политика социальных гарантий;

·        Политика социальной защиты;

·        Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения. [ 5, с.203-204]

Последняя структурная составляющая - новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.

Рассмотрим более подробно политику занятости населения, политику социальных гарантий и политику социальной защиты.

Под политикой занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.

Политика занятости опирается на определенную систему принципов. Они могут различаться в разных странах, но главными из них можно считать следующие:

·        принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных;

·        принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;

·        принцип предоставления социальной защиты безработным. [ 5, с.203-204]

Для реализации этих и других принципов политики обеспечения занятости государство может использовать два типа регулирующего воздействия:

. пассивный;

. активный.

Политика пассивного типа регулирования занятости ограничивается использованием средств и мер, которые «лечат» уже появившиеся симптомы незанятости. Формами реализации пассивной политики служат социальное страхование и вспомоществование.

Политика занятости активного типа означает такое регулирование занятости, при котором государство влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда для предотвращения развития безработицы.

Формами реализации активного типа служат:

-       повышение спроса на рабочую силу;

-       сокращение предложения рабочей силы.

·        К способам повышения спроса на рабочую силу можно, например, отнести введение льготного налогообложения там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу. Методом второй группы, т.е. снижения предложения рабочей силы может быть, например, введение оплачиваемых учебных отпусков для лиц, повышающих свою квалификацию и др. Это мероприятие содействует сокращению предложения на рынке труда и вместе с тем обеспечивает более высокую продуктивность рабочей силы в будущем. [ 5, с.203-204]

Особой и непростой проблемой при проведении политики занятости является региональная занятость, т.е. соотношение занятости и безработицы по регионам страны. Это требует специальных мер, регулирующих социально-трудовую сферу с учетом конкретных условий развития того или иного региона и его возможных перспектив.[5,с.203-204]

Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах. [5,с.208-209]

Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено постое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества.

Понятно, что МПБ - величина не постоянная. Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности.

Минимальный потребительский бюджет в свою очередь имеет несколько видов: он разрабатывает конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и др.), а также для средней семьи, состоящей из четырех человек. [5,с.209]

Еще одним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы. [5,с.209]

Объективной базой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы необходимо пересматривать при изменении МПБ в соответствии с ним.

Кроме названных видов, в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности и др.

Политика социальных гарантий должна быть взвешенной и научно обоснованной. При ее реализации возможны две крайности. С одной стороны, ее реализация может снижать стимулы экономической активности граждан и способствовать развитию их иждивенчества, подрывая эффективность экономики, а с другой - неумело осуществляемая политика может расширять слои бедных со всеми последствиями как экономического, социального, так и нравственного характера. Ясно, что в экономической системе с социальной ориентацией политике социальных гарантий должно отводиться приоритетное место и она должна разрабатываться особенно тщательно.[5,с.209-210]

В структуру социальной политики входит политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска. [5,с.198]

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.).

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от него обстоятельствам. [5,с.198-199]

Главными принципами политики социальной защиты являются:

·        гуманность;

·        адресность защиты;

·        всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения;

·        интеграционность различных частей системы в единое целое;

·        гибкость системы;

·        надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему. [5,с.198-199]

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице и т.п.), а в натуральной форме она реализуется в виде, скажем, бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и т.п. [5,с.199-200]

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют себя.

Основными методами, используемыми для социальной защиты являются:

·        социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и д.т.);

·        социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного и добровольного порядка и в зависимости от их размера;

·        социальная поддержка - это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы которых оказались ниже прожиточного минимума, и др. [5,с.198-202]

К социальной политике и её реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть заключается в том, что общество в лице своего государства обязано создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности (так сказать, «правила игры» на рынке), а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода - свобода государства от социальной ответственности, главный минус - свобода общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы неизбежность социальных конфликтов, вплоть до военных.

Другой подход в отличие от первого можно назвать социально ориентированным. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения таких доходов, которые не дадут ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным подходом, прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир - величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создаются условия не только для бесполярной социальной структуры общества, без экстремальных социальных групп, но и материальные условия для развития способностей как основы более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. Именно такой новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства. [5,с.200-201]

Далее, на рисунке 1.1, схематично изображены вышеперечисленные основная цель, функции и структурные звенья социальной политики государства:

Основное преимущество такого подхода - в обеспечении обществу социальной устойчивости, а это в современном мире служит главным образом условием его дальнейшего развития.

Результативность того или иного подхода проявляется прежде всего в показателях уровня жизни населения страны, под которым понимают степень обеспечения населения материальными и социальными благами, необходимыми для жизни. [5,с.202]






















Рисунок 1.1- Основные цели, функции и структурные звенья социальной политики государства источник[5,с.201]

В мировой практике разработана целая система социальных индикаторов, состоящая из четырех больших групп. Главными из них являются индикаторы, служащие для оценки уровня жизни:

·        Денежные доходы населения и их динамика;

·        Реальные доходы и расходы на потребление;

·        Дифференциация реальных доходов по социальным группам населения;

·        Распространенность и глубина бедности. [5,с.202]

Мировая статистика в последние годы активно использует индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП, о котором ООН публикует данные по всем странам мира. Величина ИРЧП рассчитывается как среднее арифметическое значение трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни; уровня образования: реального душевного ВВП в данной стране. Например, по данным за 2007г. ИРЧП Беларуси был равен 0,804 при среднемировом значении 0,722. [5, с.202-203]

В зависимости от того или иного подхода социальная политика приобретает разный объем и разную глубину. Под объемом социальной политики следует понимать охват ее составляющих функций и структурных звеньев ( все или не все из них берутся на вооружение), а глубина социальной политики означает большую или меньшую меру реализации каждой из составляющих социальной политики (например, реальная мера обеспечения занятости в данной стране).[5,с.203]

Макроэкономическое равновесие весьма не постоянное явление, тем не менее, оно не конечная цель экономики и общества в целом.

Экономика неразрывно связана с людьми, с человеком. Без человека она невозможна и бессмысленна, т.к. именно человек - главный фактор и конечная цель экономики.

Однако связи и зависимости экономики и человека оказались достаточно завуалированными и запутанными историей их развития. Они опосредованы целым рядом явлений и процессов, это привело к ставшему традиционным утверждению: максимизация производимой товарной массы и максимизация прибыли - это ведущая цель общества.

Однако изменившиеся реалии современной жизни, глобальное обострение ряда жизненных проблем - экологических, социальных проблем внешней и внутренней безопасности - требуют более взвешенного, более современного подхода к таким выводам. Все яснее становится, что одной из доминантных целей социально-экономического развития должна стать социальная устойчивость. Без нее в современном мире не может быть устойчивости экономической системы и общества в целом. [5,с.198]

Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности. [5,с.198]

Основными формами проявления социальной устойчивости служат:

·        отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп;

·        наличие и соблюдение социальных гарантий;

·        надежность системы социальной защиты;

·        доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура) и др.; [5,с.198-199]

Общими принципами устойчивого развития, основы которых заложены в итоговых документах всемирной встречи на высшем уровне (Йоханнесбург, 2002г.), являются:

·        уровень человеческого развития есть мера зрелости общества и его социально-экономической политики;

·        повышение благосостояния нации и преодоление бедности;

·        приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки и культуры как сферы духовной жизни общества;

·        улучшение демографической составляющей общества;

·        формирование эколого-ориентированной экономической системы;

·        развитие социального партнерства и международного сотрудничества. [5,с.199]

Нарушение, а тем разрушение социальной устойчивости чревато самыми серьезными последствиями и для экономической системы (притом на всех уровнях), и для общества вплоть до ее распада. [5,с.199]

Задачи обеспечения и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решать социальная политика государства. А при социальной ориентации экономической системы именно это политика становится особенно важной и ответственной.[5,с.199]

Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика вступила в инновационную стадию развития. Ее отличительные особенности: высокая наукоёмкость производства, непрерывный инновационный процесс, требующий нового уровня профессионализма человеческого ресурса. Теоретическое осмысление эти процессы получили в концепции «развития человеческих ресурсов». Основные положения этой концепции: ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу; непрерывность процесса обогащения знаний и роста квалификации; гибкость организации труда; демократизация систем экономической власти; партнерские отношения между участниками производства. Данная концепция легла в основу так называемой теории человеческого капитала [11, с.342].

Для стран с социально ориентированный экономикой рыночного типа характерна тенденция гуманизации, которая в большей степени проявляется в системе социальной защиты - в ее адресности, гибкости и надежности, т.е. в том ощущении защищенности, которое она создает для человека в современном, полном рисков обществе. [5,с.210-212]

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:

) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;

) региональная социальная политика применительно к регионам;

) государственная социальная политика;

) межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости стран [3, с.137].

Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений. [2, с.15].

Осуществление социальной политики основано на совокупности экономических, социальных и правовых механизмов. Инструментами этих механизмов являются инструменты, приведенные в таблице 1:

Таблица 1.1- Инструменты механизмов социальной политики источник[9, с.265]

инструменты экономического механизма

инструменты социального механизма

инструменты правового механизма

- разработка социально-экономических программ; - выплата пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот социально уязвимым слоям населения; - индексация заработной платы; - предоставление населению льготных кредитов, бесплатных медицинских услуг и т.д.

- обеспечение правовой защищенности граждан и др.; - правовая поддержка союзов потребителей, профсоюзов и других общественных организаций

Таким образом, для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами государство проводит социальную политику. Основной целью ее проведения является динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры и нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономики и социальной сферы. Она строится на основе определенных принципов, структура включает 5 основных звеньев. Для ее осуществления используется 2 подхода: рыночный и социально-ориентированный. В мировой практике существует 4 большие группы социальных индикаторов, определяющие уровень жизни населения. Важным показателем является социальная устойчивость, определяющая стабильность экономического и социального положения граждан. Социальная политика осуществляется на разных уровнях, определяющих масштабность ее деятельности, применяя социальный, экономический и правовой механизмы и их инструменты, однако возможности решения задач определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию.

. Модели социальной политики на примере стран с трансформационной экономикой

Вопрос о количестве моделей социальной политики достаточно сложный и дискуссионный. Рассмотрим их основные классификационные группы, базирующиеся на принципах, вытекающих из роли и степени участия государства, институтов гражданского общества и отдельных граждан в реализации социальной политики. Наиболее устойчиво в литературе используется следующая классификация моделей социальной политики: социал-демократическая, консервативная и либеральная.[19]

Важным критерием оценки моделей является возможность достижения значительного социального эффекта в виде решения проблем занятости и бедности. В социал-демократической модели акцент делается как на социальное перераспределение доходов через фискальную политику, так и на занятость. В консервативной модели также высок акцент на занятость, но не на социальном перераспределении. В данном случае наблюдается феномен работающего бедняка. В либеральной модели уровень распределения занятости большей части населения низкий, но относительно высокий уровень социального перераспределения. Таким образом, государства с социал-демократической и либеральной моделями имеют умеренную степень бедности, тогда как государства с консервативной моделью - более высокую. Это означает, что социальное перераспределение важнее, чем распределение занятости в борьбе с бедностью, или, по крайней мере, консервативный подход к борьбе с бедностью является неадекватным. [19]

Социал-демократическую модель называют также скандинавской или нордической. Основным принципом распределения социального обеспечения является универсализм. На социальное обеспечение и социальное обслуживание, реализуемые через государственный бюджет, имеют право все граждане. Государственные налоги, как правило, имеют косвенный характер, через розничную продажу товаров и услуг населению. Прямым налогом облагаются доходы. Модель базируется на следующих принципах: граждане имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах; социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизнедеятельности; социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Социал-демократическая модель реализуется в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. [19]

Консервативная модель также имеет несколько названий: континентальная европейская, институциональная. Тем не менее, центральное направление одно - упор на рынок и страхование. Модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение, социальное обслуживание (социальные услуги) государство не организует. Проблемы возникают у тех слоев населения, которые не заняты и не имеют страховок, так как степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. При этом бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Италия. [19]

Либеральная (американо-британская) модель также рассматривает рынок как наиболее важную сферу для организации человеческого взаимодействия. Вместе с тем, она имеет ряд особенностей. Во-первых, предусматривает социальное обеспечение остаточного типа, т.е. граждане должны быть способны существовать в обществе и без социального обеспечения. Во-вторых, государство несет ограниченную, и, тем не менее, всеобщую ответственность за социальное обеспечение всех граждан. Из-за остаточного характера финансирования реализация модели зависит от наличия большого объема добровольной и неформальной помощи. Подобная модель социального государства характерна для США, Великобритании, Англии, Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. [19]

Таким образом, социал-демократическая или скандинавская модель является улучшенным вариантом либеральной модели. Выделение трех описанных моделей социальной политики весьма условно. Число форм организации социальной политики в государствах с рыночной экономикой не сводится только к этим.

Комиссия Европейского сообщества (ЕС) согласно принципам организации выделяет две основные модели социальной политики: «бисмарковскую» и «бевериджскую». [19]

«Бисмарковская» модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть социальные выплаты принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работниками, собирают отчисления из заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Таким образом, социальная защита независима от государственного бюджета. [19]

«Бевериджская» модель исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящейся на концепции распределительной справедливости. [19]

В настоящее время формируется также новая общеевропейская модель социальной политики, где основой является принцип совмещения экономической эффективности и социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся. [19]

Также выделяют классификацию моделей социальной политики:.      в зависимости от субъекта ответственности:

либеральная модель - личная ответственность каждого члена общества за свою судьбу, роль государственных структур в реализации социальной политики минимизирована. Финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование;

корпоративная модель - ответственность за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Финансовой основой являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов;

общественная модель - ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды;

патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Финансовой основой патерналистской модели являются средства госбюджета и бюджетов государственных предприятий. В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

II.      в зависимости от степени участия государства:

- благотворительная модель - средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны;

административная модель - прямое, активное государственное вмешательство в рынок, наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости;

стимулирующая модель - косвенное участие государства в решении социальных проблем, создание таких систем налогообложения и общественной поддержки, которые делают выгодным для всех субъектов хозяйствования вложения и инвестиции как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом. Подобная модель социальной политики может реализовываться в ситуации высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночного хозяйства. [19]

Страны с переходной экономикой столкнулись с глубоким кризисом - трансформационным спадом. Его причинами послужили как существенные экономические диспропорции, доставшиеся в наследство от КАС, так и дисфункция хозяйственного механизма, обусловленная сочетанием элементов рыночного и государственного управления в переходный период. Поэтому в процессе рыночной трансформации особая роль государства заключается в принятии мер по преодолению трансформационного спада. Прежде всего, это снижение гиперинфляции за счет проведения жесткой денежно-кредитной политики. Необходимо создать независимый профессиональный центральный банк, который бы эффективно боролся с неконтролируемым ростом цен, а также осуществлять сбалансированную бюджетную политику, исключающую финансирование бюджетного дефицита за счет дополнительной эмиссии денег. Борьба с товарным дефицитом, характерным для стран с переходной экономикой, предполагает либерализацию предпринимательской деятельности и внешней торговли. Это позволит в краткие сроки увеличить число продавцов и производителей продукции, а также компенсировать недостаток товаров на рынке соответствующим объемом импорта. Существенную роль должны сыграть государственные меры в социальной сфере, призванные нивелировать негативные последствия роста числа безработных, а также снижения покупательной способности населения, прежде всего малоимущих слоев. [7,с.256-258]

Современные страны с переходной экономикой сталкиваются с вызовами постиндустриальной эпохи, для преодоления которых требуется соответствующее преобразование структуры народного хозяйства, создание новых институтов и трансформация уже сложившихся для адаптации к условиям новой экономической реальности. [7,с.258]

В переходной экономике государство наряду с общими («традиционными») выполняет особые функции. Прежде всего, рыночная трансформация предполагает либерализацию экономики, т.е. предоставление экономическим субъектам большей свободы и избавление их от излишней государственной опеки. Таким образом, государство существенно сокращает сферу своего влияния на экономические процессы. В то же время в период экономических реформ необходим единый центр, определяющий стратегические цели и способный своей властью создать условия для обеспечения их достижения. Таким центром может выступить только государство. Поэтому важной функцией государства в переходной экономике является реализация целостной концепции реформ, в том числе и поддержка институциональных преобразований. Прежде всего, речь идет о создании правовой базы функционирования рыночной экономики, а также об обеспечении справедливых и равных условий хозяйствования для всех экономических субъектов. [19]

К странам с переходной экономикой относится 28 государств центральной и восточной Европы, Закавказья и Средней Азии совершающие с конца 80-х, начала 90-х годов переход от командно-административной к смешанной экономике. [15]

Рассмотрим социальную политику некоторых стран с переходной экономикой, например: Российской Федерации и Украины.

Современные тенденции, определяющие профиль социальной политики и в России, обусловлены динамично меняющимися потребностями экономического развития. Функции социальной защиты населения остаются ее базовым элементом. [21]

Опережающие темпы роста расходов ведущих государств на цели образования (в сравнении с ростом ВВП) свидетельствуют об осознании правительственными кругами ключевой роли образования в постиндустриальном обществе и повышении национальной конкурентоспособности. По данным Доклада о человеческом развитии 2006 г., в 2002-2004 гг. государственные расходы на образование относительно ВВП составляли в среднем: в России - 3,7%, что в 1,5-2 раза меньше, чем в Норвегии (7,7%), Швеции (7,0%), США (5,9%), Финляндии (6,5%). Тревожной тенденцией остается и существенное отставание динамики заработной платы в сфере образования, размеры которой в 2005 г. составляли всего 63% средней по России заработной платы, в то время как в развитых странах этот показатель превышает 100%, а в Мексике, к примеру, достигает 142%. [21]

Похожая ситуация наблюдается и в здравоохранении, где совокупные расходы (государственные и частные) России относительно ВВП - 5,6% - уступают аналогичным показателям, например, Бразилии (7,6%), Болгарии (7,5%), а ведущих развитых стран - в 2 раза и более.

Доля зарплаты наемных работников в ВВП России - лишь 27%, тогда как в США - 64%, Швеции - 61%, Германии и Великобритании - 55%. Это свидетельствует не только о недооценке труда, девальвации трудовых источников дохода, но также о крайне низких возможностях для развития социального страхования, в том числе пенсионного, медицинского. По сути, оплата труда превратилась в России в фактор трудовой демотивации и тормоз экономического роста. [21]

Для России, чрезвычайно актуальными остаются вопросы, связанные с миграционными процессами: очевидна необходимость выработки дополнительных мер экономического и правового характера по их регулированию, а также мониторинга социальной защиты мигрантов. [21]

Социальная защита населения России осуществляется по двум направлениям: защита нетрудоспособных граждан и экономически активной части населения. Для поддержания благосостояния нетрудоспособных граждан и социально уязвимых категорий населения используется система гарантированных преимуществ в пользовании фондами социальной защиты, льгот в налогообложении, развитии социального обслуживания и пр. Тем, кто еще или уже нетрудоспособен, предоставляются социальные трансферты в виде пенсий, пособий, стипендий или других социальных выплат. Социальная защита экономически активной части населения реализуется посредством предоставления равных возможностей для обеспечения собственного благосостояния за счет трудового вклада, предпринимательской инициативы, а также обязательного и добровольного страхования от различных видов социального риска.

В настоящее время минимальная заработная плата в России составляет 1000 руб.; предполагается ее дальнейшее повышение. Для сравнения, минимальная заработная плата в странах Западной, Центральной и Восточной Европы установлена в следующих размерах: во Франции - 1090 евро, Великобритании - 980 евро, Словакии - 148 евро, Литве - 125 евро, на Украине - 44 долл. [21]

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2010 г., но социальная острота проблемы сохраняется. Концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны, предупреждают эксперты. Минимальная зарплата заметно выросла, но примерно у трети работников зарплата менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого - ниже прожиточного минимума.[21]

В 2009 г. 6,3 млн мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать; в 2000 г. таких было 5,9 млн. Это означает рост числа получателей социальной помощи и люмпенизацию населения.

Чтобы изменить социальную политику, необходимы денежные средства: потребуется увеличение бюджетных расходов на 4% ВВП к 2020 г. Но чтобы сохранить макроэкономическую стабильность, можно на 2% ВВП сократить другие статьи расходов. Поэтому наращивание затрат может вылиться в 2% ВВП.[21]

Определяя содержание социальной политики Украины, прежде всего делают акцент на создания условий большей занятости и признанных государством жизненных стандартов потребления, доступности образования, медицины и т.п. [22]

Центральной в социальной политике есть проблема бедности и перераспределения доходов с целью их выравнивания.

Наиболее масштабной задачей Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и как следствие увеличения национального дохода.

Изменение уровня жизни населения и трансформация социальной структуры в Украине сопровождаются дифференциацией материального положения различных социальных групп. Сформировалась прослойка бедных, усиливается неравенство в распределении доходов и благ. В последние 10-15 лет наблюдается резкая дифференциация отраслей экономики по уровню оплаты труда. Даже Президент Украины подчеркивает, что среднегодовая заработная плата в настоящее время составляет свыше 500 грн., в том числе в промышленности - 654, на транспорте - 772 грн., а на многих предприятиях она превышает 1000 грн. [22]

Размер заработной платы практически во всех сферах деятельности в последнее время заметно увеличивается. Только в 2003 г. она возросла на 23%, а в бюджетной сфере - на 44%. Однако следует отметить, что уровень оплаты труда в нашем государстве остается низким как и уровень жизни. Если в декабре 2003 г. в Беларуси зарплата составляла 139 дол., Казахстане - 192, Российской Федерации - 249 дол. то в Украине лишь 103 дол. Особенно низкая заработная плата в социально-культурной сфере. [22]

На данный момент в Украине создаются новые частные, общественные и государственные организации, которые обслуживают социальную сферу и потребительский рынок. Главным их назначением являются учеты нужд граждан, чьи нужды зависят от общепринятых в обществе нравственно-психологических норм и ценностей, и последовательное обеспечение этих нужд путем реформирования систем социальной защиты, образования, здравоохранения, обеспечение жильем, охраны окружающей среды, защиты прав человека и в широком понимании - защиты интересов потребителей. Эти системы постепенно приспосабливаются к рыночным условиям, изменяя свои функции и структуру, которая, в свою очередь, оказывает содействие достижению основных макропоказателей потребления, подчиненных задачам общественного развития. [22]

С целью обеспечения перехода к социально-ориентированной рыночной экономике за последние годы были созданы принципиально новые организационные структуры, достигнута денежно-финансовая стабилизация и определенных успехов в борьбе с инфляцией на началах монетарной концепции. Вместе с тем этот процесс сопровождался спадом производственной деятельности, ростом безработицы, несвоевременной выплатой заработной платы, пенсий, стипендий, уменьшением объемов ВВП в легальном секторе экономики, продолжением ее «тенезации» и долларизации, спадом платежеспособного спроса населения. [22]

Можно выделить основные направления социальной политики в Украине:

·        повышение благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства и деловой активности;

·        предоставление соответствующей помощи по безработице, сохранение рабочих мест, профессиональная переподготовка лиц, которые потеряли работу;

·        проведение основательной пенсионной реформы, которая будет обеспечивать справедливую систему пенсионных выплат с учетом трудового вклада лица;

·        предоставление адресной помощи нуждающимся в денежной и натуральной формах; содействие всесторонней государственной защите интеллектуального потенциала общества, его эффективному использованию и приумножению;

·        предотвращение коммерциализации, обеспечение стабильного финансирования и государственной поддержки развития духовной сферы, образования, науки и культуры; широкая поддержка семьи, материнства и детства;

·        проведение активной экологической политики. [22]

В Украине существует три вида пособия, которые получают женщины при рождении ребенка. Первый - по беременности и родам. Фактически это оплата декретного отпуска, который предоставляется на основании больничного листа, выданного медицинским учреждением. Отпуск длится 70 календарных дней до родов и 56 календарных дней после. При родовых осложнениях или рождении двоих и более детей послеродовой отпуск увеличивается до 70 дней. Так вот, это пособие застрахованным (и только застрахованным) мамам продолжают выплачивать по месту основной работы. Остальные два пособия - единовременное при рождении ребенка и по уходу за ним до трехлетнего возраста - теперь назначают и выплачивают в "собесах" всем мамам. В том числе работающим.

Первое пособие - помощь при рождении ребенка. Это те самые 8,5 тысячи гривен на каждого рожденного малыша независимо от дохода семьи. При рождении ребенка мама получает на руки 3 тысячи 400 гривен. А остальную сумму - 5 тысяч 100 гривен - ей выдают ежемесячно на протяжении года равными частями - по 425 гривен. [22]

Второе пособие - по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Сумма данного пособия зависит от размеров прожиточного минимума и дохода семьи. А точнее, она составляет разницу между:

процентами прожиточного минимума для трудоспособных лиц и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека.

Впрочем, в любом случае это пособие для застрахованных лиц не может быть меньше 23 процентов прожиточного минимума для трудоспособных лиц:

·        с января - 120 гривен 75 копеек;

·        с апреля - 123 гривни 5 копеек;

·        с октября - 126 гривен 4 копейки. [22]

Однако если учесть, что весь первый год жизни малыша семья получает частями пособие при рождении ребенка (по 425 гривен в месяц), то она сможет рассчитывать только на минимальную выплату.

Размер минимальной ординарной (обычной) академической стипендии для студентов вузов III - IV уровней аккредитации составляет 530 грн., студентов вузов I-II уровней аккредитации - 400 грн., учащихся профессионально-технических учебных заведений - 200 грн. в месяц. [22]

На конец 2011 года размер стипендии с учетом индексации составит в вузах III - IV уровней аккредитации - 732 грн., в высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации - 553 грн., профессионально-технических учебных заведениях - 276 грн. в месяц.

В 2012 году, как и в текущем году, стипендии будут увеличиваться на сумму индексации.

На конец 2012 года размер стипендии с учетом индексации составит в вузах III - IV уровней аккредитации - 787 грн., высших учебных заведениях I-II уровней аккредитации - 594 грн., профессионально-технических учебных заведениях - 297 грн. в месяц. [22]

Размер пособия по безработице высчитывается следующим образом:

) Если ваш рабочий стаж до 2 лет расчет будет производиться в размере 50 процентов средней зарплаты за последние 6 месяцев;

) Если от двух до шести лет - 55 процентов от средней зарплаты;

) Если от шести до десяти лет - 60 процентов

) Если больше десяти лет, то расчет будет в размере 70 процентов. [22]

Таким образом, существуют различные модели социальной политики: социал-демократическая, консервативная, либеральная, «бисмарковская», «беверижская», общеевропейская, либеральная, корпоративная, общественная, патерналистская, благотворительная, административная, стимулирующая модель и т.д. Каждая из них имеет свои отличительные признаки и пути достижения поставленных целей, однако все они направлены на улучшение благосостояния населения. Делается упор на социальную защиту, социальное обслуживание, социальное обеспечение. Это выражается в обеспечении ими социальных услуг, социальных выплата, экономической эффективности и социальной солидарности, пенсионного обеспечения, частичной оплате медицинских услуг, рекреационных услуг и образования и т.д. Несмотря на различие моделей социальной политики, опыт развитых стран - достаточно веское доказательство того, что достигнутая ими степень равенства в распределении доходов - основа социального мира, оберегающего общество от всевозможных потрясений и революций. Развитые страны отличаются гораздо более высокой степенью равенства в распределении доходов, чем в развивающихся странах и странах с переходной экономики. Социальная политика в странах с переходной экономикой оказывает положительное влияние на экономику государства.


При наличии общих черт в формировании экономик стран СНГ белорусский вариант имеет особенности, позволяющие говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. К этим особенностям относят:

·        значительная регулирующая роль государства;

·        принцип постепенности, эволюционности преобразований;

·        создание сильной и эффективно действующей вертикали государственной власти;

·        четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого гражданина в отдельности;

·        сильная социальная направленность реформ;

активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь - с Россией. [6,с.265-266]

Одной из важнейших особенностей белоруской модели является положенная в основу Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР). Она призвана обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Первая НСУР Республики Беларусь была разработана в 1997 году, и уже завершается работа над стратегией до 2020 года. [6,с.266]

Основная цель устойчивого развития Республики Беларусь - динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. [6,с.266]

Реформирование экономики Республики Беларусь идет по нескольким направлениям:

·        реорганизация управления государственными предприятиями;

·        разгосударствление и приватизация объектов государственной собственности;

·        создание единых и равных условий для функционирования предприятий и организаций различных форм собственности;

·        поэтапная либерализация экономической деятельности и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании с применением механизмов государственного регулирования;

·        создание благоприятных, соответствующих мировой практике условий для привлечения в Республику Беларусь иностранных инвестиций. [6,с.266-267]

В настоящее время Беларусь находится на начальном этапе перехода к постиндустриальному обществу и трансформации хозяйства страны в социально ориентированную рыночную экономику. Формирование реальных рыночных отношений в республике осложняется не только наследием централизованно управляемой экономики, но и сохранением в белорусском обществе коллективистских начал, отсутствием развитой частной земельной собственности и эффективной системы местного самоуправления преобладанием вертикальных связей (государство - индивид) над горизонтальными (индивид - индивид). Белорусский народ в своей значительной части психологически ориентирован на первостепенную ценность государства и целиком рассчитывает на проявление заботы о своем благосостоянии со стороны последнего. Чтобы скорректировать такой подход, потребуются длительный период, за который предстоит создать полнокровную рыночную экономику и, соответственно, новые производственную и социально-экономическую структуру общества, иную систему мотивации. Результатом станет высокая эффективность производства как одна из основ роста всеобщего благосостояния. [6,с.267]

Главной стратегической целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития. До 2010 года предусматривалось заложить основы формирования нового постиндустриального общества и продолжить движение к социально ориентированной рыночной экономике. [6,с.269]

Стратегические цели развития белорусской экономики определены в Национальной стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года. Она предусматривает создание предпосылок для стабильного социально-экономического развития в долгосрочной перспективе с учетом экологического императива. Так, предполагается дальнейшая реализация социально ориентированной модели рыночной экономики с многоукладным (смешанным) характером при приоритетном развитии высокотехнологичных отраслей экономики, включающем внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий. Выбранная модель ориентирована на сохранение и повышение уровня социального обеспечения населения и приближение к стандартам жизни развитых стран. [7,с.259]

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности:

) социальная политика фирмы (корпорации) в отношении своего персонала;

) региональная социальная политика применительно к регионам;

) государственная социальная политика;

) межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экологических проблем, преодолением социально-экономической отсталости стран [11, с.137].

Существуют основные принципы социальной политики белорусского государства:

Принцип социальной справедливости находит свое выражение в адресной социальной политике проводимой руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

Принцип преемственности в проведении социальной политики в целом и образовательной, в частности, позволил не только сохранить высокоразвитую образовательную систему, унаследованную после развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.[18]

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики. [18]

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости. [18]

Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства. [18]

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам. [18]

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения. [18]

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

инвалидам, одиноким пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

многодетным, неполным семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами. [18]

Ныне разработана стратегия "пилотного" проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов. [18]

В каждом административном районе созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения - государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Благодаря этому, нуждающиеся нетрудоспособные граждане, включая жителей села, обеспечены своевременными доступными и качественными социальными услугами, в т.ч. на дому, с учетом их индивидуальных потребностей. Причем, социальное обслуживание одиноких пожилых граждан и ветеранов организовано не по заявительному, а по выявительному принципу. [17]

На 1 июля 2011 г. на учете в центрах состоит более 1,6 млн. человек (в т.ч. 131,1 тыс. одиноких граждан пожилого возраста; более 557,5 тыс. одиноко проживающих пожилых граждан; более 9,3 тыс. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 58,6 тыс. многодетных семей; 126,7 тыс. неполных семей; около 22 тыс. семей, воспитывающих детей-инвалидов; около 7,2 тыс. граждан, освободившихся из мест лишения свободы). [17]

Из года в год растет число граждан, которым социально-бытовые услуги предоставляются на дому (приобретение и доставка продуктов питания, медикаментов и товаров первой необходимости; оформление документов для оказания материальной помощи; оплата коммунальных услуг и др.). На 1 июля 2011 г. на дому обслуживается 87,2 тыс. человек (по состоянию на 1 июля 2010 г. - 83,4 тыс. человек). Нельзя не отметить, что организация социального обслуживания на дому позволила несколько снизить очередность на поселение в дома-интернаты общего типа. [17]

Для обеспечения принципа доступности социального обслуживания для нетрудоспособных граждан, особенно жителей села, открываются отделения круглосуточного пребывания. На 1 июля 2011 г. функционирует 54 отделения на 1914 мест.

Организована работа 73 бригад социального обслуживания на мобильной основе, оказывающих платные разовые социально-бытовые услуги.

В целях приближения услуг к их потребителям открываются социальные пункты центров. В настоящее время работает 888 пунктов (по состоянию на 1 июля 2010 г. - 564 пункта).

Работа по обеспечению преемственности перехода выпускников центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы Министерства образования в территориальные центры социального обслуживания населения ведется в 145 отделениях дневного пребывания для инвалидов и 8 отделениях социальной адаптации и реабилитации и дневного пребывания для инвалидов центров с трудовыми мастерскими, кружками и клубами по интересам. [17]

Рассмотрим социально-экономические показатели в республике Беларусь, исходя из таблицы 3.1.

Таблица 3.1 - Основные социально-экономические показатели РБ


Январь-сентябрь 2011г.

Сентябрь 2011г.

январь-сентябрь 2011г. в % к январю-сентябрю 2010г.

Сентябрь 2011г. в % к

январь-сентябрь 2010г. в % к январю-сентябрю 2009г.





сентябрю 2010г.

августу 2011г.


ВВП, трлн. руб.

186,7

х

107,9

х

х

106,6

16,8

х

х

х

х

х

инвестиции в основной капитал, трлн. руб.

54,6

9,1

114,9

91,6

133,3

109,9

индекс потребительских цен

х

х

174,5

179,6

113,6

106,8

среднемесячный прирост индекса потребительских цен за период с начала года, %

х

х

6,4

х

х

0,7


Таким образом, в 2011 году наблюдается рост показателей по сравнению с предыдущим годом. Об этом свидетельствуют показатели за январь-сентябрь 2010г. в % к январю-сентябрю 2009г. и январь-сентябрь 2011г. в % к январю-сентябрю 2010г.

Наиболее заметно увеличение ВВП, рассмотрев предыдущие 12 лет. Это заметно в таблице 3.2, расположенной ниже.

Таблица 3.2-Производство ВВП за 1995-2010 годы

источник[13]

Таким образом, с каждым годом наблюдается рост производства ВВП, процент цен к предыдущему году также увеличивается.

С 1 января 2008 года вступил в силу закона об упорядочении социальных льгот, т.е. об отмене проездных льгот студентам и пенсионерам. Однако это не означает, что люди останутся без помощи со стороны государства. Массовые льготы отменяются, но не все студенты и пенсионеры будут лишены права льготного проезда в общественном транспорте. В системе профтехобразования, в вузах, школах учатся дети-инвалиды и сироты. Так, в вузах Беларуси сегодня обучается 2 тыс. инвалидов и около 2 тыс. детей, у которых нет родителей. Все они будут обеспечены льготными проездными документами. Студенческие стипендии и пенсии в Беларуси обязательно будут повышаться. Нужно уходить от всеобщих льгот, чтобы не порождать иждивенчества, и внедрять принцип адресной социальной помощи конкретному человеку, который в ней нуждается. Если у гражданина небольшие доходы, то ему государство будет выплачивать дополнительные средства. В частности, проект указа предусматривает ежегодную единовременную денежную выплату в размере двух бюджетов прожиточного минимума, при условии, что средний доход семьи не превышает 100% бюджета прожиточного минимума. Такие меры станут реальной поддержкой граждан. В этом и заключается преимущество адресной социальной политики.[20]

Возможности решения задач социальной политики определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Мировая экономика вступила в инновационную стадию развития. Ее отличительные особенности: высокая наукоёмкость производства, непрерывный инновационный процесс, требующий нового уровня профессионализма человеческого ресурса. Теоретическое осмысление эти процессы получили в концепции «развития человеческих ресурсов». Основные положения этой концепции: ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу; непрерывность процесса обогащения знаний и роста квалификации; гибкость организации труда; демократизация систем экономической власти; партнерские отношения между участниками производства. Данная концепция легла в основу так называемой теории человеческого капитала [10, с.342].

Рассмотрим существующую в Республике Беларусь систему государственной адресной социальной помощи, созданную в 2001 году, которая направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам и семьям, содействие в преодолении трудной жизненной ситуации.

На сегодняшний день вопросы предоставления государственной адресной социальной помощи регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи», а также Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Принятие решения о предоставлении государственной адресной социальной помощи, а также выдача справки о предоставленной государственной адресной социальной помощи являются административными процедурами, осуществляемыми органами по труду, занятости и социальной защите по заявлениям граждан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (пункт 2.33. и 2.34. перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан).

Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширению возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживания, расширению возможностей отдыха и др. В качестве основных механизмов реализации социальной политики предполагаются: рост денежных доходов населения и повышение их реального содержания; сокращение отставания минимальных доходов от прожиточного минимума; сокращение имущественного расслоения населения, ликвидация массовой бедности. В Беларуси в 2010 году доля расходов на образование увеличена до 10% ВВП с 6,9% ВВП в 2006 году. В 2006 году завершена подготовка Кодекса об образовании. Наряду с этим Министерство образования Беларуси разрабатывает программу "Кадры", в соответствии с которой будет отслеживаться прибытие каждого выпускника к месту работы в соответствии с обязательным распределением [8, с.19].

За период январь - июнь 2011 года государственная адресная социальная помощь предоставлена 67,2 тыс. человек на общую сумму около 25,6 млрд. рублей, средний размер ежемесячного социального пособия составил в среднем 58,5 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного - 282 тыс. рублей. Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации назначено почти 9,5 тыс. человек на общую сумму около 6 млрд. рублей.

За 1 полугодие 2011 года было освоено 38,1% средств от запланированных на выплату государственной адресной социальной помощи (более 67 млрд. рублей).

Основная сумма помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий выплачивается заявителям в денежной наличной форме. В натуральной форме за период январь - июнь 2011 года, то есть для неблагополучных семей, такие пособия назначены на сумму около 345,9 млн. рублей или 1,4 % от их общей суммы. В безналичной форме, в том числе для оплаты жилищно-коммунальных услуг, было перечислено около 304,4 млн. рублей или 1,6 % от общей суммы назначенной помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий.

В 1 полугодии 2011 года из числа 15,9 тыс. семей-получателей ежемесячного и единовременного социальных пособий составляли:

,6% - семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе:

,3% -многодетные семьи; 39,6% - неполные семьи; 3,4% - семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Среди семей, получающих данные пособия, 42,4% семей одновременно являлись получателями пособие на детей старше 3-х лет, 26% - бесплатное питание для детей первых 2-х лет жизни.

Численность граждан-получателей ГАСП в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий, проживающих отдельно, или ведущих раздельное хозяйство, за период январь - июнь 2011 года составила 8,5 тыс. человек или 14,8% от общей численности человек, которым назначена государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий.

Из общей численности граждан, которым назначена государственная адресная социальная помощь в 1 полугодии 2011 года, 6,3% (1 066 человек) составляют лица, освобожденные из мест лишения свободы. На выплату государственной адресной социальной помощи указанной категории лиц направлено более 230,2 млн. рублей или 0,9% от общей суммы назначенной помощи в указанном периоде. Из общей численности получателей государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий в 1 полугодии 2011 года 46,2% - проживающие в сельских населенных пунктах. [17]

Рассмотрим число занятого населения в январе-сентябре 2011 года с помощью таблицы 3.2:

Таблица 3.3- Численность населения, занятого в экономике в январе-сентябре 2011г.

источник[13]

Таким образом, число занятого населения в Республике Беларусь в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось (на 0,2%), не значительно увеличилось число занятых в Минске (0,1%) и Минской области (0,2%) по сравнению с остальными областями. [10]

Рассмотрим число безработных по республике исходя из таблицы 3.3:

Таблица 3.4- Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в 2011 году

источник[13]

Таким образом, исходя из таблицы 3.4, можно сделать вывод о том, что, не смотря на уменьшение числа занятого населения, число безработных в Беларуси уменьшилось (на 5530 человек по сравнению с 2010).

В Беларуси зарегистрированная безработица с сентября 2009 года сохраняется на уровне 0,9% к численности экономически активного населения. Беларусь имеет один из лучших показателей в мире в отношении занятости населения.[15]

Существующая в Беларуси распределительная пенсионная система балансирует между потребностями нетрудоспособного населения и интересами работающих. Уже сейчас на одного белорусского пенсионера приходится менее двух занятых. В такой ситуации все более целесообразным является реформа пенсионной системы - добавление к ней второго (накопительного) уровня. Однако любые изменения системы социального обеспечения зачастую воспринимаются населением как нежелательные. Первичной проблемой пенсионного обеспечения является недостаточный размер пенсий - эта проблема декларируется всеми участниками четырех фокус-групп, проведенных Исследовательским центром ИПМ в августе 2007 г. У представителей всех возрастных групп есть потребность в существовании негосударственных финансовых институтов и системы, позволяющей работнику делать дополнительные пенсионные накопления. В целом, несмотря на общий высокий уровень скепсиса и недоверия, участники продемонстрировали потребность более активно, чем это возможно в условиях существующей в Беларуси пенсионной системы, участвовать в процессе формирования пенсий.

В условиях роста старения населения необходимо масштабное реформирование принципов работы пенсионной системы и переход на систему с установленными взносами. В Беларуси на законодательном уровне существует государственная Концепция реформирования пенсионной системы, однако ее реализация в настоящее время фактически заморожена. Кроме того, данная концепция не устраняет все недостатки и ограничения существующей пенсионной системы в долгосрочном периоде.[14]

На 1 января 2010 года общая численность получателей пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите достигла 2 млн. 453 тыс. человек. Расходы на выплату пенсий составляют 11% ВВП страны.[16]

Республика Беларусь вступила в XXI век с развитой системой образования. По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый третий житель республики учится. Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8%).

Ежегодные расходы на нужды образования составляют 6% от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.[16]

Удельный вес социальных трансфертов (пенсии и пособия, стипендии)в общей сумме денежных доходов населения в январе-октябре нынешнего года составил 85,2%. За десять месяцев текущего года они составили Br25 трлн. 131,8 млрд. [14]

Таким образом, в Республике Беларусь активно проводится социальная политика. Существуют особенности ее проведения в отличие от стран СНГ. Социальная политика проводится на основе социальных гарантий населению, которые выражаются в справедливости и правах граждан. Главной целью ее проведения является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом создать семейное благосостояние и осуществляется на разных уровнях экономической деятельности. Активно и приоритетно используется адресная социальная помощь. Пенсионная система требует перехода на систему с установленными взносами. Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8%).

Заключение

Социальная политика занимает важное место в экономике, так как ее главными целями являются повышение общественного благосостояния, улучшение качества жизни населения и обеспечение социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. В основу социальной политики положен принцип социальной справедливости, что в самом общем плане означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов, то есть обеспечивается создание равных возможностей на начальном этапе, защита лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и происходит обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Структура социальной политики представлена следующими направлениями: Политика обеспечения занятости; политика регулирования доходов населения; политика социальных гарантий; политика социальной защиты; политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

В мировой практике существует 4 большие группы социальных индикаторов, определяющие уровень жизни населения. Важным показателем является социальная устойчивость, определяющая стабильность экономического и социального положения граждан. Социальная политика осуществляется на разных уровнях, определяющих масштабность ее деятельности, применяя социальный, экономический и правовой механизмы и их инструменты, однако возможности решения задач определяются объемами ресурсов, которые государство может направить на их реализацию.

В Республике Беларусь активно проводится социальная политика. Рассматривая политику регулирования доходов населения Республики Беларусь, можно отметить, что, во-первых, переход на рыночные отношения сопровождается трансформацией структуры денежных доходов населения: расширяется круг их источников, наряду с оплатой труда появились доходы от собственности, продажи недвижимости, предпринимательской деятельности. Тем не менее, в современных условиях оплата труда пока еще остается основным источником доходов населения Республики Беларусь. Во-вторых происходит увеличение покупательной способности за счет увеличения реальных денежных доходов населения. То есть в последнее время в Республике Беларусь наметилась положительная тенденция: наблюдается постепенный рост благосостояния граждан.

Существуют различные модели социальной политики, каждая из которых имеет свои отличительные признаки и пути достижения поставленных целей, однако все они направлены на улучшение благосостояния населения. Делается упор на социальную защиту, социальное обслуживание, социальное обеспечение.

Социальная политика проводится на основе социальных гарантий населению, которые выражаются в справедливости и правах граждан. Главной целью ее проведения является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом создать семейное благосостояние и осуществляется на разных уровнях экономической деятельности. Активно и приоритетно используется адресная социальная помощь. Пенсионная система требует перехода на систему с установленными взносами. Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8%). Это говорит о эффективности проведения социальной политики в Республике Беларусь.

Социальная политика в странах с переходной экономикой оказывает положительное влияние на экономику государства.

Список использованных источников

1.      Базылев Н.И. Макроэкономика/ Н.И. Базылев. - Мн.: Соврем. школа, 2007. - 288с.

.        Бондарь, Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: учебное пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. - Минск: БГЭУ, 2005. - 146 с.

.        Купцов, С.Н. Социальная политика будет согласованной/ С.Н. Купцов//Охрана труда и социальная защита.-2010.-№12.-С. 74-75.

.        Конколевски, Х.-Х. Кризис и социальная защита/Ханс-Хорст Конколевски// Человек и труд. - 2010.-№2.-С. 26-27.

.        Макроэкономика: социально ориентированный подход: учеб. для вузов / [Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, Н.Я. Кожуро и др.]; под редакцией Э.А. Лутохиной. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2010. - 442с.

.        Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/ И.В Новикова, А.П. Морова, А.О. Тихонов [и др.]; под редакцией И.В Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Мн.: Академия при Президенте РБ, 2006. - 343с.

.        Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/ В.А. Воробьев, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова [и др.]; под редакцией В.А. Воробьева. - Мн.: БГЭУ, 2009. - 270с.

.        Макроэкономика: учебное пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Плотницкого. - 2-е изд., стер. - М.: Новое знание, 2004. - 461 с.

.        Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям/Т.С. Алексеенко[и др.]; под редакцией Л.П. Зеньковой. - 2-е изд.,исправл. - М.:ИВЦ Минфина, 2009. - 380с.

.        Морова, А.П. Социальная составляющая качества экономического роста: теоретико-методологическая трактовка / А.П. Морова // Проблемы управления. - 2010. - № 1 (34).- С. 18-23.

.        Слезингер, Г.Э. Социальная экономика: учебник / Г.Э. Слезингер. - М.: Дело и Сервис, 2001. - 365 с.

.        Соколова, Г. Состояние и использование человеческого капитала в Республике Беларусь / Г. Соколова // Общество и экономика. - 2010. - № 5. - С. 85-105.

.        Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь / Режим доступа: http://belstat.gov.by

.        официальный сайт Белорусское телеграфное агентство (Белта) /Режим доступа: http://www.belta.by

.        Официальный сайт Мировая экономика финансов страны с переходной экономикой в системе мирового хозяйства/Режим доступа: http://gigabiz.ru/mirovaya-ekonomika-finansov-strany-s-perexodnoj-ekonomikoj-v-sisteme-mirovogo-xozyajstva

.        Официальный сайт посольства Республики Беларусь/Режим доступа: http://www.italy.belembassy.org/rus/rb/soc_politika.txt

.        Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь/Режим доступа: http://mintrud.gov.by

.        Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь/Режим доступа: http://president.gov.by

.        Официальный сайт электронного научного журнала «Современные проблемы науки и образования»/Режим доступа: http://www.science-education.ru

.        Официальный сайт Витебского областного исполнительного комитета/Режим доступа: http://vitebsk-region.gov.by

.        Сайт журнала «Человек и труд»№1, 2007г. /Режим доступа: http://www.rusus.ru

.        Сайт финансового состояния Украины /Режим доступа: http://finance.lg.ua

Похожие работы на - Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!