Инновационный фонд Казахстана

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,44 Кб
  • Опубликовано:
    2013-02-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационный фонд Казахстана

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Инновационная деятельность Республики Казахстан

. АО «Национальный инновационный фонд»

. Инновационная особенность Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира

. Технопарки

. Венчурные фонды

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации.

Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику страны на уровень мировых стандартов.

В послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти» наиболее конкурентоспособных стран мира, от 1 марта 2006 года, во втором приоритете говорится: «Для поддержания устойчивого и динамичного роста экономики страны государство обязано стимулировать спрос на товары и услуги высокого качества, используя инструменты фискальной, денежно-кредитной политики, государственного регулирования эффективного перераспределения основных факторов производства».

В целях дальнейшей модернизации и диверсификации экономики Казахстана Н.А. Назарбаев считает, что необходимо сконцентрировать внимание и силы на следующие направления: денежно-кредитную политику, фискальную дисциплину и эффективную налоговую политику, повышение экономических взаимоотношений между государством и частным сектором на основе рыночных принципов.

Немаловажное значение, по мнению Президента, необходимо, уделить внимание на реализацию широкомасштабной государственной поддержки предпринимательства, расширение и укрепление позиций малого и среднего бизнеса, а также созданию региональных «локомотивов» экономического развития за счет формирования региональных корпораций социального развития и предпринимательства.

Сегодня нужна новая, современная стратегия территориального развития, направленная на активизацию экономической деятельности в развитых региональных центрах, способных стать «локомотивами» экономической модернизации страны в целом, а также формирование эффективной экономической специализации регионов. «Всё это»,- считает Президент,- должно найти отражение в стратегии территориального развития Казахстана до 2015 года.

Для достижения целей, поставленных перед Правительством и народом необходимо уделять внимание инновационному развитию экономики регионов и Казахстана в целом.

Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана направлена на проведение активной научной и инновационной политики с целью стимулирования предпринимательства на организацию конкурентоспособных и экспортированных производств. При этом система управления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с позиции инновационного подхода должна обеспечить трансформацию технико-технологических возможностей в конкурентные преимущества.

Основными предпосылками реализации Стратегии, на наш взгляд, являются: во-первых, обеспечение благоприятных институциональных условий; во-вторых, выявление и формирование инновационного потенциала субъектов предпринимательства. В настоящее время государство создает все необходимые условия, так образованы специальные структуры, как Казахстанский инвестиционный фонд. Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд. Внедрены институциональные инструменты, стимулирующие инвестиционную деятельность в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве.

1. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Термин "инновация" происходит от латинского слова innovus (in - в и novus - новый), по содержанию термины "инновация" и "нововведения" могут рассматриваться как синонимы. Термин нововведение тесно связан и с понятием "новшество", и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, то есть как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления

Инновационная деятельность Казахстана, базирующаяся на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, относится к числу важнейших факторов развития экономики республики.

На расширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направлены основные положения Закона Республики «Об инновационной деятельности» и «Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы».

Уполномоченным государственным органом, ответственным за разработку и реализацию политики в сфере индустриально - инновационного развития является Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, в функции которого входят: внесение предложений в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направлениям инновационной деятельности; выделение инновационных грантов; проведение мониторинга реализации и оценка эффективности выполнения инновационных проектов, осуществляемых за счет инновационных грантов; государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности, в том числе за выполнением комплекса мер инновационного развития.

Министерство образования и науки Республики Казахстан является уполномоченным органом, ответственным за формирование, реализацию и координацию всех фундаментальных и прикладных исследований, проводимых в стране, состояние и развитие научно-исследовательской инфраструктуры, подготовку и повышение квалификации научных кадров, а также проведение Государственной научно-исследовательской экспертизы научных проектов и программ, реализуемых за счет средств государственного бюджета.

Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности» регулирует отношения в сфере инновационной деятельности и определяет основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики. При этом особое внимание обращается на быстроразвивающиеся направления, в частности информационно-телекоммуникационные технологии и электронику.

Целью «Программы по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы» является построение национальной инновационной системы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики за счет создания системы управления инновационно-технологическим развитием, инновационного развития отраслей и регионов, создание условий для развития высокотехнологичного малого и среднего бизнеса и повышения научного и инжинирингового потенциала страны.

Анализ успешного зарубежного опыта показал, что одним из основных условий эффективной системы генерации инноваций является вовлечение в данный процесс высших учебных заведений.

В 2009 году реализовывалось 15 совместных проектов между предприятиями и университетами Казахстана, что показывает очень низкий уровень сотрудничества. При этом данное положение объясняется не столько немотивированностью предприятий к массовому внедрению инноваций, сколько недостаточным уровнем качества исследовательских услуг, которые предлагают наши ВУЗы. Данная проблема, в свою очередь вызвана немотивированностью ВУЗов на развитие собственных научных компетенций, так как основной доход они, в отличие от западных университетов получают от оказания образовательных услуг.

Данная диспропорция ведет к ухудшению качества исследовательского персонала, уменьшению интереса молодежи к научной деятельности.

. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Национальный фонд создан Указом Президента РК от 23 августа 2000 года в целях обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция), снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция).

Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан.

Расходы Фонда предусматривают исполнение стабилизационной функции - в виде поступлений из Фонда в республиканский и местные бюджеты. Это компенсирует потери, которые определяются как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора. По данным Национального Банка на май 2006г, активы Национального Фонда составляют 8, 631 млрд. долларов США.

Акционерное общество «Банк Развития Казахстана»

АО «Банк Развития Казахстана» был создан 25 апреля 2001 года на основании Указа Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года «О Банке Развития Казахстана».

Основной целью Банка Развития является совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении внутренних и внешних инвестиций в экономику республики.

Актуальность создания Банка развития Казахстана в настоящее время продиктована необходимостью обеспечения устойчивого развития национальной экономики, в особенности ее реального сектора.

На 1 апреля 2005 года Банком развития РК одобрено к финансированию 27 инвестиционных проектов на сумму 780,3 млн. долларов США, доля Банка составила 349 млн. долларов США, в том числе в 2005 году одобрен к финансированию 1 проект на сумму 4 млн. долл. США с долей Банка 4 млн. долл. США.

Акционерное общество «Инвестиционный фонд Казахстана»

Инвестиционный фонд Казахстана (далее ИФК) создан на основе Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

Основной целью деятельности Инвестиционного фонда является содействие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы посредством осуществления инвестиций, а также привлечения инвестиций в проекты перспективных предприятий.

Необходимость создания ИФК обусловлена неразвитостью фондового рынка, достаточно низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность.

Инвестиционный фонд принимает участие в финансировании инвестиционных проектов предприятий, которые направлены на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, а также создание новых производств по выпуску товаров и услуг. На 1 апреля 2005 года Инвестиционным фондом одобрено 18 проектов на сумму 935,4 млн. долл. США, доля фонда - 80,3 млн. долл. США.

Акционерное общество «Национальный инновационный фонд»

Национальный инновационный фонд (далее НИФ) создан согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

Основной целью деятельности Инновационного фонда является повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.

В целом Инновационный фонд стимулирует венчурную функцию рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция наиболее важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие.

Существование Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных рыночных механизмов внедрения инноваций, которая присуща всем странам постсоветского пространства.

С учетом неразвитости венчурных институтов в стране на сегодняшний день разрабатывается адекватная законодательная база для стимулирования и регулирования венчурной деятельности. Вместе с тем, на 1 апреля 2005 года Инновационным фондом одобрен 51 проект на общую сумму 130,4 млн.долл., доля фонда - 100,9 млн. долл. США, в том числе в 2005 году одобрено к финансированию 30 проектов на сумму 11,9 долл. США, доля фонда 8,1 млн. долл. США.

По данным на 1 апреля 2005 года совокупный уставной капитал институтов развития составил более 111 млрд. тенге (847 млн. долларов США), В целом, одобрено к финансированию в 2005 году 29 проектов на сумму 525,2 млн. долл. США с долей институтов развития 21,5 млн. долл. США

В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

Первый этап - 2003-2005 гг. связан с реализацией мероприятий подготовительного характера. В этот период должна быть сформирована необходимая вспомогательная база и налажена эффективная деятельность финансовых и инновационных институтов развития. Правительством определен алгоритм реализации начального этапа Стратегии: первое - проведение конъюктурных, маркетинговых исследований отраслей экономики с целью определения их конкурентноспособности; второе - подготовка и переподготовка кадров и формирование нового формата менеджеров; третье - обеспечение системной работы созданных институтов развития; четвертое - создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие научно-производственной системы вокруг базовых отраслей экономики.

Второй этап - 2006-2010 гг. - станет периодом активной Стратегии во всех отраслях экономики. Это позволит комплексно решать вопросы создания мощностей на основе достижений науки и техники, а также подготовки специалистов международного уровня. Также на данном этапе будет в основном сформирована научно-инновационная инфраструктура и начата реализация проектов, направленных на модернизацию промышленности и диверсификацию структуры экономики.

Третий этап - 2011 - 2015 гг. - будет самым продуктивным в части реализации Стратегии. В этот период будет происходить освоение введенных мощностей и развитие цепочек добавленных стоимостей в новых сферах - машиностроении, нефтехимии, информационных технологий и других. Произойдет кардинальная диверсификация структуры отраслей экономики и эксперта.

В процессе выполнения задач первого этапа были внесены изменения и заполнения в действующее законодательство, приняты новые законы, проведена работа по дальнейшей гармонизации отечественного законодательства в области внешторговой деятельности в соответствии с международными правилами.

В настоящее время инновационная деятельность в Республике Казахстан регулируется на основе следующих нормативных документов: Закон о науке РК, Патентный закон, Концепция инновационной деятельности РК, Программа инновационного развития Республики Казахстан, Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, закон об инновационной деятельности в Республике Казахстан, Закон об инвестиционных фондах, Закон о техническом регулировании, Закон о регулировании торговой деятельности, Закон об инвестиционном фонде Казахстана, Закон об информатизации, Правила формирования и аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности, Программа по формированию и равитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 гг.

Национальная инновационная система включает 4 основных элемента - научный потенциал, инновационные предпринимательство, инновационную и финансовую инфраструктуры.

Для законодательного обеспечения реализации Программы НИС был принят Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности», предусматривающий меры государственного стимулирования инновационной деятельности.

Целями реализации государственной поддержки инновационной деятельности являются:

) развитие инновационного потенциала Республики Казахстан;

) увеличение доли высокотехнологичной продукции в структуре валового внутреннего продукта;

) содействие переходу экономики Республики Казахстан на путь инновационного развития, основанного на внедрении и использовании наукоемких технологий.

Принципами государственной поддержки инновационной деятельности являются:

) соблюдение национальных интересов при осуществлении инновационной деятельности;

) равенство субъектов инновационной деятельности при получении государственной поддержки инновационной деятельности;

) комплексность и системность, обеспечивающие постоянное взаимодействие субъектов инновационной деятельности;

) прозрачность процедур государственной поддержки инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан по следующим основным направлениям:

) стимулирование инновационной деятельности путем создания организационных и экономических условий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;

) формирование и развитие инновационной инфраструктуры; 4) участие государства в создании и внедрении инноваций;

) повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств;

) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;

) международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности, включая трансферт технологий.

) переориентация производства на ресурсосберегающие технологии, производство экологически чистых продуктов;

) создание условий для внедрения инноваций;

) информационная поддержка и популяризация инновационных достижений;

) создание условий для обмена информацией и опытом между субъектами инновационной деятельности в разработке и реализации инновационных проектов.

Институты развития осуществляют финансирование проектов на всех стадиях проектного цикла, а также оказывают информационную и институциональную поддержку:

Центр маркетингово-аналитических исследований обеспечивает информацией о рынках, мировых тенденциях, изменениях внешней и внутренней конъюнктуры по конкретным товарам, отраслям, видам производств; проводит ряд исследований с авторитетными и опытными международными консалтинговыми компаниями в целях улучшения бизнес-среды, повышения уровня факторов, влияющих на конкурентоспособность экономики страны.

Оператором создания и развития инновационной инфраструктуры в Казахстане является "Центр инжиниринга и трансферта технологий", основными задачами которого являются оказание инжиниринговых услуг, трансферт передовых зарубежных технологий, оказание консультационных, информационных, юридических и иных услуг при трансферте технологий, маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий и анализ мировых тенденций развития в данной сфере.

. ИННОВАЦИОННАЯ ОСОБЕННОСТЬ СТРАТЕГИИ ВХОЖДЕНИЯ КАЗАХСТАНА В ЧИСЛО 50 НАИБОЛЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СТРАН МИРА

Стратегия, как известно, ориентирует на использование «внешних локомотивов» ускоренного экономического развития страны и исходит из необходимости освоения в этих целях всего нового и передового, что создается в мире. Применительно к сфере науки и технологий это значит необходимость более полного использования внешних источников инноваций. Сегодня повышение конкурентоспособности любой страны не может осуществляться без ее включения в процессы международного обмена знаниями и технологиями.

Большой опыт в этом отношении накоплен странами «догоняющего» типа развития экономики. Когда-то такой страной была Япония, затем ее опыт был перенят НИС Юго-Восточной Азии и рядом латиноамериканских стран, а в последствии Китаем и Индией. Дело в том, что деятельность, связанная с проведением исследований и разработок (R&D) требует значительных, все возрастающих вложений. Некоторые направления современной науки и технологий становятся настолько капиталоемкими, что самостоятельно их не может проводить ни одна даже развитая страна. Не случайно широкое распространение получили международные программы в области космических исследований, ядерной энергетики, авиастроения.

Поэтому для «догоняющих» стран столь характерна стратегия «заимствования» технологий инноваций. Ее сущность состоит в том, что эти страны, используя собственный инновационный потенциал, осваивают выпуск наукоемкой продукции, производящийся в развитых индустриальных странах. Далее наращивается производство продукции на основе развития научно-технического и промышленного потенциала, в результате чего появляется возможность самостоятельно проводить работы по всему инновационному циклу - от создания до реализации инновационной продукции. Такой подход в конечном счете стимулирует международную конкурентоспособность национальных компаний. Внося улучшения в осваиваемые иностранные технологии, фирмы выходят на внешние рынки готовой продукции. Страны, применяющие эту стратегию длительное врем, становятся крупными игроками на мировых технологических рынках. Так, в 90-е гг. ХХ в. Катай и Мексика вошли в число ведущих экспортеров высокотехнологичной продукции, увеличив объем ее экспорта за 10 лет в 5 40 раз.

Конечно, в прямом виде такая стратегия для Казахстана неприменима, с учетом его достаточно развитого, особенно на начальных стадиях, инновационного цикла, научно-технического потенциала. Тем не менее, опыт «догоняющих» экономки может быть весьма полезен, поскольку он демонстрирует возможность достижения успехов в освоении наукоемких технологий, повышении объемов производства и экспорт инновационной продукции в результат «открытости» для зарубежных знаний, способности и желании использовать международные рынки технологий. Именно на это ориентирует стратегия повышения рейтинга конкурентоспособности Казахстана. К тому же надо учитывать, что больших результатов в освоении иностранных технологий не добиться без подключения собственного научно-технического потенциала. Он выступает своего рода «пропуском» для доступа к зарубежным технологиям. Более того, правильный подход к переносу передовых технологий, как показывает опыт «догоняющих» стран, в конечном счете, приведет к развитию собственной инновационной деятельности. Таким путем можно добиться усиления инновационной направленности казахстанской науки, чего ей пока недостает.

Внешний трансферт технологий особое значение имеет для развития такого направления инновационной деятельности, как исследования и разработки непосредственно на предприятиях. Пока это является наиболее слабым звеном формирующейся в стране инновационной системы.

Какие элементы опыта «догоняющих» стран могут быть использованы в развитии инновационной деятельности на предприятиях Казахстана, с учетом неразвитости потенциала «заводского» сектора науки? Прежде всего, это то обстоятельство, что в НИС на первом этапе преобладают разработки, ориентированные не на получение совершенно новых продуктов или процессов, а на совершенствование уже существующих. Длительное время в НИС главным содержанием промышленных исследований и разработок являлось приспособление зарубежных технологий к местным условиям. При этом обязательным условием является «натурализация» получаемой технологии, то есть ее дооснащение узлами и компонентами национального производства. Обычно национальные правительства специально стимулируют такие усилия. Именно на разработке местных материалов и компонентов, которые могут быть включены в процесс получения готовой продукции по иностранным технологиям, могут сконцентрироваться промышленные предприятия Казахстана в своей инновационной деятельности на начальном этапе. Впоследствии можно будет переходить к более радикальным инновациям. В последние годы фирмы Индии, Мексики, Бразилии, накопив опыт модифицирующих инноваций, переходят к использованию разработок для получения продуктов или процессов, новых даже для индустриально развитых стран.

Для подготовки перехода от «модифицирующих» к «радикальным» инновациям важное значение имеют координирование внешних источников знаний и соединение их с внутренними усилиями исполнителей промышленных исследований и разработок. Здесь уже не ограничиваются «обучением» у иностранных компаний, но развивают контрактные исследования с местными исследовательскими подразделениями. Большое значение приобретают совместное с фирмами-партнерами использование патентов, доступ к академической базе знаний (в нашем понимании представленной университетами и бывшими академическими институтами). В этой связи развиваются проекты, финансируемые промышленностью, увеличивая тем самым долю университетских бюджетов

. ТЕХНОПАРКИ

Одной из основных направлений государственной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности является формирование инновационной инфраструктуры, включающей создание специализированных субъектов инновационной деятельности государственного, межотраслевого, отраслевого и регионального характера. Сегодня очевидно, что полноценная инновационная деятельность в стране не может развиваться без таких новых объектов инновационной инфраструктуры, как технопарков, технологических бизнес-инкубаторов, венчурных фондов, высокотехнологичных компаний, а также без проведения конкурсов инновационных идей.

Технопарки - основополагающий элемент создаваемой в республике национальной инновационной системы. Главная задача, которая ставится перед технопарками, - посредством предоставления в пользование инициаторам инновационных проектов производственных площадей и коллективных бизнес-услуг обеспечить благоприятные условия для коммерциализации научных разработок и их внедрения в промышленное производство.

Согласно Закону РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 07.07.2006 г. технопарки осуществляют следующие виды деятельности:

) управление материально-техническим комплексом;

) привлечение потенциальных субъектов инновационной деятельности для участия в развитии технопарка;

) эксплуатационное обслуживание инфраструктурных ресурсов, оказание услуг субъектам инновационной деятельности, осуществляющим деятельность на территории технопарка;

) представление интересов субъектов инновационной деятельности, осуществляющих деятельность на территории технопарка, в отношениях с государственными органами;

) оказание содействия в приобретении инновационных технологий и обмене информацией между научно-исследовательскими организациями, организациями образования и другими субъектами инновационной деятельности, осуществляющими деятельность на территории технопарка;

) предоставление на договорных условиях работ и услуг, необходимых для осуществления инновационной деятельности;

) иную деятельность, не противоречащую законодательству Республики Казахстан.

Для этого технопарки должны располагать материально-технической базой, включая объекты недвижимости на праве собственности или праве постоянного или долгосрочного временного землепользования, необходимой для оказания содействия субъектам инновационной деятельности.

В республике формируется двухуровневая система технопарков - национальные научно-технологические парки и региональные технологические парки. Национальные технопарки ориентированы на создание в Казахстане новых отраслей, которые должны способствовать обеспечению будущей конкурентоспособности казахстанской экономики.

Отличительной особенностью национальных технопарков является наличие режима Специальной экономической зоны с льготным налогообложением. К национальным научно-технологическим паркам относятся, например, Парк информационных технологий (пос. Алатау), Национальный индустриальный нефтехимический технопарк (г. Атырау), технопарк ядерных технологий «Токамак» (г. Курчатов), технопарк космического мониторинга (Алматы, Астана и Приозёрск).

Региональные технопарки, среди которых Алматинский технологический парк (Алматы), Технопарк «Алгоритм» (Уральск), технопарк «Бизнес-Сити» (Караганда), создаются с целью определения, раскрытия и развития инновационного потенциала, инновационной способности региона, обеспечения потребности экономики региона в инновационных продуктах. На региональном уровне системообразующими составными частями технопарков являются промышленные предприятия регионов, научные и академические организации. Региональные технопарки обеспечивают поэтапное повышение технологического уровня экономики и создают условия для малого и среднего наукоёмкого и технологичного бизнеса.

Главной целью технопарков является определение, раскрытие, развитие инновационного потенциала страны и, в особенности, ее регионов, а также обеспечение потребности экономики в инновационных продуктах. Создание и дальнейшее развитие технопарков призвано решить основную задачу в формировании конкурентоспособного перерабатывающего сектора экономики - укрепление связи науки с производством, внедрение современных технологий, повышение производительности труда в промышленности и, как следствие, производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Внедрение и работа технопарков в Казахстане осуществляется по современной европейской модели, имеющей следующие особенности:

наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (это способствует формированию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг);

система обслуживания, состоящая из сложного и простого сервиса, набираемого из фирм, которые образуют необходимый для сложившегося состава инновационных предприятий сектор обслуживания.

Как свидетельствует зарубежный опыт, малое и среднее предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая инновационного потенциала промышленно развитых стран. Малые и средние инновационные фирмы являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

Дальнейшее развитие технопарков в Казахстане призвано решить задачи укрепления связей науки с производством, внедрения современных технологий, повышения производительности труда в промышленности и, как следствие, производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

. ВЕНЧУРНЫЕ ФОНДЫ

Венчурный капитал (англ. Venture Capital) - капитал инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или конкурирующих на рынке предприятий и фирм. Венчурный капитал сопряжен с высокой или относительно высокой степенью риска. Он представляет собой долгосрочные инвестиции, вложенные в рискованные ценные бумаги или предприятия, в ожидании высокой прибыли.

Венчурные инвестиции - это, как правило, рисковые инвестиции, обладающие доходностью выше среднего уровня.

Несмотря на наметившуюся государственную поддержку венчурных фондов, результаты показывают малое количество, как самих венчурных фондов, так и реализуемых ими проектов. Основными причинами этого стали дефицит интересных инновационных проектов, неосведомленность инноваторов о возможностях венчурного финансирования, ограниченные объемы финансирования. Это привело к формированию слабой венчурной инфраструктуры, ее концентрации в основном в городе Алматы.

При этом практика показывает, что венчурные фонды оперируют в непосредственной близости от своего месторасположения, их деятельность в регионах практически не представлена. Кроме того, отсутствуют условия для развития венчурных капиталистов - «бизнес-ангелов». В стране нет данных об их примерном количестве, их деятельность официально не признается предпринимательством. При этом ни один закон, касающийся инновационной деятельности, не отражает в должной мере понятие венчурного финансирования и, как следствие, отсутствует поддержка на законодательном уровне.

Национальный инновационный фонд (НИФ) развивает венчурную инфраструктуру в Казахстане: фонд является партнером в шести венчурных фондах Казахстана:

АО "Фонд Высоких технологий "Арекет"

АО "Венчурный фонд "Адвант"

АО "Акционерный Инвестиционный Фонд Рискового Инвестирования "Венчурный фонд Сентрас"

- АО "Венчурный фонд Glotur Technology Fund"

АО "Аlmaty venture capital"

АО "Logycom perspective innovations"

Фонды созданы совместно с местными инвесторами на принципах государственно-частного партнерства. Доля НИФ в казахстанских венчурных фондах - до 49%. Инвестиционная политика данных фондов направлена на поиск и привлечение проектов в области IСT-технологий, новых строительных материалов, фармацевтики и других перспективных отраслях, имеющих экспортный потенциал.

Национальный инновационный фонд Казахстана намерен создать в республике два новых венчурных фонда для финансирования высокотехнологичных и высокорисковых проектов.

В настоящее время все существующие в республике венчурные фонды сосредоточены в Алматы, но планируется создание регионального венчурного фонда под названием «Каспий» совместно с акиматом Мангистауской области, а также создание отраслевого венчурного фонда совместно с дочерним предприятием национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» - казахстанским институтом нефти и газа.

Также есть большая заинтересованность в организации подобных фондов со стороны акиматов Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей, ведется работа с «Казахтелекомом» (национальным оператором связи) по возможному созданию отраслевого венчурного фонда.

инновационный фонд казахстан технопарк

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкуренция составляет основу динамичного развития индустриального общества, первоначально имеет форму свободной конкуренции частных производителей на открытых рынках и преимущественно ценовой механизм ее реализации на внутреннем и зарубежных рынках. При этом само понятие конкуренции, развивающееся на протяжении трех веков, динамично меняется. Высокий уровень производства и потребления ВВП на душу населения способствует в развитых странах созданию более качественных условий для межстрановой и межфирменной конкуренции в мировом экономическом пространстве. В ходе индустриального развития в рыночной среде созревают новые конкурентные условия, меняющие общий вектор конкуренции от преимущественного использования сравнительных национальных преимуществ к использованию динамично меняющихся конкурентных преимуществ, основанных на научно-технических достижениях, инновациях на всех стадиях - от создания товара до продвижения его от производителя к потребителю. Сравнительные преимущества даны стране от природы, они статичны, не вечны и не воспроизводимы. Конкурентные преимущества динамичны, связанны с инновациями, развитием человеческого капитала, интеллекта и по своей природе безграничны. Интеграция в одной стране сравнительных и конкурентных преимуществ усиливает ее конкурентоспособность в глобальном экономическом пространстве.

Конкуренция за потребителя приобретает все более агрессивный характер - выживает сильнейший инноватор. Создание гибких альянсов, взаимный обмен конкурентов-партнеров новейшими научно-техническими достижениями, инновациями, ноу-хау обогащают друг друга и усиливают конкурентоспособность обеих сторон. Одновременно государство изыскивает новые способы регулирования создания альянсов с чрезмерной монополизацией производства для защиты «добросовестной» конкуренции.

Постиндустриальное общество, формирующееся с середины 70-х гг., базируется на производстве наукоемких товаров и интеллектуальных услуг. Выше всего ценятся знания, информация, на базе которых развиваются информационные технологии. В настоящее время особый интерес представляет проблема конкурентоспособности в условиях глобализации мирового хозяйства и формирования ново экономики - «экономики знаний».

В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития большую актуальность для Казахстана представляют два параметра ИГК, связанные с технологическим измерением национальной конкурентоспособности, - технологическая готовность и инновации. Анализ состояния инновационной сферы в Казахстане показывает, что и производство, и наука постепенно адаптируются к требованиям рыночного механизма создания и распространения новых знаний и технологий. Однако они пока далеки от того, чтобы стать основными звеньями национальной инновационной системы, соответствующей потребностям долгосрочного развития. Для них характерны структурные диспропорции, взаимная изолированность, низкая инновационная активность. Одной из главных причин является отсутствие институциональных основ для мотивации экономических агентов в предпринимательском секторе к инновациям, а в исследовательском секторе - прикладной деятельности, ориентированной на создание инновационного потенциала для промышленности. Поэтому актуальным является формирование институциональных условий повышения инновационной активности. Это объясняется тем, что в инновационной сфере нет необходимой «критической массы» финансирования из различных источников, нет достаточной инфраструктуры, не отлажен механизм устойчивых связей между основными звеньями инновационного процесса - НИИ, вузами, промышленными предприятиями. Не получает развития малый инновационный бизнес, недостаточно крупных технологических корпораций.

В Казахстане экономическая среда в целом пока малоблагоприятна для инноваций. Она характеризуется неразвитостью связей государственного и вузовского сектора науки с промышленностью, отключенностью банковской системы от кредитования инновационных процессов, низкой инновационной активностью частного капитала, ориентацией Правительства на поддержку малого бизнеса в целом без учета его инновационного потенциала, зачаточным рынком посреднических услуг по развитию бизнеса. Правительство должно сформировать специальный механизм развития инновационной деятельности. Он должен базироваться на таких принципах, как:

сильная система налоговых льгот и стимулов для всех участников инновационных процессов;

взаимодополняющее участие государства и рынка в инновационных процессах;

разделение инновационных рисков меду государством и бизнесом;

использование децентрализованных каналов государственной поддержки инновационной активности;

обеспечение открытости и прозрачности деятельности институтов развития.

Сегодня повышение конкурентоспособности любой страны не может осуществляться без включения в процессы международного обмена знаниями и технологиями. Большой опыт в этом отношении накоплен странами «догоняющего» типа развития экономики: сперва - Японией, затем НИС Юго-Восточной Азии и рядом латиноамериканских стран, впоследствии - Китаем и Индией.

Более того, правильный подход к переносу передовых технологий, как показывает опыт «догоняющих» стран, в конечном счете, приведет к развитию собственной инновационной направленности казахстанской науки, чего ей пока недостает.


1. Особенности формирования казахстанской инновационной системы на основе конкурентоспособности национальной экономики

. Инвестиционная политика в РК

. Реализации инновационной стратегии в Республике Казахстан

. Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Казахстан

. http://www.nif.kz/about_us/information/

Похожие работы на - Инновационный фонд Казахстана

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!