Малый инновационный бизнес в Беларуси

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,93 Мб
  • Опубликовано:
    2013-03-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малый инновационный бизнес в Беларуси

Введение

Проанализировав современное состояние экономики РБ, становится ясно, что у нашей страны имеется ряд проблем, которые нужно решать. Это проблемы рентабельности предприятий, конкурентоспособности товаров и услуг, безработицы, инфляции, возникшей из-за ряда проблем, главной из которых является отрицательное сальдо, сложившееся из-за огромного импорта и слабого экспорта (небольшого по размерам из-за низкой конкурентоспособности товаров и услуг). Не стоит забывать также о неэффективности политической и экономической систем, что непосредственно влияет на социальную сферу, несовершенстве законодательства (имеется множество недостатков, к тому же постоянно изменяется, что негативно влияет на атмосферу ведения бизнеса), человеческих недостатках, таких как стремление к власти и деньгам, превалирование государственного сектора над частным, тормозящее развитие экономики, и других. В моей курсовой раскрыты эти и другие проблемы, стоящие перед правительством нашей страны, а также ряд методов решения этих проблем. Упор делается на развитие и стимулирование малых инновационных предприятий путём решения некоторых имеющихся проблем. Для этого нашему правительству не нужно выдумывать нечто невероятное, ломая голову, мол, как решить те или иные проблемы. Необходимо изучить и использовать опыт зарубежных стран, уже достигших немалых результатов на пути к высокоэффективному взаимодействию всех элементов экономической системы, её стабильному развитию и другое. Учитывая современное положение нашей страны, а также то, что мировой опыт уже показал эффективность малых инновационных предприятий в решение экономических проблем, тема моей курсовой весьма актуальна, т.к. затрагивает возможные выходы из сложившегося кризисного положения.

Цель курсовой определить роль малого бизнеса в национальной инновационной системе. Задачи:

. Определить понятие и роль малого бизнеса в национальной экономике;

. Рассмотреть зарубежный опыт поддержки малого инновационного бизнеса;

. Рассмотреть проблемы формирования и стимулирования малого инновационного бизнеса в РБ.

Для написания курсовой пользовался в основном статьями из журналов “Экономический бюллетень”, “Экономика Беларуси, интернет источниками, включающими в себя статьи, статистические и энциклопедические данные, а также своим воображением.

1. Малый бизнес: понятие и роль в национальной экономике

Малый бизнес - предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, определяющих сущность этого понятия. [17]

Основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относят к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:

·   численность персонала;

·   размер уставного капитала;

·   величина активов;

·   объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше.

В ЕС с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

·   количество занятых работников до 50 чел.;

·   годовой оборот менее 4 млн. евро;

·   сумма баланса менее 2 млн. евро.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Например…

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону “О компаниях”, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

1. оборот не более 2,3 млн. евро;

2. активы не более 1,5 млн. евро;

3. средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

·   наименьшие - 1 - 24 занятых;

·   малые - 25 - 99 занятых;

·   промежуточные - 100 - 499 занятых;

·   крупные - 500 - 999 занятых;

·   крупнейшие - 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды частного предпринимательства:

Производственное. Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

Коммерческо-торговое. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары.

Финансово-кредитное. Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

Посредническое. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях.

Страховое. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия, потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования, Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Хотя лицо любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, т.е. они взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).

Как показывает мировой опыт, такие предприятия создают до 80 % новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где зачастую наблюдается сокращение занятости. [14]

Учитывая современное положение нашей страны и опыт других стран, становится ясно, что наиболее важной является именно роль малых инновационных предприятий. Поэтому в дальнейшем будем говорить именно о них.

Под инновационным предпринимательством понимается особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах экономики. Инновационная природа предприятий выражается в поиске новых путей развития уже существующих предприятий или в основании фирм, занимающихся освоением новых продуктов и технологий, способов и направлений производства, поиском новых рынков.

Малые инновационные предприятия (МИП) способны очень динамично и гибко реагировать на изменения как потребительского спроса, так и на новые предложения и перспективы. Повышенной инновационной активности малого предпринимательства способствуют свобода поиска, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация новшеств и то, что инновационная деятельность - единственная возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям. К сильным сторонам МИП относятся оперативное принятие управленческих решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла, низкий уровень накладных расходов, отсутствие бюрократических процедур в организации ввиду минимальной управленческой иерархии предприятий.

МИП Беларуси работают по следующим направлениям: компьютеры и информационные продукты, особенно средства ПО и мультимедиа; приборостроение и электроника; здравоохранение; строительные технологии и материалы; биотехнологии и химические продукты; экология, особенно приборы контроля энерго- и ресурсосбережения; проекты и опытно-конструкторские разработки, сервисные услуги и др.

С целью развития и поддержки малого инновационного бизнеса, создаётся специальная инфраструктура, содержащая в себе такие элементы как инкубаторы малого бизнеса, центры поддержки предпринимательства и другие. Особое внимание уделяется научно-технологическим паркам, размещаясь в рамках которых малые наукоемкие компании имеют ряд преимуществ:

. Снижение стартовых затрат на организацию производства и бизнеса в целом;

. Снижение текущих издержек благодаря более низким тарифам на коммунальные услуги (более 50%), снижение транспортных и складских издержек, стоимости аренды оборудования, в том числе научного;

. Снижение рисков предпринимательской деятельности благодаря возможности получить квалифицированную консалтинговую помощь, снижению влияния на функционирование малых инновационных фирм, получению государственных гарантий и индивидуальных льгот.

По состоянию на 14 сентября 2011 г. в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 59 центров поддержки предпринимательства и 14 инкубаторов малого предпринимательства. [10]

Однако создание данной инфраструктуры не имеет никакого смысла без существования самих МИП, которые, по сути, являются так называемым “наполнителем”. И тут мы сталкиваемся с рядом проблем, стоящих перед субъектами инновационной инфраструктуры. Но об этом позже.

Итак, роль малого бизнеса, инновационного в частности, весьма значительна. Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он не только способен быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и обладает сравнительно быстрой окупаемостью. В-третьих, формирует атмосферу конкуренции и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Также малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы, в чём заключается их социальная роль в общественной жизни. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.

Хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщённости все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений мелкие субподрядчики также удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Но их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий и в периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, эти монополии рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы, что с точки зрения национальной экономики не является отрицательным явлением.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

На мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

Таким образом, мы определи понятие малого бизнеса, выяснили, что малый бизнес, особенно инновационный, играет немаловажную роль в национальной экономике. В пользу эффективности МИП говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели. Развитие мелкого предпринимательства необходимо также по той причине, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом [7].

2. Зарубежный опыт поддержки малого инновационного бизнеса

Мировой опыт показывает, что создание благоприятных условий для развития и повышения эффективности научно-инновационной деятельности является приоритетной задачей государственной инновационной политики инновационно развитых стран. Стимулирование научно-инновационной деятельности выступает в качестве механизма реализации стратегических целей государственной инновационной политики.

По видам воздействия на объект методы стимулирования подразделяются на прямые и косвенные. В отличие от методов прямого воздействия, непосредственно влияющих на принимаемые экономическими субъектами решения, косвенные методы лишь создают предпосылки для выбора направлений развития, соответствующих экономическим целям государства.

К прямым методам стимулирования, осуществляемым государством и активно используемым зарубежными странами, можно отнести бюджетное финансирование НИОКР, кредитование, субсидирование части процентных ставок по кредитам на НИОКР, предоставление в пользование государственных площадей (земель) на льготных или долевых условиях для осуществления научно-инновационной деятельности, а также государственные заказы. Преимуществом прямого финансирования является адресность предоставления и возможность государственного контроля за использованием средств. Однако, вместе с тем прямая государственная поддержка создает условия для лоббирования, коррупции, а также повышает уровень административных расходов на сопровождение государственных инициатив.

В большинстве ведущих стран мира государственная финансовая поддержка научно-инновационной деятельности носит подчеркнуто целевой характер и направлена в основном на поддержку фундаментальных исследований, что связано с провалами рынка. Так, например, для Германии характерно распределение государственных субсидий на фундаментальные, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки в размере соответственно 100, 50 и 25 % от потребностей. Привлечение организациями недостающей части средств осуществляется за счет грантов. Таким образом, можно говорить о том, что наиболее приближенные к рынку исследования и разработки призваны в большей степени сами обеспечивать себя финансовыми средствами, реализуя механизмы государственно-частного партнерства. Это в свою очередь создает конкуренцию, а следовательно, и стимулы для развития и совершенствования научно-инновационной деятельности. Подобной практики акцента на самообеспечение, а также распределение финансовых средств в зависимости от реальных результатов и перспектив исследований пока не хватает в Беларуси.

Значительную роль в финансовом стимулировании научно-инновационной деятельности играют национальные научные фонды и комитеты по науке. Как правило, данные фонды предлагают спектр программ по поддержке инновационных проектов посредством предоставления грантов и кредитов. Низкопроцентные займы получили более широкое распространение в Западной Европе, чем в США. Так, например, в Финляндии Национальное технологическое агентство (TEKES) выделяет средства, покрывающие 35-60 % необходимых расходов на научно-инновационный проект. В Эстонии такой вид финансирования направлен на поддержку прикладных исследований и может покрывать от 60 до 75 % всех расходов финансируемого проекта. Займы призваны содействовать интенсификации НИОКР, в первую очередь, малых и средних фирм, а также фирм, работающих над коммерциализацией результатов своих исследований. В случае, если финансируемая фирма не достигла требуемого уровня развития, а проект не получил коммерческого успеха, займы могут полностью или частично не погашаться. Целенаправленный отбор и анализ перспективности проектов для кредитования исключает нецелевое использование средств фондов.

Финансовое стимулирование научно-инновационной деятельности в последнее десятилетие выходит за национальные рамки. Европейские страны активно участвуют в программах ЕС по финансированию НИОКР. Так, например, Финляндия эффективно использует финансовые возможности Европейского союза для проведения собственных исследований, получая средства, которые превышают объемы ее целевых взносов. В качестве ключевых общеевропейских организаций, регулирующих выделение средств, выступают Европейский исследовательский совет и Европейский научный фонд. Их созданию способствовали опасения в том, что ЕС потеряет конкурентоспособность в области науки и техники из-за недостаточного финансирования научных исследований (в сравнении со средствами, выделяемыми на эти цели США и Японией). Европейский научный фонд является ассоциацией со среднегодовым бюджетом 9 млрд евро, которая объединяет 79 организаций в сфере научных исследований в 30 европейских странах. Целью деятельности фонда являются поддержка на высоком уровне европейских исследований, межгосударственного сотрудничества и стимулирование междисциплинарных исследований.

Отдельным финансовым инструментом стимулирования НИОКР в странах ЕС стала 7-я рамочная программа, рассчитанная до 2013 г. В рамках этой программы предлагается финансовая поддержка в форме грантов, которые могут покрыть до 75 % проектных расходов малых и средних предприятий. Общий бюджет программы составляет 50,5 млрд евро и будет направляться на:

укрепление европейских научных исследований и технологического развития путем поддержки сотрудничества между университетами, промышленностью, научно-исследовательскими институтами и центрами, а также органами государственной власти по всей Европе и за ее пределами;

укрепление кадрового потенциала в сфере европейской науки и технологий;

поддержку научно-исследовательских инфраструктур, малых и средних предприятий, «науки в обществе», деятельности по развитию международного сотрудничества.

Такого рода программы не только являются действенным инструментом развития научно-инновационной деятельности отдельных стран, но и в целом влияют на формирование потенциала мирового научного знания. В настоящий момент Беларусь начала активно использовать данный инструмент, что способствует расширению источников финансирования для белорусских исследователей. Можно также отметить, что 7-я рамочная программа является косвенным стимулом налаживания международного сотрудничества и выведения белорусских научных организаций на мировой уровень, так как одним из критериев по «включению в программу» является совместное сотрудничество белорусских научных и исследовательских организаций с ведущими мировыми.

Косвенные методы стимулирования в современных условиях приобретают все большее распространение в зарубежной практике, так как требуют отложенных бюджетных затрат, по сравнению с прямым финансированием, а также создают предпосылки для развития предпринимательской инициативы в инновационной сфере. К ним можно отнести формирование законодательно-правовой базы в сфере науки и инноваций, налоговое стимулирование, развитие системы венчурного финансирования, формирование государственной инновационной инфраструктуры и развитие рынка научно-технической продукции, формирование инновационных кластеров (неформальных объединений малых, средних и крупных предприятий, а также исследовательских организаций, действующих в определенном секторе и географическом регионе).

Среди косвенных методов стимулирования следует выделить активное применение определенных налоговых режимов. Экономический смысл применения налоговых стимулов заключается в том, чтобы заинтересовать налогоплательщиков в развитии их деятельности в направлениях, которые соответствуют общественным потребностям. Применительно к стимулированию сферы науки и инноваций особые налоговые режимы в основном призваны стимулировать увеличение финансовых вложений в данную сферу со стороны негосударственных субъектов хозяйствования.

Как показывает мировой опыт, основным видом налоговых стимулов для развития научно-инновационной деятельности выступают налоговые льготы. В зависимости от элемента структуры налога (объекта налогообложения, налоговой базы; налогового периода; налоговой ставки; порядка исчисления налога; порядка и срока уплаты налога), на изменение которого направлена льгота, выделяют: налоговые скидки и налоговые кредиты. В мировой практике понятие «налоговая скидка» (tax allowance) употребляется для обозначения суммы, подлежащей полному или частичному исключению из налоговой базы при расчете суммы налога. В отношении процесса стимулирования налоговые скидки позволяют фирмам, инвестирующим в НИОКР, получать вычеты из их налогооблагаемого дохода в размере, фактически превышающем сами расходы на НИОКР. Понятие «налоговый кредит» (tax credit) обозначает вычеты в процентном соотношении к затратам на НИОКР из окончательных налоговых обязательств субъекта, произведшего эти затраты.

Впервые налоговое стимулирование в сфере науки и инноваций было применено в 1967 г. в Японии в виде налоговых кредитов национальным компаниям с целью увеличения их финансирования НИОКР. Предоставление налоговых кредитов, которые могут устанавливаться пропорционально размерам затрат на НИОКР (объемный налоговый кредит) или определяться, исходя из увеличения расходов на НИОКР в сравнении с уровнем базового года или средним значением за определенный период (приростной налоговый кредит), используется правительствами 11 стран ОЭСР. Во Франции, например, действует приростной налоговый кредит в размере 30 % от первых 100 млн евро, вложенных в НИОКР. Предусматривается и повышенная величина налогового кредита в размере 50 % для молодых французских инновационных компаний, которые впервые произвели вложения в НИОКР.

В большинстве стран размеры налоговых кредитов являются постоянной величиной и устанавливаются государствами в соответствии с их налоговыми законодательствами, в то время как в США и Япония они подлежат ежегодному пересмотру.

Налоговые скидки действуют в таких странах, как Великобритания, Бельгия, Дания и Австралия. Например, размер налоговой скидки для бельгийских компаний составляет 13,5 %.

В ряде стран, таких как Германия, Финляндия, Исландия и Швеция, налоговая политика не предусматривает специальных налоговых кредитов и скидок на инновационную деятельность, а стимулирование происходит за счет других налоговых механизмов. Правительство Германии разрешает уменьшать налогооблагаемую прибыль организаций, осуществляющих научно-инновационную деятельность, на полную величину расходов на НИОКР. В Швеции и Финляндии также действует специальная система вычетов расходов на НИОКР, осуществленных в частном секторе.

Налоговые льготы также могут предоставляться определенной категории налогоплательщиков. Так, например, в Великобритании от уплаты корпоративного налога освобождены научно-исследовательские организации.

Отдельно существуют налоговые льготы для целей интенсификации взаимодействия сектора высшего образования и производственных компаний для осуществления совместной научно-инновационной деятельности. Так, в США компаниям разрешается уменьшать свою налогооблагаемую базу на величину стоимости научного оборудования, переданного на безвозмездной основе университетам или некоммерческим научно-исследовательским организациям.

Особые налоговые режимы действуют в технопарках (немного подробнее о них см. в 1-й главе, а также далее в этой).

Объемы налоговых льгот приближаются к объемам прямого государственного финансирования. Так, в Японии сумма таких налоговых льгот составляет более 60 %, а в Нидерландах и Канаде - более 90 % суммы бюджетных ассигнований. В отличие от прямого государственного финансирования, налоговые льготы предполагают меньшее вмешательство в дела субъекта и поощряют уже овеществленные действия. Кроме того, для стран с традиционно низким уровнем бюджетного финансирования именно налоговые льготы могут стать ключевым стимулом.

Наряду с государственным финансированием крупных инновационных проектов в последние десятилетия в рыночной экономике наметилась общая тенденция по финансированию значительной части отраслевых инноваций ограниченного характера за счет частного капитала, готового идти на осознанный риск в целях получения сверхнормативной прибыли. Наиболее эффективной и распространенной формой интенсификации инновационной деятельности в условиях рыночной экономики является венчурное (рисковое) финансирование проектов малых инновационных предприятий, связанных с большим риском. При этом венчурный бизнес в основном взаимодействует с предприятиями сектора МИП, которые примерно в 2-3 раза эффективней реализует капиталовложения именно в инновационной сфере, по сравнению с крупными предприятиями. Венчурная деятельность направлена на временное объединение капиталов нескольких юридических и/или физических лиц для создания небольших, но весьма мобильных и эффективных предприятий по доводке и коммерческой реализации отдельных инновационных проектов. Сущность венчурной деятельности в инновационной сфере заключается в риске привлечения частного капитала к взаимодействию с предпринимателями, обладающими организационным и интеллектуальным потенциалом, с целью возможного получения в будущем прибыли от реализации инновационных идей и их дальнейшей коммерциализации без каких-либо гарантий на успех. После успешного завершения таких проектов, эти предприятия продаются либо поглощаются более крупными фирмами, или путем продажи лицензий на разработанные инновационные продукты укрепляют свои финансовые позиции и на этой основе разворачивают активную предпринимательскую деятельность. Важнейшим преимуществом и одновременно отличием венчурного бизнеса, является его гибкость и возможность аккумулировать капитал из различных источников для осуществления инвестиции в тщательно отобранные инновационные проекты на достаточно длительные сроки (5-7 лет) без предоставления гарантий или залоговых обязательств. Предварительная оценка перспективности инновационных проектов осуществляется при серьезной научной и коммерческой экспертизе, дающей возможность соразмерить предполагаемые риски и выгоды от вкладываемых инвестиций. Венчурные инвестиции позволяют значительно ускорить реализацию инновационных разработок и на ранних этапах определить дальнейшие их рыночные перспективы. Другим преимуществом венчурного инвестирования, является полная самостоятельность предприятия-реципиента в оптимизации взаимодействия всех участников проекта в целях получения практического результата и достижения коммерческого успеха в кратчайшие сроки. [7]

Венчурное финансирование как альтернативный источник средств для научно-инновационной деятельности исторически получило наибольшее развитие в США. Использование венчурного капитала в американском высокотехнологическом секторе в 3 раза выше, чем в Западной Европе. По мнению специалистов, одной из причин низкой эффективности венчурной деятельности в Европе является смещение акцентов на нетехнологическое использование венчурного капитала, обусловленное доминированием банков, а не фондовых рынков, как в США.

Наибольшее развитие в европейских странах венчурное финансирование получило в Швеции и Финляндии. В Швеции, например, государственное агентство «Инновационный мост» (Innovationsbron) стимулирует инновационную деятельность малых и средних предприятий и предоставляет стартовый капитал для инновационных компаний.

Как факт, наблюдаются более высокие уровни активности в сфере патентования тех фирм, которые финансируются за счет венчурного капитала, и большее число инвестиций в НИОКР по сравнению с другими компаниями. Однако нельзя говорить о том, что без наличия данного финансового инструмента стимулирование в сфере науки и инноваций будет неэффективным. Об этом свидетельствует опыт Японии, которой не удалось построить венчурный бизнес по американскому образцу, но, несмотря на это, она входит в пятерку мировых инновационных лидеров. Венчурное финансирование выступает как дополнительная мера стимулирования помимо прочих методов, наличие которых только в некоторой мере улучшает условия для развития научно-инновационной деятельности.

Особое место в системе косвенных методов стимулирования научно-инновационной деятельности занимают меры по формированию инновационной инфраструктуры, т. е. совокупности субъектов научно-инновационной деятельности, которые способствуют ее осуществлению. Согласно данным ряда инновационная инфраструктура предполагает наличие в ней таких специфических рыночно-ориентированных субъектов хозяйственной деятельности, как технологические парки и их отдельные подразделения, которые могут функционировать и автономно. Все они обеспечивают доступ субъектов научно-инновационной деятельности к производственным ресурсам. Такие структуры получили широкое распространение в США, Канаде, Индии, Финляндии, Швеции, Дании.

В настоящее время в Беларуси развитие инновационной инфраструктуры как важнейшего сегмента современной национальной инновационной системы идет активными темпами.

Стимулирование инновационной деятельности предполагает создание условий, в которых ее осуществление будет выгодным как для субъектов этой деятельности так и для экономики в целом. В связи с этим, необходимо также обратить внимание на непосредственное стимулирование ученого как основного субъекта инновационной деятельности. По сравнению с индустриально развитыми странами в Беларуси все еще отмечается низкий социальный статус ученого и в целом общественного престижа научной деятельности, в основном из-за низкого уровня оплаты труда и отсутствия социальных льгот. Так, например, по данным Бюро трудовой статистики США, годовая средняя заработная плата ученых, занятых научными исследованиями и разработками в сфере естественных, физических и социальных наук, за 2008 г. составила 45 тыс. дол. По данным официальной статистики, в 2008 г. среднемесячная заработная плата научных работников НАН Беларуси составила 1,24 млн руб., что не достигало в год даже 6 тыс. в долларовом эквиваленте [18]. За последние годы существенного увеличения доходов ученых не наблюдалось. Однако, как показывает мировая практика, пересмотр системы материального стимулирования белорусских ученых не может проходить без выработки адекватной системы оценки их научно-инновационной деятельности.

В общем, в мировой практике сложились следующие основные формы стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий: малый бизнес стимулирование инновационный

государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных МИП, выполняющих НИОКР по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай и др. страны);

прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие);

предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);

целевые дотации на научно-исследовательские разработки (практически во всех развитых странах);

создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и представление им налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония и др.), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования (Япония);

отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);

бесплатные услуги патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия, Япония, Индия);

облегчение налогообложения для предприятий действующих в инновационной сфере, в т.ч. исключение из налогообложения затрат на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ (США, Великобритания, Индия, Китай, Япония);

законодательное обеспечение защиты интеллектуальной собственности и авторских прав (во всех развитых странах);

государственные программы по снижению рисков и возмещению рисковых убытков (США, Япония);

создание широкой сети фондов венчурного капитала используемого для реализации инновационных проектов силами МИП (во всех развитых и развивающихся странах);

создание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития (во всех развитых и развивающихся странах);

создание мощных государственных организаций (корпораций, агентств) обеспечивающих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную поддержку инновационных МИП (США, Япония, Индия, Китай и др. страны);

информационно-поисковые специализированные сайты по прогрессивным технологиям и инновационным разработкам, позволяющие заинтересованным предприятиям быстро найти необходимые технические решения и возможных партнёров. [7]

Кроме того, во многих странах одним из важнейших финансовых инструментов поддержки МИП, являются государственные контракты от различных организаций на проведение НИОКР. Такие контракты, предполагают тщательное согласования всех основных характеристик ожидаемого результата, сроков исполнения и необходимых затрат на выполнение. Обычно цена фиксируется до начала работы, а окончательный расчёт осуществляется после их завершения. Субсидии и субвенции обычно предоставляются для поддержки радикальных и рисковых проектов, реализуемых МИП, входящими в реестр предприятий, обладающих опытом выполнения сложных НИОКР. Государственные контракты обязательно предусматривают следующие важнейшие требования:

получение исполнителем необходимых результатов по решению научно-технической проблемы, заявленной заказчиком, в течение определенного срока;

предоставление заказчиком кредитования, необходимого исполнителю на весь период выполнения работ;

гарантии заказчика на приобретение будущих результатов работы исполнителя.

Весьма интересным направлением поддержки производственной и инновационной деятельности в секторе МИП, является использование опыта высококвалифицированных специалистов (управленцев, инженеров, ученых, финансистов и др.) ныне вышедших на пенсию и имеющих возможности для применения своих знаний и опыта. Практически во всех развитых странах созданы консультационные пункты, обслуживаемые специалистами пенсионного возраста (Service Corps of Retired Executives - SCORE). Например, в США действует 389 таких консультационных пунктов, в которых сотрудничают 11400 специалистов-пенсионеров. Ежегодно эти пункты обслуживают свыше 400 тыс. клиентов. Аналогичные структуры действуют в странах ЕС, оказывая консультационную помощь с выездом на предприятия, в том числе и в страны СНГ в рамках программы TACIS (European Senior Service Network - ESSN). Этот мощный интеллектуальный резерв нашей страны может быть задействован при минимальных организационных усилиях и небольших финансовых затратах. Например, при местных структурах поддержки МИП можно создавать локальные информационные базы данных о высококвалифицированных специалистах-пенсионерах проживающих в данном городе или районе и заинтересованных в активном сотрудничестве. По мере развития этой формы консультационных услуг, локальные базы могут быть интегрированы в более крупные базы с выходом в интернет. Очень интересен опыт оказания помощи сектору МИП в разработке технической документации силами городских ассоциаций конструкторов и проектировщиков, на примере «Японской организации содействия промышленному конструированию» (JIDPO), действующей в Токио.

Необходимость интенсивного развития и поддержки инновационной деятельности в секторе МСП ставит на первый план задачи финансирования этих работ и обеспечения взаимодействия между разработчиками, НИИ, университетами и испытательными лабораториями. В мировой практике достаточно много примеров объединения финансовых ресурсов различных государственных ведомств в целях выполнение НИОКР по государственной тематике. Наиболее ярким примером может служить программы «Инновационные исследования в МСП» (SBIR) и «Распространение технологий МСП» (STTR), реализуемые в США. Следует заметить, что подобные программы существуют и успешно реализуются во многих развитых странах.

Мощным стимулирующим фактором экономического и инновационного развития многих стран стало формирование кластеров, объединяющих наиболее эффективные и взаимосвязанные предприятия различных размеров, которые образуют лидирующую группу компаний и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках. Кластерный подход стал активно применяться для формирования общегосударственной промышленной политики при разработке программ регионального развития и стимулирования инновационной деятельности на основе тесного взаимодействия крупного и малого бизнеса. Опыт передовых и развивающихся стран показал, что кластерный подход служит основой для конструктивного взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.

Осознавая необходимость наращивания экономического потенциала, правительства развитых и развивающихся стран вкладывают значительные средства в НИОКР, так США тратят на исследования и разработки $280 млрд. в год, Япония - $100 млрд., основные страны ЕС - $50 - $60 млрд. Китай - около $200 млрд. [7].

Резюмируя сказанное, можно отметить, что общемировой тенденцией развития организационно-экономического воздействия на состояние научно-инновационной сферы является применение разнообразных инструментов прямого и косвенного стимулирования. Анализ практики государственного стимулирования научно-инновационной деятельности показал, что финансирование из государственного бюджета все еще остается основной формой поддержки в большинстве стран. При этом решающее значение имеет оценка результатов и перспектив исследований. Однако наблюдается постепенный сдвиг в пользу косвенных методов стимулирования. Значительную роль в финансовом стимулировании научно-инновационной деятельности в зарубежных странах играют национальные научные фонды, комитеты по науке и национальные академии.

Таким образом, возникает вопрос, мол, зачем “изобретать велосипед”. Необходимо применить ряд методов в нашей стране, учитывая особенности законодательства, традиций и др. Что, в принципе, и делает наше правительство.

3. Проблемы формирования и стимулирования малого инновационного бизнеса в РБ

Всем известна нерадостная ситуация, сложившаяся в нашей стране. Рост инфляции, девальвация, рост цен, причём зарплаты остаются прежними, рост госдолга и тд. Причина: мировой экономический кризис, сложившееся отрицательное сальдо около 4 млрд $ [12], а к концу этого года прогноз говорит о 6 млрд отрицательного внешнеторгового сальдо, причиной которому нехватка своих ресурсов, особенно энергоресурсов, огромные расходы на комплектующие материалы, большую часть которых можно было бы произвести на территории страны, что оказывается невыгодно ввиду неконкурентоспособности нашей продукции. Причин этому много: нерентабельность предприятий, устаревшее оборудование, высокая налоговая нагрузка и тд. Вспомним также о поставленных задачах последней пятилетки [рис. 1], а задачи эти труднодостижимые, особенно учитывая состояние национальной экономики.

Рисунок 1. Задачи правительства по развитию экономики [11].

Одним словом экономику нужно стабилизировать. Я вижу эту стабилизацию путём увеличения экспорта и уменьшение импорта. Для этого необходимо повысить конкурентоспособность отечественных товаров, влаживать огромные капиталы в обновление материально-технической базы производства, а также ряд других мер. Но вернёмся к моей теме. И так, нас будет интересовать именно повышение конкурентоспособности товаров, которое можно добиться с помощью инновационной деятельности. Тут мы и сталкиваемся с рядом проблем. На мой взгляд, самыми важными из них являются:

·    несовершенство и нестабильность законодательства;

·    серьёзная налоговая нагрузка (налог на прибыль 24%, налог на доходы 5-15%, НДС 20%, подоходный налог 12%, обязательные страховые взносы 34%...[4]) и сложность налоговой документации, что, в свою очередь, отпугивает инвесторов;

·    высокая стоимость нововведений и очень высокий экономический риск;

·    недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;

·    нехватка собственных денежных средств и недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

·    отсутствие отлаженной системы взаимодействия между действующими субъектами инновационной инфраструктуры;

·    недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, особенно в регионах Беларуси;

·    низкая инновационная восприимчивость предприятий;

·    невосприимчивость экономики нашей страны к высоким рискам венчурных инвестиций;

·    длительные сроки окупаемости нововведений;

·    недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта;

·    низкий спрос у потребителей на инновационную продукцию;

·    неразвитость инновационной инфраструктуры;

·    сложности в обеспечении правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и высокий уровень правонарушений в области инноваций;

·    серьезные проблемы с обновлением и поддержанием в работоспособном состоянии материально-технической базы науки, в том числе уникальных экспериментальных комплексов. Среднегодовой коэффициент обновления основных фондов науки составляет примерно 5%, что почти в 3 раза ниже уровня, рекомендуемого современной экономической наукой. В НАН Беларуси физический и моральный износ основных фондов составляет 60%, а обновляемость основного оборудования уже несколько лет не превышает 3%.

И это лишь основные. Радует то, что правительство, понимая роль малых предприятий, идёт по пути решения этих проблем на законодательном уровне. Основополагающим документом государственной политики поддержки предпринимательства в Беларуси является закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства». В соответствии с ним разрабатываются и последовательно реализуются государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси на 3-летний период. В частности, в программе на 2010-2012 годы предусмотрено:

увеличение доли субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в общем объеме выручки, полученной от реализации товаров, работ и услуг;

увеличение общего числа занятых в микро- и малых организациях, включая численность индивидуальных предпринимателей;

В свою очередь неотъемлемая часть Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы - раздел, определяющий цели, задачи и показатели развития малого и среднего бизнеса. Стимулирование предпринимательства и деловой инициативы определено в качестве одного из приоритетных направлений экономического прогресса страны. Прогнозируется увеличение вклада малого и среднего бизнеса в формирование ВВП в 2015 году до 30 % и более. В основу разработки прогнозных показателей развития малого и среднего предпринимательства на 2011-2015 годы заложен рост производительности труда работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в 1,8 раза. Соответственно в Программе деятельности правительства на 2011-2015 годы предусмотрено увеличение численности занятых в секторе малого и среднего бизнеса не менее чем до 1,8 млн. человек к концу 2015 года, в том числе за счет кадровой реструктуризации крупных предприятий [11].

Дополнительными факторами обеспечения запланированного объема вклада МСП в ВВП страны в прогнозном периоде станут:

увеличение удельного веса видов деятельности с высокой долей добавленной стоимости в общем объеме добавленной стоимости МСП;

повышение вклада инновационно активных МСП в общие показатели этого сектора экономики;

сохранение темпов роста количества субъектов малого предпринимательства.

Вышеназванные программы не только являются определяющими в проведении государственной политики развития малого и среднего бизнеса в стране, но и взаимно дополняют друг друга. В качестве основных задач определены:

устранение административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса;

снижение налоговой нагрузки и повышение доступности кредитно-финансовых, материально-технических, земельных ресурсов и недвижимости;

развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Решение поставленных задач предусматривает упрощение бухгалтерского учета, налоговой и статистической отчетности, в том числе путем расширения применения электронного документооборота. Предусматривается поэтапное введение в республике электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уменьшение длительности процедуры регистрации собственности, расчетов налогов, количества выплат и необходимых административных процедур при налогообложении.

Намечено упрощение процедур лицензирования, гигиенической регистрации и сертификации товаров, работ и услуг, а также процедур,

связанных с возможностью использования субъектами предпринимательства необходимой для ведения бизнеса инфраструктуры (электро-, водо-, газоснабжения и коммуникаций связи).

Приоритетным направлением государственной политики поддержки предпринимательства станет развитие микрокредитования и создание действенной системы гарантирования кредитов.

Государство обязано обеспечить оптимальные условия для предпринимательской деятельности, содействовать повышению конкурентоспособности малого бизнеса, в первую очередь в области наукоемких и инновационных отраслей. Беларусь имеет огромный потенциал в этой сфере, и его реализация должна развитии малого и среднего бизнеса. Приоритетом новой экономической политики страны должна стать концентрация усилий правительства на создании комфортных условий для ведения собственного дела. Граждане должны осознать перспективность создания собственного бизнеса как условия надежного обеспечения своего будущего и благополучия страны в конечном итоге.

Заключение

В заключение можно сказать, что инновационная деятельность несомненно играет важную роль в повышении конкурентоспособности товаров. На сегодняшний день важна деятельность именно малых инновационных предприятий, поддерживать и стимулировать которых просто обязано наше государство. В поиске методов поможет опыт зарубежных стран. Важно лишь помнить, что необходимо учитывать условия, сложившиеся в нашей стране, особенности законодательства и другое.

В данной курсовой работе я определил понятие малого бизнеса, а также рассмотрел понятие малого инновационного предпринимательства, определив, что они играют немаловажную роль в развитии экономики. Важно то, что малый бизнес обеспечивает высокую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию. Малый бизнес не только способен быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и обладает сравнительно быстрой окупаемостью. Также создаёт условия здоровой конкуренции, решает социальную проблему безработицы и т.д. Ввиду своих особенностей и положительных черт МИП становятся просто незаменимыми в решении национальных проблем экономического и социального характера.

Что касается анализа опыта зарубежных стран, то он показывает, что наиболее широко используются:

частичное погашение издержек, касающихся инновационных программ;

льготное налогообложение;

прямое финансирование (субсидии, займы);

изменение законодательства в поддержку инновационного предпринимательства;

создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска;

- создание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития;

создание мощных государственных организаций, обеспечивающих всестороннюю научно-техническую, финансовую и производственную поддержку МИП;

- и другое…

Интересным является метод привлечения в инновационную деятельность специалистов, вышедших на пенсию (консультации и др.), и метод кооперирования крупных предприятий с сетью малых.

Изучив ряд источников, я определил, на мой взгляд, наиболее важные проблемы развития МИП в нашей стране: слишком жёсткий контроль государства в сфере бизнеса; несовершенство и нестабильность законодательства и слишком высокая налоговая нагрузка; неразвитость инновационной инфраструктуры; нехватка собственных денежных средств и недостаток финансовой поддержки со стороны государства.

Решение этих и других проблем приведёт к колоссальному положительному эффекту.

Что касается предложений, то это акцент на следующем:

изменение законодательства и налогообложения в пользу малого бизнеса, использование налоговых льгот;

рациональное вложение средств, т.е. в обновление технической базы, инновационную деятельность, образование (воспитание личности, способной к инновационной деятельности с ранних лет) и т.д.;

изменение самого сознания человека по отношению к собственности;

борьба с коррупцией и бюрократизмом;

смело использовать опыт зарубежных стран;

- упрощение ведения налоговой и другой документации;

- и т.д.

Список используемых источников

1.  Саевец А.Н. О некоторых аспектах развития инновационной активности субъектов хозяйствования / Саевец А.Н. / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2010. - №4. - С. 67-73.

2.     Мясникович М.В. О концептуальных направлениях обеспечения инновационного экономического роста Республики Беларусь / Мясникович М.В. / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2010. - №12. - С. 43-48.

.       Ботеновская Е.С. Совершенствование налогового стимулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь / Ботеновская Е.С. / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. - 2010. - №1. - С. 62-69.4

4. Налоги в Беларуси [Электронный ресурс]. Ссылка: http://bisnesjur.narod.ru/nalogi.html

. Малое предпринимательство [Электронный ресурс]. Ссылка: http://smallbusinesses.ru/

. Кулагин А.С. / О стимулировании инновационной деятельности / Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2010 - №1. [Электронный ресурс]. Ссылка: http://dpr.ru/journal/journal_8_7.htm

. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий [Электронный ресурс]. Ссылка: http://kfpp.ru/analytics/material/innovation.php

. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы [Электронный ресурс]. Ссылка: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/state-support-for-small-business

. О развитии малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] Ссылка: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb/on-the-development-of-small-business-in-01-02-2010

. О деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] Ссылка: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/support-of-small-enterprise/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses

. Мясникович М.В. / Инициатива, динамизм, инновационность / Белорусская экономика [Электронный ресурс] Ссылка: http://belarus-economy.by/econom.nsf/all/AFBA5955D0219A9CC225786500513610/$File/1-1.pdf

. Отрицательное торговое сальдо Беларуси превысил $4 млрд [Электронный ресурс] Ссылка: <http://www.newsland.ru/news/detail/id/813602/>

. Голованов В.В. / Правовое поле для предпринимательства / Белорусская экономика [Электронный ресурс] Ссылка: http://belarus-economy.by/econom.nsf/all/D4CAAE263CBD245EC22578BE004EC7C2/$File/1-2.pdf

. Червяков А.Г. / Фактор экономического развития / Белорусская экономика [Электронный ресурс] Ссылка: http://belarus-economy.by/econom.nsf/all/007159F4113B9ED6C22578BE004FBF06/$File/1-7.pdf

. Мясникович М.В. / Наука и инновации - основа долгосрочной конкурентоспособности страны / Белорусская экономика [Электронный ресурс] Ссылка: http://belarus-economy.by/econom.nsf/all/AC3F7F17FF98A984C225771A00420B9C/$File/1-6.pdf

. Тур А.Н. / Опираясь на инновации / Белорусская экономика [Электронный ресурс] Ссылка: http://belarus-economy.by/econom.nsf/all/FE659C8DF83A675CC22577CF0058A6A9/$File/3-1.pdf

. Что такое малый бизнес [Электронный ресурс] Ссылка: http://www.littlebusiness.ru/?id_razdel=330

. Архив новостей за июнь 2009 г. [Электронный ресурс] // Национальная академия наук Беларуси. Ссылка: <http://nasb.gov.by/rus/news/news2009jun.php>

Приложение 1

Особенности венчурного финансирования инновационных проектов

Мировое сообщество в настоящее время уверенно переходит в стадию развития «Экономики, основанной на знаниях» (Knowledge based economy), поэтому особенное значение имеет не только финансирование собственно знаний, но и их превращение в эффективное производство. Одним из активнейших инициаторов продвижения передовых технологий и новых производств является венчурный капитал, который, инвестирует частные финансовые средства и управленческий опыт в инновационные предприятия со значительным потенциалом развития для дальнейшей трансформации в процветающее производство. Объем венчурного капитала не так уж велик, но обладая высокой подвижностью и исключительной способностью к поиску и реализации эффективных разработок, он оказывает ускоряющее воздействие на развитие НТП в странах с рыночной экономикой.

Венчурный капитал (или Венчурный фонд), как альтернативный источник финансирования частного инновационного бизнеса, зародился в США в середине 50-х годов ХХ века, а затем распространился и в Европе. В связи с высокой степенью риска, венчурный бизнес может принести колоссальную прибыль - или закончиться провалом. Американская и европейская экономики в немалой степени обязаны своим ростом в конце ХХ века именно расцвету венчурного бизнеса. Венчурное финансирование сводится к способствованию роста конкретного инновационного бизнеса путем предоставления определенных денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций. Важнейшей функцией венчурных фондов является поиск и отбор перспективных инноваций, финансирование начальных стадий рисковых проектов, связанных с максимальной неопределенностью отдачи затраченных средств. При этом вероятность неудач очень велика, только 10-15% инвестированных разработок доходит до последнего этапа - создания венчурных АО. В США и Европе свободный капитал, увидев преимущества венчурного инвестирования, начал активно вкладывать средства в этот бизнес. В настоящее время основными источниками инвестиций для малых инновационных предприятий являются венчурные фонды рискового капитала, которые аккумулируют вклады физических лиц, частных фирм, пенсионных фондов и страховых компаний. Причём, капиталовложения пенсионных фондов достигают 40% в общем объеме рисковых инвестиций. Каждый венчурный фонд, привлекая финансовые ресурсы, четко определяет основные принципы своей работы, направления и стратегические цели инвестиционной деятельности, обеспечивающие интересы вкладчиков.

В США насчитывается, по разным оценкам, от 400 до 600 подобных фондов. На их долю приходится, по опубликованным оценкам, более 75 % рискового капитала. Прогнозная оценка венчурных инвестиций США предполагает, что в ближайшие 5 лет они будут распределены следующим образом: 19-21% - на совершенствование технологий торговли; 29-32% - в сферу биологии, генной инженерии и фармацевтики; 48-51% - на развитие высоких технологий, в т.ч. 21% на развитие энергетики и охрану окружающей среды.

После реализации программы рисковых капиталовложений с получением нового инновационного продукта или услуги, востребованной на рынке, полученный венчурным фондом доход делится между его участниками в соответствии с первоначальным взносом. За рубежом, главным образом в США и некоторых странах Западной Европы, механизмы венчурного финансирования инновационных предпринимательских проектов широко используются на практике уже не одно десятилетие и получают в последние годы все более широкое распространение. Однако, несмотря многолетний положительный опыт применения венчурного капитала, создание новых венчурных фондов продолжает оставаться достаточно сложной проблемой вследствие несовершенства национальных законодательств как новых, так и развитых рынков капитала. В некоторых странах Европы (Великобритания, Нидерланды, Франция и др.) национальные законодательства достаточно приспособлены для создания и функционирования венчурных структур. В других странах, инвесторам приходится использовать зарубежные юридические структуры, практикуя регистрацию фондов и управляющих компаний в оффшорных зонах. Это позволяет максимально упростить процедуру оформления и помогает избегать сложных вопросов, связанных с двойным налогообложением доходов и прибыли. [7]

Приложение 2

О развитии малого и среднего предпринимательства в РБ

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2011 г. в республике состоит на учете 90497 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 6823 (или на 8,2%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 4303 (или на 5%).

По состоянию на 1 сентября 2011 г. на учете стоит 2384 субъектов среднего предпринимательства.

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 сентября 2011 г. составила 227000 человек.

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 сентября 2011 г. составил 28,3%, в том числе от субъектов малого предпринимательства - юридических лиц - 18,4%, от субъектов среднего предпринимательства - 7,3%, от индивидуальных предпринимателей - 2,6%. [9]

Похожие работы на - Малый инновационный бизнес в Беларуси

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!